Литургия оглашенных начинается возгласом священнодействующего, которым он благословляет царство св. Троицы. Затем следует произнесение великой, или мирной ектеньи, состоящей в ряде прошений к Господу о свышнем мире для всего мира (вселенной), о благосостоянии святых Божиих церквей, о даровании верующим вечных и временных благ, и о ниспослании им душевного спасения. Прошения прерываются частыми умилительными мольбами хора певцов от лица молящихся ко Господу о помиловании: «Господи помилуй!» В Литургии Чайковского почти каждое «Господи помилуй!» имеет свои мелодические особенности, и, в общем, пение этой мольбы выходит весьма продолжительным. Нам думается, что как мелодическое разнообразие для «Господи помилуй!» излишне, так равно не нужно и петь «Господи помилуй!» продолжительно. В самом деле, если текстуальный смысл: «Господи помилуй!» при повторениях остается неизменным, то зачем же музыкальное содержание одной и той же мольбы видоизменять при повторениях? Кроме того, все прошения в ектеньи так последовательно и логически связаны между собою, что перерывы этих прошений продолжительным пением «Господи помилуй!» только нарушают эту связь в сознании молящихся. Оттого в греческих церквах мирная ектенья прерывается пением: «Кирие Элейсон» не более двух или трех раз. Но так как у нас все-таки принято каждое прошение непременно сопровождать пением «Господи помилуй!», то будет разумнее дать этой мольбе самую краткую мелодию, или даже один какой-либо из кратких руководящих мотивов (который позже войдет в музыкальное содержание всей обедни), дабы перерывы пением ряда ектенийных прошений не нарушали в сознании богомольцев логическую последовательность их содержания. Другое дело – сугубая ектенья, которую положено произносить на Литургии после чтения Евангелия. Она есть удвоенное (сугубое) или усиленное моление и её прямо указано сопровождать после каждого прошения не единичным, а троекратным пением «Господи помилуй!» Такой усиленной мольбе совершенно законно придать продолжительную и разнообразную мелодию умилительно-молитвенного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

