Только собственное мученичество, крещение кровью, делало возможным спасение таких грешников. 859 В противном случае они должны быть отлучаемы от Церкви. 860 Практически эти взгляды проявлялись главным образом в отношении к отпавшим от веры во время частых во II в. гонений. Монтанисты считали невозможным принимать их снова в общение, не дозволяли мученикам отпускать их грех и ходатайствовать за них перед Церковью, 861 рекомендуя только одно для восстановления в прежнее состояние – крещение кровью. 862 Такое отношение стояло в большой зависимости от взгляда раскольников на самое мученичество – крещение кровью. Это высшая ступень христианского совершенства. 863 Здесь достигается окончательная победа над миром и плотью. 864 Гонения допускает Сам Бог; Поэтому уклоняться от них, а тем более отказываться при них от исповедания веры во Христа, значит противиться воле Божией, отрекаться от Бога и Христа, от своего спасения и совершенства. 865 – Отсюда вполне понятным станет тот исторический факт, что при всех гонениях монтанисты сами стремились к мученичеству и всякие средства спастись считали недозволенными и недопустимыми. Среди них было много мучеников (Фемисон, 866 Александр 867 и многие другие, по утверждению монтанистов), чего не отрицали,– вообще, даже их противники. 868 Начавшись во Фригии, монтанистическое движение скоро распространилось по всей Малой Азии. Многие из христиан, увлекаясь видимой строгостью нравов монтанистов и их проповедью, присоединились к ним. Однако большинство народа 869 и особенно церковная иерархия открыто высказались против «нового пророчества». В опровержение монтанизма писали сочинения: Клавдий Аполлинарий, епископ Иерапольский, 870 Мильтиад, 871 Аполлоний , 872 Серапион Антиохийский, 873 какой-то неизвестный епископ или пресвитер 874 (Аноним, как он называется обычно в современной литературе) и другие. Новое учение подверглось тщательному обсуждению также на Иерапольском (в 70-х гг. II в.) 875 и нескольких других поместных соборах, 876 происходивших в Малой Азии. Было постановлено: признать его нечестивым и еретическим (выражение Евсевия), а преданных ему отлучить от Церкви и лишить общения с нею. 877

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Бассейны наполнены водой до самых краев, глубиной около аршина; дно их светится всеми цветами радуги, самыми яркими и чистыми. Там, где скат ровен и отлог, ручей извивается широкой лентой и расписывает дно разноцветными жилами по белому полю. Невдалеке от этих бассейнов был Плутониум – пещера, извергавшая смертоносное испарение. Страбон говорит, что испарения этой пещеры были так густы, что земли под ногами не было видно. Он сам впускал туда птиц, которые немедленно задыхались. Но в тихую погоду испарения были менее зловредны. Апулей также посещал эту пещеру и говорит о ней почти тоже, что и Страбон, но с благоговейным страхом, как бы о святилище, что дает нам понятие о том, в каком уважении было это место у древних. – Здесь-то, на обширной платформе, которая образована уступом скал, находился город Иераполис, или священный град, так названный по тем феноменам, которые в этом месте представляет природа, и по большому количеству храмов, воздвигнутых в нем разным божествам. Но, несмотря на это, политическое значение Иерополиса было ничтожно, и судьба этого города была непосредственно связана с судьбой Лаодикии. Христианская церковь была основана в Иераполе в I-м веке и ап. Павел упоминает о ней. По словам Поликрата ефесского в письме его к папе Виктору здесь проповедовал и умер ап. Филипп. По словам предания, он был распят на кресте. В конце I-ro века епископом иерапольским был Папий, известный церковный писатель, друг св. Поликарпа смирнского . В половине II-ro века епископом Иераполя был Клавдий Аполлинарий, долго боровшийся с монтанизмом и особенно известный по своей апологии христианству, какую он написал императору Марку Аврелию в 177 году. В то же правление Марка Аврелия епископом Иераполя был св. Аверкий, которого называют равноапостольным по великим подвигам, какие он предпринял для распространения слова Божия от Палестины до Рима. Когда он