Поклонившись, крестьянин бодрой походкой направился к выходу. За ним печально побрел и Павлов. Несколько разочарованный, он пообедал в гостинице в грустном одиночестве. Не по душе пришлась ему эта шумная, многолюдная жизнь обители. Не то он думал найти там, где смиренный Сергий оставил такие высокие примеры кротости и любви к ближнему. Уединения искал он. Ему хотелось взглянуть на ту природу, на уединенные леса, на ту простую деревянную келью, где преподобный в священной тишине созерцал Божью Матерь и святых ангелов. А теперь тут все, как в городе: бойкая торговля, движение народа, каменные сооружения. Нет, надо уехать отсюда в какой-нибудь тихий скит, решил про себя Павлов, и вечером он нанял извозчика в Гефсиманию. По дороге в лесу Павлов немного отдохнул от расстроенных мыслей. Под мягким пушистым снегом лес молчал и навевал на душу величественную тишину. — Как тут хорошо у вас! — заметил он извозчику. — Бот вы, барин, летом приезжайте к нам. Тогда поглядите, что за благодатные места здесь! А дух какой весной! Пташек сколько!.. — Да, тут скоро можно поправиться здоровьем. — Здоровые места! Вот уж сколько лет я живу в Кокуеве, а не помню, чтобы было здесь какое-нибудь поветрие. Божие благословение по молитвам преподобного! Извозчик остановился у гостиницы, вне ограды Гефсиманского скита. Тут стояли порожние сани и толпился проходящий народ. Отслужив молебен перед Черниговской иконой Божьей Матери, Павлов отправился в скит. Входя в ворота каменной ограды, он попросил привратника указать ему церковь Успения Божьей Матери. Этот старинный деревянный храм, времен преподобного Дионисия и Авраамия Палицына, был перенесен сюда из села Подсосенья митрополитом Филаретом. В нем было все, что напоминало древнюю убогую церковь преподобного Сергия. Утварь церковная вся деревянная, облачения бумажные, плащаница и антиминсы холщовые. Все иконы древнего письма. В обширных сенях храма Павлов осмотрел множество поучительных картин из монастырской жизни. Каким миром повеяло на него от этой простоты и древности! Он пожалел, что сегодня нет службы в этом храме. Ему указали другую церковь преподобных Сергия и Никона в верхнем этаже другого здания, где шло великое повечерие.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

1), и за сохранение епископами всей административной и судебной власти (т. 2) 369 Никанор. Записки, в: Русс. арх. 1906. 3. С. 23; Заозерский. Ук. соч., в: У Троицы в Академии. С. 641; П. С. Казанский к А. Н. Бахметьевой — там же. С. 198. 370 См.: Павлов. Курс церковного права (1902). § 53; Суворов. Учебник (1912), § 69; Бердников. Краткий курс (1888). С. 5—30, 157—165. См. также: Milasch; Herman. De fontibus (1936). О развитии российского государственного права см. работы Градовского, Владимирского-Буданова, Романовича-Славатинского, Ивановского, Г. Вернадского (библиогр., общ. лит. б и во Введении Б). 371 О Кормчей книге см.: Milasch. 1905. Р. 192; Розенкампф (1829); Herman. Р. 23—33; Бердников (1888). С. 22—28; Павлов (1902). С. 115—125; он же. Первоначальный славянорусский Номоканон. Казань, 1869. Об истории Кормчей книги в Московской Руси см.: Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1899 (Сборник Отд. русск. языка и словесности. 65); Нечаев (1890). С. 35; Бенешевич В. Древне-славянская Кормчая XIV титулов без толкований. 1906; не потеряла своего значения и старая работа: Калачов Д. О значении Кормчей в системе древнего русского права, в: Чтения. 1847. 3—4. 372 Milasch. Р. 75—77; Бердников. 1888. С. 13—17. 373 Milasch. Р. 42—44, 78; Бердников. 1888. С. 15—17; ПБЭ. 8. Стб. 326—330, 330—377, 381—383. Русские издания: Книга правил. 1839; Правила… св. отец с толкованиями. 1878; Деяния Вселенских Соборов в переводе на русский язык. Казань, 1859—1873, 1889—1911. Т. 1—7; Деяния девяти Поместных Соборов в переводе на русский язык. Казань. 1901. 2-е изд. 374 Milasch. Р. 50—54, 123—131, 690—716, а кроме того: Скворцов И. Записки по церковному законоведению. Киев, 1848, 1878 (3-е изд.); Иоанн Соколов. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851—1853. Т. 1—2; Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. 375 Павлов. Ук. соч.; Milasch. Р. 178; Бердников. Ук. соч. С. 26—28. 