Не оставлял он и своих ученых и писательских трудов, сочетая их с аскетической молитвенной жизнью и попечениями о благополучии и духовном возрастании насельников вверенной ему обители. На основе рукописей монастырского собрания им было составлено «Житие преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского, Чудотворца». В книгу вошли описание сохранившихся вещей преподобного, тексты его посланий сыновьям Димитрия Донского и духовная грамота святого.      Понимая важность сохранения монашеских традиций и преемственности для   становления духовной жизни настоящих и будущих насельников, архимандрит Иаков особо заботился о том, чтобы была восстановлена и сохранена монастырская история. В 1875 году он впервые опубликовал Житие преподобного Кирилла Белозерского. В 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были опубликованы составленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря». По благословению архимандрита Иакова, согласно указам духовной консистории (1893 г.) о возобновлении летописания в храмах и монастырях, преподаватель Кирилловского духовного училища Н.П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря – «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.». При составлении Летописи была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива, разбором и формированием которого занимался лично сам настоятель. В тексте рукописи «Летописи» сохранилась правка, внесенная рукой архимандрита Иакова. До нашего времени дошли и гимнографические труды подвижника благочестия. Еще во время настоятельства в Кирилло-Новоезерском монастыре архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе отца-архимандрита А.Ф. Ковалевский написал акафисты преподобному Кириллу Белозерскому и иконе Божией Матери «Смоленская». Большой популярностью пользовались проповеди архимандрита Иакова, которые до 1917 года несколько раз переиздавались.

http://pravoslavie.ru/120888.html

12 января 1893 года при монастыре была торжественно открыта церковно-приходская школа. За свой счет отец Иаков приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Ученики обеспечивались питанием, обувью и одеждой. Своим милосердием, нестяжательностью и аскетизмом архимандрит Иаков являл наглядный пример для насельников монастыря, старавшихся ему подражать. Так, например, братией было принято решение выделять из братских денег некоторую сумму для раздачи нищим. Как уже было сказано, многие древние храмы и постройки обители пришли в ветхость. Под руководством отца-настоятеля начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, обновлялись интерьеры церквей, реставрировались предметы ризницы, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека, отремонтированы кровли, окна и крыльца, поновлены росписи и покрашены наружные стены. На горе Мауре близ Гориц была построена часовня в память о приходе преподобного Кирилла в Белозерские пределы. Заботясь о духовном состоянии вверенных ему насельников, архимандрит Иаков прикладывал немало сил к ограждению внутренней монашеской жизни от влияния извне. На протяжении длительного времени он добивался вывода с территории монастыря духовного училища и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII века. На строительство нового здания для училища он пожертвовал кирпичи и большую сумму денег. На первую неделю Великого поста и Страстную седмицу монастырские ворота были закрыты для мирян.      Следуя воспринятым им монашеским традициям, архимандрит Иаков записывал в дневнике все нарушения устава монастыря, допущенные братией, а по ночам посещал кельи иноков. «Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее», – говорил он своим духовным чадам.   Помимо настоятельского послушания на архимандрита Иакова было возложено и многотрудное послушание благочинного близлежащих монастырей. Сохранились документы, которые говорят о его активном участии в делах Нило-Сорской пустыни, Горицкого женского монастыря,   Кирилло-Новоезерского монастыря и других. Он старался организовать их внутреннее устроение в соответствии с уставами преподобных Кирилла Белозерского и Нила Сорского, стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав.

