После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: " Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов " . Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители. Сегодня мы также вспоминаем историка, общественного деятеля П.В.Павлова (1823-1895). Платон Васильевич Павлов родился 7 октября 1823 г. в дворянской семье. В 1844 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Состоял профессором русской истории Киевского университета в 1847-1859 гг. С 1859 г. входил в Археографическую комиссию в Петербурге. Павлов являлся одним из организаторов первых воскресных школ в Киеве, был членом Совета воскресных школ в Петербурге. В марте 1862 г. прочитал публичную лекцию о тысячелетии России, в которой призывал русскую интеллигенцию к сближению с народом, после чего был выслан в Ветлугу, затем переведён в Кострому. Возвратившись в Петербург в 1866 г., Платон Васильевич преподавал в военных училищах; в Археографической комиссии подготовил издание Сибирских летописей. В 1875-1885 гг. профессор Павлов преподавал в Киевском университете. Умер П.В.Павлов в 1895 г. в Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем писателя, поэта, одного из создателей Козьмы Пруткова А.М.Жемчужникова (1826-1896). Александр Михайлович Жемчужников родился 13 июня 1826 г.

http://ruskline.ru/history/2015/05/12/et...

Paris. 1677. t. I, p. 95. 99–100), ни в номоканоне Мануила Малакса, бывшем в гораздо большем употреблении, чем афонский номоканон (ст. 151. 152. Θεμς Παρ Σγουτα. Εν Αθηναις. 1856. p. 188–190. Conf. Zach. a Lingenthal. Die Handbücher des geistlichen Rechts. p. 16–18), ни в Экстезисе Мануила Ксанфянина (Горчаков. О тайне супружества. ст. 46. 47), ни в руководстве по делам брачным Захарии Скордилия (VI, 22–27. Павлов. 50-я глава Кормчей. стр. 319–322), ни в Пидалионе употребляющимся и теперь в практике греческой церкви в качестве официального сборника церковных правил ( Πηδαλιον. Εν Αθηναις. 1841. 454–5). Это отсутствие упоминания об употреблении пары восприемников во всех практически сборниках церковного права, употреблявшихся и употребляющихся в греческой церкви, не должно ли служить лучшим комментарием тёмного текста 211 ст. афонского номоканона? Да если бы и допустить тот самый смысл , какой придаёт этой статье проф. Павлов, юридическое значение этой статьи должно было бы совершенно стушеваться перед противоположным свидетельством других канонических сборников, указанных выше. Афонский номоканон, как оказывается из исследования проф. Павлова, был сборником епитимийных правил частного характера, не утверждённым при своём происхождении никаким высшим церковным авторитетом; он вошёл в силу путём непосредственного употребления в церковной практике (Павлов. Номоканон при Требнике, стр. 16). Да и употреблялся то он по-преимуществу в славянских землях Сербии и России; в греческой же церкви вместо него принят номоканон Иоанна Постника . Значит, 211 ст. афонского номоканона, как сборника частного характера, не может претендовать на какое-нибудь оффициальное значение. Между тем, как другие сборники, не упоминающие о паре восприемеников, почти все имеют оффициальный характер. Так Эктезиз Мануила Ксанефянина составлен и издан по распоряжению константинопольского патриарха Иеремии I (Павлов. 50-я глава кормчей, стр. 18). Вторая редакция его, принадлежащая Захарии Скордилию, печаталась и отдельно, и при разных богослужебных книгах тоже по благосовению церковной власти, а иногда вносилась и в греческую Кормчую (там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался. На теле его нашли большие железные цепи, о которых не знали ни духовник его, ни келейник. Погребение его было совершено 7 апреля. Труды: Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 280. Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, стр. 181, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. 4. 1. 102. Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 282. Грамота к слуге//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 79. Грамота в Новгород (1467) с поучением о неприкосновенности церковных земель//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 82, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 101. Грамота в Псков (1471) с разрешением построить шестой собор//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 283, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 103. Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 278, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 104. Литература: Боголюбский М. протоиерей. Московская иерархия//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1894, сентябрь, стр. 461–463. Иванов П.И. Описание Московского Архива министерства юстиции. М. 1848, стр. 210. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 274, прим. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  Кис своей ученостью и строгим Пр авославием известен был католикосу Моисею и другим епископам его партии и ненавидим ими за его православные мысли и откровенность характера, за то, что стоял твердо за Халкидонский Собор и открыто осуждал вообще действия армян.   Подобное отношение Киса к католикосу Кириону весьма не понравилось армянским епископам, но всего более католикосу Моисею, что и подало последнему повод довольно деликатно заметить Кириону, не придерживается ли и он тех же мыслей, каких держится Кис. Возведение Киса в епископы ясно показывало, что Кирион был с ним в общении и держался одного с ним образа мыслей; но Моисей не этого хотел, он желал найти благовидный предлог хитростью втянуть в свою путаницу и Кириона, будучи перед тем извещен о возведении Киса в епископы Цуртагским епископом (Ранским) Моисеем, посвященным в этот сан Кирионом в 576 году, по желанию католикоса Моисея, как лицо достойное и имеющее на то законное право. Епископ Моисей, лицо православное и епископ области Православной Церкви, по причинам, неизвестным нам, открыто принял сторону католикоса Моисея и держался его образа мыслей и поведения и стал таким образом открыто на сторону монофизитствующих; к тому же стал склонять и свою паству, входящую в то время в область Мцхетского католикоса, как одна из епархий Сомхетии. Епископ Моисей Цуртагский, узнав о возведении Киса на епископскую кафедру, немедленно уведомил об этом католикоса Моисея 116 , который очень огорчился этим известием, немедленно написал следующее послание и через грузинского епископа Стефана, находившегося в то время при нем по каким-то церковным делам, отправил его к Кириону.   «От Моисея, католикоса Армении, и других епископов, моих сослуживцев, — писал армянский католикос, — посылаю дружеский поклон вам, Кирион, и другим епископам, вашим сослуживцам. Когда вы были еще с нами, мы обращались к вам с советами и утешениями, как к дорогой нам особе и сослуживцу, каковы вы и на самом деле, чтобы вы были в состоянии не покидать путей Господних и соблюдать заповеди Его с верностью и с непритворной верой управлять своей паствой и следить за нравами и действиями ее, поддерживая в ней веру в Бога, чтобы и она исполняла заповеди, ясно изложенные в Писании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

141 О. Михаил Тамарашвили, доктор теологии и профессор Римского университета, погиб 16 сентября 1911 в Италии, близ селения Санта-Маринелла, спасая тонущего. В 1978 г. по инициативе грузинского писателя и исследователя Реваза Табукашвили прах его был перенесен в Тбилиси и похоронен в Дидубийском пантеоне. 142 Марр Н. Я. История Грузии: культурно-исторический набросок. Цит. по.: Кирион. еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис. 1910. 51. 144 Еп. Кирион (Садзаглишвили) в 1917 г., после восстановления автокефалии Грузинской Церкви был избран католикосом-патриархом с именем Кириона III. Убит через год после избрания в Марткопском монастыре. В сентябре 2002 г. причислен к лику святых как священномученик. 147 Георгий Святогорец. Житие Блаженных отцов наших Иованэ и Эптвимэ. Пер. прот. Иосифа Зетеишвили. (см. 14 .236). Символ 1996. 35. 290. 