189 Курбского ист. Иоанна. В известиях Курбского о Феодорите должно иметь в виду два определённые предела времени и по ним располагать не совсем точные показания Курбского о Феодорите. Это 1554 г., когда Феодорит подвергся ответам за Артемия, и 1526 г., когда он пришёл в пустыню к Порфирию, бывшему игуменом Сергиевской Лавры до окт. 1525 г. По словам Курбского, с Порфирием пробыл Феодорит 4 года, на р. Коле около 20 лет, два года в Новгороде, 2 года в Новгородском монастыре, 4 года в Суздале (Ист. Иоанна, стр. 130. 131. 133). Таким образом: а) по этому счету прожито Феодоритом до заточения в Кириллов монастырь 30 лет; а с 1526 до 1554 г. выходит 28 лет. б) 20 лет жизни Кольской, очевидно, заключают в себе не только время пребывания Феодорита на Коле и основания там монастыря, но и жизнь Феодорита у Митрофана; по отделении же большего числа лет для жизни в Коле, останется для пребывания с Митрофаном не более 5 лет и при том для пребывания разновременного, в) По счёту Курбского надлежало бы положить, что Феодорит отправился в Новгород в 1551 г., а он в этом году был и в Москве. След. опять – неточность или неполнота. 193 Предисловие к житию Соловецких чудотворцев, изд. Ундольским в библиогр. разысканиях, стр. 30. 31. Также в правосл. собесед. 1859 г. 2, 216. 217. Оно писано, по всей вероятности, после свидания с Артемием и Феодоритом в 1551 г. См. пр. 154. 197 По известию Курбского, о Феодорите говорил царю игумен Сергиевой лавры Артемий, и по его отзывам вызван был Феодорит в Москву для поставления в архимандрита Суздальского (Курбский, стр. 133). Поскольку же Артемий с июля 1551 г. пробыл игуменом лавры менее года, то ясно, что Феодорит был у царя в конце 1551 г. и след. за 5 лет раньше того, как Трифон явился в Москву и получил грамоту от 1 нояб. 1556 г. И Курбский, мало зная дела блаж. Трифона, как видно по его отзыву, не ясно отделил деятельность Феодорита, обнимавшую окрестности Колы, от деятельности Трифона, подвизавшегося на Печенге. А другие, включив без разбора в сказание о Трифоне повествования Курбского о Феодорите, навели полный мрак на жизнь Трифона. – Феодорит отправился на восток в 1557 г. летоп. у Карамз. VIII, пр. 587.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

192 Рукоп. Кир. библ., 759–1016, л. 62–64; Рукоп. Кир. библ. 754–1011, л. 15 об.–20. – 244-м умер инок Гурий Тушин. – О времени его смерти см. в рукописи И. П. Б. Q., Погод. 1554, л. 23. 193 Рук. К. б., 759–1016, л. 64–67; Рук. К. б. 754–1011, л. 20–26. 316-м умер «князь Серапион» Сицкой; а о времени смерти его известно, что она последовала 7 марта 1554 г. (Рук. Соф. б., 1152, л. 58). 194 Рук. К б., 759–1016, л. 67–70. 476-м умер игумен Кирилл о времени его смерти см. П. М. Строева, Списки Иерархов, стб. 55). 195 Рук. К. б. 759–1016,л. 70–76 (между л. 72 и 73 вырваны листы) и Рук. К. б. 754–1011, л. 38–56. – 809-м умер игумен Савватий О времени его смерти см. в Рук. К. б. 76–1317, д. 342 об. 196 Следует заметить, что жизнь иноков на севере отличалась иногда замечательною продолжительностью. В 1613 года декабря 14, когда слуга Кириллова монастыря Федор Гаврилов проверял межи в селе Кивуе, он «по кельям спрашивал старцов кои жили лет 100 и болши. » «Старца опрошали Никифора: сколко ты помнишь про монастырскую вотчину; и Никифор старец сказал: я де помню от своего живота 107 лет и у отцев (?) своих (?) слышел: князь Михаил Андреевич менял землями что у них была деревня в Киснеме, и аз Михаил взял ту деревню а им в то место дал есми деревню в Кивуйце Назаровскую деревню» (Рукоп. Ак. б. А 1–16, л. 1038–1039 об.). 