Закрыть «Традиционные ценности и образы будущего» В СПбГУ состоялось заседание Совета научно-образовательной теологической ассоциации 18:58 26.02.2024 390 Время на чтение 3 минуты Фото: СПбГУ В четверг, 22 февраля, в Санкт-Петербургском государственном университете на полях научно-образовательной конференции «Традиционные ценности и образы будущего» в очно-дистанционном формате состоялось заседание Совета Научно-образовательной теологической ассоциации, сообщает пресс-служба СПбГУ. Конференция организована на площадках двух национальных российских университетов — МГУ имени М.В.Ломоносова и СПбГУ — при поддержке двух старейших и ведущих академий Русской Православной Церкви, Московской и СанктПетербургской. В конференции приняли участие молодые ученые и обучающиеся вузов — членов Научнообразовательной теологической ассоциации (НОТА). По приглашению президента НОТА, ректора Московской духовной академии, наместника СвятоТроицкой Сергиевой лавры епископа СергиевоПосадского и Дмитровского Кирилла ректор СПбГУ членкорреспондент РАН Николай Кропачев выступил сопредседателем заседания. В заседании Совета НОТА приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его рабочих органов. На встрече были рассмотрены вопросы о выполнении рекомендаций Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его рабочих органов, а также текущие вопросы деятельности ассоциации. Референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Андрей Третьяков отметил успешность и эффективность работы ассоциации по основным направлениям ее деятельности и проинформировал членов Совета НОТА о новых задачах, которые ставятся перед организацией и входящими в нее вузами профильным президентским советом в контексте реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/26/tr...

«Комсомольская правда»: Хочешь сделать аборт? Сначала проповедь батюшки Вы готовы к посмертной встрече с душой вашего ребенка? А если преступник на суде скажет, что он убил только потому, что у него маленькая квартира, его оправдают? После аборта вы смогли бы посмотреть на то, что из вас вырезали? 12 декабря, 2010 Вы готовы к посмертной встрече с душой вашего ребенка? А если преступник на суде скажет, что он убил только потому, что у него маленькая квартира, его оправдают? После аборта вы смогли бы посмотреть на то, что из вас вырезали? Перед вами 12 статей, задача которых сделать рекламу абортов убыточной. Они были опубликованы в самых раскрученных СМИ. Помогите нам выбрать три лучших текста – буклет с ними будет издан и роздан в женских консультациях и, может быть, спасет не одну жизнь.  Гинекологи и священнослужители Чайковского (Пермский край) объединились в борьбе против абортов. Жительницам города выписывают направление только после того, как они в обязательном порядке прослушают лекцию батюшки. Священнослужитель Святотроицкого храма отец Игорь рассказывает, что лишать жизни нерожденное чадо — грех. В заключение женщине надо заполнить анкету. Вот некоторые вопросы: если у вас уже есть ребенок и вы узнаете, что он утопил котенка, вы его накажете? Вы готовы к посмертной встрече с душой вашего ребенка? А если преступник на суде скажет, что он убил только потому, что у него маленькая квартира, его оправдают? После аборта вы смогли бы посмотреть на то, что из вас вырезали? — Бывает, что девочки, когда пишут анкеты, ревмя ревут, а через пару недель возвращаются сияющие и говорят: «Я решилась, буду рожать!». И таких — процентов сорок. И рожают, а потом приходят к нам со своими младенцами и благодарностями, — уверены в своей правоте в женской консультации Чайковского. Кстати, эти лекции обязательны не только для христианок. Батюшка беседует и с мусульманками. — Не важно, какого вероисповедания женщины, пришедшие на лекции, ведь все религии осуждают аборты, — рассказал отец Игорь.

http://pravmir.ru/komsomolskaya-pravda-x...

