А в благополучные времена в монастырях традиционно пекли куличи, их называли «перепечи». Они бывали пшеничные белые или ржаные. В Волоколамский монастырь перепечи привозили. Интересно, что перепечи ели не только на Пасху и Светлой неделе, но еще на Троицу и Успение. В Волоколамском монастыре за пасхальной трапезой подавали пшеничные перепечи, щи, яйца, жареную свежую рыбу, два рыбных блюда (из хорошей рыбы) с горчицей и со взваром, кашу молочную и паточный квас. Похожей была трапеза и в Кирилло–Белозерском монастыре: щи с перцем, яйца, перепечи, по две чаши медового кваса каждому иноку. В полдень на трапезе пили «квас сычен». За ужином братия вкушала перепечи – по осмине на инока, рыбу лодожину с уксусом и «квас сычен». Кирилловскую братию вечером также ждал ужин с рыбой, калачи и по две чаши медового кваса, все монастырские слуги и работники тоже получали на ужин по чаше кваса. На Светлой седмице за обедом предлагалось несколько меньше блюд, чем в сам день Пасхи, но всегда были перепечи, одно или два рыбных блюда, молочная каша (ее можно было поменять на яйца) и квас из сыты. За ужином рыбы не полагалось, ели перепечи, по три яйца, молоко, варенцы, сыры и квас сычен. Ужин был каждый день Светлой недели. В неделю апостола Фомы – первое воскресенье после Пасхи – в Кирилло–Белозерском монастыре устраивался большой корм с крушками, ну а если в рыбе был недостаток, тогда вместо крушков пекли оладьи, а пили по чаше меда и ячного кваса. В среду и пятницу Пятидесятницы, по благословению настоятеля, в Волоколамском монастыре разрешались рядовые заупокойные кормы, а значит, и рыба. В Кирилло–Белозерском монастыре по средам и пятницам Пятидесятницы разрешался только сущ. Если случалась память великих святых, тогда разрешалась рыба. На Соловках в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье Пятидесятницы готовили стол с рыбой, а в среду и пятницу из рыбы подавался только сущ (Устав. Л. 9). В воскресенье перед отданием Пасхи в Волоколамском монастыре за ужином подавали яйца всмятку – по пять на брата. На Вознесение братию кормили яичницей, калачами, молочной кашей, которую можно было сменять на яйца, и медовым квасом. В Кирилло–Белозерском монастыре в этот день и на Троицу был корм большой с крушками, монахи получали за трапезой по две чаши медового кваса. В Волоколамской обители на Троицу на братском столе опять появлялись перепечи привозные, «трудоноши с сыром», традиционные щи, а к ним по два яйца, пшенная каша (ее можно было сменять на три яйца) и хороший медовый квас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-ти минутах ходьбы от монастыря, по адресу: ул. Строителей, д. 56 а на г. Золотуха находится часовня Новомучеников Кирилловских, сооружённая на месте их расстрела. Престольные праздники [ править править код ] Кирилла Белозерского - Июнь 22 [по н.с.] (день преставления) Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа День мученической кончины в 1918 году священномученика Варсонофия, епископа Кирилловского, преподобномученицы Серафимы, и мучеников Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева - 15 сентября. В этот день из обители совершается Крестный ход на г. Золотуху. Как добраться [ править править код ] Адрес : 161100 Вологодская обл., г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь. Телефон: +7(81757) 3-16-37 . Сайт: http://kirillov-monastyr.ru/ Проезд: Добраться до Кириллова можно либо через Вологду, либо через Череповец. Для получения полной информации о рейсах из Вологды до Кириллова звоните на автовокзал Вологды по телефону +7(8172) 75-04-52 , 75-92-13; о рейсах из Череповца до Кириллова на автовокзал Череповца по телефону +7(8202) 55-51-33 , 67-26-24. Расстояние от Вологды до Кириллова 127 км, от Череповца до Кириллова - 92 км. Паломнику [ править править код ] Для паломников возможно размещение групп до 6 человек в странноприимном доме. Также можно заказать экскурсию по территории малого Иоанновского монастыря. По вопросам размещения и экскурсионного обслуживания обращаться по телефону монастыря - +7(81757) 3-16-37 или на эл. почту: kirillov-monas@mail.ru . Расписание богослужений: Литургия служится в субботы, воскресенья и праздничные дни. В среднем за неделю служится 3-4 Литургии. Вечером богослужение начинается всегда в 17 ч. 00 мин. Утром, если накануне было Всенощное бдение, Литургия начинается в 9 ч. 00 мин, в другие дни Литургия начинается в 8 ч. 00 мин. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Кирилло Белозерский монастырь Полеты над Северной Фиваидой. Фильм 10. Кирилло-Белозерский Успенский монастырь.Телеканал СОФИЯ

