Кирпичная церковь, сооружённая в 1779 г. Бесстолпный пятиглавый четверик с крупным южным приделом Кирилла Новоезерского (1-я пол. XIX в.) и трапезной, в которой помещался Пятницкий придел. В кон. 1880-х г.г. перестроена в псевдорусском стиле на средства К. Н. Попова, в 1891-1893 г.г. им же сооружена высокая отдельно стоящая многоярусная шатровая колокольня в псевдорусском стиле. Закрыта в 1930 г. Использовалась как мельница, на колокольне помещалась пожарная каланча. С 1990-х г.г. заброшена, в тяжёлом состоянии, в 2001 г. выгорела колокольня. В 2008 г. передана епархии, активный ремонт еще не начат. Своеобразным символом Алатыря, венчающим исторический центр города, является церковь Казанской иконы Божией Матери. Она была построена в 1779 году на средства алатырского купца К. Н. Попова. В 1957 году церковь была признана памятником архитектуры. В августе 2001 года случилось непоправимое – сгорел купол колокольни (1887 г.). В 2008 году все строения, входящие в ансамбль Казанской церкви, были переданы в собственность Чебоксарско-Чувашской епархии. В последние годы это красивейшее архитектурное произведение стиля «московского барокко» возрождается. Большую работу по восстановлению храма проводит настоятель, иерей Александр Шешуков. К настоящему времени здесь выполнены кровельные работы, восстановлена кирпичная кладка вокруг здания. Вот уже три года в церкви проводятся службы. 26 июня 2017 года епископ Алатырский и Порецкий Феодор совершил чин освящения крестов и куполов для храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь. Его Преосвященству сослужил настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь иерей Александр Шешуков. По окончании чина освящения владыка-епископ обратился к присутствующим с архипастырским словом и наградил архиерескими грамотами строителей храма. 30 июня 2017 года состоялось долгожданное и очень значимое событие – на колокольню был установлен шатёр с куполом и крестом. Ещё 6 куполов на храме появились немного ранее. Нужно отметить, что архитектура многоярусной колокольни Казанского храма уникальна. Высота строения – около 46 м, толщина стен первого яруса превышает 166 см, а богатое декоративное убранство было выполнено за счёт применения разновидного тёсаного кирпича (около 15 видов). Отдельные элементы декора мастера покрывали известковым раствором, придавая вид белого камня. Шатёр и купола устанавливала бригада из Челябинска. Технику предоставили АО «Электроавтомат» и мужской Свято-Троицкий монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=04992

Летом 2001 г. купол колокольни еще стоял. 18 августа 2001 г. сгорел купол колокольни церкви. Сигнал о возгорании в пожарную часть поступил ближе к вечеру. Тушили 6 часов. Дело осложнялось тем, что горела внутренняя деревянная обвязка и лестница на 4-м, самом верхнем ярусе, на 40-метровой высоте. Чтобы добраться до очага, огнеборцы использовали выдвижную лестницу. Из-за сильного ветра искры попали на склад обувной фабрики, чьи цеха расположены в ста метрах. Загорелась часть кровли. К счастью, распространиться дальше огню не дали. Так или иначе, исторический город Алатырь лишился одного из своих символов. В 2008 г. церковь передана Чувашско-Чебоксарской епархии. Прихожане вместе со своим батюшкой активно приступили к восстановлению и возрождению еще одного поруганного храма в Алатыре.  Источник: сайт Чебоксарско-Чувашской епархии Храм каменный, построен в 1779 г. Престолов в нем три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, в южном во имя преп. Кирилла, Новоезерского Чудотворца, и в трапезном приделе во имя св. мученицы Параскевы Пятницы. Часовен две: одна при входе в храм, каменная, построена в 1887 г. купцом К. Н. Поповым; другая, тоже каменная, построена в 1879 г., находится против алтаря храма. Земли церковной 125 дес. пахотной и сенокосной и завещанной умершим купцом Поповым 122 дес.; доходы с последней идут в пользу храма в количестве 30% и в пользу причта в количестве 70%. Капитал церкви 5340 руб. Причт состоит из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков; один из священников имеет собственный дом, а для прочих членов причта квартиры в церковных домах. Капитал причта 17490 руб. Прихожан в гор. Алатырь в 188 двор. 577 м. и 695 ж.; сверх того раскольников в 6 двор. 9 м. и 9 ж. и лютеран 1 м. Церк.-приход. попечительство открыто в 1876 г. Церк.-приход. школа существует с 1887 г., помещается в церковном здании. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года.   С приложением географической карты Симбирской епархии (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год). - Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева. 1903.

