Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов; груз. ] Андреа Георгиевич (1822, с. Икалто Телавского у. Грузинской губ.- 5.09.1889, Кутаис, ныне Кутаиси, Грузия), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов. М. одним из первых записал груз. церковные песнопения в 5-линейной нотации. Певч. искусству М. обучался у отца, свящ. Георгия Мревлишвили (род. в 1762), известного в Кахетии знатока церковных песнопений и народных песен, к-рый скончался, когда М. и его старший брат Эгнате (впосл. протоиерей) еще были детьми. Братья при поддержке матери Анны получили образование в Тифлисской ДС (М. учился в 1839-1843). С 1839 г. в Тифлисской ДС по решению Синода ввели преподавание груз. песнопений наряду с церковнославянскими ( Е. К. [Кирион III(II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Краткий очерк истории Груз. Церкви и экзархата. Тифлис, 1901. С. 185). По окончании семинарии М. много лет вел плодотворную педагогическую деятельность (в разное время преподавал математику, историю, русский язык и церковное пение): с сент. 1843 г.- в Телавском ДУ, в 1843-1844 гг.- в Тифлисской приходской школе, в 1844-1850 гг.- в Душетском уездном уч-ще, в 1850-1854 гг.- в Ахалцихском уездном уч-ще. С 1854 г. М. преподавал в открытом им начальном уч-ще в Раче; 18 авг. 1856 г. он был назначен руководителем этого учебного заведения. С 1857 г. в течение 25 лет он работал смотрителем и педагогом в Кутаисском 2-классном начальном уч-ще и параллельно преподавал в жен. уч-ще им. св. Нины. В годы его работы в Кутаисском уч-ще это заведение стали называть «классом Мревлова». В 80-х гг. XIX в. М. продолжил работу в Кутаисской классической гимназии. Ученики вспоминали о нем как о спокойном, добром педагоге, неустанно заботившемся об успехах своих учеников. Писатель Д. С. Клдиашвили, бывш. ученик Кутаисского начального уч-ща, в мемуарах упоминает М. как на редкость «сладкого» и «любящего» учителя. Современники вспоминали М. как прекрасного знатока церковных песнопений. В Кутаисской гимназии он создал хор певчих, к-рым сам руководил. Хор исполнял как груз. песнопения, так и произведения рус. композиторов - Д. С. Бортнянского , прот. П. И. Турчанинова и др. Его неоднократно награждали за успешное преподавание церковного пения.

http://pravenc.ru/text/2564264.html

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

В 1853 г. в Херсоне в ведении Одесского вик-ства основан «Перепелицынский приют», создателем к-рого был настоятель херсонского Успенского собора прот. Максим Перепелицын († 1862). Приют был предназначен для 50 престарелых и немощных церковно- и священнослужителей и для стольких же сирот, безродных девиц и вдов. Прот. Максим пожертвовал приюту все свое имущество. После смерти основателя приютом заведовал Новомиргородский епископ. 26 янв. 1880 г. образовано 2-е викариатство Херсонско-Одесской епархии - Елисаветградское (см. ст. Кировоградское викариатство ), архиерей жил в пос. Б. Фонтан близ Одессы. Со временем встал вопрос о закрытии Н. в. Против этого выступило Херсонское городское об-во, которое ходатайствовало о том, чтобы викарий по-прежнему находился в Херсоне. Херсонская городская дума выделила 6 тыс. р. на окончание строительства дома для вик-ства и выдавала ежегодно по 1200 р. на оплату певчих. В результате архиепископ Херсонский и Одесский просил Синод о сохранении Н. в., от упразднения кафедры отказались. 29 дек. 1903 г. Новомиргородский еп. Кирион (Садзагелов (Садзаглишвили)) (впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) обратился в Синод с предложением преобразовать Н. в. в самостоятельную Херсонскую епархию и устроить в Одессе др. самостоятельную кафедру. В «Херсонских епархиальных ведомостях» был опубликован ряд статей в поддержку проекта. Однако Синод его не одобрил. 24 окт. 1903 г. еп. Кирион разработал план создания при доме вик-ства церковно-археологического музея. 16 мая 1921 г. во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии, был хиротонисан свт. Парфений (Брянских), в 1922 г. его перевели на Ананьевское викариатство Херсонской епархии. После этого Н. в. не замещалось. Впосл. Новомиргородская кафедра существовала в обновленчестве . В 1923 г. в качестве Новомиргородского «епископа» упоминается Владимир Дубчук. 24 дек. 1925 г. во «епископа Новомиргородского и Зиновьевского» «Деятельно-Христовой церкви» в Киеве был поставлен Феофан Хомжа. Впосл. он был принят в обновленчество в качестве мирянина, 30 июня 1927 г. в Харькове состоялась его «хиротония» во «епископа Новомиргородского и Зиновьевского»; Хомжа занимал кафедру по 1928 г.

