Г. синодальный обер-прокурор генерал-адъютант граф Протасов препроводил ко мне отношение вашего высокопревосходительства, от 23 истекшего ноября за 7045, коим вы требуете оставить на будущее время трибунальный архив в настоящем оного помещении в Виленском Святотроицком монастыре за цену, уплачиваемую доныне, по 150 руб. серебром. Трибунальный архив помещается в огромном зале Святотроицкого монастыря, бывшем трапезою, только от трёх лет по словесному согласию настоятеля монастыря. В таковом согласии, по изменившимся обстоятельствам, могло быть отказано самим же настоятелем, а тем более епархиальным начальством. По соображениям епархиального архитектора, свод помянутого зала должен быть сломан при предстоящем устройстве помещения для Виленского архиепископа; потому, на доклад игумена Арсения, следует ли принять от Виленской гражданской палаты деньги за дальнейшую уступку того зала, я приказал ему объявить по принадлежности, что помещение сие может быть занято архивом только до наступающей весны. По таковой причине, покорнейше прошу ваше высокопревосходительство распорядиться, чтобы трибунальный архив перенесён был из настоящего помещения в Святотроицком монастыре в другое, по усмотрению гражданской палаты. Впрочем, если палата признает полезным и удобным, то я готов уступить для помещения того архива нужное число комнат в Троицком же монастыре, в верхнем этаже, со стороны девичьего монастыря. В таком случае уступка сего нового помещения должна быть предметом нового соглашения, с тем только, что для жительства по-прежнему при архиве чиновника не может быть отведена квартира, так как помещение стороннего лица в монастыре оказывается неудобным. 1841 Святейшему Правительствующему Синоду, от 2 января за 3, с возвращением печатного экземпляра перевода на польский язык сочинения: «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Церкви», и о сделанных в нём исправлениях Во исполнение указа Святейшего Правительствующего Синода, от 30 истекшего декабря за 17024, честь имею возвратить при сём приложенный при указе печатный экземпляр перевода на польский язык сочинения: «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-российской Церкви», и с тем вместе донести, что перевод сей я нахожу удовлетворительным, что вкравшиеся по печатному экземпляру опечатки и незначительные пропуски указаны на полях оного для исправления при новом издании, и что пропущенные в переводе выписки из окружного письма Фотия патриарха, в конце русского подлинника напечатанный, равно относящееся к ним место в предисловии автора, я считаю излишними для читателей, которым предназначается перевод. Литовской консистории, от 7 января за 18, об избрании к Боремельскому приходу кандидата, который бы согласился носить рясу и отрастить бороду

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ныне священник Антоний Шиманский, отлучившись без ведома настоятеля из Загоровского монастыря, прибыл в Жировицы и, изъявив пред преосвященным Михаилом, викарием Литовской епархии, раскаяние в прежнем поведении, обязался подпиской от 28 истекшего апреля: «присоединиться к Православной Кафолической Восточной Церкви и пребывать в послушании ей всегда неизменно». Засим, я назначил Шиманскому трёхдневную епитимию при Жировицком кафедральном соборе, как для очищения совести, так и для устранения соблазна, произведённого прежним неблаговидным его поведением; по исполнению коей, предписал я разрешить его от запрещения и дозволить ему проживать при сыне в Бялавицком приходе, согласно собственному его желанию. О чём всём донося Святейшему Правительствующему Синоду, в исполнение указа, от 11 сего мая за 5096, долгом поставляю препроводить обратно прошение Шиманского, при том указе приложенное. Архимандриту Курской временной обители Венедикту Ленартовичу, от 15 мая за 544, касательно устройства в его обители временной церкви На рапорте его, от 24 марта за 23, в котором, изъясняя, что молельня совершенно окончена устройством и освящена, что в ней отправляются все установленные богослужения кроме одной литургии, и, находя при том к весьма удобною для совершения и литургии, просит об отпуске денег на приобретение чаши, дискоса и звездицы, и проч., – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Мне известно, что местный Курский преосвященный изъявил было готовность снабдить церковь управляемой вами временной обители богослужебными книгами и даже иконостасом для временного употребления. Из сего можно заключать, что архипастырь сей не откажет в своей благосклонности и относительно временного снабжения сказанной церкви священною утварью. Посему имеете вы, отец архимандрит, обратиться по сему предмету с просьбою к его преосвященству, – ибо с моей стороны тогда только последует дозволение отправлять литургию в