В местном ряду иконостаса Успенского собора, слева от царских врат, находилась чудотворная келейная икона Божией Матери «Одигитрия Цареградская», принесенная прп. Кириллом из Москвы (ГТГ. Инв. 22943). Она могла быть создана в иконописной мастерской, где работал Игнатий Грек ( Щенникова Л. А. Иконы Богоматери, чтимые в Московской Руси XIV-XV вв.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 167-187). К древнейшим памятникам относится и икона «Успение Пресв. Богородицы», которую привезли на освящение 1-го монастырского храма, построенного при прп. Кирилле (КБМЗ. Инв. 298). По преданию, икону написал прп. Дионисий Глушицкий. В 1554 г. царь Иоанн IV Васильевич приложил к этим иконам пелены с жемчугом. Первоначально образ «Успения Пресв. Богородицы» находился в иконостасе Успенского собора, с XVII в.- в Кирилловской ц. ( Смирнова. 1989). Над образом «Одигитрии Цареградской» помещался «иконопортрет» прп. Кирилла, по преданию созданный прп. Дионисием в 20-х гг. XV в. (ГТГ. Инв. 28835). В 1548 г. царь Иоанн Грозный и царица Анастасия приложили к образу прп. Кирилла пелену с жемчугом. В местном ряду соборного иконостаса, справа от царских врат, находился также житийный образ прп. Кирилла (ГРМ. Инв. ДРЖ-2741), созданный в нач. XVI в. в мастерской московского иконописца Дионисия . Библиотека и скрипторий Первые книги для монастырской б-ки мог принести с собой прп. Кирилл из Симонова мон-ря. Самая ранняя сохранившаяся рукопись из б-ки обители - Канонник (ГРМ. Др. гр. 15), принадлежавший, по преданию, прп. Кириллу, датируется 1407-1408 гг. При этом Канонник, помимо даты, не содержит обычной для переписанных позже книг информации о создании в К. Б. м. Возможно, прп. Кирилл заказал для себя эту книгу перед самым уходом из Симонова мон-ря на Белоозеро. Согласно описи 1601 г., в келейной б-ке прп. Кирилла имелось 12 книг. Большинство книг, принадлежавших основателю монастыря, сохранилось в ГРМ (Др. гр. 12 и 13 (Евангелия), 17 (Псалтирь), 14 и 15 (Канонники)); в РНБ (Кир.-Бел. 38/163, XII, XIII, XV (сборники)); в ГИМ (Муз. 3711 (Канонник), КБМЗ. 403 (сб. канонический), 405 (Святцы)).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Письмо Замечания     Предполагаемое письмо не столько важно по вопросу, в разрешения которого оно писано, сколько по обстоятельствам, которых касается ответ. Оно заимствовано из рукописи Московской Синодальной Библиотеки в 4 д. под 927, XVI в., содержащей в себя разные статьи, относящиеся до Иосифова Волоколамскаго монастыря, и писанной рукою Вотьмицкого Архимандрита Вассиана, как сие означено в самом начале рукописи. Сей Архимандрит, по монашеству, был учеником старца Волоколамского Фотия, который сам в свою очередь пользовался духовными наставлениями сподвижника Иосифова Кассиана Босого. Настоятель Вотьмицкий переписал в свою книгу краткий патерик Волоколамский: житие Пр. Иосифа, описанное Саввою Крутицким, и надгробное ему слово Досифея Топоркова; также – житие старца Кассиана Босого и грамоты к нему и об нем писанные Великим Князем, и некоторые послания Пр. Иосифа Волоколамского; потом, поместил он и свое сказание о старце Фотии (1554), своем наставнике, и службу, написанную Фотием в честь Пр. Иосифа, а на конец присоединил упомянутое письмо, неизвестно кем писанное (л.179 и сл.). Невероятно, чтобы оно принадлежало самому Вассиану 1 : свое письмо не внес бы он в такую книгу, в которой собрал только то, что особенно для него было дорого и священно. Кто бы ни был сочинитель сего письма, – разрешая вопрос о причинах вражды между иноками Кириллова Белозерскаго и Иосифова Волоколамского монастырей, он касается более или менее близких к нему по времени лиц и событий, и сообщает некоторые новые о них сведения. Из письма его узнаем, что Пр. Нил Сорский, прежде духовных наставлений, заимствованных им от святогорских иноков, был учеником известного по своим достоинствам старца Паисия Ярославова, Игумена Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Любопытно узнать, что вопрос об измениях монастырских был предложен