И. выступал за введение местного самоуправления в Грузии, участвовал в обсуждении вопроса о введении земства на заседаниях Дворянского собрания Тифлисской губ. (1882, 1884, 1896, 1897). В 1905-1906 гг. И. являлся членом Гос. Думы, где отстаивал демократическую программу и защищал проект отмены смертной казни. В те же годы И. возглавил движение за восстановление автокефалии ГПЦ, куда вошли многие представители груз. духовенства и общественные деятели. И. изучал историю вопроса, стремясь исторически обосновать правомерность автокефалии, участвовал в публичных выступлениях, официально встречался по этому вопросу с царским наместником Кавказа гр. И. И. Воронцовым-Дашковым (окт. 1905). В дек. того же года вместе с еп. Балтским сщмч. Кирионом (Садзаглишвили; впосл. Католикос-Патриарх Грузии Кирион III ) и еп. Имеретинским сщмч. Леонидом (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) И. присутствовал на приеме у обер-прокурора Святейшего Синода РПЦ кн. А. Д. Оболенского, где шел разговор об исторической обоснованности автокефалии ГПЦ. 2 янв. 1906 г. еп. Кирион сообщил в письме свящ. Сосо Чиджавадзе, что во время рассмотрения грузинского церковного вопроса в С.-Петербурге будут «лучшие представители нашей страны», и в первую очередь И. По воспоминаниям настоятеля тифлисской ц. Квашвети свящ. Каллистрата Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх Каллистрат III), за неск. дней до отъезда И. беседовал с ним об автокефалии и просматривал хранящиеся в архиве священника документы, касающиеся этого вопроса; о. Каллистрат отметил высокую степень осведомленности и убедительность аргументации И. В письме (апр. 1907) И. сообщил еп. Кириону, что при встрече с гр. Воронцовым-Дашковым ему удалось убедить наместника собрать совет для обсуждения вопроса об автокефалии (НЦРГ. Фонд Католикоса-Патриарха Кириона III. Д. 1210). Похороны И. Г. Чавчадзе. Фотография. 1907 г. Похороны И. Г. Чавчадзе. Фотография. 1907 г. Признавая позитивные стороны подданства России (длительный мир, развитие инфраструктуры, градостроительство, подъем экономики, науки и образования и др.), И. был убежден, что существование в пределах столь большой империи ограничивает «жизненную энергию грузинской нации и мешает развитию ее самосознания». Считая необходимым восстановление не только автокефалии ГПЦ, но и независимости Грузии, И. добивался ее политической автономии как начального этапа этого процесса.

http://pravenc.ru/text/389349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИОН III (II) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 10.11.1855, сел. Квемо-Никози Горийского у. Тифлисской губ. (по др. источникам, сел. Млеты (ныне Млета) Душетского у. Тифлисской губ.; Тифлис) - ночь с 26 на 27.06.1918, мон-рь Марткопи, Грузинская Демократическая Республика), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ. Ввиду того что имя католикоса Картли Кириона I (ок. 599-614/6) долгое время не было включено в официальные списки предстоятелей ГПЦ, католикос Картли Кирион II (ок. 678-683) до нач. XXI в. был известен как Кирион I, К.- как Кирион II. Жизнь Род. в семье потомственного свящ. Иеронима Садзаглишвили, служившего в Млета-Ананури, горном регионе Картли (Вост. Грузия). Предки К. были известны своей проповеднической деятельностью среди кавказских горцев. Так, прапрадед К. свящ. Виссарион был миссионером среди ингушей, дидойцев и кистов ( Натроев. 1898. С. 15); прадед К. свящ. Гавриил как миссионер среди горцев и осетин упомянут в истории ГПЦ, изданной Синодом РПЦ (История Груз. иерархии. 1826. С. 85); отец К. проповедовал среди мтиульцев. По словам К., его предки более 200 лет «служили святому алтарю» ( Натроев. 1898. С. 8). Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Согласно общепринятому мнению, К. род. в сел. Квемо-Никози; по мнению нек-рых ученых - в Млетах, где в то время служил его отец. X. Кокрашвили на основе автобиографических записей К. (ЦГИАГ. Ф. Кириона II (Садзаглишвили)) установил, что он род. в Тифлисе ( Кокрашвили.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

