Почему Нил выбрал этот далекий от Москвы «заволжский» северный монастырь, а не, скажем, славную и не далекую от Москвы Трои- це–Сергиеву лавру? Задаваясь этим вопросом, Е. В. Романенко замечает, что брат Нила «Андрей Майко не раз возил сюда и в соседний Спа- со–Каменный монастырь на Кубенском озере милостыню от членов великокняжеской семьи» и что «первая грамота, подписанная дьяком Майко, датируется 1450–1453 гг. — временем окончания Шемякиной смуты. Хорошо зная Кирилло–Белозерский монастырь, Андрей Майко мог оказать влияние и на выбор своего брата». Вполне возможно, но — не только он. Когда Нил взрослел, шла борьба за великокняжескую власть в Москве между князьями Василием II Темным, старавшимся узаконить династический принцип наследования власти, и Дмитрием Шемякой, опиравшимся на старые представления о роде как о субъекте власти. Сосланный Шемякой в Вологду, Василий Темный был поддержан обитателями северных, «заволжских», монастырей, чьи молитвы о возвращении власти в Москве ему и его сыну оказались столь успешными, что эти обители должны были после этого прославиться гораздо шире пределов великокняжеской семьи и администрации. О преподобном Кирилле Белозерском не могли тогда не заговорить в Москве. Так, Пахомий Серб пишет, что еще до того, как он «повелен» был «са- модръжцем великым княземъ Василием Василиевичем и благослове- ниемъ же Феодосия митрополита всеа Руси приити въ обитель свята- го и тамо своими ушесы слышати бывшая и бывающая чюдеся от бого- носнаго отца», «еще ми сущу далече, слышах о святем, колика чюдеся творить Богъ его ради». О притягательности для Нила личности преподобного Кирилла Белозерского может свидетельствовать и то, что, как мы далее увидим, Нил воспользовался, создавая свой скит, Скитским уставом, который он нашел, вне всяких сомнений, в собственных книгах преподобного Кирилла, где находятся даже не один, а два его списка. И сам тогдаший дух созданной Кириллом обители, где еще жили его ученики, должен был привлекать Нила: сравнивая интенсивность переписки иноками–писцами келейной исихастской литературы там и в Трои- це–Сергиевой лавре, мы видим, что следующий после первоначального, связанного с самим преподобным Кириллом Белозерским, подъем интереса к писателям–исихастам — следом за спадом во второй четверти XV в. — начался в Кирилло–Белозерской обители значительно, лет на двадцать пять, раньше, чем аналогичный подъем в Троице–Сер- гиевой лавре; и если тот не достиг высоты первоначального подъема, идущего от преподобного Сергия (и далее продолжился спад), то этот, кирилло–белозерский, значительно превысил первоначальный подъем как в Кирилловом монастыре, так и в Сергиевом, и высокая интенсивность переписки аскетической литературы там долго еще, больше века, сохранялась.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Часовня Кирилла Белозерского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рядом с церковью Иоанна Предтечи, на склоне пологого холма стоит небольшая часовня, которую, по преданию, «срубил» Кирилл. Она, действительно, относится к древнейшему времени. Это — небольшой примитивно сложенный сруб, ничем не отличающийся от простейших деревянных построек Севера. Внутри часовни стоит сильно изъеденный крест. Верующие считали, что он исцеляет от зубной боли. По соседству, под каменной сенью, хранится еще один деревянный крест, поставленный на месте выкопанных Кириллом и Ферапонтом келий при основании обители. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Часовня и крест преподобного Кирилла – это первоначалие монастыря. Согласно Житию преподобного Кирилла, составленному Пахомием Сербом (Логофетом) со слов «самовидцев», основатель, придя на холм на берегу Сиверского озера, первым делом «водрузил крест» на месте, указанном Пречистой Богородицей. Часовня и крест находятся на северном склоне холма, который был указан Пресвятой Богородицей в Божественном видении. В пещере преподобных Кирилла и Ферапонта, отмеченной сенью с конца XVII в., утвержден крест, по преданию, срубленный самим преподобным Кириллом. Сень поставлена на резных деревянных столбах, хорошо сохранилась с некоторыми переделками до нашего времени. Древняя деревянная часовня, впервые срубленная преподобным Кириллом. «Опись строений и имущества Кирилло–Белозерского монастыря 1601 года» сообщает: «На монастыре же у Святых ворот чясовня древяна невелика, где чюдотворец Кирилл водрузил крест». Внутри часовни крест, который при архимандрите Варлааме был помещен в деревянный футляр и защищен от «истребления» верующими. Каменные сени над крестом и над часовней возвели в начале XIX в. Часовня и крест находятся на территории действующего Иоанно–Предтеченского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05137