376 Павлов. Курс (1902). С. 10; Алмазов А. И. Законоправильник при русском Требнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото из архива обители 14 мая 2018 г. 17:28 Архимандрит Кирилл (Павлов) Архимандрит Кирилл (Павлов) (08.09.1919 – 20.02.2017)  20 февраля на 98-м году жизни преставился ко Господу духовник братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов).     Вся жизнь отца Кирилла была подвигом. Детство и юность старца пришлись на тяжелое время послереволюционного лихолетья. Он родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии в крестьянской семье. Герой Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте, Сталинградской битвы, боев у озера Балатон, где получил второе ранение, закончил войну в Австрии и вернулся домой уже в 1946 году. В военные годы в его душе произошел переворот: он почувствовал горячее желание посвятить себя служению Богу. Сразу после демобилизации из армии обучался в Московской духовной семинарии, а затем и в академии. Получив образование, отец Кирилл поступил в братию Троице-Сергиевой лавры и принял монашество. С этого времени вся его жизнь была неразрывно связана с обителью преподобного Сергия Радонежского, которую он горячо любил всем сердцем. В 1954 году отец Кирилл был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение исповедовать приходящих в лавру богомольцев. Так началось его новое служение родной обители и всей Русской Церкви. Очень скоро он приобрел любовь прихожан и паломников. Многие старались попасть к нему на исповедь за духовным советом и специально приезжали для этого в монастырь. Люди тянулись к молодому тогда духовнику, видя его христианскую любовь и сочувствие, желание всем помочь, получая от него утешение в скорбях и мудрые советы и наставления, помогавшие в жизненных трудностях. Вскоре отец Кирилл был назначен духовником братии лавры и взял на свои плечи духовное руководство монашествующих. Братия также полюбила своего нового духовника и начала обращаться к нему за советом. С течением времени ярко проявились духовные дарования пастыря. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость стали известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Aлekcuй I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня отца Кирилла именуют всероссийским духовником.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Проходя по саду, Павлов встретил почтенного монаха. — Скажите, — обращается он к иноку, — отчего здесь никого не видно в вашем саду? Отчего у вас такая тишина? — Сейчас все в церкви. Вон в том каменном корпусе, — указал инок на длинное здание напротив деревянной церкви. — Да и то надо сказать: сюда не пускают женщин. Оттого и тихо. Пусти только их, то и тут будет такая же сутолока, что и в Лавре. Павлов поднялся в церковь, прошел мимо ряда молчаливых иноков и остановился позади всех, куда собрались богомольцы. Все мужчины. Среди представителей городского населения немало было и странников, с котомками и посохами. Все предстоящие в церкви скованы были каким-то особенным благоговением. Никто не переходил с места на место. Некоторые буквально застыли в своей позе. Стало смеркаться. Послушник бесшумно обошел подсвечники и потушил все свечи, кроме главных у иконостаса. Служба подходила к концу. Чтец сильным грудным голосом читал посреди церкви последние молитвы на сон грядущим. Невозмутимая тишина среди множества богомольцев, таинственный мрак с пятью-шестью мигавшими огоньками в глубокой дали, громкое прочувственное чтение чтеца — все это сильно настраивало душу Павлова. Кончилась служба, но никто не двинулся с места. Погасли последние огоньки около иконостаса. Во мраке слабо светится, как единственная звездочка в темную ночь, маленькая свечечка в руках чтеца. Полное безмолвие. «Должно быть, ждут игуменского благословения и отпуска», — про себя решил Павлов, напрягая свое зрение, чтобы проникнуть издали тайну сокровенного во мраке действия монахов… Вдруг раздался снова голос чтеца: — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!.. Отчетливо, звучно, выразительно повторял чтец одну и ту же молитвенную фразу. Все горячо молились. Павлов склонился на колени и усиленно крестился. Вдруг чтец замолчал. Опять настала невозмутимая тишина. Все буквально замерли. «Что это значит? — соображал про себя Павлов. — Не вышел ли игумен из церкви, или он занят молитвой в алтаре?»

