На Украине установлены дни празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской 26 июля. ПРАВМИР. Во время очередного заседания Священный Синод УПЦ принял решение об установлении Дней празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской. Это следует из информации, опубликованной в журналах 22, 23, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. По благословению Синода Собор Балтских святых будет праздноваться 22 ноября (9 ноября по старому стилю). В него вошли 8 угодников Божиих: 1) свт. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 2) сщмч. Кирион ІІ (Садзаглишвили), Католикос-Патриарх всея Грузии; 3) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 4) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 5) сщмч. Павел Гайдай, пресвитер; 6) прмч. Иов (Протопопов) Раифский; 7) прав. Феодосий Левицкий, пресвитер Балтский; 8) блж. Агафья (Маранчук) Кушеловская. День Собора святых земли Житомирской будет отмечаться 5 сентября (23 августа по старому стилю), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. Среди них 16 подвижников благочестия: 1) свт. Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец; 2) свт. Мардарий (Ускоковича), епископ Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; 4) сщмч. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский; 5) сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; 6) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 7) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 8) прмч. Макарий (Токаревский), архимандрит Овручский, Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец; 9) сщмч. Александр Хотовицкий, протопресвитер; 10) сщмч. Максим Сандович, пресвитер; 11) сщмч. Арефа Насонов, пресвитер; 12) сщмч. Мирон Ржепик, пресвитер; 13) сщмч. Павел Гордовский, пресвитер; 14) сщмч. Василий Малахов, пресвитер; 15) мч. Николай Варжанський; 16) мц. Веру Трукс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-u...

Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха. Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября). Тяжелое положение православных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты. В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.

http://azbyka.ru/palomnik/Тбилиси

Епископ Сухумский Кирион (Садзаглишвили, будущий Католикос, священномученик) в своем докладе «Национальный принцип в Церкви» обосновывал законность требования грузинской автокефалии 34-м Апостольским правилом: «По прямому смыслу этого правила в православной церкви каждая национальность должна иметь своего высшего предстоятеля духовного чина, каждая иметь свою особую физиономию, сложившуюся законно-историческим путем и не противную духу Вселенской Церкви». Согласно епископу Кириону, «Церковь Вселенская даже узаконила право каждой народности иметь свою собственную церковь с национальной иерархией во главе. И первоначальное разделение пределов церковного управления было вызвано различием принадлежащих к Церкви народностей и совпало с их территориями. Это воззрение лежит в основе церковных правил и оно санкционировано соборными определениями, следовательно требование себе отдельного самоуправления (автокефалии) каким бы то ни было народом на основании его отдельности не только не предосудительно, напротив оно вполне законно» . За этнографическое толкование 34-го правила выступил сторонник грузинской автокефалии профессор Н.А. Заозерский. Противник автокефалии профессор Н.Н. Глубоковский выступил за топографическое (территориальное) понимание правила, опубликовав краткую справку под названием «К толкованию 34-го апостольского правила» . Горячая дискуссия между Н. Заозерским и Н. Глубоковским по этому вопросу продолжилась на страницах Богословского вестника. По убеждению профессора Н. Глубоковского, слово «народ» ( θνος ) в тексте правила должно пониматься исключительно в топографическом (территориальном) смысле церковной провинции ( παρχα ). В своих рассуждениях Н. Глубоковский следует традиции предметного отождествления 34-го апостольского правила и 9-го правила Антиохийского Собора (ок. 341 г.), которое похожим образом формулирует отношения между епископами области ( παρχα ) и первенствующим епископом, «в митрополии начальствующим». 9-е Антиохийское правило гласит: «В каждой области епископам должно ведати епископа, в митрополии начальствующаго, и имеющаго попечение о всей области, так как в митрополию отвсюду стекаются все, имеющие дела.

http://bogoslov.ru/article/2607957

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817; К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха. После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы. Восстановление автокефалии. Новейший период [ править править код ] 12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью. 27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии. Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано. В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