России. М., 2002. Вып. 6. С. 102-118). Возможно, ученый монах нек-рое время был игуменом этой обители. Согласно записи Е., зимой 1477/78 г. он «на игуменство поехал» в не названный в записи мон-рь ( Шевченко Е. Э. Книжник XV в. Мартиниан: (Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Вожеозерский и Ферапонтов монастыри)//КЦДР. 1991. [Вып.]: XI-XVI вв. С. 297). Другую версию игуменства Е. предложил Я. С. Лурье. Он отождествил книжника с писцом жалованной грамоты Троице-Сергиеву мон-рю игум. Евфросином (АСЭИ. Т. 1. 229. С. 163), к-рого исследователь считал настоятелем Прилуцкого в честь Рождества Христова монастыря близ г. Мышкина ( Лурье Я. С. Ефросин - составитель сборников и Ефросин - игумен и писец//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 347-356). Однако тождественность почерков Е. и игум. Евфросина не может считаться доказанной ( Шибаев. 2005. С. 85-93). Позднее Е., по-видимому, вернулся в Кириллов Белозерский мон-рь. Последняя датированная запись Е. относится к февр. 1500 г. (РНБ. Соф. 1462; см.: Бобров А. Г. Ефросин Белозерский как историограф//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 134-135). Судя по братскому синодику Кириллова Белозерского монастыря, Е. скончался между сент. 1511 и нояб. 1514 г. ( Соловьёва И. Д. Книжник и иконописец Ефрем - современник Ефросина//Там же. 1989. Т. 42. С. 271). Сборники Е. свидетельствуют о широте интересов книжника: наряду с житийными, аскетическими, учительными произведениями сборники включают выписки из летописей и хронографов, полемические сочинения против латинян, статьи канонического содержания, материалы по географии, астрономии, медицине, лексикографии, апокрифы, беллетристические сочинения и др. Особое внимание составитель уделил историческим сочинениям. В сб. РНБ. Кир.-Бел. 11/1088 помещена, по-видимому, принадлежащая Е. хронографическая компиляция, к-рая получила название Евфросиновский хронограф. Сборник РНБ. Погод. 1554. Л. 13-19 об. содержит краткий летописчик Е. (наиболее ранний дошедший кирилло-белозерский летописчик), первоначально находившийся в одном из сборников Е., где сохранилось начало (РНБ.

http://pravenc.ru/text/187860.html

Затем управляли Белозерьем родовитые князья, получившие свое прозвание от места: «Белосельские-Белозерские», потомки коих доселе в России существуют под означенной фамилией. Белозерск (до ст. Белоозеро), уездный город Новгородской губернии, лежит в 636 верстах к северо-востоку от Новгорода, на берегу Белого озера, от Санкт-Петербурга 731 верста, от Москвы 781 верста. Из вышеприведенных исторических данных мы видели, что Белозерск существовал уже в IX ст. и был главным городом народа Веси, куда Синеус прибыл на княжение в 862 г. Первая деревянная церковь во имя св. Василия была здесь построена при великом князе Ярославе I. Сильная моровая язва 1352 г., известная под именем черной немочи, совершенно опустошила древний Белозерск. В нем не осталось ни одного человека. Место древнего города обозначается ныне небольшими буграми. Новейший город Белозерск расположен от древнего города в 17-ти верстах, и поэтому называется Новозерск. Он так же орошается волнами Белого озера с прочими реками: Кемью, Судою, Андогою и т.д. Реки сливаются с озером на границе Кирилловского уезда 17 . До основания здесь Кирилло-Белозерской обители, пустынное место было болотисто и никем необитаемо и входило в состав одной из древних пятин Великого Новгорода. До пришествия Новгородцев в эту страну, хотя нельзя положительно сказать, кто населял ее, но, сравнивая свидетельство преп. Нестора, можно думать, что страна Белозерье, равно и полоса земли между Ильменем, Онегою и Невою, до пришествия славян на севере, была населена Чудским племенами. Этому служат подтверждением финские имена, доныне сохранившиеся в названиях некоторых урочищ, (как напр. Тихменга, Тихмена, ныне Тихвин, тихая река; Тервеничи – сосновый лес, смола; кайваксан, ныне кайваксы – колодец, копань и т.д.). Вероятно, по принятии Новгородцами христианской веры, эти народы пламенным усердием к вере тогдашних духовных пастырей и Новгородского правительства в непродолжительном времени были обращены в христианство . Так в Никоновском летописце сказано: Михаил, первый митрополит Киевский, по крещении народа в великом Новгороде 991 году «иде по Русской земле и до Ростова с четырьмя Епископы и учаше веровати во Единого Бога...