помянутой церкви, когда помянутый преосвященный или начальник губернии засвидетельствуют, что церковь сия имеет всё устройство, нужное для правильного богослужения по чину нашей Православный Церкви. Вы должны уже знать, отец архимандрит, что Греко-униатской Церкви в России уже не существует, так как она уже вполне воссоединилась с Православною Восточно-Кафолическою. Г. Виленскому военному губернатору, от 18 мая за 573, с требованием об очищении от арестантов Виленского Святотроицкого монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Отношением, от 23 истекшего апреля за 5187, ваше сиятельство требуете сведения: не имею ли я в виду кого-либо из лиц Литовской или других епархий, кто с пользою мог бы занять открывающуюся вакансию ректора в Литовской семинарии. Некогда мне показался очень хорошо, говоривший речь при выносе тела в Бозе почившего митрополита Серафима, инспектор академии Иоасаф. Он, кажется, назначен впоследствии ректором Подольской семинарии; но мне неизвестно, где он находится теперь и какое получили направление его качества. Имеет некоторый хорошие качества для здешнего места и ректор Минской семинарии Геласий. Мне также хвалил преосвященный Евсевий ректора Киевской семинарии Нектария Других кандидатов на ректорское место в Литовской семинарии я не имею в виду в настоящее время; но, впрочем, полагаюсь совершенно на усмотрение начальства, которому лучше меня должны быть известны лица духовного ведомства, и которое, надеюсь, убеждено, что для Вильно, более нежели где-нибудь, требуется ректор с отличными качествами. Я желал бы только, дабы назначенный кандидат был хотя несколько знаком с западными епархиями, или, по крайней мере, не был для них слишком дик. Литовской духовной консистории, от 7 мая за 1406, о возведении ректора Литовской семинарии архимандрита Филарета в сан епископа Ковенского, викария Литовской епархии Препровождая при сём в списке указ Святейшего Синода, от 30 истекшего апреля за 2805, о назначении и посвящении в сан епископа Ковенского викария Литовской епархии, ректора Литовской семинарии и настоятеля Виленского Святотроицкого монастыря архимандрита Филарета, предлагаю консистории: 1) объявить о сём всему духовенству Литовской епархии и уведомить Ковенские гражданские начальства; 2) распорядиться, чтобы Троицкий Виленский монастырь передан был архимандритом Филаретом, по существующему порядку, казначею монастыря иеромонаху Досифею, впредь до прибытия нового ректора семинарии, который по положению должен быть и настоятелем сказанного монастыря; 3) сделать надлежащее распоряжение о передаче Пожайского первоклассного монастыря в ведение и управление архимандрита Филарета, будущего преосвященного Ковенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В день вчерашний имел я удовольствие получить отношение вашего сиятельства, от 6 сего апреля за 3724, насчёт временного устройства Виленского Святотроицкого монастыря под помещение семинарии. Исполнительное распоряжение по отношении сему ваше сиятельство усмотреть изволите из прилагаемого при сём в списке отношения моего к преосвященному Ковенскому, от нынешнего числа. Впрочем, я теперь же делаю преосвященному Платону в особом письме некоторые указания насчёт архитекторских соображений, дабы и короткое время до моего прибытия в Вильно не было потеряно, а напротив, обращено было с полною пользою на собрание предварительных сведений. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 22 апреля за 1069, о распоряжениях по случаю перевода из Жировиц в Вильно епархиального управления В нынешний день отправляется из Жировиц в Вильно первый транспорт с делами консисторскими, кафедральною ризницею и архиерейским певчим хором; на следующей же неделе отправится транспорт с прочими делами, а также все консисторские и кафедральные чиновники, так что прежде 9 числа наступающего мая месяца переведено будет вполне в город Вильно Литовское епархиальное управление, то есть кафедральный штат, консистория и я лично. Уведомляя о сём ваше сиятельство, долгом считаю просить распоряжения вашего, чтобы все отправления на имя моё и в Литовскую консисторию обращались уже не в Жировицы, но в город Вильно. Не излишним считаю приложить при сем список с официального отношения моего к преосвященному Ковенскому, от истекшего числа, насчёт прибытия моего в Вильно; подробности же изъяснены ему мною в особом конфиденциальном письме. Правлению Литовской семинарии, от 25 апреля за 1099, о присылке к его высокопреосвященству на утверждение в Вильно всех журналов семинарских При нынешнем преобразовании семинарии и духовных училищ Литовской епархии, мне необходимо иметь в виду постоянно все по оным распоряжения, дабы их сообразовать с общими мерами нового устройства. Посему предлагаю правлению семинарии, за моим выездом из Жировиц, все журналы о своих действиях присылать ко мне на утверждение в Вильно. Дабы, однако же, не стеснять семинарии в текущих экономических потребностях, предоставляю правлению производить расходы до 25 рублей серебром с утверждения преосвященного Михаила. В бытность ректора семинарии в Вильно, журналы могут быть отправляемы к нему, для личного мне доклада. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 29 апреля за 1135, о получении его высокопреосвященством алмазного креста для ношения на клобук

