Посещали эту обитель и усердно наделяли ее приношениями своими и святители наши, митрополиты Московские: Иоасаф и Макарий, святейшие патриархи: Филарет, Никон и Иоаким, митрополиты Новгородские: Пимен и Варлаам, владыки Казанские: Косьма и Матфей, также Преосвященные Вологодские, Ростовские и другие. И в настоящее время продолжают посещать обитель Кириллову Новгородские Епархиальные Преосвященные и другие святители отечественной церкви, оказывая ей свое архипастырское внимание. XIV. Настоятели Кирилло-Белозерского монастыря 1. Первым настоятелем и основателем Кирилло-Белозерского монастыря был преподобный и Богоносный отец наш Кирилл. До этого он жил 30 лет в Московском Симоновым монастыре, проходя всякого рода монастырские послушания. После архимандрита Феодора, по избранию братии, был настоятелем в сане священно архимандрита с 1395 по 1396 год. Из любви к безмолвию, преподобный Кирилл оставил Симонов и с другом своим Ферапонтом поселился в северной глуши на Белом озере 1397 году. Управлял Белозерской обителью ровно 30 лет; скончался 9 июня 1427 года на 90 году от рождения. Им построена здесь первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и введен в обители строгий общежительный устав. Игумены 2. Игумен Иннокентий управлял обителью только 10 месяцев. Это был лучший и излюбленный ученик препод. Кирилла. Угодник Божий препод. Кирилл, умирая, сказал плачущей братии: «не скорбите братия и чада, в день моего покоя, ибо ныне уже настал час почить о Господе. Предаю вас Богу и Пречистой Богоматери, да сохранят вас от всех искушений лукавого, и сын мой Иннокентий да будет игуменом на мое место; имейте его вместо меня»... Иннокентий действительно старался во всем соблюсти заповеди своего глубокочтимого Наставника и Отца, чтобы быть достойным сего избрания. Игумен Иннокентий мирно скончался и погребен в своей обители, близ паперти Успенского собора. 3. На место Иннокентия избран был смиренномудрый игумен Христофор. Много написал он книг церковных в храм Пресвятой Богородицы. Некоторые из этих древних рукописей его доселе сохранились еще в обители Кирилловской и находятся в ее библиотеке. Любовь к братии и нестяжательность сего игумена служили примером. Милосердие же его к ближним простиралось далеко за пределы обители. Он во время междоусобных браней выкупал на монастырские деньги попадавших в плен православных братий и возвращал их в свои места, за что был любим и почитаем сыном Донского – князем Юрием Дмитриевичем. Управлял обителью с 1428 по 1434 год, скончался 14 мая и погребен в этой же обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Кирилла находится тут же в иконостасе. Вот какими благоговейными иконописцами (восклицает А. Н. Муравьев) могла похвалится обитель. Между прочим за 1896 г. в газеты «Свет» было напечатано под рубрикой из Кириллова: «Лет 20 назад в главном Успенском соборе похищены древние иконы греческого письма, расположенные над местными образами. Кража обнаружена случайно и виновником ее оказался здешний пономарь, который, будто, продал их раскольникам и заменил другими меньшего размера». 43 Аналав с греческого значит – четырехугольный плат, носимый монашествующими на груди с изображением Распятия или креста. 44 См. подробное описание древностей Кирилловского монастыря, сост. Архимандрит. Варлаамом. Москва 1859 г. 45 Этот образ Богоматери переносится и в теплый Введенский храм, где находится также в иконостасе местном, по левую сторону царских врат. 47 «В иконописи церковной (говорит г. Никольский в своем труде «Кирилло-Белозерский монастырь») наши предки искали удовлетворения своему молитвенно-религиозному чувству и выражали в ней свою живую наличную уверенность в общении церкви земной с церковью небесною и в молитвенное предстательство тех святых, изображения которых были писаны на иконах и по стенам храма». (См. «Кирилло-Белозерский монастырь», стр. 132). 48 Введенская теплая трапезная церковь (как видно по монастырским записям) существовала еще в 1466 году и была скромная деревянная, которая сгорела и заменена каменной, ныне существующей, не позже начала столетия (в 1519 году). 49 Среброкованные одежды престола сделаны от монастыря на собственное иждивение из серебра, полученного от старых церковных вещей, весом до 4 пуд. И это среброкованное облачение отсюда переносится на престол главного Успенского собора. 