49 В онежскую область путь мог идти вверх по Шексне до устья Пидмы, по Пидме до десятиверстного волока к реке Болшме и озеру Воже или Чарондскому, к реке Свиде и озеру Лаче, в котором берет свое начало река Онега (Н. П. Барсов, Очерки русской истор. географии, Варшава, 1873, стр. 27). 3 Н. П. Барсов, Очерки русской исторической географии, Варшава, 1873, стр. 14, 38 и след., стр. 167 и след. 200 Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 167 об. – Впрочем, этот случай погребения казака в монастыре мог быть делом необходимости (во время осады монастыря литовцами). 201 См. Рукоп. Кир. м. 54–654, л. 23, л. 24; см. также л. 20 и л. 22 об. – Эти случаи погребения также были вызваны, очевидно, необходимостью, так как обыкновенно расходы по погребению как иноков, так и мирян не записывались в расходные книги монастыря, и указанные случаи были, следовательно, исключительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Димитрий , 1460–62. Феодосий 8 дек. 1471 хирот. в еписк. Рязанского. Никандр . Геннадий Гонзов , в февр. 1477, а 12 дек. 1484 хирот. в архиеп. Новгородского. N... N... в 1488 бит кнутом (Соф. Вр., II, 233). Феогност , 1501–1507. Иосиф , 1509, а 15 февр. 1515 хирот. в еписк. Смоленского. Иона Собина упом. 1518 и 19, а 21 февр. 1544 хирот. в еписк. Суздальского. Михаил , 1545, а 22 апр. 1548 хирот. в еписк. Рязанского. Вассиан Глазатый , 1549 (в 1551 бывший). Феогност , 1551–52. Алексий , 1554. В послании царя Иоанна Васильевича Кирилловскому игум. Козме (Ист. Иер., IV, 440) упом. ещё Исакий и Авраамий , но в актах они мне не встречались. Левкий , 1554–1568. Леонид [из Юрьева], 1570, а 6 дек. 1571 хирот. в архиеп. Новгородского. Евфимий определён в дек. 1571 и 1572, (а 1573 – казнён). Феоктист . Христофор , 1579–1587. Феодосий , в янв. и мае 1589. Варлаам 22 февр. 1592 хирот. в митрополита Новгородского. Геннадий 16 февр. 1595 хирот. в еписк. Псковского. Пафнутий , 1595–1604, потом митр. Сарский. Илия , 1605 и 6, февр. Варлаам , в июне 1606. Пафнутий , 1617 (sic). Авраамий , 1612–1619. Иосиф [кажется, перев. из Ипатиевского?] 1621–1625. († 17 мар. 1627. Вт. Чт. Ист. Общ., 34). Геннадий , 1626 и 27 (нояб.?). Феодосий , в февр. 1627, в февр. 1628, 1629, 30, 1632–34. Кирилл , бывший игум. Владычня монастыря, определён 9 июля 1634; до 1649. Ферапонт , 1649; † в сент. 1654. Иона , 11 мар. (sic) 1655. Иосиф , на соборе 29 дек. (sic) 1655; до 1658. Павел , с 1659, а 22 авг. 1664 хирот. в митр-та Сарского. Иоаким Савелов , из келарей, 1664, а 22 дек. 1672 хирот. в митрополита Новгородского. Варнава (из Сторожевского Саввина?) 1673, а 15 сент. 1674 перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Павел 15 сент. 1674 перев. из Симонова, а 21 июля 1678 хирот. в митрополита Сибирского. Адриан , 1678, а 21 мар. 1686 хирот. в митрополита Казанского. Евфимий 28 мар. 1686 перев. из Калязина, а 12 авг. 1688 хирот. в митрополита Сарского. Иоасаф Лазаревич , 1688, а 5 июля 1691 хирот. в митрополита Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда умерла его мать великая княгиня Елена, он дал всего на всего 20 рублей 514 . Такая же скупость его обнаружилась и в 154 7 / 8 (7056) году, когда царь и царица (Анастасия) «посылали по образ по чюдотворцов»: приложили государь и государыня к «образу к чюдотворцеву пелену з жемчюгом» 515 . По смерти своей дочери царевны великой княжны Анны царь дал уже 150 рублей 516 . По другой царевне великой княжне Марии он дал также 150 рублей 517 . В 1554 году (7062) 15 августа царь, его супруга Анастасия и сын их царевич Иван «приложили Пречистой Богородици честного ее Успениа к образу пелену жемчюгом сажена» 518 . В 1554 (7063) году 1 сентября они же приложили «пелену к Пречистой Богородице, что с нею пришел чюдотворец Кирилл 519 , а пелена жемчугом сажена, да покров на Кирила чюдотворца» 520 . 