http://azbyka.ru/palomnik/Кирилло-Белозе...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 15 сентября 1918 года в Кириллове без суда и следствия были расстреляны настоятель Кирилло-Белозерского монастыря епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), настоятельница Ферапонтова монастыря игумения Серафима (Сулимова) и четверо мирян – Михаил Трубников, Филипп Марышев, Анатолий Барашков и Николай Бурлаков. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе в Москве в сонме новомучеников и исповедников Российских, кирилловские страстотерпцы были причислены к лику святых. Церковно-археологическая экспедиция под руководством игумена Дамаскина (Орловского) пыталась обрести их честные останки, но безрезультатно. В 1998 году на горе Золотухе был воздвигнут крест на месте их мученической кончины. В 2005 году на горе освятили часовню в честь Новомучеников кирилловских и новописанную икону страстотерпцев. Часовня построена на средства благодетелей Кирилло-Белозерского монастыря, тщанием протоиерея Алексия Фомичева и предпринимателя В.Е. Мишинцева. Шесть куполов – в память шести новомучеников. Часовня на горе Золотухе стала достойным памятником всем безвинно пострадавшим во дни гонений на Церковь. Текст подготовил протоиерей Алексий Мокиевский. Источник: сайт Вологодской епархии В 1924 году Кирилло-Белозёрская обитель прекратила своё существование. Последние годы до закрытия были неимоверно тяжелы, хотя ещё в 1919 году монастырю выдали охранное свидетельство как " имеющему в целом выдающееся художественное и историческое значение " . Эта " охранная грамота " не помешала, конечно, большевикам расхищать монастырское имущество. После ликвидации обители здесь разместился музей, существующий и по сей день. Ещё в 1906 году кирилловский насельник иеромонах Антоний (Александров) предпринял попытку создать в Кирилло-Белозёрском монастыре нечто похожее на музей. Начинание это не нашло отклика у монастырских властей. Музей в обители появился в 1924 году. Или, точнее, вся обитель стала музеем. В той исторической ситуации создание музея на базе монастыря было единственным способом сохранить от уничтожения его памятники и святыни. Печальные примеры того, что происходило с обителями, которые не удалось отстоять реставраторам и музейным работникам, у всех перед глазами. Далеко от Кирилло-Белозёрского монастыря за ними ходить не надо. В Белозерье, на озере Новом, с начала XVI века существовал монастырь, основанный иноком Корнилием Новоезерским. В 1928 году обитель закрыли, иконы из храмов сожгли, а сами храмы осквернили. Мощи основателя, прп. Кирилла Новоезерского, исчезли после этого бесследно.

