Не имам бо постнаго оружия и сего ради ратник диавол, аки пленника, греховными ужи связав, к своему хотению прочее нудить мя. Да что сътворю неведе: самовластен Богом сътворен бых, и волею поработихся похотному бесу; умножишася греси мои 27 наипаче песка морскаго. Да како могу умолити Творца моего и Господа, или како надеюся помилован быти: волею вдався на осквернение плоти и по вся чясы приближаюся к греховным сластем; плоть убо моя осквернися чрез естество блудом, язык же срамословием распростреся; внутреняя же моа исполних смрадных помысл и отнудь весь мой разум попустих в сопротивная Божию закону. И того ради тужю и скорблю и печалуюся, по вся часы припадаю к щедротамь Твоим Госпоже Богородице! Не прогневайся на мя грешнаго, да не всуе жизнь моя скратится; но призри, Владычице, на мя унылаго, умоли рожшагося от Тебе! да не предан буду в жребий грешных. Ты бо еси Божия Мати, и аз раб Твой всегда на Тя надеюся: за мене, Своего раба, умоли Сына Твоего и Бога моего, Емуже слава с Отцем и с Святым Духом, ныне и присно, и в векы веком. Аминь. Молитва во вторник по Вечерни. 28 Благаго Царя благая Мати! Призри на раба Си милостивно и помощную ми руку простри, и страстнаго мя от страстей возведи. Рыдая со слезами, вопию Ти, человеколюбивая: вонми и спаси мя. Возвести очию не смею, яко весь есмь во гресех. Милостивая Госпоже, Мати сущи Богу, Живодавца родьшя мертвым, от мертвости мя злыя въстави: владееши бо всем избавлением. Мучительства мя злых свободи: щит ми подаждь твоея силы; стрела устрели мя вражья: да улучу оставление грехов злых. Прибегаю к благости твоей: лежаща мя, яко мертва окаянна, от страсти возведи. Благая словеса презрех Сына Твоего, иже мирови нисходи. Да не одолеет множество зол моих благых Твоих множество, Благая! Нощь объят мя глубокая страстей; но Ты освети светом Твоим; чужа мя сътвори от страсти, Дево, и приближи единому Твоему Сыну. Ни уповах инде, Препетая разве Тебе, упование державное. Обиде мя вода до душа моеа и запяхся скверными помышлении; леняся взираю своих зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Все три произведения, особенно Повесть и Сказание, как можно судить по заголовкам, посвящены монашеству в его реальном и мистическом аспектах. Они написаны в форме посланий, а, в сущности, представляют собой богословские трактаты, в которых посредством символико-аллегорической экзегезы и нравоучительного толкования, осмысляются конкретные факты монашеской жизни – от различных частных духовных и поведенческих обязанностей монаха до особенностей и деталей его одежды и внешнего вида. Иначе говоря, в этих трактатах на примере исторических аналогий из ветхозаветной и новозаветной истории разъясняется смысл иноческого служения как идеального пути к спасению. Несмотря на сходство этих аскетико-публицистических сочинений в плане характерной для них литературной манеры с молитвословными и гомилитическими творениями Кирилла Туровского , первые заметно отличаются от последних нейтральным, спокойным тоном. Создавая их, автор очевидно избегал использовать нарочитые приемы риторизации повествования и, соответственно, нагнетения эмоционально-экспрессивной напряженности. С историко-литературной точки зрения наиболее интересной среди названных аскетических сочинений Кирилла Туровского признана Притча о слепце и хромце, поскольку единственно в ней отразились не узко церковные, а широко общественные интересы писателя. По мнению исследователей, названная «притча» была создана между 1160 и 1169 гг., и именно как памфлет, иносказательно изобличающий Ростовского епископа Феодора (Федорца, по летописям), который при поддержке князя Андрея Боголюбского беззаконно объявил себя автокефальным иерархом по отношению к Киевской митрополии. Исходной идейной посылкой «Притчи» является мысль о спасительной для всякого христианина необходимости владеть искусством постижения истинного смысла «Божественных книг», того «сокровища вечной жизни», которое заключено в «словесах Божиих», или в Священном Писании . Автор, опираясь на святоотеческую литературную традицию, демонстрирует, как именно посредством символической экзегезы надлежит раскрывать духовное значение священного текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

