Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЯ (Клементьева Аполлинария Михайловна; 1794, имение Несвойское в 30 верстах от Вологды - 11.05.1863, Горицкий мон-рь), игум. Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря в Новгородской губ., сестра мон. Асенефы (Клементьевой) . Из богатой дворянской семьи. После смерти отца А. М. Клементьевой ее мать по совету старца Феофана (Соколова) , архим. Кириллова Белого Новоезерского мон-ря , в июле 1816 г. вместе с 3 дочерьми поступила в Горицкий мон-рь, находившийся под духовным попечением старца, и принесла в дар обители свое состояние. На средства семьи Клементьевых в мон-ре был построен каменный корпус, в память о строительницах названный Клементьевским, каменная ограда, устроен придел во имя Смоленской иконы Божией Матери в Воскресенском соборе и придел во имя Владимирской иконы Божией Матери в Троицком соборе, храмы обители украшены новой утварью и иконами. Мать и дочери несли различные послушания: выполняли черные работы на строительстве Троицкого собора (1821), пели на клиросе, читали в церкви. Старшая дочь, Серафима, 14 февр. 1818 г. была пострижена в монашество с именем Аркадия, занималась иконописанием. Младшая, Раиса (в монашестве Асенефа), впосл. приняла подвиг юродства. Средняя, Аполлинария, была определена под духовное руководство мон. Евгении, отличавшейся строгой подвижнической жизнью, и вскоре приняла постриг с именем А. Их мать А. А. Клементьева приняла иночество 12 дек. 1836 г. с именем Агния. Игум. Маврикия (Ходнева) , управлявшая обителью 45 лет, готовилась принять великую схиму и избрала А. своей преемницей. 23 дек. 1855 г. А. была назначена настоятельницей обители, 28 янв. следующего года возведена в сан игумении. А. стремилась сохранить в обители порядки, заведенные ее предшественницей, и неустанно заботилась о благоустройстве обители и спасении душ ее насельниц. Стараниями А. в Фетиньинском скиту Горицкого мон-ря была построена вместо сгоревшей в 1858 г. каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделами во имя вмч. Феодора Стратилата и св. равноап. Марии Магдалины.

http://pravenc.ru/text/76330.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сушкин Михаил Иванович; 1820-1889), схиархим., игум. (1875-1889) Русского великомученика Пантелеимона монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_4.html

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Предстатели земли русской: агиография XVI века Житие Антония Римлянина Жития Зосимы и Савватия соловецких Житие Арсения Коневского Житие Ферапонта Белозерского Житие Мартиниана Белозерского Житие Макария Желтоводского и Унженского Житие Корнилия Комельского Житие Кирилла Новоезерского Житие Кассиана Босого Житие Фотия Волоцкого Рассказ Вассиана Кошки о последних днях и преставлении тверского епископа Акакия Сказание о валаамском монастыре Повесть о Псково-Печерском монастыре Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков Повесть о явлении икон Богородицы на Синичьей горе Житие Никандра Псковского Житие Герасима Болдинского Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Автобиографическая повесть Мартирия Зеленецкого Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова Житие митрополита Филиппа Песнопения службы митрополиту Филиппу     Вступление. Предстатели земли русской: агиография XVI века Предлагаемый вниманию читателя том Библиотеки литературы Древней Руси содержит в основной своей части жития русских святых, созданные в XVI веке. Общие литературные тенденции столетия, которое Д. С. Лихачев охарактеризовал как эпоху «второго монументализма», нашли отражение и в агиографических памятниках этого времени: повествование в них, как правило, степенно и многословно, пронизано пафосом «пресветлого православия» и отражает бурную жизнь Русской церкви XV–XVI столетий, когда один за другим возникают все новые монастыри, при этом не только в центральных районах Руси, но и на ее окраинах. Активно осваивается русский Север, его самые глухие уголки, где дремучие леса по берегам светлых рек и незамутненных озер, уединенность и тишина так хорошо гармонировали с идеалами монашеского безмолвия и отрешенности от суетного мира. Данный том не просто знакомит нас с памятниками русской агиографии, но и открывает в ряде случаев малоизученную, а порой и вообще доселе неведомую страницу истории словесности, ибо некоторые жития публикуются впервые, другие – по единственным сохранившимся спискам. Том отражает результаты источниковедческих и текстологических разысканий последних десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Череповец. Часовня Филиппа Ирапского. Карта и ближайшие объекты Часовня была построена в начале 80-х годов XIX века при подворье Филиппово-Ирапской пустыни. В советское время шатровое завершение часовни было уничтожено, крыльцо сломано, в стенах пробиты новые окна, уничтожены все наружные декоративные элементы, внутри часовню разделили на два этажа и с 1967 года использовали для нужд городского военкомата. После пожара в 1996 году, было принято решение восстановить часовню. Строительные работы осуществлялись в 1998 - 2000 годах. Благодаря усилиям череповецких строителей, мастеров иконописной школы Троице-Сергиевой лавры, вологодских художников-реставраторов и резчиков часовня обрела свой нынешний вид. С 2000 года здесь почивают мощи преподобного Филиппа Ирапского. ...Вторая городская часовня, в честь преподобного Филиппа Ирапского, была сооружена на рубеже 70-80-х годов XIX века как подворская (без здания подворья) Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни и на ее средства. Это было время, когда в архитектуре господствовали различные стилизации, появлению которых способствовало характерное для этой эпохи отсутствие единой архитектурной мысли. Необходимо отметить, что XIX век был переломным в архитектуре. Вторая половина его вообще ознаменовалась отходом от ордерности и появлением в практике строительства стилевого разнообразия, стала прослеживаться преемственность русского прошлого и настоящего. В соответствии с новыми требованиями перестраиваются фасады Воскресенского собора, возводится Благовещенская церковь, как и часовня, несущая на своих фасадах яркие черты " русского стиля " . Возник он от заимствования форм XVI-XVII веков. Элементы декора; закомары с килевидными архивольтами, городчатые карнизы, крыльца на столбах-кубышках - были давними, а почерк строителей стал иным, более сухим. Декор Филиппо-Ирапской часовни - еще одно проявление большого интереса к монументальному началу и синтезу искусств, характерному для второй половины XIX века. В начале XX века на восточном и южном фасадах часовни появились живописные, на холстах, изображения преподобных Филиппа Ирапского, Кирилла Новоезерского и Корнилия Комельского - учеников и учителя в их духовной совокупности, под сенью Святой Троицы над входом.

