Луостари. Трифонов Печенгский монастырь в Луостари. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сретенская церковь церковь в Луостари (в честь Сретения Господня), церковь в Верхнем Трифонов Печенгском монастыре, при слиянии р. Печенга и Манна (Намайоки), в районе пос. Луостари. Построена в 1708–1709 гг. на месте пустыни XVI в., где подвизался и был погребен преподобный Трифон Печенгский. Описание церкви 1842 г. отмечает: " Церковь, трапеза и паперть в одной стопе с шатровою главою. В храме три гробницы: преподобного Трифона, на оной сень резная под золотом, 11 пелен из разных материй " и две гробницы иноков Ионы и Германа, учеников святого. В 1896 г. соловецкие монахи, начинавшие возобновление Трифонов Печенгского монастыря, возвели рядом со старинной С. ц. новый светлый и вместительный одноглавый шатровый храм Сретения Господня с двумя приделами — Успенским (справа) и ЗосимоСавватиевским (слева). Рядом с ракой (гробницей) прп. Трифона поместили реликвии: мельничные жернова, принесенные в середине XVI столетия Преподобным из Колы, и кусок спекшейся при пожаре глины, кирпича и человеческих костей, найденный при постройке часовни над могилой 116 мучеников (в Нижнем монастыре в Печенге). Сретенская церковь была духовно-архитектурной доминантой монастырского комплекса, где было возведено около 40 различных зданий (братский корпус, гостиница, школа, баня, хлебопекарня, мастерские, скотный двор, помещение для трудников и пастухов и пр.). В 1899-1903 гг. была устроена новая дорога от Верхнего монастыря до места древнего монастыря в Баркино. В XIX — начале XX в. рядом с церковью ежегодно 1–2 февраля проходила знаменитая Трифоновская ярмарка, где выставлялась на продажу часть пожертвований верующих, цену же назначал покупатель. У церкви был погребен (1915) архимандрит Ионафан. Церковь уничтожена в октябре 1944 в ходе ПетсамоКиркенесской операции. С 2008 г. идут строительные работы по восстановлению Верхнего монастыря. Главная церковь в нынешнем монастыреСвятоТроицкая (освящена 13.12.2012). Лит.: Конюшанец А. Святая обитель на вершине России. — Печенга, 2002. Источник информации  Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42807

