«Воскрес Христос – всех воскресение, – рассуждает святой Епифаний Кипрский . – Воскрес, и даровал радость всей твари; воскрес, и темницы ада опустели... и тление естества изменил в нетление... Вся новая во Христе тварь обновляется Воскресением. Весь мир соделывается новым через Христа» (Воскресение Христово. М., 1914. С. 15). Полагается для человечества иное – вечное житие. Началось оно в лице ветхозаветных праведников, которых Господь ввёл в Царство славы, и продолжается оно в том смысле, что воскресший Жизнодавец открыл для всех людей врата в вечные обители Отца Небесного. Нет больше преград на пути к древу жизни, нет такого оружия, которое бы устояло перед крестом и воскресением. Да не смущается сердце ваше, – обращается Сам Господь к Своим верным последователям, – веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я ( Ин.14:1–3 ). Господь обещал Своим верным ученикам уготовать им место, а Его обещание непреложно. Знамением того, что крестом и воскресением для всех верующих открыты двери рая, служит то, что всю Светлую седмицу богослужение совершается при отверстых Царских вратах: алтарь является образом рая. Воскресение Сына Божия утвердило истинность Евангельского закона. Воскрес Христос – значит, все, чему Он учил и что совершал, свято и истинно. Уверенные в этой святости и истинности учения Божественного Наставника святые апостолы почти все приняли за Него мученическую кончину. Если бы эти благовестники сомневались в достоверности воскресения Христа Спасителя, то как могли бы они отдать свою жизнь за Него?! Без факта воскресения необычный энтузиазм апостольского благовестия не имел бы оснований, и вообще вся история христианства, первоначальная и последующая, представляла бы особый ряд невозможностей и осталась бы непонятной. Эта истина воздвигла сонмы праведников, великих подвижников, Богопросвещённых святителей. Вся Христова Церковь , на протяжении многих веков обуреваемая волнами мира, утверждалась и стоит непоколебимо на истине Христова Воскресения. Не будь Воскресения Христова – не было бы и самой Церкви. Церковь – это Богочеловеческий организм. В этот организм входит общество верующих. А на чём утверждается вся их вера и всё упование? На истине воскресения Спасителя, на истине и веры, и разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Впервые в христианском богословии вопрос о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитарных споров IV столетия. В 356 году в Александрии выступил Аэций (Аэтий) с проповедью " аномейства " (аномейство буквально означает " неподобничество " ). Аномеи были крайними арианами, отрицавшими не только православное учение о единосущии Отца и Сына, но даже умеренное, компромиссное между православием и арианством учение о подобии Сына Отцу. Затем Аэций перебрался в Антиохию, где и развернул свою проповедь. Церковный историк Созомен сообщает нам об Аэций, что он " был силен в искусстве умозаключений и опытен в словопрении " . Святитель Епифаний Кипрский так пишет об Аэций: " С утра до вечера он сидел над занятиями, стараясь составлять определения о Боге посредством геометрических фигур " . Таким образом, догматика превращалась для Аэция в некую игру и диалектику понятий, и он, в своем тщеславии доходил до того, что утверждал, что " знает Бога так хорошо, как не знает самого себя " . 2.1.1. Евномианская доктрина У Аэция были ученики, среди которых был некто Евномий, родом каппадокиец, занимавший епископскую кафедру в Кизике. Именно Евномий придал диалектике Аэция логическую стройность и законченность. Он утверждал, что " истинная цель человека и единственное содержание веры... заключается в познании Бога, и притом чисто теоретическом " . В контексте тринитарных споров конца IV века был поставлен очень важный и принципиальный для богословия вопрос: " Как вообще возможно богопознание? " Для православных ответить на этот вопрос не составляло большой трудности, так как православная теория богопознания обоснована идеей единосущия, вспомним слова апостола Филиппа на Тайной вечери: " Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас " . И Господь ему отвечает: " Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я во Отце, и Отец во Мне? " (Ин. 14,8-10). Таким образом, для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Естественно, что аномеи, бывшие крайними арианами, не могли принять такой гносеологии и вынуждены были создавать собственную теорию познания. За детальную разработку этой арианской теории познания и принялся Евномий.