27 марта того же года Временное правительство признало автокефалию ГПЦ как национальной Церкви, не ограниченной конкретной территорией (ДВГЭ. 1917. 7/8), 25 июля - как Церкви грузин в Грузии и за ее пределами (ЦВ. 1917. 30). Рус. духовенство на Закавказском Церковном Соборе 25-29 мая 1917 г. вынесло решение о подчинении рус. приходов в Грузии Синоду РПЦ; он в свою очередь отложил рассмотрение дела до созыва Поместного Собора. 15 авг. 1917 г. местоблюстителем Католикоса-Патриарха был избран митр. Леонид, в тот же день начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , куда приходили известия из Тифлиса о присвоении груз. стороной имущества Грузино-Имеретинской синодальной конторы и экзаршего дома, об изгнании рус. монахов из мон-рей ( Герман (Веретенников). 1974. С. 65). В сент. 1917 г. на Поместном Соборе ГПЦ был избран Католикос-Патриарх Грузии - сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , открыто 13 епархий. Фактически ГПЦ заявила о себе как о территориальной Церкви, подчинившей своей юрисдикции также и большинство рус. и греч. приходов на территории Грузии. Католикос-Патриарх сщмч. Кирион разослал Главам Поместных Церквей обращения с просьбой о признании автокефалии ГПЦ, однако ни одна Церковь ее не признала. Собор Грузинской Православной Церкви, избравший Католикоса-Патриарха Кириона III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. Собор Грузинской Православной Церкви, избравший Католикоса-Патриарха Кириона III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. Методы восстановления автокефалии ГПЦ повлекли разрыв молитвенного общения с РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон , обращаясь с посланием (29 дек. 1917) к Католикосу-Патриарху Кириону, митр. Гурийско-Одишскому Леониду, еп. Кутаисско-Гаенатскому Георгию (Аладашвили), еп. Горийскому Антонию (Гиоргадзе) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе), признал правомерность постановки вопроса о восстановлении автокефалии, однако на основании 9, 13 и 16-го правил Антиохийского Собора осудил самочинный характер ее восстановления (текст см.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В кон. XIX в. К. б., по сведениям еп. Кириона (Садзаглишвили) (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III ), хранился на могиле прп. Давида ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 26-27). В это же время иером. Каллистрат (Чичуа) отмечал, что «этот камень и могилу святого Давида уважают и уповают на них грузины, русские и армяне» ( Каллистрат (Чичуа). 1884. С. 16). После установления советской власти в Грузии и приостановления монастырской жизни в Гареджи К. б. в 1923 г. вместе с др. святынями был перевезен в Тифлис и помещен в сокровищницу Гос. музея искусств Грузии. В 1990 г. его передали ГПЦ. В наст. время К. б. хранится в алтаре патриаршего кафедрального собора Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси. В 2000 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в ц. Преображения Господня в лавре прп. Давида была отреставрирована могила прп. Давида Гареджийского. В могильной плите сделали небольшое отверстие, куда поместили копию святыни. Ист.: Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Краткое описание мон-рей Грузии: Пустынь прп. отца нашего Давида Гареджели//Груз. духовный вестн. 1864. 8. С. 36-50 (на груз. яз.); Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Грдзелишвили С. О разорении св. Давидгареджийской пустыни//Груз. духовный вестн. 1868. 3. С. 81-84; Каллистрат (Чичуа), иером. Пустынь св. Давида Гареджели. Тифлис, 1884 (на груз. яз.). Лит.: Кирион (Садзаглишвили), еп. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; он же. Давид Гареджели и его лавра. Тифлис, 1901; Преподобный Давид Гареджели и его святая Лавра/Сост.: О. В. Шведов. М., 1996; Клдиашвили Д. Гареджа и паломничество в раннесредневек. Грузии//Монастырская жизнь в пустыне: Гареджа и Христианский Восток: Мат-лы симп. Тбилиси, 2001. С. 76-104 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Усыпальница св. Давида Гареджели. Тбилиси, 2006. С. 47-102 (на груз., рус., англ. яз.); Бубулашвили Э. Святыни Грузинской Церкви. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Eastmond A., Skhirtladze Z. Udabno Monastery in Georgia: Innovation, Conservation and Reinterpretation of Medieval Art//Iconographica. Firenze, 2008. Vol. 7. P. 23-43.

