Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря представят на выставке в Московском Кремле Москва, 14 июня 2012 г. С 15 июня по 26 августа в Успенской звоннице Московского Кремля будет выставляться иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, сообщает пресс-служба Московского Кремля. В настоящее время, в силу сложившихся исторических обстоятельств, часть икон из Кирилло-Белозерского иконостаса хранятся в разных музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Музее древнерусского искусства имени А.Рублева, Русском музее в Санкт-Петербурге и непосредственно в самом Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Выставка впервые демонстрирует кирилловский иконостас как цельный монументальный ансамбль. Ничего подобного этому грандиозному ансамблю не выставлялось ни в национальных, ни в региональных музеях России. Осуществить такую выставку стало возможно только благодаря общему желанию всех четырех музеев, хранящих кирилловские иконы. Кирилло-Белозерский монастырь был основан в XIV веке святым Кириллом, одним из последователей великого подвижника Сергия Радонежского. В 1497 году главный храм обители Успенский собор, находившийся под особым покровительством великого князя Ивана III, был украшен высоким четырехъярусным иконостасом. Удивительной особенностью кирилловского иконостаса стало участие в его создании художников, работавших в традициях московской, ростовской и новгородской школ иконописания. История жизни и открытия кирилловского иконостаса столь же уникальна, как и его живопись. В XVIII веке древний ансамбль был разобран. После революции часть икон вывезли в Москву и Петроград. Со временем об их происхождении забыли, и лишь благодаря подвижническому труду реставратора и исследователя О.В. Лелековой, связавшей свою жизнь с Кирилло-Белозерским монастырем, стал известен полный состав этого уникального памятника. 14 июня 2012 г. Рейтинг: 3 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54249.html

Еще одним мощным источником творческих импульсов при возведении церкви Покрова была архитектура вологодско-белозерских монастырей. В первой половине XVI века на вклады великого князя Василия III, который посещал и вологодские обители, и Александро-Свирский монастырь со своей супругой, молясь о чадородии, и вклады его сына Иоанна IV Грозного, в этих землях было построено три трапезных церкви: Благовещенская в Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре (1530-1534 годы); Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре (1540-е годы) и Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре (1519 год) Все они чрезвычайно схожи между собой по конструкции. В плане это четырехугольные, очень вытянутые по вертикали бесстолпные храмы, напоминающие столп, без алтарного выступа. Венчает (или венчала) их «горка» из трех рядов кокошников под одной главкой. Все они имеют трехъярусное членение фасадов и почти лишены внешнего декора (только Введенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыря украшена поребриком и декоративным пояском на барабане). Таким образом, при почти идентичной с Покровским храмом конструкции, аналоги в декоре практически отсутствуют, хотя и здесь можно отметить некоторые особенности. В частности, это «углубленные» окна Введенских храмов в Спасо-Прилуцком и Кирилло-Белозерском монастырях. Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерского монастыря (1519 год), представляет для нас особый интерес в качестве аналога, так как она является наиболее ранним из известных нам бесстолпных трапезных храмов и по времени непосредственно предшествует трапезной церкви Александро-Свирского монастыря. Она сильно перестроена, но некогда завершалась тремя ярусами кокошников. Ее остроугольные нишки в верхней части по рисунку очень схожи с деталями декора Покровской церкви. Несмотря на сильные искажения, много общего можно найти и в архитектуре трапезных палат обоих храмов. По мнению исследователей, в строительстве Введенского храма Кирилло-Белозерского монастыря принимали участие московские зодчие Заслуживающим особого внимания можно назвать тот факт, что именно в Кирилло-Белозерский монастырь настоятель Александро-Свирской обители приказал перевести наиболее ценные предметы ризницы и богослужебного обихода в 1613 году, когда монастырю грозило неминуемое разорение «от немецких и литовских людей» Немного позже, в 1666 году, когда вновь возникла подобная опасность, туда отправили книги из библиотеки обители. Почему в качестве убежища был выбран именно Кирилло-Белозерский монастырь, еще предстоит выяснить. Возможно, мощные крепостные стены белозерской обители позволяли надеяться на относительную безопасность для хранения драгоценной утвари.