http://pravenc.ru/text/2577839.html

Когда Н. предложил ему поехать раньше, прот. Антоний ответил, что имеет разрешение служить с экзархом только в Сиони. Н. не стал настаивать, не желая подвергать неприятностям ключаря, у которого были дети, а попросил, чтобы в Дидубе его сопроводил член Грузино-Имеретинской синодальной конторы архим. исп. Амвросий (Хелая; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), но также получил отказ. Н. воскликнул, что тогда поедет со своим «свечником» Платоном, и спросил у исп. Амвросия: «Как Вы думаете, дидубийцы пустят меня в церковь?» Исп. Амвросий ответил, что Н. помимо духовной «вооружен» также гражданской властью, «а мы разве можем противостоять гражданской власти. Мы подчиняемся внешней силе. Мы бессильны перед физической силой!» ( Каллистрат (Цинцадзе). 2001. С. 86). Стремясь установить мирные отношения с местным духовенством, Н. действовал с осторожностью, делая вид, что ничего не замечает. Экзарх выписал из б-ки Тифлисской ДС все книги, к-рые касались церковной и гражданской истории Грузии, а также потребовал найти для него учебники, с помощью которых он смог бы выучить груз. язык. Он составил собственное мнение о буд. устройстве автокефалии ГПЦ, считая, что проживающее в Грузии негруз. население должно остаться в юрисдикции РПЦ, а груз. части Экзархата, выделив Бакинскую (с Карским вик-ством для армян) и Абхазо-Сухумскую епархии, следует предоставить известную долю самостоятельности. По его мнению, реорганизацию Церкви на Кавказе нужно производить с большой осторожностью, чтобы непредвиденные последствия не вызвали раскол в Церкви. 12-14 окт. 1906 г. еп. Сухумский сщмч. Кирион (Садзаглишвили) (впосл. католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II) ) собрал в Тифлисе совещание, где присутствовали епископы Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Алавердский Петр (Кончошвили) и несколько священников, на котором было решено, что, пока вопрос об автокефалии является актуальным, они и их последователи будут иметь с Н. лишь административно-служебные отношения.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

