Хиротония пресвитера и диакона походит одна на другую. Она состоит в том, что хиротонисуемого во пресвитера после Херувимской, а в диакона пред ектенией: «Вся святыя помянувше», – вводят иподиаконы в царские врата в алтарь при возгласе «повели», «повелите» и протодиакона «повели Преосвященнейший Владыко» – затем, после надлежащих поклонов архимандрит хиротонисуемого в пресвитера, а протодиакон во диакона, три раза обводят вокруг престола при пении «святии мученицы... слава Тебе, Христе Боже... Исайе ликуй... » После этого хиротонисуемый во иерея отходит к правому переднему углу престола, становится на оба колена, а хиротонисуемый во диакона на одно колено, архимандрит или протодиакон произносят «вонмем» и читается епископом молитва хиротонии: «Божественная благодать всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи»,– после которой в алтаре поют: Господи помилуй, а певчие «Кирие элейсон» 60 , и затем, при облачении вновь посвященного возглашается «аксиос». Тут же происходит поздравление хиротонисованного и он становится в числе первых служащих ради чести воспринятой им только что благодати священства. После освящения Св. Даров новопосвященному иерею епископ дает часть Животворящего Тела, именно «исполнение» со словами: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязай быти во второе и страшное пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем он отступает со Св. Телом к заднему правому углу престола и здесь над святыми Дарами молится до причащения. Остановимся вниманием на этом акте. Сейчас же после посвящения священнику предлагается молиться над св. Дарами, и этим самым он как бы соединяется союзом с ними, этим внушается иерею, что он служитель Таин Божиих, от которых и должен почерпать себе всю благодатную силу и помощь. Ах, как велик этот момент для священника, когда он в первый раз молится над святыми Дарами! Кажется, в это время чего он ни попросит у Господа себе и другим, Господь исполнит во благое. Не от этого ли сознания возникло у нас стремление просить хиротонисуемого помолиться за нас, как в момент хиротонии, так и во время самой молитвы его над св. Дарами? От этой первой молитвы, по всей вероятности, возник в древности и другой благочестивый обычай у пастырей Церкви: временами входить в хранилище св. Даров и молиться там над святыми Дарами, как о своих нуждах, скорбях, немощах, так и пасомых. И как должна быть действенна здесь молитва пастыря! Он молится над Телом и Кровию Самого Господа Иисуса Христа. Если православный христианин чувствует часто благодатную помощь от чудотворных икон, мощей угодников Божих, то что сказать о Теле и Крови Господа Христа, когда к Ним припадает и пред Ними молится пастырь! Какое великое богатство благодати предлагает нам св. наша Церковь , если бы только все это знали и умели пользоваться!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А он говорил: «Ничего не бойся». И теперь, когда я вижу курильщиков, то всех уговариваю: «Миленький, бросай!» А после того я уже стала спрашивать о монастыре, хотя слова этого не произносила. А спросила так: «Батюшка, благословите меня жить в чистоте». Он меня хлоп по щеке и говорит: «Венчайся. Будешь венчаться. Муж вернется и венчайся». Я в ужасе: «Господи, помилуй, не дай Бог». И про себя еще думаю: «Какой муж, первый или второй? Ни того, ни другого не хочу». А батюшка улыбается и говорит: «А жених какой благочестивый будет!» Потом только я поняла, что Алексей тогда еще был в Америке. Через полгода он вернулся в Россию, я думаю, что это его батюшка вытянул из Америки. Самое удивительное, что он и имя его мне предсказал прикровенно. Правда, как нормальная умная ослица, я поняла это только на восьмой год после