Текст Первоначальной редакции Жития публикуется по единственному известному списку (кон. XVI в.) – РНБ, ОСРК F.I.894, л. 502–551 об. МЕСЯЦА ФЕВРАЛЯ В 4 ДЕНЬ. ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИСИДОРА ПИЛУСИЙСКОГО. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО КИРИЛЛА БЕЛОГО, НОВОГО ЧУДОТВОРЦА, СОЗДАВШЕГО ПРЕСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ НА КРАСНОМ ОСТРОВЕ ОЗЕРА НОВОГО В ПРЕДЕЛАХ ГРАДА БЕЛА-ОЗЕРА. НАПИСАНО ТОЙ ЧЕСТНОЙ ОБИТЕЛИ ИГУМЕНОМ ПИМЕНОМ Благослови, отче! Сей же преподобный и богоносный отец, чудотворец Кирилл Белый, родился в граде Галиче, у родителей-христиан. Пятнадцати лет от роду, когда был он еще молод, мал возрастом, но уже совершен добродетелью, возлюбил он иноческий образ и ушел втайне от родителей своих из града Галича на реку Обнору; ибо слышал он от родителей своих, что там преподобным Корнилием был основан монастырь славный; обустраивали эту обитель преподобный и живущая в ней братия, имеющая в Боге духовную любовь, и смирение, и послушание преподобному Корнилию. Он же возлюбил такую благодать и захотел подражать такому житию, и, помолившись Господу Иисусу Христу и Пречистой его Богоматери, пустился в путь свой к той обители преподобного Корнилия. Путь же отроку до той славной обители был неблизкий, 80 верст, и шел он радуясь и молясь Богу, наставляющему на путь, – не печалясь о родителях и о доме своем и не взяв ничего от богатств своих, – ни золота, ни серебра, ни одежд красивых, ни пищи, но только одно платье, которое носил. Шел он быстро, не оглядываясь по сторонам и не вспоминая о доброте отца своего и о любви матери своей. Когда отрок отошел от города своего на пятнадцать верст, то увидел сидящего у дороги старого инока, с седой бородой, благообразного и смиренного, и очень обрадовался ему, и тотчас подошел, и припал к ногам блаженного старца, прося у него благословения. Старец же взял отрока за руки и поднял его с земли, говоря: «Мир тебе, чадо, и благословение. Откуда ты, чадо, из какой стороны, и куда идешь, и что тебе нужно от нищего старца?» Отрок же сказал ему всю правду, как ушел от своих родителей, захотев стать иноком. Старец же сказал: «Добро, чадо, и блаженно то, что ты пожелал. Добрые дела скорбями достигаются, а страданием исправляются. Своим ли умом изволил прийти ко Господу?» Отрок же ответил: «Да, честной отец, по усердию своему и по обету моему хочу стать иноком». Тогда старец спросил его: «Какую, чадо, возлюбил обитель?» Юноша же сказал: «Прости меня, отче, Бога ради, хотел дерзновенно во святую обитель преподобного Корнилия». Старец же сказал ему: «Дерзай, чадо, в эту обитель. Я из той обители, а вышел в мир по благословению преподобного Корнилия для монастырских дел и теперь возвращаюсь в монастырь. И ты, чадо, иди со мною, и Бог направит стопы твои». И, сотворив молитву, отправились в путь свой, и шли быстро, и на второй день дошли до монастыря преподобного в посте и в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житии святителя Московского Филиппа (U 1569) говорится о его монашеском постриге в Соловецкой обители. «И постригоша его во ангельский образ, он же со отъятием влас главы своея вкупе отлагает и плотьская мудрования и вся яже суть в мире и в Феодора место нарекоша имя ему Филипп. И на исправление предается в послушание и внимати чернечеству и благочинию монастырьскому некоему дивну мужу ермонаху, иж вторая правяще монастыря того, иже бысть сопричастник преподобному отцу нашему Александру Свирьскому (разрядка наша – И. М.). Богомудрый же Филипп живяше у того честна старца во благочинии мнозе, от негоже всяку заповедь и всяку добродетель во смирении душа делы научився: во дни убо в трудех и потех, в нощи же многащи без сна пребывая молящеся. Прорече же о нем от Бога дарованным пророчеством старец его, сей будет настоятель во святей обители сей, еже и бысть» 5 . О другом подвижнике, трудившемся вместе с аввой Александром, говорится в житии преподобного Кирилла Новоезерского. «Многа от многих слышах о сем преподобном Кириле Белом и о пустыни его за 30 поприщ от града Белаезера, живуща среди Новаезера преподобный Александр Сверский посла из обители Живоначальныя Троицы брата имянем Никифора, мудра и духовна, ко блаженному Кириллу повести ради духовныя...». Посланный старец-ученик «пред блаженным же поклонение творяще