http://sobory.ru/article/?object=00500

лит-ра и книжность. На протяжении долгого времени он занимался исследованиями Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Ему было посвящено подготовленное под рук. профессора прот. П. Ф. Николаевского выпускное сочинение Н. в СПбДА «История Кирилло-Белозерского монастыря после кончины преподобного Кирилла (по рукописям академической библиотеки)». В 1897 г. Н. опубликовал кн. «Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века». Тогда же вышла 1-я часть труда «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625): Об основании и строениях монастыря» (за эту книгу 28 мая 1899 удостоен степени доктора церковной истории), в 1907-1908 гг. часть исследования Н. была опубликована в ж. «Христианское чтение» («Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI веках и в начале XVII-ro»//ХЧ. 1907. 8. С. 153-159; 1908. 2. С. 267-292; 6/7. С. 880-907), в 1910 г. была издана 2-я часть труда Н. «Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625): О средствах содержания монастыря» (в 1911 удостоена малой Уваровской награды). Работа Н. об одном из крупнейших духовных центров России, в к-рой использован значительный массив источников, позволивших впервые представить историю мон-ря с момента появления на берегу Сиверского оз. основателя обители - мон. Кирилла Белозерского - до превращения ее в центр духовной и экономической жизни на севере Руси, получила высокую оценку специалистов. Интерес к домонг. лит-ре проявился у Н. еще при подготовке соч. «О литературных трудах Климента Смолятича, писателя XII века» (СПб., 1892), за к-рое 9 апр. 1893 г. он был удостоен степени магистра богословия. По мнению Н., древняя лит-ра была намного разнообразнее по содержанию и последовательнее в смене направлений, чем это представлялось в современной ему науке, в ней присутствовали греч. светские поэтические и философские произведения. На протяжении долгого времени Н.

http://pravenc.ru/text/2566206.html

Духовное влияние преподобного Кирилла распространилось далеко за пределы Бело-зерья. Два известных русских подвижника были пострижены в монашество преподобным Кириллом: это Савватий, основатель знаменитого Соловецкого монастыря на Белом море, и Мартиниан, второй игумен Ферапонтова монастыря. Выходцем из Кирилло-Белозерской обители был легендарный Нил Сорский, глава первых русских нестяжателей. Здесь проживал духовный писатель и агиограф Пахомий Серб, в числе трудов которого — переработка и составление Жития Преподобного Сергия Радонежского. Московские князья и цари традиционно покровительствовали Кирилло-Белозерскому монастырю, жаловали ему земли и средства на содержание, ездили сюда на богомолье. Перед смертью в этом монастыре приняли постриг великий князь Московский Василий III и его сын, царь Иван Грозный. В XVI-XVIII веках в Кирилло-Белозерском монастыре отбывали ссылку многие знатные особы, включая митрополита Московского Иоасафа, касимовского царевича Симеона Бекбулатовича, патриарха Никона, опальных представителей боярских и княжеских фамилий. В 1924 году монастырь был закрыт большевистской властью, его помещения занял Кирилловский краеведческий музей. В 1997 году, в год 600-летия обители, часть монастырского комплекса была возвращена Церкви. В настоящее время монастырь соседствует с музеем. Вокруг обители вырос город Кириллов Вологодской области. Ф ерапонтов монастырь, расположенный в 20 км к северо-востоку от Кирилло-Белозерского, на высоком холме между двумя озерами — Бородаевским и Паским, также был ведущим центром православного просвещения на Севере Руси. В стенах обители трудились выдающиеся книгописцы: Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин. Некоторое время здесь жил и работал великий иконописец Дионисий, продолжатель традиций преподобного Андрея Рублева. В Ферапонто-вом монастыре кисти Дионисия принадлежат стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы. Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря — единственный в России пример монастырского комплекса XVI-XVII веков, полностью сохранившегося до наших дней. В 1798 году указом Синода Ферапонтов монастырь был упразднен, его храмы стали приходскими. В 1904 году обитель была возрождена как женская, но в 1924 году ее закрыли большевики, придав ей статус музея. В настоящее время в монастыре располагается Музей фресок Дионисия (филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника). Возрождению монашеской жизни в Ферапонтовом монастыре противится Министерство культуры РФ (считается, что это поставит под угрозу сохранность древних фресок).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кирилло-Белозерский монастырь Ученики преподобного Сергия, основавшие новые монастыри 2 мин., 18.07.2014 Предлагаем читателям краткие рассказы о монастырях, основанных учениками преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Авраамий Галичский Один из первых учеников преподобного Сергия. Основал четыре обители на Чухломе: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богородицы, монастырь во имя Собора Богородицы и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Преподобный Павел Обнорский Келейник преподобного Сергия. Основал на излучине рек Обноры и Нурмы под Вологдой Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Преподобный Сергий Нуромский Монастырь Преображения Господня Грек, принял постриг на Афоне. Основал на реке Нурме под Вологдой монастырь Преображения Господня. Преподобный Сильвестр Обнорский Основал на реке Обноре под Вологдой обитель Воскресения Христова. Преподобные Андроник и Савва Спасо-Андроников монастырь По просьбе святителя Алексия Московского, преподобный Андроник был направлен преподобным Сергием для устроения обители Всемилостивого Спаса на речке Яузе, в семи верстах от Кремля. Он стал наставником преподобного Саввы и иконописцев преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. Преподобный Мефодий Пешношский Основал на реке Яхроме (Дмитровский район Московской области) Николо-Пешношский монастырь. Святитель Феодор, архиепископ Ростовский Симонов Успенский монастырь Племянник Преподобного Сергия. Основал Симонов Успенский монастырь недалеко от Москвы, вниз по течению Москвы-реки. Преподобный Сергий останавливался здесь во время приездов в Москву. Здесь были похоронены герои Куликовской битвы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Кирилл Белозерский Кирилло-Белозерский монастырь Выходец из Симоновой обители. Основал в Вологодской области на берегу Сиверского озера Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь. Преподобный Ферапонт Белозерский