В нач. XX в. в К.-К. е. действовали мон-ри: мужские - Ахтала , Вардзиа , Давидгареджи, Зедазени , Кватахеви , Сапара , Хирса, Шиомгвиме , Шуамта, Бетаниа, Натлисмцемели; женские - Бодбе, Самтавро. В мон-рях К.-К. е. подвизались 310 чел.: 81 иеромонах, 89 послушников, 27 монахинь, 113 послушниц. В нач. 1917 г., до упразднения К.-К. е., на ее территории действовали 13 муж. мон-рей (тифлисский Преображенский, Шуамта, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Зедазени, Сапара, Шиомгвиме, Хоби, Давидгареджи, Натлисмцемели) и 4 женских (Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро) (Кавказский календарь на 1917 г. Тифлис, 1916. С. 745-746). Монастыри делились на штатные, которые финансировало государство (тифлисский Преображенский, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Шиомгвиме, Давидгареджи, Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро), и внештатные, существовавшие на пожертвования и на доходы от оставшихся у них после секуляризации земель (Шуамта, Зедазени, Сапара, Хоби). Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В бедственном положении оказались святыни и рукописи, особенно в недействующих мон-рях пуст. Гареджи, бывшей центром гареджийской лит. школы (подробнее см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В сер. XIX в. местные пастухи использовали рукописи для разведения огня. По инициативе историка Д. Бакрадзе и при поддержке груз. общественности и С.-Петербургской АН в 1888 г. в Тифлисе с целью сбора и сохранения святынь был создан Церковный музей. 24 янв. 1889 г. Святейший Синод утвердил устав музея, составленный Бакрадзе. По решению Синода музей находился в ведении К.-К. е. и размещался в Тифлисском Сиони, при братстве Пресв. Богородицы. Экспедиции, проведенные под руководством комитета, собирали рукописные книги, грамоты (гуджары), эпиграфические памятники, иконы, кресты, церковные облачения и др. церковную утварь, осуществляли научную обработку материалов. В музее за время его существования (1889-1921) было издано 20 трудов; материалы музея изучали и использовали в научных трудах С. Горгадзе, К. Кекелидзе , П. Ингороква , И. Джавахишвили , еп. Кирион (Садзаглишвили), Н. П. Кондаков и др. В наст. время часть экспонатов Церковного музея хранится в ГМИГ и в НЦРГ (фонд А) (подробнее см. в ст. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе ) ( Бубулашвили. 2003. С. 222). Духовные школы

http://pravenc.ru/text/1681175.html

1 июля Временное правительство утвердило Временные правила о правовом положении Грузинской Церкви, состоявшие из 14 пунктов и затрагивавшие вопрос о статусе ГПЦ в Российской республике. Автокефалия признавалась по национальному принципу: в юрисдикцию ГПЦ входила вся груз. паства как в пределах Древнегрузинского Католикосата, так и вне его; представители др. национальностей могли добровольно войти в ГПЦ либо подчиниться экзарху Платону. Епархиальный состав ГПЦ представляется на утверждение во Временное правительство. Во главе ГПЦ должен стоять избираемый по церковным канонам Католикос-Патриарх всей Грузии, назначение к-рого подтверждает высшая политическая власть. Все вопросы Католикос-Патриарх должен согласовывать с правительством и при желании с др. автокефальными Церквами посредством МИД России. Католикосат впредь до специального решения правительства и Синода о разделении церковного имущества между Католикосатом и Г. Э. должен финансироваться из бюджета Г. Э. Богослужебным языком должен был оставаться церковнославянский. Вопросы метрик по тому же принципу остаются в ведении правительства (Там же. С. 36-37). 23 авг. министр вероисповеданий А. В. Карташёв сообщил Особой комиссии Кавказа, что постановлением Временного правительства от 25.VII. с. г. утверждены и распубликованы «Временные правила о положении Грузинской Православной Церкви в Русском государстве» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 112). В целях скорейшего утверждения автокефалии ГПЦ 12 авг. 1917 г. груз. духовенством и общественностью в здании Тифлисского жен. епархиального уч-ща было созвано совещание в составе 60 делегатов, сформулировавшее подлежащие рассмотрению на грядущем Церковном Соборе ГПЦ вопросы (Сахалхо сакме. 1917. 25. С. 2). Грузинский Церковный Собор и избрание Католикоса-Патриарха всей Грузии 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе прошел Собор Грузинской Церкви, где была утверждена автокефалия ГПЦ и Католикосом-Патриархом всей Грузии был избран еп. Кирион III (Садзаглишвили). Были учреждены новые епархии, на к-рые были возведены новоизбранные архиереи (Сакартвело.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Мон-рь Опиза. IX–X вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Мон-рь Опиза. IX–X вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Секуляризация прошла в 3 этапа: все церковные дворяне и крестьяне с их землями были введены в казенное ведомство (1811-1841); все недвижимое церковное имущество было переведено в казенное ведомство (1843-1852); все населенные и ненаселенные церковные земли, пастбища, леса и др. угодья были окончательно переданы гос-ву (1853-1869). В 1818 г. натуральный налог был заменен денежным, что в значительной мере ухудшило экономическое положение церковных крестьян, но существенно увеличило доходы Г. Э. Экзарх Феофилакт (Русанов) в своем донесении в Святейший Синод отмечал, что «церковные доходы за 1819 г. удвоены и в будущем еще более возрастут, но сейчас нельзя более «натягивать струны». Возблагодарим Бога за это удвоение, которого никто не ожидал» ( Ермолов. 1926. С. 22). В 1814 г. экзарху Варлааму было поручено провести в Имерети (Зап. Грузия) те же адм. и хозяйственные меры, какие были осуществлены в Картли и Кахети. Однако он не сумел добиться подобных результатов, что стало одной из причин его отстранения от управления Г. Э. и перевода в С.-Петербург. Указом императора от 14 мая 1817 г. экзарх Варлаам и архиеп. Досифей были уволены (АКавАК. Т. 6. С. 369). 14 мая 1817 г. экзархом Грузии и Имерети был назначен архиеп. Рязанский и Зарайский Феофилакт (Русанов ; с 1 февр. 1819 митрополит; † 19 июля 1821). После архиеп. Варлаама на пост груз. экзарха назначались только русские по происхождению архиереи. Источники характеризуют экзарха Феофилакта как хорошего администратора, энергичного, образованного, решительного, но своенравного человека. В послании на имя прот. тифлисского Сиони Иосифа Палавандишвили от 9 нояб. 1817 г. экзарх предписал совершать богослужения на церковнослав. языке не только по воскресным и праздничным дням, но и по вторникам, пятницам и субботам, а в оставшиеся дни - на груз. языке ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 20). Впосл. груз. язык был почти полностью вытеснен из тифлисских храмов. Экзарх создал специальную комиссию, к-рая должна была свести воедино все имевшиеся сведения о церковных и монастырских имениях Грузии. Упразднение Абхазского (Западногрузинского) Католикосата