148 Гиорги Мерчулэ (Законник). Труд и подвижничество достойного жития святого и блаженного отца нашего Григола, архимандрита Хандзтийского. Пер. прот. Иосифа Зетеишвили (см. 14 .222). 259. 149 Монастыри Хандзта, Ошки, Убе, Мидзнадзори, Опиза и другие находятся в полуразрушенном состоянии на территории нынешней Турции. 150 Ранняя версия (краткая) в Sin. 35 (X в.); см. Catal. Sinai. 14 .120). 115–116. Версии Св. Евфимия (до 983), Иоанна Петрици и Петра из Гелати (XIII в.), см. GGL. 143. 213 et 245. 151 Гиорги Мцире. Житие Георгия Святогорца. Пер. прот. Иосифа Зетеишвили. 14 .275). Гл. 13 (42), с. 281. 153 Макарий, 4 отрывка из Гомилий, особенно в Sin. 35 et 36 (X в.); см. Catal. Sinao. 112–113 и 139–140. Кекелидзе К. Этюды. 5. 14 .74). Тексты изданы Ильей Абуладзе в «Поучениях отцов» 14 .312). 309–314. Два письма, неизвестных на греческом, в Sin. 25 et 35 (X в.) и Jérus. 73 (XI-XII в.); см. Catal. Sinai. 60 et 111–112; Blake R., R. P. в ROC 1924. 24. 404; Gribomont J. в RHE 1957. 52. 108. Св. Евфимий перевел 26 Гомилий; см. GGL. 143. 154 Tamarati M. S. Jean Chrysostome dans la littérature géorgienne//Chrysostomika. Rome 1908. I. 213–216.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. К.- автор ряда историко-публицистических статей, написанных в форме диалога и рассчитанных на широкий круг читателей: к их числу относятся очерки, посвященные груз. царям и политическим деятелям Баграту III, Георгию V Блистательному, Липариту Багваши и др. Особого внимания заслуживают составленные К. жизнеописания деятелей и святых ГПЦ - вмц. Шушаник (1887), св. равноап. Нины (Мцкемси. Тифлис, 1888. 16, 18; 1889. 1, 4-6), царя св. Мириана (Там же. 1889. 23-24; 1890. 1-2), прп. Георгия Святогорца (Иверия. 1895. 105. С. 1-2), царицы св. Тамары (Там же. 116. С. 1-2), прп. Антония Марткопского (1899), мч. Або Тбилисского (1899), царя св. Давида IV Строителя (ДВГЭ. 1898. 5. С. 16-22; Цнобис пурцели. Тифлис, 1899. 789. С. 2-3; 790. С. 3; 791. С. 3-4 (отд. отт.: Тифлис, 1899)), прп. Давида Гареджийского (1901), Петра Ивера (Кавказ. 1901. 280), прп. Стефана Хирсского (2001) и др. К. писал о роли иудеев в распространении мессианских идей в Др. Грузии и о перенесении ими в Мцхету хитона Господня (Мцкемси. Тифлис, 1888. 1-3), об одном из гвоздей Креста Христова (Там же. 1892. 1. С. 13-14; 3/4. С. 21-22), о Камне благодати (1899), о кресте св. Нины (1912) и др. Речи, проповеди и поучения К., посвященные церковным праздникам, публиковались в газетах «Цнобис пурцели» (1898), «Иверия» (1904), в ж. «Светицховели» (1917, 1918), в Богословском сборнике (ГПЦ) (1985), в ж. «Джвари вазиса» (1988), в ж. «Сахалхо ганатлеба» (Народное образование) (1989), в «Сахалхо газети» (Народная газета) (1998), в ж. «Сапатриаркос уцкебани» (Вестник Патриархии) (2009) и др. Отдельного внимания заслуживает рецензия К. на сочинение Тамарашвили «История католичества среди грузин» (Тифлис, 1902), получившая восторженные отклики грузинской общественности. Критически рассмотрев исследование и отметив уникальность обнаруженных автором документальных материалов, значительным образом обогативших грузинскую историографию, К. не поддержал некоторых выводов, сделанных автором, в частности о том, что после схизмы (в 1054) ГПЦ не отделилась от Римско-католической Церкви. Для подтверждения своего мнения Тамарашвили цитировал несколько грузинских источников XIII-XIV вв., в которых ГПЦ упоминалась вслед за Римско-католической Церковью. К. трактовал эти сведения как отражение ситуации до раскола Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

