В века гонений на христиан и порицаний на их святую веру апологетический род сочинений был самым господствующим в церковной письменности. Всякий образованный христианин, если только решался выступить на вид в качестве писателя, чувствовал себя обязанным прежде всего сказать слово в защиту гонимых своих собратьев и той веры, которую он содержал вместе с ними, не смотря на все опасности. Конечно, в первые времена гонений защитникам христианства естественно было озаботиться более ограждением самих христиан от несправедливости судебных приговоров, нежели ученым опровержением языческих понятий о христианской вере и противохристианских сочинений. Но потом, когда гонения оказались неотвратимыми, апологетические сочинения их, оставив судебный характер защитительных речей, или апологий в теснейшем значении этого слова, приняли вид поучений о свойствах истинной веры с применением их к вероучению Церкви, увещаний в превосходстве христианства перед всеми другими вероучениями и обличений всякого рода противохристианских понятий и сочинений. Таким образом, вообще говоря, апологии были двоякого рода: одни имели характер судебный и писаны были с целью оградить самих христиан от гонений; другие представляли собой ученые сочинения, писанные в защиту христианской веры от разного рода порицаний и в доказательство превосходства ее перед всеми другими вероучениями. Первый род апологий Несмотря на то, что гонения на Церковь были постоянны, при общем взгляде на них не трудно заметить, что до времени Марка Аврелия они происходили не столько от воли правительства, сколько от несправедливой ненависти языческого народа к христианскому имени. Отсутствие определенных законов против Церкви и беспорядочность судопроизводства над христианами давали христианским защитникам надежду найти даже опору себе в римских государях против свирепости со стороны народа, тем более, что тогда, по выражению римлян, управляли вселенной то справедливость в лице Адриана, то кротость в лице Антонина Нежного, то сама мудрость в лице Марка Аврелия. С такой именно целью писали свои апологии Кодрат, епископ Афинский, и Аристид философ 400 в царствование Адриана, Иустин Мученик при Антонине и наконец Мелитон, епископ Сардийский 401 , Клавдий Аполлинарий, епископ Иерапольский 402 , Афинагор и Мильтиад 403 в царствование Марка Аврелия. Кроме небольших отрывков 404 из апологий Кодрата и Мелитона, до нашего времени в целости сохранились апологии Иустина Мученика и Афинагора. О прочих апологетических трудах этого рода остались только свидетельства, показывающие, что по своему достоинству они были не ниже тех, которые нам известны. Вообще, судя по апологиям Иустина и Афинагора, это были прошения о справедливости к христианам, или, по крайней мере, о правильности судопроизводства над ними, обращенные к лицам самих императоров и подкреплявшиеся оправданием христиан от обвинений в тех преступлениях, которые несправедливо считались в народе неразрывными с исповеданием христианства. Апологии св. Иустина Мученика

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

В своей непоколебимой приверженности к учению, которое он получил от Апостолов, Поликарп был надежным оплотом против опасностей, угрожавших Церкви с разных сторон. «Он всегда учил тому, что узнал от Апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно», – почему он, «достовернейший и надежнейший свидетель истины», – так говорит о нем святой Ириней (Adv. haer. 3:3, 4). Этим объясняется сильное влияние Поликарпа на Мало-Азийския Церкви. Противники обвиняли его, что он – учитель Асии, отец христиан, разрушитель богов, научающий многих не приносить жертв и не поклоняться (Mart. S. Polyc.12:2: Ο τς στιν τη ς σας διδσκαλος, πατρ τω ν Χριστιανω ν, τω ν μετρων θεω ν καθοαρτης, πολλος διδσκων μ θει νμηδè προσκυνει ν). Он сам был окружен учениками, которые почитали его так, как сам был окружен учениками, которые почитали его так, как сам он некогда почитал учителя-Апостола (см. интересные подробности в Послании Смирнян, гл. 13); из них наиболее известны Ириней, Мелитон Сардийский , Клавдий, Аполлинарий и Поликрат. Предание далее утверждает, что он послал Андохия, Бенигна и Фирса для распространения Евангелия в Галлии, но достоверность его сомнительна; хотя, с другой стороны, приведенное выше обвинение