на собор не самим Великим Князем, но строгим отшельником – Пр. Нилом, что предложение освободить монастыри от управления отчинами было сделано и защищаемо старцем, который, продолжительными духовными подвигами умертвив в себе вся земныя пристрастия, опытно познал истинное достоинство жизни иноческой в отрешении от всего земного, чтобы тем безпрепятственно стремиться к единому небесному. – Любопытно видеть, как смотрели на тот же предмет и другие богоугодные иноки, и чем оправдывали тогдашний порядок дел, имея ввиду также не своекорыстныя цели, но благо Церкви. – Письмо это, хотя не многими словами, проливает некоторый свет и на судьбу Пр. Максима Грека . Автор, говоря не столько о видимых или на вид выставляемых причинах тех или других распоряжений, сколько о внутренних, не для всех открытых побуждениях главных действователей, замечает, что причиною гонения на святогорцев было их мнение о неприличии – монастырям владеть селами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Схема расположения памятников I. Успенский мон-рь II. Иоанновский мон-рь III. Острог IV. «Новый город» 1. Успенский собор. 1497 г. 2. Введенская ц. с трапезной палатой. 1519 г. 3. Церковь арх. Гавриила. 1531–1534 гг. 4. Церковь св. Иоанна Предтечи. 1531–1534 гг. 5. Церковь св. кн. Владимира. 1554 г. 6. Святые ворота. 1523 г. 7. Казенная палата. XVI–XVII вв. 8. Церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой. 1560–1594 гг. 9. Преображенская ц. 1595 г. 10. Стены Успенского мон-ря. XVI в. 11. Свиточная башня. XVI в. 12. Мереженная башня. XVI в. 13. Грановитая башня. XVI в. 14. Стены Иоанновского мон-ря. Кон. XVI в. 15. Глухая (Котельная) башня. XVI в. 16. Святые ворота Иоанновского мон-ря. XVI в. 17. Поварня. XVI в. 18. Церковь свт. Епифания Великого. 1645 г. 19. Церковь прп. Евфимия, еп. Кипрского. 1653 г. 20. Большие больничные палаты. XVIII в. 21. Стены «Нового города». 1653–1682 гг. 22. Большая Мереженная (Белозерская) башня. XVII в. 23. Косая башня. XVII в. 24. Ферапонтовская (Московская) башня. XVII в. 25. Казанская башня. XVII в. 26. Вологодская башня. XVII в. 27. Кузнечная башня. XVII в. 28. Троицкие ворота 29. Тюрьма 30. Архимандричьи кельи. XVII в. 31. Монашеские кельи. XVII в. 32. Священнические кельи. XVII в. 33. Кельи (т. н. Монастырский архив). XVII в. 34. Кельи (т. н. Духовное уч-ще). XVII в. 35. Кельи (т. н. Домик келаря). XVII в. 36. Поваренные кельи. XVII в. 37. Хлебенная башня. XVII в. 38. Поваренная башня. XVII в. 39. Малая больничная палата. 30-е гг. XVIII в. 40. Колокольня. 1961 г. 41. Церковь прп. Кирилла. 80-е гг. XVIII в. 42. Каменные сени над часовней и крестом 43. Церковь Ризоположения из с. Бородавы. 1485 г. 44. Деревянная мельница. XIX в. Согласно Житию, первоначально прп. Кирилл хотел подвизаться в уединении. Но к нему стали приходить ученики, в основном из Симонова мон-ря. В Житии упоминаются 2 брата - Зеведей и Дионисий, а также Нафанаил, ставший келарем. Среди учеников прп. Кирилла были также прп. Мартиниан Белозерский, Христофор, 3-й игумен обители и известный книжник. Перед кончиной основателя в К. Б. м. проживало уже 53 насельника, но после морового поветрия скончались игум. Иннокентий и более 30 монахов. Согласно монастырскому синодику, за XV в. в К. Б. м. умерли не менее 300 чел. С 1397 по 1526 г. в обители умерло ок. 600 монашествующих, с 1526 по 1623 г.- более 1600 ( Никольский. 1897. Т. 1. Вып. 1. С. 47-48). В 1601 г. в К. Б. м. проживало 184 чел., в 1621 г.- 189 чел. (игумен, 13 соборных старцев, 13 священников, 6 диаконов, 20 головщиков и клирошан, 136 служебников-старцев). К монастырю были приписаны и мирские люди, стрельцы - всего ок. 350 чел., которые в основном проживали за стенами обители в специально построенных «дворцах». Кроме того, в больнице и богадельне при К. Б. м. находилось более 100 нищих (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского мон-ря. 1655/1656 г. М., 2002. С. 16-17, 27. Примеч. 44).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