с началом и благословение сотвори ему от преподобнаго Александра игумена Живоначальныя Троица оному же рекшу тихим гласом благослови мя отче святыи и рабе Святыя Троица и свету жилище сияюще блаженному же чрез езеро... При беседе старец же Никифор рече ко преподобному, прости мя святче Божии посла мя преподобный отец наш игумен Александр Сверскии видети твое преподобство... Слышав же се блаженныи Кирил и подивися велми о пришествии старца и о духовной любви преподобнаго Александра и паки рече блаженныи: Благословен Бог, яко сподоби нас совокупитися духовнои любви в дале растоянии твоим пришествием, начеже и Владыка Господь наш Иисус Христос призвати имать нас во оном блаженьстве и в лице праведных со преподобным Александром, имяше же той старец Никифор на себе вериги тяжки и видев блаженныи Кирил и почюдися терпению старчю и посем же беседующим им о ползе душевнеи и паки же поиде старец Никифор со острова во обитель Живоначалныя Троица на Сверь ко преподобному Александру. Оному же преподобному Кирилу проводившу старца в лодницы в мале и отпустившу его с миром и на том месте преподобный Кирилл постави крест, идеже видеша свет велий осия их» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Гурия, Варсанофия 505 и Германа 506 казанских (обрет. 1595 г.), Романа Владимировича угличского (1595 г.) 507 , Антония Римлянина (1597 г.) 508 , митр. Филиппа (перенес. в Соловецкий мон. 1591 г. и в Москву в 1652) 509 , царевича Димитрия (1606 г.) 510 , преп. Макария Унженскаго (1620 г.) 511 , Германа Соловецкого (1623) 512 , св. Владимира (1636) 513 , Александра Свирского (1641) 514 , вел. кн. Георгия Всеволодовича (1645) 515 , преп. Кирилла Новоезерского († 1532, обрет. 1649) 516 , кн. Даниила Александровича московского (1652) 517 , Даниила игум. переяславского († 1540, обрет. 1652) 518 , Саввы Сторожевского († 1407, обрет. 1652) 519 , Нила Столбенского († 1555, обрет. 1667) 520 , Симеона Верхотурского (1692) 521 и др. Обретаемые мощи полагались иногда под спудом или закладывались в стене, как например Геннадия Костромского (обрет. 1646 г.), Никандра Псковского (свидет. 1687 г.) и др. Вместе с мощами с Востока приносились в Россию и другие святыни. Из них замечательны: риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу и патр. Филарету персидским шахом Аббасом (1625 г.) 522 , гвоздь из креста Господня, присланный из Грузии (1686 г.) 523 , части животворящего креста 524 и т. п. 525 § 25. Священные времена В круге священных времен появились новые праздники и поминовенные дни. Кроме того на самой границе патриаршего периода с следующим (1700 г.) произошла перемена в летосчислении: гражданский год, прежде вместе с церковным начинавшийся с 1 – го сентября, указом Петра I (1699 г. 20 – го декабря) 526 был отделен от церковного и стал считаться с 1 – го января; на это число перенесено и празднование новолетия. Из праздников в честь русских святых появились следующие: Василия Блаженного – 2 – го августа (установл. в 1588 или 1589 г.), преп. Иосифа Волоколамского – 9 – го сентября (с 1579 местный, а с 1591 общий), московских святителей Петра, Алексия, Ионы  – 5 – го октября (совместное празднество с 1595 г.), казанских просветителей Гурия и Варсанофия – 4 – го октября (совместная память с 1595 г.), кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Когда уже был виден монастырь тот, блаженный старец остановился и долго молился, а после молитвы обратился к отроку, показывая перстом своим и говоря: «Видишь ли, чадо, монастырь сей? Ступай тотчас к блаженному Корнилию, я тебе буду помощником и умолю блаженного Корнилия, и будешь ты иноком», и много поучил отрока от Божественного Писания. Отрок же упал перед ногами блаженного старца, прося его благословения, старец же сказал отроку: «Встань, чадо, Бог да благословит тебя, и удостоишься великого ангельского образа, и будешь сосудом избранным Святого Духа». И с того мгновения старец стал невидим, и огляделся отрок по сторонам, и не нашел нигде старца, и понял блаженный отрок, что это было некое Божественное явление или ангел Божий говорил с ним, и воздал Богу о том благодарственные молитвы. И быстро пошел блаженный отрок, и подошел ко вратам монастыря, и увидел монахов, стоящих у монастыря, и поклонился им до земли, говоря: «Благословите меня, отцы святые». Они же, увидев юношу простого