против Поликарпа дает достаточное свидетельство, что интересы миссионерства в его деятельности стояли не на последнем месте. Таким образом долголетняя жизнь Поликарпа определяется для нас тремя несомненными и важными фактами: в юности – он ученик Апостола Иоанна и других самовидцев Господа, в расцвете своих сил – епископ Смирны и доверенный сотрудник Игнатия, в преклонных летах – учитель знаменитого впоследствии Лионского епископа Иринея. Более полные сведения мы имеем относительно последних лет его жизни. В конце своей жизни Поликарп посетил Рим, когда на Римской кафедре был Аникита (154/155–166/167 гг.). Какая была причина и цель этого посещения, неизвестно. Ириней в Послании к Виктору свидетельствует, что Поликарп и Аникита имели беседу о многих церковных вопросах современной жизни, в особенности же о волновавшем тогда Церковь вопросе относительно времени празднования Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Переходим к сведениям бл. Иеронима о епископе Иерапольском Аполлинарии. В „Каталоге» читаем следующее: „Аполлинарий, епископ Азийского города Иераполя, славился при императоре Марке Аврелии Вере, которому и подал замечательную книгу, написанную в защиту христианской веры. Существуют и другия его творения, а именно: пять книг „Против язычников” и две книги „Об истине» и „Против катафригов”, в то время по почину Монтана в первый раз появившихся вместе с безумными пророчицами Прискиллой и Максимиллой» 276 . Это известие бл. Иеронима только перевод из 27 гл. книги „Церковной Истории» Евсевия. Впрочем, есть одно различие: бл. Иероним не упоминает о двух книгах „Против Иудеев”. Быть может, об этих книгах не упоминалось в той рукописи „Церковной Истории» Евсевия, которою пользовался бл. Иероним. По крайней мере, и Руфин в своем переводе „Церковной Истории» Евсевия пропускает при перечне книг Аполлинария анти-иудейские сочинения этого апологета. В 18-й гл. „Каталога» бл. Иероним говорит: „Иоанн обнародовал Иудейское предание о тысячелетии, которому последовали Ириней, Аполлинарий и другие, которые говорят, что по воскресении Господь во плоти будет царствовать со святыми» 277 . Всего вероятнее, что здесь бл. Иероним разумеет не Аполлинария Иерапольского, но Аполлинария Лаодикийского, о хилиастических убеждениях которого автор „Каталога» не раз упоминает в своих сочинениях. Обращаем внимание на то, что в 18 гл. „Каталога» имя Иринея стоит прежде имени Аполлинария. В трактате о Мелитоне, епископе Сардийском (гл. четвертая), мы видели уже, что бл. Иероним в письме к Магнусу восхваляет антиеретические сочинения Мелитона и Аполлинария, совершенно умалчивая об апологетических сочинениях этих епископов-апологетов 278 . 260 Аполлинарий, которого Ориген приветствуст в заключении письма к Африкану, – наверно не Аполлинарий, еп. Иерапольский („Apologeten» S. 232, Anm. 308). NB. Апологет Иерапольский в большинства рукописей называется не Аполлинарием, но Аполинарием. Так он назван у Евсевия, в Пасх. Хронике и у Фотия (Herzog: „Real-Enc.» i-ter. В., S. 419 Hamb. 1851). Но мы держимся общенринятого в наше время правописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Однако мы можем сделать еще один шаг: в скудных писаниях так называемых апостольских отцов очень мало аллюзий на Новый Завет, они дышат атмосферой исходной устной традиции. Автор «Дидахе» был хорошо знаком с Евангелием от Матфея. Первое послание Климента обнаруживает близкое сходство с посланиями Павла. В коротких посланиях Игнатия чувствуется влияние Иоанновой христологии. Поликарп (умерший в 155 г. по Р.Х. очень пожилым человеком), ученик самого Иоанна, пользуется Первым посланием Иоанна и тем самым косвенно свидетельствует об истинности евангелия, поскольку обе эти книги неразрывно связаны. То же самое можно сказать о Папии (ум. ок. 150), который был учеником Поликарпа и, вероятно, слышал самого Иоанна. Он «пользуется Первым посланием Иоанна». Перечисляя апостолов, чьи живые слова он в молодости складывал в сердце, Палий помещает Иоанна на необычное место, рядом с другим евангелистом, Матфеем, и называет имена Андрея, Петра и Филиппа в том же порядке, что и Иоанн (Ин. 1:40–43); отсюда некоторые также делали вывод, что он был знаком с четвертым евангелием. Есть основания полагать, что именно Папий написал спорный текст о женщине, взятой