  Цуртагская область, находясь на границах Армении, Грузии и Персии, с православным населением своих жителей имела несчастье находиться под управлением в то время епископа Моисея, ученика католикоса Моисея II, явного врага кафолической Церкви. Епископ Моисей помимо клятвы, данной Кириону, быть верным православному учению Церкви, стал проповедовать в своей епархии монофизитское учение и неопытных совращал к своему заблуждению. Это очень не нравилось энергичному Кириону, но при жизни католикоса Моисея II приходилось ему терпеть, но как только узнал о смерти католикоса, немедленно вызвал к себе епископа Моисея для востребования от него отчета в поступках.    Моисей долго колебался, но наконец уступил требованию своего католикоса и отправился в Иверию. На пути в Мцхет, как говорит сам Моисей, он остановился в городе Тифлисе, где временно пребывал в то время Кирион. Желая лично увидеться с католикосом, сперва вошел в притвор храма Пресвятой Богородицы, именуемого Сионом 129 . Слуги Кириона, узнав о прибытии Моисея, немедленно уведомили об этом католикоса. Моисей ждал приказаний его. Кирион велел до времени не показываться ему на глаза. Поэтому епископ, не желая дожидаться, отправился в дом какого-то священника Якова, вероятно, священнослужителя при упомянутом храме, у которого оставался в течение девяти дней. В это время он написал нижеследующее послание и через посла передал католикосу Кириону.   «Я знаю, — говорил Моисей, — что вы уклонились от Православия и от святой веры, внушенной нам святыми апостолами, утвержденной святым Григорием, которую постановили три святые собора 318 отцов Никейских, 150 Константинопольских и 200 Ефесских и которую исповедуют обе страны Армения и Иверия. Откуда произошло, что вы хотите тронуть нашу веру неизменную и непоколебимую, утвержденную нашими отцами, которую передали нам на хранение, и будучи преследуемы демонами, торжественно и после многих трудов победили сатану; предали проклятию всех отступников времен древних, средних и настоящих, а в особенности гнусный Собор Халкидонский, отвратительное письмо Аеона, равно как всех тех, которые присоединились к нему. Таковое предание, которого держимся до сих пор. Но почтенный католикос Моисей, от которого получили вы посвящение, выбрал вас в своем доме, потому что считал вас достойным доверия, и наконец, чтобы вера отцов наших оставалась непоколебимой, и от этого наслаждались бы мы миром. Моисей доверил вам эту архиерейскую должность не для того, чтобы устанавливали камни по пути верным, но для того, чтобы отстраняли от путей их препятствия и затруднения и чтобы следовали по прямым путям Господним, а не попирали ногами святых отцов. Вы впустили этого Киса, чтобы уничтожить предания отцов, потому что человек этот скрывал вероломство, волновавшее его сердце, с тех пор, как он насытился по горло страшной едкости Халкидонского жидовского права. Да буду впредь не повинен и охранен от столкновения с вами».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Грузия. Святыни Самтавийско-Горийской епархии ФОТОГАЛЕРЕЯ Самтависская и Горийская епархия Грузинской Православной Церкви была создана на соборе 1995 года, в нее входят две древние кафедры. Самтависская кафедра является одной из двенадцати древнейших, которые были основаны еще при святом царе Вахтанге Горгасале в VI веке. Горийская кафедра также имеет давнюю историю. Ее самый древний храм датируется VI веком. На территории епархии располагаются несколько исторических монастырей: Кватахевский монастырь, монастырь Атени Сиони, монастырь в Ркони, монастырь святого Георгия (Гориджвари), Самтависский монастырь, где упокоен преподобный Исидор Самтавийский, монастырь Тетратхеви. Уроженцами епархии были Грузинские Католикосы-Патриархи Кирион, Леонид и Ефрем, а также святой епископ Александр. В Гори действует духовная гимназия, являющаяся одним из старейших учебных заведений в Грузии. Правящим архиереем епархии является митрополит Андрей (Гвазава) . Фото: Шио Отарашвили /Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Кафедральный собор в честь Рождества Богородицы, Гори Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Духовная гимназия прп. Георгия святогорца Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фотография класса, в котором учился И. Джугашвили (Сталин) Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Здесь учился Католикос-Патриарх Кирион Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Директор гимназии о. Борис Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Братья Карбелашвили, которые собирали и записывали церковные песнопения Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Епархиальный центр культуры и духовного просвешения Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/59077.html