http://foma.ru/ucheniki-prepodobnogo-ser...

Вологда. Церковь Кирилла Белозерского при духовной семинарии. Церковь Иоанна Богослова при семинарии /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирилло-Иоанно-Богословская церковь – одна из древнейших в Вологде. Точная дата возникновения храма в деревянном исполнении не известна. Первое официальное упоминание каменной Иоаннобогословской церкви встречается в документах середины XVII века, когда дворовое место на берегу реки Вологды, принадлежащее Д.С. Строганову, было отдано им под «храм Московских и Кирилла Белозерского чудотворцев». Сооружала его в 1650-1653 годах присланная из Соловецкого монастыря артель каменщиков во главе с Кириллом Серковым, одним из видных местных зодчих, много строивших в то время в самой обители. В 1653 году богослужение в каменной церкви стал осуществлять нанятый священник из белого духовенства города Вологды. Церковь с небольшой шатровой колокольней принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю, подворья которого располагались на Кирилловской улице (современная улица Ленина). На Кирилловском подворье с давних времен продавалась монастырская соль, поэтому в окладных церковных книгах Кирилловская церковь писалась (для отличия от Кирилло-Рощенской) как «храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе». В его подклетных помещениях хранились запасы соли. В церкви было два престола – Иоанна Богослова и Кирилла Белозерского (отсюда двойное название храма) и придел Святителей Московских. По мере развития города церковь постепенно отдалялась от монастыря, превращаясь в приходскую. Так, в конце XVIII века к ней были приписаны 19 дворов, да и на месте монастырского подворья в 1780 году построены административные здания Присутственных мест и другие. В 1788 году Святейший Синод издает указ о переводе Вологодской духовной семинарии из Архиерейского подворья в здание Присутственных мест, что на Верхнем посаде у реки Вологды. В 1813 году семинария окончательно располагается в этом здании. Кирилловская церковь, продолжая оставаться приходской, начинает служить нуждам духовной семинарии. В начале XIX века в классическом стиле возводится новая колокольня, украшенная 10-метровым шпилем. Внутри храма появляются стенные росписи прилуцкого художника Андрея Булина.

