26 февраля 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в зимней сессии (сентябрь-февраль) приглашены: митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; епископ Нарвский и Причудский Лазарь; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Находкинский и Преображенский Николай. ЖУРНАЛ 1 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, председателя организационного комитета празднования десятилетия Поместного Собора Русской Православной Церкви и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, о состоявшихся торжествах. Справка: С 27 января по 1 февраля 2019 года в Москве проходили торжества, посвященные десятилетию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для участия в праздничных мероприятиях прибыли 301 архиерей Русской Православной Церкви, а также официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской во главе с митрополитом Триполийским Феофилактом; Антиохийской во главе с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном Х; Грузинской во главе с митрополитом Горийским и Атенским Андреем; Сербской во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем; Румынской во главе с митрополитом Тырговиштским Нифоном; Болгарской во главе с митрополитом Старозагорским Киприаном; Польской во главе с архиепископом Люблинским и Холмским Авелем; Чешских земель и Словакии во главе с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом; Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. Иерусалимская Церковь была представлена настоятелем Подворья Иерусалимской Православной Церкви в Москве архимандритом Стефаном (Диспиракисом).

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

II. Состояние церкви по внутреннему устройству А) Состояние духовного просвещения и учения Первыми учителями православной веры были у нас наши первые пастыри, Греки и отчасти южные Славяне 109 . Нет сомнения, что в числе их находилось очень немало мужей образованных, особенно между Митрополитами и Епископами: ибо для проповедания Евангелия в стране новой благоразумие всегда заставляло избирать людей способнейших и приготовленных к столь важному делу; да и наши некоторые летописи не без причины же называют учеными тех Греческих священников, которых рассылал св. Владимир по всем градам и селам Русским 110 . Может быть даже, многие из этих пастырей, проповедуя слово Божие устно, излагали свою проповедь и в письменах. Но до нас дошли только немногие и небольшие сочинения пятерых тогдашних Митрополитов наших, бывших из Греков: Леонтия, Uoahha II , Никифора I, Uoahha IV и Кирилла I. Первому приписывают послание к Латинянам об опресноках, хранящееся в Московской Синодальной библиотеке в двух списках 111 . За подлинность этого послания ручаются: а) то, что оно прислано в Россию от Иерусалимского Патриарха Досифея, скончавшегося уже в начале XVII века 112 , и следовательно, прислано в такое время, когда вовсе не было побуждений делать подлог подобного сочинения и приписывать его древнему Русскому Митрополиту, и от такого лица, в котором трудно предположить самую (нравственную) возможность подлога; б) то, что оба списка послания, действительно, относятся не к XVIII или XVII веку, когда жил Досифей, а к XIV 113 ; в) наконец – неподкупное свидетельство отступника от православия Льва Алляция, всею душою предавшегося Латинству, который сам видел последний список этого послания, выписал даже его начало 114 , и почитает его сочинением именно Льва или Леонтия Митрополита Русского 115 . Сочинением Uoahha II признается одно послание, находящееся при разных списках Кормчей книга, и напечатанное в первой части Русских Достопамятностей под заглавием: Иоанна Митрополита Русского, нареченного Пророком Христа, написавшего правило Церковное от святых книг вкратце Иякову Черноризцу; но признается только с вероятностью 116 . Митрополиту Никифору принадлежит два прекрасных послания к Великому Князю Владимиру Мономаху : одно – о Латинах, како отвержени быша от Восточныя Церкве 117 , а другое – о посте и воздержании чувств 118 , и еще (рукописное) поучение в неделю сыропустную 119 . Из сочинений Uoahha IV сохранилось только ответное послание к Римскому папе, вопрошавшему его о существе веры 120 . Наконец от Митрополита Кирилла I, известного под именем философа, о котором летописи свидетельствуют, что он «был научен многих язык и наук, богословии, философии и всякой мудрости, – чем весьма прославился», уцелело только несколько слов между рукописями Иосифова Волоколамского монастыря 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  разделы   рассылка  распечатать Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений " Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития " . Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. " Для нас встретить Господа – значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем... Тогда ум будет занят единым Господом... В воле и совести запечатлеются заповеди Божии " , – так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества. Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь утром за Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений – и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми. Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство – одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: " Вы – тело Христово, а порознь – члены " (1 Кор. 12:27). " Таинство единства " и " союз неразрывного согласия " должны быть бережно хранимы, – призывает нас священномученик Киприан Карфагенский.