В конце XVIII века храм удалось восстановить. Колодец был очищен, и из него вновь потекла сладкая ледяная вода, из камней прежнего пышного собора был построен маленький православный храм св. Архангела Гавриила. Внутри храма галерея, она опускается вниз на довольно-таки большую глубину – так повысился культурный слой. В конце галереи источник, над ним Благовещение академического письма (вероятно русского, ведь b XIX веке здесь было две русских школы и семинария), на дне источника монетки, сам он защищен решеткой. Воду из него вывели по шлангу в раковину, набираем в бутылочки из крана. Сделали так совсем недавно, прежде паломники имели возможность обливаться водой из источника и пить воду из ладоней. Но благодать от технических перемен не уменьшилась. За свечной лавкой грек наклеивает на бутылочки изображение Благовещения и повторяет: «Господи помилуй!» Мы ему сказали: «Кирие элейсон!» Он очень обрадовался и дал нам свечей, чтобы поставили перед иконами Божией Матери. Очень много икон русского письма – дар великого князя Сергея Александровича и Императорского Палестинского Общества. Как-то тепло, по-домашнему просто было в этом храме. А в католическом «Благовещении» совсем не так. Сооружение космополитическое. Огромный купол накрыл дом Иосифа, мнимого родителя Христа. Как-то музейно всё: во дворе храма многочисленные изображения Божией Матери. Божья Матерь – с японским лицом, чернокожая, украинская, польская и пр. Любопытно, но и только. Молиться пред всем этим сонмом мадонн невозможно, это скорее выставка художественных изделий. Однако в крипте этого храма находится подлинная святыня – пещера на месте дома, где прошло детство Спасителя и еще одна, называемая плотницкой мастерской Иосифа. Как не хотелось уезжать из Назарета, ведь здесь прошла большая часть земной жизни Господа Иисуса Христа до выхода на общественное служение. Но от того маленького поселения, в котором тридцать лет протекала скромная жизнь плотника Иисуса, ничего не сохранилось. Современный Назарет – самый большой город в Галилее с населением семьдесят тысяч человек. И здесь, как и во всем мире во главе угла — торговля, туристический бизнес; шумно, ярко, суетно.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Каждую пятницу вечером происходила величественная церемония, описанная Иоанном II в типике 140 . Процессия, состоявшая из клира и хора церкви Елеусы, а также горожан, с иконой, называемой «сигнон тес пресбейас», и другими иконами (включая другие «сигна») двигалась к храму; по пути следования возносились молитвы иконе пресбейи, пока все не входили в здание. Внутри иконы обносили вокруг гробниц центральной церкви, при этом клир, а также народ, совершали различные литании о спасении душ умерших (присутствующие миряне получали плату за участие в этом поминании). Возглас «Кирие элейсон!» повторялся по пятнадцать раз перед каждой «сигнон», то есть перед каждой большой процессионной иконой. Затем, гласит текст, шествие направлялось к Святому гробу 141 . Пресбейа, видимо, только разновидность древней службы в честь Богородицы, которая сотни лет регулярно совершалась каждую пятницу в шествии из Влахерн к Халкопратии. Иоанн, очевидно, приспособил ее к своему монастырскому уставу и ввел новый элемент – поминальную службу по умершим: большие «сигна» – процессионные иконы – он повелел приносить на гробницы 142 . Нечто подобное такой пятничной вечерней пресбейе, возможно, представлено и на первой фреске Маркова монастыря. Эта гипотеза могла бы объяснить присутствие певчих, монахов, императора, каци – особого рода кадила для каждения гробниц, человека, несущего икону, и даже, наверное, иконы Елеусы. Это первый из всех выше приведенных примеров, который позволяет сказать, что перед нами изображение иконы, используемой в определенной и регулярной литургической церемонии. Еженедельное поминовение, введенное Иоанном, прежде не было частью пятничной службы Богоматери; оно не пришло, подобно самой процессии 143 , из древней «асматике аколуфиа» – соборной литургии Константинополя, но заимствовано непосредственно из монашеской традиции. В монастырях ночь с пятницы на субботу была временем особого поминовения умерших, которое часто сопровождалось посещением могил братьев и сестер 144 . Поминальная служба обычно присоединялась к «аподей-пнону» (повечерию) – последнему монашескому часу дня, известному под названием одиннадцатого часа 145 . Одним из поэтических элементов службы одиннадцатого часа был особый вид канона – так называемый parakletikos kanon, тο есть просительный, в котором звучало пламенное, идущее от первого лица обращение к Богородице и другим святым с мольбой о заступничестве перед Христом, – обращение человека, отягощенного грехом, отчаянием или страхом смерти 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Я порой ловлю себя на мысли за молитвой, что в таком случае я прошу Бога от Себя отречься, мол: " Я, конечно, грешу, но Ты меня помилуй. Я слышал, Ты караешь грех и за него будет воздаяние, но меня не наказывай " . Мне теперь впринципе сложно Богу молиться из за этого неразрешенного вопроса, я не понимаю, чего у Него тогда прошу. У меня есть отдельные догадки, что сама возможность человеку покаяться уже есть проявление высшей милости Божией, но что бы продолжать молитвенную жизнь, я думаю, что нуждаюсь в более чётком и объёмном представлении в этом вопросе Похожие вопросы 5 Ответов Бог совершен во всех Своих качествах. В т.ч. и милости. Кто-то из святых - не помню, кто - сказал: " Не говори, что Бог справедлив, иначе я погиб " . Милость выше справедливости, и, если бы Господь был " совершенной справедливостью " , мир был бы уничтожен сразу же после грехопадения. Бог желает нас не карать, а именно миловать Это словосочетание не только просьба о прощении. Слово " помилуй " имеет греческое происхождение - λησον, елеосон, в основе происходит от слова " масло " , отсюда и слова " елей " , " елеосвящение " , " полиелей " . То есть мы просим выражением Господи помилуй,  Кирие элейсон, Κριε λησον не только простить, проявить милость, мягость, но просим Врача смягчить  изцелить нас, оздоровить, умаслить наши сердца и души. Примечательно, что из-за глубины выражения, Римскся церковь не стала переводить это на латынь, но использовала в богослужениях всегда в греческой транскрипции Kyrie eleison Бог это Совершенство, и в первую очередь это Совершенство Любви. Его Справедливость наступит после для тех, кто Любовь от Бога не принял. Книга Откровения Иоанна Богослова - Апокалипсис, приоткрывает нам то, как будет исполненна Божественная Справедливость. Бог есть существо совершенное. Поэтому Он не только справедлив, но и благ, является полнотой милосердия и даже назван Любовью. Его справедливость милосердна, а милосердие справедливо. Нам, людям, в полноте этого не понять, однако скажу нечто.

http://azbyka.ru/vopros/esli-bog-est-sov...

