Позднее Сакович, ставший из защитника Православия его яростным врагом и написавший множество антиправославных трактатов, эволюционировал еще далее и стал римо-католиком. Парадоксально, но в конце жизни Сакович вновь порицал униатство, но теперь уже с позиции воинствующего латинянина. В унию уклонился и другой талантливый духовный писатель Западной Руси - Кирилл Транквиллион-Ставровецкий. Главной причиной его перехода в унию стала острая критика, которой православные собратья подвергли его богословские труды - " Зерцало богословия " и " Учительное Евангелие " . Кирилл за свою измену был удостоен королем Сигизмундом сана архимандрита Черниговского. Однако к чести его следует заметить, что несмотря на свой переход в униатство Транквиллион-Ставровецкий не запятнал себя, в отличие от Саковича, никакими нападками на православных . Еще одной тяжелой потерей стал для православных переход в стан униатов знаменитого Мелетия Смотрицкого. На решение Полоцкого владыки уйти в унию сильно повлияло знакомство с Православным Востоком, где Мелетий увидел безрадостную картину упадка древних Патриархатов под турецким игом. Кроме того, бывший в ту пору патриархом Константинопольским Кирилл Лукарис сильно тяготел в своих богословских воззрениях к кальвинизму, что не могло понравиться Мелетию, воспитанному на латинской богословской традиции иезуитской школы. Сказалось и то романтическое настроение, которое было характерно для Мелетия в связи с попытками переговоров о примирении между православными и униатами. В итоге совокупность всех этих факторов, сильно осложненная желанием владеть богатым Дерманским монастырем, определила в конечном счете переход Мелетия в унию. Принявший его Велямин-Рутский вполне по-иезуитски согласился до поры до времени не разглашать тайны измены Смотрицкого. Мелетий не только предал Православие сам, но и втянул в бесплодные переговоры с униатами митрополита Иова Борецкого и Петра Могилу, молдавского воеводича, ставшего в 1627 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav4...

послание «преподобнейшему в иеромонасех господину отцу Кириллу, люботрудному проповеднику Слова Божого, Замостскому» с просьбой прийти в скит и перевести грамоту от Иерусалимского патриарха. В письме говорится о копиях патриарших посланий, написанных иером. Кириллом. Возможно, иером. Кирилл из Замостья - это К., однако, по мнению Исаевича и Мицко, речь идет о Кирилле (Ивановиче). В 1618-1619 гг. К. странствовал в пределах Волынского воеводства (Кременецкий повет) Галицкой Руси (мест. Унев). До 12 янв. 1618 г. К. жил в Уневском Успенском мон-ре: этим числом датируется приписываемая ему прощальная речь к братии указанного мон-ря - «Благословение, глаголанное к братиям уневским по отходе, лета 1618, ианнуария 12» (ЛНБ ОР. Ф. 5. 827. Л. 179-180). К. атрибутируют письмо Кирилла, настоятеля Любартовского мон-ря (в мест. Любартове, ныне пос. Любар Житомирской обл.), составленное в 1618 г., Минскому братству, где говорится о невозможности прислать искусного проповедника для братства и содержится призыв единодушно отстаивать православную веру. Однако автором письма был, по-видимому, не К., а игум. Кирилл (Томашевич) (в соборном постановлении от 16 авг. 1628 Кирилл Любартовский упом. как «прот монастырей воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского»; К. к этому времени уже принял унию). Из Унева К., вероятно, переехал в Почаевский мон-рь (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавра ). 12 марта 1618 г. К. издал в своей передвижной типографии в Почаеве кн. «Зерцало богословия», в 1619 г. в Рохманове выпустил в свет «Евангелие учительное». В обоих изданиях К. впервые выступает как «иеромонах и проповедник Слова Божьего... Кирилл Транквиллион Ставровецкий» без указания на место служения (версия о том, что Транквиллион - монашеское имя К., подтверждения не нашла). В «Евангелии учительном» К. пишет, что терпел незаслуженные гонения как от духовных, так и от светских лиц, но не указывает, от кого конкретно, сообщает о своем вынужденном «пелгримстве». В 1625 г. (или ранее) в Киеве на Соборе под председательством митр.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

