«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Собрание древних литургий Евхаристия, установленная Иисусом Христом на Тайной Вечери везде и во все времена — одна и та же. Однако последования литургии меняются от народа к народу, от эпохи к эпохе. История Церкви знает великое множество литургий. В наше время Церковь использует только литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова (и все чаще — литургию ап. Иакова, представленную в нашем сборнике). В наше собрание древних литургий вошли: Литургия ап. Иакова (сирийский извод) Литургия апостола Иакова (церковнославянский извод) Галликанская литургия Литургия св. апостола и евангелиста Марка Медиоланская литургия Мозарабская литургия Тексты даны в редакции игумена Силуана (Туманова), кроме Литургии ап. Иакова в церковнославянском изводе. Сирийское последование  Божественной литургии Святаго Апостола Иакова, Брата Божия и Первоиерарха Иерусалимскаго В редакции иг. Силуана (Туманова) Предисловие Литургия ап. Иакова существует в двух видах: греческий текст очень поздний (VIII-IX веков), а Сирийский извод гораздо более ранний. Он удержался в Сиро-Яковитской Церкви и как бы законсервировался в ней. Хотя Сиро-Яковитская Церковь и монофизитская по своей христологии, но ничего монофизитского мы в этом изводе не находим. Следовательно, в основном,  чин сирийской литургии ап. Иакова сложился до отделения монофизитов, то есть до Халкидонского Собора 451 г. и относится к первой половине V века . Конечно, это не первоначальный вариант, ибо и здесь немало позднейших наслоений. Достаточно сказать, что он начинается с Проскомидии, которая сформировалась только на рубеже VII-VIII веков. Еще Ренодот показал, что в этих анафоральных молитвах имеются многочисленные заимствования из " Огласительных слов " (350 г.) свт. Кирилла Иерусалимского, который, например, писал: " После этого мы вспоминаем небо и землю, солнце и луну, звезды, всякую тварь словесную и бессловесную, ангелов, архангелов, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитых Херувимов и шестокрылатых Серафимов... " (Совпадение с молитвой Префации буквальное !). Совпадают и многие выражения Анамнесиса и Эпиклесиса и т. д. Таким образом, почти несомненно, что первоначальный греческий чин сложился под редакцией свт. Кирилла Иерусалимского в период с 350 по 387 г. А учитывая столь развитое учение о Св. Духе (в Эпиклесисе), которое могло быть только следствием II Вселенского Собора (381 г. - в котором участвовал свт. Кирилл!), греческий протограф можно датировать последним периодом его жизни: 381-387 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=896...

поиск:   разделы   рассылка Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года 25-26 декабря 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Омский и Таврический Владимир Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин Архиепископ Хустский и Виноградовский Марк Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон Епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии 25 декабря были приняты следующие журналы: ЖУРНАЛ 105 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об официальном визите в Иерусалимский Патриархат. Справка: С 9 по 14 ноября 2012 года состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в пределы Иерусалимского Патриархата. В состав делегации, сопровождавшей Его Святейшество, в частности, вошли председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата епископ Солнечногорский Сергий. В мероприятиях визита также участвовали архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) и представитель Патриарха Иерусалимского и всей Палестины при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис).