http://sobory.ru/article/?object=08242

Преподобный Кирилл Новоезерский При чтении Жития преподобного Кирилла Новоезерского неоднократно возникает эффект дежавю: где-то об этом уже было написано, причем в тех же самых выражениях, которые использует и агиограф Кирилла – игумен Воскресенской обители Пимен. Книжник создавал свое писание через полвека после смерти преподобного и, кажется, не имел в своем распоряжении записей, сделанных непосредственными учениками Кирилла. Как это ни странно, попытки составить соответствующую требованиям жанра биографию могли восприниматься современниками преподобного с недоверием и даже иронией. Так, игумен Соловецкого монастыря Досифей, сделавший некогда предварительные наброски к Житию святых Савватия и Зосимы, встретился с откровенным глумлением братии над его агиографическими опусами: «иныи глумящеся о написанных и въ смх сиа полагааху», и лишь по прошествии нескольких десятилетий труд митрополита Спиридона, украшенный цитатами из Писания и других житий, вызвал высокую похвалу архиепископа Новгородского Геннадия. Вот почему Житие Кирилла создается лишь спустя 50 лет после праведной кончины преподобного, а многие фрагменты его повторяют схожие эпизоды агиографической литературы той эпохи. Так, подобно Александру Свирскому , Кирилл тайком уходит из родительского крова и по пути в монастырь встречает монаха, который доводит его до стен обители пострига, а после загадочно исчезает. Родители Кирилла, как и родители Александра, начинают поиски своего пропавшего сына, которые увенчиваются успехом лишь несколько лет спустя. Кирилл видит свет на месте будущего монастыря, как некогда видел такой же свет тезоименитый ему подвижник Белоозерья, а слова похвалы преподобному дословно повторяют фрагмент Жития Зосимы и Савватия… Все эти аллюзии и заимствования – дань художественно-эстетическим представлениям эпохи, однако вопрос о том, что же скрывает это лоскутное полотно, в чем заключается индивидуальное, неповторимое, характерное для исторического Кирилла и отличающее его от других преподобных, живо встает перед пытливым читателем.