50 Монастырь Горицкий женский отстоит от Кирилло-Белозерского мужского монастыря верстах в 7-ми за высокой горой Маурой, покрытой лесом и омываемой справа Сиверским озером, a с противоположной стороны р. Шексной. Горицы были, как и Кириллов, в дни правления Иоанна и позже исключительным местом ссылки для княжеских и царских инокинь, ибо не было женской другой обители в такой суровой глуши, под крепкою стражею Кирилловых твердынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жемчужина русского Севера - Кирилло-Белозерский монастырь Почему национальная православная святыня пребывает в плачевном состоянии 05.08.2019 760 Время на чтение 3 минуты В конце июля довелось мне побывать в старинном городе Кириллове, что лежит в 130 километрах к северо-западу от Вологды. Сам по себе городок мало чем примечателен и его название ассоциируется, прежде всего, с Кирилло-Белозерским монастырем – грандиозным комплексом старинных монастырских строений, окруженных неприступными стенами. Вид всего этого великолепия, особенно, если смотреть со стороны Сиверского озера – завораживает. Вот об этом монастыре, вернее о его нынешнем состоянии, хотелось бы поговорить поподробнее. Практически весь монастырский комплекс сегодня занимает музей, который официально называется историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Монахи (а их всего 10 человек вместе с игуменом) пребывают в положении дальних обнищавших родственников, живущих из милости в имении богатого помещика. Ежедневно десятки огромных экскурсионных автобусов, заполненных нашими и иностранными туристами приезжают под стены обители. К их услугам различные тематические экскурсии, на любой вкус и кошелек. Отовсюду доносится разноязыкий щебет экскурсоводов, все фотографируют себя на фоне святынь, работают кафе и закусочные. Одним словом, старинные постройки – для музея постоянный источник дохода в рублях и валюте. От множества народа (увы, не паломников, а туристов с фото-кинокамерами и в шортах, т.к. день был жаркий,) голова шла кругом. Нашел действующий храм – крохотная церковь, постоял вечерню: кроме меня было 3 монаха и 4 паломника. Единственный, островок спокойствия и тишины в бурлящем потоке ино и русо туристо. Состояние построек монастыря местами довольно плачевное. Восстановительные работы ведутся, но как-то вяло, почему-то первой приходит в голову мысль о их недостаточном финансировании. Напомню читателю, что музей на месте монастыря действует аж с 1924 года. Почти сто лет прошло. Разграбленные и разрушенные монастыри, значения, равного Кирилло-Белозерскому (Оптина пустынь, Дивеево, Нилова пустынь и т.д.), переданные Русской Православной Церкви после краха СССР и атеистической идеологии, за прошедшие 28 лет восстановлены в былом величии. Как говорится, «почувствуйте разницу». А ведь монахи деньги на туристах не делали.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/05/zh...

Репертуар светской литературы библиотеки Кирилловой обители от XVI столетия представлен без особых изменений по сравнению с XV веком. По исторической тематике добавляются родословные императоров Византии, ордынских царей и европейских королей, литовских князей, рассказы о стоянии на Угре и о большом Московском пожаре, о венчании Ивана IV на царство и «Сказание о князьях Владимирских», «Стоглав» Ивана IV; краткий летописец о событиях в Кирилло-Белозерском монастыре в рассматриваемый период, «Хождение митрополита Исидора на Флорентийский собор», «Сказание о граде Иерусалиме» диакона Арсения, статьи из сборника «Лечебник»; из литературных произведений встречаются назидательные повести из Патерика, повесть об Иверской царице Динаре, отрывок из Троянской истории, сказание о Святой Софии, о взятии Царьграда . Р. П. Дмитриева, изучив сохранившийся фонд библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, приходит к выводу, что, несмотря на замечательный рост состава библиотеки в XVI столетии, количество книг светского содержания незначительно по сравнению с предыдущим веком. Из этого, на первый взгляд незначительного показателя можно сделать некоторые выводы о том, что в XVI столетии интерес к естественно-познавательным темам значительно падает, что говорит о малом кругозоре насельников обители. Это можно было бы и упустить из виду, но в XVI веке не наблюдается и роста духовности в монастыре, а даже, напротив, ее упадок. Кирилло-Белозерский монастырь можно назвать передовым по количеству переписанных повестей (по сравнению с Троице-Сергиевым и Волоколамским). Такая бурная деятельность связана с одним и тем же лицом — монахом Кирилло-Белозерской обители Ефросином, трудившимся во второй половине XV века. Многие рукописные статьи на разнообразные сюжеты, не относящиеся к церковной тематике, постоянно встречаются в составленных им сборниках. Книгописную деятельность монаха Ефросина часто сопоставляют с другим известным переписчиком Кирилло-Белозерского монастыря –– Гурием Тушиным, жившим в то же время, что и Ефросин. На основании этого сопоставления можно говорить о том, что на содержание переписываемых рукописей большее влияние оказывали личные интересы переписчиков. Так, «сборники Гурия Тушина целиком посвящены церковной тематике. Светскими статьями можно назвать только «Лунное течение» и краткий летописец, составленный самим Гурием Тушиным» .