1 июля 1557 года по случаю пожара Кириллова монастыря царь пожаловал игумену Матфею с братьею 1000 четей ржи и велел «взять тот хлеб на Белеозере, по государеве грамоте у рыбного прикащика у Дружины у Недюрева» 521 . В 155 5 / 6 (7064) году Иоанн дал 50 рублей по князе Семене Олабышеве, во иноцех Иоасафе 522 . Таким образом до 1560 года монастырь получил от царя до 370 рублей, 1000 четей хлеба и несколько ризничих вещей. С 1560 года, после известной перемены в характере Иоанна, когда его окружили новые советники, вклады его учащаются и становятся крупнее. В 1560 (7068) году по племяннике своем по князе Василие Юрьевиче 523 он дал 50 рублей 524 . В том же 1560 году сентября в 5 день (при игумене Варлааме) по своей царице по великой княгине Анастасии (умершей 7 августа 1560 года) он пожертвовал 500 рублей 525 . В 1563 (7071) году при игумене Вассиане – 100 рублей по своем сыне Василие Ивановиче 526 . При том-же игумене царь «прислал милостыни в Кириллов монастырь с Михаилом с Ивановичем с Колычевым 200 рублев» за здравие матери Старицкого князя Владимира Андреевича княгини инокини Евдокии (а в случае смерти ее за упокой ее) 527 . В 1564 (7072) году по брате своем князе Юрие Ивановиче он дал 300 рублей 528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

186 Так покровы были даны на гробе чюдотворца Кирилла: в 7063 году царем Иваном Грозным (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 35), в 155 8 / 9 (7067) году князем Василием Ивановичем Репниным (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 232 об.) и при игумене Варлааме Петром и Михаилом Головиными (там же, л. 86) и т. п. 187 Рукоп. Акад. библ., A II–47, л. 254 и об. – В 1668 году на той же гробнице был «оловяничек» (кружка), в который богомольцы опускали жертвуемые деньги. В приходной книге Кириллова монастыря 1568 года (июнь) записано, что казначей «у чюдотворцова гробу из гробницы из оловяничка вынял 2 рубля 20 алтын с алтыном; на чюдотворцову память на Кирилову с гробу снял прикладных денег 13 рубл. 25 алтын пол 3 денги» (Рукоп. Кир. мон. 1; см. также 8 и друг.). – Гробница преп. Кирилла была устроена, вероятно, в половине XVI века, когда «Иван Хабаров» на раку чудотворца Кирилла дал 1000 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 47). 188 Вот что писал преп. Нил в своем духовном завещании: «Повергните тело мое в пустыни, да изъедят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщание, елико по силе моей (т. е., моим старанием но возможности было), – чтобы бых не сподоблен чести и славы века сего некоторые, яко же в житии сем, тако и по смерти» (Архангельский, Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литер, труды и идеи в древн. Руси, ч. I, СПБ. 1882, стр. 43–44. – История росс, иерархии, V. стр. 224, 225 и друг.). 189 Сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3 (время написания рукописи 2-ая половина XVII столетия) – и Сахаров, Кормовая книга, е. et 1. с стр. 60–61. (Книга эта составлена в 1625–1630 годах). 190 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59; Рукоп. Кир. библ. 754–1011, л. 9–10 об.—71—м в Кириллове монастыре умер игумен Иннокентий. (О времени его смерти: сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3; Рук.. Соф. библ. 1322, л. 78; Рук. Соф. б. 1418 л. 10; Рук. Соф. б. 1166 л. 154 и друг, списки настоятелей Кириллова монастыря). 191 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59–62; Рук. К. б. 754–1011, л. 10 об.–15 об. (см. приложение к главе I). 285-м умер инок Давид (о времени его смерти см. Рук. И. П. Б., Погод. 1554, л. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