С XVI в. активно разрабатывается тема родства московских правителей из рода Рюриковичей, потом Романовых и князей Киевской Руси. В идеологии Иоанна Грозного святость рус. князей призвана была укрепить авторитет царской власти. В Книге Степенной царского родословия жития княгини Ольги, Владимира Святославича, князей Бориса и Глеба открывают 1-ю степень генеалогии рус. правителей; перечисление имен этих святых как прародителей московских царей встречается во мн. офиц. документах XVI в. Родство царя Иоанна Грозного с Владимиром Святославичем стало одним из аргументов принятия им царского титула: «Государь наш зовется царем потому: прародитель его, великий князь Владимир Святославич, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и Патриарх венчали ево на царство Русское, и он писался царем, а как преставился, инои образ ево на иконах пишут царем» (СбРИО. Т. 59. СПб., 1887. С. 436-437). Свое зримое воплощение эта тема получила в росписях домовых храмов и палат Кремлевского дворца, в изображениях родословного древа рус. государей - композициях, получивших наибольшее распространение со 2-й пол. XVII в., после присоединения Украины к России (1654). В XVI в. крестильное имя Владимир распространяется в боярской и дворянской среде. Владимир Святославич был небесным покровителем Старицкого кн. Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного. Владимир Святославич изображен в пророческом ряду на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской княгини Евдокии (Евфросинии) Старицкой (впосл. эта плащаница стала образцом для многих памятников рус. шитья, см.: Маясова. С. 52. Прим. 32). Над могилой Владимира Ивановича Воротынского, участника взятия Казани, погребенного в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. монастыре, в 1554 г. на средства его вдовы была построена церковь во имя Владимира Святославича, ставшая впоследствии фамильной усыпальницей Воротынских. В XVI - нач. XVIII в. храмов и престолов во имя Владимира Святославича было освящено немного: в 1536 г. «на полатех» церковь во имя св. князей Бориса и Глеба в Плотинском конце Новгорода, построенной в 1377 г., существовал придел во имя Владимира Святославича, возможно освященный раньше (Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 342); в 1644 г. во имя Крестителя Руси был освящен престол ярославского Успенского собора, построенного вместо сгоревшего в 1504 г. (храм снесен в 1937); в 1704 г. Владимиру Святославичу был посвящен верхний храм московской церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине (в 1989 в храме возобновлены богослужения).

http://pravoslavie.ru/38465.html

Иларион , 1649–56, перев. в Нижегородский Печерский. Варлаам , 1656–59. Исаия , 1660–62. Архимандриты Пахомий , с 1662 игум.; 11. февр. 1666 произведён в архим-та; по 1672. Павел Моравский , из игум. Крестомаровских, 1672–75, 12 мая. (После архиепископ Коломенский). Тихон , 1675–77. (19 янв. 1680 определён по именному указу в Саввин Сторожевский келарем). Сергий перев. из Оранского монастыря, 1677–1701. † … Герман , в 1701, и перев. в Печерский. Авраамий , 1702. уволен. (Упом. в сент.). Филарет Тихомиров , из протопопов Нижегородского собора, 1703–29. Исаия Ичанов перев. из Оранского, 1729–34; 19 февр. сослан в Березов. Иона , 1734–40. Сергий , 1740–52; † … Софроний , 1753–58, перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий Карцев , 1758–85; 19 мар. перев. в Переяславский Даниилов. Антоний Зыбелин , бывший архиепископ Казанский, управлял с мар. 1785; † 27 сент. 1797. Иоанн , 1802–1813. Афанасий , 1813 и 1814. Израиль в 1814 перев. из Нижеломовского; по 1818. Гавриил Городков в апр. 1818 перев. из Орловского Успенского, а в 1821 – в Нижегородский Печерский. Аристарх , из Московского Знаменского, в 1821; до 1844. Варлаам Денисов , бывший архим. Иркутского Вознесенского монастыря, определён 9 мар. 1844, а с 1853 архим. Кириллова Белоезерского. Иннокентий , 1853–61. Иларион , 1862–66. 