http://pravoslavie.ru/120888.html

Единственный источник наших сведений об авторе Жития – это упоминание в заглавии Первоначальной редакции – «списано бысть игуменом тоя обители Пименом». К сожалению, о нем удалось узнать лишь то, что он был назначен в Новоезерский монастырь в июле 1581 г. По-видимому, с кратким периодом его настоятельства (до 1583 г.) и необходимо связывать составление Жития, так как последняя группа описанных в Житии чудес относится именно к 1581 г. В качестве образца для своего повествования автор Жития Кирилла Новоезерского использовал сразу несколько житийных текстов – Жития Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Александра Свирского , Макария Калязинского, Саввы Вишерского и, возможно, Исидора Твердислова (подробнее об этом см.: Карбасова Т. Б. О литературных источниках Жития Кирилла Новоезерского//ТОДРЛ. Т. 58). Иногда Пимен включал в свой текст фрагменты других житий без существенных изменений (из Жития Зосимы и Савватия Соловецких таким образом заимствована похвала святому и короткий рассказ о том, как досаждали святому люди, приезжавшие на остров для рыбной ловли; из Жития Александра Свирского – описание прихода отрока в монастырь и большая часть главы о преставлении), но чаще всего мы обнаруживаем заимствования уже в переработанном виде, приспособленные к новому содержанию. Так, например, взятое из Жития Кирилла Белозерского чудо о спасении рыболовов, попавших в бурю на озере, в Житии Кирилла Новоезерского становится чудом о спасении на озере человека, который тайно рубил и вывозил с монастырского острова «древеса липовыя», и смысл его теперь состоит не в «спасении от истопления», а в том, что человек покаялся в грехе воровства (седьмое прижизненное чудо). Если в Житии Александра Свирского говорится о том, что «некая сила Божия» наказывает женщину за нарушение обета прийти в монастырь святого, то в текстуально близком ему чуде Жития Кирилла Новоезерского (третьем по преставлении) святой помогает нарушительнице обета попасть в его монастырь, где и происходит исцеление. Таким образом, несмотря на обильное цитирование чужих текстов, автору удалось передать характер святого, который никогда никого не наказывал, а, напротив, силой своей молитвы и незлобия обращал людей к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особого внимания заслуживает вопрос хронологии. Житие является единственным источником наших сведений о начальном этапе истории монастыря: о дате его основания, о строительстве и освящении храмов. В Житии названы две «абсолютные» даты (другие заданы относительно времени рождения святого или основания монастыря): дата преставления святого – 4 февраля 1532 г., которая не вызывает сомнений, и дата основания монастыря – 4 марта 1512 г., которая требует отдельного обсуждения. Основанию пустыни, согласно Житию, предшествовало 20-летнее странствие Кирилла и 15-летнее его ученичество у Корнилия Комельского; значит из Комельского монастыря преподобный ушел в 1492 г., а пришел учеником к Корнилию в 1477 г. Но сам преподобный Корнилий поселился в Комельском лесу и основал там пустынь лишь в 1496–1497 гг. Таким образом, мы должны признать, что внутренняя хронологическая система Жития Кирилла Новоезерского не выдерживает сопоставления с хорошо документированным Житием Корнилия Комельского и требует более осторожного к себе обращения. Автор Жития Кирилла Новоезерского создал гармоничное и очень строгое по композиции произведение, единственным недостатком которого можно считать лишь упоминавшееся уже отсутствие предисловия. Среди чудес только одно датированное – описываемые события произошли в январе 1581 г. Интересно, что это чудо не последнее, а 14-е по счету, после него стоят чудеса (17-е и 18-е), которые можно отнести к 1563 г. Это наблюдение позволяет предположить, что при описании чудес автор придерживался не столько хронологического принципа, сколько стремился отразить в композиции многообразие проявлений милосердия святого (исцеление телесных немощей, врачевание душевных недугов, помощь в родах, спасение «заблужшего в лесу», чудесный улов рыбы ко дню памяти святого) и показать распространение его почитания (из самого монастыря, в котором происходят первые чудеса, в ближние веси, и затем уже в епархиальный центр – город Ростов – именно там происходит последнее чудо). Трудно назвать автора Жития изощренным литературным мастером – текст его не изобилует риторическими приемами и обильными цитатами из Священного Писания или святых отцов. Однако после выявления примерного круга источников обнаружилось, что все наиболее выразительные эпизоды (сцены с раздачей милостыни, узнавание отцом своего сына, плач и рассказ матери о трехкратном чревовещании младенца) принадлежат перу игумена Пимена и свидетельствуют о его незаурядном даре повествователя. К числу заслуг автора Жития следует отнести и то, что он дает возможность читателю разглядеть личный характер святости преподобного Кирилла Новоезерского, который последовательно представлен автором на протяжении всего текста, но сформулирован лишь однажды: «...