Сказал владыка Зиновий: «Не надо иметь ни к чему привязанности, даже к святыне». Он же сказал: «Сберкасса, где я храню свои деньги,– это люди». Сказал митрополит Зиновий: «Не рассказывай своих грехов женщине, даже игумении; это будет неполезно для ее души». Митрополит Зиновий сказал молодому монаху: «Бойся горячо молиться о тех, к кому ты питаешь плотское пристрастие; такая молитва неугодна Богу: в ней содержится тайный блуд. Вверь этого человека Промыслу Божию, а сам забудь о нем. Если исполнишь это, то за твою решимость Господь не оставит его Своей милостью и примет твое забвение как молитву». Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) [см. Примечание 7] долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: «Ты архиепископ, а я Патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу Патриарха». Патриарх Кирион (Садзаглишвили) [см. Примечание 13] сказал: «Я испытал голод и поэтому храню в своем патриаршем доме сухари». У игумена Луки 23 из Сенаки украли крест. Он, узнав, кто это сделал, послал ему цепь со словами: «Я давно хотел подарить тебе этот крест». Рассказывал архимандрит Парфений (Апциаури) : «Когда я был отроком, то мать (мачеха) сама привела меня в Шио-Мгвимский монастырь. Там мне дали послушание пасти коров. Когда я громко молился, то коровы не уходили далеко, не разбегались в стороны, они паслись вблизи меня, как будто слушали молитву». Рассказывал отец Парфений: «В 20-е годы настоятелем Шио-Мгвимской обители назначили молодого иеромонаха Ефрема ([Сидамонидзе] будущего Патриарха Грузии). Однажды он спросил у меня: “Ты знаешь, что значит открывать и закрывать монастырские ворота?”. Я ответил, что делаю это уже несколько лет. Он сказал: “Ложась спать, повторяй в уме какой-нибудь стих Псалтири и засыпай с ним, этим ты закроешь от диавола свое сердце. Утром, просыпаясь, прежде всего произнеси Иисусову молитву, а затем наизусть какие-нибудь стихи из псалма, этим ты посвятишь начаток своего дня Богу. С Его именем начинай день: открывай ворота монастыря”. Эти слова я принял как благословение игумена и, каким бы я не был уставшим, перед сном читал Псалтирь, затем повторял один из прочитанных стихов и так погружался в сон. Я чувствовал, что и во сне читаю молитву».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Крайне сложно складывались церковные дела на национальных окраинах страны. Еще в марте 1917 г. без благословения экзарха Грузии Платона (Рождественского) в Мцхете состоялся Собор местных епископов, клириков и мирян, который провозгласил восстановление автокефалии Грузинской Церкви. Временное правительство признало грузинскую автокефалию. 8 сентября 1917 г. католикосом-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). 29 декабря патриарх Тихон обратился к грузинским архиереям Кириону, Леониду, Георгию и Пирру с отеческим увещанием, в котором, не отвергая принципиальную возможность провозглашения автокефалии, он указывал, однако, на канонический путь решения этой проблемы: «Предлагаем вам… подчиниться требованиям Церкви Православной и, следуя каноническому порядку, явиться на Всероссийский Священный Собор и, признав свои заблуждения, предать свои вожделения об автокефальном устроении Грузинской Церкви на суд сего Всероссийского Собора… Только Собор кириархальной Церкви может даровать независимость той или иной поместной Церкви… Станем на путь мира и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся положение». Чрезвычайно запутанной в первые послереволюционные годы была картина церковных настроений на Украине. Уже летом 1917 г. обосновавшаяся в Киеве Центральная рада стала поощрять церковный сепаратизм. Министром исповеданий Рада назначила Миколу Бессонова, бывшего епископа Никона, который сразу после Февральской революции сложил с себя сан и обвенчался со своей наложницей. На просьбу архиепископа Волынского Евлогия пожалеть Церковь и сместить министра-ренегата глава Рады Голубович ответил отказом, сославшись на хорошую осведомленность Бессонова в церковных делах. Под покровительством Центральной рады сепаратистами сколачивается самочинная Украинская церковная рада, куда кроме пресвитеров и мирян вошел и находившийся на покое в Киеве архиепископ Алексий (Дородницын) . Встревоженный опасным развитием событий, патриарх Тихон благословил митрополита Киевского Владимира на поездку в Киев для усмирения церковной смуты в его епархии. Священномученик Владимир приехал в Киев и остановился в своих покоях в Киево-Печерской лавре. Архиепископ Алексий самовольно водворился в лавре по соседству с митрополитом и подстрекал монахов против своего архипастыря и священноархимандрита. Но митрополит Владимир непоколебимо отстаивал единство Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [груз. ] Грузинского Экзархата (1886-1912), учреждено как 2-е вик-ство по всеподданнейшему докладу Святейшего Правительствующего Синода РПЦ в марте 1886 г. Территория А. в. охватывала всю юго-вост. часть Грузии (совр. р-ны: Ахметский, Телавский, Сагареджойский, Гурджаанский, Кварельский, Лагодехский, Сигнахский, Дедоплис-Цкаройский). Резиденцией Алавердских епископов был мон-рь Шуамта , кафедральным храмом Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня . Алавердские епископы: Виссарион (Дадиани) (1 марта 1886 - 6 июня 1898), Кирион III (Садзаглишвили) (23 авг. 1898 - 12 авг. 1900), Димитрий (Абашидзе, в схиме Антоний) (23 апр. 1902 - 4 нояб. 1903), Евфимий (Елиашвили, Елиев) (30 нояб. 1903 - 19 мая 1905); Петр (Кончуев) (13 нояб. 1905 - 6 апр. 1907) и Давид (Качахидзе) (4 нояб. 1907 - 17 апр. 1912). В 1912 г. А. в. было упразднено (см. также Алавердская епархия, ). Лит.: Кирион [Садзаглишвили], еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901; Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. М., 1993р. Т. 2. З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63984.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сабинин Михаил Павлович Михаил Павлович Сабинин (1845-1900) — выдающийся просветитель, историк и агиограф Грузинской Церкви. Сын русского священника и грузинки. Окончил СПб-ую Духовную Академию. Там же принял постриг с именем Геброн. Он сделал необычайно много для Грузинской Церкви: восстанавливал грузинские святыни (в частности несколько монашеских обителей), издал такие труды как «Сад святой Нины», «Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви», «Древние акты грузинской церкви», которые до сих пор остаются основными пособиями для русскоязычных читателей по грузинскому Православию. Он был автором молитв к грузинским святым и ряда икон (например «Слава Грузинской Православной Церкви»).  Его деятельность одобряли (и помогали) прав. Иоанн Кронштадтский и свт. Кирион (Садзаглишвили). Но, как это часто бывает, его деятельность встретила активное противодействие. Сам он говорил,что «грузины сомневаются в его искренности, а русские считают его предателем, хотя он не сделал зла ни одному из народов». Его труды подверглись обскурантистской критике. На него клеветали. Официальные власти считали Сабинина «ненадежным  элементом»: два раза его высылали из Грузии, в последний раз — без права возвращения. Умер он в России. На полях своей Псалтири он писал, что сильно болен, совершенно одинок и измучен кознями противников. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/sab...