http://religare.ru/2_98848.html

Раздел 3: Русская Духовная Миссия при архимандрите Леониде (Кавелине) 1863–1865 142. О кандидатурах на пост начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из письма митрополита Московского Филарета (Дроздова) к обер-прокурору Св. Синода А.П. Ахматову Троице-Сергиева Лавра 10–11 июня 1863 г. Публикация Ваше Превосходительство, милостивый государь! ...Удивляюсь, что А.Н. продолжает рекомендовать архим. Порфирия 204 и после его сочинения о Синайской Библии 205 , и после дельных обличений не дельного сочинения. Какие странные заключения выводит он из простого варианта рукописи, и какие неумеренные поднимает крики! Как нескромно провозглашает себя критиком, почти единственным в России! Сидя в лавре, под глазами митрополита, в соседстве духовной академии, с каким самонадеянием и невниманием к начальству, без совета с учеными соседями, без разрешения митрополита, пускает он в свет сочинение спорное, по делу, покровительствуемому государем императором. Если так в глазах: чего ожидать за глазами? 206 Думаю, Вам известно, что он писал из Константинополя одно письмо в трех экземплярах к двум митрополитам и к Вашему Превосходительству, жалуясь на невнимание к его достоинству, угрожая принести жалобу Вселенскому Патриарху. Для Иерусалимской миссии, по моему мнению, первым кандидатом может быть оптинский иеромонах Леонид 207 и вторым архимандрит Ювеналий. Оба они были уже в Иерусалимской миссии, под начальством епископа Мелитопольского. Первый более основателен и опытен; второй оборотлив. Мысль определить преосвященного Кирилла в Свияжский монастырь на место архиепископа с поручением преосвященному Казанскому поддерживать его, дабы он оправдал себя и устроил себе лучший путь, – такова, что лучшую трудно изобрести. Но при сем надобно употребить для преосвященного Кирилла слово утешения. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Ч. II. С. 188. 143. Из записки иеромонаха Леонида (Кавелина), представленной И.Д. обер-прокурора Св. Синода князю С.Н. Урусову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

ЦВ 7 (404) апрель 2009 /  18 апреля 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 9 - 18 апреля 2009 9 апреля в здании Счетной палаты состоялось совместное заседание Комитета почетных членов и Совета Императорского православного палестинского общества, которое возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель ИППО Сергей Степашин. В начале заседания перед его участниками выступил Предстоятель Русской Православной Церкви. Как отметил Патриарх Кирилл, на протяжении всей истории существования Императорского палестинского общества его главными принципами были принципы диалога и сотрудничества, в котором участвовали государство, Церковь и общество, главным образом, в лице представителей отечественной науки. В настоящее время ИППО продолжает то дело, которое было начато нашими славными предшественниками и при этом встречается с теми же трудностями, с которыми оно встречалось и в былые времена. По словам Святейшего Патриарха, конфликт в ближневосточном регионе проецируется на существование любой крупной организации, и Императорское палестинское общество не может не учитывать эту очень сложную ситуацию. Другой сложный аспект — взаимодействие с Иерусалимской Православной Церковью, которая несет свое бремя служения в этом взрывоопасном регионе. «С одной стороны, среди паствы Иерусалимского Патриархата существует большая арабская община, с другой — присутствует очень важный греческий иерархичекий компонент, и всякое взаимодействие с Иерусалимским Патриархатом должно исходить из уважения к каноническому порядку Иерусалимской Церкви, но также и принимать во внимание специфику пастырской работы Иерусалимского Патриархата», – отметил Святейший Патриарх Кирилл. Затем с докладом выступил председатель ИППО Сергей Степашин, рассказавший о планах по развитию деятельности Общества на Ближнем Востоке. 10 апреля в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРИОФИЛЛ [греч. Καρυοφλλης] Иоанн (ок. 1600, сел. Кария, Фракия - после 1693, Валахия), великий логофет К-польской Церкви, писатель, богослов-еретик. К., согласно свидетельству своего противника Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары , родился в бедной семье. Его родное селение принадлежало к области, некогда подверженной манихейской ереси афинган, в вероучении к-рой отрицалось таинство Евхаристии. Патриарх Досифей приводит этот факт, проверить к-рый невозможно, с явной целью указать, что склонность к евхаристической ереси у К. была заложена еще в детстве (Εγχειρδιον κατ Ιωννου το Καρυοφλλη [Меч на Иоанна Кариофилла]// Legrand. Bibl. hell. XVII. T. 3. P. 30-37 (у Леграна опубл. частично)). Это сочинение патриарха Досифея, написанное по итогам полемики, является главным источником сведений о биографии К. и событиях вокруг К-польского Собора 1691 г. Ереси К. посвящена также 5-я гл. 13-й кн. «Истории Иерусалимских патриархов» Досифея ( Δοσιθου Νοταρ, πατριρχου Ιεροσολμων Παραλειπμενα κ τς Ιστορας περ τν ν Ιεροσολμοις πατριαρχευσντων// Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1891. Τ. 1. Σ. 300-302). В молодом возрасте К. прибыл в К-поль, где обучался ювелирному мастерству. Но, оказавшись способным к наукам, он прошел курс в начальной школе, после чего стал (приблизительно в 1625-1628) учеником Феофила Коридаллевса (ок. 1570-1646), соратника патриарха Кирилла I Лукариса , неоднократно высказывавшегося против правосл. учения о пресуществлении (μετουσωσις). От Коридаллевса К. усвоил протестант. воззрения и методологический принцип, к-рый отстаивал Феофил,- невозможность использования философии в богословии. Мнения исследователей о дальнейшем развитии карьеры К. вплоть до 1645 г. разноречивы ( Podskalsky. Griechische Theologie. S. 237-238). Вероятно, нек-рое время он пробыл в Валахии, а в 1640 г. получил должность логофета. После смерти Кирилла Лукариса в 1638 г. его сподвижник Феофил Коридаллевс был отстранен от управления патриаршей школой, и в нач. 40-х гг. XVII в. его преемником, несмотря на ожесточенное сопротивление Мелетия Сирига , стал К., к-рый преподавал в школе до 1665 г.