и плохо одетого, сказали ему: «Бог да благословит тебя, чадо, и чего ты хочешь, чтобы мы сделали для тебя». Он же сказал, что «хочу видеть игумена и благословиться у него». Монахи же те скоро возвестили игумену о нем. Так Богу было угодно, чтобы на место, на которое он Богом был призван с малых лет, на то и приводился. Потом те монахи, придя ко блаженному, возвестили, что «игумен зовет тебя». Блаженный юноша услышал об этом и, воспарив душою, вошел в монастырь, и, придя к игумену, поклонился ему до земли, прося со слезами, чтобы стать ему монахом. Игумен же Корнилий, увидев блаженного юношу, на земле лежащего и слез множество проливающего и предвидя благодать, которая в будущем явится на нем, стал говорить ему: «О, чадо, видишь ли, что место это исполнено скорбей, и все здесь может случиться? Ты же молод еще, как мне думается, не сможешь вынести скорби этого места». Так говорил он не только испытывая его, но и прозорливыми очами видя блаженного, что по Божьему наставлению пришел этот юноша и хочет стать Богу сосудом избранным. Божественный же отрок с большим смирением отвечал игумену, говоря: «О, честной отец, провидец всего Бог привел меня к твоей святыне, когда я пожелал спасения, и потому все, что велишь мне, отче, сотворить, повеленное тобой все сотворю, но только спаси меня». И тогда сказал ему игумен: «Благословен Бог, чадо, укрепивший тебя в этом желании. Отныне служи братии со всем терпением, вместе и с послушанием». Услышав об этом от игумена, божественный юноша снова поклонился ему до земли. И так принял монашеский постриг, вместе же с отъятием волос отложил и к низменному влекущие помышления, и нарекли имя ему Кирилл. Было же святому пятнадцать лет, когда принял он монашеский образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе, Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе, преп. Елеазара в одноименной пустыни. Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой пустыни, на Братском кладбище, в посёлках на Летнем берегу – «Золотице» и «Пушлохте». 1712 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713 г. По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715 г. На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827 г. Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831 гг. На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Митрополит Григорий издал в поучение иноков перевод на русский язык «Добротолюбия», искал духовных старцев, которые могли бы посвятить себя самоотверженно делу внешнего и внутреннего обновления обителей. Старец Феофан указывал на них митрополиту, и таким образом были вызваны знаменитый Саровский старец Назарий, обновивший Валаам, Игнатий, первый архимандрит из неученых, назначенный в знаменитый Тихвин и восстановивший его и вслед за тем блистательно воссоздавший древнюю московскую Симонову обитель, которая была прежде обращена в казарму кавалерийского полка. В Пешношский монастырь был вызван Макарий. Был приведен в порядок Клопский (Новгородский) монастырь. Наконец, митрополит назначил старца Феофана строителем Моденского монастыря, где он привел в порядок старые и выстроил новые здания, завел чинное богослужение и порядок в жизни братии, так что, по слухам о настоятеле, стало приходить в монастырь много новых иноков. В 1793 году, когда белозерские жители донесли митрополиту о крайнем упадке древней обители преподобного Кирилла Новоезерского и просили назначить опытного настоятеля, митрополит выбрал старца Феофана. Обитель, расположенная на небольшом острове, на озере Новом, была в запустении. Братии было десять человек, постриженных двое; богослужение отправлял наемный священник, из белого духовенства, скудость была полная, здания падали. За время тридцатилетнего управления старца Феофана обитель преобразилась. Обновив дух иноческий, отец Феофан собрал многочисленную братию; заведя чинную службу, привлек богомольцев, возбудил усердие к обители и богатые жертвы. Он обновил и величественно расширил собор, выстроил почти вновь две церкви, воздвиг колокольню, возвел двухэтажные здания келий и обвел остров на протяжении сажен каменной с башнями оградой, выстроенной на сваях, вбитых в воду; соединил монастырь с ближайшим островом мостом. Значительны были труды его и по внутреннему устроению обители. Он ввел в ней общежитие, строгий чин богослужений, торжественное