того, как эти слова были сказаны. У меня день рождения 1 июня, и в тот год он приходился на постный день. А гости у меня ожидались разные, не все верующие, я решила на день перенести празднование. И думаю: «Надо в календарь посмотреть». И вижу – память совершается святителя Алексия, митрополита Московского. О, значит именины моего мужа сразу после моего дня рождения! И тут я вспоминаю, как однажды восемь лет назад мы стоим у батюшки. Народа еще нет. Никто еще не приехал к батюшке, только мы – местные, несколько человек, стоим у калитки. Мы так любили эти тихие часы: с батюшкой можно было и пошутковать, и попеть. Он очень любил петь. Я иногда скажу: «Батюшка, давайте споем!» Или он сам скажет: «Давайте споем!» И сам запоет: «Архангельский глас…» Он очень любил особый распев: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою…» Часто пел «Господи помилуй» своего сочинения по-эстонски, «Кирие элейсон» по-гречески. И вот в одно такое тихое утро стояли у батюшкиной калитки местные женщины. Кстати скажу, что он их иногда не благословлял, за то, что в штанах ходят. А они хитрили: внизу «треники», а наверх юбку оденут. Батюшка в ответ на их просьбу помолиться говорит: «А я звать-то вас как забыл». Они в ответ ему тоже шуткой отвечают: «А мы тоже забыли, батюшка». – «Ой, вспомнил». И называет мужские имена каждой из них – «Петр», «Константин», «Владимир» – это все имена их мужей. Так он обличал, что они чин нарушают. И я тогда спросила тоже: «Батюшка, а я кто?» – «Митрополит». А подруга моя говорит: «Да она игуменья, батюшка. По­смотрите, какая». – «Митрополит». Так Бог мне послал Алексея, а батюшка это заранее видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

– Были ли у Вас верующие родственники – Со стороны матери в семье были мусульмане, но мать была воспитана в безбожии, как и все в то время. Она и ее родственники никогда не говорили об этом, даже дома. Они могли быть за это наказаны. Все мечети были закрыты, как и церкви. Но несколько месяцев назад она сказала мне: «Я помню, как моя бабушка-мусульманка, молясь на ночь, говорила: «Кирие элейсон!» (Это по-гречески «Господи помилуй!»). Я была изумлена! Боже мой, разве можно такое представить! – Не думаете ли Вы, что она была тайной христианкой? – Я не знаю, но это вполне возможно. Православие пришло к нам уже в первом веке по Рождестве Христовом, но, когда турки вторглись в Албанию в XIV веке, многие христиане стали мусульманами. Я думаю, что христианская вера оставалась в их сердцах, и подтверждение этому — то, что многие церкви и монастыри были сохранены людьми, которых называют «тайные христиане». Поразительно, ведь вы можете подумать: «Если он или она — мусульмане, зачем им заботиться о христианских храмах и реликвиях?». Но я верю, что если у кого-то из них были предки — христиане, несмотря на то, что внешне они — хорошие мусульмане, они вполне могли это делать. Однажды я пошла с матерью и сестрой в мечеть, находящуюся в центре Дурреса. Много веков назад это был кафедральный собор. Мне рассказали, что во время турецкой оккупации, когда многие христианские храмы были переделаны в мечети, в этом храме была построена вторая стена, чтобы закрыть все фрески. Входя в этот храм сейчас, можно увидеть лишь голые стены; но внутри этих стен сохранились фрески и иконы! Это делалось втайне, турецкие власти ничего не подозревали. – Значит, они построили вторую стену, а не просто покрыли раствором фрески? – Да, они построили вторую стену, сняли крест и превратили церковь в мечеть. Но стена была сделана для того, чтобы сохранить иконы, а не для того, чтобы их уничтожить, и турки так и не узнали об этом. Это было сделано в великой тайне, и архитектор, которого выбрали турки, был тайным христианином.