128 Проповедники и писатели духовные XVII века: Леонтий Карпович, «в витийстве подобный Златоусту», Лаврентий Зизаний, Кирилл Транквиллион, Ставровецкий, Лазарь Баранович, Захарий Копыстенский, Иоанникий Голятовский, Петр Могила , Адам Зерников. – Кирилл Транквиллион, дидаскал (учитель) Львовского братства, в предисловии к своему Евангелию учительному, то-есть проповедям на воскресные и праздничные дни, между прочим, говорит, что он пользовался евангельскими беседами (патр. Филофея), переведенными с греческого Софиею, княжною Чарторыйскою. См. Филарета Обз. русск. дух. литер. § 167. 129 Филарет. И. Р. Ц.. IV, 64–98; его же Обз. русск. дух. лит. I, §§ 170, 162, 156, 161, 167, 182, 181, 184. 130 Филарет. И. Р. Ц. IV, 91. Лаврентий Древинский был старшим братчиком Виленского братства и одним из учредителей Луцкого братства; в одном современном памятнике он назван «столпом восточного православия». Свою смелую и правдивую речь на сейме он произнес в присутствии короля Сигизмунда III, известного гонителя православия. 131 Исправление патриархом Никоном богослужебных книг, напечатанных при патриархе Иосифе, и было, как известно, причиною появления у нас раскола в среде приверженцев «старой веры»; наши староверы и доселе ещё пользуются лишь книгами Св. Писания, изданными до Никона, почитая текст последующих изданий искаженным. 132 Феодор Поликарпов, Карион Истомин, иеродиакон Косьма, инок Иов, Алексей Барсов, И. Максимович и др. 136 «Простое слово в писании, – говорит Симеон, – «разумеется удобнее, нежели слово, покрытое красками художественными; ядро удобнее снедается вылущенное, нежели в скорлупе содержащееся». 138 Филарет, И. Р. Ц. IV. 54–168: его же Обз. р. дух. лит. I. §§ 223, 230, 236–238. Димитрий Ростовский был также воспитанник Киевской коллегии и до прибытия в Москву, куда вызван был Петром I, прославился уже проповедями своими в Чернигове, Слуцке и Батурине». 141 Филарет, Обз. русск. дух. лит. I, § 236. Этот перевод возбудил собою споры и был запрещен патриархом Иоакимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Сторожа у ворот их спрашивает: " кто идет? " Ответил с Горностаевой стороны человек помосковски:»Мов, свои люди, рыбу с Белоуса везем " . Слыша то, сторожа распахнула ворота. Поляки, прятавшиеся в телегах, выскочили, завладели городскими воротами и впустили своих... тогда замок московское войско уступило, и Чернигов горностаем был сожжен» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 11). Во время этого пожара очень пострадал Елецкпй монастырь – сгорели не только все деревянные здания, а даже древний каменный собор подвергся разрушениям: «...верхом каменные над хорами и на боках упали, на последний большой купол каменный свод проломил и упал с грохотом большим, который по всему Чернигову люди слышали... тогда монастырь оставили монахи и ушли с московским войском... и монастырь на несколько лет пустой остался» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 11). В период польской администрации в Чернигове игуменом Елецкого монастыря назначен Кирилл-Транквиллион Ставровецкий. Происходил он со Львовщины, был иеромонахом Львовского братства храма Успения Богородицы, а с 1591 г. – проповедником. В 1626 г. перешел в греко-католическую церковь и получил должность настоятеля Елецкого монастыря. В Чернигов К. Ставровецкий привез передвижную типографию и в 1646 г. издал первую в городе книгу – сборник своих произведений «Перло многоцветное» (Черниговщина: энциклопедический справочник. – К.: УРЕ, 1990). После завершения освободительной войны украинского народа против Польши в 1657 г. настоятелем монастыря стал выдающийся церковный и общественный деятель Лазарь Баранович (1620–1693 г.г.), который одновременно был архиепископом Черниговской епархии. Монастырь тогда лежал в руинах. Для того чтобы как можно лучше организовать работы по восстановлению монастыря, л. Баранович пригласил на должность настоятеля Елецкого монастыря Иоаникия Галятовского, который много сделал для создания архитектурного ансамбля монастыря, развития национальной культуры и духовности. Иван Огиенко, доцент Киевского университета, а затем митрополит Киевский и всея Украины в изгнании, так охарактеризовал его: «Иоаникий Галятовский – славнейший писатель XVII века, известный полемист, вславил себя силой писаний, ушедших не только по всей Украине, но и по всей России» (Огиенко И. Украинская культура. - К.: Изд-во книжного магазина Череповского, 1918, с. 39).

