Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Палецкий, кн.; † после 1568, Кириллов Белозерский мон-рь), архиеп. Полоцкий. С 1539 г. настоятель Кириллова Белозерского мон-ря . В июне 1551 г. хиротонисан во еп. Суздальского и Тарусского. По свидетельству кн. А. М. Курбского , прп. Феодорит Кольский , в 1551-1554/56 гг. являвшийся архимандритом Евфимиева суздальского мон-ря , обличал Суздальского владыку «за сребролюбие и пиянство». В свою очередь А. на Соборе по делу заволжских старцев Артемия и Саввы Шаха (кон. 1553 - янв. 1554), где в качестве свидетеля присутствовал прп. Феодорит, назвал преподобного «еретиком» и единомышленником Артемия. Это обвинение, по-видимому, было одной из причин того, что после осуждения Артемия, между 24 окт. 1554 г. и 28 янв. 1556 г., прп. Феодорита отрешили от архимандритства и сослали в Кириллов мон-рь. В 1555 г. А. участвовал в хиротонии 1-го архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) , в 1564 г.- в погребении митр. Московского свт. Макария († 31 дек. 1563), в работе церковного Собора и в интронизации Афанасия, митр. Московского (5 марта 1564). В 1564 г. А. ушел на покой и поселился в Белозерском мон-ре, в 1566 г. в сане архиепископа был назначен на Полоцкую кафедру, в 1568 г. вновь ушел на покой. А. заказывал рукописи, делал книжные вклады в Кириллов мон-рь, ему принадлежала рукопись «на еретики новгородские». Предположительно, А. содействовал трудам инока Григория Суздальского из Спасо-Евфимиева мон-ря в составлении житий и служб Суздальским святым. Согласно кормовой книге Белозерского мон-ря, молитвенное поминовение А. совершалось 17 янв. и 27 апр. Лит.: Курбский А. М. Сочинения. Т. 1: Сочинения оригинальные//РИБ. 1914. Т. 31. Ч. 1. Стб. 334-338; ПСРЛ. М., 1965. Т. 13. С. 165; Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). СПб., б. г. Вып. 1. С. 91. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/76918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКТЫ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ («Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею имп. Академии наук: Дополнены и изданы Высочайше учрежденной комиссией» - ААЭ), серия документов по истории России XIII-XVII вв., изданная Археографической комиссией на основе материалов, собранных в 1829-1830 гг. экспедицией П. М. Строева и Я. И. Бередникова (СПб., 1836. 4 т. Т. 1: 1294-1598/Ред. Я. И. Бередников; Т. 2: 1598-1613/Ред. Н. Г. Устрялов; Т. 3: 1613-1645/Ред. К. С. Сербинович; Т. 4: 1645-1700/Ред. А. А. Краевский). В ААЭ опубликовано 1420 документов: договорные грамоты великих и удельных князей; жалованные, тарханные, губные, таможенные, уставные, судные грамоты; материалы приказного делопроизводства. Около половины всех изданных актов происходят из синодальных, епархиальных, монастырских и церковных хранилищ, наиболее значительные комплексы взяты из архивов Троице-Сергиева , Кириллова Белозерского , Соловецкого в честь Преображения Господня мон-рей. В ААЭ изданы важные источники по истории РПЦ: чины поставлений епископов и митрополитов 1456, 1559 и 1564 гг.; розыскное дело прп. Максима Грека 1525 г.; соборная грамота о бывш. троицком игум. Артемии 1554 г.; наказ царя Иоанна IV Васильевича свт. Гурию (Руготину) при учреждении Казанской епархии 1555 г.; соборное определение об учреждении в Москве поповских старост и десятских священников и диаконов 1594 г. и наказ им свт. Иова , Патриарха Московского, 1604 г.; грамоты и наказы по делам правосл. веры жителей областей, уступленных по Столбовскому миру Швеции, 1619-1629 гг.; дело о перенесении мощей Патриарха Иова 1652 г.; уставы и наказы духовенству и мон-рям различных епархий о церковном и монастырском благочестии; дела о расколе и др. К ААЭ издан «Указатель» лиц, географических названий и предметов (СПб., 1838). Лит.: Павлов-Сильванский Н. П. Погрешности актов Археографической экспедиции//ЛЗАК за 1904. СПб., 1907. Вып. 17; Софинов П. Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М., 1957; Эпштейн Д. М. История археографии в дореволюционной России: Учеб. пособие/Моск. ист.-арх. ин-т. М., 1977. [Вып. 1]: Период феодализма; 1979. [Вып. 2]: (Период капитализма). Б. Н. Морозов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63958.html

Св. Сергий Радонежский † 25 сент. 1392. Мощи его обретены в 1428. Св. Никон Радонежский, ученик св. Сергия, † 17 нояб. 1427. Савва , с 1428. (Упом. в грамоте Василия Васильевича). Геннадий Саматов (записан в Синодике). Зиновий , 1436–45. Досифей , 1446 и 47. Св. Мартиниан 35 , игумен Ферапонтовский, 1447–54; потом отошёл в тот же монастырь. Вассиан Рыло , 1455–66. Переведён в Новоспасский. Спиридон , 1467–74. Авраамий , 1475–78. Паисий , 1478–82; оставил игуменство. Иоаким упом. 1 авг. 1483. Макарий , 1484–88. Афанасий Сук , 1489 и 90. Симон , с 1490, а 22 сент. 1495 хирот. в митрополита Всероссийского. Св. Серапион , с 1495, а 15 янв. 1506 хирот. в архиеп. Новгородского. Досифей , 1506 и 7. Памва Мошнин , 1508–14, упом. 15 дек.; † 6 мая 1515 бывший. Иаков определён 1 апр. 1515–1520, 8 нояб. оставил игуменство. Порфирий определён 2 февр. 1521–1525, в сент. оставил игуменство. Арсений Сухарусов определён в янв. 1526–27. Потом основал Вологодский Арсениев мнтрь. Александр , 1527–29. Иоасаф Скрыпицын , с 1529, а 9 февр. 1539 хирот. в митр-та Всероссийского. Порфирий , 1539–41. Алексий , 1541, а 25 февр. 1543 хирот. в архиеп. Ростовского. Никандр , 1543–45. После архиепископ Ростовский. Иона Щелепин , произведён из келарей, 1546–49. Серапион Курцев , из келарей, 1549, а 14 июня 1551 хирот. в архиеп. Новгородского. Артемий Пустынник , 1551, через 6 ½ месяцев оставил игуменство, а в янв. 1554, обвинённый в ереси, сослан в Соловки. Гурий Лужецкий , 1552, а 17 мар. 1554 хирот. в еписк. Рязанского. Иларион Кирилловец , 1554 и 55. Иоасаф Черный , 1555–60. Архимандриты Елевферий , в 1560. Архим. с 6 янв. 1561. В 1564 хирот. в еписк. Суздальского. Меркурий Дмитровец , 1564–66. Кирилл , 1566, а 11 нояб. 1568 хирот. в митрополита Всероссийского. Памва , 1569, в нояб. заточён в Хутынь. Паки с 1572 по 1575. Феодосий Вятка , архим. Андрониевский, (в отсутствии Памвы) 36 1570–72 (был жив в 1580). [Еписк. Рязанский]. Варлаам , 1575 и 76. Иона , 1576–84. Митрофан Дмитровец , 1584–88. Киприан Балахонец , 1588–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дек. 1547 г. К. в числе др. архиереев поручился перед Иоанном IV за кн. И. И. Пронского. 11 окт. 1547 г. К. дал жалованную грамоту игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря Афанасию (Палецкому), освобождающую обитель от владычных податей и различных пошлин с приписного к ней храма во имя вмч. Георгия в с. Усове в Масленском стане в Окологодной десятине; 27 мая 1558 г. К. подтвердил эту грамоту игум. Матфею (1555-1559) (ААЭ. Т. 1. 214. С. 204; РИБ. Т. 32. Стб. 289-290. 