http://bogoslov.ru/article/6174669

Пятьсот лет прошло с тех пор, как на пустынных берегах Белоозера впервые в лице преподобного Кирилла появилось новое светило веры и благочестия, и заблистал свет истинного христианского просвещения. В чувстве молитвенного преклонения пред Угодником Божиим, Основателем Кирилло-Белозерского монастыря, и благоговения пред мощной духовно-просветительной деятельностью его древних подвижников, Санкт-Петербургская Духовная Академия (призванная на служение духовной науке и религиозно-нравственному просвещению) с отрадным чувством вспоминает славные дела, совершенные Кирилло-Белозерскою обителью во благо хранения и созидания русского государства, на пользу русской науки и просвещения в духе православной церкви. Плоды которых в виде множества старинных драгоценных рукописей, по воле Промысла, перешли и в нашу Академию, как в новый высший храм духовной науки. Вспоминаем с благодарностью в сей знаменательный день все славное прошлое знаменитой обители, и, верим в грядущее, прочные устои которого даны пятисотлетнею стариною. Академия шлет сердечный привет хранимой под сенью Великого Угодника Божия обители и молитвенно взывает к виновнику преславного торжества, просветителю, хранителю и молитвеннику, как Белозерскому, так и всей православной русской земли: Преподобный Отче Кирилле, моли Бога о нас!» Следуют подписи: «Ректор Академии Иоанн Епископ Нарвский, Инспектор Академии профессор Николай Покровский , Заслуженный Ординарный Профессор Тимофей Барсов , Ординарный Профессор Николай Скабаланович и Ординарный Профессор Александр Садов ». Адрес Вологодской Духовной Семинарии: «Приветствие Белозерской обители Преподобного и Богоносного Отца нашего Кирилла от начальствующих, учащих и учащихся Вологодской Духовной Семинарии В день 500-летней годовщины основания обители 1397–1897. В настоящий день Кирилло-Белозерская обитель торжественно празднует 500-летний юбилей своего основания трудами и подвигами Великого Угодника Христова, Святого Преподобного Отца нашего Кирилла. Пять веков минуло с той поры, когда Великий Подвижник, уже просиявший своим праведным житием в Московской Симоновой обители, по особому чудесному указанию Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, местом дальнейших подвигов на светлом поприще своего нравственного возрастания и совершенствования избрал далекую от града Москвы, уединенную, безмолвную страну близ берегов Белаго озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Само существование села и монастыря близ него есть плод удивительной взаимной привязанности, царившей в семействе прп. Александра. Сам Александр Ошевень был родом из-под Белозёрска. С восемнадцати лет подвизался он в Кирилло-Белозёрском монастыре. Но спустя несколько лет после ухода сына в монастырь, его отец Никифор Ошевень переселился с семейством ближе к городу Каргополю, на земли некоего боярина Иоанна Григорьевича. Прошло ещё некоторое время. И вот преподобный Александр отпросился у игумена Кирилло-Белозерской обители навестить своих родителей. Никифор стал просить сына не покидать стареющих родителей, а поселиться здесь же неподалёку. На другом берегу реки, уговаривал он Александра, есть прекрасное место для устройства монастыря - " место угодно к монастырскому строению " . Молодой инок и сам искал случая уйти из " густонаселённой " Кирилло-Белозерской обители с тем, чтобы вести жизнь более уединённую, а потому отправился на другой день со старшим братом посмотреть указанное отцом место. Покуда брат рубил дрова, Александр молился и сам не заметил, как задремал. Во сне он услышал голос: " Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришёл сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся " . Дома отец лишь утвердил его намерении основать там обитель, рассказав в добавок, что из-за реки иногда виден таинственный свет, слышен звон колоколов и пение невидимого хора. Игумен Кирилло-Белозёрской обители, узнав о знамениях, бывших прп. Александру, не стал удерживать его и более того - благословил иконами Божией Матери и святителя Николая. Постройку монастыря для сына взял на себя Никифор Ошевень, а сам Александр отправился к архиепископу Ионе в Новгород и вернулся оттуда уже иеромонахом, настоятелем новой обители. Мало-помалу монастырь рос. Росло и село близ него: крестьяне охотно селились в краю, освящённом монашеским подвигом. Вероятно, уже в это время, то есть в последней трети XV века, здесь появилась первая церковь, ибо неудобно было мирянам молиться вместе с иноками, а женщины вообще не могли входить в обитель (даже мать прп. Александра, нежно любимая им, встречалась с сыном за монастырскими воротами).