http://sobory.ru/article/?object=01653

Не напрасно Кирилл Лукарис похвалил в 1614 г. Львовское братство за искусных и усердных типографщиков в Онуфриевской друкарне: в том же году она выпустила книгу «О священстве» святого Иоанна Златоустого Книга была переведена с греческого иеромонахом Онуфриевского монастыря Пафнутием, посвящена Львовскому епископу Иеремии Тиссаровскому и напечатана иждивением винницкого старосты Александра Балабана и трудами ученого иеромонаха Памвы Берынды, который происходил из Молдавии, долго жил в Иерусалиме, имел звание патриаршего протосинкелла и теперь занимал должность типографа во львовской Онуфриевской типографии. В следующем году там же напечатана Псалтирь с посвящением княгине Корецкой, которое подписано иеромонахом Кириллом А в 1616 г. типограф Памва Берында издал там же свои «Вирши» на Рождество Христово и на некоторые другие праздники «для утехи православным христианом» и посвятил свое издание епископу Иеремии Тиссаровскому . Из дидаскалов братской школы и проповедников еще с 1591 г. известен иеромонах Кирилл Транквиллион Ставровецкий Безбородый, учившийся в Замойской Академии и принявший пострижение в Уневском монастыре . Ревнуя о поддержании православия и о спасении ближних и ввиду того, что многие не только из светских, но и из духовных уклонялись в ереси лютеранские и другие, Кирилл, как сам говорит, «за благословением и повелением преосвященного господина отца Еремеи Тисаровскаго, ексархи трону св. великия Константинопольския Церкви, року 1614, генваря 19», а в 1616 г. получив благословение и от четырех Восточных патриархов чрез митрополита Монемвасийского Иоасафа, много лет потрудился над составлением сборника церковных поучений на все воскресные и праздничные дни, который и напечатал в 1619 г. под названием «Евангелие учительное» в местечке волынском Рохманове, имении княгини Раины Вишневецкой, урожденной Могилянки. Некоторые экземпляры своей книги он посвятил этой самой княгине Вишневецкой, иные князю Юрию Чарторыйскому, еще иные князю Самуилу Корецкому. Другое свое сочинение — «Зерцало богословия» Кирилл Транквиллион издал в 1618 г. «в монастырю Почаевском» и также посвятил некоторые экземпляры пану Лаврентию Древинскому, чашнику волынскому, а некоторые князю Александру Пузыне .