http://pravenc.ru/text/168201.html

В Мегрелии к 20-м гг. XIX в. существовало 4 епархии: Цагерская, Цаишская, Чкондидская и вдовствующая Бедийская. После кончины в 1823 г. епископов Цагерского Иоанна и Цаишского Григория (Чиковани) обе епархии были присоединены к Чкондидской, к-рая с 23 июня 1829 г. стала называться Мингрельской. До кончины в 1828 г. этой епархией управлял митр. Виссарион (Дадиани), после него кафедру занимали митр. Никорцминдский Давид (Церетели; 30 мая 1829 - 9 июня 1834), еп. Георгий (Кухалашвили; 19 мая 1835 - 2 апр. 1842) и еп. Антоний (Дадиани; 14 февр. 1843 - 9 дек. 1852). В Гурийском княжестве оставалась вдовствующая Шемокмедская епархия и действующая Джуматская, к-рую до кончины в 1827 г. возглавлял митр. Николай (Шервашидзе). В 1833 г. Джуматская и Шемокмедская епархии были присоединены к Имеретинской, в 1844 г. Джуматская была восстановлена под названием «Гурийская», первым ее епископом стал Евфимий (Цулукидзе ; управлял до 1853; † 4 апр. 1856). В нач. XIX в. территории Абхазского княжества, где до тур. оккупации существовали Бичвинтская (Пицундская), Моквская и Драндская епархии, в церковном отношении были присоединены сначала к Цагерской, а затем к Чкондидской епархии, пока в 1851 г. с вхождением этих территорий в состав России не была образована Абхазская епархия ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Экзарх Иона (Василевский) переустроил и улучшил преподавание в Тифлисской ДС. На благоустройство и украшение существовавших храмов и постройку новых он много жертвовал из личных средств. Известно, что с особой любовью он относился к церковным богослужениям: за 10 лет пребывания в Грузии он не пропустил ни одной службы. 12 марта 1832 г. экзарха Иону сменил еп. Саратовский Моисей (Богданов-Платонов ; † 13 июля 1834). Он оставил о себе память как о кротком, мягком, радушном и общительном архипастыре. 1 сент. 1834 г. в сан архиепископа с назначением экзархом Грузии был возведен еп. Минский и Гродненский Евгений (Бажанов) . 12 нояб. 1843 г. на экзаршем посту его сменил архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) . При нем политика Г. Э., следовавшая либеральному гос. курсу, была плодотворной и отличалась миролюбием. В 1852-1857 гг. на средства, полученные от секуляризации церковных земель, были восстановлены Мцхетский, Алавердский, Кватахевский и Марткопский мон-ри, в 1857 г. при жен. мон-ре Самтавро в Мцхете основано уч-ще для девочек. По указанию экзарха Исидора груз. историк П. Иоселиани привез с Афона груз. рукописи.