186 Так покровы были даны на гробе чюдотворца Кирилла: в 7063 году царем Иваном Грозным (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 35), в 155 8 / 9 (7067) году князем Василием Ивановичем Репниным (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 232 об.) и при игумене Варлааме Петром и Михаилом Головиными (там же, л. 86) и т. п. 187 Рукоп. Акад. библ., A II–47, л. 254 и об. – В 1668 году на той же гробнице был «оловяничек“ (кружка), в который богомольцы опускали жертвуемые деньги. В приходной книге Кириллова монастыря 1568 года (июнь) записано, что казначей «у чюдотворцова гробу из гробницы из оловяничка вынял 2 рубля 20 алтын с алтыном; на чюдотворцову память на Кирилову с гробу снял прикладных денег 13 рубл. 25 алтын пол 3 денги“ (Рукоп. Кир. мон. 1; см. также 8 и друг.). – Гробница преп. Кирилла была устроена, вероятно, в половине XVI века, когда «Иван Хабаров“ на раку чудотворца Кирилла дал 1000 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 47). 188 Вот что писал преп. Нил в своем духовном завещании: «Повергните тело мое в пустыни, да изъедят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщание, елико по силе моей (т. е., моим старанием но возможности было), – чтобы бых не сподоблен чести и славы века сего некоторые, яко же в житии сем, тако и по смерти“ (Архангельский, Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литер, труды и идеи в древн. Руси, ч. I, СПБ. 1882, стр. 43–44. – История росс, иерархии, V. стр. 224, 225 и друг.). 189 Сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3 (время написания рукописи 2-ая половина XVII столетия) – и Сахаров, Кормовая книга, е. et 1. с стр. 60–61. (Книга эта составлена в 1625–1630 годах). 190 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59; Рукоп. Кир. библ. 754–1011, л. 9–10 об.—71—м в Кириллове монастыре умер игумен Иннокентий. (О времени его смерти: сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3; Рук.. Соф. библ. 1322, л. 78; Рук. Соф. б. 1418 л. 10; Рук. Соф. б. 1166 л. 154 и друг, списки настоятелей Кириллова монастыря). 191 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59–62; Рук. К. б. 754–1011, л. 10 об.–15 об. (см. приложение к главе I). 285-м умер инок Давид (о времени его смерти см. Рук. И. П. Б., Погод. 1554, л. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

158 Рукоп. Кир. мон. 2–602, л. 38. В октябре 1568 года на «шваленном дворце» существовали уже шесть изб и седьмая «дехтярня» (там же, л. 47). – В сентябре того же года «крыли плотники кровлю на меншой казне и чулан поделывали и крыли» (там же, л. 43 об.). 161 Здесь старцы постоянно производили закупки на монастырь (Рукоп. К. м. 586, л. 28 об.; л. 31). 162 См. там же (июль 1581 г.) 586, л. 8: «Плотники в кузничной избе у старца у Пафнутья сделали чюлан, от дела дал 3 алтыны». (См. также л. 28). 163 В сентябре 1581 года «на швальне в новой избе в чюлочной плотник Юрья делал дверь да три столы мастеровы(е), от дела дал 3 алтыны» (Рукоп. Кир. м. 586, л. 15 об.). 164 В октябре 1581 года «плотники Данило с товарищи взомшили и покрыли две кельи гостиную да Хабарову, от дела дано им 40 алтын» (Рукоп. Кир. м. 586, л. 17 об.). 179 Архим. Варлаам, Опис. истор. археол. древностей Кир. бел. монастыря, стр. 5; А. И. т. 1 204, стр. 380. 180 Рукоп. Соф. библ. 1451, л. 190 об. – Обычай погребать умерших на другой день их смерти был общераспространенным в наших северных монастырях. Преп. Корнилий Комельский, скончавшийся в пятую неделю по пасхе (1536 года) во время воскресной заутрени, в тот же воскресный день был перенесен в церковь , где братия совершила воскресную службу. Погребение же состоялось на утрие в понедельник (Рукоп. Кир. б. 28–1267, л. 55 и об.). 182 «И того ж году преставись Михайло Гневашь месяца ноября и положен бысть в монастыре в Кирилове». (Рукоп. Имп. Публ. Библ. Погод. 