http://sobory.ru/article/?object=04992

Церковь Иоанна Предтечи закрыли 21 марта 1929 года под предлогом острого дефицита в городе помещений для общественных и хозяйственных организаций. В августе-октябре того же года Иоанно-Предтеченский Пустынский храм был передан артполку Х стрелковой дивизии для использования под культурно-спортивные и хозяйственные надобности. Церковь разрушена до основания в 1932 году. От строений, составлявших когда-то Дюдикову пустынь, до наших дней сохранились лишь остатки каменного трехэтажного дома, построенного купцом Немировым. Здесь до 1917 года помещалась Немировская богадельня для престарелых граждан города. А в советское и постсоветское время – воинские учреждения. Вологодская Иоанно-Предтеченская Пустынская церковь Современное местоположение: г. Вологда. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Монастырь: Дюдикова Предтеченская мужская пустынь. Приход был образован на месте Дюдиковой пустыни, разорённой в начале XVII в. литовцами. Каменный храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1653 году, в полуверсте к северу от города, на левом берегу р. Вологды. Упоминался в окладных книгах Вологодского архиерейского дома XVII и XVIII в.в. Алтарь был троечастный, с тремя пролётами, разделённый поперечными стенами. Престолы в честь: Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи - главный, прп. Нила Столобенского (в южной части алтаря, устроен в 1790 г.), прп. Кирилла Новоезерского (в северной части алтаря). Обновлённый храм во имя св. Иоанна Предтечи освящён 24 июня 1876 г. Стены были выложены сплошной кладкой из обожженного толстого кирпича, весом 25 ф. Иконостас - пятиярусный, пол - из каменных плит. Впоследствии этот храм был преобразован в приходской. Вторая приходская церковь - Знаменская. Церковь издревле имела Знаменский престол, первоначально устроенный по случаю явления 2 сентября 1570 г., во время морового поветрия в Вологде, иконы Знамения Божией Матери. Эта икона хранилась в церкви, её размеры - 3 1/4 х 5 вершков. Каменная церковь была построена в 1748 году воеводой Фёдором Даниловичем Развариным. Тёплая, с одной главой на четырехгранном фонаре. Престолы в честь: иконы Божией Матери «Знамение» - главный, свт. Николая Мирликийского, мч. Уара Египетского.

http://sobory.ru/article/?object=35508

Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. Старинный образ св. Николая Великорецкого был перенесен в трапезу Воскресенского Собора. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть храму самостоятельность. В 60-х годах XIX века церковь Николая Чудотворца усилиями вологжан была возобновлена снаружи и полностью перестроена внутри в связи со сменой посвящения. В 1869 году она была переосвящена в церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, в память события 4 апреля 1866 года (неудача покушения Д. Каракозова на Александра II). Г. Лукомский в начале XX века так описывал храм: " Церковь очень хороших форм - окрашена в два тона, стиль ее указывает на единовременную постройку в начале XVIII столетия. Прекрасен портал входа " . С 1920-х гг. храм был закрыт. Службы в нем возобновились в 1997 году. С 12 сентября 2002 года шесть новых колоколов украшают церковь Александра Невского (до этого там был только один колокол). Самый большой колокол этой звонницы весит около 130 килограммов. Ровно через год к ним добавился еще один колокол весом 260 килограммов. 6 мая 2004 года, в день преподобного Георгия Победоносца, в церкви Александра Невского был открыт мемориальный комплекс памяти воинов-вологжан, погибших в Афганистане и Чечне. 176 фамилий высечено золотыми буквами на мраморных плитах. Источники: http://history.nason.ru/hramy/13/; http://www.vic35.ru/news/2978.html Кирпичный одноглавый храм в стиле барокко с трапезной и колокольней. Сооружен в XVIII в. (ок. 1714). Главный престол Спаса Нерукотворного в 1869 г. переосвящен в Александро-Невский в память события 1866 г., в трапезной приделы Кирилла Новоезерского и Никольский (ныне не возобновлен). В XIX в. был приписан к собору, с 1910 г. - военный, в 1920-х г.г. передан общине евангелистов, в 1929 г. закрыт. Поддерживался в порядке, в 1980-х г.г. отреставрирован. Возвращен верующим в 1997 г.