По сему имеет консистория распорядиться, чтобы священнослужители кафедрального собора вошли в непосредственные сношения с лицами, упомянутыми в приложенном при сём списке о не бывших у исповеди, и объяснились с ними как о действительности небытия их на исповеди, так и о законной в сём отношении их обязанности. После таковых объяснений и спасительных иерейских наставлений, большая часть показанных в списке или представят свидетельства о бытии у исповеди или совершат таковую в течение настоящего поста: так что останется войти в сношения с гражданским начальством только о людях, оказавшихся действительно виновными. Тогда консистория представит мне окончательное по сему предмету постановление, потребовав для сего ныне же и сведение от благочинного над монастырями архимандрита Евсевия, которые из иеромонахов Виленских Святодухова и Святотроицкого монастырей принимают к себе на исповедь Православных прихожан и на каком основании, равно которые из сих иеромонахов по их образованию и другим качествам заслуживают, чтобы за ними оставить сию обязанность и которым следует воспретить. 1848 Литовской консистории, от 30 января за 307, о наблюдении за правильным преподаванием закона Божия в светских учебных заведениях в Вильно На докладе её, от 13 января за 318, о числе светских учебных заведений в Вильно и о духовных, преподающих в оных закон Божий, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Из собранных здесь сведений видно, что в многочисленных Виленских женских пансионах и приходских училищах нет законоучителей Православного исповедания, назначенных епархиальным начальством, что в некоторых пансионах законоучители определены по частному произволу, без ведома и утверждения того начальства, даже из лиц, не подлежащих епархиальному ведомству, что в других заведениях нет вовсе законоучителей, а в иных преподавание закона Божия родители приняли на свою ответственность. Принимая в уважение долг епархиального начальства пещись о духовном просвещении Православного юношества, предлагаю консистории: 1) отнестись от моего имени к г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

3) представлять мне за сим, по мере открывающейся надобности, о назначении к помянутым учительским должностям тех из местных священно и церковнослужителей, которые окажутся способными, а в недостатке таковых – о перемещении туда способных священно и церковнослужителей от других церквей. Святейшему Правительствующему Синоду, от 8 сентября за 1228, с расписанием штатных сумм для монастырей, по новоприсланной форме Во исполнение указа из Святейшего Синода, от 31 минувшего июля за 11838, представил я при рапорте, от 20 августа за 1099, расписание сумм, следующих на содержание монастырей Литовской епархии. Ныне, при отношении г. синодального обер-прокурора генерал-адъютанта графа Протасова, от 21 истекшего августа за 5213, получил я форму, по которой для единообразия должно быть составлено означенное расписание. Вследствие сего, спешу представить при сём Святейшему Синоду новое расписание сумм, на содержание монастырей предназначенных, составленное по сказанной присланной мне форме. Оно, в сущности, сообразно прежде представленному мною расписанию, но, по мнению моему, прежнее расписание гораздо было бы удобнее в применении представляемого мною ныне. Сие последнее расписанию недовольно определяет личные оклады, более всего производящее недоумений и неудовольствий; а за то прочие статьи расходов разделены на слишком мелкие подразделения, чтобы оные можно было соблюдать без запутанности по отчётности. Расписание штатных сумм для мужских монастырей Литовской епархии Название монастырей Название лиц и предметов Число лиц Им жалованья в год одному Рубли серебром Для первоклассных монастырей: Виленского Святотроицкого, Виленского Святодухова и Пожайского Архимандрит, ему на жалованье и стол Наместник Братии Прибавочных казначею, ризничему, а равно прочим, исправляющим старшие должности по монастырю, всего На содержание братии: иеромонахов, иеродиаконов и послушников пищею На церковные потребности На письмоводство На отопление и освещение братских келий На ремонт монастыря и ризницы