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

В период обучения в академии Александр приобрёл важный опыт в области литературной деятельности. В академических журналах он публиковал критические и научно-публицистические статьи, кроме того, он помогал редакции, исполняя обязанности корректора. В 1876 году издание «Христианское чтение» разместило довольно зрелую и содержательную работу А. Лопухина о ветхозаветных пророках. Академию Александр Павлович закончил достойно. А его работа на соискание степени кандидата богословия получила положительные отзывы и была отмечена денежной премией. Работа в Америке По выпуске из академии А. П. Лопухин имел возможность принять священный сан. Но в то время его привлекала научная и миссионерская деятельность. В 1879 году, учитывая личное желание Александра Павловича и глубокое знание им английского языка, церковное начальство благословило его отправиться за океан, в Нью-Йорк, служить псаломщиком в храме при российском посольстве, что и было исполнено. В этой церкви он прослужил с 1879 по 1881 год. Сразу же по прибытии на место, А. Лопухин приступил к написанию путевых заметок, где отображал свои впечатления и оценки относительно жизни в Америке. Очень скоро он начал сотрудничать с Журналом Восточно-Православной Церкви, где публиковал работы, посвящённые теме церковной жизни в России. Вместе с тем в русских изданиях печатались его статьи о жизни американского общества. Вернувшись на Родину, А. П. Лопухин издал несколько книг, на страницах которых отобразил свои наблюдения. Научная и преподавательская деятельность Собранный в Америке материал Александр Павлович использовал в диссертации на соискание степени магистра. Его работа затронула проблематику Римского католицизма в Америке. Возвратившись в 1881 году в Санкт-Петербург, он с успехом защитил диссертацию. Согласно воспоминаниям современников, присутствовавшие на защите студенты восхищались живостью авторской мысли, ясностью и доступностью изложения сути исследования. После защиты А. П. Лопухин вновь отправился за океан, правда, на этот раз по необходимости, без особого восторга. Руководство Санкт-Петербургской академии, видя в нём потенциального преподавателя, хлопотало о его скорейшем возвращении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/

Следует помнить, что А. П. Лопухин был не одинок в своей позиции – из дореволюционных ученых документарную теорию отвергал, например, и профессор Московской Духовной академии С. С. Глаголев (1865–1937). Критика второго рода звучала из противоположного лагеря, а именно из среды академической профессуры, и была представлена голосом профессора Казанской Духовной академии Я. А. Богородского (1841–1919). Последний высказал удивление по поводу того, что А. П. Лопухин отошел от привычной для русской школьной науки XIX века понимания библейской истории как истории религии по Библии (при таком подходе «библейская история» – это история религии, и в ней нет места для описания быта и нравов библейских времен). Однако А. П. Лопухин пошел дальше и постарался взглянуть на библейскую историю шире – как на историю библейского народа, религия которого «вошла в книгу как часть, хотя и такая, которая по своей важности составляет одушевляющий принцип всей жизни народа» 27 . По словам Лопухина , «изобразить исторические судьбы израильского народа – не в одном только религиозном отношении, а во всех отношениях его глубокопоразительной и чудесной исторической жизни – и было задачей нашей книги» 28 . Сомнения проф. Я. А. Богородского в достоинствах книги санкт-петербургского профессора строились, как оказалось, еще и на элементарном неверии в потенциал русской науки: он ставил в упрек Лопухину то, что даже западноевропейские ученые не дали такого связного и полного курса библейской истории, как у нашего ученого, поскольку «не чувствовали в себе отваги дать такой курс по научной осторожности» 29 . Однако это было неверно: к моменту издания книги Лопухина над курсом библейской истории, построенным в подобном ключе, работал аббат Ф. Ж. Вигуру (1837–1915), с которым А. П. Лопухин вел научную переписку. Труд Ф. Ж. Вигуру, вышедший на несколько лет позже, закрепил концепцию библейской истории, предложенную А. П. Лопухиным 30 . Пример деятельности Александра Павловича в этой области крайне важен сейчас, когда русский исследователь, обладая сокровищем церковной традиции и имея доступ к кладезю достижений западной учености, способен достичь плодотворного и органичного синтеза указанных направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Н.