разрушил в Иераполе идолов, озлобленный народ устремился было, чтобы его растерзать, но, услышав его, остановился, внимая его учению от утра до вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том III  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том III АПЕЗАНОН СВЯТОГО АНТОНИЯ АГИОФАРАНГИТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ посвященный прп. Антонию Великому (митрополия Гортины и Аркадии К-польского Патриархата, Крит) АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории АПОЛЛИНАРИЙ (Клавдий Аполлинарий; II в.), еп. Иерапольский, апологет, свт. (пам. зап. 8 янв., 7 февр.) АПОЛЛОН Ксенофонтович Бабичев (1874-1937), мч. (пам. 10 нояб., и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АПОСТОЛИКИ ДИАКОНИЯ миссионерское общество в Элладской Православной Церкви, координирующее деятельность церковных организаций 99-100 100-102 102-103 103-112 112-113 113-119 119-121 121-124 124-125 125-128 129-131 АПОСТОЛЬСТВО одно из 4 существенных свойств Церкви, перечисленных в Никео-Константинопольском Символе веры 131-133 133-134 134-140 140-142 143-146 146-147 147-148 148-149 149-150 АРАБА употребляется в ВЗ как конкретный географический термин, обозначающий вытянутую с севера на юг зону долин вдоль р. Иордан АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ серия военных походов арабов-мусульман в VII в., приведшая к созданию на Ближ. Востоке мусульм. империи - Исламского халифата 151-152 152-155 155-160 160-161 161-163 163-164 164-165 166-168 АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК вместе с ханаанейскими (еврейским, финикийским, моавитским и др.) и угаритским входит в сев.-зап. группу семит. ветви афразийской языковой семьи 168-173 173-174 174-175 175-176 176-177 177-178 178-179 179-180 180-185 185-187 187-188 188-190 190-191 192-193 193-194 194-195 «АРЕОПАГИТИКИ» собрание богословских текстов на греческом языке, приписывавшееся святому Дионисию Ареопагиту 195-214 214-215 АРЕФА (Митренин Александр Федорович; (1879-1932), иером., исп. (пам. 24 окт., в Соборе Валаамских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Остается, поэтому, признать, что стихотворение против Марка сочинил современник Иринея, человек уже третьего поколения христиан; хотя несомненно, что он был старше св. отца и пользовался с его стороны большим уважением («лучший меня», «божественный старец и проповедник истины»). Кто именно, решить однако нельзя. Может быть, Мильтиар, Клавдий Аполлинарий, Мелитон, как думает Цан, 531 или даже предшественник Иринея по кафедре, епископ Лионский Пофин. При таком положении дела приведенные цитаты не могут, во всяком случае, внести ничего нового в исследование вопроса о христианском образовании Иринея. 532 Теперь мы можем суммировать данные, какие получаются при анализе цитат и ссылок св. отца на «пресвитеров». В Contra haereses, IV, 26,4 он определяет этим именем тех людей, которые «и хранят учение апостолов, и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и бессоблазнственную жизнь к утверждению и исправлению прочих» (qui et apostolorum doctrinam custodiunt, et cum presbyterii ordine ser-monem sanum et conversationem sine offensa praestant). 533 Главнейшее свойство, какое составляет их, так сказать, специфическую особенность, есть именно хранение (custodiunt) учения апостолов, или, как выражается св. отец в другом месте, апостольского предания. 534 Они – посредники в его передаче. Сами получили от апостолов и передают своим ученикам: Св. Ириней говорит, как мы видели, о чине пресвитерства (cum presbyterii ordine). Точно также в Contra haereses, III, 3, 1–3 и письме к Виктору именем «пресвитеров» называются у него римские епископы. Таким образом, дается, по-видимому, основание отожествлять первых с последними или, во всяком случае, полагать, что пресвитерство соединялось с какой-либо иерархической должностью. 535 – Но из писем св. Игнатия Богоносца к смирнянам (Гл. VIII-IX) и Поликарпу (Гл. VII) видно, что ко времени Иринея в Смирне существовали уже три формы иерархического служения с разделением обязанностей и наименований. Поэтому трудно предположить, чтобы св. отец смешивал имена. А с другой стороны, судя по Contra haereses, II, 22, 5, пресвитеров в Асии около Иоанна Богослова группировалось много (по крайней мере, не менее трех, на что указывает термин πντες). 536 И если бы они все были в чине епископа, то в Ефесе оказалось бы слишком много епископов, что совершенно невероятно. Остается, потому, вывод, что св. Ириней понимал пресвитерство не как иерархическую степень, а именно «как класс людей, хранящих апостольское предание. Само собой понятно, что такими хранителями могли быть и епископы, и пресвитеры в узко иерархическом смысле этого слова. 537