http://pravenc.ru/text/168201.html

После поражения Деникина Россию покинули митрополит Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий, Минский Георгий, Курский Феофан, епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые гражданской войной на юге страны. Архиепископ Таврический Димитрий, архиепископ Полтавский Феофан, епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились тогда в Крыму на последнем клочке земли, оставшемся в 1920 году у белых. Председатель Высшего Временного Церковного Управления митрополит Новочеркасский и Донской Митрофан не покинул родной земли, затворившись в монастыре в Старочеркасске. На родине остались также престарелый Ставропольский архиепископ Агафодор, епископ Арсений (Смоленец) и еще несколько архиереев. После поражения Врангеля архиепископ Таврический Димитрий остался в России, а архиепископ Феофан и епископ Вениамин (Федченков), возглавлявший войсковое духовенство, эмигрировали. Главнокомандующие белых армий в своих приказах провозглашали, что их войска сражаются за поруганную веру и оскорбление церковных святынь. Но вера христианская поругалась и белыми офицерами. Среди них были, конечно, благочестивые люди, но большинство было равнодушно к Церкви. По воспоминаниям современников, после одного из сражений летом 1920 года протоиерей Андроник Федоров отпевал убитых, тела которых лежали перед ним на голой земле. А в это время, заглушая панихиду, из вагона казачьего генерала Бабичева неслись пьяные голоса бражников, ревущих похабные частушки, разудалые звуки оркестра и топот пляски. Другой белый генерал Ф.Ф. Абрамов в разговоре с одним гражданским чиновником глумливо отозвался о том же священнике протоиерее Андронике Федорове: «Помилуйте, отец Андроник хочет всех нас уверить в непорочном зачатии Иисуса Христа... Ну можно ли говорить такие вещи в штабной церкви, где присутствует столько образованных людей. Я наблюдал за офицерами, и они почти все улыбались во время разглагольствования батюшки на эту пикантную тему». Крайне сложно складывались церковные дела в национальных окраинах страны. Еще в марте 1917 года без благословения экзарха Грузии Платона (Рождественского) в Мцхете состоялся Собор местных епископов, клириков и мирян, который провозгласил восстановление автокефалии Грузинской Церкви. Временное Правительство признало грузинскую автокефалию. 8 сентября 1917 года Католикосом-Патриархом избран был епископ Кирион (Садзаглишвили).

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

То же проделали 30 января 1917 г. представители имеретинского духовенства. Однако наместник напомнил, что вопрос об автокефалии будет рассматриваться на Всероссийском Соборе. Случившаяся вскоре Февральская революция в определенной степени «развязала руки» сторонникам автокефалии, и 12 марта 1917 г. они во главе с епископами бывшим Полоцким и Витебским Кирионом (Садзегелли (Варианты фамилии: Садзаглишвили, Садзегали, Садзагелов )), Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе), Имеретинским Георгием (Аладовым), Горским Антонием (Георгадзе) и Алавердским Пирром (Окропиридзе) без ведома Экзарха Грузии созвали в древней столице Грузии Мцхете церковный Собор и провозгласили автокефалию Грузинской Церкви. В принятом на Соборе постановлении говорилось: «Мы, архипастыри Грузинской Церкви, клир церковный и представители мирян [...] уяснили себе происшедший в России коренной переворот и установление в ней нового правительства, а также основные руководстве иные положения этого правительства, в особенности исповедание им свободы совести и веры и, приняв во внимание, что: 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежит компетенции никакой силы за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление, и что: 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: 3) с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии». Постановление было доведено до сведения председателя Временного правительства М. В. Родзянко, председателя Совета министров Г. Н. Львова, обер-прокурора Святейшего Синода В. Н. Львова и кавказского Комиссариата в Тифлисе. Соответствующее письмо 14 марта было передано и Экзарху Грузии архиепископу Карталинскому и Кахетинскому Платону (Рождественскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007