167). В поздних описях упоминается жалованная грамота, данная К. в 1546/47 г. Григориеву Пельшемскому Лопотову в честь Собора Пресв. Богородицы мон-рю , вероятно аналогичная грамоте Кириллову Белозерскому мон-рю. 20 сент. 1554 г. иерарх освободил своей жалованной грамотой Ильинский храм на Мезени в Глотовской слободе Яренского у. от уплаты пошлин. Рукоположив во иерея Евдокима Логинова, он дал ему 2 апр. 1556 г. ставленую грамоту (РИБ. Т. 32. Стб. 416-417). Известен вклад святителя в Троице-Сергиев мон-рь: 28 марта 1550 г. «владыка Киприан Вологоцкий и Великопермский дал вкладу денег 50 рублев» (ВКТСМ. С. 39). К. упоминается в Житии прп. Геннадия Любимоградского († 1565), где говорится о беседе святого с епископом и о болезни архиерея в последние годы жизни. По Житию, прп. Геннадий посетил К. в Вологде ок. 1554 г., после чего архиерей прожил ок. 5 лет. Вычегодско-Вымская летопись (кон. XVI - нач. XVII в.) относит кончину К. к 1560 г. Епископ был погребен в ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке в Вологде, на архиерейском подворье. Перезахоронен в новопостроенном кафедральном Софийском соборе Вологды, «на левой стороне, на первом месте от северных дверей собора». До 1848 г. над гробницей была надпись: «Великий господин Преосвященный епископ Киприан Вологодский перенесен из старыя соборныя церкви древяныя, что возле Ленивого торгу и епископля старого двора, и погребен на сем месте» ( Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального собора. М., 1863. С. 61; Он же. 1865. С. 768).

http://pravenc.ru/text/1684748.html

Для того по[пустил нам Бог] страдати таковая к обращению лучьшему и своему познанию» (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1420). В качестве свидетелей на Собор были вызваны также прп. Феодорит Кольский, Иоасаф (Белобаев), монахи Нило-Сорской пуст. Тихон, Дорофей, Христофор Старый, выступившие в защиту А. Они заявили, что «про Артемья хулы на Божественое Писанье и на хрестьянской закон не слыхали ничего» (ААЭ. Т. 1. С. 253-254). После их показаний суд был вынужден признать несостоятельность неск. обвинений Нектария. По свидетельству Курбского, прп. Феодорит и Иоасаф (Белобаев) произнесли речи в защиту А. и обвинили Нектария в клевете. Против прп. Феодорита выступил его старый недоброжелатель еп. Суздальский Афанасий (Палецкий) , назвавший преподобного «еретиком» и единомышленником А. еще со времени жизни в Порфириевой пуст. Однако, по Курбскому, А. оправдали и «нецыи же епископи». 24 янв. 1554 г. А. был вынесен обвинительный приговор, его сослали в Соловецкий мон-рь под строгий надзор игум. Филиппа (Колычева ; впосл. митр. Московский, сщмч.). До полного раскаяния А. лишили права общения, переписки и Причастия, ввели соборную цензуру за кругом его чтения, под страхом сурового наказания запретили вступать с ним в любые сношения монахам и простым мирянам. Близкие А. люди подверглись преследованию. Был обвинен в вольнодумстве и осужден Иоасаф (Белобаев), несмотря на защиту со стороны Рязанского еп. Кассиана, к-рый, впрочем, вскоре был вынужден оставить кафедру и удалиться в Кириллов Белозерский мон-рь. Между 24 окт. 1554 и 28 янв. 1556 г. туда же был сослан прп. Феодорит Кольский, лишенный сана архимандрита. В 1554-1555 гг. велся розыск о еретичестве Феодосия Косого, к-рому удалось бежать из-под стражи вместе с частью единомышленников. В связи с расследованием ереси Феодосия Косого вновь был схвачен ученик А. Порфирий Малый, в 1556-1557 гг. состоялось соборное разбирательство по делу двух др. учеников А.- чернеца Ионы и свящ. Аникея Киянского из Кириллова Белого Новоезерского мон-ря . Суды над действительными и мнимыми еретиками точно охарактеризовал Курбский.