Г. Зверев Дворянский род Лопухиных Твердой опорой и непоколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история. По милости Божией есть в ней добрые общечеловеческие идеалы, светлые, высоконравственные герои и созидатели, трудами которых и строилась великая православная Россия Особое место в череде этих тружеников, людей мудрых, великих и благородных занимает дворянский род Лопухиных. Разными были судьбы его представителей, однако, все они верой и правдой служили Церкви и отечеству. Последняя четверть XIX в. для русской богословской науки является поистине «золотым временем». Можно перечислить десятки имен богословов с мировыми именами, творивших в этот период. Среди них – профессор Александр Павлович Лопухин . Священник Павел Флоренский в своих письмах из лагерей (1933–1937 гг.) неоднократно подчеркивал, что род и семья являются носителями вечности, главной единицей человеческого общества. Каждая неповторимая, уже оформленная личность тысячами нитей связана со своим родом, а через него – с вечностью, ибо «прошлое не прошло». В свою очередь, в семье род обретает равновесие оформленных личностей, неслиянных и нераздельных. Противостоять хаосу можно лишь утверждением личности, вбирающей в себя опыт своего рода, внимающей ему... «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти». 1 Мы коснемся истории только одного рода, который с первых дней стал строителем и оберегателем великой Российской империи. Согласно официальной родословной, предком Лопухиных был сын того самого касожского князя Редеди, которого заколол в 1022 г. князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого. По условиям поединка Мстислав Тмутараканский «крестил сына Редеди православным обрядом и женил его на своей дочери. ... От них и пошло потомство, представители которого положили начало многим русским дворянским фамилиям, в том числе и Лопухиным». По мужской линии среди Лопухиных были новгородские бояре, московские дворяне, стрелецкие полковники, офицеры лейб-гвардии Преображенского полка, адмирал, губернатор, светлейший князь, богослов... 2 Они храбро воевали, были честными чиновниками, судьями, писали книги, строили монастыри и храмы. Многие из них, не попав на страницы учебников, тоже сделали нечто значительное. Федор Авраамович Лопухин в конце XVII в. построил храм Михаила Архангела в Спасо-Андрониковом монастыре... Генерал-аншеф Василий Лопухин геройски погиб при Гросс-Егерсдорфе... Директором Департамента полиции был Алексей Александрович Лопухин. Ротмистр Михаил Сергеевич Лопухин участвовал в неудавшейся попытке освободить из большевистского плена императора Николая II... Перед нами разворачивается реальная жизнь Российского государства за тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

1075 ПФА РАН. Ф. 800. ОП. 3. 250. Л. 10 об. Письмо Глубоковского Н. Я. Марру от 1 мая/18 апр. 1918 г. 1079 С. Т. [Троицкий С. В.] Проект издания богословского энциклопедического словаря в 1864 году в московской академии (истор[ическая] справка)//Странник. 1904. 4. С. 698. 1081 Александр Павлович Лопухин родился 1 октября 1852 г. в семье священника села Митякино Саратовской губ. По окончании СПбДА (1878) около трех лет служил псаломщиком при посольской церкви в Нью-Йорке. Затем занимал кафедру сравнительного богословия в СПбДА (1883–1884), а после введения нового академического Устава – кафедру древней общей гражданской истории (1884–1904). Современники называли Лопухина богословом-публицистом. Еще студентом академии он поместил на страницах «Церковного вестника» свыше ста статей, а впоследствии приобрел громкую известность издательской и редакторской деятельностью, был инициатором русского издания полного собрания творений св. Иоанна Златоуста , в 1893–1902 гг. – редактором журнала «Христианское чтение» и еженедельника «Церковный вестник». Русскую богословскую науку Лопухин обогатил целым рядом весьма ценных оригинальных сочинений и переводов, был составителем обширной «Библейской истории при свете новейших исследований и открытий», переводчиком трудов К. Фаррара, регулярно знакомил русскую публику с современными явлениями религиозной жизни Запада. О нем: Потехин П. Памяти проф. А. П. Лопухина (22 августа 1904 года). СПб., 1904; Биобиблиографический указатель. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. 2-е изд. М., 2001. С. 327–336; Юревич Д., свящ. Александр Павлович Лопухин : Жизненный подвиг «аскета ученого труда»//ЦВ. 2002. 10. 1083 Лопухин А. П. Православная Богословская Энциклопедия перед судом казанского критика//ЦВ. 1901. 