http://sobory.ru/article/?object=05255

Императрица же Екатерина I пожаловала 50 золотых в монастырскую казну и столько же на братию. Участие Кирилло-Белозерской обители в устроении монастырей, помимо заведования ею приписными к ней пустынями. выразилось в пособии патриарху Никону при создании им Иверского монастыря и возобновлении Валаамской обители. В 1658 году при строении Иверского монастыря работало 20 кирпичников, посланных туда кирилловскими властями. Корелия и Ингирия. принадлежавшие к Руси с древних времен. по столповому договору 1616 года были отторгнуты от Русской земли; вместе с ними к Швеции перешел Валаамский остров с его знаменитой обителью, где некогда подвизался преподобный Савватий, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря. Только чрез сто лет в 1710 году Петром Великим они были возвращены под Русскую державу и утверждены за нею Ништадским миром 1621 года 99 . Но еще в 1618 году 100 монахи Кириллова монастыря начали возобновлять Валаамскую обитель. вскоре по ее устроении при их содействии туда были перенесены почти все святыни, хранившиеся в Ладоге. а вместе с ними и мощи преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Настоятель Кирилло-Белозерского монастыря, архимандрит Иаков. 2 Князь Андрей Дмитриевич Можайский (1382–1432 гг.) – третий сын великого князя Дмитрия Ивановича Донского. В 1389 г. по завещанию отца получил в удел Можайск, Верею, Медынь, Калугу, Белоозеро. Князь Михаил Андреевич Верейский (ум. в 1486 г.) – младший сын Андрея Дмитриевича Можайского. По договору с Иваном III завещал свои вотчины, куда входило и Белоозеро, великому московскому князю. 3 Слобода при Кирилло-Белоэерском монастыре была объявлена городом Ки-рилловом указом от 24 августа 1776 г. В связи с этим 8 января 1777 г. на территории монастыря прошли торжества (см.: Варюхичев А. Слово о граде Кириллове. Архангельск, 1985. С. 89–90). 4 О Вельяминовых см.: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Воронцов-Вельяминов Б. А. К истории ростово-суздальских и московских тысяцких//История и генеалогия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Положение Кирилло-Белозерского монастыря среди других русских обителей определилось еще в прошлом столетии; свое высокое положение он сохранил и за рассматриваемый период (1598 – 1764 гг.). Игумен кирилловский принимал участие, как и прежде, в земских и церковных соборах. Имя кирилло-белозерского игумена Матвея стоит среди подписей членов Земского собора, избравшего на царствование в 1613 году Михаила Феодоровича, архимандрит Никита участвовал в соборах 1663 года и 1666 года. По уничтожении патриаршества, некоторые из архимандритов в XVIII веке были членами Святейшего Правительствующего Синода. Кирилло-белозерские игумены и архимандриты по-прежнему, как настоятели знаменитой обители, получали иногда епископские кафедры. Так, игумен Иоасаф в декабре 1603-го года хиротонисан в архиепископы Вологодские, игумен Матвей 7 февраля 1615 года – в митрополиты Казанские, архимандрит Никита в 1681 году ноября 6-го – в епископы Звенигородские. Значение среди настоятелей монастырей кирилло-белозерского игумена видно из Лествицы патриарха Иоасафа, составленной между 1635 – 1637 годами, и из Соборного уложения царя Алексея Михайловича: там и здесь он занимает 13-е место. По Соборному уложению царя Алексея Михайловича за бесчестие кирилловского игумена положена пеня в 50 рублей, а келаря, казначея и соборных старцев – по 30 рублей (глава 10, статья 44). Дороже всех оплачивалась честь архимандрита Троице-Сергиева монастыря (100 рублей), за ним – Рождественского Владимирского (90 рублей), потом Чудовского (90 рублей), на четвертом месте стоят архимандриты Спасский на Новом и Юрьевский (70 рублей), на пятом (60 рублей) – пять архимандритов: Симоновский, Богородский-Святский, Андрониевский, Казанский-Преображенский и Костромской-Ипатьевский, а на шестом – по 50 рублей – 4 архимандрита: Нижегородский-Печенский, Хутынский, Белозерсий и Горицкий Переяславский, причем игумен кирилло-белозерский поставлен выше некоторых архимандритов, следующих ниже. Очевидно, честь настоятеля монастыря определялась степенью его обители. Достойно замечания, что честь соборных старцев Кирилло-Белозерского монастыря в Лествице стоит на втором месте вслед за старцами Троице-Сергиева (40 рублей) монастыря (30 рублей). Таким образом, Лествица, составленная на соборе представителями русской земли, наглядно показывает то уважение, которое имели в XVII веке русские люди к Кирилловой обители, и то значение, которое она имела в рассматриваемый период.