беззлобиемъ же украшенъ, милосердъ же равно ко всмъ, наипаче же ко врагом, еже пакости ему творящымъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр, не желая отпускать столь «духовного мужа» в такие дальние места, благословил его другой «труд восприяти» - идти на Белозерскую землю к прп. Кириллу Новоезерскому для духовной беседы. Н. исполнил благословение своего наставника: пройдя большой путь, он остановился в ожидании на берегу Новоозера, возле сел. Кобылина Гора, напротив Кириллова Новоезерского мон-ря, т. к. достичь обители, расположенной на острове, можно было только на лодке. Чудесным образом («по смотрению Божию проуведе Духом Святым») Кирилл Новоезерский узнал о приходе Н., сел в «ладийцу малу» и перевез его в монастырь. Н. передал прп. Кириллу послание Александра Свирского, а через 8 дней, покидая обитель, получил ответное послание. Посещение Н. Новоезерского монастыря, основанного в 1512 г., не могло состояться ранее этого времени. Далее в «Сказании…» повествуется о путешествии Н. в Киево-Печерскую лавру, о строительстве на Важеозере мон-ря и о преставлении святого в этой обители. Г. в «Сказании…» не упоминается. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские (во 2-м ряду). Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские (во 2-м ряду). Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Источниками «Сказания…» послужили следующие тексты: гл. «О приходе старца Никифора к нему (к Александру Свирскому.- А. П.)» из Жития прп. Александра Свирского (здесь повествуется о жизни Н. с прп. Александром в Свирском монастыре, о его уходе в Киево-Печерский мон-рь; рассказ о путешествии Н. к Кириллу Новоезерскому отсутствует); «Чюдо 1-е преподобнаго Кирила Белого о некоем старце Никифоре, посланном от Александра Сверьскаго чюдотворца» из Жития прп. Кирилла Новоезерского (в этом источнике содержится рассказ о путешествии Н. к Кириллу Новоезерскому, но ничего не говорится о посещении Киево-Печерского мон-ря). Оба Жития не сообщают о происхождении Н. и о его поселении в Важеозерской пуст.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Во 2-й пол. XVII в. рус. книжники включали сведения о К. в свои произведения: составитель одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери посвятил отдельную главу рассказу о молитве К. на паперти Тихвинской ц.; упоминание пророчества святого содержится в «Слове благочестивому воинству» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) ; создатель Латухинской редакции «Книги степенной царского родословия» включил в свое сочинение Проложную редакцию Жития К. Житие послужило образцом при создании житий преподобных Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. До сер. XVIII в. велась запись чудес святого. Впосл. Житие продолжало интенсивно переписываться, но уже не редактировалось, новые чудеса не записывались (в 2000-х гг. в альманахе «Крылья голубиные» была опубликована запись рассказа о чуде, связанном с молитвой к К. в 1933 г.- posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=46). В кон. XX в. в ж. «Литературная учеба» увидела свет новая лит. редакция Жития К., созданная В. В. Афанасьевым (позднее переиздавалась под монашеским именем автора - Лазарь). Новое Житие К. написано на рус. языке, значительно сокращено количество цитат из Свящ. Писания, введены многочисленные географические, хронологические и фактические подробности, отсутствовавшие в исходном тексте. Биография Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Святой происходил из рода патриарших детей боярских Белых. В 15 лет, тайно уйдя из дома, он принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре . В монашеском постриге святой получил имя, возможно, в честь свт. Кирилла Александрийского: образ этого святителя находился среди икон в часовне во имя К.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Основанием для отождествления старца Никифора из Житий Александра Свирского и Кирилла Новоезерского с Н. послужило то, что Н. действительно являлся учеником Александра Свирского. Об этом свидетельствует грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 9 марта 1557 г. в Важеозерский монастырь, выданная «игумену Никифору з братиею, Александрову ученику Свирскаго». Прп. Никифор Важеозерский приходит к прп. Александру Свирскому. Миниатюра из Жития прп. Александра Свирского. 10-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия. N XII.212) Прп. Никифор Важеозерский приходит к прп. Александру Свирскому. Миниатюра из Жития прп. Александра Свирского. 10-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия. N XII.212) Е. Е. Голубинский относил время канонизации Н. и Г. к синодальному периоду ( Голубинский. Канонизация святых. С. 196). На миниатюре лицевого списка Жития Кирилла Новоезерского (Череповецкое музейное объединение, 9-107; Л. 361, 1-я четв. XVIII в.) ученик Александра Свирского старец Никифор изображен с нимбом, что, по мнению Т. Б. Карбасовой, может свидетельствовать о формировании местного почитания Н. ( Карбасова. 2011. С. 111). В 1721 г. по указу Петра I мощи Н. и Г. были освидетельствованы настоятелем Александрова Свирского монастыря архим. Кириллом; до сер. XIX в. они покоились под спудом в деревянной часовне Важеозерского монастыря. В 1854-1858 гг., при настоятеле Данииле, над мощами был возведен каменный храм во имя Всех святых (архит. Р. Р. Генрихсен); восстановлен при настоятеле Вениамине в 1886 г., после пожара, случившегося 25 июля 1885 г. В 1907 г. во имя Никифора и Геннадия Важеозерских освящен придел в каменном храме, заложенном в 1897 г. прав. Иоанном Кронштадтским на подворье Важеозерского мон-ря в С.-Петербурге. На почтовом тракте при повороте на Важеозерский мон-рь в XIX в. стояла часовня во имя святых Никифора и Геннадия Важеозерских. В обители хранились вериги Н. и Г., которые в источниках XIX в. отмечаются как утраченные. Запись посмертных чудес Н. и Г. в мон-ре не велась.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