http://pravoslavie.ru/110738.html

Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на 27-м заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» 11 марта 2015 г. 17:46 11 марта 2015 года в Сергиевском зале Храме Христа Спасителя в Москве состоялось 27-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» . Со вступительным словом к участникам заседания обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые члены Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов! На сегодняшнем, уже двадцать седьмом, совместном заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов я хотел бы, прежде всего, представить 34, 35 и 36 тома «Православной энциклопедии», вышедшие в свет в 2014 году. Отрадно, что все тома были выпущены в надлежащие сроки и сейчас доступны читателям. Среди сотен статей, начинающихся на букву «К» и вошедших в эти тома, можно выделить несколько наиболее значимых комплексов по различным сферам церковно-научного знания. Прежде всего, это десятки статей, связанных с деятельностью Отцов Церкви, святителей, преподобных, с подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также статьи о деятелях Православной Церкви с именами Кирилл, Климент и Константин, среди которых наиболее важны: — комплекс материалов о святом равноапостольном императоре Константине Великом и статья о святом равноапостольном Кирилле, учителе Словенском; — статьи об Отцах и Учителях Церкви Кирилле Александрийском и Кирилле Иерусалимском, Клименте, папе Римском; — статьи об основателях монастырей преподобном Кирилле Белозерском и преподобном Кирилле Новоезерском; Весьма важное значение имеют статьи о Кипрской Православной Церкви, о многочисленных епархиях и монастырях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей. Стоит также отметить статьи церковно-канонического характера: Кодексы императоров Юстиниана и Феодосия; в статьях по библеистике — статью о послании апостола Павла к Колоссянам. Как обычно, в «Православной энциклопедии» придается большое значение статьям по религиозно-философской проблематике: Киркегор, И.В. Киреевский, В.А. Кожевников и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4011389.ht...

Неизвестный святой земли Вологодской Успенский собор Кирило-Белозерского монастыря      Вологодскую епархию не случайно называют «Северной Фиваидой». Поклониться ее святыням приезжают не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. В числе наиболее посещаемых мест – Кирилло-Белозерский монастырь. Одни едут туда поклониться мощам преподобного Кирилла Белозерского, другие – полюбоваться великолепным архитектурным ансамблем, общая протяженность стен которого 2 километра – самая большая в России, и Сиверским озером. Но, к сожалению, мало кто знает, что за алтарем Успенского собора похоронен архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов), местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий, много сделавший для сохранения духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, а также для спасения храмов вверенной ему обители от разрушения. Преподобный Иаков родился в 1818 году, в Тульской епархии, в семье священника. После окончания местной духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, на последнем курсе которой принял монашество. По окончании обучения иеромонах Иаков преподавал в Орловской духовной семинарии, а позднее был инспектором в Харьковской семинарии, где, кроме исполнения инспекторских обязанностей, писал также учебные пособия по богословским дисциплинам. В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем Посольской церкви в Риме. В Риме же вскоре вышли и его книги «Путешествие в Бар-град» и «Краткие заметки о Римской Церкви». Заметим, что вскоре после его назначения началась Крымская война, в которой православная Российская империя воевала с Османской империей, Англией и Францией. Можно представить, сколь трудным было служение православного человека на католической земле, население которой во время войны относилось враждебно к русским. Возможно, это и было одной из причин того, что в 1856 году, через год после воцарения Александра II, архимандрит Иаков покидает Рим и направляется на служение в Новгородскую епархию, в составе которой с конца XVIII века было Белоозеро. С 1857 по 1866 год он был настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря; здесь архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей основателя обители – причем обретение это было в середине XVII века.