Крайне сложно складывались церковные дела на национальных окраинах страны. Еще в марте 1917 г. без благословения экзарха Грузии Платона (Рождественского) в Мцхете состоялся Собор местных епископов, клириков и мирян, который провозгласил восстановление автокефалии Грузинской Церкви. Временное правительство признало грузинскую автокефалию. 8 сентября 1917 г. католикосом-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). 29 декабря патриарх Тихон обратился к грузинским архиереям Кириону, Леониду, Георгию и Пирру с отеческим увещанием, в котором, не отвергая принципиальную возможность провозглашения автокефалии, он указывал, однако, на канонический путь решения этой проблемы: «Предлагаем вам… подчиниться требованиям Церкви Православной и, следуя каноническому порядку, явиться на Всероссийский Священный Собор и, признав свои заблуждения, предать свои вожделения об автокефальном устроении Грузинской Церкви на суд сего Всероссийского Собора… Только Собор кириархальной Церкви может даровать независимость той или иной поместной Церкви… Станем на путь мира и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся положение». Чрезвычайно запутанной в первые послереволюционные годы была картина церковных настроений на Украине. Уже летом 1917 г. обосновавшаяся в Киеве Центральная рада стала поощрять церковный сепаратизм. Министром исповеданий Рада назначила Миколу Бессонова, бывшего епископа Никона, который сразу после Февральской революции сложил с себя сан и обвенчался со своей наложницей. На просьбу архиепископа Волынского Евлогия пожалеть Церковь и сместить министра-ренегата глава Рады Голубович ответил отказом, сославшись на хорошую осведомленность Бессонова в церковных делах. Под покровительством Центральной рады сепаратистами сколачивается самочинная Украинская церковная рада, куда кроме пресвитеров и мирян вошел и находившийся на покое в Киеве архиепископ Алексий (Дородницын) . Встревоженный опасным развитием событий, патриарх Тихон благословил митрополита Киевского Владимира на поездку в Киев для усмирения церковной смуты в его епархии. Священномученик Владимир приехал в Киев и остановился в своих покоях в Киево-Печерской лавре. Архиепископ Алексий самовольно водворился в лавре по соседству с митрополитом и подстрекал монахов против своего архипастыря и священноархимандрита. Но митрополит Владимир непоколебимо отстаивал единство Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1 июля Временное правительство утвердило Временные правила о правовом положении Грузинской Церкви, состоявшие из 14 пунктов и затрагивавшие вопрос о статусе ГПЦ в Российской республике. Автокефалия признавалась по национальному принципу: в юрисдикцию ГПЦ входила вся груз. паства как в пределах Древнегрузинского Католикосата, так и вне его; представители др. национальностей могли добровольно войти в ГПЦ либо подчиниться экзарху Платону. Епархиальный состав ГПЦ представляется на утверждение во Временное правительство. Во главе ГПЦ должен стоять избираемый по церковным канонам Католикос-Патриарх всей Грузии, назначение к-рого подтверждает высшая политическая власть. Все вопросы Католикос-Патриарх должен согласовывать с правительством и при желании с др. автокефальными Церквами посредством МИД России. Католикосат впредь до специального решения правительства и Синода о разделении церковного имущества между Католикосатом и Г. Э. должен финансироваться из бюджета Г. Э. Богослужебным языком должен был оставаться церковнославянский. Вопросы метрик по тому же принципу остаются в ведении правительства (Там же. С. 36-37). 23 авг. министр вероисповеданий А. В. Карташёв сообщил Особой комиссии Кавказа, что постановлением Временного правительства от 25.VII. с. г. утверждены и распубликованы «Временные правила о положении Грузинской Православной Церкви в Русском государстве» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 112). В целях скорейшего утверждения автокефалии ГПЦ 12 авг. 1917 г. груз. духовенством и общественностью в здании Тифлисского жен. епархиального уч-ща было созвано совещание в составе 60 делегатов, сформулировавшее подлежащие рассмотрению на грядущем Церковном Соборе ГПЦ вопросы (Сахалхо сакме. 1917. 25. С. 2). Грузинский Церковный Собор и избрание Католикоса-Патриарха всей Грузии 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе прошел Собор Грузинской Церкви, где была утверждена автокефалия ГПЦ и Католикосом-Патриархом всей Грузии был избран еп. Кирион III (Садзаглишвили). Были учреждены новые епархии, на к-рые были возведены новоизбранные архиереи (Сакартвело.

