26 окт. 1942 г. в Кирове состоялось освящение бывш. единоверческой Серафимовской ц., настоятелем к-рой стал прот. Вениамин Тихоницкий. К кон. года в В. е. действовало 12 церквей (ГА Кировской обл. Ф. 2169. Оп. 45. Д. 39. Л. 1; Д. 57. Л. 3). 19 нояб. прот. Вениамину определено по пострижении в монашество быть епископом Кировским, хиротония состоялась 27 дек. в московском Богоявленском соборе, 22 февр. 1945 г. еп. Вениамин был возведен в сан архиепископа. Еп. Вениамину пришлось возрождать почти уничтоженную церковную жизнь в крае. Главной проблемой был недостаток духовенства. Кроме того, нек-рые священнослужители оставались последователями еп. Виктора (Островидова). Еп. Вениамин призывал их к «прекращению отделения от православной Патриаршей Церкви» (ср. письмо архиерея настоятелю Троицкой ц. в с. Истобенск Оричевского р-на прот. Сергию Сергееву 16 янв. 1943 - Вятский епарх. архив. Ф. 10. Оп. 1. Д. 104. Л. 4). Еп. Вениамин принял участие в Архиерейском Соборе 1943 г . Патриотическое служение верующих и духовенства Кировской епархии в годы войны выразилось сбором средств в Фонд обороны (епархия собрала 1,2 млн р.), Фонд помощи раненым, Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Серафимовский кафедральный собор перечислил на содержание госпиталей 50 тыс. р., инвалидам войны - 20 тыс. р., семьям военнослужащих - 55 тыс. р., детским домам - 12 тыс. р. На строительство бронепоезда было собрано 355 тыс. р. В марте 1944 г. еп. Вениамин перевел 100 тыс. р. маршалу И. С. Коневу на подарки наиболее отличившимся героям руководимых им войск ( Козлов П. Е. Сотворение Победы. Киров, 1995. С. 510. (Кн. памяти Кировской обл.; Т. 16). Еп. Вениамин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Церковная жизнь в епархии постепенно налаживалась. В 1944 г. было открыто 11 храмов. В 1946 г. в Кирове возобновились богослужения в ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери, были освящены храмы в Орлове, Уржуме, Слободском. К 1957 г. в Кировской епархии действовало 75 церквей и 5 молитвенных домов, число священнослужителей возросло до 123. В кон. 50-х гг. более половины новорожденных вятчан принимали крещение уже на 1-м году жизни, отпевание совершалось над 75% скончавшихся.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Объявив себя «истинно православным схимитрополитом Геннадием», Секач основал в кон. 50-х гг. ряд нелегальных общин и скитов на Сев. Кавказе. Заместителем Секача стал самозваный «митрополит Феодосий Гуменников», также бывший свящ. из Черниговской епархии. Секач и Гуменников совершили более 10 «епископских хиротоний» в своей иерархии, т. н. серафимо-геннадиевской ветви катакомбной Церкви. Среди поставленных ими были «митрополит» Епифаний Каминский (глава «Белорусской истинно православной катакомбной церкви»), «архиепископ» Алфей Барнаульский и др. Лидер совр. тоталитарной псевдоправосл. секты Богородичный центр В. Береславский подчеркивает свою преемственную связь с идеями секачевцев. В кон. 50-х гг. в г. Ирпень Киевской обл. возникла община сторонников переселившегося туда после освобождения Антония Голынского-Михайловского. В эту группу вошли, в частности, нек-рые вернувшиеся из лагерей последователи самозваного «епископа» М. Костюка, расстрелянного в 1944 г. за сотрудничество с нем. оккупантами. Голынский предпринимал попытки установить контакты с вышедшими в сер. 50-х гг. на свободу из лагерей катакомбными клириками Кубани, Центр. Черноземья, Татарстана и Чувашии, предлагая им признать его законным архиереем; однако в большинстве случаев получал отказ, поскольку его считали самозванцем. Тем не менее он совершал «рукоположения священников» для общин голынцев, которые действовали на Украине, а также в Москве, Кировской обл. и др. регионах. В 50-х гг. в Черкасской и Кировоградской областях распространилось движение митрофановцев (последователи бродячего проповедника Митрофана Коваля), в Ровенской, Хмельницкой, Житомирской областях - леонтьевцев (последователи бывш. послушника Почаевской лавры Леонтия Грицана). Особенностью этих движений было разрешение их сторонникам посещать православные храмы. Однако Грицан заявлял, что создал новую Церковь, т. к. «старая Православная Церковь не борется против сатанинских порядков». «Апостолы» сектантов призывали верующих не участвовать в выборах, отказываться от пенсий.