12, 22 марта. Стб. 385. 1089 Лопухин А. П. Что такое «Православная Богословская Энциклопедия» (По поводу одной рецензии)//Странник. 1900. Декабрь. С. 733. 1095 Перечень докторских и магистерских диссертаций, защищенных с 1869 г., см.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М, 2006. С. 530–570.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Иван Лопухин Лопухин Иван Владимирович (1756–1816) – государственный деятель, поэт. Уже в 1782 году он входил в новиковское «Дружеское ученое общество» и вместе с ним руководил Типографической компанией, превратившей бывшего унтер-офицера Измайловского полка Николая Новикова в крупнейшего журнально-книжного магната своего времени. Бывший поручик Преображенского полка Иван Лопухин оказался одним из самых надежных его помощников. А основной вклад в их общее дело внес бывший кадет Сухопутного шляхетского корпуса Михаил Херасков , занимавший к тому времени пост куратора Московского университета. Он-то и передал Новикову в аренду на десять лет самое главное – университетскую типографию. Но Хераскова, Новикова и Лопухина сближала не только принадлежность к офицерской касте. К этому времени они были «братьями» по масонской ложе, а Иван Лопухин – главой московских розенкрейцеров. Он «курировал» Новикова точно так же, как Херасков – Московский университет. Николая Новикова арестовали в 1792 году. Лопухину тоже угрожала ссылка, но ему было разрешено остаться в Москве с запрещением «всяких связей по прежнему своему товариществу». Вскоре после смерти катерины II он был назначен статс-секретарем императора Павла I. Его придворная карьера не продлилась и двух месяцев. Но в отставку он ушел сенатором с генеральским чином тайного советника. В качестве сенатора он, как некогда Гавриил Державин, привлекался к разбору наиболее сложных дел. Так, например, в 1803 году, он был направлен в Крым «для разбора споров и определения повинностей», и пробыл там более трех лет – пока не урегулировал все конфликты. Все это закрепило за ним репутацию «уважаемого всеми мужа», слова которого не расходились с делами. Он вполне соответствовал строкам из своего переложения псалмов: Тот, кто мыслит непорочно, – Добрые дела творит; И устами то же точно, Что и в сердце говорит. Яда льсти не изливает, Мзды неправой не берет; Злоязычным не внимает, Не наносит братьям бед. Ненавидит ложь – лукавства; Любит Вышняго сынов;

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

22 августа 1884 г. Александра Павловича избирают на должность доцента кафедры древней гражданской истории, 33 в которой оставался все дальнейшее время до своей кончины, причем в 1903–1904 учебном году, согласно резолюции митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) , в обязанность Александра Павловича входило и преподавание новой общей гражданской истории (из-за отставки профессора Н.А. Скабалановича и последовавшего затем слияния двух кафедр историй – древней и новой – в одну). 19 января 1890 г. указом Святейшего Синода Александр Павлович был утвержден в звании экстраординарного профессора. 34 На протяжении своей преподавательской и научной жизни А. П. Лопухин был удостоен ряда наград, включая орден св. Владимира IV степени и орден св. Станислава III степени. 35 Был он удостоен и премии высокопреосвященнейшего митрополита Макария. 36 Будучи профессором, А.П. Лопухин продолжал свою научную работу. Основными направлениями его научной деятельности были: 1 . Библейские исследования. 2 . Популяризация западноевропейской богословской науки – путь, указанный протопресвитером И. Л. Янышевым. 3 . Церковная журналистика. 4 . Трехлетняя жизнь в Америке в сочетании с редкой широтой богословского кругозора сделали его сторонником сближения различных конфессий. А. П. Лопухин деятельно участвовал в различных межконфессиональных диалогах и богословских собеседованиях: а) с Римо-католической Церковью ; б) с Англиканской Церковью ; в) с сиро-персидскими христианами. Своей литературной деятельностью, которой Лопухин отдавался с беззаветной любовью, А. П. Лопухин снискал себе широкую популярность в среде любителей русской духовной литературы и принес несомненную пользу русскому духовному просвещению. 37 Как практичный человек, Александр Павлович лучше других сознавал, что в целях улучшения его многочисленных изданий необходимо иметь свою собственную типографию. Он и приобрел ее, благодаря чему его издания получили превосходный вид и появлялись у читателя своевременно и аккуратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010