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Zoran Purger. Послевоенные фотографии Афона Zoran Purger. Послевоенные фотографии Афона Комментарии Всего комментариев: 1 2015/11/03, 02:37:55 !КИРИЕ ИСУ ХРИСТЭ ЭЛЕЙСОН МЭ+ +Андрей Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон . Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне . Свобода - это Свобода Дверь, которая нарисована на стене Свобода в Любви Как стать свободным Вкус Свободы Умереть за Любовь Скорби Необходимое и лишнее Нечистая совесть Окаменевшее сердце Смерть Жизнь Союз двух сердец Истинная Любовь Высшая форма Любви Преданность и верность Труд сердцем Прямота и честность Стойкость и решимость Умение любить Верность Деньги Богатство Духовное здоровье Человек – это Ум и разум Ум Предательство Улица детства Язык Любви Стихи о Любви Вечная Любовь Суть Любви Любовь и правда Правда Молитвы Любовь и страсть Любовь и жизнь Цельная Любовь Здоровье души Смирение и помыслы Истинное смирение Смирение и ум Смирение и страх Смирение и мир Преданность Катунакия Каруля Керасья Келия Провата Скит Малая Анна ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=22&iid=219...

В Москве состоялся фестиваль духовной музыки «Видеть и слышать» 22 июня 2022 г. 10:25 С 9 по 16 июня 2022 года на площадке выставки «Монументальное искусство в Церкви» в выставочном зале Московского союза художников (г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 11) прошел фестиваль духовной музыки «Видеть и слышать». Художественный руководитель фестиваля — главный дирижер Московского Синодального хора заслуженный артист России Алексей Пузаков. Фестиваль состоялся при поддержке Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения . В фестивале «Видеть и слышать» приняли участие ведущие церковные хоры столицы: Московский Синодальный хор, хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря , хор храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы, ансамбль старинной музыки Ex Libris Ensemble, хор Школы византийского церковного пения «Схолион Псалтикис». На открытии выставки и фестиваля выступил Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова. Программу открыл антифон «От юности моея» знаменного распева. Затем прозвучали произведения Степана Дегтярева, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова. Также прозвучали песнопения авторов XX и XXI веков — Юрия Костюка, протоиерея Николая Ведерникова, митрополита Илариона (Алфеева) . В исполнении хора «Схолион Псалтикис» прозвучала богослужебная музыка византийской традиции на греческом языке. 10 июня выступил хор Сретенского монастыря под управлением заслуженного артиста России Никона Жилы. Хор начал выступление с исполнения тропаря Пасхи византийского распева в гармонизации диакона Александра Амерханова на греческом языке. Также на греческом языке хор исполнил гимн Пресвятой Богородице «Агни Парфене». Прозвучали произведения XIX и XX веков, а также современных композиторов: «Кирие Элейсон» Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, «Во Царствии» митрополита Илариона (Алфеева), «Богородице Дево, радуйся» участника хора Федора Степанова. 14 июня выступил хор храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне под руководством церковного композитора, преподавателя Академии хорового искусства им. В.С. Попова Андрея Полторухина. В программе концерта прозвучали его произведения «Покаяния двери», причастный стих Пятидесятницы «Дух Твой Благий», «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши», а также его гармонизации — ирмосы Пасхи знаменного распева, «Агни Парфене». Хор также исполнил произведения композитора XX века диакона Сергия Трубачева и других современных церковных композиторов — Максима Котогарова, священника Андрея Бессарабова.

http://patriarchia.ru/db/text/5938778.ht...

Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из–за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею; силами, деньгами? Неужто из–за того, чтоб пожать только маленькой смешной ненависти и неблагодарности? Ф.М.Достоевский Дневник писателя. ПСС. (Полное собрание сочинений), т.26, с. 77-82 Сентябрь - декабрь 1877 года. Николай П.Т. 2016/08/29, 23:22:52 Старец Гавриил, Благословите мою квартиру 21, я живу на 4-ом этаже, вода идёт только на нижних этажах, нам не дают напор воды. Начальство Водоканала разворовывают деньги, принадлежащие, чтобы работали насосы на скважинах с водой. Господи, подай Старцу Гавриилу здравие. надежда 2016/06/16, 08:05:14 Пресвятая Богородице спаси нас!Кирие Ису Христэ элейсон мэ. Р.б.Наталья 2016/06/13, 21:49:10 есть ли остров: " Есть ли остров где можно жить без мужчин,где живут одни женщины,спасаясь от мира как мужчины острова Афон? " Географически Афон-полуостров,а духовно-остров. Слава Пресвятой Троице Истины!Такой духовный девичий остров на планете Земля есть!И это Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы-дивное Дивеево в Православной России! Не правда ли великая загадка Божия двух всемирно значимых духовных,исключительно Православных,островов:для духоносных мужей-второй удел Царицы Небесной,Святая Гора Афон,в исчезнувшей Святой Византии,а для духоносных жён-четвёртый удел Всемирной Владычицы нашей,Святое Село Дивеево,в распятой Святой Руси? Что бы сиё значило? Nemo Nihil 2016/05/10, 11:52:41 The bigger question is why is Christie still on vacation? If things were bad enough to declare a state of emergency, why ha1n7#82s&;t he returned? Along with his failure to reduce property taxes, his lack of attention, in terms of returning to the state immediately, will be noted during his bid for reelection in 2013.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=2284