К тому же литературному типу относятся проповеди Кирилла Туровского… О самостоятельности этих писателей говорить не приходится. Они находятся под определяющим влиянием Византийской письменности, повторяют чужие темы и достаточно известный материал. Но именно это важно и показательно для историка. Кирилл Туровский и сам напоминал, что учит он и пишет «не от себя, но от книг». И как умело и как свободно пишет он «от книг», — риторическая изысканность не подавляет живого сердечного чувства, в проповедях Кирилла много драматизма. Конечно, это только компиляция, — но компиляция вдохновенная и живая. Нужно назвать еще Климента Смолятича, — «бысть книжник и философ так, якоже в Русской земли не бяшет», отзывается о нем Летопись; писал «от Омира, от Аристотеля и от Платона…» Еще преподобного Авраамия Смоленского… Все они принадлежали к меньшинству, конечно. Это была церковная интеллигенция, если угодно. Богословов не было в ее рядах, в эти ранние века. Но были люди подлинной церковной культурности и культуры… Это были первые побеги русского эллинизма. 4. Апокалиптические мотивы в русском богословии XIV-XV веков. Взгляд в сторону Запада Татарское нашествие было народным бедствием и государственной катастрофой. «Погибель земли русской», по выражению современника, — «навождение поганъ». «Приде на ны язык немилостив, попустившу Богу, и землю нашу пусту створиша». И не следует смягчать красок в изображении этого разгрома и разрухи. Однако, в истории русской культуры Татарское иго не было разделом эпох. Не наблюдаем ни рабочого перерыва, ни перелома творческих настроений и стремлений. Культура сдвигается или смещаетется к северу, это верно. Развиваются новые центры, а старые запустевают. Но это было именно разрастанием уже ранее образовавшихся и сложившихся очагов, а не тем «переносом просвещения» с культурного Киевского юга на полудикий Северо-восток, о котором еще не так давно любили говорить историки. Север давно уже не был диким и девственным. Суздальская земля вовсе не была захолустьем, — напротив, лежала на перекрестке путей…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

" Думается после сказанного, - завершает свои размышления Н.К.Гудзий, - что есть все основания закрепить эту перестановку в последующих научных и популярных изданиях " Слова о полку Игореве " . Авторитет его в науке был столь велик (ведь по его учебнику учились практически все советские медиевисты), что большинство изданий текста " Слова о полку Игореве " в ХХ веке выходили с уже " узаконенной " авторитетом ученого перестановкой. (Справедливости ради следует отметить, что в большинстве изданий академик Д.С.Лихачев придерживался текста " Слова " первых его издателей, но не всегда. См. подготовку им текста " Слова " , изданного в " малой серии " " Библиотеки поэта " в 1949 г., где он также осуществил указанную перестановку.) Так нужна ли перестановка в начале " Слова " ? Ответить на этот вопрос, значит приоткрыть тайну авторского замысла, то есть пролить свет на авторскую художественную концепцию произведения. Если мы будем относиться к " Слову " , как относимся к летописям, т.е. историческому источнику (такой подход как раз и продемонстрировал академик Н.К.Гудзий), то неизбежно впадем в серьезное заблуждение. Еще епископ Кирилл Туровский, человек сведующий в литературе и талантливейший писатель XII века, писал: " Яко же историци и ветия, рекше летописьци и песнотворци, прикланяють своя слухи в бывшая межю цесари рати и въпълчения, да украсять (ся) словесы т възвеличать мужьствовавъшая крепко по своемь цесари и не давъших в брани плещю врагом, и тех славяще похвалами венчають... " Стало быть, в конце XII в., лет за двенадцать до похода Игоря Святославича на половцев, сведущий в литературе человек (а, надо полагать, он был не один, ибо, будучи епископом, обращался с проповедями к людям книжно образованным, безусловно рассчитывая на понимание) прекрасно разбирался в задачах, которые стояли пред историком (летописцем) и ветием (поэтом). И не отождествлял их задачи, хотя и отметил в их творчестве общие черты. Думается, не хуже епископа Кирилла Туровского в этих проблемах (и литературных тонкостях) разбирался и автор " Слова " , который провел еще одну достаточно четкую грань между сочинением язычника - " вещего Бояна " и собственным творением, в основе которого лежали уже христианские ценности (но об этом - позднее).

http://pravoslavie.ru/archiv/slovo-chris...