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Преосвященный Илиодор полагает, что они могут пользоваться общим столом с прочею братией; но желает, чтобы им на одежду выдаваемо было из Белорусско-литовской коллегии то самое число денег, какое они получали на сей предмет в Курской обители – и я вполне с сим мнением согласен. 7 последних иноков, по мнению моему, можно бы поместить в воссоединённых Любарском и Загоровском монастырях, дабы они здесь дожили свой век. Монастыри сии состоят на Волыни среди древлеправославного населения, в отдалённости от воссоединённых приходов и народа, следовательно, помянутые иноки могли бы здесь быть безвредны, находясь особенно под надзором полиции. Однако же, они во всяком случае будут причинять хлопоты епархиальному начальству, и я полагаю, что без согласия местного преосвященного не следовало бы их переселять на Волынь. Если такового согласия не будет, то и сих иноков надлежит поместить в двух монастырях Курской епархии, по усмотрению преосвященного Илиодора. В первом случае, по содержанию, они могли бы поступить на иеромонашеские вакансии Любарского и Загоровского монастырей; а во втором, стол будут иметь общий от местных обителей, а на одежду будут получать от коллегии оное же число денег, какое получали на сей предмет в Курской обители. Впрочем, сим пожилым инокам следовало бы, кажется, надбавить от коллегии по нескольку рублей в год на экстренные их надобности. Уведомляя ваше сиятельство о сём моём мнении, имею честь быть. Серафиму, митрополиту С.-Петербургскому, от 23 июля за 875, о переведении в Литовскую епархию ризничего С.-Петербургской лавры Антония Ризничий Святотроицкой Александро-Невской лавры иеромонах Антоний, сопровождавший меня в путешествии с разрешения вашего высокопреосвященства, находясь ныне при мне в Жировицах, возымел желание остаться совершенно в Литовской епархии и подал ко мне просьбу об исходатайствовали от вашего высокопреосвященства увольнения его из братства Александро-Невской лавры и принятии во вверенную мне Литовскую епархию, с определением к месту по моему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На безымянном донесении, от 4 января за 30, о взятках, делаемых Лидским благочинным Бреном с подчинённого ему духовенства, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: По епархии Литовской каждый священник, слава Богу, может жаловаться на своего благочинного и получить удовлетворение, если жалоба справедлива. Посему, настоящее донесение, безымянное, тайно подброшенное, будто от духовенства Лидского благочиния писанное, обнаруживающее, во всяком случае, какого-либо низкого интригана-наветчика, тем более заслуживает, чтобы на него обратить внимание. Предлагаю консистории вытребовать в Жировицы протоиерея Брена и, руководствуясь его указаниями, открыть писавшего и подбросившего сие донесение: из почерка самого донесения, из почерка надписи на конверте при сём прилагаемом, мною собственноручно помеченном, в котором находилось донесение, а также из печати, в целости на том конверте находящейся, с буквами на ней X. I. В. Наместнику Виленского Троицкого монастыря Арсению, от 5 марта за 557, об очистке домов, назначенных для особенного помещения по духовному ведомству Принадлежащие Виленскому Святотроицкому монастырю три дома, Цырковский, Прокшинский и Кондратовичевский, предназначаются для особенного помещения по духовному ведомству. Как, по существующему в Вильно обыкновению об очистке наемных квартир, жильцы и владетели домов предваряют себя взаимно за 6 недель до назначенного срока, то поставляю вам в обязанность, отец игумен: 1) всем жильцам Прокшинского и Цырковского домов объявить немедленно, чтобы они к 23 дню наступающего апреля месяца очистили занимаемые в тех домах квартиры; 2) квартиры в доме Кондратовичевском отдавать внаём не более как на один год с означенного срока. Эконому Литовского архиерейского дома архимандриту Антонию, от 5 марта за 558, о вызове его в Жировицы для сделания описи ризнице, отделяемой для Виленского кафедрального собора, и для устройства форменной одежды на певчих С предстоящим перемещением в Вильно из Жировиц епархиального управления, кафедрального штата и архиерейского дома, и с переведением в Жировицы из Бытеня штата второклассного монастыря, настоит надобность отделить для Виленского кафедрального собора часть ризницы, находящейся ныне в Жировицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На указе Святейшего Синода, от 29 марта за 2239, об открытии во второй половине текущего года Попечительства о призрении бедных духовного звания в Литовской епархии, о назначении в капитал Попечительства единовременно 6.000 рублей серебром, кроме ежегодной штатной суммы, и об отпуске 500 руб. ныне же для выдачи бедным до открытия