http://sobory.ru/article/?object=00235

В 1869 году, в память о «чудесном спасении жизни» императора Александра II после покушения на него террористов-народовольцев в 1866 году, церковь была переосвящена во имя святого Александра Невского. В 1860-е годы храм был отремонтирован и перестроен внутри, шатровая колокольня была заменена на существующую — шпилевидную. После перевода в Вологду в 1910 году 198-го Александро-Невского пехотного полка, церковь Александра Невского стала единственным в городе полковым военным храмом. В 1924 году (по другим данным в 1929) церковь была закрыта. Здание храма, которое было национализировано, в разные годы использовалось как общежитие, склад, управление «Главкинопроката», лыжная база. Во время войны в 1941—1945 годах в здании располагалась воинская часть. За время советской власти церковь существенно пострадала, был утрачен шпиль колокольни и крест над холодным храмом. В 1978 году церковь Александра Невского была поставлена на государственную охрану, как памятник архитектуры регионального значения. После реставрации в 1980-е годы, здание церкви было передано областному краеведческому музею, а в 1997 году возвращено Вологодской епархии. Первым настоятелем возрожденной церкви был назначен отец Андрей Пылёв. После восстановительных работ 20 ноября 1997 года, в день памяти преподобного Кирилла Новоезерского была совершена первая литургия. В 1997 году 6 декабря освящен главный престол. Престол Кирилла Новоезерского был возобновлен после появления в храме иконы святого, которую принесла одна из прихожанок. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Церковь построена из кирпича. Имеет трехчастную композицию, строго симметричную по продольной оси. Основное здание церкви — двухсветный четверик с пониженной полукруглой апсидой. Его венчает барабан в виде двух, поставленных друг на друга восьмериков, с пилястрами на ребрах. Купол в виде закрытой урны, увенчан золотым крестом. К основному зданию церкви примыкает вытянутая по продольной оси церкви трапезная. Над её западной частью возвышается колокольня типа «восьмерик на четверике» с позднейшим куполом и шпилем. Внешний декор характерен для XVIII века и представлен сдвоенными пилястрами ионического ордера и полуколонками в углах и рамочными наличниками с треугольными фронтонами. Главный вход в церковь раскрывается в виде перспективного портала, арки которого полностью утоплены в стену. Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Александр...