http://pravenc.ru/text/675029.html

У Л. седая округлая борода, за плечами котомка, в левой руке держит на плате икону, в правой - посох; на полях - растительный орнамент (можно предположить, что фотография именно этой иконы послужила образцом для мон. Митрофании; фотографию см.: Трифон [Парамонов]. 1981. С. 23). Вторая икона (70×50 см), очевидно, является списком с 1-й иконы, она сходна с ней по стилистике и основными чертами иконографии, но здесь извод дополнен изображением слева Введенской ц. (вид на строение с зап. стороны) и речки; на поле иконы красками выполнена имитация киота с растительным орнаментом. Икона является даром архим. Трифона (Парамонова) Благовещенской ц., в 1990 г. она была передана во Введенскую ц. дер. Озерской. Также во Введенской ц. находятся еще 3 иконы святого совр. работы. Две из них повторяют икону мон. Митрофании (одна - копия, отличия касаются лишь цветового решения нек-рых деталей; с этой иконой в день празднования святого 30 июля совершается крестный ход на р. Недуму, где служат водосвятный молебен). Еще одна икона представляет самостоятельный извод иконографии Л.- основателя пустыни. Святой показан фронтально в рост в монашеских одеждах, типичных для изображений преподобных: в рясе, мантии, схиме, с куколем на голове. В левой руке на уровне груди на плате он держит икону Божией Матери «Одигитрия»; правой благословляет, поскольку рука отведена в сторону, то этот жест прочитывается и как преподание Л. благословения основанной им обители. Святой стоит на пологом берегу реки, на другом, холмистом берегу лесная чаща и деревянный храм. В наст. время в Благовещенской ц. в пос. Лальск находится образ (65×45 см) святого на пейзажном фоне, с храмом, выполненный кировским художником в кон. 80-х гг. XX в. в манере, близкой к академической. Прп. Леонид Устьнедумский. Роспись притвора Введенской ц. в дер. Озерской Кировской обл. Между 1989 и 1997 гг. Прп. Леонид Устьнедумский. Роспись притвора Введенской ц. в дер. Озерской Кировской обл. Между 1989 и 1997 гг. Иконы с единоличным изображением Л., как ростовые, так и поясные, получили распространение в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Павел Андреев, прот. Фотография. Бутырская тюрьма. 1932 г. Аркадьевич Андреев (1880, дер. Аннино Тимского у. Курской губ.- 16.11.1937, полигон Бутово, Московская обл.), сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из крестьянской семьи. Окончил Курскую ДС. 7 июля 1902 г. рукоположен Екатеринославским еп. Симеоном (Покровским) во диакона, 14 июля - во иерея. Служил священником в молитвенном доме и законоучителем начальной и двухклассной школ на Голубовском руднике Славяносербского у. Екатеринославской губ. (ныне г. Кировск (Голубовка) Луганской обл.); с 1909 г. также являлся заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Голубовско-Марьевском руднике. 2 июля 1912 г. назначен законоучителем Бахмутского реального уч-ща и настоятелем домовой училищной церкви (до 1919). В 1920 г. назначен настоятелем храма во имя ап. Андрея Первозванного в с. Андреевка Мариупольского у. Донецкой губ. В 1921 г. переведен на должность настоятеля храма во имя свт. Николая с. Николаевка того же уезда. С 1922 г. настоятель портового Николаевского храма в г. Мариуполе. В 1923 г. возведен в сан протоиерея. В 1924 г. назначен благочинным городских мариупольских храмов. С 1925 г. в связи с арестом Мариупольского еп. сщмч. Антония (Панкеева), высланного в Харьков, П. исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским вик-ством (см. в ст. Мариупольская епархия ). В 1927 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации, освобожден через 2 месяца за недоказанностью фактов преступления. В 1928 г. был вынужден оставить служение в Мариуполе, переехал в Москву. С февр. 1929 г. настоятель храма Воскресения словущего на Остоженке. 25 июля того же года назначен ключарем кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове. Награждался наперсным крестом (1923), наперсным крестом с украшениями (1924), посохом (1925), митрой (1929).

