17. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Алексия, человека Божия). Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется служба свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (с 18 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 1-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 10 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Яко добрии воини...», «Ранами святых...», стих: «Многи скорби праведным...» [или стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»] – «Мученики Христовы...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Смертную державу...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Гавриилу вещавшу...» (см. по 1-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

1 У Евсевия оба эти названия по большей части употребляются безразлично. 2 До 1933 года находился в С.-Петербурге, пока не был продан советским правительством Британскому Музею за 100,000 фунтов стерлингов.— Ред . 3 Церковные писатели, например Тертуллиан, указывали ещё во втором веке, что «холода Скифии пылают жаром веры», а епископ от Скифии Антипатр был участником IV Вселенского Собора, — Ред . 4 Во всех ныне существующих Греческих кодексах и переводах Нового Завета между Илием и Мелхием помещены ещё два имени — Матфана и Левия; но Африкан и Евсевий считают Илия сыном Мелхия. И потому можно думать, что имена Матфата и Левия внесены в текст из стиха 29. Святой Ириней («Против ересей» 3:22,3) считает от Адама до Христа 72 (по другим, более вероятным спискам, 75) родов, каковое число будет вполне согласовываться с показанием Африкана и Евсевия. 5 Галилея — область к северу от Иудеи через Самарию. Там во времена Спасителя жили потомки Арийцев, населявших Палестину с IV тысячелетия до Рождества Христова и построивших, в частности, Иерусалим (‘Ie-Rus-Alim: Творца Красоты Излияние), откуда родом были и Апостолы — кроме Иуды — включала в себя города: Хоразин, Капернаум, Табга, Хаммат, Тиберию,  Кану и Назарет. Имя своё получила от еврейского «Gelil haggoyim», что означает «языческий округ». — см.: Гаустон С. Чамберлэн, «Явление Христа», СПб., 1906. 6 Честные Дары волхвов Матерь Божия хранила всю жизнь, и незадолго до Своего Успения передала Дары вместе со Своим поясом и Ризой Иерусалимской Церкви, где они хранились до 400 года. Византийский Император Аркадий перенёс Дары в Константинополь для освящения новой столицы Империи, потом они попадают в Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда Константинополь был освобождён от Латинян, Дары возвращаются в столицу и после падения Византии в 1453-м году отправляются на Афон в монастырь святого Павла, куда их привезла Сербская Царевна Марья, на месте коленопреклонения которой теперь водружён святой крест, так и названный — Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни. От Даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием исполняется весь храм. Было замечено, что эти Честные Дары исцеляют одержимых нечистыми духами. В 1985-м году Дары вывозили в Салоники для поклонения в новом храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.— Ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