Я же, окаянный, с умом, запятнанным желанием плотским, вверг себя в смрадную тину духовную и удалил себя от Твоей благодати; Твой сын, будучи порождением купели духовной, явился рабом греха, и из-за этого стенаю из глубины сердечной и лежу с болезнью душевной, о судном часе помышляя, весь изнемогаю. Что обрету ТАМ, какое слово изреку о грехах моих и каков ответ будет мне от Судии? Скрою ли где беззаконий моих множество? Так, как нет (там) ни помогающего мне, ни избавляющего. И что тогда сделаю, Господи мой, Господи! Не ведаю, к кому приближусь, чтобы спасена была моя душа. Срок жизни моей мал, но так как отныне пригвоздил страх Твой плоть мою, да не окажусь наг от добрых дел на смех демонам. Ибо вот, как младенцы, запятнан был врагом моим, в последнюю погибель впал; изначально человека не было от века грешнее меня: ибо ради злых дел моих прогнал Хранителя души моей, Ангела, и принял губителя, неподобное возлагающего на мое сердце. Но не оставь меня до конца погибнуть, Иисусе, сладкое имя, – из земли Создавший меня и Давший жизнь мне! Призри на смирение мое: ибо, если и без числа согрешил, но не воздел руку мою к богу чуждому, не отчаялся отнюдь, осмысляя образ Твоего человеколюбия, явленного на грешниках. Но о Давиде размышляю: который, царствуя, в яму любодеяния впал и убийство совершил, но, покаясь Тебе, Богу и Творцу, удостоин был благости Твоей. И за Ахава Сам слово к Пророку вещаешь, говоря: не могу сотворить (над ним) преждеобещанного зла, видя, как ходит, печалуясь о своих грехах. Да, Владыка мой, и еще добавлю, плачась пред Тобой о великих и неудобоцелимых моих струпьях. Как Манассия, служа идолам, пророков Твоих перебил и Тебя, Бога отцов своих, прогневил; предан был в казнь иноплеменнику: заключили его в ярмо медное и, как скота, травой кормили. Видя все свое падение и осознав образовавшиеся от него грехи, возопил он из своих цепей к Тебе, Богу и Творцу, в надежде быть освобожденным оттуда преславно. Также и я, все злое в жизни моей содеял и недостойна себя Твоей милости сделал.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Но Ты Сам, Исусе спасеное имя, безначальнаго Отца безлетный Сыне, имъже всяческая совершена быша, видимая же и невидимая, Пресвятый Царю, Едине безсмертный и человеколюбче, нас ради грешных от Отческых недр 20 пришед 21 , раны же и распятие претерпети изволил еси, непорочное Твое тело на кресте повешено нечестно презрев, многими щедротами и человеколюбием побежен быв во мертвых причтеся, да таковым, смотрением уловил еси мучителя диявола, разорил еси имущаго державу смерти и все воиньство демоньское явлением креста Твоего победил еси, в преисподняя вшед, адово царство разрушил еси 22 и от сетования тленнаго на веселие приведе и плененыя грехом на прьвое блаженство возратил еси. Един бо Ты чисть еси и непорочен за грешникы пострадав: аз же сквернен душею и телом. Но очисти мя из ребр истекшею Святою Ти кровию, пригвозди страсе Твоемь плоть мою и животворящим умерщвлением Твоим умертви уды телеси моего на зло подвижающася, взыщи мене заблужшаго, якоже погибшаго овчати, его же на рамо взем к Отцу принеси и ангельскыя чины на радость призови. Все бо можеши, елико хощеши, твориши: якоже велико величество Твое, тако милость Твоя безчислена есть 23 . Осияй ми ум многою злобою омеркший, да не до конца обыметь мя темный князь, жаданием плотскым к своему хотению работати нудит мя, да не малыя ради сладости века сего от святаго Твоего чертога изгнан буду и связан по руце и по нозе и негасиму огню предан буду; но обычною Ти милостию на моление мое призри и приими молитву раба Твоего. Не осуди мене с беззаконии моими, ни по грехом же моим воздаси мне: яко беззакониа моя аз знаю, и ныне каюся о гресех своих. Ты же съвеси немощь естества моего, Зиждителю мой, дай же ми крепость и силу, постави нозе мои на камени покаяниа 24 , очисти душю мою от всякыя скверны; отжени нечистыа помыслы от страстнаго ми сердца; даруй устом моим тихоглаголание, очима моима источник слез и весь злобный терн от моего ума искорени; слух же ушию моею да огласится 25 божественными Ти заповедьми. Научи мя руце мои к Тебе простирати и всего мя учини своего угодника, дай, да и на мне удивится милость Твоя, и вси увидят человеколюбие Твое: яко милостив спаси мя грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Представители ОВЦС посетили Посольство Польши в России и почтили память членов польской делегации, погибших в авиакатастрофе под Смоленском 12 апреля 2010 г. 18:28 12 апреля 2010 года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) , исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарёв и сотрудник ОВЦС В.