http://pravenc.ru/text/1470105.html

По возвращении на родину К. 12 окт. 1904 г. был рукоположен во диакона еп. Имеретинским Леонидом (Окропиридзе) (впосл. католикос-патриарх Грузии), через неделю - во иерея. Назначен настоятелем ц. во имя арх. Михаила в Кутаисе, занимал должность председателя педагогического совета Кутаисского женского епархиального училища. В 1905 г. возведен в сан протоиерея и награжден набедренником. В конце года переведен в Тифлис и назначен инспектором Тифлисского женского епархиального училища и настоятелем ц. во имя св. Нины при училище. Вошел в состав комитета Церковного музея при Обществе распространения грамотности среди грузин . В 1908 г., расширив и существенно переработав свое кандидатское сочинение, защитил в КДА диссертацию и получил степень магистра. Отказался от предложения занять должность Дмитриевского (зав. кафедрой литургики и церковной археологии), в нояб. 1907 г. оставившего преподавание в КДА и перешедшего в С.-Петербург (ИППО, СПб ДАиС и др.). Избран членом правления груз. Историко-этнографического общества (1909), читал курс лекций на тифлисских Высших женских курсах (с 1913). 29 марта 1909 г., на Пасху, награжден скуфьей, 6 мая 1912 г.- камилавкой, 12 мая 1915 г.- золотым крестом. 23 сент. 1916 г. назначен ректором Тифлисской ДС; также был избран членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . Участвовал в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). На I поместном Соборе ГПЦ (8-17 сент. 1917) выступил с докладом «О богослужении и священстве в Грузинской Православной Церкви» и выдвинул несколько предложений: заменить в богослужебных книгах церковное письмо нуцхури более понятным гражданским письмом мхедрули; сократить время совершения литургии; дать священнослужителям право вне церкви носить гражданскую одежду, брить бороду и стричь волосы и др. В сент. 1917 г. возглавил группу преподавателей Тифлисской ДС, которые должны были осуществить национализацию ДС (т. е. уволить со службы всех преподавателей русского происхождения) ( Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 г. М., 1917. С. 31-32). Был избран членом учрежденного на Соборе Католикосского Совета (занимал должность до кон. 1922). 14 сент. 1917 г., в день интронизации католикоса-патриарха всей Грузии Кириона III (Садзаглишвили) , К. был награжден правом ношения митры.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 1917 г. Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 1917 г. Во время первой мировой войны мон-рь оказывал помощь воинам, в т. ч. в 1915 г. пожертвовал 50 р. «на раненых» и 50 р.- «на вспомоществование семействам лиц, ушедших на войну, ежевременно»; 5% «из церковных и экономических сумм» жертвовал ежемесячно; открыл лазарет на 6 кроватей на собственном обеспечении и «изъявил готовность посылать монашествующих и послушников для перевязки и переноски раненых со станций железных дорог в лазареты» (Пензенские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. 2. С. 52). Решением Синода от 11 авг. и общего собрания Пензенского духовенства от 23 авг. 1915 г. предполагалось, что в ризнице П. П. м. будут размещены «святыни и драгоценности», перевозимые из Полоцкой епархии «по обстоятельствам военного времени» (Там же. 17. С. 756-757). В обители подготовили помещения для полоцкой братии и еп. Полоцкого и Витебского сщмч. Кириона (Садзаглишвили (Садзагелова, Садзегели); впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III(II) ). Однако в итоге часть духовенства и некоторые реликвии Полоцкой епархии разместили в г. Ростове Ярославской губ. В 1852 г. в П. П. м. проживали 20 насельников, в 1882 - 11 монахов и 3 послушника, в 1896 - 26 насельников (архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 диакона, монах и 14 послушников), в 1900 - 18 насельников, в 1907 г.- 14 насельников (архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 7 послушников). К кон. XIX в. обители принадлежала водяная мукомольная мельница «о 4 поставах» на р. Иванырсе и 246 дес. (свыше 268 га) пахотных земель, лугов и леса, в т. ч. Засурский (Игуменский) хутор (в 1905 утвержден проект В. П. Семечкина на постройку там деревянной церкви). На содержание монастыря и насельников в 1880 г. из казны выделялось 712 р. 38 к., в 1907 г. - 812 р. 38 к. К 1907 г. капитал П. П. м. составлял 52 225 р. Мон-рь жертвовал «на гостинцы» ученицам епархиального женского училища, оставшимся в городе на рождественские каникулы (Там же. 1880. Ч. офиц. 7. С. 17; 1881. 10. С. 9; Пензенская епархия. 1907. С. 299-300).