в прелюбодеянии, в качестве иллюстрации к Ин. 8:15; по словам Евсевия, Папий упоминал подобный случай в своем утраченном сочинении. Все эти факты в совокупности позволяют говорить, по крайней мере, о большой вероятности того, что Папий был знаком с творениями Иоанна. В единодушном свидетельстве Поликарпа и Палия звучит голос Иоанновой школы, существовавшей в тех самых местах, где в последние годы трудился апостол, — его преемниками стали Поликрат в Ефесе, Мелитон в Сардисе, Клавдий Аполлинарий в Иераполе, а также Потин и Ириней в Южной Галлии. В то, что в поместные церкви могло проникнуть подложное евангелие, носившее имя их почтенного духовного отца и праотца, просто невозможно поверить. Наконец, последний стих приложения, Ин. 21:24, представляет собой еще более древнее свидетельство кого–то из близких друзей и учеников Иоанна — возможно, тех самых, которые, если верить древнему преданию, убедили апостола написать евангелие. Текст собственно евангелия, вероятно, заканчивался предложением: «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие». К этим словам пресвитеры добавили свое свидетельство, составленное во множественном числе: «И знаем, что истинно свидетельство его». Художественному произведению подобная анонимная приписка не принесла бы никакой пользы. В таком виде эти слова могут быть либо лжесвидетельством Псевдо–Иоанна, либо подлинным свидетельством друзей настоящего Иоанна, которые первыми прочли его книгу и опубликовали ее до или после смерти апостола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИАН [Клавдий Клавдиан; лат. Claudius Claudianus] (кон. IV - нач. V в.), лат. поэт. Род. в Египте, вероятно в г. Александрия; в стихотворениях К. называет р. Нил и о-в Фарос родными местами ( Claudiani Carm. minora. 19. 3; 22. 56); Александра Македонского он именует «основателем отечества» (conditor hic patriae - Ibid. 22. 20). Указания на егип. происхождение К. сохранились у Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. IX 274) и в визант. словаре Суда (Suda. K 1707). Утверждение Иоанна Лида , что К. род. в обл. Пафлагония в М. Азии, является ошибочным ( Lyd. Mag. I 47; см.: MGH. AA. T. 10. P. III-V). Дата рождения К. неизвестна, в стихотворении 397 г. он называет себя молодым человеком ( Claudiani Carm. minora 22. 6). Возможно, отец К. принадлежал к военной или чиновнической аристократии из зап. провинций империи и жил в Египте по долгу службы. К. получил классическое лат. образование. Незадолго до 395 г. К. переселился в Италию. Под этим годом в хронике Проспера Аквитанского сообщается: «Получил известность замечательный поэт Клавдиан» (Hoc tempore Claudianus poeta insignis innotuit - MGH. AA. T. 9. P. 463). Позднее в поэтическом обращении к Пробину К. упоминал, что 1-й его латинской поэмой был панегирик консулам Олибрию и Пробину: «В твое консульство мы впервые испили из римских источников, и муза Талия облачилась в латинскую тогу» ( Claudiani Carm. minora. 41. 14). По традиции панегирик консулам был обнародован в Риме. Поэт стал известен в придворных кругах, впосл. ему оказывал покровительство военачальник и регент Флавий Стилихон († 408). Вскоре после этого К. поселился в Медиолане (ныне Милан), где находилась резиденция имп. Гонория (395-423), и фактически стал придворным поэтом. В стихотворных откликах на политические события он неизменно восхвалял своих покровителей и осуждал их противников. В 3 панегириках, посвященных консульствам имп. Гонория (в 396, 398 и 404), представлен идеализированный образ императора и военачальника. Для публичного чтения самого пространного своего панегирика (в 3 книгах), посвященного консульству Стилихона (400), поэт вновь посетил Рим. По просьбе императоров Гонория и Аркадия за этот панегирик римский сенат постановил воздвигнуть статую К. на форуме Траяна. На постаменте статуи была помещена надпись на лат. и греч. языках. В лат. версии говорилось: «Клавдию Клавдиану, светлейшему мужу, трибуну и нотарию, среди прочих достойных искусств славнейшему из поэтов» (CIL. T. 6. N 1710). Греческая версия представляла собой элегический дистих, в ней не упоминалось о должности К., поэта сравнивали с Гомером и Виргилием. О том, что К. занимал должности трибуна и нотария, упоминается также в его произведениях ( Claudiani Carm. minora. 25).