http://sobory.ru/article/?object=07398

В обширных пределах западной части северного Заволжья, смежной с пятинами Великого Новгорода, в русские века возрождение руководящее значение при организации монастырского быта принадлежало знаменитой Кирилло-Белозерской обители. Этому отростку Московского Симонова монастыря, не чуждому влияния преп. Сергия, суждено было направить удалявшихся из мира подвижников на новые пути их вселений, послужить началом и образцом для целого ряда общин и скитов, влиять на ход не только областной, но и средне-русской церковно-общественной жизни, становиться в положение участника случайных, но крупных событий, и в то же время неизменно являться источником просвещения. Отношение Кирилло-Белозерского монастыря к окрестному монашеству и краю было отношением города к пригородам, которые не только тянули к нему в силу финансовой и юридической зависимости, но и подчинялись ему, как законодателю в области духовно-культурной. Помимо этого, в среде Кирилловских иноков возбудился в XV веке и самый вопрос о возможности и целесообразности монашеских общежитий применительно к северно-русским условиям жизни, решение которого но замедлило отозваться на бытовом положении иночества в пределах Московского государства. Если в поступательном движении русских монастырей от Черного к Белому морю Кирилло-Белозерское общежитие было третьим выдающимся средоточием (после Киево-Печерского и Троицко-Сергиева), то этому историко-географическому его положению ничуть не уступало и его действительное значение в XV и XVI столетиях. Указанными сторонами объясняется, почему автор в настоящем труде решился подвергнуть рассмотрению, каким образом из небольшой землянки преп. Кирилла выросла и обстроилась одна из обширнейших обителей Заволхского края, как расширялись ее владения и улучшалось хозяйство, какое при этом она имела управление, какие учреждены были в ней порядки монашеской жизни, как отправлялось в ней богослужение и в чем выражались умственные и духовные интересы братства. Намеченные черты составляли главные и крепко-связанные между собою звенья, от которых зависел и посреди которых вырабатывался внешний и внутренний строй древне-русской обители. – Так как последовательный рост в организации Кирилло-Белозерского монастыря, начавшийся в конце XIV века, закончился в первой четверти XVII столетия, то настоящий очерк обнимает период времени с основания монастыря до второй четверти XVII-ro века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Уже при втором игумене Трифоне монастырь получил известность по всей Руси и продолжал быстро разростаться. Здесь закладывается традиция иконописания, которую начал инок обители преподобный Дионисий Глушицкий, написавший в 1424 году прижизненный образ Кирилла Белозерского а также образ святого Димитрия Прилуцкого, хранившийся затем в Спасо-Прилуцком монастыре. Монастырю была оказана всяческая поддержка со стороны Московских князей. На эти средства игумен Трифон возвел новую деревянную Успенскую церковь, украсив ее «иконами и другими красотами». В 1447 году в Кирилло-Белозерский монастырь приехал со своими противниками Василий Темный. Ослепленный своими врагами, сосланный в Вологду, он был вынужден дать Дмитрию Шемяке крестное целование в том, что не станет искать вновь Московского стола. Игумен Трифон то крестное целование с Василия Темного снял, и была восстановлена справедливость. В 1497 году соборная церковь сгорела и на ее месте был сооружен каменный собор. Монастырь был одним из оплотов нестяжательства – духовно-нравственного течения, опасавшегося чрезмерного обогащения монастырей. В Кирилло-Белозерском монастыре жили духовные вожди нестяжателей – преподобный Нил Сорский, инок Вассиан (Патрикеев), летописец и книжник Гурий Тушин, отсюда духовная проповедь нестяжателей звучала по всей Руси. Влияние нестяжателей обусловило то, что с 1482 по 1515 год монастырь не приобретал земельных владений. Здесь также создаётся богатейшая монастырская библиотека на Руси: в её основу легли 17 рукописных книг принадлежавших основателю монастыря, а главным составителем библиотеки стал старец Евфросин в XV веке. В монастыре трудился и известный духовный писатель и агиограф Пахомий Серб. Расцвет " Северной Лавры " в XVI-XVII веках С первой половины XVI века в Кириллов монастырь стали регулярно ездить на богомолье Московские великие князья и цари. На их средства обитель начала быстро застраиваться каменными зданиями. В 1528 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал великий князь Василий III с молодой женой Еленой Глинской – вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника, которым стал будущий царь Иоанн Грозный. В память об этом в монастыре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, а впоследствии Иоанн Грозный пожертвовал обители огромную сумму в 28 тысяч рублей Трижды побывав в Кирилловом монастыре, Иван Васильевич высказал желание постричься в нем в монахи, и перед смертью принял постриг от монаха Кирилло-Белозерского монастыря на подворье в Москве.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