Я. Матияшин посетили Посольство Польши в России. Они возложили цветы, оставили запись в книге соболезнований и лично выразили соболезнования представителям Польского государства в связи с гибелью 10 апреля под Смоленском высокой польской делегации во главе с Президентом Польши Лехом Качиньским. Среди погибших были представители католического и православного духовенства Польши. Священнослужители Русской Церкви передали послу Республики Польша в Российской Федерации Ежи Бару и чрезвычайному посланнику Томашу Туровскому искренние соболезнования от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона . Находясь с официальным визитом в пределах Александрийской Православной Церкви , Святейший Патриарх Кирилл направил свои слова сострадания и сочувствия польскому народу на имя исполняющего обязанности Президента Польши Бронислава Коморовского, Предстоятеля Польской Православной Церкви   Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы , председателя Польской епископской конференции архиепископа Пшемысльского Юзефа Михалика. Обращаясь к Е. Бару, игумен Филипп выразил глубочайшее сопереживание народу Польши, которое испытывают сегодня чада Русской Православной Церкви в России, на Украине, в Беларуси и других странах: «Мы скорбим вместе с вами, молимся о погибших. В эти дни многие православные верующие приносят цветы к представительствам Республики Польша, ставят свечи в храмах, совершают молитвы. Думаю, что мы сможем правильно пережить эту трагедию только в том случае, если сделаем все, чтобы в будущем ненастья никогда не возвращались в отношения между нашими народами». Отец Филипп напомнил, что еще 7 апреля в Катыни «наши люди были объединены в пасхальной молитве о жертвах репрессий и в радости взаимопонимания, а сегодня мы переживаем общее горе поверх национальных границ». Заместитель председателя ОВЦС также напомнил о совместной работе Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви в Польше над документом о примирении русских, украинцев, белорусов и поляков, которая была начата несколько месяцев назад. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1135938.ht...

Молитвы в среду Скачать epub pdf Молитва в среду по Утрени преподобнаго Кирила. Госпоже моя Богородице! Умилосердися на мя, много согрешившаго и преступившаго самовластным умом заповеди Сына Твоего и Бога моего. Несть во мне места чиста, но все скверно. Незатвори ушию благоутробия Твоего от покаяния; не отврати лица Твоего от моления унылыя душа моеа; не презри движения нечистую ми устну, но приими въздыхание убогаго ми сердца. Се бо предстою, яко осуженник: скверною греховною, яко свидетели, одержимь, и все тело и душу язвено имея, и всяцей муце повенень 1 сый. Но простри ми, Девице, врачевнеи Твои руце, на нею же поноси целителя и врача всего мира Господа нашего Исуса Христа. О прибежище мое и Заступнице! Не престай о мне молящися Ему: яко зол душа моя наполнися, да тем ужасаюся и трепещу, съкрушенным сердцем и с слезами вопию: не остави мене до конца погыбнути: имаши бо, Госпоже, дерзновение, яко Мати Вышняго: избави мя от работы лукаваго; расторгни узы моя; возврати мя от пленения вражиа, съкруипи сети их, погуби льщение их. Покрый мя Твоим заступлением, Надеже всем концем земли, Пресвятая Госпоже Дево Богородице, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь , апостольская похвала, мучеником крепкое утвержение, святительское изрядное украшение, Царем православным и князем необоримая держава, церквам честное украшение; мнишьскому же чину Ты еси, Госпоже Богородице, святое упование; постником Ты еси, Госпоже Царице, непобедимая надеже; верным всем твердое огражение и сущим в болезнех легкое исцеление; блудящим нетрудная наставница; в бедах скорая заступница; ненавидимым ты еси, Госпоже, любовное смирение; вдовицам и сиротам питательнице; матерем тихое веселие; девам чистота и похвала; младенцам мудрости наказание; плавающим не влаемое 2 пристанище; путником легкое прехождение; тружающимся благое покоище; нищим неизготоваемо 3 богатство; обидимым покров и прибежище; печальным присная утеха; грешником Ты еси, Госпоже Мати Божиа, к Богу присвоение; христианом всем неложная хранительница; миру всему известное спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Что же касается земной славы трем Ольговичам, то они ее искали и обрели (земная слава бывает разная, не даром их родоначальник Олег Святославич назван в «Слове» Гореславич!). А вот, по-видимому,  не вернувшийся из плена Святослав Ольгович – нет. Точнее, нам не ведомо. Таким образом, провозглашение славы в концовке «Слова» не может быть датирующим признаком. Для определения времени написания «Слова о полку Игореве» воспользуемся уже неоднократно апробированным и описанным в §1 приемом: выявим авторские экскурсы за пределы 1185 г. – «внутреннего времени» произведения во «внешнее время» его работы. Эти экскурсы в «свое время», как правило, самые малозаметные, поскольку не должны разрывать «художественное время» сочинения. Верхняя граница работы автора над «Словом» устанавливается довольно легко, и о ней уже говорилось выше при рассмотрении гипотезы Н.