http://sobory.ru/article/?object=35513

496. Преподобный Елеазар, основатель Свято–Троицкого Анзерского скита. Издание подготовлено С. К Севастьяновой. СПб., 2001. С. 128–129. 497. Там же. С. 173 498. См.: Шевченко Е. Э. Иеросхимонах Нил (Прихудайлов) и Служба, Житие и Чудеса Нила Сорского//Русская агиография. Проблемы изучения (СПб., в печати). 499. Прохоров Г. М. Житие и чудеса Нила Сорского в списке первой четверти XIX в.//ТОДЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 561. См. также воспроизведенный в этой книге текст Жития. 500. Книга, глаголемая о святых, где и в котором граде, или обители, или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори, всякого чина святых. Дополнил биографическими сведениями граф М. В. Толстой//ЧОИДР, 1887. Кн. 4. Материалы историко–литературные. С. 123–124. 501. РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 25/1102, XVI в., лл. 284 об. — 287; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 74/1151, XVI в., лл. 392–396 об.; РНБ, Кирилло- Белозерское собр., 20/1256, XVI в., лл. 400–401 об.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 61/1300, XIX в., лл. 10 об. — 12 об. Благодарю Н. В. Понырко за их указание. 502. Его водяные знаки: кораблик типа Брике, 11972 (1549 г.), 11973 (1552 г.) и 11974 (1556–1566 гг.) (лл. 15–16, 160–184); кувшин типа Брике, 12696 (1553 г.), 11897 (1552–1554 гг.), 12900 (1554 г.), Лихачев, 1767 (1555 г.), 1779 (1556 г.). 1899–2890 (1555–1559 гг.) (лл. 22–159, 181–312, 421–424); кувшин типа Брике 12817 (1545 г.), Лихачев, 1709 (1544 г.) (лл. 363–407а); рука типа Брике, 10853 (1573 г.) (лл. 426–439). 503. Филигрань части, о которой пойдет речь, — корона типа G. Picard (Die Cronenwaserzeichen. I. Stuttgart, 1961), VI, 42 — 1565–1581 гг.; VI, 45 — 155— 1573 гг. За ее определение, равно как и за сканирование л. 401 об. этой рукописи благодарю М. А. Шибаева. 504. Сведение о рукописях РНБ из собрания Кирилловского музея почерпнуто мною из статьи Е. Э. Шевченко «Иеросхимонах Нил (Прихудайлов) и Служба, Житие и Чудеса Нила Сорского» в сборнике «Русская агиография. Проблемы изучения» (в печати). Е. Э. Шевченко полагает, что «рукопись 46 послужила непосредственным оригиналом 26». Действительно, этот список повторяет все разночтения предыдущего, поэтому при издании текстов он нами не учитывается.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