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

с) принадлежащих монастырям: Виленскому Святотроицкому, Виленскому Святодухову, Бытенскому, Тороканскому, Гродненскому Борисоглебскому, Борунскому, Сурдецкому и Вольнянскому; 2) сдачу всех сих имений поручить: а) трёх моих фольварков, Варатыцка, Тышкевич и Былинка, наместнику Тороканского монастыря Иануарию Стульгинскому, а четвертого фольварка Тришина, в Брестском уезде состоящего Высоколитовскому благочинному Будзиловичу, b) имений семинарии и Жировицкого собора, членам правления семинарии и чиновникам оного по назначению самого правления, и с) имений, принадлежащих помянутым выше восьми монастырям, управляющим теми же монастырями настоятелям или наместникам; 3) для надлежащего присутствования при сдаче сказанных имений назначить духовными депутатами местных благочинных белого духовенства, так чтобы каждый из них находился при сдаче тех имений, которые состоят в пределах его благочиния; 4) составить ведомость, особо по каждой губернии, всех имений, к сдаче предназначенных, с названием самых имений и уездов, в которых они находятся, равно с показанием, которое из них находится в аренде, а которое в непосредственном духовном управлении, кому поручена сдача в казённое ведомство каждого имения и кому назначено быть духовным депутатом при таковой сдаче, и ведомости сей один экземпляр отправить немедленно в местные палаты государственных имуществ, другой препроводить от имени преосвященного Михаила к местным начальникам губерний, а третий представить мне для препровождения к г. синодальному обер-прокурору; 5) засим, ко всем лицам, для сдачи имений предназначенным, а также к духовным депутатам, долженствующим находиться при сдаче, отправить по одному печатному экземпляру инструкции на сей предмет составленной, при моём предложении препровождаемой, и предписать им, чтобы по соглашению с чиновниками, назначенными для приёма помянутых имений, прибыв непременно на назначенный срок, сдали без всякого промедления те имения в казённое ведомство, на точном основании сказанной инструкции;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В Ковне в начале XVI в. упоминается церковь Св. Николая, существовавшая ранее этого времени. В м. Сурдегах (ныне Ковенской губернии) в 1550 г. основан местной владелицей Анною Шишанкой-Ставецкой Свято-духовский монастырь. 227 3) Жмудская земля. – О состоянии и памятниках православия в Жмудской земле (в пределах нынешней Ковенской губернии) не сохранилось никаких достоверных сведений. После покорения Жмуди Литвой и введения в Литве католичества, Жмудский край обращен был сплошь в католичество. В 1417 году учреждена католическая епархия в Медниках (ныне Ворне, Тельшевского уезда), первым епископом которой назначен Матвей вильновец, т. е. родом из Вильны. 228 В 1570 г. учреждена семинария в м. Кроже (перенесенная потом, в 1741 г., в Ворне). Во время распространения в Литве реформации, почти все жмудские католические приходы обращены в протестантские. Главными распространителями здесь протестантства были князья Радзивилы, владевшие на Жмуди огромными имениями. Но при Сигизмунде III деятельностью иезуитов почти все кальвинские приходы снова возвращены к католичеству. 229 4) Новогрудок был вторым, после Вильны, стольным городом митрополитов киевских, которые, большей частью, и имели в нем пребывание. В Новогрудке был кафедральный Борисоглебский собор; а в половине XVI в. упоминается монастырь Святотроицкий. 230 Униатские митрополиты впоследствии и при митрополитанском соборе основали монастырь. Близ Новогрудка, на берегу Немана, находился Лавришевский монастырь, основанный в 1226 г. сыном литовского князя Тройната Елисеем; 231 в 1591 г. король отдал его в пожизненное владение, после митрополита Онисифора Петровича, земянину новогрудскому, Михаилу Брольницкому, 232 который, в сане архимандрита, присутствовал на брестском соборе 1596 г. и был последним православным настоятелем монастыря. Таким образом, по свидетельствам древних памятников, в самой, так сказать, коренной Литве, (кроме Жмуди), не мало было памятников древнего и довольно широко распространенного в ней православия. Латиняне, следуя настояниям пап и пользуясь покровительством королей, старались совершенно истребить здесь православие; но, крайне стеснив его, не вытеснили совершенно. Много знатных дворянских фамилий до XVI века сохранили преданность вере отцов. Простой же народ, городские и сельские жители, с твердостью отстаивали свои заветные русские предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

