— От сего дня не болей более! — сказал ему на прощание старец. Павлову не хотелось так скоро расстаться со скитами, и он нанял извозчика в общежительную пустынь св. Параклита. Погода стояла теплая, солнечная. Благодаря недавно выпавшему снегу дорога была немного трудная для лошадей, но мягкая и спокойная для седоков, которым не для чего торопиться. Со всех сторон подымались опушенные снегом сосны и ели. Все время дорога шла по прямой линии лесом, но, пересекши речку Торгошу, она круто повернула вправо на косогор. Вскоре показались строения обители. Еще немного, и извозчик остановился у ворот скита. Павлов пошел по вытоптанной дорожке по направлению к церкви. Нигде среди разных деревянных строений он не встретил ни одной души. Обошел церковь, но и тут никого не было. Наконец у одной маленькой избушки он заметил инока. — Отче, нельзя ли мне молебен отслужить в вашем храме! — крикнул ему Павлов. — Сейчас, сейчас, батюшка! Я скажу иеромонаху. Вскоре подошел к Павлову худощавый иеромонах в старенькой рясе и показал ему верхнюю церковь Святого Духа Утешителя, или Параклита, и нижнюю — во имя Иоанна Предтечи. При этом он сказал: — Заметьте, как это премудро придумано соединить в одном здании эти две церкви. Воистину это обитель духовного возрождения. Ведь сказано, что если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Вот здесь мы молимся Святому Духу, а в той нижней церкви возносим молитвы к свидетелю Его, который был послан крестить народ в воде. После молебна Божьей Матери и Иоанну Предтече, иеромонах пригласил Павлова в свою келью и угостил его хлебом и медом с горячей водой. — Как у вас тихо, батюшка, — заметил Павлов, — настоящая пустынь! — Да, хранит Господь нас от молвы житейской. Женщины в нашу обитель вовсе не допускаются, да и мужчины богомольцы редко сюда заглядывают. Ограждены мы от мира стеной леса. Понравились ли вам наши леса? — Жалею, батюшка, что не летом я приехал к вам. Но и зимой у вас хорошо. Тут Павлов рассказал о своем недолгом пребывании в Лавре и в Гефсиманском скиту, о посещении знаменитого старца и о его прозорливости.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

— К Сергию, к скромному, но вдохновенному Сергию скорей! — сладостно мечтал Павлов, сидя в вагоне. Поезд подошел к Сергиевскому Посаду поздно вечером, когда ворота Лавры были заперты, и ему пришлось проехать прямо в гостиницу. На другой день утром было еще темно, когда он направился к Святым воротам Лавры. Заметив, что большинство богомольцев направлялось к угловой церкви за колокольней, и сам он вошел в нее помолиться. Всюду толпы двигающегося народа. Покупают, продают. Тут служат молебен; в другом месте — панихиды. Все подвижно, шумно; не на чем остановить своего внимания, своего благоговения, с которым он пришел сюда. За движущейся толпой, лестницами и переходами он прошел в соседнюю церковь. Здесь шла служба. На полу мокро от следов молящихся. В воздухе испарина. Тесно. И тут шумное движение толпы. Оно еще более увеличилось, когда стали приобщать народ. С окончанием ранней обедни Павлов вышел из церкви на двор. Увидев скопление богомольцев около дверей, недалеко от угловой церкви, он вошел вместе с ними в небольшую лавку. Там продавали просфоры разных размеров, а в следующей проходной комнате сидели послушники и за небольшую плату писали гусиными перьями имена поминаемых на нижней стороне просфор. Павлов стал искать церковь, где лежат мощи преподобного Сергия, чтобы там отстоять позднюю обедню. Ему указали на небольшой храм с золотым верхом. Тут тоже было тесно, но народ молился более спокойно. Сознание, что здесь главная святыня Лавры, все время держало Павлова в благоговейном настроении. Он отстоял молебен, горячо приложился к раке преподобного и молился ему, да сподобит его достойно исповедоваться и причаститься. Выйдя из церкви, Павлов стал искать трапезную. Он обратился было к двум проходящим мимо его монахам, но те так увлеклись разговором, что не обратили на него никакого внимания. Собственно, искать было нечего, потому что трапезная была рядом с храмом Св. Троицы. Он и не воображал, что эта ярко расписанная палата и есть столовая монахов. Внутри она отделана еще более богато, чем снаружи. Потолки и стены покрыты прекрасной живописью и красивым орнаментом. Множество накрытых для обеда столов. Между ними озабоченно хлопочут послушники.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