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Считают, что к малоазийской школе богословия принадлежали Мелитон Сардский, Клавдий Аполлинарий, Родон, Мильтиад 185 . Но от их сочинений дошли или только названия, или небольшие фрагменты. Исключение Мелитон, от которого до нас дошло несколько проповедей и различные фрагменты. К ним следует причислить и Аполлония , церковного писателя II-ro века, из Малой Азии Фрагменты из его сочинения «Против фригийской ереси» (т.е. против монтанистского раскола), приводит Евсевий в ЦИ (Кн. V, 18). Этот Аполлоний передает различные предания: о том, что Господь повелел апостолам, в течение 12-ти не отлучатся из Иерусалима, о том, как Иоанн Богослов воскресил умершего в Ефесе, пользуется Апокалипсисом от Иоанна и т.п. Последнего представителя этой школы находим уже в III веке. Это знаменитый епископ и мученик Мефодий (311), чаще называемый Мефодий Патарский , но правильнее было бы Мефидий Олимпийский. Хотя, даже древние свидетельства о месте епископства Мефодия разногласят между собой. Епископом Патарским его называют Леонтий Византийский и Иоанн Дамаскин 186 . Епископом Олимпийским его называют историк Сократ и Максим Исповедник 187 . Иероним говорит, что Мефодий сначала был епископом Олимпа Ликийского, а потом Тира 188 . Ученный Тиллемон, в 5 томе «Памятников церковных», считает это сообщение Иеронима сомнительным, т.к. на основании древних церковных правил, епископам запрещалось переходить с одной епархии на другую. Более того Тиллемон напоминает, что согласно Евсевию, епископом в это время в Тире был Тираннион, пострадавший во время диаклитианова гонения 189 . Аргументации Тиллемона принимает и Н. Сагарда , который так же считает сообщение Иеронима «ошибочным» 190 . Но проф. Е. Ловягин считает, что нет оснований сомневаться в сообщении Иеронима, выставляя против тезисов Тиллемона антитезисы из тех же древнецерковных правил (Апост. Пр. 14), и говоря, что Тираннион Тирский, был преемником Мефодия 191 . Мефодий личность уникальная и загадочная. Его богословие представляет некоторую «архаическую форму» уже для своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостол Павел свое первое послание к Коринфянам писал около времени пасхи (5:8: στε ορτζωμεν; ср. 16:8), и пасхальный символизм лежит в основании его ссылок и на Распятие (5:7: κκαθρατε τν παλαιν ζμην… κα γρ τ πσχα μν τθη Χριστ ς) и на Воскресение (15:20: νυν δ Χριστς γ γερται κ νεκρν παρχ τν κεκοιμημνων). На дни нисана 14-й и 16-й – дни пасхального агнца и принесения начатков плодов – церкви Апостола Павла, по-видимому, относили воспоминания о Распятии и Воскресении Христовом. В следующем веке квартодецимане (четыренадесятники), как показывает их название, праздновали 14-е нисана, а не 15-е, ибо теория Тюбингенской школы о том, что Иоанновы Церкви соблюдали 14-е нисана не как день Распятия, а Тайной вечери, – эта теория слишком предзанятая, чтобы ее опровергать. Определенные свидетельства в пользу 14-го нисана из потерянных писаний трех «святых отцов церкви» цитированы в «Пасхальной Хронике» (641 г. по Р. Хр. по изд. Ducange, стр. 6. 7). 