По заверению местного генерал-губернатора, в три последние недели в городе Вильне не было ни одного холерного случая; и засим, по взаимному с ним соглашению, отслужен мною, в нынешний 21-й день ноября, благодарственный Господу Богу молебен за избавление от сей губительной язвы. Благодарение Всевышнему, новоустроенная в Вильне Православная паства пощажена на этот раз милостью Божиею. В Вильне считается лиц духовного Православного ведомства: по консистории 40, по кафедральному собору и приходской Николаевской церкви 71, по архиерейскому дому и по монастырям Святодухову и Святотроицкому 43, по штату семинарскому и духовных училищ 61, да учеников семинарии и училищ 290 – всего же 505. Из этого числа померли от холеры только один канцелярский служитель и дитя соборного диакона. Уведомляя о сем Ваше Сиятельство, имею честь быть. 65. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 25 июня 1848 года за 2018, о совершении духовенством долга покаяния по случаю холеры Всевышнему Промыслу за грехи наши угодно посетить нас язвою, могущею призвать внезапно всякого от сей временной к вечной жизни. Жизнь и смерть в руце Божией. Одна и другая равно дар Промыслителя всяческих. Да и христианам ли опасаться кончины, соединённой с надеждою вечного блаженства? Но чтобы надежда эта нас не обманула, нужно быть готовым каждому встретить смерть с чистою совестью, дабы предстать чистым по возможности на суд Всевышнего. Посему спасительно духовенству очистить благовременно совесть свою исповедью и святым причащением и внушить это же своим паствам. Исполнив долг сей и принеся об избавлении от бедствия тёплые молитвы Всеблагому Отцу, будем все ожидать спокойно участи, которой угодно будет ему сподобить нас, детей своих. Предлагаю консистории дать о сем знать чрез благочинных и начальников монастырей всему подведомому духовенству, поставив оному священным долгом внушать своим паствам: обращение к Боту тёплою верою, исправление образа жизни, полную преданность воле Провидения, ниспосылающего на нас и бедствия не без благой цели, и покорность распоряжениям правительства, строгое исполнение которых предупредит или прекратит бедствие. 66. Список с отношения к обер-прокурору Св. Сунода, от 13 января 1848 года за 88, касательно дозволения хоронить Православных покойников на Римских кладбищах, и взаимно – где нет собственных кладбищ

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

2) Преосвященному архиепископу Литовскому Иосифу (и будущим по нём) иметь кафедру в Вильне и именоваться впредь Литовским и Виленским и священноархимандритом Святотроицкого Виленского монастыря. 3) Епархии Литовской состоять во 2-м классе и, в порядке епархий, следовать за Херсонскою. 4) Епископу Полоцкому именоваться впредь Полоцким и Витебским. О таковом Высочайшем повелении он, г-н обер-прокурор, объявляет Святейшему Синоду для надлежащего исполнения. Приказали: Изъяснённое Высочайшее Его Императорского Величества повеление объявить указами преосвященным: архиепископу Литовскому Иосифу и епископам Минскому Антонию и Оршанскому Василию для зависящего, что до кого касаться будет, исполнения; для сведения же о том послать по всему духовному ведомству печатные указы, а Правительствующему Сенату сообщить ведением. Апреля 17 дня 1840 года. Подлинный указ подписали: Обер-секретарь Илья Бейер. Секретарь Фёдор Яковенко. Старш. помощн. секретаря Извеков. 80. Список с отношения обер-прокурора Св. Синода гр. Протасова, от 29 марта 1841 года за 2048, о поручении управления Минскою епархией на время отпуска тамошнего преосвященного Антония Его Императорское Величество, по всеподданнейшему докладу моему, в 23-й день сего марта изъявив Всемилостивейшее соизволение на просьбу преосвященного Антония, епископа Минского, об увольнении его по расстроенному здоровью в отпуск на шесть месяцев, с тем вместе Высочайше повелеть соизволил, управление Минскою епархией на сие время поручить Вашему Преосвященству на общем основании, с оставлением вас и при исполнении ныне лежащих на вас обязанностей. Объявив о таковой Монаршей воле Святейшему Синоду, считаю долгом уведомить об оной и Ваше Преосвященство. 