http://pravenc.ru/text/1841193.html

Эта борьба никогда не теряла характера чисто интеллектуальной борьбы: с начала до конца она держалась в области идей, велась с помощью чисто умственных средств и только весьма редко унижалась до степени грубой борьбы материальных сил. Со времен Адриана (117–138) эта внутренняя борьба христианских и греко-языческих идей представляется борьбою двух философских партий, партии неоплатоников, вооруженных всею ученостью языческой науки 30 , и партии христианских мыслителей, соединявших с языческою ученостью глубокое понимание откровенного учения Христова. Представителями последней стороны выступают: Кодрат и Аристид в царствование Адриана; в царствование Марка Аврелия (161–170) их сменяют Иустин мученик , Мелитон, Клавдий, Аполлинарий, Мильтиад, Афинагор, Феофил антиохийский , Татиан и Ермий . Все эти защитники христианства, хотя и обладали философским образованием язычников и отличались глубоким благочестием, силою слова, смелостью и презрением к жизни; но не обладали тою эрудицией, тем обилием и разнообразием мыслей, тою тонкостью, силою и глубиною суждения, которыми прославили себя следующие за ними апологеты. Вследствие этого ученая борьба между ними и языческими учеными не привела ни к чему решительному и продолжалась с переменным счастьем почти до половины века. Около этого времени стало усиливаться и приобретать славу александрийское огласительное училище, противоположное школе неоплатоников. С обширным и обстоятельным изучением языческой философии и языческих древностей училище александрийское соединяло основательное историческое изучение христианства и священных книг еврейских. Оно дало образование замечательнейшим философам и знаменитейшим защитникам христианства – Клименту александрийскому и Оригену , и видимо наклонило успех борьбы между христианскими и языческими идеями на сторону христиан 31 . В борьбе между греческими противниками и апологетами христианства как нельзя яснее обнаружился философский склад греческого ума, как господствующая черта национального характера греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Н.Лебедев Введение Ближайшие, частные мотивы, коими вызывалось появление апологий, были различны, а этим определялось и различие их ближайшей цели и назначения, что в свою очередь влияло на различие их внутреннего характера и самого содержания. Большая часть апологий 2-го века имела своею целью защитить дело христиан перед римскими императорами или их наместниками в провинциях и вообще пред римским правительством. Не дошедшие до нас защитительные речи Кодрата и Аристида написаны были к императору Адриану 1 ). Клавдий Аполлинарий, еп. Иерапольский 2 ), Мелитон Сардийский 3 ), которых апологии до нас также не дошли, писали к императору Марку Аврелию. Мильтиад писал апологию «к мирским властителям» 4 ), св. Иустин мученик -к Антонину Пию и к его приемным сыновьям Люцию Веру п Марку Аврелию, а также к римскому сенату и народу римскому 5 ). " Πρεσυεα περ χριστιανν-Афинагора направлена тоже к Марку Аврелию 6 ). Тертуллиан писал свое апологетическое послание к карфагенскому проконсулу Тертуллу Скапуле, а его «Apologeticus» (т. e. sermo) направлен к африканским наместникам римской империи вообще (antistites imperii romani) 7 ). Деметриан, к которому написано одно из писем св. Киприана, был также, должно быть, важное правительственное лицо 8 ). Апологии христианства, в форме челобитных к предержащей власти, имели место исключительно только во 2 веке. Но потом, вероятно, вследствие признания их бесполезности для той ближайшей цели, которой они стремились достигнуть, они были оставлены. С того времени, как римские императоры стали христианами, этот род апологий должен был и совсем прекратить свое существование, как более ненужный. Отступничество Юлиана и притеснения церкви с его стороны должны бы были оживить этот род апологий. Но при жизни Юлиана таковых ему не было подано. После его смерти писали не столько апологетические, сколько полемические слова против него св. Григорий Богослов 9 ) и Златоуст 10 ). А книги Кирилла Александрийского против Юлиана имеют в виду не его действия, как правительственного лица, а его мнения, как философа, и следовательно не могут быть отнесены к этому роду апологий.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/sochine...