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Еще Блаженный Иероним (342–419 или 420) писал: «Кто истинный Екклесиаст? Это – Иисус Христос». Утверждая: Я создам Церковь Мою, Христос говорит: » Я соберу людей, и у Меня есть что им сказать». Вот это и есть Церковь. Есть и другое греческое слово, не встречающееся в Новом Завете, — «Кириаки» (κυριακη). «Кир» (κυριος) означает «господин», отсюда – «Кирие элейсон!» (Кυριε ελεησον!) – «Господи, помилуй!» Различие между словами «господин» и «Господь» существует только в церковнославянском и русском языках. Господом мы можем назвать только Одного, а господами – многих. Так вот, Кир – это Господь, а «икос» (οικος) — дом (как известно, акафисты 111 состоят из кондаков 112 и икосов 113 ). Таким образом, «Кириаки» означает – «Дом Господень». Это слово очень полюбилось грекам, а от них перешло и к некоторым другим народам, в том числе к славянам. Переводя Священное Писание и богослужебные тексты, Кирилл и Мефодий употребили слово «Церковь». «Церковь» это и есть «Кириаки». Известно, что «к» и «ц» – взаимозаменяемые звуки («Кесарь» – «Цесарь»). Заменив первое «к» на «ц», мы получим «Цириаки». Так произошло русское слово «Церковь». При переводе на немецкий язык звук «к» остался неизменным, и получилось «Кирхе» (Kirche). В английском «к» поменялось на «ч» («Карл» – «Чарльз»), отсюда и слово Church. Конечно, Церковь в современном понимании значительно отличается от еврейского кагала и греческой экклесии. Там – люди, собравшиеся вокруг проповедника, когелета, Экклесиаста, а здесь – Дом Божий. Вопрос о том, каким образом произошла эта смысловая трансформация, достоин более тщательного обсуждения и исследования. Средневековое сознание уже воспринимает церковь как храм, как дом Божий. И сейчас, если спросить, что такое Церковь (например, в школах, где ребятишки явно не отягощены церковными знаниями), в ответ чаще всего услышишь: «Это там, где молятся…» – то есть они воспринимают ее в качестве некоего пространства. Уже в подсознании заложена пространственная характеристика «Кириаки» – Церкви как дома Божия.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Св. Василий Великий . Номоканона правило 115. Согласно этому правилу есть только одна основательная причина выхода монаха из монастыря – если в монастыре ересь . Св. огонь не сошёл при служении в гробе Господнем католического Папы . «Когда западные поклонники (из числа крестоносцев), посетивши св. град (Иерусалим) прежде взятия Кесарии для празднования в нём св. Пасхи, пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святой огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Духовенство греческое и латинское уже несколько раз начинало петь «Кирие элейсон» (Господи помилуй), несколько раз начинал петь и патриарх (латинский) над св. гробом, небесное пламя не сходило ни на одну из св. лампад. На другой день, в самую Пасху, клир и народ собрались опять в церковь , и опять не являлось св. огня. Тогда, как бы по небесному внушению, духовенство латинское и король со всем двором своим пошли крестным ходом, босыми ногами, в храм Соломонов, недавно обращённый ими в церковь из мечети Омаровой; а между тем греки и сирияне, оставшиеся у св. гроба, раздирая свои одежды с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошёл св. огонь; при виде его полились обильные слёзы, все возгласили: «Господи помилуй!» – и поспешили возжечь свечи. Небесное пламя внезапно разлилось повсюду, при звуке труб и пении псалмов и рукоплескании народа. Общей радостью оживился весь Иерусалим. Слава Богу, читатели, что мы – христиане, а ещё более, что мы – Православные» 1522 . Училище благочестия. Исповедничество . «Не