http://pravenc.ru/text/2581823.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Крестов (8.01. 1890, с. Городец Зарайского у. Рязанской губ.- 19.12.1941, Вятский ИТЛ (на территории Кайского (ныне Верхнекамского) р-на Кировской обл.), сщмч. (пам. 7 дек., в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе новомучеников и исповедников Вятской земли, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. В 2 года лишился отца, воспитывался матерью, к-рая была просфорницей. После учебы за казенный счет в Зарайском ДУ был зачислен в 1905 г. в Рязанскую ДС, которую окончил в 1911 г. Служил учителем в двухклассном училище Мин-ва народного просвещения и законоучителем в начальном училище в с. Богильдине (оно же Сурки) Данковского у. Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.). В янв. 1914 г. вступил в брак с учительницей (впосл. заведующей) Богильдинского училища Антониной Николаевной, урожденной Добродеевой. В 1914 г., после начала первой мировой войны, был мобилизован на военную службу, служил рядовым. С 1915 г. находился в лагерях для военнопленных в Германии. В июле 1918 г. был освобожден из плена и вернулся в Россию. Устроился на работу учителем в школу в с. Сергиевка Сапожковского у. Рязанской губ., затем, с нояб. 1918 г.- в школу в с. Новоникольском (Самодуровка) того же уезда (ныне Зорино Ухоловского р-на). Стал председателем школьного совета, организовал в 1919 г. строительство нового школьного здания вместо ветхого. В том же году назначен заведующим волостным отделом народного образования. В кон. 1919 г. мобилизован в Красную армию, но уже в 1920 г. был переведен в тыловое ополчение и «освобожден от службы по демобилизации как школьный работник». 1 июля 1920 г. назначен учителем в 4-классную школу в с. Панине (Панины Пруды) Спасского у. Рязанской губ. (там проживали родители его супруги), одновременно был школьным инструктором по г. Спасску и Гавриловской и Панинской волостям Спасского у.

http://pravenc.ru/text/2580176.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИС Священномученики Августин (Беляев), архиеп. Калужский (справа), и Борис Семёнов. Фотография. Пенджикент. Ок. 1930 г. Священномученики Августин (Беляев), архиеп. Калужский (справа), и Борис Семёнов. Фотография. Пенджикент. Ок. 1930 г. Александрович Семёнов (1900, С.-Петербург - после 1931, Ленинградская обл.), сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. Род. в семье наборщика типографии. До 1916 г. учился в 6-й технической школе при фабрике Гознак, затем был рабочим на этой фабрике. В 1919 г. в связи с эвакуацией предприятия семья Семёновых переехала в Москву. В 1920-1922 гг. Б. работал на Гознаке конторщиком, после увольнения в связи с массовыми сокращениями поступил учиться в садово-огородный техникум. В то же время он начал служить алтарником в храме во имя арх. Михаила на Пироговской ул., где познакомился с Иваново-Вознесенским еп. Августином (Беляевым) . Став его келейником и иподиаконом, Б. переехал в Иваново и поселился в одном доме с владыкой. 22 окт. 1926 г. еп. Августин был приговорен к 3 годам ссылки в Ср. Азию, Б. поехал вслед за ним в г. Ходжент (Худжанд), а затем в Пенджикент. По окончании срока ссылки еп. Августин получил назначение на кафедру в Сызрань (1 апр. 1930), куда за ним отправился и Б. Он не только помогал владыке за богослужениями, но также выполнял различные церковные поручения - во время поездок в Москву передавал письма митр. Сергию (Страгородскому) . В дек. 1930 г. еп. Августин рукоположил Б. во диакона. 21 февр. 1931 г. Б. был арестован вместе с еп. Августином и обвинен в контрреволюционной деятельности. Виновным себя не признал. 28 окт. 1931 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к 3 годам заключения в Свирьский ИТЛ близ ст. Лодейное Поле Кировской ж. д. Ленинградской обл., где Б. скончался от непосильного труда и болезней. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/153141.html