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

На протяжении нескольких лет Кирилло-Новоезерский монастырь был " Соловками Белозерья " - особой тюрьмой, куда свозили священнослужителей и где многие из них приняли мученическую смерть. Сейчас на территории бывшего монастыря находится колония строгого режима. Здесь отбывают наказание преступники, приговорённые к пожизненному заключению. Остров обнесён колючей проволокой, приблизиться к нему нет никакой возможности. Такая же участь могла постигнуть Кирилло-Белозерский монастырь, благо стены его крепки. Но, к счастью, тюрьму из Кирилловой обители властям сделать не удалось. В конце 1924 года в ней был открыт музей, существовавший сначала как отдел Череповецкого окружного губернского музея. При этом, кроме самого музея на территории монастыря располагались склады, квартиры и детский сад. Что, конечно, не способствовало сохранению памятников архитектуры. Первая постоянная экспозиция открылась в Кирилловском музее в 1929 году. Она включала в себя семь разделов и призвана была дать посетителю представление об истории зеселения края, его хозяйственном развитиии и культуре. В тёплое время года, кроме того, возможно было осмотреть храмы. Одновременно, несмотря на очень скромное финансирование, в монастыре велась реставрация. В 1930 году скудное финансирование музея ещё более урезали. Вдобавок его перевели в ведение Кирилловского отдела народного образования, что на долгие годы предопределило специфику его работы. Отныне - как предписывали циркуляры местных партийных органов - основным направлением музея должна была стать " пропагандистская работа " . В стенах монастыря следовало развернуть экспозиции, посвящённые социалистическому строительству, угнетению крестьян при крепостном строе, и так далее... Уже в 1934 году посетителей встречала полностью идеологизированная экспозиция, раскрывавшая " реакционно-феодальную сущность " монастыря. В этом же ключе показывалась и его история. В 1937 году " целостную экспозицию на основе марксистско-ленинского учения об общественно-экономических формациях " развернули в трапезной палате обители.