49. Примеры чудотворений от мощей и других останков святых 1 . Тело одного мертвеца, едва только коснулось костей св. пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило – и мертвый восстал ( 4Цар. 13:21 ; сн. Сир. 48:14, 15 ). Об этом чудесном событии так рассуждает св. Кирилл Иерусалимский : «Он (Елисей), будучи в живых, совершил чудо воскресения своею душою. Впрочем, чтоб не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют таковую силу, мертвый, упавший в гроб Елисеев, коснувшись мертвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда как оно было мертво и лежало во гробе, даровало жизнь мертвецу, и даровавши жизнь, само по прежнему осталось мертвым. Для чего? для того, чтоб не приписано было дело сие одной душе, когда бы воскрес Елисей, а чтоб показать, что и тогда, как не находится в теле душа, заключается в теле святых некоторая чудодейственная сила, так как в продолжение многих лет обитала в оном праведная душа, которой оно было покорно» (св. Кирилла Иерусалимского «Поучение огласительное» XVIII). 2 . Самая милоть пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении его на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было перейти чрез него ( 4Цар. 11:14 ). 3 . Даже платки и полотенцы св. апостола Павла, возлагавшиеся на недужных и одержимых бесами в отсутствие его, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов ( Деян. 19:12 ). Из духовно-исторических рассказов о чудесах, бываемых при мощах св. угодников, весьма многие дают твердыя основания в пользу почитания святых мощей. Замечательнейшие из этих повествований следующие: 4 . Св. Василий Великий , в слове на мученика Маманта, говорит: «Всем явственны чудеса, которыми св. мученик одним здравие дал, другим жизнь»; а в слове о св. мученице Иулитте рассказывает, что когда мощи ее святые были принесены на одно безводное место, то тотчас же вышел из земли источник сладкой воды, так что все обитатели того места назвали св. Иулитту своей кормилицей. 5 . При перенесении мощей св. Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкой обители в город Москву, великий Государь Алексий Михайлович с Никоном, митрополитом Новгородским, со всем священным собором, с боярами и со всеми православными, встретили его у Напрудного в Москве и лишь только приняли его на свои главы, подал он исцеление бесноватой немой: она стала говорить и выздоровела. Когда принесли на пожарище к Лобному месту, еще исцелил девушку при посланниках Литвы, которые стояли у Лобного места. Когда поставили св. мощи его на Лобном месте: все пролили слезы умиления... На площади у Грановитой палаты был исцелен слепой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 8. История Южного (Иудейского) царства Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета История Иудейского царства будет раскрыта несколько полнее, поскольку именно там сохранялось, хотя и не всегда успешно, благочестие, и правили потомки Давида. 8.1. Правление царей Иудейских (от Ровоама до Иосии) Рассмотрим, в основном, религиозные аспекты правления царей иудейских (после имени каждого царя в скобках даны примерные даты их правления). Некоторые из них могут быть названы благочестивыми, а самых лучших Писание сравнивает с самим Давидом11. 1. Ровоам , сын Соломона (926–910). После разделения Ровоам хотел силой подчинить себе северные колена, но пророки воспрепятствовали этому, поскольку это было осуществлением суда Божия. На четвертом году правления, под влиянием матери, аммонитянки Наамы, Ровоам стал поклоняться идолам и увлек за собой в идолопоклонство своих подданных. По всей стране, на холмах и под священными деревьями иудеи начали поклоняться чужим богам. Вскоре последовало наказание. Фараон Сусаким (Шешонк) напал на Палестину и опустошил Иудею и часть Израиля. Он ушел лишь тогда, когда Ровоам заплатил громадный выкуп, отдав ему величайшие сокровища Иерусалимского храма и царского дворца, собранные Давидом и Соломоном. Весьма символично, что золотые щиты в храме были заменены на медные (вспомним символику употребления золота и меди в скинии). 2. Авия , сын Ровоама (910–908). Авия царствовал всего три года. В религиозных вопросах он следовал делам своего отца и не боролся с идолопоклонством. Противостояние с Северным царством продолжалось. В военном столкновении он одержал победу над Иеровоамом. 3. Аса , сын Авии (908–868). Священное Писание из иудейских царей особенно выделяет нескольких. Среди них Аса, внук Ровоама.

http://sedmitza.ru/lib/text/431186/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Митрополия восточнорусская, или Московская: ее первосвятители и ход главнейших в ней событий К оглавлению Самостоятельность, какую приобрела Русская Церковь при митрополите Ионе, сделалась достоянием преимущественно Восточнорусской митрополии, и на ее-то первосвятителя перешло право занимать первое место в ряду митрополитов всей Восточной православной Церкви непосредственно после Иерусалимского патриарха. Впрочем, не должно преувеличивать значение этой самостоятельности: она состояла собственно в том, что как избрание и поставление наших митрополитов, так и суд над ними не зависели более от Цареградского патриарха с его Собором и от греческого императора, зато начали зависеть от Собора наших отечественных святителей и от нашего отечественного государя. Правда, власть наших Соборов по отношению к митрополиту, кроме канонов Церкви, постоянно была ограничиваема властию наших государей, но власть самих государей, подобно тому как некогда власть греческих императоров по отношению к Цареградскому патриарху, могла находить себе ограничение разве только в одной себе. И данные свидетельствуют, что хотя митрополиты наши большею частию были избираемы, а иногда и судимы Соборами, но всегда под преобладающим влиянием государей; иногда же и избирались и удаляемы были от кафедры непосредственно властию самих государей. Особенно часты были случаи удаления наших митрополитов от кафедры. При Иоанне III удален был только один из них, и совершенно законно; Василий Иоаннович удалил также одного, но по своей воле; Иоанн Грозный удалил трех, кроме тех двух, которые удалены были в его малолетство происками бояр; даже при кротком и набожном Феодоре Иоанновиче лишен был своей кафедры один наш первосвятитель по внушению Бориса Годунова.