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

Мелетий составлял и учебные книги: греческую грамматику на латинском языке и славянскую. Кирилл ТранквиллионСтавровецкий († 1646), учитель львовской школы, проповедник и впоследствии черниговский (униатский) архимандрит. Он составил: «зерцало богословия» – первый опыт догматики в южной России, «евангелие учительное» – сборник проповедей на воскресные и праздничные дни, нашедший себе широкое распространение в южной и северной России. В обоих он допустил неточности и погрешности с характером католическим. Православные заметили их, осудили и потребовали исправления; но Кирилл не захотел этого и перешел в унию (1626). В северной России так же сочинения его двукратно были осуждены: при патр. Филарете (1627) и Иоакиме (1690). Сделавшись униатом, он написал еще «Перло многоценное» – сборник духовнонравственного содержания в прозе и в стихах, заключающий в себе похвалы Божией Матери, Апостолам, ангелам и святым, рассуждения о врачевании грехов, страшном суде и кончине мира. Исаия Копинский, киевский митрополит († 1640), известный своим подвижничеством, составил «Лествицу духовного по Бозе иноческого жития», «наказ» духовенству, грамоту к юношескому братству и увещание к Вишневецкому, проникнутые духом благочестия и преданности православной вере.  Петр Могила, митрополит киевский († 1647), известный своими заботами о просвещении. Он оживил дело перевода и издания книг в Киевопечерской лавре; между прочим сам трудился над исправлением текста славянской Библии и готовился вновь переводить жития святых Симеона Метафраста ; но смерть помешала. Кроме того он составил «краткий катехизис» или «собрание короткой науки о артикулех веры православно  –  кафолической христианской», «анфологион» – сборник молитв и назидательных размышлений (для школяров) и «евхологион» или требник (1646). Этот последний состоит из трех частей: в первой помещены чинопоследования семи таинств и некоторые другие, имеющие к ним тесное отношение, во второй – чины различных освящений, в третьей – молебны и молитвы на различные случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

его коадъютором с правом наследования должности настоятеля Елецкого мон-ря был назначен униат. иером. Иларион Колковский. Ранее, в 1633 г., кор. Владислав IV по тем же причинам назначил коадъютором К. сына Иеремию. В сент. 1646 г. К. издал в Чернигове свою последнюю книгу - «Перло многоценное». К. скончался в Елецком мон-ре. По данным А. В. Верзилова, после смерти К. мон-рь с его имениями занял «лях свецкий» Мариан Оранский. Он стал нареченным игуменом обители без принятия сана, очевидно, в связи с тем, что в униат. Елецком мон-ре почти не было братии, и после смерти К. он существовал номинально. В. Г. Пидгайко Сочинения «Зерцало богословия» По мнению исследователей, является наиболее ранним в истории Западнорусской митрополии фундаментальным богословским компендиумом. Свое 1-е сочинение К. издал в 1618 г. в Почаеве на собственные средства, по-видимому, при поддержке польск. магната-кальвиниста А. Фирлея, считавшего мон-рь своей собственностью (полное название книги: «Сиа книга, нарицаемая Зерцало богословия, избранна от многих книг богословских, трудолюбием съставлена еромонаха Кирила Транквелиона и проповедника слова Божия, его власным коштом и накладом выдрукована в монастыру Почаевском, в маетности его милости пана Андреа Фирлея, року 1618 месяца марта 12 дня»). В то время игумен Почаевского монастыря судился с Фирлеем, доказывая, что территория обители не является владением последнего, т. к. ее предоставила мон-рю предыдущая владелица Почаева Анна Гойская (ум. в 1618 или 1619). Поскольку К. был в этом споре на стороне Фирлея (на которого ориентировалась также незначительная, враждебная игумену часть братии во главе с назначенным Фирлеем «старшим монастыря» иером. Киприаном (Толмачевичем)), то очевидно, что типография, напечатавшая книгу, не была монастырской, вероятно, у К. к тому времени была своя передвижная типография. «Зерцало Богословия». 1618 г. Титульный лист. Составитель иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) (РГБ) «Зерцало Богословия». 1618 г. Титульный лист.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