3 Благовещенский, на Бечеве, в Нижнем-Новгороде, основан св. митрополитом Алексием около 1367 г. Ныне третьеклассный. [III, 358.] Архимандриты Иона , 8 дек. 1393. Малахия , 1399, 1417, 1423, 1438 и 1446. Сергий , 1476–78 173 . Исаия , 1554. Иона , 1565. Левкий , 2 сент. 1587. Максим , 31 мар. 1588. Иосиф , 1589–93 174 . Маркелл , 1614 и 15. Геннадий , 1621–25. Дионисий , 1625–32. Иона , 1632–35. Ануфрий , в нояб. 1635, в янв. (sic) 1636. Вениамин , 8 февр. 1636. Тимофей , в янв. 1638, в сент. (sic) 1640. Ферапонт , 1640–49. Антоний , 1649–51. После в Балахнинском Покровском. Сергий , 1651–54; † в окт. Пафнутий , в мар. 1659–80. Никифор , 1680–82. Иоасаф , 17 апр. 1684–86. Иринарх , 1687–94. Игнатий , 1694–98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список дефектный: между листами 22 и 23 отсутствует один лист. Характерно чтение – «вижь смиренаго варвара». 2) РНБ, Софийское собр., 1389 (л. 484–492). Сборник конца 80-х – начала 90-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под стержнем с литерой Z – Брике, 15193 (1484–1487 гг.); Агнец под знаменем – Брике, 23, 24 (1481–1495 гг.); Голова быка под стержнем с короной, над которой цветок и трилистник – Брике, 14592 (1488–1498 гг.); Единорог – типа Брике, 10186 (1487 г.). Судя по почерку, писец – новгородской школы. По л. 1–4 запись: «Книга Кириллова монастыря». В списке первоначально читалось «вижь смиренаго варвара», но «смиренаго» переделано в «свирепаго». Текст списка публикуется в настоящем издании. 3) РНБ, Софийское собр., 1486 (л. 193 об. – 203 об.). Сборник начала XVI в. Одним почерком писаны л. 183–194 об., другим почерком – л. 195–203 об. На л. 183–197 знак Руки в рукавчике, на л. 198–203 Герб города Парижа ­­ Лихачев, 2944 (1504 г.). Список является копией с протографа Соф., 1389. Характерно чтение: «вижь свирепаго варвара» (так и во всех последующих списках). 4) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 333 (л. 72 об. – 77 об.). Сборник начала XVI в. Филигрань: Литера В – Лихачев, 1440, 1441 (1513 г.). Почерки писцов Московской митрополичьей кафедры. 5) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.451 (л. 565 об. – 577). Торжественник середины XVI в. Филиграни: Рука под 6-конечной звездой – Лихачев, 1750–1753 (1551 г.); Литеры RP в картуше – Лихачев, 4064 (1554 г.). 6) РНБ, Софийское собр., 1424 (л. 260 об. – 269 об.). Четья минея 50-х годов XVI в. Филигрань: Кораблик – Брике, 11972 (1540– 1553 гг.). По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга Елизарова монастыря». 7) РНБ, Софийское собр., 1469 (л. 177–188). Сборник 50–60-х годов XVI в. Филиграни: Сфера под звездой – Брике, 14007 (1559– 1562 гг.); Рука под звездой – Брике, 11365 (1557 г.). По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга Нилова скита Сорские пустыни». 8) ГИМ, Синодальное собр., 90 (л. 241–250).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Писасте же ми в грамоте вашей, яко пришелцы они именують церковные попы ложными учители, глаголюще, яко в Маргаритох, писано: «Ныне попы не суть священникы Божии, но лицемерьствуются священьством». Глаголють же к попом и Господне слово: «Горе вам книжницы, фарисеи, лицемери». 428 Пакы же писасте ми в грамоте вашей, яко пришелцы они глаголють: «Якоже жидове и мучитилие древле апостолов гоняху, тако и нас ныне гонять заблужшии, понеже мы истину знаем паче всех, и того ради нас гонять. Златауст писа, сказуя притчю в Евангелии о плевелох селных, 429 яко не подобаеть убивати еретикы. Они же нас, яко и апостолов, гонять, познавших истину, и възбраняют нам сказывати слово Божие». 387 Раби неции в граде Москве, украдше от стяжаниа господий своих, бежаша в пределы Белозерскиа. – О том, что Феодосий Косой и его сподвижники были «рабы» (холопы), бежавшие из Москвы на Белоозеро, упоминается неоднократно и в «Послании многословном» и в «Истины показании»; в последнем памятнике автор особенно подчеркивает это обстоятельство, настаивая на том, что раб, даже обретший свободу, не может быть учителем. Обвинение Косого в воровстве, содержащееся в «Послании многословном», фактически опровергается в «Истины показаиии», где собеседники автора, «клирошане» Спасова монастыря в Старой Руссе, объясняют, что Косой, бежав из Москвы, взял с собой только свое личное имущество – коня и одежду, и что уже после бегства, «в мнишестве же Косому много угожая господин его». Зиновий Отенский отвечал на это, что «раб не имать свое ничтоже, но вся, яже имать у себе, господина его суть» («Истины показание к вопросившим о новом учении. Сочинение инока Зиновия». Казань, 1863, с. 26–30). 