http://sobory.ru/article/?object=00500

Алексий с детских лет отличался кротостью, послушанием, любовью к посту и молитве. Родители видели в нем опору своей старости и наследника. Мальчика обучили грамоте и прививали ему навыки ведения хозяйства. Когда Алексию исполнилось 18 лет, его хотели женить. Однако юноша стремился к иноческому житию и ушел в Кирилло-Белозерский монастырь. В течение шести лет Алексий был послушником. В 1453 году он принял монашеский постриг с именем Александр. Подвижническая жизнь преподобного Александра вызывала удивление братии монастыря. Боясь славы, преподобный просил игумена благословить его уйти из обители и жить уединенно. Игумен не сразу благословил молодого инока на отшельническую жизнь, но, видя неотступное желание преподобного Александра, исполнил его просьбу. В то время родители святого поселились у реки Чурьюги, в месте, получившем название Ошевенской слободы. Побывав у родителей, преподобный Александр избрал недалеко место для своей пустыни – в глухом лесу на берегу Чурьюги (около сорока верст от Каргополя). Он водрузил на том месте крест и дал обет Богу пребывать здесь до конца жизни. Затем преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, где был посвящен в диаконский сан. Игумен благословил преподобного на основание новой обители иконами Божией Матери Одигитрии и Святителя Николая Чудотворца. Вместе с преподобным Александром в пустынь отправился старец-монах из Кирилло-Белозерского монастыря, но, не вы держав трудностей пустыннической жизни, вернулся обратно. По возвращении на избранное им место преподобный Александр приступил к строительству храма. Вскоре архиепископ Новгородский Иона (1459–1470) рукоположил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного преподобным монастыря. Для собравшейся братии преподобный Александр ввел строгий общежительный устав. Иноки должны были хранить молчание за трапезой и в храме, в келлиях – заниматься рукоделием и молиться, во время исполнения послушаний – непрестанно творить Иисусову молитву или петь псалмы. Преподобный Александр показывал другим пример подвижничества и трудолюбия, он выполнял в монастыре самые тяжелые работы: очищал лес, готовил под пашню землю и засевал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все же центром духовного и хозяйственного притяжения края стал другой монастырь, возникший в сто километрах к северу от Воскресенского, − Кирилло-Белозерский, основанный в 1397 году преподобным Кириллом Белозерским. Благодаря покровительству великих московских князей и в особенности царя Ивана Грозного, монастырь был одним из самым известных и богатых на Руси. Преподобный Кирилл подыскал для обители глухое место, но земля вокруг пустынного уголка была обжита и населена. Келью преподобного окружали вотчины князей Белозерских, Судских, Андогских и бояр Лихаревых, Фёдоровых, Оладьиных, Цыплятьевых. Через акты дарения либо купли вотчины стали переходить в монастырскую собственность. Именно Романова Слободка, впоследствии − село Романово-Васильевское, в котором родился Петр Белоликов, одно из самых ранних приобретений Кирилло-Белозерского монастыря. Слободку монастырю передал боярин Роман Иванович Лихарев. Было это чуть ли не во времена первого игумена 5 . В XVI веке владениями Кирилло-Белозерского монастыря стали и вотчины достойнейшего боярина Ивана Петровича Фёдорова-Челяднина, опального воеводы царя Ивана Грозного. Фёдоров-Челяднин брал Казань и командовал войсками в Ливонской войне. В его владения входило селение Новая с вотчинным Богоявленским монастырьком. После казни воеводы в 1568 году монастырёк был упразднён. На его месте возник приход, а вотчину с селом царь Иван Грозный отписал на себя. Его сын − царь Фёдор Иоаннович передал вотчину Кирилло-Белозерскому монастырю. В переписной книге 1601 года в числе владений монастыря уже значится село Новая а «в нём церковь Богоявленья Господня» 6 . Опричники во время похода в вотчины Федорова-Челяднина обращали в пепел скирды хлеба, сжигали села, душили и стреляли из луков беззащитный деревенский люд. Синодик казнённых сохранил точные цифры этой расправы − 369 человек. В ходе разорения селения предавались огню вместе с церквами и всем, что в них было, с иконами и церковными украшениями 7 . Утоливши ярость, царь Иван Грозный дал распоряжение губному старосте Белоозера Я.М. Гневашеву составить подробную опись не только «денег и платья» И.П. Федорова, но чтобы в неё вошли «лошади, и всякий служебный наряд, и мелкий живот, и хлеб стоячий, и молоченной, и в житницах, и сено...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Том 1 → Содержание Предисловие Глава I. Об основании и строениях монастыря Приложения Приложение первое «Перечневая роспись» монастырских дворов «Роспись ис переписных книг перечневая, сколко за кем числом крестьян» Приложение второе. Краткое житие преп. Кирилла Приложение третье. О времени основания Кирилло-белозерского монастыря. Приложение четвертое. О месте погребения разных лиц (XVI–XVII в.) в Кириллове монастыре Приложение пятое. «Синодик братский» Приложение шестое. Показание кирилловской братии об убытках и повреждениях монастыря во время «литовского разорения» Приложение седьмое. Уставная память о бережении и эксплоатации леса, крестьянам Иванова Бору, Федосьина Городка и Милобудской волости (от 28 апреля 1559 года) Приложение восьмое А. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году Б. План Кирилло-белозерского монастыря из альбома К. М. Бороздина (1809 года) Приложение девятое. Книги приход и росход, что пошло на оклад Пречистой Богородице и чюдотворцу Кирилу Указатель рисунков Указатель сокращения     Предисловие Вопрос об устройстве северно-русских общежительных монастырей до Петровского времени принадлежит к числу малоразъясненных отделов современной историографии. Между тем по своему значению в прошлом церковной жизни и государственного быта он вдвойне заслуживает внимания исследователя. В пределах Поволжья и Заволжья монастырский строй складывался с одной стороны под руководством канонических правил и святоотеческих творений (или в силу подражания порядкам, заведенным при указанном руководстве), с другой стороны – под сильным воздействием местных условий жизни. Последние переносили на подробности монастырской организации те самые формы северно-русского быта, которые определяли внешнее положение русской церкви в Московском государстве и составляли отличительное свойство его государственности и юридически-общественных отношений. Так как вся древне-русская жизнь представляла собою одну тесно сплоченную семью бытовых обнаружений, то для историка русской церкви не может не приобретать интереса общая совокупность типических черт в устройстве монастыря, начиная с его внешности, владений, средств к существованию и кончая составом и способами управления, правилами иноческого поведения, богослужебною практикою и книжною деятельностью. С своей стороны, и историк русской жизни найдет внутри монастырской ограды не мало данных, выясняющих мирской склад бытовой обстановки древне-русского человека, тем более, что монастырским обычаям подражали наши предки в своей домашней и хозяйственной, а быть может и государственной жизни, и обители в древности служили вместе и религиозно-просветительными центрами, и административно-юридическими единицами, влиявшими на благосостояние близ лежащей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА (Тотемский) († 1704, Коломна), архиеп. Коломенский и Каширский (1681-1704). Происходил из купеческого рода г. Тотьмы ( Волков. С. 10). Иных сведений о происхождении, мирском имени и ранних этапах биографии Н. нет. 21 июня 1661 г. Н. был назначен архимандритом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , весной 1663 г. вместе с архиеп. Вологодским и Белозерским свт. Маркеллом был вызван в Москву на церковный Собор. 19 авг. 1664 г. по неизвестным причинам уволен с этого поста. 27 апр. 1666 г. стал архимандритом Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря , а 26 дек. 1667 г. вновь назначен архимандритом Кирилло-Белозерского мон-ря. О месте пребывания Н. в кон. 1664 - нач. 1666 г. сведений нет. Возможно, поводом для временного перевода Н. из Кирилло-Белозерской обители стал внутримонастырский конфликт. Об этом косвенно свидетельствует царская грамота от 22 апр. 1668 г., к-рая предписывает все дела, касающиеся духовного чина - «меж попов, и старцев, и клирошан, и церковных причетников», а также назначения старцев «в службы», «выбирать архимариту Никите со всеми вами (соборными старцами.- И. У.), вопче, безо всякого прекословия и ненависти» (ААЭ. Т. 4. 163. С. 216-217). В игуменство Н. в Кирилло-Белозерском мон-ре велось строительство 2-го кольца каменных укреплений - «Нового города» с башнями до 6-7 этажей в высоту (завершено в 1682). Архимандрит заботился и о вотчинных владениях монастыря. 25 марта 1675 г. Н. получил царскую жалованную тарханную грамоту «на езы» в р. Шексне и рыбные ловли в Белом и др. озерах Белозерского у. (см.: Кириллов: Краевед. альманах. 2001. Вып. 4. С. 321-331). При игуменстве Н. Кирилло-Белозерский монастырь продолжал оставаться местом ссылки. В 1666-1681 гг. здесь под надзором Н. пребывал бывш. патриарх Никон (Минов) , к-рый до 1676 г. находился в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . Н. был духовным отцом Никона.