http://religare.ru/2_62368.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений Код плеера Livejournal Liveinternet 15 февраля 2009 г. 21:57 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня, в праздник Сретения Господня , мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме  Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем… Тогда ум будет занят единым Господом… В воле и совести запечатлеются заповеди Божии», — так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества. Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь  утром за  Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений — и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми. Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство — одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия» должны быть бережно хранимы, — призывает нас священномученик Киприан Карфагенский.

http://patriarchia.ru/db/text/561166.htm...

В истории Церкви, церковной словесности и богословия период от Никейского Собора (325 г.) до Собора Халкидонского (451 г.) занимает исключительное положение. Не случайно он получил устойчивое наименование золотого века святоотеческой письменности, будучи одновременно и золотым веком святоотеческого богословия 1 . Именно в этот период (а точнее эпоху – ввиду значительности указанного периода), когда Церковь подверглась мощному натиску ересей (арианской, аполлинаристской, несторианской и зарождающейся монофизитской), соблазнивших немалое число архипастырей, пастырей, монахов и мирян, в лоне Тела Христова, по благодати Божией, появился целый сонм выдающихся святостью и богомудрием мужей, которым Бог даровал преизобильный дар молитвы, слова, мысли и тайнозрения. Они появляются в различных областях христианского мира. Так, на греческом Востоке засияли звезды двух великих александрийцев – свт. Афанасия и свт. Кирилла, из которых первый был не только кристально-чистый защитник Православия, ниспровергающий все хитросплетения арианствующих, но и мудрый апологет, неутомимый подвижник и добрый архипастырь. Что же касается второго, то обычно в свт. Кирилле видят главным образом несокрушимого борца против несторианства. Хотя в общем это верно, но нельзя оставлять в тени такие важнейшие грани его творчества, как проповедничество и толкования на Священное Писание (не говоря уже об апологетике), где богословский талант этого Александрийского святителя раскрылся даже более полно, чем в его полемических трудах. В созвучии с великими александрийцами раздавался и триединый глас не менее великих каппадокийцев: святителей Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , которых поддержал хотя и менее богатый оттенками, но твёрдый голос свт. Амфилохия Иконийского – ученика св. Василия и одарённого проповедника 2 . В Святой Земле расцвёл внешне скромный, но глубокий талант свт. Кирилла Иерусалимского , «защитника апостольского учения», как назвал его блаж. Феодорит; по определению отца Георгия Флоровского , он «не был самостоятельным богословом, но был замечательным учителем и свидетелем Истины» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В истории Церкви, церковной словесности и богословия период от Никейского Собора (325 г.) до Собора Халкидонского (451 г.) занимает исключительное положение. Не случайно он получил устойчивое наименование золотого века святоотеческой письменности, будучи одновременно и золотым веком святоотеческого богословия 2 . Именно в этот период (а точнее, эпоху – ввиду значительности указанного периода), когда Церковь подверглась мощному натиску ересей (арианской, аполлинаристской, несторианской и зарождающейся монофизитской), соблазнивших немалое число архипастырей, пастырей, монахов и мирян, в лоне Тела Христова, по благодати Божией, появился целый сонм выдающихся святостью и богомудрием мужей, которым Бог даровал преизобильный дар молитвы, слова, мысли и тайнозрения. Они появляются в различных областях христианского мира.Так, на греческом Востоке засияли звезды двух великих александрийцев – свт. Афанасия и свт. Кирилла, из которых первый был не только кристально чистый защитник Православия, ниспровергающий все хитросплетения арианствующих, но и мудрый апологет, неутомимый подвижник и добрый архипастырь. Что же касается второго, то обычно в свт. Кирилле видят главным образом несокрушимого борца против несторианства, и хотя в общем это верно, но нельзя оставлять в тени такие важнейшие грани его творчества, как толкования на Священное Писание и проповедничество (не говоря уже об апологетике), где богословский талант этого александрийского святителя раскрылся даже более полно, чем в его полемических трудах. В созвучии с великими александрийцами раздавался и триединый глас не менее великих каппадокийцев: святителей Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , которых поддержал хотя и менее богатый оттенками, но твердый голос свт. Амфилохия Иконийского – ученика св. Василия и одаренного проповедника 3 . В Святой Земле расцвел внешне скромный, но глубокий талант свт. Кирилла Иерусалимского , «защитника апостольского учения», как назвал его блж. Феодорит; по определению отца Георгия Флоровского , он «не был самостоятельным богословом, но был замечательным учителем и свидетелем Истины» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Воля Божия, еже есть речено нам на спасение: кланятися Святей Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу, и Кресту Честному и Святому Воскресению Тридневному, и Матерь Божию славити, яко Тою бысть спасение всему миру, – и всем силам небесным, и всем святителем покланятися и целовати любезно» («Златая Цепь» – 3, 24). «Похвалим же... нашего учителя и наставника, великого кагана нашея земли, Владимира... иже... заповеда по всей земли своей креститеся во имя Отца и Сына и Святого Духа... и всем быти крестьяном» (Свт. Иларион Киевский – 1, 69–71) Русская церковная литература – переводная и оригинальная – появилась со времени Крещения Руси и оказала большое содействие утверждению христианства среди наших предков. С первых же дней бытия Русской Православной Церкви важное место в ее духовной жизни заняли творения святых отцов: Иоанна Златоуста , Василия Великого , Афанасия Великого , Кирилла Иерусалимского , игумена Синайского Анастасия и других (см. 3). Но уже в XI в. создаются оригинальные произведения русских церковных писателей: «О Законе и Благодати» св. митрополита Киевского Илариона, «Поучение к братии» архиепископа Новгородского Луки и поучения игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. В 12-м столетии русская церковная литература обогатилась красноречивыми словами св. Кирилла, епископа Туровского , и других. Нельзя не упомянуть еще два известнейших памятника: «Поучение» Владимира Мономаха и «Послание» Благовещенского иерея Сильвестра. Первое было написано, видимо, в конце жизни князя – «седя на санях» (т. е. в ожидании близкой кончины: мертвых тогда возили в церковь только на санях). За его плечами был богатый опыт, и князь многое мог рассказать своим потомкам и многому их научить (см. 3, 134–140). Второе – «Послание» иерея Сильвестра представляет собой ряд наставлений отца к сыну, начинающихся обращением: «Милое мое чадо, дорогое! Послушай отца своего наказание» (см. 3, 140–149). «Этими двумя памятниками, – пишет профессор А.И. Пономарев, – ярко обозначаются начальный (XI в.) и конечный (XVI в.) пункты того христианского религиозно-нравственного и общественно-бытового развития Древней Руси, над которым трудилась главным образом наша церковно-учительская письменность» (3, 315).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Глава 13. Золотой век святоотеческой литературы. Святой Иоанн Златоуст IV и первая половина V в. было временем яркого расцвета святоотеческой литературы. Великие Отцы Церкви раскрывали догматы веры, насаждали христианское нравственное учение, составляли богослужебные последования, трудились над устройством церковной жизни. Церковь чтит имена Святых Отцов восточных: Афанасия Великого (ум. 373), Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. около 390), Григория Нисского (ум. 394), Кирилла Иерусалимского (ум. 386), Епифания Кипрского (ум. 403), Иоанна Златоуста (ум. 407), Кирилла Александрийского (ум. 444) и западных: Амвросия Медиоланского (Миланского) (ум. 397), Иеронима Стридонского (ум. 420), Августина Иппонского (ум. 430), Льва Великого (ум. 461). Святой Афанасий Великий , о котором мы уже говорили в 11-й главе, родился и получил образование в Александрии. Еще мальчиком он обратил на себя внимание епископа: играя на берегу моря с товарищами, он совершил крещение одного из них, и сделал это совершенно правильно и сознательно. Будучи молодым диаконом, он сопровождал своего епископа Александра на I Вселенский Собор. Позднее он сблизился с отшельниками в пустыне, написав житие самого знаменитого из них – преподобного Антония Великого . Он постоянно испытывал преследования со стороны ариан и сочувствовавших им властей, проведя немало времени в изгнании. Мужественный борец и яркий церковный писатель посвятил весь свой литературный дар защите православия. Только последние годы своей жизни он провел в Александрии, трудясь как архиепископ над устройством церковной жизни Египта. Святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) в IV в. был наиболее влиятельным Отцом Церкви на латинском Западе. Он происходил из знатной семьи и занимал высокий пост, пока его не выбрали в епископы. Ему удалось добиться разных прав для Церкви, как, например, «права убежища» для преследуемых. Жизнь, подвиги и сочинения Отцов и Учителей Церкви, которых мы здесь упомянули, и некоторых других изучает особая богословская наука, именуемая патрологией (по-гречески – наука об. Отцах). С ней подробно знакомятся студенты в духовных академиях, богословских семинариях и на богословских факультетах в разных странах. Мы же постараемся здесь описать немного подробнее жизнь одного из наиболее известных Отцов Церкви – святого Иоанна Златоуста , память о котором живо сохранилась в Православной Церкви. Святой Иоанн Златоуст (347–407 