В этой грамоте патриарх осуждал Гедеона Балабана за его вражду к братству, снимал отлучение с братчиков, благословлял их и обещал во всем разобраться, приехав во Львов. Кроме того, грамота отвергала претензии Балабана на Онуфриевский монастырь, обвиняя львовского епископа в обмане патриарха. Однако подписи Иеремии на этой грамоте нет, и В. Милькович сомневается, что она была в самом деле собственноручно написана Иеремией 494 . Поэтому не исключено, что и в этот раз мы имеем дело с полуподлогом, т.е. с документом, к которому каким-то образом удалось приложить печать патриарха. Возможно, что это один из «бланкетов», который несколько раз появляются в истории подготовки Брестской унии. Эти подозрения усиливаются при обращении к грамоте, в которой Иеремия снимает Гедеоново отлучение с Федора Грека и других братчиков и которая датирована якобы тоже 26 августа 495 . Где находился Иеремия в конце августа? Если верить приписке на обороте полуподдельной грамоты от 26 августа, он пребывал в Красном Ставе. Существует грамота от 20 сентября 1589 г. 496 , подтверждающая Иоакимов устав Красноставского братства 497 . Согласно этой грамоте, Иеремия находился в Красном Ставе вместе с Кириллом Терлецким и перемышльским епископом Арсением. Однако без обращения к подлиннику грамоты трудно быть уверенным в ее подлинности, тем более что она, будучи датирована 1589 г., упоминает как правящего короля Стефана Батория, умершего в 1586 г. Новые сведения о деятельности Иеремии относятся только к рубежу октября-ноября 1589 г. Согласно судной грамоте июньского собора 1590 г., 31 октября 1589 г. в Тарнополе состоялся патриарший суд по жалобе братчиков на Гедеона Балабана. Видимо, решение по делу было отложено, потому что суд завершился лишь 13 ноября в Каменце-Подольском 498 . Другие источники сообщают, что на суд прибыли также митрополит и пять епископов, а учитель братской школы Кирилл Транквиллион Ставровецкий произнес большую речь на греческом языке 499 , т.е. фактически состоялся собор. На нем патриарх Иеремия, митрополит Рагоза и пять епископов (Мелетий Хребтович, Кирилл Терлецкий, Гедеон Балабан, Леонтий Пелчицкий, Дионисий Збируйский) в специальной грамоте разрешили спор между братством и львовским епископом по поводу Онуфриевского монастыря, постановив, что монастырь имеет ставропигиальный статус и подчиняется только митрополиту 500 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Далее говорит, что писал свое сочинение не только по просьбе благочестивых вельмож, но и по благословению двух экзархов востока, в том числе Львовского архипастыря Иеремии Тиссаровского. Но «ненавистник всего доброго, говорит Кирилл, отвсюду поднял против меня войну жестокую чрез некоторых малосмысленных и вздорных людей из моего рода, наострил язык их хулою на святое; мало того, за эту книгу замышляли убить меня. Господь не попустил им того. И да не поставит им того в грех Господь защитник мой. Гнилое слово хульного языка, полное лжи и яда змия адского, промчалось всюду по всей земле русской, смущая города и возбуждая против меня простой народ; рассыпалось поношениями, укоризнами, насмешками, клеветами. Но мою невинность откроет Господь». (Оглавление слов помешено у Медведева в Оглавлении книг, 124). В Москве это сочинение Кирилла, мнением священника Иоанна Наседки, признано было папистическим, и указом царским велено было истреблять экземпляры его (Собр. гос. грам. III, 77, стр. 298; Дворц. разр. т. I, стр. 980–982; г. II, 821–822). б) Зерцало Богословия, написанное дидаскалом