PL21: Руфин Аквилейский ; Пелагий Британец PL22–30: Иероним Стридонский (т. 27: «Хроника» с продолжением Проспера Аквитанского; в т. 30 включены тексты папы Мартина V) PL31: Флавий Луций Декстер (подложное сочинение 16 в.); Орозий; Лепорий PL32–47: Аврелий Августин ; также, помимо его сочинений, в т. 41 помещены: пресвитер Авит; Лукиан (пресвитер Кафар Гамалы); Анастасий–библиотекарь; Север с Менорки; в т. 42: Кводвультдей; Секунд (манихей); Орозий; Алкуин; в т. 44: одно письмо Проспера Аквитанского; в т. 45: ряд текстов Проспера Аквитанского; в т. 46: Поссидий (епископ Каламы) PL48: Марий Меркатор PL49: Иоанн Кассиан PL50: Иоанн Кассиан ; Пахомий; Вигилий (диакон); Фастидий (епископ); Целестин I (папа Римский); Антонин Гонорат (епископ Константины); Сикст III (папа Римский); Викентий Лиринский ; Евхерий Лионский; Иларий Арелатский PL51: Проспер Аквитанский; Идаций (епископ Аквэфлавийский); Марцеллин Комит PL52: Пётр Хрисолог ; Валериан (епископ Кемелийский); Никита (епископ Аквилейский) PL53: Сальвиан Массилийский; Арнобий Младший; Клавдиан Мамерт; Патрик Ирландский ; Капреол Карфагенский; Урбан (пресвитер); Евстафий (переводчик «Шестодне- ва» Василия Кесарийского ) PL 54–55: Лев I (папа Римский) PL56: Анонимные сочинения по каноническому праву PL 57: Максим Туринский PL58: Иларий (папа Римский); Симплиций (папа Римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риез- ский); Феликс III (папа Римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов» PL59: Геласий I (папа Римский); Авит Вьенский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций PL60: Пруденций; Драконций PL61: Павлин Ноланский ; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор PL62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа Римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа Римский); акты Халкидонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

48 . Митрофан Подорогин, 54 л. 49 . Евграф Воробьев, 51 г. 50 . Евкарпий Салов, 55 л. 51 . Епифаний Авдеев, 50 л. 52 . Доримедонт Чемоданов, 46 л. 53 . Иоанн 1-й Кузнецов, 58 л. 54 . Иоанн 2-й Максименко, 53 л. 55 . Протасий Новиков, 52 л. 56 . Аполлинарий Зернушкин, 57 л. 57 . Авдий Подпальный, 52 л. 58 . Виталий Чубаркин, 52 л. 59 . Иероним Потапов, 46 л. 60 . Еварест Сапунов, 40 л. 61 . Елеазар Коломкин, 51 г. 62 . Диомид Егоров, 49 л. Иеродиаконы 63 . Памва Бычков, 61 г. 64 . Аффоний Вишняков, 49 л. 65 . Потапий Зеленов, 50 л. 66 . Иов Швецов, 45 л. 67 . Сионий Воронков, 46 л. 68 . Алипий Тарасов, 56 л. 69 . Иасон Черных, 44 л. 70 . Рафаил Кокорин, 39 л. 71 . Никодим Тумаев, 55 л. 72 . Паисий Вахреев, 52 л. 73 . Триффилий Белокозович, 54 л. 74 . Аристоклий Шляпников, 46 л. 75 . Кирион Гнездилов, 42 л. 76 . Македоний Померанцев, 58 л. 77 . Силуан Красников, 57 л. 78 . Палладий Юдаев, 47 л. 79 .Ипатий Малютин, 47 л. 80 . Амвросий Трошихин, 59 л. 81 . Климент Кильмяшкин, 49 л. 82 . Варнава Покатов, 42 л. 83 . Владимир Волков, 42 л. 84 . Анфим Рощин, 45 л. 85 . Анатолий 1-й Алексеев, 61 г. 86 . Анатолий 2-й Клевченков,41 г. 87 . Мардарий Ураев, 36 л. 88 .