После перевода в Вологду в 1910 г. 198-го Александро-Невского пехотного полка, церковь Александра Невского стала единственным в городе полковым военным храмом. В 1924 г. (по другим данным в 1929) церковь была закрыта. Здание храма, которое было национализировано, в разные годы использовалось как общежитие, склад, управление «Главкинопроката», лыжная база. Во время войны в 1941-1945 г.г. в здании располагалась воинская часть. За время советской власти церковь существенно пострадала, был утрачен шпиль колокольни и крест над холодным храмом. В 1978 г. церковь Александра Невского была поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения. После реставрации в 1980-е г.г., здание церкви было передано областному краеведческому музею, а в 1997 г. возвращено Вологодской епархии.  После восстановительных работ 20 ноября 1997 г., в день памяти преподобного Кирилла Новоезерского была совершена первая литургия. В 1997 г. 6 декабря освящён главный престол. Престол Кирилла Новоезерского был возобновлен после появления в храме иконы святого, которую принесла одна из прихожанок. http://alnev-vol.cerkov.ru В 1556 г. благочестивым жителям Вологды выпала великая радость: через их город пролегал путь из Москвы в Вятку одной из самых почитаемых на Руси икон - образа святителя Николая Чудотворца, именуемого в народе Великорецким, так как местом его обретения в 1383 г. стал берег реки Великой. С этой святыней связана история одного из наиболее известных в наши дни вологодских храмов. В столицу чудотворный образ был доставлен годом ранее по повелению Ивана Грозного для подновления и написания с него копии. Обратный путь святыни пролегал через ряд городов, в числе которых оказалась и Вологда, где ей была оказана торжественная встреча, после которой местный иконописец создал её список. Копия, так же как и оригинал, не замедлила прославиться чудесами. Память о столь знаменательном событии горожане увековечили возведением храма в честь святителя Николая. В 1869 г. он был заново освящён и после переименования получил известность как храм Александра Невского в Вологде. Известно, что до конца XVIII в. церковь, являвшаяся предшественницей существующего ныне в Вологде храма князя Александра Невского, была деревянной и однажды даже сменила свое местонахождение. Случилось это в 1612 г., когда, согласно архивным записям, она была разобрана и перенесена со Старого торга - площади близ Ильинского монастыря − на территорию кремля. Новое «место прописки» вологодской святыни именовалось «Известью», а позже – «Известковой горой». Исследователи полагают, что столь необычным названием оно обязано запасам этого материала, хранившимся там в период возведения кремлевских башен и стен.