81. Отношение обер-прокурора Св. Синода, от 14 мая 1842 года за 3049, о Высочайшем дозволении отправиться в Литовскую епархию чрез Москву, Киев и Почаев, для поклонения почивающим там угодникам Божиим Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. По отношению Вашего Преосвященства, от 25 минувшего апреля за 574, я всеподданнейше докладывал Государю Императору об испрашиваемом вами дозволении отправиться во вверенную вам епархию чрез Москву, Киев и Почаев, для поклонения почивающим там угодникам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Признавая, что служба его при Миссии была бы весьма полезна, так как он мог бы действовать на польских и русских евреев, живущих в Иерусалиме, и при помощи своих отношений с евреями доставлять Миссии нужные сведения о тайных кознях врагов православия, осмеливаюсь всепокорнейше просить Ваше Высокопревосходительство употребить Ваше ходатайство к причислению Левисона к Иерусалимской Миссии. Долг имею присовокупить к сему, что в случае соизволения начальства на причисление профессора Левисона к Миссии справедливо было бы вознаградить 17-летнюю службу его двумя третями получаемого им ныне жалованья, в виде пенсии, на основании прежде бывших примеров (смею указать на пример профессора Ростиславова 144 , получившего полный пенсион за 17 лет службы при увольнении из Академии по болезни). Что же касается до жалованья проф Левисону при Миссии, то полагаю справедливым ходатайствовать об уравнении его по содержанию с состоящими при Миссии иеромонахами. С чувством глубокого высокопочитания и пр. /Подп./: Арх Кирилл Внизу запись: «Св. Синод слушали означенную записку. Приказали: признавая сделанный начальником Иерусалимской Миссии выбор лиц соответствующим, сообщить Управляющему министерством иностранных дел о сем выборе. Октября 2/6 1857. 366». АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 694, л. 98–99 об. 74. Указ Св. Синода митрополиту Новгородскому Григорию (Постникову) 145 об объеме финансирования РДМ в Иерусалиме С.-Петербург 7 октября 1857 г. Копия Указ Его Императорского Величества, самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, синодальному члену, Преосвященному Григорию, Митрополиту Новгородскому, С.-Петербургскому, Эстляндскому и Финскому, СвятоТроицкой Александро-Невской Лавры священноархимандриту и кавалеру. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали следующее: по случаю предложенного Св. Синоду в апреле месяце текущего года господином обер-прокурором, графом Александром Петровичем Толстым Высочайше утвержденного штата новой Духовной Миссии нашей в Иерусалиме и сметы единовременным издержкам для упомянутой Миссии, определением 9 числа того же месяца поручено Хозяйственному при оном управлению войти в соображение: а, какою ризницею, утварью и прочими церковными вещами необходимо снабдить Миссию и на счет каких источников можно будет отнести расходы как на сии предметы, так и на те, которые назначены Высочайше утвержденными штатом и сметою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Опять-таки для рассмотрения уставного пения обратились не к певчим Придворной капеллы, а к московским певчим Троицкого подворья в Москве. П. Синьковский и Я. Лавлинский подробно рассмотрели присланную рукопись и представили Синоду подробный рапорт, начало которого, ввиду его особенного интереса и значения для истории богослужебного пения Русской Церкви, воспроизводится здесь 371 : «От Святейшего Правительствующего Синода данное нам, его высокопреподобие Святотроицкой Сергиевой лавры господина отца архимандрита Платона певчим, церковного пения обиход и ирмолог нами рассматриван и что надлежит до церковнаго обихода, по оному рассудили мы за нужное – 1-е: некоторые пения прибавить, кои как употреблением в церковном пении, так и приятность напева, заслуживают в обиход внесены быть; 2-е: некоторыя в оном же обиходе имеющиеся напевы сокращены и тем как обыкновению