иеромонахом Кириллом, издано было в Почаевском монастыре 1618 г., в Уневском монастыре 1692 года. в) Архимандритом Черниговским сочинено Перло многоценное – похвалы Богоматери, ангелам, апостолам, также лекарство против 7-ми грехов, о страшном суде и кончине мира. Сочинение писано стихами и прозою и издано в Чернигове 1646 года, в Могилеве 1690 года. На первой стр. «композитор або складачь сих вершов Кирилл старий Транквиллиос Ставровецкий, архимандрита Чернеговский». Словарь отличает еще похвальные слова Кирилла, изданные в Чернигове 1646 года; но это тоже, что многоценное Перло, и Словарь не понял цитат патр. Иоакима. на которых основался. 169. Лаврентий Древинский , «чашник его кор. милости земли Волынской»; так подписался он в 1617 г. в списке учредителей Луцкого братства; и ту же подпись читаем под листом дворян Волынских, данным 1619 г. Луцким мещанам на охранение братства. Он же был старшим братом и братства Виленского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Перед кончиной прп. Иов вернулся в скит. 31 дек. 1621 г. был погребен в притворе Крестовоздвиженского храма. В 1629 г. здесь же был похоронен игум. Феодосий. На надгробной мраморной плите были высечены изображения 2 скитоначальников. В 1631 г. в Вене была изготовлена др. надгробная плита, из черного мрамора. К нач. XVIII в. настоятели Иов и Феодосий почитались как «преподобные отцы блаженные старцы», о чем свидетельствует надпись 1705 г. на одном из образов в иконостасе Крестовоздвиженского храма. В 1620 г. К-польский патриарх Тимофей II предоставил М. с. ставропигию. В 1628 г. на Киевском Соборе скит получил статус прота - председательствующего монастыря воеводств Русского, Белзского и Каменец-Подольского. Согласно грамоте Станислава Потоцкого, датированной 12 июня (июля?) 1629 г., к М. с. были приписаны Угорницкая Михайловская, Тлумачская и Коломыйская Благовещенская и мн. др. обители и храмы, а также обширные окрестные урочища с полями. В авг. 1628 г. на Киевском Соборе Феодосий именовался как «игумен скитский и Угорник, прот монастырей воеводств Русского, Белзского и Подольского». М. с. являлся средоточием духовной жизни Галиции. В этот период в мон-ре проживало ок. 200 монахов, имелась большая б-ка. При 3-м игумене, Димитрии, в М. с. бытовала певч. школа, утвердившая практику исполнения Болгарского распева . Основоположником манявской певч. практики считается иеродиак. Феодосий из Путны. Из М. с. происходит 3 Ирмолога «напелу болгарского» (ЦГББ. 10846, 1675 г.; 10845, 1684 г.; Б-ка Румын. АН. Бухарест. 525, 1731-1733 гг.) (см. подробнее: Корний Л. Ф. Болгарский напев в Манявских рукописях XVII-XVIII ст.//Единение народов - единение культур: Укр.-болг. культурные связи: История и современность. К., 1987. С. 37-60). С обителью был связан иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) . Он переписывался с прп. Иовом и посещал скит. В июле 1625 г. прп. Феодосий в письме «преподобнейшему в иеромонасех господину отцу Кириллу, люботрудному проповеднику Слова Божого» просил его прибыть в скит и перевести некое послание Иерусалимского патриарха. В мон-ре бывали прп. Иов (Железо) и мон. Иоанникий (Галятовский) . Весной 1668 г. в М. с. принял монашеский постриг Иеремия (Свистельницкий) , впосл. Львовский, Галицкий и Каменецкий епископ. Неоднократно бывал в обители буд. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) . Так, 22 июня 1667 г. в скиту игум. Феофил вручил Шумлянскому свидетельство о том, что он достоин епископства. В 80-х гг. XVII в., после перехода еп. Иосифа в унию, скит с неск. зависимыми от него обителями (в т. ч. Коломыйской, Тлумачской, Угорницкой) активно противостоял униат. экспансии. При этом по завещанию еп. Иосифа от 12 нояб. 1707 г. православному скиту передавалась значительная сумма денег.

http://pravenc.ru/text/2561934.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009