1) Клавдий Аполлинарий Иерапольский – около 180 г. по Р. Хр. – в своем περι του πασχα λογος обвиняет в невежестве тех, которые день 14-й связывали не с истинною пасхой Господней, Жертвой Великой, но с Тайной вечерею 24 и Страдание относили к 15-му, ссылаясь на авторитет Евангелия от Матфея: – эта точка зрения, по его словам, стоит в противоречии с ветхоз. законом (по-видимому, потому, что пасхальный агнец служил ветхозаветным прообразом Христа) и вносит в Евангелия разногласия одного с другими (очевидно, потому, что датою св. Иоанна признается 14-е нисана). II) Климент Александрийский в труде, носящем то же название, противо­поставляет годы прежде общественного служения Христа, когда Он вкушал пасхального агнца, тому году Его учительства, когда Он не вкушал его, но пострадал 14 нисана, сам сделавшись пасхальным агнцем Божиим, и воскрес на 3-й день (16-го), в который закон повелевал священникам приносить снопы начатков. III) Св. Ипполит в сочинениях «О пасхе» и «Против всех ересей» (должно отличать от не столь давно открытого более обширного сочинения «Опровержение всех ересей») утверждает, что Христос вкушал вечерю прежде пасхи, но не законническую пасху: ουτος γαρ ην το Πασχα το προκεκηρυμενον και τελειουμενον τη ωρισμενη ημερα.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Анний Север, ближе не известен. III, 6; V, 1. Вероятно, тожествен с Аннианом, которому адресовано II, 16. Анния, эдикт Августа к нему о подвинутых детях. X. 65, § 3. Антея, жена младшего Гельвидия. IX, 13, § 4 и сл. Антоний, см. Аррий Антоний. Антоний Марк (143–87 гг. до н. э.), дед триумвира, один из первых ораторов Рима. V, 20, § 5. Антония Гармерида, отпущенница Антонии Максимиллы. Плиний просит для нее у Траяна квиритское право. X, 5, § 2. Антония Максимилла, родственница Плиния. X, 5, § 2. Анхария Сотерида, отпущенница, для которой Плиний просил у Траяна квиритское право. X, 11, § 2. Аполлинарий, см. Домиций Аполлинарий. Аппий, ближе не известен. IX, 35. Аппий Максим Луций, проконсул Вифинии при Домициане. X, 58, § 6. Аппулей, римский воин из Никомидийского гарнизона. X, 74, § 1. Апр, см. Флавий Апр, Валерий Алр. Арат, поэт III в. до н. э., родом из города Сод в Киликии; написал дидактическую поэму «Звездные явления ж приметы погоды». V, 6, § 43. Аристион (Аристон?), см. Клавдий Аристон. Аристон, см. Титий Аристон. Аристофан, знаменитый афинский поэт V в. до н. э., автор комедий. I, 20, § 19. Армений Брокх, проконсул (по-видимому, Ахайи); письмо к нему Домициана о подкидышах. X, 65, § 3: 66, § 2. Арриан Матур, римский всадник, уроженец Альтина (город в Транспаданской Галлии между Патавием (ныне Падуя) и Аквилеей, друг Плиния, поклонник литературы. I, 2; II, 11 и 12; III, 2, § 2; IV, 8; 12: VI, 2; VIII, 21. Аррий Антонин, дважды консул (в 69 г. и, вероятно, при Нерве), проконсул Азии, дед (с материнской стороны) императора Антонина. Писал греческие стихи. Человек высоких нравственных правил. IV, 3; 18; 27, § 6; V, 15. Аррионилла, жена Тимона; Плиний защищал ее на суде по просьбе Арулена Рустика. I, 5, § 5. Аррия (старшая), жена Цецины Пета, покончила с собою вместе с мужем, присужденным к смерти, в 42 г. Теща Тразеи Пета. III, 16; VI, 24, § 5. Аррия (младшая), дочь Цецины Пета и Аррии (старшей), жена Тразеи Пета, мать Фаннии, жены Гельвидия Приска. Была вместе с дочерью сослана Домицианом; при Нерве обе вернулись из ссылки. III, 11, § 3, 16; VII, 19, § 3 и сл.; IX, 13, §§ 3, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Аполлинарии» найдены статьи: АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АПОЛЛИНАРИЙ († ок. 568 г.), свт., Патриарх Александрийский АПОЛЛИНАРИЙ († 611), архиеп. Битуригский (современная Франция), свт. (пам. зап. 6 окт.) АПОЛЛИНАРИЙ (ок. 453 - ок. 520 до 534 г.), еп. Валенции, свт. (пам. зап. 5 окт.) АПОЛЛИНАРИЙ (Клавдий Аполлинарий; II в.), еп. Иерапольский, апологет, свт. (пам. зап. 8 янв., 7 февр.) АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля) АПОЛЛИНАРИЙ († III в.), мч. Триестский (пам. зап. 6 дек.) АПОЛЛИНАРИЙ (1808-1864), игум. бузулукского в честь Преображения Господня монастыря АПОЛЛИНАРИЙ (младший; † 390), еп. Лаодикии Сирийской, еретик, сын Аполлинария старшего АПОЛЛИНАРИЙ (старший), пресв. Лаодикии Сирийской Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Аполлинарии.html