противны, так и приятность пению уменьшают; 3-е: нечто по нескладному распеву исключить. – Что же касается до ирмолога, он весь едва ли принят быть может: понеже многие ирмосы написаны сокращенно с выкидыванием нужных и употребительных фит 372 ; чрез что как неупотребительное может сделать дикость и несогласие, а притом в некоторых местах и неприятность, и поэтому если печатать, можно взять экземпляр или у нас или у певчих преосвященного Тферскаго. Какие же роспевы прибавлены, какие исправлены и что исключить можно, прилагается при сем именной реестр». Следует очень подробный список предлагаемых изменений. Как видно, те специалисты-певчие, которым было поручено рассмотреть представленную синодальными певчими рукопись, отнеслись к этому делу, во-первых, с большой добросовестностью и точностью, во-вторых, с большим знанием дела, и притом со знанием не только практическим, но и со знанием столповой нотации. Вместе с тем из этого донесения можно усмотреть, что у синодальных певчих в то время уже замечалась тенденция к сокращению напевов. Из этого можно было бы заключить, что у троицких певчих традиция была лучше и строже. Очень возможно, что часть синодальных певчих, вызванная в свое время в Петербург, увидела там, что можно безнаказанно и беспрепятственно вносить сокращения и в напевы, и в самое богослужение, по примеру придворных певчих. Поэтому, вероятно, архимандрит Платон и послал рукопись московских синодальных певчих на рассмотрение своим, московским же, троицким певчим. Рапорт П. Синьковского и Я. Лавлинского был внесен 31 марта 1769 г. архимандритом Платоном в Синод для обсуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По сим уважениям я полагаю нужным все монастыри Литовской епархии назначить штатными, с введением их в следующее классы: 1) Виленский Святотроицкий, 2) Виленский Святодухов и 3) Пожайский Успенский, в первый класс. 4) Бытенский Петропавловский, 5) Супрасльский Благовещенский, 6) Гродненский Борисоглебский и 7) Гродненский женский, во второй класс, 8) Тороканский Святотроицкий, 9) Борунский Покровский, 10) Сурдецкий Святодухов и 11) Вольнянский женский, в третий класс. Если по каким причинам окажется совершенно невозможным назначить штатными все означенные монастыри и нужно некоторые из них оставить заштатными и приписными, то в сей крайности можно приписать монастырь Тороканский к Бытенскому, Борунский к Виленскому Святодухову и Сурдецкий к Пожайскому. Долгом, однако же, считаю предупредить, что мера сия, не доставив необходимого пособия приписным монастырям, только затруднит в способах содержания штатные монастыри, и что приписание таковое сказанных монастырей неудобно ещё и по значительному оных расстоянию – так как Торокане от Бытеня находятся в 100 верстах, Боруны от Вильно в 70 верстах, а Сурдеки от Пожайска в 160 верстах. Я скорее предпочёл бы упразднение Виленского Святотроицкого монастыря, нежели Тороканского, Борунского и Сурдецкого. В Вильно имеется монастырь Святодухов, а Святотроицкий там излишний и существование оного нужно разве потому, что по указу Святейшего Синода, от 17 апреля 1840 года за 4155, мне и преемникам моим, Литовским епископам, присвоено звание священноархимандритов Виленского Святотроицкого монастыря. Если бы Святейший Синод признал возможным устранить сие последнее обстоятельство, то Виленский Святотроицкий монастырь следовало бы закрыть совершенно и здания оного с церковью обратить или на помещение в своё время епархиальной семинарии, или на архиерейский дом. Впрочем, сие последнее назначение, по огромности зданий, едва не было бы в тягость архиереям, без особых средств на их содержание, да при том перестройка зданий и церкви соответственно сему предназначению будет стоить почти дороже, нежели приобретение особого архиерейского дома. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (конфиденциально), от 8 февраля за 176, с поименованием Римских монастырей, оказавшихся вредными для воссоединённой паствы по Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Виленский Святотроицкий монастырь есть вместе и дом архиерейский. По тому, мне кажется, обстоятельство сие должно быть принято в уважение, тем более, что на случай приезда моего весною в Вильно мне нужно иметь в оном помещение – а ваше высокопревосходительство согласитесь, что неприлично же Православному архиерею помещаться между политическими арестантами, или отдавать под арестантов дом свой, тогда как я полагаю, из трёх домов прочих Виленских иноверных епископов ни один не обращён к подобному назначению. Кроме того, вашему высокопревосходительству известно, что последовало уже Высочайшее Его Императорского Величества соизволение: «дабы Святотроицкий Виленский монастырь, как Православная обитель и архиерейский дом, не был назначаем к помещению в нём арестантов». Потому я и не считаю себя вправе отдать под арестантов означенный Святотроицкий монастырь. Что же касается девичьего Виленского Православного монастыря, ныне ничем не занятого, то я, по уважению изъясняемой вашим высокопревосходительством крайней надобности, согласен на занятие оного под арестантов, с тем только, чтобы занятое сие продолжалось не более семи или восьми месяцев, и чтобы произведённые в сие время повреждения при обратной сдаче монастыря были починены. Я предписываю ныне же архимандриту Виленского Святодухова монастыря Платону, чтобы он, по востребовании вашего высокопревосходительства, распорядился о надлежащей сдаче по описи сказанного девичьего монастыря тому лицу, которое от вас назначено будет для сего. Литовской консистории, от 4 февраля за 129, о доставлении сведений, не требуют ли гражданские начальства от священников исправления дорог До сведения г. синодального обер-прокурора дошло, что в некоторых западных епархиях гражданское начальство требует от священников и церковнослужителей излишних повинностей в исправлении дорог на землях, к церквам отмежёванных, вопреки примечанию к 445 ст. 12 т. св. зак. уст. путей сообщения. Вследствие сего граф Протасов обращается ко мне с просьбою об уведомлении: не поступило ли ко мне от священников жалоб на вышеозначенные требования гражданского начальства касательно исправления дорог.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду. Святейшему Правительствующему Синоду, от 18 декабря за 3641, о возведении ректора семинарии архимандрита Евсевия в епископский сан Получив указ Святейшего Синода, от 10 сего декабря за 18742, о бытии епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, ректору Литовской семинарии и настоятелю Виленского Святотроицкого монастыря архимандриту Евсевию, я сделал ныне же следующие распоряжения: 1) объявил о том через консисторию всему духовенству Литовской епархии; 2) уведомил по принадлежности местные гражданские начальства; 3) распорядился о сдаче архимандритом Евсевием Виленского Святотроицкого монастыря казначею оного, впредь до прибытия нового ректора семинарии, долженствующего по положению быть настоятелем того монастыря; 4) распорядился тоже, чтобы архимандриту Евсевию, как будущему преосвященному Ковенскому, сдан был в своё время Пожайский первоклассный монастырь. Донося о сём Святейшему Синоду, долгом считаю присовокупить: 1) что при помянутом выше указе, от 10 декабря, при вскрытии конверта не оказалось других приложений, кроме двух экземпляров архиерейской присяги; 2) что день посвящения архимандрита Евсевия в архиерейский сан назначен мною будет за прибытием в Вильно преосвященного Могилёвского Анатолия, и 3) что, с прибытием сего преосвященного, я не нахожу уже надобности вызывать бывшего Минского архиепископа Антония. 1849 Литовской консистории, от 1 январи за 1, о совершившемся посвящении архимандрита Евсевия в епископский сан По благости Божией, в нынешний первый день января, в церкви Виленского Святотроицкого монастыря совершилось посвящение в сан епископа Ковенского архимандрита Евсевия, настоятеля сказанного монастыря и ректора Литовской семинарии. Введя преосвященного Евсевия в обязанности викария Литовской епархии, предлагаю консистории: 1) дать знать о сём всему духовенству Литовской епархии; 2) предписать по принадлежности, чтобы во всех церквах Ковенской губернии, при всех богослужениях, после моего имени воспоминаемо было всегда и имя преосвященного Ковенского Евсевия;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Приложения к четвёртой части собственноручных записок Иосиф, Митрополита Литовского 1. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода графу Протасову, от 7 марта 1844 года за 443, касательно новых штатов для Виленских Св. Духова и Троицкого монастырей и переименоваия первого лаврою В Вильне имеется два первоклассных монастыря; но как штат для них такой же, как и для других сего класса монастырей, тогда как содержание в Вильне гораздо дороже, иногда вдвое против других епархий, то, естественно, приглашение сюда хороших иноков всегда встретит непреоборимые затруднения, как показал совершенный неуспех недавнего вызова иноков в Литовскую епархию. С другой стороны, Виленский Святодухов монастырь, бывший центром противоборства пагубной для Православия Унии, устоявший в Православии при всех гонениях и превратностях и хранящий нетленные мощи трёх первых мучеников в Литве: Антония, Евстафия и Иоанна, – заслуживает, чтобы его не только поддержать, но и возвысить в тамошнем крае. Напротив, Виленский Святотроицкий монастырь, потерявший своё значение чрез принятие Унии и не имеющий ныне никакого влияния, может быть обращён к более полезному назначению, – тем паче, что огромные здания оного не могут быть заняты и в половине, хотя бы в них поместить полный штат первоклассного монастыря. По сим причинам, для обеспечения Вильна хорошими иноками и возвышения здесь Православной иерархии, я полагаю весьма полезными следующие меры: 1) Виленский Святодухов первоклассный монастырь возвесть в звание лавры, с тем, чтобы священно-архимандритом оной был всегда местный преосвященный; 2) для лавры сей назначить новый штат, по прилагаемому при сем проекту; 3) Виленский архиерейский дом соединить в хозяйственном отношении с лаврою; 4) Виленский Святотроицкий монастырь обратить на помещение епархиальной семинарии, переводимой из Жировиц, с оставлением здесь только штата третьеклассного монастыря, коего настоятелем должен быть всегда ректор семинарии; 5) штатную сумму, остающуюся от перечисления Виленского Святотроицкого монастыря из первоклассного в третьеклассный, обратить на штат Виленской Святодуховой лавры, в соединении с прежнею её штатною суммою; и 6) при Виленском Святотроицком третьеклассном монастыре оставить из принадлежавших оному до сего домов: а) Прокшинский, б) Шарипинский, в) на монастырском дворе состоящий, и г) плац, Кособудзким арендуемый; а прочие все дома перечислить к лавре, на усиление средств её в предстоящем соединении с архиерейским домом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Покойный протоиерей Антоний Сосновский занимал постоянно довольно важные места по епархиальному ведомству, при разнообразных последовательных преобразованиях. Многие уверяли меня, что у покойного осталось много бумаг, официальных актов и книг церковного и исторического содержания, заимствованных им из хранилищ митрополитального, консисторского, монастырских и церковных. Так как подобные бумаги и книги есть собственность общественная и могут принести важную общественную пользу, то поставляю вам в обязанность, отец благочинный, совокупно с новым священником Клещельской церкви Онуфрием Гоголевским, пересмотреть тщательно оставшиеся после протоиерея Сосновского бумаги и книги; и если между ними найдутся относящиеся к показанному выше разряду, – то отделить их от прочей собственности покойного, опечатать по принадлежности и хранить впредь до дальнейшего разрешения: а об оказавшемся донести мне с приложением описи бумагам и книгам опечатанным. Литовской консистории, от 6 апреля за 1200, об оштрафовании соборного ключаря, эконома семинарского и казначея Святотроицкого монастыря, каждого по 5 руб. в пользу Попечительства, за неочистку по вине их мусора, на проезде его