33. Список распорядка, сделанного в 5-й день сентября 1845 года за 2310, для открытия Литовской семинарии и духовных училищ в Вильне Открытие семинарии и духовных Православных училищ в Вильне назначается в 8-й день сентября, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 11-го часа собираются ученики семинарии и училищ в церковь Святогроицкого монастыря и здесь на указанных местах ожидают прибытия высокопреосвященнейшего архиепископа, который в 10 1 / 2 часов начнёт божественную литургию и после оной произнесёт слово, а за ним совершит молебен, положенный при начатии учения. После молебна отправляется архипастырь, предшествующу духовенству, певчему хору и всем воспитанникам семинарии, для окропления зданий семинарских священною водою. В то же время ректор духовных училищ архимандрит Михаил с назначенным духовенством, а также с предшествующими всеми учениками духовных училищ, отправляется крестным ходом в здания сих училищ и освящает оные по чину. Ученики семинарии и училищ идут попарно, в сопровождении своих наставников по назначению. По предвидимой тесноте в Святотроицкой церкви, ректор семинарии сносится благовременно с полицмейстером насчёт соблюдения нужного порядка. 34. Список с рапорта Св. Синоду, от 8 сентября 1845 года за 2354, о совершившемся открытии в Вильне Литовской семинарии и духовных училищ Долгом поставляю донести Св. Синоду, что временное помещение для Литовской семинарии в Волынском Святотроицком монастыре окончено совершенно; что затем семинария сия открыта в Вильне в нынешний, 8-й день сентября; что всех семинаристов на полном и половинном казённом содержании поступило в оную 188; что в тот же день открыты в Вильне и духовные училища уездное и приходское; что в сии училища принято уже 105 воспитанников на полном и половинном казённом воспитании; что помещение для сих училищ в упразднённом кармелитском монастыре, замедленное очисткой сего здания от людей стороннего ведомства, ныне приводится к окончанию. 35. Список с отношения к Виленскому военному губернатору Марковичу, от 20 января 1845 года за 157, об обстоятельствах, замедляющих возвращение в Православие Леонпольских прихожан, совращённых в Латинство Отношением от 9 минувшего ноября за 1779, Ваше Высокопревосходительство требовали удовлетворения секретного отношения вашего, от 7 августа прошлого года за 1344, касательно несоответствующих местной потребности священника Леонпольской церкви Пастерницкого и тамошнего благочинного протоиерея Стукалича.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

См. Сямский Рождественский. Прилуцкий Николаевский монастырь Заштатный, бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии. Находится в Устюжском уезде, от города Устюга к северу в 40 вёрстах на заливе из Двины реки в левый берег далеко углубившемся, и вероятно, бывшем некогда логовищем самой Двины. Когда и кем этот монастырь построен, за сгоранием всех монастырских бумаг осталось неизвестным. Известно только, что в писцовых книгах близлежащего города Сольвычегодска он упоминается в 7133/1625 году уже существовавшим и писан с угодьями поземельными. В монастыре ныне каменная ЦЕРКОВЬ с КОЛОКОЛЬНЕЙ, в коей настоящий храм во имя Св. Николая освящён в 1745 году и два придела: первый во имя Благовещения, освящённый в 1744 году, а другой во имя Св. Георгия в 1778 году. В 1811 году Строителем Иеромонахом Феофилом выстроен порядочный деревянный КОРПУС настоятельских и братских КЕЛИЙ; вокруг монастыря ОГРАДА деревянная. Прежде был в этом монастыре и сад, но от него ныне остался только один весьма древний кедр. По переписным книгам 7186/1678 года за ним числилось дворов скотских, половничьих, служительских и работничьих 75. По Генеральному свидетельству 1728 года было за ним служителей, работников и половников мужского пола 360 душ, земли 277 четвертей, а сенокоса на 28.083 пуда. Настоятелями исстари до Штатов 1764 года были Игумены. Монастырь этот имеет положение своё к югу на высоком берегу Двинского займища, и потому весьма далеко со всей южной стороны по Двине виден. С севера близ его лежит погост Прилуцкой и через него большая Архангелогородская дорога. Прилуцкий Польский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Минской Епархии и был приписным к Святодухову Виленскому монастырю. Наконец, обращён в Униатский. Прибавление из VI тома Прилуцкий Польский монастырь. См. Густынский Святотроицкий. Прилуцкий Спасский монастырь