http://pravenc.ru/text/1681055.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II (до 356 - 10.01.417, Иерусалим), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров. Род. незадолго до 356 г., т. к., согласно сведениям блж. Иеронима Стридонского , И. был хиротонисан во епископа в возрасте чуть более 30 лет ( Hieron. Ep. 82. 8//PL. 22. Col. 740-741). Он имел обширные познания в философии, был красноречивым оратором, его сравнивали с Демосфеном, Хрисиппом и Платоном ( Idem. Contr. Ioan. Hieros. 4//PL. 23. Col. 358). B молодости И. некоторое время подвизался в мон-рях Египта. Вероятно, там познакомился с Исидором, одним из «Долгих братьев», и с Руфином Аквилейским , к-рый посещал Египет в нач. 80-х гг. IV в. После того как в 70-х гг. IV в. церковная власть в Египте временно перешла к арианскому архиеп. Лукию, И. вместе со мн. правосл. монахами переселился в Палестину (Ibid.). На Иерусалимском престоле И. стал преемником свт. Кирилла ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VII 14; VIII 1; Theodoret. Hist. eccl. V 35, 38). Кафедра Иерусалима в то время еще формально подчинялась митрополии Кесарии Палестинской, к-рую возглавлял племянник свт. Кирилла митр. Геласий. Видимо, избрание И. не могло состояться без его ведения и инициативы. Согласно сохранившимся источникам, одним из наиболее известных направлений деятельности И. стали его взаимоотношения с колонией лат. паломников и мон-рей в Палестине. С 378 г. Руфин Аквилейский проживал на Елеонской горе; в 386 г. блж. Иероним и святые Павла и Евстохия основали мон-рь в Вифлееме. Блж. Иероним пишет, что в первые годы епископства И. доброжелательно относился к его мон-рю ( Hieron. Ep. 81//PL. 22. Col. 735), возможно, под влиянием Руфина. В 390 г. И. рукоположил Руфина во пресвитера. В это же время в Палестине жил выходец из Испании Идаций (позднее епископ Акв Флавиевых в пров. Галлеция). В 392 г. И. рукоположил во пресвитера свт. Порфирия Газского и назначил его ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Св. Креста) в храме Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/469632.html