http://pravoslavie.ru/53452.html

4-го числа Прфп. Исидора Пилусиота Пилусиотом называется от того, что был настоятелем близ города Пилусия (или Пелузия, в северном Египте, на пограничьи Азийском). Родился в Александрии от благородных и богатых родителей, почему и имел средства получить блистательное образование в светских науках; но еще в молодых летах оставил шумную городскую жизнь и около 398 года принял монашество в монастыре Горы близ Пилусия. Здесь глубокое уединение, строгие подвиги и поучение в слове Божием просветили его ум и возвысили душу его; а желание послушать Златоустого побудило отправиться в Константинополь и привело быть очевидцем несправедливого суда над сим святителем (в 403 году, в июне). То, что видел и слышал Исидор у Златоуста, равно и писания его остались для Исидора и на последующую жизнь предметом внимательного изучения и удивления, так что ясность ума Златоустова, простота и ревность И. Златоуста соделались собственностию Исидора и отпечатлелись на всех его действиях. По возвращении в Пилусиотскую обитель, он продолжал свою подвижническую жизнь, не стыдясь и обличать лицемеров и обидчиков: епископа своего обличил за то, что назначал цену местам, а гражданских властеначальников за пристрастие. Посему и страдал много за свою ревность, но утешался словом Апостольским: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Фил.1:29 ). Как ревнитель благочестия, он принимал участие в защите истины против ереси Нестория. Скончался около 440 года, оставив нам более двух тысяч сочинений, в виде Писем, из коих большая часть заключает в себе объяснение разных мест св. Писания. † Прфп. Кирилла Новоезерского Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15:14 ), сказал Сын Божий. – Какое высокое преимущество для человека быть другом Сына Божия! Что же нужно, чтобы получить это преимущество? Надобно исполнить заповеди Сына Божия. После того удивительно только то, что люди так мало дорожат заповедями Сына Божия. Как счастливы, как высоки умом те, которые с юности до гроба, как блаженный Кирилл Новоезерский 19 , творят волю Сына Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вологда. Церковь Александра Невского, что на Извести. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (до 1869 года-Николая Чудотворца) находится на правом берегу реки Вологды, близ теплого кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома. Храм удачно дополняется панораму соборов со стороны реки. Территория, на которой он располагается, в прежние времена именовалась " Известной Горой " (эта известковая насыпь оставалась здесь со времен Ивана Грозного, когда по его указу в Вологде осуществлялась постройка каменной крепости). Основание церкви, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области, с Великой Реки, была принесена икона Святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором святая чудотворная икона была установлена в 1555 году, по царскому повелению. Известно, что первоначальное храмовое место Николаевской церкви было иным: она находилась напротив бывшего Ильинского мужского монастыря (позднее - приходская Ильинская церковь), " на Старом Торгу " . В начале XVII века церковь Николая Чудотворца, по благословению епископа, была перенесена на нынешнее место, к кафедральному собору и архиерейскому дому. Во время польско-литовского нашествия и " вологодского разорения " в сентябре 1612 году Чудотворный образ Николая Великорецкого был скрыт в известковой насыпи монахом Исаием, и таким образом сохранен. Деревянная церковь Николая Чудотворца во время сильного пожара в июне 1698 года, затронувшего всю набережную города от Вознесенской церкви до Софийского собора и повредившего сам собор и архиерейский дом, сгорела. В начале XVIII века (по другим данным-в период 1750-1780 гг.) на ее месте был построен каменный храм. Церковь была одноэтажной, одноглавой и находилась в связи с колокольней, устроенной над папертью. Главный корпус церкви служил холодным храмом, в нем находился престол во имя Нерукотворного образа Господня (он был освящен в 1811 году Преосвященным Евгением, епископом вологодским). По названию этого древнейшего престола в старинных окладных книгах церковь писалась: " Храм Нерукотворного Образа Господня и Николая Чудотворца, на извести " . С западной стороны к главной части храма примыкало второе отделение - теплая церковь с придельными престолами: справа - во имя Святого Николая Чудотворца, слева - во имя Преподобного Кирилла Новоезерского. В 1781 году приход Николаевской церкви на Извести насчитывал 46 дворов.

http://sobory.ru/article/?object=00235

Вологда. Церковь Рождества Иоанна Предтечи бывшей Дюдиковой Пустыни. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Летний храм Дюдиково-Пустынского прихода. Кирпичный храм, построенный в 1653 г., был первым в ряду вологодских храмов XVII в. и представлял собой двустолпный пятиглавый трехапсидный четверик с шатровой колокольней у юго-западного угла, с западной папертью и крыльцами. В алтаре были устроены приделы Нила Столобенского (1790 г.) и Кирилла Новоезерского (1843 г.). Закрыт в 1929 г., снесен в 1932 г. В XVI-XVII вв. тут существовал мужской монастырь Дюдикова Пустынь, упразднённый в 1651 г. Церковь Иоанна Предтечи, что в Дюдикове пустыни, в Вологде.//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда, 1866, N 19, с. 729-738. Холодная церковь Иоанна Предтечи – главный храм находившейся на левом берегу реки Вологды до середины XVII века Дюдиковой пустыни, владения Свято-Никольского Угрешского монастыря (располагался в местечке Угреша - современный подмосковный город Дзержинский). Впервые Дюдиково-Предтеченская пустынь с несколькими монашескими кельями и деревянной церковью Иоанна Предтечи упоминается в документах XVI столетия, однако ряд исследователей считает, что обитель могла возникнуть раньше. Пустынь имела важное стратегическое значение: она располагалась ровно в середине водного пути между Вологодским городищем (городом) и Спасо-Прилуцким монастырем. Документы XVII столетия содержат информацию о том, что в 1612 году обитель была разорена шайкой бродячих поляков, после чего не восстанавливалась. Оставшаяся в живых братия расселилась по другим монастырям. В 1651 году грамотой царя Алексея Михайловича Дюдикова пустынь передана во владение городу, а церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую. Два года спустя, в 1653 году, деревянная церковь заменена каменной. Она стала вторым после Софийского собора каменным церковным сооружением Вологды. Каменное исполнение – свидетельство богатства и значения Дюдиково-Пустынского прихода. В 1690 году приход насчитывал 100 дворов. Он приносил наибольший доход в архиерейскую казну по сравнению со всеми другими приходами Вологды. В конце XVII века земли в Дюдиковой пустыни принадлежали торговому гостю Гаврииле Фетиеву, а после его смерти перешли к его зятю Якову Манейлову. Название «Дюдикова пустынь» употреблялось среди вологжан вплоть до XX века.

http://sobory.ru/article/?object=35508

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010