В начале XV века паломничество русских людей на Святую Гору продолжалось. Одним из них был иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, который побывал там в 1420 году. Книги, привозившиеся в те годы в Троице-Сергиеву обитель с Афона, иногда дополнялись русскими сочинениями. Так, например, в выходной записи одного патристического сборника сказано, что его оригинал был создан на Афоне в 1431 году Афанасием Русином. Далее сообщается, что данный список был сделан игуменом подмосковного Николо-Угрешского монастыря Ионой повелением игумена Зиновия, управлявшего Троице-Сергиевым монастырем в 1432–1443 гг. И, вероятно, согласно воле заказчика, а может быть, по инициативе книгописца в сборник было переписано Житие Преподобного Сергия Радонежского. К числу святогорцев, трудившихся на Руси в середине XV века, принадлежит знаменитый ученый-книжник Пахомий Серб. Он прибыл с Афона в Москву в 1440 году и обосновался в Троице-Сергиевой обители. Его литературные труды и путешествия связали воедино древние центры церковной книжности -Новгород, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри. Не подлежит сомнению, что в Кирилло-Белозерском монастыре имелись некоторые книги, написанные рукой Пахомия Серба. Такова Минея Кирилло-Бе-лозерской библиотеки XV века 1258, без начала), в которой в конце похвального слова празднику Покрова Божией Матери имеется собственноручная подпись Пахомия: «смереннаго иермонаха Пахом иж от стыя горы», и той же рукой писано 13 листов, а на 9-м листе киноварью написано: «сие блгдрное гранесловие покрову написа повелением и блвнием прошинаг архиеппа великаг новоград и пскопа влдкы Ионы рукою грешнаг ермонах иж от стыя горы сербина» 26 . За время своего пребывания на Руси иеромонах Пахомий в 15 канонах и нескольких житиях прославил память многих святых Русской Церкви 27 . Кирилло-Белозерский монастырь. При анализе афоно-русских литературных связей для большей наглядности повествование разграничено на разделы применительно к наиболее известным центрам русских княжеств. Насколько условно это деление, можно убедиться при рассмотрении одного из рукописных памятников Киевской Руси – «Изборника» Святослава (1073), получившего широкое распространение в XI–XV вв. Его оригинал, попавший в XIV веке на территорию Северо-Восточной Руси, в следующем столетии переписывался выборочно вместе с выписками из других литературных памятников. В результате получились по меньшей мере три его редакции. При этом один список, хранившийся в Кирилло-Белозерском монастыре, восходит не к «Изборнику» Святослава, а к его оригиналу – «Изборнику» болгарского царя Симеона. Об этом свидетельствует переписанная в нем «Похвала» заказчику – болгарскому царю Симеону, без упоминания русского князя Святослава. По мнению современного исследователя, «в данном случае отразилась международная миграция книги: русские люди путешествовали на Афон – в те времена общеславянский книжный центр, где еще в XIII веке бытовали списки «Изборника» Симеона» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Кирилло-Белозерского монастыря 16 июня 2018 г. 22:54 16 июня 2018 года Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Кирилл посетил Кирилло-Белозерский монастырь. С паперти Успенского собора обители Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к насельникам монастыря, жителям города Кириллова и паломникам.  Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Отец игумен, дорогие братья! Дорогие братья и сестры! Для меня большая радость ступить на землю прославленного своей историей Кирилло-Белозерского монастыря. Первый и последний раз я был здесь в июне 1969 года, 49 лет тому назад. Я был только что рукоположен во иеромонаха в городе, который тогда именовался Ленинград, и после совершения богослужений, положенных после хиротонии, отправился путешествовать на теплоходе от Ленинграда до Астрахани. Наш теплоход сделал остановку в Горицах, откуда мы добрались до Кириллова. Помню впечатление, которое на меня произвел этот монастырь. Ничего более грандиозного я не видел. С тех пор мне приходилось бывать во многих монастырях и на Святой Руси, и за рубежом, но должен сказать, что это самый величественный и по размерам, и по состоянию крепостной стены, и по соборным постройкам монастырь. Это совершенно особое место, связанное с духовной историей нашего народа, — но не только с духовной историей, но и, несомненно, с духовным настоящим. И очень важно, чтобы те, кто сюда приходит, соприкасались не только с внешней красотой, не только эстетически воспринимали Кирилло-Белозерский монастырь, но и проникались историей этого святого места. А в основе истории — великий подвиг преподобного Кирилла. Сегодня, совершая богослужение на площади в Череповце, я уже сказал, что трудно даже представить себе тот грандиозный труд, который совершали первопроходцы, осваивавшие Русский Север. Этими первопроходцами были монахи, которые уходили в самые отдаленные места, где не было никакой цивилизации, для того чтобы душу свою спасать. И святой Кирилл пришел сюда, на это место, и первое, что он сделал, — вырыл себе пещеру, в которой жил. Современному человеку такое трудно себе представить. Если бы кто-то повторил нечто подобное, о нем бы все газеты писали как об экстремале, который сделал что-то невероятное. Но в то время это не считалось невероятным, это было достаточно обычным делом для тех, кто искал уединения в духовной жизни. Однако произошло нечто удивительное: вокруг пещеры стали собираться люди. И не было бы всего того, что мы с вами сейчас видим, если бы святой Кирилл не пришел сюда, не вырыл пещеру и своей духовной силой не привлек сюда, на протяжении всей истории, тысячи и тысячи людей.

http://patriarchia.ru/db/text/5222253.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010