http://pravenc.ru/text/76378.html

Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. “67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги”[ 44 ]. Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые “Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве (†12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря”[ 45 ]. В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в.[ 46 ]. Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий Лужецкий (1552—1554), Иларион Кирилловец (15541555), Иоасаф Черный (1555—1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560—1564). В это время в монастырь давались различные вклады[ 47 ]. Последние дни жизни келарь Адриан Ангелов провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. “Адриан Ангелов, в 1550—1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г.”[ 48 ]. В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь — старец Дорофей[ 49 ]. Составители “списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре”, называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским (†1505; пам. 4 дек.) указан и “Адриан (Ангелов)”[ 50 ]. Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны. Заупокойная память троицкого келаря старца Адриана молитвенно вспоминалась также в обители преподобного Кирилла Белозерского (ок. 1337—1427; пам. 9 июня). “По старце Адриане Ангелове была дана в Кириллов Белозерский монастырь Псалтирь Следованная, в полдесть, поволоченная вишневым бархатом и серебряными застежками и жуками”[ 51 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Сам Артемий говорит, что его слова о крестном знамении относятся к собору 1554 год. Но о каком бы соборе ни шла здесь речь, результат будет один и тот же: сам Артемий говорит, что на соборе 1554 года не доспели ничего о крестном знамении, то это произошло, как мы сказали, по той причине , что учение о крестном знамении было выражено уже на Стоглавом соборе; если же Артемий имел в виду последний, то его мнение об этом соборе не может иметь никакого значения, как мнение еретика. Наконец, все сведения о словах Артемия о крестном знамении заимствуются исключительно из упомянутой соборной грамоты в Соловецкий монастырь, в которой содержатся не деяния собора 1554 года, а только перечисление всех еретических мнений Артемия, по показаниям его келейника и ученика Леонтия, бывшего игумена Ионы, игумена Кириллова монастыря Симеона и некоторых других лиц. Во всяком случае полного, подробного хода соборных деяний 1554 года в этой грамоте не имеется. Поэтому весьма легко могло случиться, что в эту грамоту не были занесены все возражения собора на мнения Артемия, а в том числе и на мнение о крестном знамении. Что касается известной Никоновской летописи под 1555 годом, то здесь говорится не о пересмотре неутвержденных определений Стоглавого собора, а об учреждении в городе Казани архиепископской кафедры, на которую и был возведен игумен Селижарова монастыря Гурий. В этом известии есть одно место, в котором совершенно не справедливо видят продолжение рассуждений о неутвержденных постановлениях собора 1551 года: «Тот же (1555) лета повелением царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии сыдошася вси рустии архиепископы и епископы и архимариты и игумены, о многоразличных чинах церковных и о многих делех ко утверждению веры христианской. И царь и великий князь и митрополит Макарий со всеми архиепископы и епископы и со всем священным собором русским по священным правилом изобрали в казанское царство на утверждение веры и приговорили быти архиепископу, а не Свиаге быти архимариту и игуменом, в Казани у владыки архимарит же и игумены, а архиепископу быти под его областию город Казань» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце жизни, после 25 летнего заключения, преподобный Максим был переведен в Троицкую обитель, где и скончался. В 1551 году состоялся Стоглавый Собор Русской Православной Церкви, на котором Троицкого игумена Артемия обвинили в ереси. Впоследствии, игумен Артемий бежал из заточения в Соловецкой обители в Литву, где проповедовал против унии и различных ересей. 1552 год – начало игуменства Гурия (Лужецкого; 1552–1554), впоследствии – Епископа Рязанского. В том же году в начале июня – посещение Иоанном Грозным Троице-Сергиева монастыря перед выступлением в поход на Казань. Взятие Казани, при штурме которой присутствовал троицкий келарь Адриан Ангелов. В конце октября Иван IV держал свой обратный путь в Москву, изпод взятой Казани в Троицкий монастырь, в котором после усердной благодарственной молитвы святой Троице и Преподобному Сергию, «игумену и братье великия слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, (что) их молитвами (он) государь благая получил». Ноябрь 1552 года – крещение царевича Димитрия Иоанновича в Троице-Сергиевом монастыре. В мае 1553 года Иоанн IV с царевичем Димитрием и царицей Анастасией Романовной, в сопровождении князя Курбского посетил Троицкую обитель, после выздоровления от тяжелой болезни, в начале богомольного путешествия по отдаленным монастырям. Живший в Троце-Сергиевой обители на покое преподобный Максим Грек советовал царю не совершать такого длительного богомолья с супругой и младенцем, а лучше позаботиться о вдовах и сиротах воинов, погибших под Казанью. В противном случае преподобный Максим предсказывал царю смерть сына, что впоследствии и сбылось. 