Н. и, очевидно, заимствованные у нее. Аркаду создает простой рельефный валик. На всех 4 ребрах крыши установлены головы овец. Порталы входов украшены рамами с ковровым орнаментом, определенную композицию создают парные колонны с капителями и опирающиеся на них простые валиковые арки. Рядом с южным входом помещено рельефное изображение модели зальной церкви. На зап. участке юж. фасада не к месту вставлен темный горизонтальный камень, на нем высечены 3 креста: средний 8-конечный, сравнительно небольшого размера, по бокам от него - кресты в медальонах. С обеих сторон зап. входа оставлены фрезерованные гнезда прямоугольной формы. Карниз простой. До 80-х гг. XX в. вокруг кафоликона можно было найти камни с рельефами - напр., в исследовательской лит-ре описан камень с рельефным изображением вмч. Георгия ( Brosset. 1851. Р. 55; Мегрелидзе. 1984. С. 148). В 1888-1896 гг. была произведена реставрация кафоликона. В интерьере церкви на мраморной плите, помещенной на сев. стене (к западу от замурованной двери), сохранилась надпись на груз. и рус. языках, датируемая 3 авг. 1889 г., в которой сказано, что храм был «восстановлен и украшен» при помощи жителей с. Земо-Никози и «на пожертвования других лиц». В надписи содержится молитвенное обращение к первомч. Раждену и упомянуты «маршал Горийского уезда» ( ) И. Д. Сулханишвили, инспектор Горийского ДУ Г. И. Садзагелов (впосл. католикос-патриарх Грузии Кирион III (II) (Садзаглишвили)), дворянин З. В. Павленишвили и никозский свящ. Иоанн Давиташвили ( Мегрелидзе. 1984. С. 141). Все окна, кроме северного, были увеличены в размере, им вместо арочной придали прямоугольную форму ( Уварова. 1894. С. 179-180). Плиту из алтарной преграды XI в., к-рая лежала подле храма, вставили в зап. фасад. Церковь была покрыта лещадным камнем, на куполе окончания камней в нижнем ряду были выполнены в виде многочисленных полукругов, напоминающих лепестки цветов. Во время реставрации 90-х гг. XX в. церковь покрыли жестью. Церковь святых Архангелов

http://pravenc.ru/text/2565610.html

   001    002    003    004    005    006   007