А еще для того, чтобы позлить атеистов-большевиков, которых весьма не любил, и помочь своим авторитетом гонимым верующим, которым, естественно, сочувствовал. На вопросы анкеты архиепископа Кентерберийского академик Павлов ответил так: «Верите ли Вы в Бога или нет?» – «Нет, не верю». «Считаете ли Вы религию совместимой с наукой или нет?» – «Да, считаю». Когда ученики подступили к нему с вопросом, как же согласуются эти ответы, он объяснил: – Целый ряд выдающихся ученых были верующими, значит – это совместимо. Факт есть факт и нельзя с ним не считаться». «Павлов протестовал против сноса Троицкого собора, отказался от кафедры в Военно-медицинской академии в знак протеста против изгнания из числа студентов детей священников и т.д. В воспоминаниях М. К. Петровой, ближайшей сотрудницы и друга И.П. Павлова, приведены такие слова Павлова: „Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины, это есть Бог. В своем стремлении искать причину всего он доходит до Бога. Но сам я не верю в Бога, я неверующий“. Ходил Павлов в церковь „не из религиозных побуждений, а из-за приятных контрастных переживаний. Будучи сыном священника, он еще в детстве любил этот праздник (речь идет о Пасхе). Он объяснял эту любовь особенно радостным ощущением праздничных дней, следующих за Великим Постом“. А защищал Павлов верующих и церковь из вполне понятных соображений о справедливости и свободе совести, протестуя против большевистского варварства» . «В своем последнем слове у могилы мужа Серафима Васильевна говорила, что он был неверующим, и вся его работа была направлена на отрицание религии. Имеющиеся в многочисленных архивах документы, высказывания самого Ивана Петровича и друзей, близко знавших Павлова, вроде бы свидетельствуют: мэтр не верил в Бога. Вот что по этому поводу в 1923 году сказал сам Иван Петрович в беседе с будущим академиком Е. М. Крепсом. „Почему многие думают, что я верующий человек, верующий в смысле религиозном? Потому, что я выступаю против гонения на религию. Я считаю, что нельзя отнимать веру в Бога, не заменив ее другой верой. Большевику не нужно веры в Бога, у него есть другая вера – коммунизм... Другую веру приносят людям просвещение, образование, вера в Бога сама становится ненужной“. В письме в Совнарком он писал: „По моему глубокому убеждению, гонение нашим правительством религии и покровительство воинствующему атеизму есть большая и вредная последствиями государственная ошибка... Религия есть важнейший охранительный инстинкт, образовавшийся, когда животные превратились в человека, сознающего себя и окружающие существа, и имеющая огромное жизненное значение“» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

е с настоящим восприемником. Ещё нельзя не отметить того обстоятельства, что проф. Павлов в своей ответной брошюре (По поводу некоторых недоумений, 30) старается поставить обычай двувосприемничества под защиту восточных патриархов и подтвердить его авторитетом греческой церковной практики того времени (XVII в.). «Известно, говорит он, что на соборе 1666 года присутствовали и греческие патриархи; значит, соборное постановление служит доказательством действия того же правила и в современной практике греческой церкви: заключение тем более вероятное, что в других случаях собор довольно резко противополагал греческие церковные порядки русским (например по вопросам о вдовых попах, о перекрещивании католиков и лютеран и др.)». Но акты собора 1666 года не подтверждают уверения проф. Павлова (мы пользуемся изданием актов. Москва. 