С. Демковой. Еще в самом начале «Слова» автор замечает: «Почнемъ же, братие, повесть сию  отъ стараго Владимера до ныняшняго Игоря». Поскольку герой «Слова» Игорь Святославич умер, согласно летописным известиям, в 1202 году, то, стало быть, произведение написано до этой даты, ибо Игорь назван «нынешним», т.е. еще живым . А далее мы сталкиваемся с целым рядом художественных отражений событий, выходящих за рамки 1185 г. – времени похода и возвращения из плена Игоря Святославича. Что в XII в. имели место  художественные отражения, свидетельствует современник князя Игоря епископ Кирилл Туровский, который писал: «Яко же историци и ветия, рекше летописьци и песнотворци, прикланяють своя слухи в бывшая межю цесари рати и въпълчения, да украсять (ся) словесы  възвеличать мужьствовавъшая крепко по своемь цесари и не давъших в брани плещю врагом, и тех славяще похвалами венчають...» То есть, сведущий в литературе человек и талантливейший писатель XII века разделял сугубо фактологический подход историка-летописца и художественный подход ветия-песнотворца. Практически все эти экскурсы автора «Слова» за пределы «художественного времени» произведения известны исследователям, но они никогда не рассматривались в совокупности. Если обнаруживается какой-то единичный факт, то его, порой,  или игнорируют, или принимают за ошибку. Выше, в обзоре, имеются тому примеры. Если же фактов накапливается много, то их можно уже выстроить в своеобразную систему, или принять за писательский подход. Попытаемся это сделать.

http://pravoslavie.ru/5259.html

Для того, чтобы освободить человека от власти греха и диавола и даровать ему истинную жизнь, воплотившийся Сын Божий добровольно подверг своё безгрешное человечество всем ужасным последствиям греха, как Бог, оставаясь непричастным никаким изменениям тела, для того, чтобы на себе перенести их все за всё человечество, перенести за всех и самую смерть, как их необходимое завершение, но чтобы вместе же с этим, Своей смертью умертвить и все последствия греха и самый источник их, – грех, потому что умирая земным началом, Он вечно живёт Божеством, и этим источником жизни оживил Своё человечество и восставил его в истинной вечной жизни, и оно после смерти греху явилось уже совершенно чуждым всему прежнему, земному, и только вечно живым в Боге, – чтобы и все люди, умирая вместе со Христом, делая себя причастниками Его, вместе с ним и жили вечно в Боге. Он принял на себя все страдания за грех человека, был продан даже на смерть, пролил Свою кровь и умер, чтобы своими невинными страданиями избавить от них повинного человека, чтобы освободить его от тяжести греха, в своей смерти дать ему источник жизни, сошёл наконец во ад мёртвый, чтобы, как Бог, освободить его узников, повинных только первородным грехом и разрушить это царство смерти, царство диавола: «Господи Иисусе Христе! иже сим образом явися на земли спасенья ради нашего, изволив своею волею пригвоздити на кресте руце свои, и приим страсть грех ради наших» 305 ; «Господь бо наш... Бог... тъ сам претерпе хуленье, и оплеванье и ударенье, и на смерть вдася, животом владея и смертью» 306 ; «И не себе бо ради сниде Слово Божие на землю, но всех ради, и за вся пострадати смерть всприять... Отец, живый в вышних, пославый единородного Сына Своего за избавление всего мира» 307 ; «Бог... сдела спасение посреде земля крестом и мукою, на месте лобнем, вкусив оцта и желчи, да сластного вкушения Адамова, еже от древа, преступление и грехы вкушением горести проженет» 308 и «на кресте распят бысть, нам все к спасению стваряя и в гроб полежа греха не имый» 309 ; «Господь... свою кровь за ны излья» 310 ; «Вижю ребра», говорил св. Кирилл Туровский , «от них же источи воду и кръвь; воду, да освятиши осквьрнивъшююся землю и кръвь же, да освятяши человечьское естьство» 311 ; «и волею за ны пострада, умершвяя прегрешения наша» 312 ; «неповиньн сы, продан бысть, да проданыя грехом от дьяволя работы избавить» 313 ; «Пострада плотию, яко человек, мене ради, и Божеством безстрасти, яко Бог пребы. Умре бессмертный, да мене мертва оживить; сниде к аду, да прадеда моего Адама въставить и обожить, и диавола свяжеть» 314 . В одном из стихов своих русский народ влагает следующие слова в уста распятого Господа, слова утешения Его Пречистой Матери:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010