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор Совершенно очевидно, что в период прихода к власти Юстиниана христологические споры были далеки от разрешения. Сущность разногласий сосредоточилась вокруг проблемы теопасхизма (богострадания). На вопрос: «Кто страдал на Кресте?» – разные стороны отвечали по-разному. Оппонентам халкидонского ороса не казалось очевидным то, что само собой разумелось для приверженцев христологии святого Кирилла Александрийского ; что Ипостась Христа – Та же Самая, что и предвечная Ипостась Бога Слова, Который и страдал на Кресте «во плоти». Однако некоторые халкидониты неохотно говорили о богострадании. Их противники также знали, что с собором были связаны имена Феодора Мопсуэстийского, Ивы Эдесского и Феодорита Киррского . Последние два, будучи учениками и последователями Феодора, сами присутствовали на Халкидонском соборе. В глазах монофизитов все это отдавало недвусмысленным несторианством, и именно поэтому добавление к Трисвятому гимну («распятый за нас») казалось им совершенно необходимым. Как уже обсуждалось, это добавление, формально не будучи еретическим, вызывало протесты халкидонской партии, в которой, как нарочно, со смерти Феодорита Киррского (466 год) не было ни одного крупного богослова, пока, наконец, при дворе Юстиниана не появился Леонтий Иерусалимский (не путать с Леонтием Византийским !). Христологические взгляды Леонтия Иерусалимского позволили установить подлинную связь между взглядами святого Кирилла и догматическими постановлениями Халкидонского собора, и благодаря Леонтию халкидонская партия наконец-то формально согласилась отождествить ипостась Христа с предсуществующей ипостасью Слова: В наше время Слово, облекши плотью Свою ипостась и Свою природу, которые существовали прежде, чем Его человеческая природа, и которые до создания мира были бесплотны, воипостасировало человеческую природу в Свою собственную ипостась. ( Леонтий Иерусалимский . «Против Нестория», 5, 28) Таким образом, согласно Леонтию Иерусалимскому , Слово восприняло не человеческую ипостась, а человеческую природу, общую для всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава 3. История римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Начало римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине относится ко времени крестовых походов. Бесспорно, что главною целию этих последних было освобождение Гроба Господня и других святых мест из-под власти неверных. Но с этою главною целию соединялась и другая – распространение римско-католического учения в пределах восточно-православной церкви, которая незадолго пред тем окончательно отделилась от своей заблудшей сестры. Не может подлежать никакому сомнению, что римские первосвященники возлагали очень большие надежды на крестовые походы в этом именно смысле 33 . И расчеты их, хотя и не вполне, оправдались. Со времени крестовых походов начинается деятельная пропаганда римско-католиков в Палестине. В то время, как войско первых крестоносцев медленно подвигалось к Иерусалиму, этот последний был отнят арабами у сельджукских турок. Пред Антиохией крестоносцы получили от арабского халифа сообщение о завоевании им Иерусалима вместе с предложением восстановить христианские храмы и святыни и защищать их, если только крестоносцы придут к нему в качестве мирных паломников. Но крестоносцы не пожелали делать какое-либо различие между последователями ложного пророка и отвечали халифу, что, с Божиею помощию, они сами надеются взять и владеть землею, которая должна принадлежать им по праву как достояние их отцов. Надежды их, действительно, осуществились. 15 июля 1099 года Иерусалим был взят крестоносцами. Взятие его сопровождалось сценами хищничества и зверства, позорными для христианского имени. Крестоносцы не щадили ни возраста, ни пола. Было избито до 70 000 магометан. С образованием крестоносцами иерусалимского королевства существенно изменилось положение палестинских христиан. Православный иерусалимский патриарх, который пред осадой города был выслан арабами, умер на о. Кипре. Его место занял латинский патриарх Дагоберт 34 . В 1100 г. латинский патриарх был поставлен и в Антиохию. Вместе с патриархами поставлялись в Сирии и Палестине и латинские епископы, которые постепенно заменяли здесь православных епископов. Латинская иерархия относилась с презрением и даже с ненавистью к низшему арабскому духовенству и православным мирянам. Таким образом, сирийские и палестинские христиане, как схизматики, оказались в положении гонимых. Гонения и притеснения, какие практиковала в отношении к ним высшая латинская иерархия, были настолько чувствительны и сильны, что православные сирийские и палестинские христиане скоро начали сожалеть о том времени, когда они жили под управлением иноверных мусульман. Главная забота латинской иерархии была направлена на обеспечение доходов своих церквей и приобретение недвижимых имуществ. Как только утверждался где-либо латинский епископ, тотчас же начинались споры с обладателями земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010