1881); в них (деяние 11) прямо сказано, что наставление благочиния церковного (в котором содержится и правило о двувосприемничестве) составлено собором преосвященных всего российского государства (стр. 36. Срав. Макария. Церк. Ист. т. 12, стр. 640. 647 и др.). Подписано это деяние тоже одними русскими пастырями. Проф. Павлов говорит, будто собор 1666 года противополагал греческие церковные порядки русским, например по вопросам о вдовых попах, о перекрещивании католиков и лютеран. Этого мы тоже не находим в актах указанного собора. Постановление о вдовых попах и о перекрещивании католиков и лютеран находятся в актах московского собора 1667 года в главах 6 и 9 (Книга деяний собора 1667 г. того же московского издания 1881 года). Выходит, что проф. Павлов смешал собор 1666 года с собором 1667 года, который действительно называется большим московским собором и на котором присутствовали вместе с русскими пастырями и восточные патриархи (Макарий. Церк. Ист. т. 12, стр. 682). Но, может быть, профю Павлов скажет, что, если восточные патриархи и не присутствовали на соборе 1666 года, происходившем прежде их прибытия в Москву, то утвердили его постановления на соборе 1667 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

12. Глаголю же се, яко кийждо вас глаголет: аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов. «Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов». Отселе видно, что несогласия и разделения у Коринфян возникли от излишней привязанности их, одних к одному Апостолу или учителю, а других к другому. Апостол Павел положил основание коринфской Церкви ( Деян.18:1 ), и утверждал ее год и шесть месяцев (ст. 11). По отшествии Павла из Коринфа в Иерусалим, пришел в Коринф некто Аполлос, из Иудеев, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, как говорит о нем книга Деяний Апостольских ( Деян.18:24;19:1 ). Некоторые из Коринфян, пристрастные к внешней образованности и особенно к красноречью, полюбили Аполлоса, и стали предпочитать его Павлу. Так произошло уже разделение: одни питали преимущественное уважение к первому своему просветителю, апостолу Павлу; другие стали оказывать предпочтение Аполлосу. Явились и такие, которые называли себя Кифиными, т. е. Петровыми, которые вероятно так называли себя потому, что или были учениками апостола Петра, или держались того мнения, будто и христианам надобно соблюдать закон Моисеев; и такие иудействующие христиане могли называть себя Кифиными потому, что Петр иногда держался по – видимому этого мнения ( Гал.2:11–15 ). Апостол Петр не был в Коринфе; но ученики его или особенно уважавшие его могли прийти в Коринф из Иудеи или другого места, и образовать свое общество, члены которого именовали себя Кифиными. А были при этом разделении и такие, которые, лучше понимая дух апостольского учения или учения Евангельского, не хотели присоединяться ни к той, ни к другой стороне, а хотели именоваться Христовыми или христианами, и каждый из них говорил: я Христов. Аз убо есм Павлов. Апостол, указывая на разделения, прежде других говорит о том разделении, которое получило повод от Него самого: «у вас говорят: я Павлов». Без сомнения, это делает Павел для того, чтобы отклонить подозрение, будто говорит он по соревнованию к славе других, или к предпочтительному уважению, каким пользовались другие. Он, как первый учитель Коринфян, просветивший их учением Христовым, по справедливости заслуживал предпочтение от коринфских христиан; но он это предпочтение к себе прежде и отвергает, как неуместное при тех обстоятельствах, какие открылись в коринфской Церкви, когда это предпочтение одного учителя перед другим послужило поводом к разделениям между членами коринфской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