О ситуации в УПЦ накануне визита Патриарха Кирилла. Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым Источник: Радонеж – Василий, давай поговорим о ситуации в УПЦ после прошлогодних визитов в Киев Константинопольского и Московского патриархов и накануне визита Патриарха Кирилла. Что-то изменилось в отношении власти к Церкви? – А с твоей точки зрения, что должно было измениться? – Почти все. Ведь юбилей продемонстрировал единство Церкви, а самое главное – все увидели, где правда, истинная Церковь, а где – самозванство, раскол. – Юбилейные торжества в Киеве это продемонстрировали для народа, общественности, но не для власти. Она не ставила задачу узнать правду. Когда-то мне рассказывали любопытный случай из глубинки. В одном селе была наша община, а власть решила создать раскольничью, привезла филаретовского священника, ну и, как водится, начался конфликт, разделивший село. Каждый отстаивал свое, дело дошло до драк. Тогда старушки собрались, посовещались и написали письмо Иерусалимскому Патриарху, рассказали о ситуации и просили объяснить, кто прав. Нашли каких-то знакомых, и через них доставили письмо в Иерусалим. От Патриарха пришел ответ, в котором указывалось, какой священник законный, а какой – самозванец. Письмо зачитали на сельской сходке, филаретовца выгнали из села и помирились. Я понимаю, что в этом случае люди запутались и хотели знать правду. У нас же Константинопольского Патриарха везли для правокации против Церкви, которая сорвалась. – А почему она все-таки сорвалась? – В первую очередь благодаря Святейшему Патриарху Алексию, который, несмотря ни на что, прибыл на торжества, стойкости Блаженнейшего Митрополита Владимира, активности православных братств и позции общественности. Ведь лидеры всех основных партий Украины – и Янукович, и Тимошенко, и Симоненко, и Литвин, и Мороз, и Витренко – не только отказались от участия в президентских церковных играх, но и дали им нелицеприятную оценку. Если бы мы еще отказались от участия в акции под названием «первый визит Константинопольского патриарха в Украину», то кроме рекрутированных властью бюджетников никто бы в ней и не участвовал. Так что поле для провокации было очень узким, поэтому на нее и не решились. Правда, сегодня анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет) утверждает, что это он сорвал учреждение Константинопольской юрисдикции в Украине.

http://pravoslavie.ru/37482.html

ЦВ 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 8 июля - 10 августа 2009 8 июля в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял председателя Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан А.Д. Досжана и эксперта Комитета по делам религий Ж.О. Онлашеву. В ходе встречи обсуждались различные аспекты сотрудничества Русской Православной Церкви с Министерством юстиции Республики Казахстан, вопросы взаимодействия Церкви и государства в области образования, ситуация в сфере межконфессиональных отношений. 15 июля, в праздник положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Ризоположенском храме Московского Кремля. Специально для этого богослужения из Храма Христа Спасителя в Ризоположенский храм был перенесен ковчег с частью Ризы Пресвятой Богородицы, который был передан Русской Православной Церкви Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2007 году, в дни празднования 90-летия восстановления Патриаршества. 15 июля в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией Армянской Апостольской Церкви во главе с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. Во встрече Предстоятелей Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви также приняли участие вице-спикер Государственной Думы А.Н. Чилингаров и председатель Союза армян России А.А. Абрамян. Приветствуя Католикоса-Патриарха Гарегина II, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, отметил: «Я хотел бы выразить особое чувство радости по поводу Вашего визита в Москву. Я хотел бы также приветствовать высокую делегацию, которая Вас сопровождает; и я рад, что в ее состав помимо представителей Святого Эчмиадзина входят представители Иерусалимского и Константинопольского Патриархатов Армянской Апостольской Церкви. Я могу сказать с полным правом, что это встреча старых друзей, потому что Московский Патриархат и Эчмиадзин связывают многолетние дружеские связи и я не раз лично имел возможность посещать самое святое место в Армении — Эчмиадзин, общаться с Вами, с Вашими благочестивыми предшественниками, с братьями, которые сопутствуют Вам, большинство из которых я лично хорошо знаю.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