388 ...съвокупишася на Новоозере Федосей, нарицаемый Косой, и Игнатей, и Васиан, ученикы Артемиевы... – Кириллов Новоозерский Воскресенский монастырь был основан в 1519 г. на небольшом Новоозере к юго-западу от Белого озера, западнее Кирилло-Белозерского и других крупных белозерских монастырей XV в. Видный церковный деятель XVI в. Артемий был первоначально монахом Псковско-Печерского монастыря, но с конца 30-х гг. XVI в. находился в белозерской Порфирьевой пустыни. В 1551 г. Артемий был вызван в Москву и стал настоятелем Троице-Сергиева монастыря, но спустя полгода вернулся на Белоозеро; уже в 1553 г. был привлечен к следствию по делу о ереси Матвея Башкина; вместе с ним были схвачены и доставлены в Москву Игнатий и Вассиан. В 1554 г. Артемий был отлучен от церкви и сослан в Соловецкий монастырь, но вскоре бежал в Литву, где, однако, в отличие от Косого и его товарищей выступал в роли защитника ортодоксального православия и полемизировал с еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С сер. XV в., по-видимому благодаря прп. Мартиниану Белозерскому, почитание Н. утверждалось в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В Кратком летописце Кириллова Белозерского монастыря («Роуском летописце») сохранилось раннее уникальное известие о кончине Н. с полной датой и временем события: «В лето 6936 преставись преподобный игумен Никон, чюдный старец, сединами цветищими, нояб[ря] 17, 5 час дне» (РНБ. Погод. 1554. Л. 16; Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Т. 5. С. 26; Кистерёв С. Н. Ефросин и «Роуский летописец»//ЛиХ: Новые исслед., 2008. М.; СПб., 2008. С. 122). Аналогичная запись о смерти Н. содержится в Сокращенном Лихачёвском летописце из б-ки Белозерского монастыря: «В лето 936... преставися преподобныи игумен Никон Сергиевскии» (ПСРЛ. Т. 23. С. 189). В летописчике 70-х - нач. 80-х гг. XV в., принадлежавшем книгописцу Евфросину , Н. также охарактеризован как «чюдный старец» ( Лурье. 1976. С. 209). По-видимому, в посл. четв. XV в. через троицкое подворье в Вологде или Кириллов Белозерский монастырь почитание Н. проникло на Вологодскую землю. В местном Кратком летописчике (датирован Клоссом временем ок. 1484), сохранилась запись о смерти святого, который характеризуется как «преподобны игумен Никон чюдотворець» (ГИМ. Син. 951. Л. 85 об.; Клосс Б. М. Вологодско-Пермские летописцы XV в.//ЛиХ, 1976 г. М., 1976. С. 269). Прп. Никон Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор Троице-Сергиевой лавры) Прп. Никон Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор Троице-Сергиевой лавры) 7 июня 1490 г. в Троице-Сергиевом мон-ре был похоронен его вкладчик, выходец из Ростова, дьяк вел. кн. Иоанна III Васильевича Василий Мамырев (в монашестве Варсонофий), который «положен бысть у Троици… а гроб его противу Никонова гробу, на тои же стране церкви» (ПСРЛ. Т. 26. С. 280). В 1490 г. была переписана Краткая редакция Жития Н. (РНБ. Соф. 1384). В приписке конца XV в. между листами 115 и 116 Троицкого Пролога на июнь-окт. отмечено, что в 1422 г. обретение мощей прп. Сергия состоялось «при ученице его игумене Никоне чюдотворце» (РГБ. Ф. 304/I. 717, список 1429 г.).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