Общая чаша Молитва  Благословение обшей чаши Преподание общей чаши     Трижды; в древности после вкушения общая чаша разбивалась Обхождение круга. Тропари  Трижды  Исаие, ликуй …; Святии мученицы …; Слава Тебе, Христе Боже… Окончание Снятие венцов Молитва по снятии венцов   Преподание мира. Молитва главопреклонения Отпуст   Молитвы «во осмый день» Чинопоследование Таинства Елеосвящения Схема чинопоследования   Примечания Начальная часть Возглас  Благословен Бог наш… Служба за болящего По структуре походит на современную утреню Освящение елея Мирная ектенья с особыми прошениями Молитвы  Тропари  Помазание (повторяется семь раз) Знаком отмечены те тексты, которые различны при каждом помазании. Сугубая ектенья (сокращенная)  Молитва Молитва помазания  Помазание Возложение Евангелия на главу болящего Молитва  Окончание Сугубая ектения (сокращенная) Стихиры  Отпуст Прощение Чинопоследование Хиротонии Схема  чинопоследования   Примечания Избрание Волеизъявление     Повели. Повелите. Повели, [титул] владыко.  [При хиротонии епископа избрание составляет два особых чина, совершаемых заранее; указанный возглас не произносится] Введение в алтарь [кроме хиротонии епископа] Поклонение престолу и епископу. Тропари  Святии мученицы …; Слава Тебе, Христе Боже …; Исаие, ликуй … Рукоположение Епископ трижды «знаменует» голову ставленника и возлагает на него руки.  [При рукоположении епископа на «выю» рукополагаемого возлагается Евангелие, руки возлагают все епископы] Объявление    Кирие элейсон – Господи помилуй    Божественная благодать …  (При хиротонии епископа: Избранием и искусом … Божественная благодать.] Поется в продолжение всех молитв Молитва епископа 1-я  О достоинстве Мирная ектенья с особыми прошениями Молитва епископа 2-я  О служении Облачение Аксиос – на каждый предмет Указание рукоположенному на его церковное служение Новопоставленному диакону вручается рипида, и он веет ею над Дарами. Новопоставленному иерею после освящения Даров вручается залог со словами: Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязай быти во Второе и Страшное Пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Новопоставленный епископ «мирствует» к Апостолу (в древности с этого начиналась Литургия)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Таких храмов много в старинных богатых монастырях, в городах и богатых селениях. Третий же тип – обычные сельские церкви – это просто круглые, крытые соломой дома, только большого размера с крестом наверху. Народ, приходящий в храм к пасхальной службе, одет в чистые, белые одежды. Церковь украшена зеленью. Пол посыпан мелкой душистой травой. В украшении церкви сплетаются ветви тропических растений: баобабов, смоковницы, имбиря, которых так много в жарких долинах Абиссинских гор, с ветвями растений умеренного пояса – винограда, яблони, кедровника и т. п., знакомых нам растений, растущих на прохладных вершинах. Часов в семь в церкви начинается торжественное Пасхальное богослужение – «мелтан». В начале его диакон читает ектению, на прошения которой народ поет по-гречески: «Кирие элейсон – Господи помилуй». С последним возгласом из алтаря выходит протодиакон, неся большой крест. Став на амвон с крестом в руке, он медленно поет стих: – Воста, яко спя Господь, яко силен и шумен, и порази враги своя вспять, поношение вечное даде им. 460 Вне храма в это время раздается залп ружей, стук барабанов, звон колоколов. Голос протодиакона смолкает, и на смену ему поет весь народ, вся церковь : – Воста, яко спя Господь... Воодушевление народа в это время бывает такое сильное, что звуки пения, выходящие из народной груди, заглушают ружейные залпы, звон и шум, раздающийся вне храма. После пения читается Евангелие. Перед этим священнослужители в дорогих одеждах выходят на амвон. Впереди идет старший священник, с книгой Евангелия на груди. Он передает Евангелие протодиакону, а сам берет в руки крест. Протодиакон, раскрыв Евангелие, держит его на своей голове пред священником, а по сторонам становятся два диакона и два младших священника с кадилами. По прочтении Евангелия о воскресении Христа, протодиакон относит его в сторону и кладет на аналой. Весь народ поет Пасхальный тропарь: – Христос воскресе из мертвых... Затем следует особая абиссинская песнь, в которой передается все содержание праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010