В полном убеждении, что предположения сии соответствуют совершенно цели прочного основания в Вильне Православной иерархической власти, долгом поставляю просить покорнейше предстательства Вашего Сиятельства, чтобы они приведены были в действо: тем более, что для сего не требуются никакие новые от казны пожертвования. Для устранения всяких недоумений, неизлишним считаю присовокупить следующие замечания: 1) Виленский Святотроицкий монастырь гораздо больше Жировицкого, а следовательно, в нём семинария и штат третьеклассного монастыря, с некоторою внутреннею переделкой зданий, поместятся весьма удобно; 2) Троицкий монастырь при семинарии останется в тени, да притом здания оного, за малым исключением, будут содержаться от семинарии, почему третьеклассный штат, для сего монастыря оставляемый, вместе с доходом от поименованных выше домов и плаца, составляющим по нынешним арендным контрактам 727 рублей 38 коп. сер., обеспечит безбедное его содержание; имея давно в виду нынешние предположения, я оставил в Святотроицком монастыре только четырёх воссоединённых иеромонахов и одного иеродиакона, так что со стороны иноческого общества не может быть никакого неудовольствия, ибо сим пяти инокам можно дать легко назначение, более нынешнего для них выгодное и лестное; 4) при составлении штата для лавры, я не столько имел в виду умножать прежнее число иноков (оно увеличено только восьмью человеками), сколько улучшить их содержание, дабы иметь достойных представителей Православного монашества, и в сей единственно цели положил жалованье наместнику наравне с второклассным, а казначею с третьеклассным настоятельским; 5) дома Троицкого монастыря, всего шесть, перечисляются к лавре преимущественно для поддержания архиерейского дома, так как для сего нет других средств – дома сии по контрактам должны вносить 3,224 руб. 70 коп. сер.; но, по чрезвычайному нынешнему упадку Вильна, все арендаторы просят сбавки вносимой ими аренды или отказываются от контрактов, так что доход этот окажется незначительным, тем более, что важная оного часть должна обращаться на поддержание этих же домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Всю остальную новоприобретенную землю Высочайшим указом от 13 апреля 1793 года повелено было разделить на три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую. 1025 Одновременно с губернским устройством новоприсоединенных областей, 13 апреля 1793 г., последовал Высочайший указ о церковно-епархиальном устройстве их. Из трех новых губерний составлялась одна самостоятельная епархия, по имени этих губерний получившая название «Минская, Изяславская и Брацлавская». Она положена была во второй класс после Могилевской, заняв в ряду всех русских епархий 11-е место. Во главе епархии, составленной из трех губерний, встал епископ переяславский и бориспольский Виктор Садковский с титулом «архиепископа минского, изяславского и брацлавского, коадъютора митрополии Киевской и Слуцкого Святотроицкого монастыря архимандрита». 1026 Епископ Виктор являлся только титулованным коадъютором Киевского митрополита, так как по смыслу указа в своей новой епархии был независимым от него. По должности и наименованию коадъютора он имел к киевскому митрополиту прежние отношения, которые выражались в том, что Виктор Садковский признавал первенствующее положение Киевского митрополита среди малорусских и западнорусских архиереев. Равным образом Синод часто обращался к митрополиту по общецерковным делам западной Руси, касавшимся властности Минской архиепископии. Местом жительства минского епископа Виктора оставался слуцкий Св.-Троицкий монастырь. Киевский митрополит, после назначения епископа Виктора Садковского на минскую кафедру, не остался без ближайшего викария. «В рассуждение обширности Киевской епархии», тем же указом 13 апреля 1793 года в пособие киевскому митрополиту дан особый викарий с титулом прежнего коадъютора – епископа переяславского и бориспольского. Местом жительства ему назначался один из монастырей Киевской епархии «по способности», т. е. по удобству жить в нем самом викарию и помогать киевскому митрополиту. Новый киевский викарий не пользовался никакими особенными правами. Положение его в Киевской епархии указом 13 апреля сравнивалось с положением великорусских викариев в Новгородской и Московской епархиях. Жалование ему шло по положению от 15 марта 1787 года о штатах малороссийских епархий. Указом 4 июля 1793 года положение епископа переяславского и бориспольского определилось точнее. Ему велено пребывать в Переяславле и жить в местном Вознесенском монастыре, где была кафедра самостоятельных переяславских и бориспольских епископов, но особого собора и консистории у него не полагалось. В управление викарию переяславскому отданы были церкви гг. Переяславля и Борисполя с уездами. Самому викарию велено быть «под начальством вышнего своего архиерея синодального члена митрополита Самуила (Миславского). 1027 Переяславскую и бориспольскую викарную кафедру 14 августа 1793 г. занял епископ Димитрий (Устинович), бывший префект Киевской академии. 1028