успев склонить к иконоборчеству преподобных братьев Феодора и Феофана, на которых не повлияла угроза новой дикой страшной казни – выжигать на теле и лице срамные ругательства раскалённым железом , мучитель предложил: только однажды причастись с нами, и я отпущу вас идти, куда восхощете . Св. Феодор рассмеялся и ответил так: ты говоришь то же, как бы кто сказал мне: «Я ничего от тебя не требую, кроме того, что однажды отсеку твою голову, а потом иди куда восхощешь! Великое благодеяние обещаешь нам! Будь уверен, что убедить нас так трудно, как переставить между собою небо и землю» 1523 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Она записала в своем дневнике: «Прочитали часы. И вот слышу, начался звон. Такой густой, малиновый звон, как давно не слышала. Открываются Царские врата, и оттуда парами выходят архиереи, во всем облачении, к боковому входу, навстречу Патриарху. Впереди идет митрополит Николай с архиепископом Макарием. Во второй паре наш Владыка. За архиереями пар десять священников. А между архиереями и священниками – смотрю, наш дорогой, совсем один, в архимандритской черной мантии и клобуке. Вот начался трезвон. Клубы морозного воздуха ворвались в церковь , и мы поняли, что вошел Святейший. Как облачили Святейшего, то принесли большущий орлец. Это для дорогого. Все архиепископы вышли и сели на кафедре рядом со Святейшим. Раскрылись Царские врата, и выходит нареченный епископ, и два архимандрита держат его под руки. Дошли до орлеца. И остановились. Святейший спрашивает: «Почто пришел еси?» – «Хиротонисатися во епископа, Святейший Владыка!» Последнее чтение было, когда уже будущий епископ стал на голову орла. И было «архиерейской обещание», что он будет до конца своей жизни следовать церковным правилам и будет верен Святейшему Патриарху и всем архиереям. …А когда еще пели «Кирие Элейсон» – раздался чудесный звон в большой колокол, возвещающий людям, находящимся вне храма, что явился новый епископ в Православной Церкви. После Литургии все архиереи опять вышли на кафедру. Святейший вручил новому Владыке посох, сказав слово: «…Твое служение будет не совсем обычное. Оно будет проходить в чужой стране… А теперь взойди впервые на архиерейский амвон и благослови народ первым архиерейским благословением». И началась такая давка, что-то невообразимое. Мы вышли во двор и там подошли под благословение, когда он садился в машину. Лицо у него было сияющее, небесное…» В первый год своего епископства Владыка Иоанн очень много встречался с архиереями разных церквей. Скончался Патриарх Антиохийский Александр III. Тот самый, которого Владыка сопровождал в поездке по Советскому Союзу: «Он умер от гнойного воспаления в области слепой кишки, которое нельзя было оперировать, потому что он был очень слаб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Изложенному общему чину суточных служб следуют и часы, и только первый час допускает довольно значительные отступления от общего порядка. Так, на первом часе после евангелия идет ряд молитвенных призываний в честь святых; при чем каждое из них начинается, на подобие призываний в наших акафистах, обращением «салам», соответствующим греческому χαρε и нашему «радуйся», или «мир». Далее следует утренняя молитва ко Христу Спасителю («О свете истинный») и величание Богородицы; а затем идут молитвенные прошения об оставлении грехов по предстательству ангелов и по молитвам апостолов, мучеников, избранных святых и Богородицы. И только после этого полагается обычная молитва: «Милости Твоя, Господи, без числа», тропарь и богородичен часа: «Что тя нареку». После богородична опять знаменательная вставка: положено «славословие ангельское» (δοξολοα μεγλη) и «Благо есть исповедатися». Потом – Трисвятое и прочее по чину. В числе тропарей (после «Радуйся») указана молитва , подобная «Христе, свете истинный», а после Символа веры в некоторых рукописях встречается такое замечание: «зде глаголи евангелие и ектению, и глаголи: Отче наш; и глаголи: Ей Господи, приклонивый небеса; – и отпуст Сына». – Далее: Кирие элейсон 41, – Свят, свят, свят, – Потреби и остави (νες φες), – утренняя молитва; «Господи Боже сил, сый от начала века и пребываяй до века», – и (иногда) следующие тропари: «Владыко Боже Отче Вседержителю» (обычная молитва 3-го часа), «Боже отец наших» (обычный тропарь междочасия 3-го часа и малого повечерия) и три обычных тропаря нашего междочасия первого часа (они же положены в конце нынешней полунощницы и на великом повечерии). Затем – «отпустительный», – и обычный конец. Часослов эфиопской церкви, древний по своему переводу с коптского на эфиопский язык (нач. XIV в.), еще древнее по времени своего образования. Близкое сходство его молитвенного состава с составом молитвословий нашего Часослова несомненно указывает на коренное сродство между обоими Часословами и на единство их древней основы. Еп. Порфирий (Успенский) высказывает по этому поводу предположение, что все молитвословия коптов, общие с нашими, окончательно сформировались еще до 451 года, т. е. до времени отделения коптов от святой православно-кафолической церкви 185 . Следовательно, тогда же мог выработаться и коптский чин суточных служб, в существенных чертах сходный с нашим чином.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Поговорили с отцом Георгием о разном. Потом я сказал ему: - Отец Георгий, я хочу исповедаться Вам- когда это будет возможным? - Сегодня вечером Вы исповедуетесь мне, Вы готовы? - Конечно! - Тогда встретимся в церкви во время вечерней службы. Перед службой я умылся, приготовился и пошел в церковь. Служба... Полумрак... Зажженные свечи... Поют монахи свои псалмы... Я стою среди других и думаю: «Что же мне скажет отец Георгий? Буду ли я прощен?» Чувствую - кто то дотрагивается до моего плеча. Оборочиваюсь и вижу отца Георгия, который шепчет мне: - Вы готовы? - Да. - Тогда идемте со мной. Я иду за отцом Георгием. Мы входим в какой-то темный древний тунель и потом по каменным лестницам поднимаемся наверх. Входим в комнату, которая находится внутри церкви, слышится отсюда вся литургия. Отец Георгий садится на деревянный стул, полным вырезанными византийскими узорами и говорит мне: - Садитесь напротив меня. Он надевает на себя специальную одежду для исповедывания, называемую петрахили, смотрит внимательно на меня и спрашивает: - Когда ты исповедовался в последний раз?- переходя на ты. - Несколько дней тому назад в монастыре Святого Георгия в Пелопоннесе. - Почему ты хочешь исповедаться еще раз? - Я хочу иметь и мнение Святого Афона. Отец Георгий молчит. Слышится пение монахов: «Кирие элейсон!» (Господи помилуй!) - Говори, что тебя мучает, Иоанне... И я начал ему расказывать... Сначала робко, иская слова, боясь выразиться не так, потом барьер разрушился сам собой, и я рассказал ему все все все... Как я начал писать на форумах, как я обрел себе последователей и недругов, как ввязывался в ссоры, как начал ходить на вечеринки с друзьями по духу, которые становились все чаще и чаще, как начал планировать с другими создание нашего движения, как многие считали меня духовным отцом этого движения, как голова кружилась от демостраций поклонения и восхищения, как возращался домой очень поздно к утру, не давая отчета никому, как делал глупости, считая себя от гордыни всегда правым, как мне взбрело в голову, что раз я такой- мне все можно, как начал причинять, сам того в глубине души не желая боль своим близким...