Попечительства, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Препровождая при сём в консистории бывшее у меня дело об учреждении в епархиях Попечительств о призрении бедных духовного звания, предлагаю консистории: 1) представить мне на утверждение предположения свои об учреждении Попечительства по Литовской епархии с наступающей половины текущего года; 2) собрать посредством благочинных сведения о нуждающихся в особом пособии сиротах, а также престарелых и немощных лицах духовного ведомства, с пояснением их лет, а также источников настоящего их содержания от себя или от родных, дабы можно было безотлагательно приступить к их призрению насчёт предполагаемых к отпуску сумм. Литовской консистории, от 17 апреля за 647, о распоряжениях по случаю разрешения покупки у графа Мостовского в Вильно дома для Литовского архиерея На указе Святейшего Синода, от 8 апреля за 2973, о последовавшем в 18 день марта Высочайшем соизволении на покупку в Вильно у графа Мостовского дома в собственность Литовской архиерейской кафедры, на помещение архиерея, за 22.000 рублей серебром, и об отпуске единовременно 1.000 руб. на обзаведение того дома мебелью, кухонною посудою и на покупку экипажа, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Препровождая при сём список с рапорта моего в Святейший Синод, от 2 октября прошлого года за 1767, о покупке дома графа Мостовского, а также приложенные при сем указе планы того дома на трёх листах, опись мебели, вместе с домом приобретаемой, и объявление графа Мостовского о продаже дома, предлагаю консистории сделать по сему указу немедленное точное исполнение. Совершение купчей на указанных основаниях, а также приёма дома с принадлежностями по описи, имеет консистория возложить на соборного протоиерея Василия Попова, эконома архиерейского дома архимандрита Антония и наместника Виленского Святотроицкого монастыря игумена Арсения. Второму викарному епископу Платону, от 28 апреля за 712, об отправлении в монастыри на увещание десяти человек крестьян имения Леонполя, более других упорствующих в возврате к Православию

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

2) Преосвященному архиепископу Литовскому Иосифу (и будущим по нём) иметь кафедру в Вильне и именоваться впредь Литовским и Виленским и священноархимандритом Святотроицкого Виленского монастыря. 3) Епархии Литовской состоять во 2-м классе и, в порядке епархий, следовать за Херсонскою. 4) Епископу Полоцкому именоваться впредь Полоцким и Витебским. О таковом Высочайшем повелении он, г-н обер-прокурор, объявляет Святейшему Синоду для надлежащего исполнения. Приказали: Изъяснённое Высочайшее Его Императорского Величества повеление объявить указами преосвященным: архиепископу Литовскому Иосифу и епископам Минскому Антонию и Оршанскому Василию для зависящего, что до кого касаться будет, исполнения; для сведения же о том послать по всему духовному ведомству печатные указы, а Правительствующему Сенату сообщить ведением. Апреля 17 дня 1840 года. Подлинный указ подписали: Обер-секретарь Илья Бейер. Секретарь Фёдор Яковенко. Старш. помощн. секретаря Извеков. 80. Список с отношения обер-прокурора Св. Синода гр. Протасова, от 29 марта 1841 года за 2048, о поручении управления Минскою епархией на время отпуска тамошнего преосвященного Антония Его Императорское Величество, по всеподданнейшему докладу моему, в 23-й день сего марта изъявив Всемилостивейшее соизволение на просьбу преосвященного Антония, епископа Минского, об увольнении его по расстроенному здоровью в отпуск на шесть месяцев, с тем вместе Высочайше повелеть соизволил, управление Минскою епархией на сие время поручить Вашему Преосвященству на общем основании, с оставлением вас и при исполнении ныне лежащих на вас обязанностей. Объявив о таковой Монаршей воле Святейшему Синоду, считаю долгом уведомить об оной и Ваше Преосвященство. 