http://pravenc.ru/text/168201.html

В 1814 (по др.версии, 1820) г. была упразднена автокефалия Западногрузинской Церкви, территория Абхазского Католикосата вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Н. Т.-М. Грузинская Церковь в 1917–1921 гг.: восстановление автокефалии. 12 марта 1917 г. в Светицховели состоялся Церковный Собор, на котором была провозглашена автокефалия ГПЦ. Акт Собора, обосновывая законность восстановления автокефалии, ссылается на неканоничность ее упразднения Российским государством в 1811 г., а также на установленную в России «новую форму правления (Российскую республику.– Н. Т.-М.)... с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви». Под председательством еп. Гурийско-Одишского Леонида (Окропиридзе; впосл. Католикос-Патриарх) было учреждено Временное управление ГПЦ в составе 3 епископов, 6 священников, диакона, псаломщика и 13 мирян. 27 марта того же года Временное правительство признало автокефалию ГПЦ как национальной Церкви, не ограниченной конкретной территорией, 25 июля – как национальной Церкви грузин в Грузии и за ее пределами. Рус. духовенство на Закавказском Церковном Соборе 25–29 мая 1917 г. вынесло решение о подчинении рус. приходов в Грузии Синоду РПЦ, который отложил рассмотрение дела до созыва Поместного Собора. 15 авг. 1917 г. местоблюстителем Католикоса-Патриарха был избран митр. Леонид, в тот же день начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., куда приходили известия из Тифлиса о присвоении грузинской стороной имущества Грузино-Имеретинской синодальной конторы и экзаршего дома, изгнании рус. монахов из монастырей. В сент. 1917 г. на Поместном Соборе ГПЦ был избран Католикос-Патриарх Грузии – сщмч. Кирион II (Садзаглишвили), открыты 13 епархий. Фактически ГПЦ заявила о себе как о территориальной Церкви, подчинившей своей юрисдикции также и большинство рус. и греч. приходов на территории Грузии. Католикос-Патриарх сщмч. Кирион разослал главам Поместных Церквей обращения с просьбой о признании автокефалии ГПЦ, однако ни одна Церковь ее не признала.

http://sedmitza.ru/text/409133.html

К. стремился сохранить родной язык и называл его «благословенным Богом священным храмом». По его мнению, «право на жизнь и деятельность на поприще истории имеет только тот народ, который постоянно защищает свой язык, нравы и обычай» (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 77. Л. 4). Во время службы в разных районах Грузии К. собрал богатый лексический материал; впосл. его использовал прав. Евфимий Такаишвили во 2-м т. сб. «Дзвели Сакартвело» (Древняя Грузия). Как исследователь церковной истории, К. особо интересовался изучением вопросов истории ГПЦ в XIX в., этому он посвятил монографию «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX в.» (1901), к-рая не утратила своей актуальности и по сей день, поскольку остается единственной обобщающей работой этого периода. Вызывают интерес труды К. о значении ГПЦ для Православия, об истории противостояния в Грузии Православия и ислама, о роли груз. монашества в истории ГПЦ, о груз. общинах в св. местах Востока, о присоединении Грузии к России, а также об истории Тифлисской ДС, Горийского ДУ, Осетинской духовной комиссии. Актуальностью выделяются статьи К., посвященные Абхазии. Особо следует отметить сочинения К. об истории армян и об Армянской Апостольской Церкви в Грузии и России. Наиболее примечательным и известным среди трудов К. является его объемное, изданное на рус. языке соч. «Культурная роль Иверии в истории Руси» (1910), написанное в ссылке. Посредством изучения и сличения рус. и груз. источников автор пришел к заключению, что рус. летописцам были известны груз. источники. Труд имел большой резонанс: акад. А. А. Шахматов и польск. ученый проф. И. Козловский поставили в РАН вопрос о необходимости изучить и исследовать груз. источники и взгляды К. Интересен также труд, посвященный жизни отцов Киево-Печерской лавры (не изд.), в котором К. сравнивал Киево-Печерский патерик с аналогичным произведением, созданным в стенах мон-ря Шиомгвиме (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 17. Л. 9). Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