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН (Рожновский Павел Стефанович; 27.10.1867, Кострома - 30.12.1950, Мюнхен, Германия), митр. Минский и Белорусский. Из дворянской семьи. Отец был поляком-католиком, мать - русская; она воспитала мальчика в правосл. вере. После учебы в Новгородском реальном уч-ще поступил в Николаевское инженерное военное уч-ще в С.-Петербурге, которое окончил в 1893 г. Служил офицером 3-го саперного батальона в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). Тяготился армейской службой, стремясь к духовному жизненному пути. В 1895 г. вышел в отставку в чине поручика. В 1895-1897 гг. был вольнослушателем Миссионерских курсов при КазДА. 15 сент. 1897 г. принял монашеский постриг с именем Пантелеимон в казанском в честь Преображения Господня монастыре . 19 сент. того же года рукоположен во диакона, 27 сент.- во иерея. С июля 1898 г. настоятель Мироносицкой Царёвококшайской пуст. (ныне Мироносицкий женский монастырь ) Казанской епархии. 6 февр. 1900 г. возведен в сан игумена. 26 марта 1903 г. назначен настоятелем Иоанна Милостивого святителя Загаецкого монастыря Волынской епархии, возведен в сан архимандрита. 29 сент. 1905 г. переведен настоятелем Маркова витебского во имя Святой Троицы монастыря , с 3 нояб. того же года также благочинный мон-рей Полоцко-Витебской епархии. Награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени. Пантелеимон (Рожновский), еп. Кировоградский и Новомиргородский. Фотография. 10-е гг. XX в. Пантелеимон (Рожновский), еп. Кировоградский и Новомиргородский. Фотография. 10-е гг. XX в. 30 мая 1913 г. Синод принял решение об учреждении в составе Полоцко-Витебской епархии вик-ства, охватывавшего правосл. приходы на территории Латгалии (ныне часть Латвии) и избрал П. на Двинскую викарную кафедру. 2 июня 1913 г. в витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе П. был хиротонисан во епископа Двинского. Хиротонию совершили епископ Полоцкий и Витебский Владимир ( Путята ) и еп. Гдовский сщмч. Вениамин (Казанский ; впосл. митрополит). Поскольку в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия) не было правосл. монастыря, резиденцией двинского епископа временно определили полоцкий братский в честь Богоявления монастырь . П. регулярно бывал в Двинске, совершал богослужения; во время первой мировой войны проводил беседы с личным составом размещенных в городе воинских частей. С 15 авг. 1917 г. в связи с отъездом еп. Полоцко-Витебского сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. каталикос Кирион III (II) ) П. вступил во временное управление Полоцкой и Витебской епархией. По его инициативе в Витебске в архиерейском доме и в городской Петропавловской ц. были организованы религиозно-нравственные чтения. 17 янв. 1918 г. состоялось учредительное собрание Витебского кружка ревнителей религиозно-нравственного просвещения. Как управляющий епархией участвовал в работе 2-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

141 О. Михаил Тамарашвили, доктор теологии и профессор Римского университета, погиб 16 сентября 1911 в Италии, близ селения Санта-Маринелла, спасая тонущего. В 1978 г. по инициативе грузинского писателя и исследователя Реваза Табукашвили прах его был перенесен в Тбилиси и похоронен в Дидубийском пантеоне. 142 Марр Н. Я. История Грузии: культурно-исторический набросок. Цит. по.: Кирион. еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис. 1910. 51. 144 Еп. Кирион (Садзаглишвили) в 1917 г., после восстановления автокефалии Грузинской Церкви был избран католикосом-патриархом с именем Кириона III. Убит через год после избрания в Марткопском монастыре. В сентябре 2002 г. причислен к лику святых как священномученик. 147 Георгий Святогорец. Житие Блаженных отцов наших Иованэ и Эптвимэ. Пер. прот. Иосифа Зетеишвили. (см. 14 .236). Символ 1996. 35. 290. 148 Гиорги Мерчулэ (Законник). Труд и подвижничество достойного жития святого и блаженного отца нашего Григола, архимандрита Хандзтийского. Пер. прот. Иосифа Зетеишвили (см. 14 .222). 259. 