Подробнее... Гледенский Троицкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: в конце XII - начале XIII века Статус: музей Адрес : Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовица, ул. Центральная, д. 122 Сайт: http://ustyug-museum.ru/objekts/gleden.html Монастырь основан на горе Гледен, при слиянии рек Сухоны и Юга, во время правления кн. Всеволода III Юрьевича. В 1841 потерял самостоятельность и был приписан к Михаило-Архангельскому монастырю в Великом Устюге. Считается одной из старейших обителей Вологодской губернии. В 1925 закрыт, постройки использовались для размещения детской колонии, пересыльного пункта для раскулаченных, затем как дом престарелых. В 1980-х передан Устюжскому музею. Во времена основания монастыря на горе Гледен находился одноименный город. В 1438 в результате междуусобных войн, город Гледен был полностью разрушен, а его жители переселились в Устюг. Подробнее... Иоанно-Предтеченский Новолеушинский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: Статус: действующий Адрес: Вологодская область, Череповецкий район, село Мякса, ул.Советская, д.31 Сайт: http://leushino.cerkov.ru/ Новолеушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен на живописной возвышенности в селе Мякса. Сейчас в обители живут семь монахинь. Возрождение святого места стало знаковым для многих верующих, ведь затопленный Рыбинским водохранилищем Леушинский монастырь был одним из крупнейших в России. Подробнее... Кирилло-Белозерский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1397 Статус: действующий Адрес : Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь Телефон: +7(81757) 3-16-37 . Сайт: http://kirillov-monastyr.ru/ Кирилло-Белозерский монастырь (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Следует отметить, что это не было перемещением архиерея с кафедры на кафедру, что в Древней Руси было довольно редко, но было призванием к архипастырскому служению иерарха, пребывавшего на покое 932 . До конца 1566 года новый Владыка, очевидно, к месту своего служения не отбыл, поскольку 10 декабря 1566 года «священа бысть церковь , предел у Благовещения на сенех, Вход во Иерусалим, а свящал ее Филипп Митрополит, а с ним Афонасей архиепископ Полотцский и епископы и архимандриты и игумены и весь освященый собор» 933 . О его служении в самой западной, порубежной епархии Русской Церкви того времени ничего неизвестно 934 . Можно говорить, что оно было непродолжительным. С 17 мая 1568 года он был уже на покое в обители своего пострижения 935 , с которой был тесно связан. В Кирилло-Белозерский монастырь он постоянно давал вклады: «Псалтырь в десть, писменая, владыки Афонасия Суздалскаго» 936 , «Риза камка бела...» 937 , а так же «Стихарь бархат дымчят Дал в монастырь владыка Афонасей Суздальской» 938 . Следующий вклад относится к полоцкому периоду: «Потыр золот, а в нем весу три гривенки восмь золотник. Дал архиепископ Афонасей Полоцкой» 939 . По его благословению переписывались различные книги, ему принадлежала рукопись «на еретики новгородские», то есть, очевидно, «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого . В составленной в XVII веке по благословению Патриарха Никона «Описи книгам в степенных монастырях» среди рукописей, находившихся в Кирилло-Белозерской обители, названа «Книга на еретики Ноугородские писменая владыки Афанасия, в полдесть» 940 . Появление в обители преподобного Кирилла Белоезерского рукописи, содержащей труд преподобного Иосифа Волоцкого , может быть связано с именем архиепископа Афанасия, который был постриженником этого монастыря. В конце XVI века в архиве Кирилло-Белозерского монастыря имелись какие-то его письменные материалы – «писмо Полотцково владыки Афонасья всякое» 941 . В кормовой монастырской книге назван также диакон Вассиан, «владыки Афанасия племянник» 942 . Очевидно, именно он по благословению бывшего епископа Суздальского написал книгу жития Григория Омиритского. По нем, будучи Полоцким архиепископом, владыка дал в Кирилло-Белозерский монастырь «Евангелие в десть стоимостью 15 рублей» 943 . Он дал в обитель также книги творений святителя Григория Богослова и затем – святителя Дионисия Ареопагита 944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010