отправление служб, столповое пение, непрерывное чтение Псалтири, постоянные занятия для братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О. упоминается без описания внешности под 12 июня в текстах иконописных подлинников с XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58). Ранних изображений О. в наст. время не выявлено. Поясной образ преподобного (в монашеском одеянии, голова покрыта островерхим куколем, в руке свиток, борода длинная окладистая) находится в нижнем ряду на Вологодской иконе Божией Матери, с Вологодскими чудотворцами (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов) из иконостаса придела прп. Кирилла Новоезерского в вологодской ц. во имя блгв. вел. кн. Александра Невского. Две сходной иконографии иконы с поясным образом О. (храмовая и аналойная, обе - нач. XXI в.) находятся в ц. во имя Онуфрия в Харовске. Ист.: Описание о российских святых. С. 267; Савваитов П. И. Описание Семигородней Успенской пуст. и упраздненного Катромского Николаевского мон-ря. СПб., 1856; То же//Вологодские ЕВ. 1870. Приб. 6. С. 201-220; 7. С. 247-263. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 358; Суворов Н. В. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. Приб. 1. С. 575-583; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 414-415; Верюжский. Вологодские святые. Т. 1. С. 13; Т. 2. С. 575-583; Зверинский. Т. 2. С. 227. 984; Строев. Списки иерархов. Стб. 760; Голубинский. Канонизация святых. С. 336; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 569; Сторожев В. Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 гг.//Сб. ст., посвящ. В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 380, 383-385; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 188; Смирнов К. Судьба мон-рей Харовского р-на. Вологда, 2003; Македонская Н. М. Церковно-ист. атлас Вологодской обл. Вологда, 2007. С. 98; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 51, 238-239; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2578449.html

Под карнизом св. врат, по обеим сторонам входной арки в 8-ми настенных киотцах, обрамленных столбиками, поясные изображения подвижников Православной Российской Церкви, Преподобных Отцев: С правой стороны: Варлаама Хутынского, Феодосия Тотемского, Димитрия Прилуцкого и Корнилия Комельского. С левой: Кирилла Новоезерского, Зосимы и Савватия Соловецких, и Саввы Вишерского. Если посетите скит летом, то едва вступите в св. врата, взоры ваши, утомленные однообразным видом леса, будут приятно изумлены новым для них зрелищем: среди плодового сада, украшающего пребывание отрекшихся от красот наземных, возвышается смиренный по наружности Божий храм, куда в установленное время стекаются делатели духовного вертограда на славословие. Но прежде, нежели войдем во внутренность храма поклониться его святыне, обозрим расположение скита: Площадь его, вместе с примыкающею с севера пасекою, составляет почти правильный четвероугольник, в 75 сажен длины а около 105 сажен (с пасекою) ширины; (75 куб. саж. собственно скит, и 30 пасека). Площадь ровная, имеет в направлении от юга к северу небольшую покатость. Средину собственно скитской площади, как мы сказали, занимает деревянная церковь во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня, построенная в 1821 году из леса, срубленного на этом самом месте честными руками основателей скита. Ближе к стенам ограды, со всех 4-х сторон построены братския келлии, состоящия из небольших деревянных флигелей, каждый для 3-х или 4-х братий, расстоянием один от другаго на каменное вержение, по древнему обыкновению Св. Отцев-пустынножителей. Всех корпусов (включая и здание братской трапезы). (Из них 2 на западной, 1 на восточной, 4 на северной и 3 на южной стороне). Все корпуса деревянные, на каменных фундаментах. Из них корпус, находящийся на восточной стороне (и выстроенный только в 1860 году), с мезонином, в котором помещается скитская библиотека, и 4 на западной покрыты железом (из них 3 обложены в 1849 г. кирпичем), два крыты тесом, а остальные черепицею. Кроме сего, в северо-западном углу скита, позади трапезы, устроены: ледники, хлебный амбар, дровяной и конюшенный двор. При всех жилых корпусах назади устроены навесы для дров, на каменных столбах, крытые черепицею (за исключением двух, прилегающих к св. вратам, крытых железом).