Филадельф Мишин, 40 л. 89 . Геласий Миронов, 53 л. 90 . Никанор Успенский, 56 л. 91 . Вонифатий Максатов, 51г. 92 . Гедеон Черкалов, 46 л. 93 . Иаков Марочкин, 40 л. 94 . Клавдий Кузьмин, 46 л. 95 . Авраам Лазарев, 38 л. 96 . Дамиан Ларичев, 48 л. 97 . Потамий Гужев, 41 г. 98 . Иерон Кулясов, 41 г. 99 . Горгоний Оловянников, 43.л. 100 . Серафим Медведев, 36 л. 101 . Иеракс Бочаров, 36 л. 102 . Иннокентий Лисицын, 35л. 103 . Ксенофонт Бондаренко, 39 л. Монахи 104 . Трофим Типняков, 63 л. 105 . Василиск Овсянников, 57л. 106 . Агафодор Прокофьев, 61г. 107 . Гавриил Малышев, 67 л. 108 . Модест Можей, 60 л. 109 . Аполлоний Гневушев, 56 л. 110 . Иоанникий Суворов, 60 л. 111 . Мелетий Глущенко, 51 г. 112 . Никодим Сморчков, 50 л. 113 . Маркелл Щедрин, 69 л. 114 . Нектарий Стрельников, 48 л. 115 . Мефодий Спиридонов, 53 л. 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Оставь волшебство твоё, – оно от ложной веры. Поклонись богам, как прилично всякому человеку. – Неужели ты не понимаешь, – ответил ему на это Хрисанф, – что мне помогает не волшебство, а сила Божия? Ты скоро поймёшь это, так как Господь ищет и твоего спасения! Между тем Клавдий приказал привязать Хрисанфа к столбу и жестоко бить его суковатыми палками. Но удары палок не оставляли даже следов на теле св. мученика. Все были поражены, и Клавдий, наконец, понял, что Хрисанфа охраняет сила свыше. Он приказал воинам: – Перестаньте мучить его. Я понимаю теперь, что Бог его велик и силён. Нам нечего больше делать, как только просить у Него прощения за принесённые Ему оскорбления. – И, упав вместе со всеми присутствующими воинами к ногам святого мученика, Клавдий произнёс: – Воистину, Бог твой – единый и всемогущий Бог . Умоляем тебя, приведи и нас к Нему, сделай нас Его рабами! Хрисанф начал объяснять им, что Бог близок ко всякому человеку, кто ищет Его сердцем; он говорил о могуществе Бога, о милосердии и благости Его. Все слушали с великим вниманием, а потом стали приводить и родственников своих. Через несколько дней множество язычников перешло на сторону истинной веры. Сам Клавдий, жена его Илария, два сына и многие другие из воинов приняли святое Крещение. Это дошло до слуха императора. Он приказал Клавдия утопить, а его семью и остальных новообращённых воинов казнить. Все они были усечены мечом, но с радостью приняли смерть свою. Между тем Хрисанфа и Дарию предали новым мучениям, но, как и прежде, сила Божия охраняла их, и знамения, которые Господь являл ради них, привели многих язычников к истинному Богу. В конце концов, Хрисанфа и Дарию вывели за город и закопали живьём в землю. Часто потом христиане собирались на том месте, где были заживо погребены эти святые мученики. Одно только пребывание на святом месте чудесным образом исцеляло больных. Мученик Никифор Память 9 февраля " " Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Иоан. 4:20 ). «И если семь раз в день согрешит против тебя [брат твой] и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, прости ему» ( Лук. 17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010