Авель (Матиешин), иеромонах Будущий иеромонах Авель (в миру Архип Акимович Матиешин) родился в с. Песчанка (Песчанское) Балтского уезда Каменец-Подольской губ. в 1890 г. в крестьянской семье. 23 июня 1917 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Решением Духовного собора лавры определен на служение в Зверинецкие пещеры. Здесь в 1918 г. вместе с монахами и послушниками пережил разрушительный взрыв Зверинецких военных складов. Оставшаяся от последствий взрыва и пожара церковная утварь полуразрушенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в пещеры. Архип был оставлен сторожем пещер, а затем до 1921 г. служил пономарем. 19 мая 1923 г. принял монашеский постриг с именем Авель. Исполнял послушание в лаврской братской больнице. После хиротонии епископа Вячеслава (Шкурко) в 1932 г. о. Авель в качестве его келейника переехал в Житомир, в 1936 г. вслед за епископом Вячеславом в г. Сумы, а весной 1936 г. в Яранск Кировской обл., по месту службы владыки Вячеслава. В конце 1937 г. о. Авель был арестован НКВД по Кировской обл. и проходил по следственному делу епископа Вячеслава (Шкурко). После освобождения проживал в Яранске. Был вновь арестован. Осужден Кировским облсудом 21 января 1947 г. по ст. 58. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна 23 . 1. Не позднее 26 января 1955 г. Дорогой мой В[ладыка]. Поздравляю я Вас с прошедшими и наступающими с Богоявленскими праздниками и желаю я Вам, П[реосвященный] В[ладыка], телеснаго здравия и душевнаго спасения и многолетия, хотя и тяжелые они для нас с Вами. Но а все же хочется и еще пожить и с Вами повидаться, а потом и помирать мне. Дорогой В[ладыка], я очень тронут был Вашим сердечным и Отеческим Вашим вниманием ко мне, недостойному Вас, и я очень, В[ладыка], Вас душесердечно благодарю за Вашу милость ко мне, которую Вы мне, недостойному Вас, преподали мне, и я вольно и невольно прослезился над [н]ей и сотворил трижды крестное знамение и возблагодарил Господа Бога за Его посланную милость ко мне через Вашу Блаженную десницу святительскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ухтым. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Рождества Иоанна Предтечи Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1862 и 1867. Трапезная - 1849-1852. Ссылки:     Адрес: Кировская обл., Богородский район, с.Ухтым Координаты: 57.921371, 51.000819 Проезд:Выезд из Кирова по ул. Ленина и далее по трассе Р-169 на Кумены. Через 41 км после ж/д переезда, левый поворот на Вожгалы-Богородское. До Богородского 71 км. В п.Богородское повернуть на север по ул. 1 Мая в сторону Лемы, Зуевки. Примерно через 9 км от п.Богородское правый поворот на Ухтым. От поворота 13 км. Всего от ж/д вокзала г.Кирова до церкви порядка 150 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Покрова, 1847-1849; 1862 кон. 1860-х гг. Богородский район, Ухтымское сельское поселение, с. Ухтым. Занимает центральное и наиболее возвышенное положение в застройке села, господствуя в пространстве окружающего пейзажа. Построена из кирпича с использованием белого камня и алебастра при изготовлении архитектурных деталей. Наружные стены в основном сохранили штукатурную отделку. Размеры сооружения в плане: длина - 62,5 м, ширина с портиками - 33,5 м. В отличие от более полной по наличию исторической информации, касающейся возведения первого каменного храма 1767-1777 годов, мы располагаем очень скупыми сведениями о постройке существующей церкви, относящейся по всем внешним признакам к середине второй половины XIX века. Вернее, имеющиеся краеведческие источники ошибочно причисляют именно этот храм к построенному в XVIII веке и только утраченную колокольню считают возведенной в 1849 году. В соответствии с материалами Вятской духовной консистории, в начале 1822 года прихожане Покровской церкви обратились к архиерею с просьбой о полной разборке теплого Екатерининского придела «по причине оказавшихся трещин» и постройке новой трапезной «по плану Верхосвятицкой церкви» (с. Ильинское, б. Верхосвятицкое, Фаленского р-на Кировской обл. с каменным храмом Ильи Пророка 1810 г. находится в 40 км по прямой от с. Ухтым. -Авт.). Разрешение епископа Амвросия было получено в феврале 1822 года, а через год северный Екатерининский придел уже освятили. Южный престол освятили в январе 1833 года во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Однако и этот храм по малой вместимости не удовлетворил прихожан и вскоре был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=12645