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря начинает формироваться в первые десятилетия своего существования, уже при его основателе, преподобном Кирилле Белозерском . О ее основном фонде в XV–XVI веках можно уверенно говорить в связи с тем, что большая его часть сохранилась до настоящего времени (в Российской национальной библиотеке — РНБ) и представляет большой интерес для изучения. Качественные и количественные характеристики Белозерского собрания были настолько авторитетны на Руси, что к его фондам не раз обращались церковные власти, выписывая книги в Москву, Великий Новгород, –– главной причиной являлась книжная справа, предпринимаемая в 1630, 1650, 1680-е годы . И в последующие столетия к Кирилло-Белозерскому собранию не раз обращались, вывозили рукописи из стен древней обители, что, конечно же, не способствовало их сохранности и сбережению для грядущих поколений. Но даже на основании дошедшего до настоящего времени фонда Кирилло-Белозерского монастыря можно говорить об этом северном монастыре как о мощном культурном и идеологическом центре, в котором отображались многие литературно-книжные явления переживаемых Русью эпох. По описи, составленной Н.К. Никольским, в собрании монастыря имелось 212 рукописей , до настоящего времени сохранились в собрании РНБ 154 рукописи, в Государственном историческом музее 8 рукописей и еще 7 в различных собраниях (преимущественно в научных фондах г. Санкт-Петербурга) . Таким образом, от XV века сохранилось 169 рукописей преимущественно богослужебного назначения, но среди них имеются и краткие летописи. От XVI века, когда книжное дело в монастыре хорошо развивалось, сохранилось 780 рукописей , которые, за исключением нескольких (книги праздничные и кормовые, летописного содержания), представляют собой различные «Сборники» богослужебного назначения. Библиотечный фонд Кирилло-Белозерского монастыря к началу XVII века не ограничивался именно таким количеством рукописей, по описи 1621 года в монастыре к этому времени находилось 1304 книги , таким образом, за полтора столетия (от описи конца XV века) рукописный фонд вырос в четыре раза. И здесь следует обратить внимание на источники такого обильного пополнения.

http://bogoslov.ru/article/6174669

87 Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996. С. 202–274. 89 Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского//Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 362. 90 Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1. С. 470–473. 172; С. 484–487. 177. 97 Успенский Б. А. Царь и Патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское осмысление). М., 1998. С. 344–345. 99 О некоторых проблемах Полоцкой епархии, недолго пробывшей в ведении Московского Митрополита, см. Покровский И. Русские епархии в XVI–XVII вв., их открытие, состав и пределы… С. 400–401. 100 Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI–XVII вв.). С. 91; Митрополит Московский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 355. 101 Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998. С. 125. В составленной в XVII веке по благословению Патриарха Никона “Описи книгам в степенных монастырях” среди рукописей, находившихся в Кирилло-Белозерской обители, названа “Книга на еретики Ноугородские писменая владыки Афанасия, в полдесть” (Опись книгам, в степенных монастырях находившимся, составленная в XVII веке//ЧОИДР. М., 1848. 6. С. 21). Очевидно, ее появление в обители преподобного Кирилла Белоезерского связано с епископом Афанасием. 105 Опись книгам, в степенных монастырях находившимся… С. 21. См. также: Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI–XVII вв.). С. 91. 106 Маштафаров А. В. Опись архива Кирилло-Белозерского монастыря 1591 года//Русский дипломатарий. М., 2001. Вып. 7. С. 366. 107 Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря… С. 86. В Кирилло-Белозерском монастыре погребены также и другие представители рода Палецких: князь В. Д. Палецкий, его отец Д. Ф. Палецкий, “инок Дионисей” (Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. Прил. С. XLVI). Позднее по повелению Иоанна Грозного в монастыре был пострижен Б. Д. Палецкий с именем Боголеп (Там же. С. LI). В кормовой книге названы также инокиня Марфа, жена Д. Ф. Палецкого (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря… С. 63), А. Д. Палецкий (Там же. С. 54), Ф. Д. Палецкий (Там же. С. 68), Давид Палецкий (Там же. С. 81). Корм об иноке Дионисии и его брате князе Давиде Палецком творился в Иосифо-Волоколамском монастыре 11 сентября (Das Speisungsbuch von Volokolamsk… S. 29, 31).