http://sedmitza.ru/lib/text/435963/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ефесский Вселенский собор 449 г. («Разбойничий» — «Latrocinium Ephesinum») А.В.Карташев. Вселенские соборы//III Вселенский собор 431 г.(оглавление) 30 марта 449 г. император подписал указ ο созыве вселенского собора. И явно обозначена его цель в благоприятном для Евтиха и Диоскора направлении: с корнем вырвать ересь... Нестория (!). Искусственная тема — как бы ο прошлогоднем снеге. Вот иллюстрация частого непонимания правящими современниками того, куда идут события. На самом деле церковь захватывалась монофизитами, a для отвода близоруких глаз кричали, что грозит несторианство. Сообразно с такой «противонесторианской» целью собора, блаж. Феодорит предупреждается, чтобы он не вздумал поехать на собор: его не приглашают. Напротив, его фанатический противник, архимандрит Варсума, специально вызывается. Диоскор прямо назначается председателем с опорой на особую комиссию (по-нашему — «президиум») из Ювеналия Иерусалимского, Фалассия Кесарие-Каппадокийского и еще трех епископов. Что же удивительного, что так подготовленный собор Диоскора получил прозвище «разбойничьего, Συνοδος Ληστρικη.» Собор был назначен в Ефесе на 1 августа 449 г. A перед тем весной (апрель, 8-27) Евтих добился официальной ревизии актов бывшего ноябрьского собора в Константинополе 448 г. под предлогом, что в протокол внесена какая-то подделка. Ничего не было найдено, но один чиновник показал, что он видел заранее написанное осуждение Евтиха еще до появления его на суд. Но канцелярский проект постановления суда есть просто техническая неизбежность, и неподписанная бумага не есть документ. Β Эдессу послана была инструкция вновь нажать на Иву. Губернатор Осроены начал допрос. Выслушав только враждебную Иве сторону, он на этом основании лишил Иву свободы и запер в тюрьму.

http://sedmitza.ru/lib/text/435167/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 16 июля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке началось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. После молитвы перед началом заседания, приветствуя членов Священного Синода, Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Я приветствую всех членов Священного Синода, поздравляю всех с праздником. Сегодня – день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси, одного из Первосвятителей Русской Православной Церкви. Сегодня мы молились в Успенском соборе Кремля перед его святыми мощами. Верим, что молитвы святителя Филиппа укрепляют и помогают всем нам в наших трудах и в нашем служении. Я хочу также поздравить Владыку Ювеналия с прошедшим Днем его Ангела. Вчера Церковь совершала память святителя Иувеналия, Патриарха Иерусалимского, это был день тезоименитства Владыки. Хочу пожелать ему доброго здоровья и помощи Божией в трудах. Сегодня у нас будут два заседания – дневное и вечернее». Публикуются по мере поступления ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие в г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении монахини Ангелины (Васильевой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие в г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря. 2) Назначить монахиню Ангелину (Васильеву) настоятельницей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429889/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало диалога Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами К оглавлению Первые шаги к сближению Русской Православной Церкви и Англиканской Церкви относятся ко времени царствования Петра I. Путешествуя по Западной Европе в 1699 г., Петр I побывал, в частности, в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейшем контакты между двумя Церквами были продолжены через посредничество митрополита Фиваидского Арсения: в 1714 г. он прибыл в Лондон за помощью для бедствовавшей Александрийской Церкви. Здесь он часто встречался с епископом Лондонским Генрихом Комптоном и вел с ним беседы по вопросам вероучения. Епископ Г. Комптон предоставил место для постройки православного храма в Лондоне. Именно тогда шесть английских епископов из числа так называемых «неприсягавших» (non-jurors), т. е. не признававших королем Англии Вильгельма III Оранского (1688—1702), отделились от государственной Англиканской Церкви и решили вступить в сношения с Православной Церковью с целью объединения с ней. Воспользовавшись пребыванием в Англии митрополита Арсения, они передали ему в 1716 г. проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью». Авторы проекта подчеркивали, что они приняли христианство от Матери всех Церквей — Иерусалимской Церкви и содержали и содержат всегда ту же самую веру, которая хранится на Православном Востоке. Основной целью проекта было установление молитвенного и литургического общения. В проекте соглашения указаны пункты, по которым не имеется расхождений между англиканами и православными, а также пункты, по которым англиканские епископы (авторы проекта) не соглашались с Православной Церковью. Здесь же предлагались конкретные меры, которые должны были бы быть приняты, если бы предполагаемое соглашение состоялось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436411/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отношения с Поместными Православными Церквами К оглавлению Святая Православная Церковь есть единое духовное тело, имеет одну Главу — Христа Спасителя, одушевляется одним Духом Божиим. Это духовное единство изначала являет себя в семье равноправных Поместных Православных Церквей. Все автокефальные и автономные Православные Церкви связаны между собой одним исповеданием веры, единством Таинств, канонов, общностью принципов духовной жизни, находятся в молитвенно-каноническом и литургическом (Евхаристическом) общении и пребывают в братской любви. Свои отношения с Поместными Православными Церквами Русская Церковь строит на апостольской заповеди «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) и происходящей из нее обязанности братской взаимопомощи и взаимодействия в различных областях церковной жизни. На такой основе Русская Церковь строила свои отношения и в первые столетия своего бытия, и в Синодальный период. В отношении к древним Восточным Патриархатам — Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому — весь Синодальный период характеризуется непрекращающейся материальной помощью, а также духовной поддержкой их со стороны Православной России. Можно сказать, Синодальный период открывается в отношении Константинопольской Церкви грамотой императора Петра I от 3 января 1718 г., жалованной Патриарху Константинопольскому Иеремии. В ответ на донесение (соединенное с просьбой) Патриарха о том, что Церковь Божия в Константинополе пришла от тяжких налогов турок в «великое оскудение» и впала в «неоплатные долги», Петр I писал в «жалованной грамоте»: «Усмотря благочестивыя кафолическия веры Церквей утеснение и что оныя под игом турецким страждуще, а особливо его Святейшего Патриарха кафедральная великая Церковь в немалое оскудение впала, того ради, яко Православия любящий и сын тоя Восточныя Церкви, соболезнуя об оной, определяем повсягодное (ежегодное.