180 Павлов А. С. О началах Галицкой и Литовской митрополии... С. 5. Ф. Дольгер датирует этот хризовул сентябрем 1304 – августом 1305 г. (см.: Dolger F. Regesten der Kaiserurkunden des ostromischen Reiches. 4 Teil. Berlin, 1960. 2270). 182 Павлов А. С. О началах Галицкой и Литовской митрополии... С. 7–10. Такого же мнения придерживаются: Макарий (см.: Мака-рий, митрополит Московский. История русской церкви. Т. 4. С. 17), Н. Д. Тихомиров (см.: Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия. С. 45), М. С. Грушевский (см.: Грушевскш М. С. Icropia Укра1ни-Руси. Кшв; Льв1в, 1900. Т. 3. С. 301–302). 184 Павлов А. С. О началах Галицкой и Литовской митрополии... С. 7; Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия. С. 45–48; Соколов П. П. Русский архиерей из Византии... С. 217. 186 Макарий, митрополит Московский. История русской церкви. Прил. 3: «Житие митрополита Петра». С. 315. 191 Режабек И. Юрий II, последний князь всей Малой Руси//Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси. СПб., 1907. С. 6–22. 197 Соколов П. П. Русский архиерей из Византии... С. 276; а по Е. Е. Голубинскому , епископа Федора поддержал Гедимин (см.: Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 2, 1-я пол. С. 154). Следовательно, оба автора считают, что поддержка епископу Федору шла от литовских князей. 198 Павлов А. С. О началах Галицкой и Литовской митрополии... С. 13. Н. Д. Тихомиров делает совершенно неаргументированное предположение, что в 1331 г. на галицкую митрополию был поставлен Гавриил (см.: Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия. С. 73). 207 Свадьба дочери Гедимина Анны с Юрием-Болеславом произошла в 1331 г. (см.: Dlugosza Jana... Dziejow Polskich... T. 3. S. 146). 208 Paszkiewlcz H. Polityka ruska Kazimierza Wielkiego. War-szawa, 1925; Kaczmarczyk Z. Polska cazsow Kazimierza Wielkiego. Krakow, 1964. S. 41. 209 Monumenta Polonae Historica. T. 2. S. 629. О походе короля Казимира, но более неопределенно, говорит и ежегодник Трас-ки. (Ibid. S. 860). 210 Dlugosza Jana... Dziejow Polskich... T. 3. S. 183. Примерно так же излагает события М. Стриковский (см.: Stryjkowsriego M. Kronika Polska, Litewska, Zmodzka i Wszystkiej Rusi. Warszawa, 1846. T. 2. S. 19–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Олимпиада, игуменья (Болотова Ольга) Олимпиада, монахиня (Жунина (Жужина) Ольга Феодоровна) Олимпиада, монахиня (фамилия не установлена) Онипкин Александр Симеонович (протоиерей Александр) Оно Иоанн (епископ Николай) Опадчий Василий Степанович (р. Б. Василий) Опарин Павел Иванович (р. Б. Павел) Опик Петр Алексеевич (протоиерей Петр) Ордовский-Танаевский Владимир Димитриевич (р. Б. Владимир) Орентий, иеромонах (Федосеев Георгий) Орлов Александр Александрович (протоиерей Александр) Орлов Николай Петрович (иерей Николай) Орлов Феодор Леонтьевич (протоиерей Феодор) Осипов Филипп Филиппович (протоиерей Филипп) Осипова Вера Георгиевна (р. Б. Вера) Осколков Михаил Матвеевич (р. Б. Михаил) Остроумов Борис Васильевич (р. Б. Борис) Ошевенский Алексей Васильевич (иерей Алексий) П Павел, епископ ( Ивановский Николай Иванович ) Павел, иеромонах (Афанасьев Павлин Алексеевич) Павел, святой мученик (Ван Павел) Павлов (иеромонах Иосиф) Павлов Аркадий Максимович (протодиакон Аркадий) Павлов Сергей (диакон Сергий) Павлов Сергей Павлович (диакон Сергий) Павлевская Гликерия Николаевна (р. Б. Гликерия) Павлевский Иван Федорович (р. Б. Иоанн) Павловский Владимир Михайлович (епископ Василий) Павлючик Константин Осипович (р. Б. Константин) Падерин Николай Петрович (епископ Никандр) Паевский Александр Григорьевич (протоиерей Александр) Паисий, иеромонах (фамилия не установлена) Палей Владимир Павлович, князь (князь Владимир Павлович) Памфилов Артемий Даниилович (диакон Артемий) Панин Мефодий (иерей Мефодий) Панормов Евгений Николаевич (протоиерей Евгений) Пантелеев Димитрий Петрович (р. Б. Димитрий) Панюшин (архидиакон Стефан) Пастухин Евлампий Николаевич (р. Б. Евлампий) Патрин Гавриил Иванович (иерей Гавриил) Патрин Никифор Иннокентьевич (р. Б. Никифор) Патрина Мария Димитриевна (р. Б. Мария) Патрина Татиана Иоакимовна (р. Б. Татиана) Пахомий, схимонах (Смоленцев) Пахомов Михаил Максимович (протоиерей Михаил) Певцов Николай Петрович (иерей Николай) Пекарский Леонтий Феодосьевич (протоиерей Леонтий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

57 Троицкий И. Е. «Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима и пр.» Иоанна Фоки (XII в.) // ППС. 1889. Т. 8, вып. 2. 58        В фонде И. С. Бердникова , хранящемся в архиве Казанского университета (Ф. 10 (Казанская Духовная академия). Оп. 5. Д. 1104) находится 4 письма И. Е. Троицкого (от 20 декабря 1889 г. (л. 198–199), 2 декабря 1889 г. (л. 200–201), 24 октября 1891 г. (л. 202–203), 12 декабря 1891 г. (л. 204–205)). В последнем письме содержится ответ Троицкого на вопрос о восприемниках в Гре­ческой церкви, со слов архим. Неофита Пагидаса, настоятеля Греческой церкви в Петербурге (справ­ка Т. А. Богдановой). 59        Полемика между двумя канонистами, проводившаяся в весьма резких словах, нашла свое вы­ражение в ряде их статей по поводу книги А. С. Павлова «50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права» (М., 1887): Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензии на исследование А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. М., 1887 (2-е изд.: Ка­зань, 1891); Павлов А. С. По поводу некоторых недоумений в науке православного церковного права//ЧОЛДП. 1891. T. 1. С. 640–667; Бердников И. С. О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку//Православный собеседник. 1892. Ч. 1. С. 252–254; Павлов А. С. Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве//ЧОЛДП. 1893. T. 1. С. 354–408, 483–519; Бердников И. С. 1) Ответ проф. Павлову на его «Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве»//Православный собеседник. 1893. Ч. 1. С. 3–72 (в этой статье Бердников использует сведения, сообщенные ему Троицким); 2) По поводу второго издания проф. Павловым Номоканона при Требнике. М., 1897 (Учен. зап. Казанского университета. 1899. Т. 4. С. 1–72). 61 Павлов А. С. Историко-юридическое значение 50-й главы Кормчей//ХЧ. 1882. Ч. 1. С. 367– 404; 1883. Ч. 1. С. 358–406; 1884. Ч. 1. С. 370–419. Памятники византийского брачного права изданы Павловым в 1898 г.: Павлов А. С. Сборник неизданных памятников византийского церковного права. СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В анкете он написал о себе: «рабочий (грузчик)». Позднее отец Кирилл вспоминал: «Я был демобилизован в мае 1946 года и прямо в военной форме пришел в Новодевичий монастырь. Узнал правила приема и, конечно, был весьма благодарен и обрадован, что моя заветная мечта сбылась». На вступительных экзаменах он успешно написал сочинение на евангельскую тему, чему помогло постоянное чтение Священного Писания. Получил вызов с извещением о зачислении. В 1946 году в семинарию было принято 79 учащихся, и среди них будущий архимандрит Кирилл. Позднее отец Кирилл вспоминал: «Мы занимались в классах Новодевичьего монастыря, в храме. Надо сказать, что обстановка тогда была нелегкая: после войны разруха, была карточная система». С самого начала обучения студент Иван Павлов отличался «скромностью, постоянной молитвой и частым посещением Богослужения». В самом начале обучения он жил в Подмосковье и испытывал от этого дополнительные трудности. Постепенно Иван Павлов начинает обращать на себя внимание начальствующих. Один из воспитателей Духовной школы отмечал: «Следует сказать о Павлове: он едва ли не единственный пожалел, что на второй, третьей, пятой и