1554 год – начало игуменства Илариона (Кирилловца; 1554–1555). В том же году в монастыре построены каменные здания больницы и келарской палаты, выкопан Келарский пруд, названный так в память келаря Адриана Ангелова. 1555 год – 27 июля – кончина Митрополита Иоасафа (Скрипицына), Троицкого игумена в 1529–1539 годах. В том же году начало игуменства Иоасафа (Черного; 1555–1560). 1556 год – позолочена глава Троицкого собора; в обители, на здании трапезной XV века, устроены первые большие часы. Делал те часы старец Тихон Новогородец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

30. Иона, Щелепин, из келарей монастыря, с 1545 по 1549 год. 31. Серапион 2-й, Курцов, из келарей монастыря, с 1549 по 1551 год, потом архиепископ Новгородский. 32. Артемий, постриженник преподобного Корнилия Комельского, ученик Порфирия, бывшего игумена Троицкого, и подвижник его один из самых видных представителей Белозерского, или заволжского, образа мыслей; поставленный в игумены в половине мая 1551 года и отказавшийся от игуменства через шесть с половиной месяцев, так как нашел его неполезным для своей души; в конце 1553 – начале 1554 года подвергнутый соборному суду и отчасти за действительное некоторое вольномыслие, главным же образом, как уверяет Курбский, по проискам его врагов – так называемых «любостяжателей», лишенный священного сана, отлученный от церкви и заточенный в Соловки; бежавший из Соловков в Литву и прославившийся там борьбою за православие против еретиков; один из замечательнейших людей своего времени; по его ходатайству преподобный Максим Грек переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря. 33. Гурий Лужецкий, из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, с 1552 по 1554 год, потом епископ Рязанский. 34. Иларион, Кирилловец, то есть из Кириллова Белозерского монастыря, в 1554–1555 годах, в продолжение восьми с половиной месяцев. 35. Иоасаф 2-й, Черный, с 1555 по 1560 Архимандриты: 36. Елевферий, поставленный в 1560 году, возведенный в архимандриты 6 января 1561 года, остававшийся архимандритом до следующего, 1562 года (или же до 1564 года, когда был поставлен в епископы Суздальские?). 37. Меркурий, Дмитровец, то есть уроженец города Дмитрова, постриженник Троицкий, бывший в монастыре казначеем, с 1562 (или 1564) по 1566 год. 38. Кирилл 1-й, с 1566 по 1568 потом митрополит всероссийский. 39. Памва 2-й, в 1568–1569 годах, в продолжение двадцати пяти недель (посланный Грозным в заточение). 40. Феодосий 1-й, Вятка, с 1569 по 1572 год (удалившийся на покой или отставленный). Переведен из архимандритов Андрониковских. 41. Памва, во второй раз, с 1572 по 1575 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Можно говорить, что старец Адриан Ангелов стремился снабдить монастырское подворье в Москве книгами, о чем свидетельствуют сохранившиеся на них приписки. При Троицком настоятеле Серапионе (1495–1506) в 1499 г. была написана книга «Златоуст». Затем, став Новгородским владыкой, он дал ее Троицкому монастырю, «а ныне послали сию книгу в монастырь Сергиев на Москву на Богоявленью на время, а подписал келарь Андреян» 1415 . Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. «67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги» 1416 . Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые «Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве (†12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря» 1417 . В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в. 1418 . Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий Лужецкий (1552–1554), Иларион Кирилловец (1554–1555), Иоасаф Черный (1555–1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560–1564). В это время в монастырь давались различные вклады 1419 . Последние дни жизни келарь Адриан Ангелов провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. «Адриан Ангелов, в 1550–1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г.» 1420 . В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь – старец Дорофей 1421 . Составители «списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре», называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским (†1505; пам. 4 дек.) указан и «Адриан (Ангелов)» 1422 . Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010