См. Спасоприлуцкий. Происхожденский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Нижнем Новгороде. См. Крестовоздвиженский Нижегородский. Проломский Успенский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Содержание этот монастырь получает от доброхотных дателей и от некоторых угодий. Начальство же в нём на основании заштатных монастырей Строительское. Божедомский монастырь Мужской, упразднённый. Находился внутри города Курска, на большой Московской дороге. Построен он был в 1619 году Корнилом Брагиным и дан вкладу в дом Курской Божьей Матери. Церковь в нём была сперва деревянная во имя св. Пророка Илии, вместо которой в 1768 году построена каменная в то же наименование. Болгарский Успенский монастырь Казанской Епархии мужской, упразднённый, ныне монастырским подворьем именуемый. Находился в восточном краю бывшего знатного города, наконец, в бедное сельцо превратившегося, Болгар или по Татищеву, Боогард, отчего и монастырь именуется Болгарским, близ безуездного города Тетюш, на возвышенном месте, расстоянием от Казани в 90 вёрстах. Строения в оном находятся ныне: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери каменная изрядного зодчества, по которой монастырь называется ещё и Успенским; 2) ЦЕРКОВЬ тёплая во имя св. Николая Чудотворца, превращённая и освящённая из Магометанской древней небольшой палатки, построенной из одного камня. Начальство в монастыре сем было сперва Игуменское, потом с 1764 года до самого упразднения оного, последовавшего в конце XVIII столетия, Строительское. Болдинский или Балдинский Воскресенский монастырь Мужской, Астраханской Епархии, заштатный, иначе именуемый Астраханская на Облондином острове Воскресенская пустынь, находится против города Астрахани на Болдинском или Облондинском, окружаемом реками от севера к востоку Болдой, к югу Катумовой, а от Запада Волгой, острове, по которому и монастырь именуется Болдинским, Облондинским или что на Облондинском острове. Прежде сего была здесь одна только деревянная церковь , которая в 1768 году перенесена к берегу реки Волги, а вместо оной построена каменная во имя Воскресения Христова, почему монастырь называется ещё и Воскресенским, и сооружена каменная же вокруг оной ограда. Начальство в монастыре сем с 1764 года Строительское. Болдин Святотроицкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

С.-Петербург 22 декабря 1862 г. Подлинник Резолюция императора Александра II: «Исполнить». Вследствие возбужденного вопроса о том, из какого источника должны быть производимы расходы на отправление членов Духовной Миссии нашей в Иерусалиме к месту служения и на возвращение их оттуда, министерство иностранных дел и главное духовное начальство, имея в виду, что, со времени учреждения Иерусалимской Духовной Миссии, издержки этого рода были всегда производимы пополам из сумм Духовного ведомства и Государственного казначейства, полагали бы наиболее удобным сохранить этот порядок и на будущее время. Министр финансов, по сообщении ему такового мнения министерства иностранных дел и главного духовного начальства, уведомил, что он, с своей стороны, не встречает препятствий к отнесению на счет Государственного казначейства половины издержек на отправление в Иерусалим лиц, назначаемых быть членами Духовной нашей там Миссии, и на возвращение их оттуда. Доводя о вышеизложенном до сведения Вашего Императорского Величества, осмеливаюсь испрашивать Высочайшего соизволения на таковое разрешение настоящего вопроса. АВП РИ, ф. СПб ГА I–1, оп. 781, д. 38, л. 89–89 об. 132. Донесение митрополита Московского Филарета Св. Синоду, с мнением «О соображениях и проекте управления богоугодными заведениями в Палестине» Москва 29 апреля 1863 г. Публикация Указом Святейшего Синода от 12 марта сего 1863 года 686) предписано мне, по записке 198 , содержащей в себе соображения и проект управления богоугодными заведениями в Палестине, представить заключение. В сей записке встречаются изречения, основанные на неточных понятиях о предметах и о значении имен. Дабы неточность сия от слов не перешла в дело и не причинила затруднений, настоит необходимость рассмотреть как предметы, так и имена. I. Русским богоугодным заведениям в Иерусалиме в записке назначается наименование «Иерусалимской Святотроицкой Лавры». Наименование лавры дается обыкновенно большому, в высшей степени благоустроенному монастырю, обилующему и числом братии. Так, на Афоне есть лавра Иверская 199 ; так, есть лавры в России, составляющие высший разряд монастырей. Но в русских богоугодных заведениях в Иерусалиме должны помещаться: Духовная Миссия, состоящая из 1 епископа (или архимандрита), 2 иеромонахов, 1 иеродиакона, 2 причетников и 6 певчих, и, по временам, до нескольких сот мирян, поклонников; это не лавра и не монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010