К концу правления П. в Гурийско-Мингрельской епархии в связи с упразднением груз. языка в церковноприходских школах и духовных уч-щах произошло серьезное противостояние между российскими чиновниками и груз. духовенством и интеллигенцией. С груз. стороны протест возглавили епископ Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани) и мегрельский кн. Н. Д. Дадиани. В Тифлисе Дадиани посетил П. и просил оставить груз. язык для преподавания в Мегрелии. При содействии П. проблема была решена, и Дадиани опубликовал открытое благодарственное письмо П. (Иверия. 1905. 9. С. 3-4). Теплое отношение паствы к П. сохранилось и после нескольких непопулярных среди груз. общественности решений: переосвящения тифлисской церкви в р-не Дидубе, посвященной Иверской иконе Божией Матери, в честь Казанской иконы Божией Матери; указания под угрозой штрафа крестить только с теми именами, к-рые есть в месяцеслове РПЦ. 18 окт. 1892 г. П. был назначен на С.-Петербургскую кафедру с возведением в сан митрополита. 7 нояб. на прощание с П. прибыли все архиереи Грузинского Экзархата, духовенство, сотрудники синодальной конторы и др. В своей речи свт. Александр (Окропиридзе) выразил признательность П. за то, что благодаря его усилиям почти при каждом груз. храме были основаны приходские школы. 8 нояб. П. отслужил последнюю литургию в Сиони; 9 нояб. его посетили представители тифлисского дворянства во главе с губ. предводителем Л. А. Магалашвили. П. преподнесли альбом в серебряном переплете с фотографиями древних храмов Грузии и с надписью: «Принес ты мир и благословение. Благодарная Грузия. 1887-1892 гг.». 10 нояб. после молебна П. отбыл в Мцхету и затем во Владикавказ (Мцкемси. 1892. 21. С. 1-6). Теме прощания П. с паствой и его биографии был отведен весь ноябрьско-декабрьский номер «Духовного вестника Грузинского Экзархата» (ДВГЭ. 1892. 22/23). Современники по-разному оценивали деятельность П. в Грузии: если сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили ; католикос-патриарх Грузии в 1917-1918) писал о П. как о добром, сердечном пастыре, управлявшем паствой в духе кротости, миролюбия, благочестия и любви ( Е. К. 1901. С. 29), то католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) , напротив, обвинял его в высокомерии, честолюбии, безжалостности. О хорошем отношении груз. общества к периоду управления П. Грузинским Экзархатом свидетельствует то, что публикации о П. продолжали размещать на страницах «Духовного вестника Грузинского Экзархата» даже после отъезда П. из Грузии: это заметки о полученных им наградах и назначениях (ДВГЭ. 1893. 4. С. 2; 1895. 2. С. 1; 1896. 11. С. 5-6), публикации его речей, произнесенных при вступлении на С.-Петербургскую кафедру (Там же. 1893. 1. С. 19-26) и на коронации имп. Николая II Александровича (Там же. 1896. 12. С. 14-18), некролог (Там же. 1898. 24. С. 1) и др.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ГЕОРГАДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антоний (Георгадзе). епископ Горийский Иеромонах Леонид (Антощенко), архимандрит Амвросий (Хелая), епископ Антоний (Георгадзе) и протоиерей Калистрат Цинцадзе. Петербург, август 1917 г. В марте 1917 года был создан комитет по временному управлению ГПЦ во главе с епископом Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) , который вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ по вопросам Грузинской автокефалии. 9 июля - 2 августа 1917 года находился в Петрограде во главе делегации ГПЦ и встречался с представителями Государственной Думы и правительства, а также с А. Ф. Керенским. Делегация отвергла предложение российских гражданских властей иметь в Грузии двух иерархов - католикоса-патриарха ГПЦ (для грузин) с резиденцией в г. Мцхета и митрополита Тифлисского РПЦ (для православных негрузин) с резиденцией в Тифлисе, так как таким образом грузинская церковная диаспора оставалась без иерарха. По его инициативе и настоятельным просьбам в Грузию прибыл находившийся до этого в России епископ Полоцкий и Витебский  Кирион (Садзаглишвили) , вышедший 1 августа 1917 года на покой. 17 сентября того же года он был избран католикосом-патриархом Грузии на Поместном Соборе ГПЦ. 17 сентября 1917 года Антоний был назначен на Кутаисскую кафедру . 14 октября 1917 года возведен в сан митрополита . 18 сентября 1918 года был отравлен. По одной из самых распространенных версий, отравителем был его зять, муж дочери Александры, Анатолий Николаевич Ридигер. Похоронен при огромном стечении народа в кутаисском кафедральном соборе, разрушенном в 1930-х годах, вследствие чего точное место захоронения неизвестно. Награды Сочинения Литература Использованные материалы   В официальных документах, в том числе списках выпускников С.-Петербургской ДА и Церковных ведомостях за 1907, 1911 и 1912 годы его фамилия указана как " Георгадзе " .

http://drevo-info.ru/articles/13681038.h...

   001    002    003    004   005     006    007