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но тайны оные скрыты от людей страстьми порабощенных. Павел был участен сея высокой чести; он был восхищен пред лице величества Божия, и слышал таинственные глаголы. Но скажи нам, любезный Павле! Какие слышал глаголы ты? Он к печали нашей отвечает нам, яко глаголы оныя не леть есть , не можно, человеку глаголати . 104 Но понеже и сам Павел был человек: однако глаголы те удостоен был слышать: так какому же человеку не можно вместить оных слов? Из сего затруднения выводит нас Спаситель: он ученикам своим так говорил, как прежде сказали мы: Не к тому вас глаголю рабы ; яко раб не весть , что творит госпо дин его : вас же рекох други , яко вся, яже слышах от отца моего , сказах вам . Так из сих слов видим, что тайн Божиих не вмещает раб: а раб, по Евангельскому ж изъяснению, есть всяк служай греху: Всяк служай греху, раб есть греха. 105 Поистине раб есть, кто пленен страстьми, кто худою привычкою как оковами связан, которого склонности телесные влекут насильно, куда хотят; а разум остается связан и недействителен. И потому таковой тайны Божие понять не может: ибо его и мысль помрачена, и сердце пороками занято, и воля превращена. О злосчастное рабов таковых состояние; так как напротив состояние вожделенно и радостно другов Божиих! Рассуждая сии добродетельных людей преимущества, видите, не справедливо ли святый Давид пред Богом воспел: Мне же зело честни быша , д рузи мои , Боже! Ибо как не почитать тех, коих почтил сам Бог, коих возвысил он до толикого достоинства, что сотворил их участниками советов своих, и назвал другами своими? Из числа таковых другов Божиих предлежит пред очами нашими праведник сей, преподобный Сергий, которого святое тело между нами оставил праведный Бог в доказательство, сколь ему любезна добродетель. Ибо блаженный сей любил Бога всею душею, и сердце его было святилищем Духа Господня. Засвидетельствовало то святость его жития, непорочность нравов, и все дела любовью к ближнему растворенные. И для того содержай в руке своей меру правды Бог столь прославил имя его: честен он ныне церкви всей, честен нам, честен и всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В 1932 году Лукояновский учком во главе с председателем М.С. Кудюровым распорядился привести к зданию собора большую группу воинствующих безбожников. Они взломали чугунные плиты художественного литья, разрушили деревянные с позолотой инкрустации и бесценные культовые предметы, украшающие внутренние стены и алтарь собора. Иконы были сняты и собраны в кучу на Соборной площади, которую подожгли студенты Мордовского педтехникума. В пламя костра оказались брошены и церковные книги за исключением книг с записями о рождении, крещении, венчании и смерти, которые были переданы в распоряжение ЗАГСа. В огне погибли редчайшие реликвии, например, хоругви, с которыми лукояновское ополчение ходило под Севастополь, и шестовые иконы. Сожжены и исповедальные книги, в том числе баронессы Юлии Вревской, которая вела активную работу в Святотроицкой женской молитвенной общине, впоследствии преобразованной в Лукояновский Тихоновский монастырь. Была разрублена и сожжена даже икона Смоленской Богоматери, выполненная художником М.В. Нестеровым, заказанная по предложению писателя П.Д. Боборыкина в честь лукояновских ополченцев, воевавших в Русско-турецкой войне. Вечное поминовение этой иконы проводится в церквах 25 июля по старому стилю. Была разграблена огромная библиотека. Не только духовные, но и светские высоконравственные книги оказались выброшенными. В их числе и книги, собранные Московским Всероссийским митрополитом Макарием, полное собрание российских месяцесловов (календарей) с середины XIX века, а также Полное собрание сочинений Льва Толстого, текст проповеди об отлучении писателя от православной церкви, подписанный высшими религиозными чинами и хранившийся в ризнице собора, бронзовый макет храма Воскресения Христова, возведенного на месте убийства императора Александра II. Чудом уцелела икона в честь святителя Феодосия Угличского, святителя Черниговского, сохраненная А.И. Похом и переданная недавно в Ульяновскую церковь. Многие верующие протестовали против разрушения храма. Было написано даже обращение к правительству о сохранении этого памятника архитектуры. Но оно осталось без ответа.

http://sobory.ru/article/?object=47513

12 апреля 1899 г. было подано прошение об открытии при кладбищенской церкви Святотроицкой женской общины, основанной, как и богадельня, в память покойной Марии Владимировны. Поэтому общине было присвоено название Мариинской. Открытие общины произошло 25 августа 1899 г., ко дню второй годовщины со дня смерти Марии Владимировны. Открывал общину преосвященный Мелетий (1835 - 1900 гг.) На содержание общины Никифор Михайлович внёс капитал - 30 тыс. рублей - и 265 десятин земли. Сестёр вместе со старицами-богаделками было 86 человек. В 1900 г. образован Троице-Мариинский общежительный монастырь. После смерти Марии Владимировны поражённый горем Никифор Михайлович начал чувствовать недомогание от развивавшейся болезни почек. Он не обращал на неё внимания и по обыкновению продолжал усиленно работать, к врачебной помощи обращаться не любил. 31 мая 1901 г. он в последний раз присутствовал на заседании городской Думы и после слёг. 13 ноября того же года скончался на 67-м году жизни. Погребение Никифора Михайловича состоялось с величайшей торжественностью. Прибыл Рязанский епископ преосвященный Полиевкт, архимандриты Богословского и Радовицкого монасты рей, духовенство Егорьевска и ближайших сёл. Перенесение тела Никифора Михайловича в монастырский собор было совершено в преднесении хоругвей, перезвоне колоколов городских храмов, торжественном пении двух хоров, в сопровождении множества духовенства. За гробом шла масса народа. Тело провожал весь город, желающих нести гроб было так много, что его поставили на большую платформу, под которой непрерывно менялись люди, поддерживая её на своих головах. Могила Никифора Михайловича находилась у стены в правом приделе храма во имя святителя Никифора Патриарха Цареградского. На арке мраморного киота, в котором была установлена семейная икона Бардыгиных, было написано избранное самим Никифором Михайловичем изречение Спасителя: " Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам " . Первой игуменьей монастыря стала монахиня Олимпиада (сестра Никифора Михайловича).