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

106 Маштафаров А. В. Опись архива Кирилло-Белозерского монастыря 1591 года//Русский дипломатарий. М., 2001. Вып. 7. С. 366. 107 Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря… С. 86. В Кирилло-Белозерском монастыре погребены также и другие представители рода Палецких: князь В. Д. Палецкий, его отец Д. Ф. Палецкий, “инок Дионисей” (Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. Прил. С. XLVI). Позднее по повелению Иоанна Грозного в монастыре был пострижен Б. Д. Палецкий с именем Боголеп (Там же. С. LI). В кормовой книге названы также инокиня Марфа, жена Д. Ф. Палецкого (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря… С. 63), А. Д. Палецкий (Там же. С. 54), Ф. Д. Палецкий (Там же. С. 68), Давид Палецкий (Там же. С. 81). Корм об иноке Дионисии и его брате князе Давиде Палецком творился в Иосифо-Волоколамском монастыре 11 сентября (Das Speisungsbuch von Volokolamsk… S. 29, 31). 110 Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь… С. LVI. Позднее местный автор XVIII века писал: “Преосвященный Афанасий архиепископ Суждальский бе в лето 7060, при нем быша чудеса от гроба преподобныя благоверныя княжны Евфросинии Суждальския чудотворицы, о чесом в житии ея писменном сущем во обители Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея ризы положения, идеже подвизася. – Преставися в Суждале и положен в соборной церкви в предолтарии у южных врат”. – Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//Временник Московского общества истории и древностей Российских. Кн. 22. Материалы. М., 1855. С. 31. Однако указание о его погребении в Суздале было в свое время уже оспорено (См. Титов А. А. Суздальская иерархия… С. 57–58). Читать далее Источник: О Церкви земной и Церкви небесной : Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега»/Архим. Макарий (Веретенников). - Москва : Фонд содействия образованию XXI века, 2006. - 508 с. : ил., портр./Русская иерархия XVI века. 269-284 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кирилла Белозерского с приделом святителей Петра, Алексея, Ионы московских чудотворцев и при ней трапеза. При основании Вологодской духовной семинарии подворье и церковь были переданы под помещение ее, где она находится до настоящего времени. VII Изложив общие сведения о состоянии Кирилло-Белозерской обители в XVII и XVIII веках, укажем главнейшие исторические события за описываемое время. Со смертию царя Бориса Федоровича (1605 г., апреля 13) началось смутное время на Руси. Престол царя Ивана Грозного занял Лжедмитрий, возведенный туда поляками, исконными врагами русского народа, и шатанием умов русских людей. Вместе с Лжедмитрием пришли на Москву поляки и с ними появились новые порядки, не слыханные дотоле на Святой Руси. Самозванец нуждался в деньгах. В приходо-расходной книге Кирилло-Белозерского монастыря 1605 года в сентябре записано в расход: «игумен Сильвестр и страцы соборные выдали на царское венчание и на приход государыне и на поставление патриарху (Игнатию)» и боярам на новоселье 203 рубля 26 алтын 4 деньги. Но этого было мало: скоро самозванец прислал с Василием Самариным в монастырь грамоту с приказанием взять на «свой обиход» 5000 рублей, которые и были выданы казначеем Филаретом в декабре месяце того же года. Из монастыря к Москве казну возил слуга Стефан Озерецкий да Буслав Козляинов. 