М.М. Бернацкий Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление») Источник Содержание Рецепция Собора 1691 г. в Русской Православной Церкви Грамота Константинопольского Собора 1691 года ГИМ. Син. 346     Константинопольский Собор 1691 г. был последним в ряду Соборов XVII в., направленных против изданного в 1629 г. на латинском и в 1633 г. на греческом языках «Восточного исповедания христианской веры» Константинопольского патриарха Кирилла I Лукариса, а именно: Константинопольских 1638, 1642, 1672 и Иерусалимского 1672 гг. 1 , и в отличие от предшествовавших имел предметом своего рассмотрения лишь таинство Евхаристии. Поводом для его созыва послужили изданные и распространяемые последним ревностным поборником Лукариса, великим логофетом Иоанном Кариофиллом 2 (ок. 1600 – после 1693), некие «тетради» (σχδια), в которых отвергалось в учении о Евхаристии слово «пресуществление» (μετουσωσις) как якобы чуждое святым отцам латинское новшество. Иоанн Кариофилл, согласно свидетельству его оппонента Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары 3 , родился в селении Карии (Деркская епархия во Фракии) в бедной семье 4 . Это селение принадлежало области, некогда подверженной манихейской ереси афинган, в вероучении которой отрицалось таинство Евхаристии 5 . Еще в молодом возрасте Кариофилл прибыл в Константинополь, где обучался ювелирному мастерству. Но оказавшись способным к наукам, он прошел курс в начальной школе, после чего стал (приблизительно в 1625– 1628 гг.) учеником Феофила Коридалевса (ок. 1574–1646), знаменитого соратника Лукариса, неоднократно высказывавшегося против православного учения о пресуществлении. От Коридалевса Кариофилл усвоил протестантские воззрения и главный методологический принцип, который отстаивал Феофил, – невозможность использования философии в богословии. Мнения исследователей о дальнейшем развитии карьеры Кариофилла вплоть до 1645 г. разноречивы 6 . Вероятно, некоторое время он пробыл в Валахии, а в 1640 г. получил должность логофета.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР подготавливаемый правосл. сообществом Собор всех правосл. Церквей. Общий Собор правосл. Церквей не проводился со времени VII Вселенского Собора 787 г., хотя известны Соборы с участием представителей неск. или даже всех Поместных Церквей, напр. Ясский (1642), Московский (1666-1667), Иерусалимский (1672), К-польский (1691) и др. Особенно представительным был К-польский Собор в храме Св. Софии (879), в к-ром участвовали Предстоятели 5 Церквей, в т. ч. Римской. Однако эти Соборы не имели статуса всеправославных. В XX в. также предпринимались попытки собрать представителей всех правосл. Церквей. Так, в 1923 г. в К-поле состоялся «Всеправославный конгресс» , однако название этого совещания всеправославным не может быть принято, т. к. в его работе не участвовали представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и большинства др. Поместных Церквей. К-польский Патриархат предложил созвать в 1925 г. в Иерусалиме в 1600-ю годовщину I Вселенского Собора Вселенский Собор «для рассмотрения разных вопросов первостепенной важности, разрешение которых является спешным и абсолютно необходимым». Поместные Православные Церкви, приветствуя саму идею Собора, после тщательного изучения предложенных вопросов заявили о необходимости созвать прежде Предсобор из представителей всех автокефальных правосл. Церквей. По этому предложению 8-23 июня 1930 г. на Афоне, в Ватопедском мон-ре, заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, к-рая составила список тем и предложила обсудить их на Предсоборе в июне 1932 г. в том же Ватопедском мон-ре (не состоялся). В работе комиссии приняли участие Предстоятели К-польской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Кипрскую Церковь представляла К-польская Церковь, Элладской и Польской Православных Церквей. Из 32 тем, определенных Межправославной подготовительной комиссией, после обсуждения осталось 16, собранных в единый каталог, к-рый был впосл. использован на I Всеправославном совещании. 1-й и основной в каталоге значилась тема о положении в РПЦ. Представители РПЦ в работе Межправославной подготовительной комиссии участия не принимали: К-польский Патриарх Фотий II направил 6 мая 1930 г. письмо 844) одновременно на имя митр. Нижегородского Сергия (Страгородского) и на имя главы «Живой церкви» «митр. Московского» Вениамина (Муратовского) . Приглашение на совещание обновленцев сделало невозможным участие в работе комиссии представителей иерархии канонической РПЦ.

http://pravenc.ru/text/155530.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010