Иосселиан П. Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью. Тифлис, 1850. Иосселиан П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849. Иосселиан Платон, канд. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843. Иосселиан Платон. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии. Сочинено в Александре-Невской Академии. СПб., 1802. Каллистов Н. Приезд на Кавказ высокопреосвященного Экзарха Грузии Павла и первые шаги служения его в Грузии. Тифлис, 1882. Капанадзе X. К 70-летию Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема И//ЖМП. 1967. Карбелов П., свящ. Иерархия Грузинской Церкви. Тифлис, 1904. Карбелов П., свящ. Католикосы и архиепископы Церкви Грузинской. Тифлис, 1900. Квирила М. Преподобный отец наш Шио-Мгвимский и его монастырь. 1902. Кекелидзе К., прот. К вопросу о иерусалимском происхождении Грузинской Церкви//Сообщ. Имп. Правосл. Палест. Общ. Пг., 1914. Т. XXV, вып. 3–4. Кекелидзе К. Литургическая справка об автокефалии Грузинской Церк-ви//" Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Кекелизде К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. Тифлис, 1908. Кекелидзе К. С. Памятники древне-грузинской агиографической литературы. (Груз, текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К. С. Кекелидзе). Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1956. Давид Гареджели и его лавра. Тифлис, 1901. Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом. Тифлис, 1889. Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского. Тифлис, 1899. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давиде-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899. Кирион, епископ. Жития различных грузинских святых. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества. Тифлис, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Кирион (Садзагелов Георгий Иеронимович), архп. Мцхетский и Тбилисский Католикос-Патриарх всея Грузии Родился 10 ноября 1854 года в семье священника Грузинской епархии. В 1876 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в 1880 году – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и I августа назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии. С 1883 г. – помощник смотрителя Телавского духовного училища. В 1865 г. перешел на ту же должность в Горийское духовное училище. В 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища. В 1891 г. переведен в Тифлисское духовное училище. 2 ноября 1896 г. пострижен в монашество Московским митрополитом Владимиром б. Экзархом Грузии, 6 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена, а с 31 декабря – благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе”. 10 мая 1898 года возведен в сан архимандрита. 23 авг.1898 года хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. Хиротонию совершали в Тифлисском Сионском кафедральном соборе: Экзарх Грузии Флавиан, епископы: Гурийско-Мингрельский Александр, Имеретинский Виссарион и Горийский Леонид. С 12 авг. 1900 года – епископ Горийский, вик. Грузинской епархии. С 10 марта 1902 года – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 3 мая 1903 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. С 23 апреля 1904 года – епископ Орловский и Севский. С 3 февр.1906 года – епископ Сухумский, переведен на эту кафедру по собственному желанию. С 25 янв.1907 года – епископ Ковенский, вик. Литовской епархии. С 15 февр. 1908 года уволен на покой. Будучи на покое, проживал в Куряжском монастыре (Харьковской епархии), затем в Санаксарской пустыни (Тамбовской епархии), и, наконец, в Херсонесском св. Владимира монастыре близ Севастополя (Таврической епархии). С 10 янв.1915 года – епископ Полоцкий и Витебский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010