http://sobory.ru/article/?object=00235

По всей видимости, Кирилл имел сильнейшую душевную наклонность к юродству, которую до времени, в монастыре пострига, скрывал – в таких случаях говорят: noblesse oblige – положение обязывает… Впрочем, среди русских преподобных были те, которых это обстоятельство (нахождение в стенах обители пострига) не смущало: Исаакий Печерский, Кирилл Белозерский и некоторые другие преподобные практиковали провокативное поведение, будучи монахами, встроенными в повседневную жизнь монастыря с его строгой дисциплиной и четким распорядком дня. Однако для Исаакия это стало видом аскетического самоуничижения, которым искуплялся грех молодости: подвижник некогда принял бесовское наваждение за Божие посещение; Кирилл Белозерский соблазнительным якобы безумным поведением стремился обесценить славу о своих подвигах, которая всегда воспринималась как искусительная и в особенности слыла таковой, когда речь шла о молодом подвижнике. В обоих случаях юродство стало ситуативной реакцией на сложившиеся извне обстоятельства, психологической компенсацией искушения гордыней, которому либо уже поддался подвижник, либо может поддаться в ближайшем будущем. Рваные ризы стали «приметой» преподобного Кирилла – и после смерти он являлся исцеляемым в «убогом виде» Но для Кирилла Новоезерского юродство было чем-то принципиально иным, происходящим не извне, а свойственным искони. О том, что подвижничество блаженных, помимо сознательной установки на провокацию и изображение мнимого безумия, имело в своей природе некоторую естественную составляющую, органично присущую личности юродивого, подспудно свидетельствуют многие древнерусские жития юродивых. Эту органичную склонность обнаруживал в себе и Кирилл, и наиболее последовательно она проявлялась в приверженности преподобного разодранным ризам. По наблюдению В.Н. Топорова , любовь к худым ризам завещал русскому монашеству еще Феодосий Печерский, и редкий преподобный этот завет нарушал: готовность облечься в «многошвенное» рубище стала считаться особым монашеским шиком, высшей добродетелью; в презрении к материи сказывалась глубина духа. И хотя мотив стал типичным для всей русской агиографии, в Житии Кирилла он становится ведущим, раскрывающим потаенный нерв святости преподобного – его уклон в христоподражательный кенозис, самоуничижение, о котором написал некогда Г.П. Федотов, в его крайнюю форму – юродство Христа ради. Столь настойчиво мотив разодранных риз не звучал еще никогда: иноки Комельского монастыря, встречая пятнадцатилетнего юношу у Святых врат обители, обращают в первую очередь внимание на те отребья, в которые облачен гость; в разорванных одеждах служит Кирилл водосвятные молебны над бесноватыми, убогими и хромыми; и даже в чудесных видениях после смерти, когда, казалось бы, время показывать смирение уже прошло, Кирилл является исцеляемым в разорванных ризах.

http://pravoslavie.ru/110738.html

Архим. Иаков также был благочинным близлежащих монастырей. Сохранились документы, которые говорят о его активном участии в делах Нило-Сорской пустыни, Горицкого женского монастыря, Кирилло-Новоезерского монастыря и других. Он старался организовать их внутреннее устроение в соответствии с уставами преподобных Кирилла Белозерского и Нила Сорского, стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав. Заботился о просвещении окрестного населения и занимался благотворительностью. В предисловии к книге " Пастырь по отношению к себе и пастве " он писал: " Поднятие нравственного и умственного уровня народа - вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство по званию своему должно принять самое деятельное участие " . В 1880 году был избран почетным попечителем Кирилловского духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, обеспечивал деньгами тех, кто отправлялись учиться в духовную семинарию. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги. За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре о. Иаков приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, которое почитало его как подвижника благочестия. В 1892 году, при учреждении Кирилловского викариатства Новгородской епархии он отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем монастыря. В том же году он был избран почетным членом Московской духовной академии " во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества " . 12 января 1893 года в монастыре была торжественно открыта церковноприходская школа. Благословляя детей иконой прп. Кирилла Белозерского, архим. Иаков говорил: " Веру имейте, какую имел преподобный " . За свой счет он приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Первое время ученикам выдавали бесплатно хлеб на завтрак, а в праздники - булки, впоследствии для учеников в городе устроили бесплатную столовую, на покупку провизии для которой настоятель тратил около 300 р. из личных сбережений. Ученики обеспечивались также обувью и одеждой. Следуя примеру настоятеля, братия монастыря приняла решение выделять из братских сумм 30-40 р. в месяц для раздачи нищим. Кирилловский архимандрит оплачивал лекарства, которые раздавали неимущим в монастырской аптеке. В быту он придерживался строгой нестяжательности. Иногда архимандриту, отдавшему все до последней копейки просителям, не на что было купить чаю, и он занимал его у своего келейника. После его кончины остались клобук, две рясы и шуба, " лишние " подрясник и рясу он сохранил как подарок еп. Можайского Тихона (Никанорова).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010