http://sobory.ru/article/?object=05225

с ростовым прямоличным изображением З. в монашеском одеянии, с раскрытой вовне ладонью правой руки и с четками в левой, волосы волнистые, борода на конце раздвоенная (Л. 174 об.). Известен ростовой образ преподобного (1-я пол. XX в.?), находившийся на крышке его деревянной раки: святой представлен седовласым старцем с прямой, слегка раздвоенной бородой, именословно благословляющим, со свитком в левой руке. Образ хранился у прот. Валентина Парамонова, уроженца Кириллова, к-рый забрал его из Белозерска в 50-х гг. XX в. В то время он был настоятелем Воскресенского собора в Череповце и благочинным. В последние годы жизни прот. Валентин служил в ц. Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище в Москве, где эта крышка раки стала почитаемым образом преподобного (помещена в приделе во имя свт. Иоанна Милостивого). Совр. поясной список этой иконы выполнен для Горицкого Воскресенского жен. мон-ря - З. с залысинами и проседью, с длинной и острой на конце бородой, со свитком в левой руке ( Мокиевский А., прот. Дар Зосимо-Ворбозомской пустыни//Благовестник. Вологда, 2007. 10-12. С. 34-37. Ил.). На иконе «Собор Белозерских чудотворцев» XIX в., находящейся в часовне прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске, изображены 9 Белозерских святых в 2 ряда, З. в середине, прямолично (остальные в небольшом повороте к центру), в монашеском одеянии - синей рясе, темно-красной мантии с золотой каймой, куколь на плечах, в деснице - свернутый свиток, левая рука опущена. У святого седые волосы, большие залысины на лбу и клинообразная борода до середины груди. В составе Собора Новгородских чудотворцев З. представлен на иконе кон. XIX в. (?) из нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде - в левой группе вполоборота вправо как средовек с русой бородой средней величины, в куколе, со свитком в деснице, на нимбе надпись: «св. пр. Зосима Вор.». Святой показан также среди подвижников XVI в. в академической стенописи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия в галерее, ведущей в пещерную ц.

http://pravenc.ru/text/200015.html

Трагедия 1917 года не могла не коснуться и этой северной обители. После октябрьского переворота святыню превратили сначала в «трудовую артель», а затем в тюрьму – обычная судьба русских монастырей в «новой, стремящейся к светлому будущему стране», потерявшей даже собственное имя. «Февраля 3 (16) 1919 года вышло Постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей… Мощи передавались в музеи для демонстрации “деяний, направленных к эксплуатации темноты”. Прокуратура должна была возбуждать судебные преследования всех лиц, “виновных в фальсификации”, то есть тех, кто убеждал о чудотворности мощей, причем ведение следствия поручалось следователям по важнейшим делам». Прп. Кирилл Новоезерский. Изделие заключенных      В числе первых подверглись вскрытию мощи преподобного Кирилла Новоезерского. В августе-сентябре 1919 года для обследования архива и библиотеки Кирилло-Новоезерского монастыря был командирован академиком С.Ф. Платоновым научный сотрудник М.Г. Курдюмов, который представил рукописный отчет о проделанной работе, скопировал приходо-расходные памятные книги и книги XVI–XVII веков. В отчет попало описание событий, свидетелем которых явился ученый. Первым совершённым кощунством в монастыре было вскрытие мощей преподобного Кирилла Новоезерского. Михаил Григорьевич Курдюмов пишет: «В январе этого (1919) года, по словам архимандрита Иоанна, в монастырь явилась из Белозерска особая комиссия из представителей уездной советской власти и предложила избрать в нее представителей и от монастырской братии для освидетельствования мощей преподобного Кирилла. В состав комиссии вошли: архимандрит, три иеромонаха и один иеродиакон. По мысли председателя комиссии, было предложено архимандриту и присутствующим из братии приступить к вскрытию мощей, но монашествующие все категорически отказались от этого, указывая на то, что они не достойны производить освидетельствование мощей и не уполномочены на то Новгородским епархиальным советом, и демонстративно вошли в алтарь. После этого по предложению того же председателя к вскрытию раки приступил местный фельдшер, который ножом распорол мантии и обнаружил останки преподобного, причем тут же был составлен и протокол вскрытия мощей. Этот протокол не лишен интереса в смысле показателя того невежества, какое проявил фельдшер, дававший в качестве эксперта свое заключение.

http://pravoslavie.ru/70311.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010