http://sedmitza.ru/lib/text/436414/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Панченко К. А. «В год Александрии»: К истории Мамлюкского гонения на христиан после Александрийского крестового похода 1365 г. Александрийский поход Упадок ближневосточного христианства в Позднее Средневековье был вызван не в последнюю очередь периодически повторявшимися религиозными гонениями со стороны властей Мамлюкского государства. Одна из самых масштабных кампаний такого рода произошла после нападения кипрского короля Пьера Лузиньяна на Александрию в октябре 1365 г. Война мамлюков с Кипром продолжалась с перерывами до 1370 г. Христиане Сирии и Египта рассматривались мусульманами как «пятая колонна» внешнего врага и подвергались разнообразным репрессиям. Многие иерархи попали в тюрьмы; побоям и заточению подвергся Иерусалимский Патриарх Францисканские монахи, служившие в Святой земле, были казнены. Мамлюкские власти приказали замуровать двери Храма Гроба Господня и, возможно, других церквей. После очередного набега кипрского флота на Триполи в начале 1367 г. был сожжен Маронитский Патриарх Мусульманские власти возобновили и ужесточили традиционные бытовые ограничения, налагаемые на инаковерующих. Христиан обложили налогом в четверть имущества, который предназначался на строительство военного флота и выкуп пленных мусульман. В ходе сбора этих средств отряды мамлюков разоряли коптские монастыри в египетской пустыне и избивали Постепенно, впрочем, православные церковные структуры стали восстанавливаться. Вместо Антиохийского Патриарха Пахомия, каким-то образом дискредитировавшего себя в глазах мамлюкских властей, был рукоположен новый Патриарх Михаил I Бишара. Его избрание произошло в конце мая или начале июня 1366 г. при участии архиереев лишь нескольких ближайших к Дамаску престолов. Это свидетельствует о том, что процедура проходила спешно, в сложных обстоятельствах. Эмир Дамаска приказал, чтобы, резиденция Антиохийского Патриарха отныне находилась именно в этом городе, видимо, для более плотного контроля политических контактов предстоятеля сирийских По требованию мусульманских властей Михаил написал о бедствиях восточных христиан кипрскому королю и византийскому императору. Византийское посольство, прибывшее в Каир летом или осенью 1366 г., добилось освобождения Иерусалимского Патриарха, которому было позволено уехать в Константинополь. Он вернулся на Восток лишь осенью 1368 г., когда гонения пошли на спад.

http://sedmitza.ru/lib/text/7552044/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010