высокопреосвященства в семинарскую церковь для служения Во время нынешнего торжественного архиерейского служения, на проезде в семинарскую и вместе монастырскую церковь , между первыми и вторыми воротами, навалены были из соборного дома безобразные кучи мусору, к соблазну почетнейшей Виленской публики. Предлагаю консистории: соборного ключаря, эконома семинарского и казначея Святотроицкого монастыря, допустивших этот беспорядок и не постаравшихся очистить мусор заблаговременно, оштрафовать каждого по пяти рублей серебром в пользу Попечительства о бедных духовного звания: а за тем предписать отцу ректору семинарии и кафедральному протоиерею, чтобы они разыскали, кто ещё виновен в сём беспорядке из низших членов соборного причта, а также монастырских и семинарских служителей, и представили бы мне о строгом с них взыскании. Литовской консистории, от 18 апреля за 1337, с передачею указа Святейшего Синода о возведении его высокопреосвященства в сан митрополита

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В-третьих. Что касается священника Никифора Артемьева и причётников Войниловича и Нетупского, то они перечислены в Литовскую епархии из Полоцкой в 1840 году, и в консистории Литовской не имеется сведения, когда и на каком основании назначено им показанное по ведомости жалованье, первому по 97 руб. 10 коп., а последним по 17 руб. 10 коп. сер. в год. Причётник Нетупский даже не поступил в ведомство Литовской епархии вместе с Видзскою церковью, при которой он находился. Ныне при сей церкви находится другой причётник, определённый уже Литовским епархиальным начальством, и пользуется только жалованьем в 80 руб. сер. по новому штату 1841 года. Причётник Войнилович состоит по прежнему и доныне при Церкви Новоалександровской и пользуется тоже жалованьем по новому штату 1840 года в 100 руб. серебром. Священник Никифор Артемьев перемещён в епархию Полоцкую, по его собственному прошению, в 1841 году, но на его место поступил в Сурдецкий монастырь священник Пётр Воробьёв. Сурдецкий монастырь, особенно при нынешнем его штате, всегда будет иметь достаточное число священнослужителей. С другой стороны, с учреждением причтов во всех уездных городах Виленской губернии, не настоит столь большой как прежде надобности при Сурдецком монастыре в белом священнике для духовных треб местным Православным. По сему священник Воробьёв, пожилой и вдовый, мог бы поступить на вакансию иеромонашескую, или даже Сурдецкий монастырь мог бы совершенно обойтись без белого священника; и затем, если Святейшему Синоду будет благоугодно, то производимое тому священнику жалованье по 97 руб. 10 кол. сер. в год может быть навсегда прекращено. Таким же образом могут быть прекращены и оклады по 17 руб. 10 коп. сер. в год, назначенные причётникам Новоалександровской и Видзской церквей, Войниловичу и Нетупскому, так как причётникам сих церквей производится ныне жалованье по новому штату, при первой в 100, а при второй в 80 рублей серебром. Но консистория Полоцкая уведомила Литовскую, от 8 апреля сего года, что причётник Нетупский состоит ныне Полоцкой епархии в Долиском погосте, что как ему, так и Войниловичу помянутые 17 руб. 10 коп. сер. следуют лично, независимо от всякого содержания от церквей, согласно Высочайше утверждённому определению Святейшего Синода, из уважения к перемещению их из великороссийских губерний, и что оная Полоцкая консистория требует помянутых денег для Нетупского от Виленской казённой палаты. Означенного определения Святейшего Синода Полоцкая консистория не доставила до сих пор консистории Литовской вследствие требования сей последней, а потому я не могу сказать положительного мнения по сему предмету. Святейший Правительствующий Синод о смысле означенного своего постановления, лучше всего удостоверится из дел своих. Виленского Святотроицкого монастыря игумену Арсению, от 11 октября за 1468, о получении 3,038 руб. 41¾ коп. сер. третьей части дохода по званию священноархимандрита Святотроицкого монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010