81. Отношение обер-прокурора Св. Синода, от 14 мая 1842 года за 3049, о Высочайшем дозволении отправиться в Литовскую епархию чрез Москву, Киев и Почаев, для поклонения почивающим там угодникам Божиим Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. По отношению Вашего Преосвященства, от 25 минувшего апреля за 574, я всеподданнейше докладывал Государю Императору об испрашиваемом вами дозволении отправиться во вверенную вам епархию чрез Москву, Киев и Почаев, для поклонения почивающим там угодникам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Признавая, что служба его при Миссии была бы весьма полезна, так как он мог бы действовать на польских и русских евреев, живущих в Иерусалиме, и при помощи своих отношений с евреями доставлять Миссии нужные сведения о тайных кознях врагов православия, осмеливаюсь всепокорнейше просить Ваше Высокопревосходительство употребить Ваше ходатайство к причислению Левисона к Иерусалимской Миссии. Долг имею присовокупить к сему, что в случае соизволения начальства на причисление профессора Левисона к Миссии справедливо было бы вознаградить 17-летнюю службу его двумя третями получаемого им ныне жалованья, в виде пенсии, на основании прежде бывших примеров (смею указать на пример профессора Ростиславова 144 , получившего полный пенсион за 17 лет службы при увольнении из Академии по болезни). Что же касается до жалованья проф Левисону при Миссии, то полагаю справедливым ходатайствовать об уравнении его по содержанию с состоящими при Миссии иеромонахами. С чувством глубокого высокопочитания и пр. /Подп./: Арх Кирилл Внизу запись: «Св. Синод слушали означенную записку. Приказали: признавая сделанный начальником Иерусалимской Миссии выбор лиц соответствующим, сообщить Управляющему министерством иностранных дел о сем выборе. Октября 2/6 1857. 366». АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 694, л. 98–99 об. 74. Указ Св. Синода митрополиту Новгородскому Григорию (Постникову) 145 об объеме финансирования РДМ в Иерусалиме С.-Петербург 7 октября 1857 г. Копия Указ Его Императорского Величества, самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, синодальному члену, Преосвященному Григорию, Митрополиту Новгородскому, С.-Петербургскому, Эстляндскому и Финскому, СвятоТроицкой Александро-Невской Лавры священноархимандриту и кавалеру. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали следующее: по случаю предложенного Св. Синоду в апреле месяце текущего года господином обер-прокурором, графом Александром Петровичем Толстым Высочайше утвержденного штата новой Духовной Миссии нашей в Иерусалиме и сметы единовременным издержкам для упомянутой Миссии, определением 9 числа того же месяца поручено Хозяйственному при оном управлению войти в соображение: а, какою ризницею, утварью и прочими церковными вещами необходимо снабдить Миссию и на счет каких источников можно будет отнести расходы как на сии предметы, так и на те, которые назначены Высочайше утвержденными штатом и сметою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

114 О том, что христиане призваны к «преестественному с Богом единению и Божественному сочетанию и срастворению», см.: Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Наставления безмолвствующим, в сотне глав. 91. До- бротолюбие в русском переводе дополненное. Т. 5. Изд. 2-е. М., 1888–1905 116 Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 50. 117 Различение гномической и природной воли детально обосновано Максимом Исповедником . Следуя Максиму Исповеднику , совершенная устойчивость в добре достигается именно через превосхождение гномических актов свободного выбора (необходимых лишь в качестве инструмента для достижения совершенной свободы, а после ее достижения утрачивающих смысл), через преодоление суверенного человеческого самовластия в Боге, через самоустранение в Боге по добровольному произволению ( κχρησις γνωμικ), что всецело соответствует изначальному смыслу и состоянию человеческой природы, призванной к соединению с Богом, обожению. О решении вопроса свободной воли у Максима Исповедника см.: Орлов И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб., 1888; Максим Исповедник : Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007; Башкиров В. Г., протоиерей. Сын Божий – Сын Человеческий. Логос- тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника . Жировицы, 2005; Диспут с Пирром. Преп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. М., 2004. 122 В данном случае мы говорим об обычном состоянии человеческого естества и волевого акта как состоянии, представляющем своеобразную «норму» человеческого существования и волеизъявления после Грехопадения. С точки зрения православного богословия такое состояние не является всецело нормативным. Как раз более естественным будет совершенное обоженное состояние воли, которое отвечает так называемой природной воле человека ( θλημα φυσικν), не требующей свободного выбора между добром и злом, всецело осуществляющейся в Божественном добре.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010