– Будет, – говорил он, – на нашей земле мятеж между людьми и беды великие, прольётся сильный гнев Божий, падут от меча многие, а другие будут отведены в плен. Когда же к нему подошел ученик его Дионисий и начал спрашивать преподобного: «Скажи нам, отче, а потом что будет?» Преподобный отвечал ему: – Вслед за этим я видел Царя седящего на Престоле и пред Ним двух юношей, имеющих на головах своих венцы царские. И дал Господь им в руки оружие на врагов, – и все царства земные поклонятся Сидящему на Престоле, и наше царство будет умирено и устроено Богом. Вы же, отцы и братия, – прибавил преподобный, – молитесь со слезами Богу и Пречистой Его Матери о державе Российского царства». Причастившись Святых Таин и оградив себя крестным знамением, святой Кирилл предал Господу дух свой 4 февраля 1532 года, и погребен в основанной им обители 1191 . 1183 Ныне уездный город Костромской губернии на низменном юго-восточном берегу Галичского озера 1185 Преподобный Корнилий основал монастырь в Вологодском Комельском лесу, в 5 верстах от города Грязовца. Монастырь этот известен под именем Корнилиева Комельского Введенского. Св. Корнилий скончался 19 мая в 1537 г.; там почивают и святые мощи его. Память его – 19 мая. 1188 Бело-озеро находится в Новгородской губернии, на границе Кирилловского и Белозерского уездов. 1189 Тихвинский Богородице-Успенский монастырь находится в городе Тихвине Новгородской губернии. Основан на месте явления иконы Божией Матери, известной под именем Тихвинской. 1190 Кириллов-Новоезерский монастырь находится на Красном острове Нового озера в 30 верстах от г. Белозерска, Новгород. губ. В монастырской ризнице есть крест напрестольный, писанный, как гласит предание, на древе гробовой доски преподобного Кирилла. 1191 Мощи преподобного Кирилла обретены были нетленными в 1649 г. при основании нового храма, строившегося по обету спасенного от бед боярина Морозова. По определению собора, они освидетельствованы были Вологодским архиепископом Маркеллом; а в 1662 г. августа 22 перенесены были в раке в новый храм, где и ныне почивают, источая чудеса. Обретение мощей св. Кирилла вспоминается 7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1631 году Шестова дарит эти земли московскому Новоспасскому монастырю, в связи с чем Рыбницы впервые упоминаются в письменном источнике. В начале XVIII в. в Рыбницах была обретена икона Всемилостивого Спаса, в результате этого события в селе на живописном берегу р. Волги будет построена Спасская церковь. Во второй половине XVIII в. село принадлежало известному екатерининскому вельможе генерал-поручику К.Е. Сиверсу. До середины XVIII в. местные жители ходили в храм села Бор-Голышкин, что находился в трех верстах от Рыбниц. К тому же весенние разливы Волги причиняли жителям много неудобств. В Ярославскую духовную консисторию было направлено прошение от всех жителей села с просьбой о возведении в Рыбницах храма во имя Всемилостивого Спаса. Разрешение Святейшего Синода на строительство храма в с. Рыбницы последовало 10 августа 1722 года. После чего была приглашена артель плотников, и работа закипела. Храм освятили лишь в 1759 году. На том же месте на средства местного крестьянина Кирилла Михайловича Кускова с 1789 по 1792 гг. строится каменный храм с приходом из четырех деревень Уткино, Свечкино, Тюмба и Овсяники. Рядом с храмом взметнулась ввысь четырехъярусная колокольня в классическом стиле. Престолов в церкви три: главный - во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, в приделах на южной стороне - во имя Святителя и Чудотворца Николая, на северной - во имя Кирилла Новоезерского. Местные мастера-лепщики, украшавшие столичные храмы, не позабыли и о только-что возведенной Рыбницкой церкви, украсив ее всевозможной изысканной лепниной. А капители колонн первого яруса, выполненные с применением коринфского ордера, стали подлинным украшением этого величественного сооружения. С 1890 года церковным старостой был родной брат скульптора А.М. Опекушина Константин Михайлович. В 1896 году по его инициативе на паперти был сооружен киот с двумя иконами. На одной из икон были изображены Святитель и Чудотворец Николай, царица Александра и Мария Магдалина, на другой - мученики Исидор и Максим с благословляющим их свыше Господом.

http://sobory.ru/article/?object=03075

Среди данного блока статей следует выделить объёмные публикации, посвящённые св. равноапостольному Кириллу, создателю славянского алфавита и славянской письменности. В статье представлены не только биографические данные об Учителе славян, но рассмотрена динамика распространения почитания этого святого среди славянских народов, принадлежащих к разным Поместным Православным Церквям. Также рассмотрен вопрос о почитании св. Кирилла равноапостольного в Римско-Католической Церкви. Людям, интересующимся вопросами патрологии, безусловно, будет очень интересна статья, посвящённая святителю Кириллу, Архиепископу Александрийскому, знаменитому отцу и учителю Церкви V века. В статье, помимо биографических данных, подробно представлен обзор богословских творений святителя, их современных изданий и переводов. Особое внимание уделено богословским взглядам св. Кирилла Александрийского и его полемике с ересиархом Несторием. Следом за данной статьёй идёт публикация, посвящённая другому великому отцу и учителю Церкви, — святителю Кириллу, епископу Иерусалимскому, и его творениям. Продолжая тему блока статей «Кирилл», стоит обратить внимание на публикации, посвящённые знаменитому русскому старцу новейшего времени — архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры; священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому, прославленному в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви. Также заслуживают внимания статьи, посвящённые выдающимся подвижникам эпохи «золотого века» русского монашества, — преподобным Кириллу Белозерскому и Кириллу Новоезерскому, а также основанным ими монастырям на Русском Севере: и Кириллову Новозерскому в честь Воскресения Христова мужским монастырям. В статьях об этих обителях представлена подробная информация по истории обителей, их святынях, архитектурных комплексах и т.д. Продолжая тему русских монашеских обителей, следует также упомянуть статью, посвящённую древнему Кирилловскому Свято-Троицкому монастырю в Киеве. В данной статье также представлена историческая справка и информация о культурном и историческом наследии обители, в которой сохранился храм XII века с росписями домонгольского времени и выполненными при реставрации в конце XIX в. работами выдающегося русского художника Михаила Врубеля.