http://pravenc.ru/text/2565394.html

Так вот: очевидно, это был колокол, «настроенный сам в себе», что представляет редчайший случай в мировой практике! Недаром его звучанием восхищались певец Ф.И. Шаляпин, композиторы С.И. Танеев и А.К. Глазунов. После Великой Отечественной войны, когда в обществе отмечался рост патриотических настроений и внимание к героическому наследию прошлого, в музейном комплексе Саввино-Сторожевского монастыря начались реставрационные работы. С попеременным успехом они велись долгие десятилетия. Обители повезло в том отношении, что в этой работе принимал участие П.Д. Барановский, выдающийся советский инженер-реставратор, благодаря трудам которого в России спасены и восстановлены десятки памятников. Вне сомнения, добрые слова следует адресовать и другим работникам музея, сохранявшим историческое наследие. Пусть и в односторонней форме, но они пропагандировали красоту древнерусской культуры, и память об увиденном наверняка оставалась у большинства из 300 тысяч (!) советских и иностранных туристов, в течение года посещавших музей. Однако минимум средств, выделявшихся на сохранение культурного наследия, и отсутствие в обители иноческой жизни приводили к тому, что решение даже чисто архитектурных проблем силами только государства не могло быть эффективным. В 1995 году было принято решение о воссоздании Саввино-Сторожевского монастыря и о совместных усилиях по сохранению памятников музейного объединения и иноческой обители. Первым наместником возрождённого монастыря стал архимандрит Иероним (Карпов), опытный пастырь, высокообразованный богослов, способный ценить духовность и культуру прошлого. В августе 2007 года в Звенигороде проходил ряд крупных мероприятий юбилейного года, посвящённого 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Кирилло-Белозерский монастырь Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь был одним из крупнейших в нашем Отечестве. Его даже называли «Северной Лаврой». Монастырь был основан более семи столетий назад преподобным Кириллом Белозерским. Святой Кирилл Белозерский родился в 1337 году и происходил из московского боярского рода Вельяминовых. В крещении он был назван Козьмой. После ранней смерти родителей осиротевшего мальчика взял на воспитание его родственник, Тимофей Васильевич. Опекун Козьмы занимал высокое положение: был окольничим у великого князя Дмитрия Донского, в 1380 году собирал у Лопасни пешее войско и участвовал в Куликовской битве, а в 1389 году был свидетелем завещания Дмитрия Донского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010