7 мая 1606 года Лжедмитрий на соблазн благочестивых русских людей пышно отпраздновал свою свадьбу с паненкою Мариною Мнишек, а через 10 дней – 17 мая – был низвергнут с престола. Новый царь Василий Иванович Шуйский очистил Москву от поляков; многие из них были разосланы по разным городам. этого времени начинается служение Кирилло-Белозерского монастыря Русской земле. Кириллов монастырь во все время твердо следовал призыву патриарха Гермогена стоять за православную веру и русский народ против их врагов. В апреле 1608 года монастырь давал по 2 алтына 3 деньги подмоги двум сторожам у панского двора на Вологде. В июне того же года монастырский слуга Буслав Козляинов с 17 человеками ездил на Белоозеро к литве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Под давлением московских служилых людей и по ходатайству митрополита Ионы Шемяка вскоре был вынужден освободить Василия Тёмного, но Москву ему не вернул, а дал «в вотчину» Вологду. Но перед этим он угрозами заставил великого князя целовать крест с клятвой «не искать боле престола московского». Василий Тёмный, не задерживаясь в Вологде, отправился в Кирилло-Белозерский монастырь. Он обратился к игумену Трифону с просьбой снять крестное целование, данное Шемяке. Без этого он не мог продолжать борьбу за единство Руси: от нарушившего клятву отвернулись бы даже друзья. В деревянном, как и весь монастырь, Успенском храме Трифон в присутствии монастырской братии разрешил 6 крестное целование. С вестью о снятии клятвы в тот же день поскакали гонцы к верным Василию воеводам. В благодарность за поддержку Василий Тёмный сказал игумену Трифону: «Сыновьям своим и внукам накажу, чтобы всё делали для блага обители сей». Из Кириллова монастыря великий князь поехал в Тверь. Здесь он обручил своего шестилетнего сына Ивана с дочерью тверского князя Марией и тем самым скрепил союз с Тверским княжеством. Из Твери Василий Тёмный послал большой отряд, который в ночь на Рождество 1447 года без боя занял Москву. Великий князь отблагодарил Кирилло-Белозерский монастырь и дал право беспошлинной торговли по всему Московскому княжеству. Белозерский князь Михаил Андреевич щедро жаловал монастырю земли. Василий Тёмный весьма заботился о почитании Кирилла Белозерского и с митрополитом Феодосием поручил составить его житие одному из лучших книжников – Пахомию Логофету. Пахомий побывал в Кирилловском монастыре в 1461 году и ещё застал учеников знаменитого старца и местных жителей, знавших его. Житие Кирилла Белозерского стало самым обширным и лучшим сочинением Пахомия Логофета. Кирилло-Белозерский монастырь в XV веке стал значительным духовным центром. Из него вышли многие известные подвижники и основатели монастырей: монах Савватий Соловецкий, Александр Ошевенский, Мартиниан Белозерский, бывший учеником святого Кирилла и с 1447 по 1454 год возглавлявший Троице-Сергиев монастырь. Из Кириллова монастыря вышел святой Корнилий Комельский, последователи которого основали множество обителей и скитов по Северу Руси. Наконец, духовными узами с Кирилло-Белозерской обителью был связан святой Нил Сорский , оказавший сильное влияние не только на современников, но и на монашество XVIII и XIX веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При посещении обители Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий , епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев и генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев. Кирилло-Белозерский (Кириллов) мужской монастырь расположен на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области. В XV-XVII веках он был одни из крупнейших и богатейших монастырей России, центром духовной жизни Русского Севера. Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями прп. Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью. Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления великого князя Василия III . В 1528 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного  — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму , первый русский царь, как и его отец, стал постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения представителей знати. В разное время здесь пребывали опальный инок княжеского происхождения Вассиан (Патрикеев), бояре Михаил Воротынский, Иван Шуйский, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), Патриарх Никон и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5222347.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010