http://sobory.ru/article/?object=01794

14 августа 1901 года Митрополит Владимир направляет Святейшему Правительствующему Синоду представление об открытии самостоятельного прихода с причтом из священника и псаломщика при новоустроенной Богородицерождественской церкви в деревне Савостьяновой Богородского уезда. Указом Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода, Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Святотроицкия, Сергиевы Лавры Священно Архимандриту от 12 сентября 1901 года Святейший Синод определяет: при новоустроенной Богородицерождественской церкви в деревне Савостьяновой Богородского уезда открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом 4 дня сентября 1901 года. 7 ноября 1901 года Святейшего Правительствующего Синода Член, Его Высокопреосвященство Владимир, Митрополит Московский и Коломенский и Свято Троицкой Сергиевой Лавры Священно Архимандрит разрешает совершить освящение храма местному благочинному. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Савостьяново освящена Преосвященным Парфением Епископом Можайским 25 ноября 1901 года. Деревня Савостьяново стала селом, а церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы — духовным центром и местом просвещения ее прихожан. Более трёх десятилетий здесь звучали молитвы за нужды людей, проповеди на темы, волнующие каждого. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Савостьяново представлял собой деревянную церковь в псевдорусском стиле. Пятиглавое здание типа восьмерик на четверике с трапезной. «Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами»). Описание церкви из ведомостей о церкви за 1903 и 1907 годы: зданием деревянная, без колокольни, на каменном фундаменте, покрыта железом, крепка; теплая, в десяти саженях с северо-западной стороны построена звонница; престолов в ней один во имя Рождества Пресвятой Богородицы; «утворию» достаточна; причта положено и состоит священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=48862

При мне был у преосвященнейшего Макария князь Багратион, помощник главного начальника края, которому преосвященнейший меня представил. А во вторник приехал в Вильну Ковенский губернатор князь Оболенский: по сему случаю князь Багратион прислал за мной, чтобы познакомить с губернатором, и поручил меня его покровительству. Мне пожелалось у святых мощей виленских мучеников, Антония, Иоанна и Евстатия, отслужить литургию. Архимандрит Иоанн содействовал исполнению моего желания, испросив на то благословение от преосвященнейшего Макария. В среду, 5 ноября, Господь привел меня отслужить у мощей святых мучеников, в пещере, под алтарем монастырской великой церкви. Со мной служили два иеромонаха Стятодухова монастыря, и два иеродиакона, один монастырский, другой приехавший со мной о. Иоанн. Должность певцов исполнял по случаю приехавший тогда в Вильну, Сувалковской губернии, села Покровского единоверческой церкви диакон Михаил Архангельский , со своими детьми. Зрителями обрядов единоверческого служения были преосвященный Иосиф, и архимандриты Святодуховский Иоанн и Святотроицкий Евгений, ректор семинарии. По окончании литургии, когда я говорил отпуст, вошел в церковь святых мучеников Сербский митрополит Михаил, в это время прибывший в Вильну. Когда Сербский владыка вошел в алтарь, архимандрит Иоанн объяснил ему, что это служили единоверцы. Я принял благословение от владыки. Он спросил: как велико различие в служении единоверческом и православном? Архимандрит сказал, что разницы нельзя и приметить. Я со своей стороны ответил, что в сущности различия нет, а есть различие только в некоторых обрядовых действиях и выговорах, как например, вместо веков , веком, и подобные. Митрополит сказал: имеющих единство веры и таинств обряды не должны разделять. Того же дня я был в келлии у преосвященнейшего митрополита Михаила: просил его благословения и молитв в помощь себе на предлежащее дело, и, получив благословение, возблагодарил за сие Господа. Был я и в Святотроицком монастыре, у отца ректора Евгения. Духовенство виленское смотрело на нас приятно, принимало весьма ласково, за чтó да вознаградит их Господь. Были и в женском Мариинском монастыре, слушали вечерню: богослужение шло весьма чинно, все стояли в великом молчании, – очень нам понравилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Рязанской Епархии заштатный мужской монастырь. Находится близ города Данкова, от которого и название своё имеет, на устье рек Дона и Везовенки, которые почти со всех сторон обтекают оный. О начале монастыря сего других достоверных сведений не имеется, кроме устных преданий, по которым существовал он ещё до населения города Данкова и назывался Покровской пустынью и первый, де, из монашествующих в оной был Роман Никитич, из фамилии господ Телепневых, который якобы и первым основателем оной был. Здания в монастыре сем каменные следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Покрова Божьей Матери, почему и монастырь именуется Покровским; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 4) ОГРАДА. Всё сооружено тщанием и иждивением Преосвященного Гавриила, Архиепископа Устюжского, жившего здесь на покое и по кончине его тут погребённого, с помощью доброхотных дателей. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим 33 души крестьян, а с того времени находится на своём содержании, почему и настоятельство в нём Строительское. Данковский Успенский Рязанской Епархии упразднённый девичий монастырь. Находился в городе Данкове. Добавление из VI тома Дванадесяти Апостол См. Чудинцовский 12 Апостолов. Двинский Троицкий В 1678 году находился и Новгородской Епархии. Построен Пр. Евфимием. Дворецкий Упразднённый в 1764 году мужской монастырь. Находился Псковской Епархии в городе Холм на устье реки Ловати и Куньи. До Духовных 1764 года Штатов был приписным к Сергиеву Великолуцкому монастырю и находился уже в запустении. Деймановский Упразднённый мужской монастырь. Находился в Полтавской Епархии и был приписным к Густинскому Святотроицкому. Строения в нём были все деревянные, из которых примечательнейшие были: 1) ЦЕРКОВЬ во имя положения ризы Божьей Матери; 2) КЕЛЬИ Настоятельские и братские. Здесь бывают две ярмарки: а) о десятой Пятнице и б) во 2 день июля. Демянский Рожественский Упразднённый мужской монастырь 2 , находился в Новгородской, а потом отписан к Псковской Епархии, в Порховском уезде на правом берегу реки Шелони, на устье речки Демянки, а против реки Узы в Шелонь впадающих, расстоянием от Новгорода к юго-западу по Псковской дороге в 100, от Порхова к северу в 11 вёрстах. Когда построен этот монастырь, сведений не имеется, но известно, что в 1581 году был литовцами разорён и потом возобновлён. При переписи в 1628 году церквей и монастырей Новгородской Епархии, находилось в нём