1554, л. 23 и об.). – Предшествующая дата в этом летописном отрывке относится к 14-му марта 7034 (1526) года. Неизвестно, считать ли временем смерти Гневаша ноябрь 7034-го года, т. е. время предшествовавшее марту 7034-го года, или-же ноябрь 7035 года. 184 Между 1515–1520 годами инок Иосифо-Волоколамской обители, во время пребывания своего в Кириллове монастыре «прииде в гробницу святого великого чюдотворца Кирилла, идеже лежит честное и святое тело его» (Велик. мин. четьи, изд. Арх. Комм., сент. 9, стб. 496).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Акад. библ. А 1–17, л. 170–171 об. и л. 146 об.–147; Рукоп. Ак. библ. А II–47, л. 63, л. 146 об., л. 184; Рукоп. И. О. Л. Д. П. 1461, Q, LXII, л. 15 об.–17. Список с разъезжей в Рукоп. Акад. библ. А 1–17, л. 147–148. Хотя на село Ескино Кириллов монастырь имел купчую, заключенную с князьями Ухтомскими, но в действительности он приобрел село посредством кабалы. В 1558–9 (7067) году князья Ухтомские по двум кабалам (одна в 200, другая в 100 рублей) заложили село Ескино с деревнями князю Василью Федоровичу Пронскому, который в том же году перезаложил владения Ухтомских Кириллову монастырю за 300 рубл. (старцу Никодиму. – Рукоп. И. О. Л. Д. П. 1461, Q, LXII, л. 18 об.–21 об. и л. 17–18; Рукоп. Имп. Публ. Библ. отд. IV, 113 б, стр. 479–483, 484–491). Само село поступило в полную собственность монастыря в 1560–7068 году после сборного Воскресения (там же. Сравн. Рукоп. Ак. библ. А II–47, л. 181 об.) – Кузмодемьянская земля (может быть 2-ая половина ее) в 1570 году опять находилась во владении князей Ухтомских (Рукоп. И. О. Л. Д. П. 1461, Q, LXII, л. 21 об.). 1090 Подлинная купчая в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 809–108. Списки в; Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд, IV, 113 б, стр. 217–220; Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 644 об.–645 об.; Рукоп. Ак. библ. А II–47, л. 184 об. 1092 Подлинная данная в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 810–109. Список с данной в Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV. 113 а, стр. 1549–1552. См. также Рукоп. Ак. библ. А II–47, л. 185 об. и жалованную грамоту Ивана IV от 27 марта 1566 (7074) года в Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 1554–1559. 1093 Подлинная данная в Моск. Арх. Мон. Юст., Белоозеро, 811–110. Списки с данной в Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 б. стр. 250–252 и Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 608 об.–609 об. Во владение монастыря дер. Лукина гора поступила лишь в 1566 г. июля 21 (Рукоп. Ак. библ. А II–47, л. 186). 1094 Список с купчей в: Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 б. стр. 430–433; Рукоп. Ак. библ. А II–45, л. 51 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

– Сейчас, сейчас, сейчас, сейчас!» Конечно, то, что заревело, бросилось на Петра Верховенского и потом укусило ему палец, было не божеское и даже не человеческое, а зверское. Сверхчеловек, Человекобог превратился в человека-зверя. Страшный титан Заратустра-Антихрист – в жалкого калеку, бывшего немецкого доктора филологии, Фридриха Ницше, содержимого в лечебнице для душевнобольных. И мы чувствуем, что это должно было совершиться, не могло быть иначе, что это не только логически, но и мистически неизбежно, справедливо. «Я ужасно несчастен, ибо ужасно боюсь» , – признается Кириллов. Да, это величайшая боль, величайший страх, которые может испытать душа человеческая – испытать, но не вынести. «Если нет Бога, то я – Бог»; мы чувствуем, что между этими двумя мыслями нельзя не сойти с ума, что если только мы примем их, то между ними наш собственный разум, так