шестой седмицах (Великого поста) разрешается рыба. По его мнению, трапеза в семинарии и без того чересчур обильна для поста. В посещении богослужений Павлов может служить примером». В 1948 году Духовная школа сменила место своего пребывания, переместившись из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, и возобновила свою деятельность под кровом преподобного Сергия. В 1950 году Иван Павлов окончил Духовную семинарию — выпуск состоялся 20 июня. Выпускникам вручили аттестаты и Библии, в которых были сделаны памятные записи: «Согласно постановлению Совета Московской духовной семинарии, окончивший семинарию в 1950 году (фамилия, имя) награждается этою святою Библией для постоянного жизненного руководства и назидания». Это благопожелание священноначалия было весьма близко студенту Павлову, и он пронес его через всю свою жизнь. Затем выпускник семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году, представив работу «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви I–II вв. христианства». В характеристике выпускника было отмечено: «…на протяжении всего времени его занятий в Московских духовных школах был безупречного поведения. Его трудолюбие и прилежание в занятиях, его дружественное, по-товарищески отзывчивое обращение с сокурсниками — всегда и всеми отмечались как основные черты его характера». Последний экзамен в Академии был 15 июня, а выпуск — 17 июня. Выпускникам на память об окончании школы была вручена книга «Патриарх Сергий и его духовное наследие».

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Еще по Александро-Невской Лавре были знакомы отец Серафим и академик Иван Петрович Павлов – отец современной физиологии, один из величайших умов, когда-либо дарованных Господом человечеству. Неоценим вклад, который внес Иван Петрович Павлов в развитие мировой науки. В то же время ему принадлежат слова, близкие всякому верующему сердцу: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего Богу моему и моему Отечеству...». Свято веривший в божественные истины Православия, Иван Петрович идею бессмертия души пояснял так: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, любовь, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать – связаны, каждая из них с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера» с. 75]. В течение многих лет, до самой своей праведной кончины 27 февраля 1936 года, Иван Петрович был почетным старостой двух петроградских храмов: церкви в честь Входа Господня в Иерусалим (Знаменской) 15 , которая располагалась на Лиговском проспекте, 29, напротив Московского вокзала (ныне на этом месте находится станция метрополитена, храм был взорван в 1940 году), и церкви апостолов Петра и Павла в поселке Колтуши, где находилась «столица условных рефлексов» – знаменитая Биологическая станция (ныне Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской Академии Наук). До последних дней своей земной жизни академик Павлов спасал эти два храма от закрытия и разрушения. Когда в 1933–1934 годах в России повсеместно был запрещен колокольный звон, Колтушская церковь стала исключением, благодаря категорическому требованию великого русского ученого. 14 июня 1934 года районный инспектор Брапман докладывал в областную комиссию по делам религиозных культов: «Сего числа для передачи вам заместитель председателя Пригородного райисполкома т. Гутнер сообщил мне, что профессор Павлов, узнав, что в Петропавловской церкви в селе Колтушах прекращен колокольный звон согласно постановлению Облисполкома, пришел в негодование и заявил, что сам он лично поедет в Москву и будет жаловаться соответствующим организациям... В силу сложившихся обстоятельств т. Гутнер считает целесообразным разрешение колокольного звона в Колтушах...» Таким же образом Иван Петрович делал многое и для Знаменской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010