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Это было в 1741 г. По сохранившейся описи монастыря 1732 г. видно, что тогда уже два храма обители — Троицкий и Благовещенский — украшены были богато. Например, одно Евангелие было обложено сверху и снизу серебром, на верхней доске — чеканный образ Святой Троицы, на нижней — такое же изображение Благовещения, пять других Евангелий также украшены были серебренными накладками, два креста серебряных чеканных, гробница, 3 потира с прибором, блюдо для благословения хлебов, 3 кадила, все серебренные; наконец, библиотека была довольно богата книгами. Под местными иконами была надпись: «В честь и славу Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа, свят. Пречистой, Преблагословенной Божией Матери. за бытие великаго Господина Преосвященнаго Архиепископа Петра Смелича на престоле Белоградском, тщанием и трудами всечестнаго господина о. игумена обители Святотроицкия Ахтырския, Феодосия Янковскаго с братиею, построены шаты сии на все четыре местные образы в р. 1738 февраля 3 дня, серебра казеннаго монастырска-го, имеющагося от бригадира Феодора Осипова и прочих, также в дополнение от подаяния Боголюбцев даннаго, их же як при обители имена в книгах, так и в вечных на небеси, яко любящих благолепие дому Божия, суть записаны. Весу в них 24 ф. 38 зол.». В топографическом описании Слободско-Украинской губернии 1782 г. сказано: «В нём (в монастыре) сад небольшой регулярный, а за оградою другой виноградный». Остатки садов видны и ныне. Еще и теперь остаются пещеры, выкопанные внутри горы, но заваленные камнями во время запустения монастыря. Киевские подвижники пещер и здесь возбуждали иноков подражать дивной труженической жизни их. Последним настоятелем древнего Ахтырского монастыря был архимандрит Венедикт. При нем по указу 1787 г. монастырь был закрыт. Иноки перешли доживать век в Куряжский монастырь, а архимандрит Венедикт долго не хотел расстаться с любимою Ахтырскою горою, хотя и определен был в настоятеля Московского Данилова монастыря. Главный храм обители обращен был в приходский, и то по усильным просьбам майора Ивана Войновича, владельца дер.

http://sobory.ru/article/?object=04967

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010