http://pravoslavie.ru/72663.html

В отделе рукописей Библиотеки РАН журналистам показали материалы библиотеки Александро-Свирского монастыря, которая насчитывает 113 рукописей. Собрание включает богослужебные, богословские книги, переводы с греческого языка, сочинения по мировой истории с дополнениями о Московском царстве. Особый интерес представляют рукописные сборники с житиями русских святых — основателей монастырей: преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Кирилла Новоезерского, а также жизнеописаниями святителей — епископа Новгородского Никиты, Патриарха Никона. Сохранились описания монастыря, составленные «книжными» монахами. Заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Мария Корогодина подчеркнула, что оцифровка рукописей не только имеет большое значение для реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря, но и делает архивные документы доступными для удаленной работы исследователей. В фонде библиотеки хранятся тексты с момента создания обители, а также рукописи XII-XIII веков, которые не были написаны в монастыре, но хранились там. Для хранения рукописей важно следить за температурно-влажностным режимом, поэтому изготавливаются микроклиматические контейнеры, которые располагаются в книжных шкафах. Это боксы из бескислотного картона. Журналистам показали процесс оцифровки рукописей, включающий несколько этапов: сканирование, контроль качества, постобработка в графическом редакторе, повторный контроль качества и внесение оцифрованного документа в фонд библиотеки. О двух важных рукописях, находившихся в данный момент в процессе сканирования, рассказала старший научный сотрудник рукописного отдела РАН Вера Подковырова. Это ирмологион — нотная рукопись конца XVIII века, которая использовалась во время богослужения, и литийный Синодик, в котором записаны имена патриархов, епископов, великих князей и монашеских родов для поминовения в обители. Аналогов рукописям библиотеки Александро-Свирского монастыря нет ни в одном хранилище. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/md/db/text/4945507...

Людям, интересующимся вопросами патрологии, будет интересна статья, посвященная святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому, знаменитому отцу и учителю Церкви V века. В статье, помимо биографических данных, подробно представлен обзор богословских творений святителя, их современных изданий и переводов. Особое внимание уделено богословским взглядам св. Кирилла Александрийского и его полемике с ересиархом Несторием. Следом за данной статьей идет публикация о другом великом отце и учителе Церкви — святителе Кирилле, епископе Иерусалимском. Продолжая тему блока статей «Кирилл», стоит обратить внимание на публикации о знаменитом русском старце новейшего времени — архимандрите Кирилле (Павлове), духовнике Троице-Сергиевой лавры ; священномученике Кирилле (Смирнове), митрополите Казанском, прославленном в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви. Также заслуживают внимания статьи, посвященные выдающимся подвижникам эпохи «золотого века» русского монашества, — преподобным Кириллу Белозерскому и Кириллу Новоезерскому, а также основанным ими монастырям на Русском Севере: Кирилло-Белозерскому Успенскому и Кириллову Новозерскому в честь Воскресения Христова мужским монастырям. Продолжая тему русских монашеских обителей, следует также упомянуть статью о древнем Кирилловском Свято-Троицком монастыре в Киеве. В материале также представлена историческая справка и информация о культурном и историческом наследии обители, в которой сохранился храм XII века с росписями домонгольского времени и выполненными при реставрации в конце XIX в. работами выдающегося русского художника Михаила Врубеля. В новый том вошли статья «Киреевский Иван Васильевич», рассказывающая о выдающемся русском философе и публицисте первой половины XIX века, его сочинениях и воззрениях, а также статья, посвященная его брату, — Петру Васильевичу Киреевскому, знаменитому фольклористу, переводчику и публицисту, участнику споров между славянофилами и западниками. В новом томе «Православной энциклопедии» имеется также блок статей, рассказывающих о святых и прочих исторических личностях с именем Кир, среди которых можно выделить статью о Кире II Великом, основателе персидской империи Ахеменидов, и статью о святых мучениках-бессребрениках Кире и Иоанне.

http://patriarchia.ru/db/text/3698629.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010