149 Монастыри Хандзта, Ошки, Убе, Мидзнадзори, Опиза и другие находятся в полуразрушенном состоянии на территории нынешней Турции. 150 Ранняя версия (краткая) в Sin. 35 (X в.); см. Catal. Sinai. 14 .120). 115–116. Версии Св. Евфимия (до 983), Иоанна Петрици и Петра из Гелати (XIII в.), см. GGL. 143. 213 et 245. 151 Гиорги Мцире. Житие Георгия Святогорца. Пер. прот. Иосифа Зетеишвили. 14 .275). Гл. 13 (42), с. 281. 153 Макарий, 4 отрывка из Гомилий, особенно в Sin. 35 et 36 (X в.); см. Catal. Sinao. 112–113 и 139–140. Кекелидзе К. Этюды. 5. 14 .74). Тексты изданы Ильей Абуладзе в «Поучениях отцов» 14 .312). 309–314. Два письма, неизвестных на греческом, в Sin. 25 et 35 (X в.) и Jérus. 73 (XI-XII в.); см. Catal. Sinai. 60 et 111–112; Blake R., R. P. в ROC 1924. 24. 404; Gribomont J. в RHE 1957. 52. 108. Св. Евфимий перевел 26 Гомилий; см. GGL. 143. 154 Tamarati M. S. Jean Chrysostome dans la littérature géorgienne//Chrysostomika. Rome 1908. I. 213–216.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Начиная с XV-XVII столетия и до 1837 г. при бодбийской церкви жили епископы и митрополиты кахетинские, и на содержание ее были отведены обширные земли с церковными крестьянами. Бодбийские преосвященные имели значительное влияние на политические и общественные дела Кахетии. С 1837 г. по смерти последнего митрополита кахетинского Иоанна Бодбийская епархия была присоединена к общему управлению экзарха Грузии, а в бодбийской церкви были оставлены только несколько монахов. Вскоре крестьяне были освобождены, и многие земли отошли к ним и в казну... После этого церковь обеднела и в последнее время была до того запущена, что требовала постоянной казенной поддержки на ремонт зданий и содержание монахов. 7 мая 1889 г., по ходатайству населения Кахети, российский император Александр III Александрович издал указ о возобновлении женской обители св. Нины, которая была торжественно освящена архимандритом Николаем (Микеладзе) по особому благословению Экзарха Грузии Палладия (Раева). По свидетельству еп. Кириона (Садзаглишвили), активная деятельность игумении Ювеналии вскоре вывела монастырь в число самых крупных монастырей Грузии: на возобновление монастырского комплекса было истрачено 110.300 рублей, пожертвованных населением Кахети, в распоряжение монастыря было предоставлено 150 десятин пахотной земли и рыбная ловля по р. Алазани на 25-верстном расстоянии. Были восстановлены церковь, училищный корпус, настоятельский дом, дом монастырского духовенства, здания для сестер, странноприимница, ограда, разные хозяйственные постройки и подворье в Тифлисе. Первоначально в обители числилось 6 или 7 насельниц из России, но в скором времени число подвизающихся возросло до 200. Бодбийский монастырь владел богатой библиотекой. По сведению Д. Пурцеладзе, из Бодбийского книгохранилища по распоряжению Грузино-Имеретинской Синодальной конторы Тифлисской духовной семинарии было передано (прибл. 1870-е гг.) 40 древних рукописей, а 12 были оставлены в монастырском книгохранилище. П. Иосселиани и Д. Пурцеладзе перечисляют особо примечательные из них: «Чин освящения церкви» (XVI в.), «Месячная минея» (XVI в.), «Требник» (XVII в.), «Шестоднев» Василия Великого (XVII в.), «Типикон» 1756 г., миниатюрное грузинское «Четвероевангелие», вероятно, редакции св. Евфимия Святогорца, в золотом переплете, пожертвованное царевичем Георгием (сыном Ираклия II) в 1776 г. (а само Евангелие какой древности?- вероятно, редакции Георгия Святогорца), «Евангелие» на грузинском языке, напечатанное в Москве и богато украшенное (XVIII в.), краткий «Требник» (XVIII в.), «Толкования» Евангелия от Матфея (2 экз.) и Евангелия от Иоанна, пожертвованные бодбели Онуфрием, «Слова» Богослова и «Мартирика» Католикоса-Патриарха Антония I, подаренные монастырю Иоанном (Макашвили). Помимо церковной литературы, библиотека обладала такими трудами, как «Грузинская грамматика» Католикоса-Патриарха Антония I, «Гузинский лексикон», «Риторика» и др. (все утеряно в советские годы после национализации церковного имущества).

http://azbyka.ru/palomnik/Бодбийский_жен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010