Вместо обоснования этой догадки для Гарнака служит замечание Евсевия, что Аполлинарий „писал при самом возникновении монтанизма», – связанное с тем фактом, что Евсевий не цитует ни одной строки из сочинений Аполлинария, но пользуется при изображении монтанизма позднейшими писателями 272 . Других аргументов в пользу своей догадки Гарнак представить не может. Между тем с этой догадкой не мирятся благоприятные отзывы Серапиона, епископа Антиохийского, самого Евсевия и бл. Иеронима об антиеретической деятельности Аполлинария. Так, Серапион называет Аполлинария „блаженнейшим” („μακαριτατος») и рекомендует его антимонтанистические сочинения Карику и Понтию. Евсевий называет Аполлинария „сильным и непобедимым борцом против монтанизма», мужем, засвидетельствовавшим свое апостольское православие в своих сочинениях, другом истины. И во всей „Церковной Истории» нет ни одного намека на то, чтобы Евсевий подозрительно смотрел на православие епископа Иерапольского. Поэтому отсутствие цитат в „Церковной Истории» из антимонтанистических сочинений Аполлинария всего проще объяснять тем, что Евсевий знал эти сочинения из вторых рук (напр., из письма епископа Серапиона) или же тем, что историк не имел под руками в нужную минуту противоеретических писаний Аполлинария. Гарнак заподозревает также указание Евсевия, что антимонтанистическая полемика Аполлинария относится к тому времени, когда „ересь катафригов... только начиналась и Монтан с своими пророчицами только полагал фундамент своим лжеучениям” 273 . Апология Аполлинария, говорит Гарнак, адресована к одному Марку Аврелию, следоват., написана по смерти Люция Вера и до времени кесарства Коммода – между. 170 и 176 годами. В апологии продолжает критик, упоминается о поражении маркоманнов, событии совершившемся в 174 г. Следоват., апология написана немного ранее 176 г. Между тем Евсевий говорит, что сочинения „против катафригов” Аполлинарий написал после других сочинений. Таким образом, появление книги „против катафригов” относится приблизительно ко 180 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

330-400), грек по происхождению. Его труд «Анналы» в 31 книге являлся продолжением «Истории» Тацита и охватывал события 96-378 гг. Сохранились лишь последние 18 книг с описанием событий 353-378 гг. Среди писателей IV-V вв. большим авторитетом пользовались авторы толковых словарей и комментаторы. В лат. поэзии IV-V вв. долго сохранялись языческие мотивы. Из числа поздних рим. поэтов известны Децим Магн Авсоний (310 - ок. 394; поэмы «Мозелла» и «Эфемерида»), Клавдий Клавдиан (рубеж IV и V вв.; поэма «Похищение Прозерпины»). Клавдий Рутилий Намациан (нач. V в.), уроженец Галлии, в поэме «О возвращении домой» воспел Рим, ставший отечеством для мн. народов. Еп. Соллий Модест Аполлинарий Сидоний (ок. 430-485) был автором стихов, писем и панегириков, интересных не столько как лит. произведения, сколько как источники для характеристики быта галло-рим. аристократии V в. и ее отношений с варварами. Квинт Аврелий Симмах (ок. 350-410), один из последних античных ораторов, был убежденным язычником, верным традиц. рим. ценностям; оставил после себя речи и письма, прекрасно отделанные стилистически, но чрезвычайно бедные по содержанию. В общественной и гос. жизни Рима изначально особое место занимала военная организация. Это обстоятельство решающим образом повлияло на формирование рим. полисной идеологии, отмеченной ярко выраженным чувством коллективизма наряду с твердым убеждением в исключительности судьбы Рима, призванного властвовать над всем миром. Почитание исконных римских богов с незапамятных времен входило в число традиц. ценностей общины, а культовая практика в Риме изначально приобрела коллективные формы. Во все времена для римлян человек, непричастный к священнодействиям (sacra) к.-н. коллектива, стоял как бы вне всяких общественных связей и казался поэтому презренным и опасным. Важную роль в процессе формирования рим. этнического самосознания и полисной идеологии сыграли такие святыни, как храм Юпитера на Капитолии и огонь Весты в круглом святилище рядом с жилищем царя (огонь и вода символизировали единство общины), хижина (строго говоря, 2 хижины: одна - на Капитолии, другая - на Палатине) и гробница основателя города и 1-го царя Ромула (ок.

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010