Вынужденные покинуть ликвидируемые властями обители насельники пытались продолжать монашескую жизнь в миру, сохранять верность своим обетам. Распространенным явлением стали нелегальные группы монашествующих. Одно из первых упоминаний о «катакомбах» применительно к церковной жизни в СССР связано именно с тайной монашеской общиной. В письмах, отправленных в 1923 г. из Петрограда митр. Евлогию (Георгиевскому) игум. Афанасией (Громеко), «моими катакомбами», «моей катакомбной церковью» назывался устроенный игум. Афанасией в собственном доме храм, где совершались богослужения существовавшей в тайне от властей монашеской общины (Письма игум. Афанасии (Громеко). 2005. С. 362-374). В то же время для игум. Афанасии термин «катакомбы» распространялся на все противостоявшие обновленчеству правосл. общины, возносившие за богослужением вопреки запрету властей имя патриарха свт. Тихона . Характерно, что в 20-30-х гг. ХХ в. термин «катакомбы» для обозначения нелегальных правосл. общин не был общепринятым. Нелегальные «домашние монастыри» появлялись обычно недалеко от закрытых обителей, в окрестных селах и городах. В деревнях Подмосковья поселились монахини московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря , подмосковных Зосимовой во имя Св. Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» жен. пустыни и Аносина Борисоглебского жен. монастыря . В г. Муром переселились сестры Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы женского мон-ря , превратив один из городских храмов в «подобие маленького Дивеевского подворья». В Кирсанове (ныне Тамбовской обл.) монахини Оржевского Боголюбского Тишениновского жен. мон-ря проживали общинами по 4-6 чел., образовав вместо одного закрытого большого мон-ря множество крошечных. Насельницы жен. обителей зарабатывали на жизнь шитьем, огородничеством, становились регентами, казначеями приходских храмов. Иеромонахи закрытых муж. мон-рей служили священниками в приходских храмах, которые оказывались своего рода легальным прикрытием для продолжавших тайно существовать монашеских общин. Так, монахи закрытой Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пустыни поселились при Георгиевском храме г. Козельска, насельники Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой муж. пустыни - при ставших приходскими храмах московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митрополита Московского, муж. мон-ря , иноки Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца мужского мон-ря - при соборе г. Лальска (ныне поселок Кировской обл.), где монахи жили под храмом в бывш. складском помещении.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

В Н. и Б. е. работают центр стационарного социального обслуживания женщин с детьми и беременных женщин, центр защиты жизни и семейных ценностей во имя свт. Иоанна Шанхайского. С 2004 г. реабилитацией наркозависимых и поддержкой созависимых занимается епархиальный реабилитационный центр во имя прп. Серафима Саровского. С 2013 г. широкую деятельность ведет епархиальный отдел профилактики негативных зависимостей, в частности об-во трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С 2010 г. сотрудники епархиальной консультативной телефонной службы «Содействие» отвечают на вопросы духовного характера, информируют о возможности получения социальной помощи, поддерживают людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При приходе в честь Успения Пресв. Богородицы в Кировском р-не Новосибирска работает консультационная служба «Добровольные помощники» (на добровольных началах консультируют юрист, врач-кардиолог, психологи и специалист по недвижимости). Для глухих и слабослышащих верующих организованы специальная видеолиния, а также богослужения с сурдопереводом при храме в честь Покрова Пресв. Богородицы; ведется психологическое и просветительское консультирование. Традиционным стало сотрудничество с Новосибирской областной специальной б-кой для слабовидящих и незрячих людей. Отдел по делам молодежи работает с 2001 г. К кон. 2017 г. он курировал 12 молодежных центров и организаций, напр., приходские молодежные клубы, в к-рых изучается Свящ. Писание, организуются паломнические поездки. Функционирует молодежный лагерь во имя св. кн. Александра Невского близ с. Борового Новосибирского р-на, собирающий молодых людей из мн. епархий СФО. Традиционно молодежь епархии объединяется для проведения молодежных балов на Сретение Господне и в день мц. Татианы, пасхального автопробега, акции «Пасхальный трамвай» и др. пасхальных мероприятий, молодежного крестного хода и праздника, посвященного Дню семьи, любви и верности, трудовых и паломнических поездок в мон-ри и приходы Новосибирской и соседних епархий. Отдел по делам молодежи проводит совместные мероприятия с Домом молодежи Новосибирской обл., сотрудничает с мэрией Новосибирска и правительством Новосибирской обл. В мероприятиях отдела активно участвуют руководители светских вузов и средних учебных заведений.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010