же, как разум Кириллова и Ницше, разрушится, смолотый, как зерно между двумя жерновами. Этою-то последнею мукою, последним ужасом сознания Кириллов и Ницше были так близки ко Христу, как, может быть, никто никогда; может быть, ближе, чем даже старец Зосима. Гибнут же они потому, что не сознали все-таки этой близости. Думали, что первые вступают на этот путь, а между тем путь этот был уже некогда пройден. Был такой человек на земле, который, приняв на себя эту муку, выдержал ее до конца и тем уже навеки избавил нас от нее. Этот человек – Бог, ибо кто первый из людей сказал: «Я – Бог», – и до конца принял и вынес это, тот и был воистину Бог; именно в том, что Он вынес это, вынес то, чего ни одна душа человеческая не может вынести, в том, что Он в этом – один, и другого равного Ему по силе никогда не было и не будет, – заключается все божественное чудо Его явления. Да, Он вынес это, но мы знаем, что и Ему это стоило кровавого пота, что и Он был «ужасно несчастен», потому что «ужасно боялся», и Его душа «скорбела смертельно» и «возмущалась». «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! но на сей час Я пришел; Отче, прославь имя Твое. – Не Моя, а Твоя да будет воля».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Как только строители покинули объект, закончив кровельные работы над главной частью храма, раздался грохот. «На церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кирилловской Ямской слободе в Прилуках обрушился недавно установленный позолоченный купол. Он оказался погребенным под завалами»; «Купол церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кирилловской Ямской слободе рухнул, не выдержав собственного веса», – гласят заголовки местной прессы. Пожар в храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» Не в первый раз происходит такое печальное событие: то в одном восстанавливаемом храме обрушится стена, то купол рухнет, то еще что-то неприятное случится. Это, и правда, печально: вроде бы трудятся люди ради Бога, идут на лишения, а тут – на тебе. Почему так? В чем причина? Часто сетуют на недостаток образования у руководителей работ: разве нельзя было проконсультироваться у реставраторов-профессионалов? Ругают, понятное дело, безбожную советскую власть, которая довела памятники культуры и архитектуры до коматозного состояния. Ругают и излишнюю, по мнению многих, самоуверенную поспешность некоторых православных, приводя евангельский пример с башней: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: “этот человек начал строить и не мог окончить”?» (Лк. 14: 27–30). Не знаю. Всё может быть. Но рушащиеся стены и купола, горящие бревна храмов – старых ли или возводимых «с нуля» – заставляют вспомнить историю, рассказанную протоиереем Анатолием Денисовым , благочинным Брейтовского округа Рыбинской епархии. Со скорбью смотрел батюшка на пламя, потом вдруг говорит: «Ой, смотрите – будто ангелы!» В Брейтово горела церковь, пожар был страшный. Новехонькая, с иголочки буквально, горит-полыхает. Толпа народу: кто-то плачет, кто-то просто любопытствует. Все обернулись, когда примчался отец Анатолий. Вылетел из «жигуленка» и стал как вкопанный: смотрит на пожар – слова вымолвить не может. Думали, паралич. Нет: пришел в себя. Со скорбью смотрел на пламя, потом вдруг встрепенулся, говорит: «Ой, смотрите – будто ангелы!» Люди смотрят – точно: два столба пламени приняли вид ангелов. Несколько секунд пламя имело такой вид. Потом храм обрушился, люди стали расходиться озадаченные: как понять такое явление? Что это: просто случайная игра плазмы или чудо какое-то? И вообще причем тут ангелы, если храм горит?

http://pravoslavie.ru/108788.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010