План этот (из 2-ой части «Рисунков и чертежей к путешествию по России по Высочайшему повелению статского советника Константина Бороздина в 1809 году» 1252 , хранящихся в Имп. Публичной Библиотеке) был снят в то время, когда в Кириллове монастыре еще существовали некоторые из старинных зданий, ныне частью разрушившихся, частью перестроенных. В нашем издании размер чертежа (исполненного в подлиннике красками) значительно уменьшен. Объяснения к «плану» приводим здесь из второй части «Рисунков и чертежей» дословно, а необходимые к ним поправки указываем в подстрочных примечаниях. «I. Чертеж Кирилова Белоозерского первоклассного монастыря, лежащего в Новгородской губернии в уездном городе Кирилове. А. Большой монастырь, окруженный каменною оградою, время построения которой неизвестно, однако же без сомнения прежде 1612 года 1253 , ибо в сем году выдержала она приступ от Литвы. На сей ограде девять башен. 1. Въездная. В ней церковь св. Иоанна Списателя Лествицы, а под нею святые ворота. 2. Мельничная. 3. Банная. 4. Угловая. 5. Воротная. В ней церковь Преображения с приделами Николая чюдотворца и мученицы Ирины. 6. Поваренная 1254 . 7. Хлебенная 1255 . 8. Плотничья иначе черная, или малая мереженная. 9. Наугольная. Внутри-же ограды: 10. Собор Успения Богородицы, построен в 1496 году; но после несколько раз перестроиван 1256 . 11. Церковь Св. Кирилла Белоозерского. В ней почивают под спудом мощи сего угодника. Построена вероятно при царе Иване Васильевиче после 1577 года 1257 , но за ветхостью назад тому лет с 30 разобрана и вновь выстроена 1258 . На ней находится ныне ризница. 12. Церковь св. Князя Владимира построена вскоре после 1558 г. княгинею Воротынскою 1259 . В ней погребены князья Воротынские. 13. Церковь св. Епифания построена 1645 г. князем Телятевским. 14. Церковь св. Евфимия, построена 1653 г. 15. Церковь Введения Пресвятые Богородицы. Когда построена неизвестно 1260 . 16. Церковь Архангела Гавриила, с приделом Константина и Елены, построена 1554 г. 1261 17. Колокольня и под нею монастырская Архива.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Не позднее 1511 года в полемику с прп. Иосифом вступил Вассиан (Патрикеев) , ставший " великим временным человеком " при дворе вел. кн. Василия III. Из Послания прп. Иосифа дворецкому В. А. Челяднину следует, что Вассиан составлял послания, в которых уподоблял Иосифа еретику Навату . Сочинением, в котором Иосиф сравнивался с еретиком Наватом, является «Слово на «Списание Иосифа»», где опровергаются аргументы 13-го Слова «Книги на новгородских еретиков» о необходимости казнить еретиков . Подробное опровержение взглядов Иосифа в связи с конфликтом по делу Новгородского архиеп. Серапиона содержится в «Ответе неизвестного» на послание прп. Иосифа И. И. Третьякову . Помимо главной темы - доказательства правоты Серапиона и неправоты волоцкого игумена там присутствует также осуждение монастырского землевладения и позиции прп. Иосифа в отношении наказания еретиков. По предположению Зимина, автором «Ответа неизвестного» мог быть Вассиан (Патрикеев) . В середине XVI века против точки зрения прп. Иосифа, касавшейся казни еретиков, выступил игум. Троице-Сергиева монастыря Артемий. Он критиковал «Книгу на новгородских еретиков», осуждал казни еретиков, отрицал действенность поминальных служб по закоренелым грешникам и другие установления, важные для иосифлян. Жесткая позиция прп. Иосифа в этом вопросе не была реализована иосифлянами, активно участвовавшими в судах над еретиками и своими противниками в середине XVI века. В 1553 году по поручению царя и митр. Макария розыск о ереси Матвея Башкина и др. проводили старцы Волоколамского монастыря Герасим (Ленков) и Филофей (Полев) ; Башкин был осужден на заточение в Волоколамском монастыре. В процессе суда в причастности к ереси Башкина был обвинен Артемий, который в январе 1554 году был осужден и сослан в Соловецкий монастырь. До 1557 года в ходе нескольких судебных процессов осуждению подверглись близкие к Артемию Иоасаф (Белобаев) , прп. Феодорит Кольский , чернец Иона, свящ. Аникей Киянский из Кириллова Новоезерского монастыря, а также изобличенный в еретичестве Феодосий Косой . Оставил свою кафедру близкий к нестяжателям Рязанский еп. Кассиан , «похуливший» на Соборе «Книгу на новгородских еретиков», в защиту которой выступили царь и митрополит.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010