http://isihazm.ru/?id=499&c_pid=11

Бог особо печется о князьях и царях. Фараон при Аврааме и Навуходоносор при Данииле видят пророческие сны или же особо вразумляются Богом. Это потому, что судьбы мира и жизни миллионов людей зависят от их решений. Это в полной мере касается и Владимира, даже когда он еще был язычником и вместе со всем народом стоял на историческом перепутье. Его аргументация отказов в принятии всех вер, кроме Христианской, может звучать наивно. Но это та ситуация, о которой римляне говорили: «Повод ничтожен — причина велика». Католики и мусульмане отвергнуты по причинам далеко не принципиальным. Только иудеям князь задает вопрос, являющийся одновременно веским контраргументом: «Если ваша вера самая лучшая, где ваша земля, где государство и почему Бог рассеял вас по миру?» Но повторюсь, отвержение вер было совершено не на основании тех слов, которые были сказаны исламским, еврейским и западным миссионерам. Это было дело Промысла Божия, в котором Владимир исполнял роль орудия. Из единого в то время христианства (до Великой схизмы более полувека) князь избирает восточный вариант. Если службы латинян послов не трогают, то византийская литургия, напротив, заставляет Владимировых купцов забыть, где они — на небе или на земле. Светлый образ княгини Ольги как нельзя кстати появляется в сознании послов. Они, растроганные богослужением, говорят, что мудрейшая Ольга не избрала бы Христианство, не будь оно самой лучшей верой. Проповедь греческого миссионера и икона Страшного Суда, образы которой он растолковал князю, сыграли свою роль. Владимир решает креститься. С тех пор и мы, его поздние внуки, чтим иконы, не мыслим веру без благолепного богослужения и, конечно, любим бабушек, воспитавших нас. В Крещении Владимиром Руси есть еще элемент, рождающий вопросы. Князь крестил народ без предварительного оглашения, волевым усилием. «Кто не придет на Днепр креститься, тот мне недруг», — сказал Владимир, и после этих слов трудно было найти человека, желающего стать добровольным врагом князю. У Лескова в повести «На краю света» один из главных героев говорит, что «Владимир поспешил, а греки слукавили». То есть что греки наспех окрестили народ, не уразумевший начала веры. В этих словах есть правда, и отворачиваться от нее не стоит. В память о тех временах осталось в нашем языке слово «куролесить». Оно означает «делать нечто непонятное», а родилось из греческого «Кирие элейсон», то есть «Господи, помилуй». Службы долгое время совершались пришлым греческим духовенством на незнакомом для славян языке, и новокрещенный люд ходил в храмы, где греки «куролесили».

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

О родителях святого Зедазнийского чудотворца ничего не известно. А учился он и постигал истину веры Христовой в Антиохии, где еще в юношеском возрасте и воспринял на себя иноческий чин. Вступив в одну из обителей, он с радостью предался посту и молитве, шествуя путем евангельских заповедей. Многие монахи, сопостники его, были смиренны и кротки, но в святом Иоанне эти качества были так сильны, что поражали даже и их. Между тем, ничего удивительного в этом и нет. Плотские страсти продолжали бороть его, и он, противостоя искушениям, проливал потоки слез на долгих колено-преклонных молитвах ко Господу, Который и даровал ему силу не падать. Мало того – по прошествии нескольких лет, которые святой Иоанн провел в неотступном внимании к себе, он, по милости Божией, достиг бесстрастия и стяжал дар чудотворения. При этом он не оставил своего делания и не возгордился. Слава о нем прошла по всей Сирии. Жаждущие живой воды его слова стекались в обитель из самых дальних мест. Каждый день он возвращал силою Христовою здоровье многим недужным. Уединение его было нарушено, славы он не желал. И вот, внял его слезным молениям Господь и благословил его скрыться с учениками в тайное пустынное убежище. После нескольких лет безмолвной уединенной жизни он получил от Господа повеление продолжить служение ближним. Ему явилась Матерь Божия, Которая и назначила смиренному Иоанну следующее послушание: взять двенадцать своих учеников и идти в Иверию, Ее удел апостольский, где созревшие нивы ждали делателей. Призвав всех своих учеников, святой Иоанн объявил им волю Богородицы, затем постился с ними десять дней, собрав их в храме, написал их имена на хартиях, которые положил на престол, предоставив Богу избрать двенадцать достойнейших (а всего к тому времени у него было уже более тридцати учеников), молился с ними всю ночь. В три часа, по совершении Божественной Литургии, приобщившись Святых Христовых Таин, он предложил всем присутствующим воздеть к небу руки и петь «Кирие элейсон» 1 . Целый час они так пели, и вот явился Ангел Господень, который взял с престола двенадцать хартий и отдал святому Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010