http://sedmitza.ru/lib/text/431682/

Все, что было для меня приобретением, я почел ради Христа потерею. Все почитаю потерею для познания Христа Иисуса, Господа моего, которое все превосходит. Для Него я от всего отказался и все почитаю пометом, чтобы приобресть Христа. И найтись в Нем не с своею праведностию, которая от закона, но с праведностию, которая верою Христовою, которая от Бога по вере (Фил.3, 7-9). Подвигом добрым я подвизался, поприще кончил, веру сохранил. Теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в оный день; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 7-8). Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 11, 1). Будьте, как я; ибо и я, как вы (Гал. 4, 12) (Воскр. Чт., г. I, стр. 101). Сказание о св. апостоле Павле Блаж. Иеронима.   Павел (а прежде Савл), апостол не из числа двенадцати, происходил от колена Вениаминова. Родился в иудейском городе Гишалах, а по покорении сего города римлянами, с родителями, переселился в Тарс киликийский. Отсюда для образования послан в Иерусалим, где и учился у мужа ученейшего — Гамалиила, о коем упоминает Лука в книге Деяний. После того, как он присутствовал при убиении мученика Стефана, отправился с письмами от первосвященника в Дамаск, чтобы преследовать веровавших во Христа; но на пути, посредством откровения, обращен и из гонителя претворен в избранный сосуд. Когда, вследствие проповеди его, уверовал проконсул кипрский Сергий Павел, он, по случаю этого торжества веры Христовой, принял имя Павла и с Варнавою обошел многие города; а по возвращении в Иерусалим, поставлен от Петра, Иакова и Иоанна апостолом язычников. В двадцать пятом году по страдании Господа, а царствования Нерона на втором году, когда иудейский прокуратор Фест заступил место Феликса, он в узах был препровожден в Рим и здесь, находясь под стражею, целые два года ежедневно доказывал иудеям, что Мессия уже пришел. По первом ответе, когда Нерон еще не вдавался в те злодеяния, о которых говорит история, был отпущен Нероном, для проповеди Евангелия, на запад, как об этом он сам засвидетельствовал во втором послании к Тимофею, которое писано в узах: В первый мой ответ никто же бысть со мною, но вси мя оставиша: да не вменится им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Всё развалится, если в этом не участвует Бог))) Ирина 21 декабря 2018, 13:08 Посмотрела на лики Господа и Богородицы с фотографии храма,где проходил " собор " .С какой строгостью и печалью Они взирают на собравшихся.Мне тоже жаль этих людей,одна политика и более ничего. Александр 21 декабря 2018, 10:57 Фото " После митинга " снято не на Софийской площади, а на какой-то трамвайной остановке на окраине (если вообще в Киеве). Во-первых, на заднем плане видны рельсы, которых там и близко нет и никогда не было, да и вообще в центральных районах трамваи давно уже не ходят, во-вторых, на Софийской везде серая плитка, а не какое-то коричневое сплошное покрытие. Николай 21 декабря 2018, 10:02 Некоторые деятели Константинопольского патриархата оказались иудами, жадными грабителями и оккупантами, заключившими сделку с дьяволом (сатанистами-раскольниками). Они дискредитируют Православие, и поэтому наверное нужен православный собор и вынесение общей объективной оценки их действиям. Евгений 20 декабря 2018, 23:46 Мне вот интересно как Иисус смотрит на это? И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откровение святого Иоанна Богослова глава 6, 15-17) Тамара, 20 декабря 2018, 23:37 Господи, помоги, укрепи и вразуми всех нас и в Твоей Истине. Наталья Богоявленская 20 декабря 2018, 21:31 Молиться, молиться! Как сказал отец Андрей Ткачёв, нужно просить: " Господи, спаси и сохрани своих " . Дионисий 20 декабря 2018, 13:41 Прекрасная аналитика. Многое стало понятно. Спасибо автору и редакции. Дмитрий 20 декабря 2018, 12:38 На первом фото смотрите - сидят-то, под двуглавым орлом, на Царских вратах! :-) Александр 20 декабря 2018, 12:25 Да, довольно точная, хотя и тенденциозная. Но так бывало практически всегда при предоставлении автокефалии: сначала Константинополь пытался обеспечить свой примат и максимально тесные связи с новой Церковью, а со временем эта Церковь избавлялась от наиболее обременительных из них и, если в том видели необходимость, присваивала себе статус патриархата, как, например, Румынская. А Кипрская, Элладская, Албанская и до сих пор возглавляются архиепископами. Относительно внутренних интриг и противоречий тоже ничего необычного, в церковной истории и не такое случалось. Стимулирование процесса получения автокефалии светской властью тоже было всегда, и в той же Греции, и в Румынии, и в России.

http://pravoslavie.ru/118047.html

Вспомним также, как св. Епифаний Кипрский приезжал в Константинополь для участия в суде над великим светильником Церкви св. Иоанном Златоустом . Итак, святость не есть полнота совершенства и не всегда связана с особыми дарами, какими являются чудотворение, прозорливость и т. п. Но тогда не все ли верующие во Христа могут считаться святыми? Что не все верующие есть в то же время и святые (как думают некоторые из сектантов), свидетельствует Евангелие по отношению многих, которые скажут Христу: «Господи! Господи!», – но Господь отвечает им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 22–23 ). Где же тогда проходит грань между святыми и остальными верующими? Эту грань, конечно, может проводить только Сам Господь. Как мы знаем из Его притчи, даже ангелы могут ошибаться при духовном различении пшеницы от плевел ( Мф. 13, 29 ). Сколько в жизни было случаев, когда сегодняшние «плевелы» потом становились «пшеницей» и наоборот. Стоит только вспомнить разбойника на кресте, историю апостолов Павла и Иуды Искариотского, святых – Марию Египетскую, бывшего разбойника св. Моисея Мурина и многих других. Отсюда – никто не застрахован от того, что он может ниспасть из святых в «сыны погибели» и, наоборот, ни перед кем не закрыта надежда на спасение как «святого». Но у всякого христианина должно быть стремление стать святым, стать в ряды «царственного священства», чтобы некогда увидеть Господа ( Евр. 12, 14 ). Ап. Павел пишет филиппийцам: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3, 13–14 ). Итак, важно всеми силами простираться вперед и всегда помнить, что к спасению и святости ведет пристальное и непрерывное внимание к своему душевному состоянию и тщательное усердное покаяние во всяком замеченном грехе. Но как видеть всегда грех ? Как не пропустить ни одного из них, чтобы через незамеченный грех не удалить от себя Духа Святого и не потерять святости?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Галина И. 3 января 2024, 17:23 Алле. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт.3,1) Дьявол замыслил сначала приступить не к Адаму, но попытаться опутать Адама через жену» (свт. Амвросий Медиоланский, толк). «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Отк. 12,9). «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Отк.20,2). «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс.90). Елене. «Идя путем Бога, человек все снова и снова побуждаем совершать праведные поступки. А это уже само по себе наполняет истинным счастьем» (Максим Бахтин. Счастье и блаженство в свете христианской антропологии). Елена 2 января 2024, 18:57 Счастье, блаженство непреходящее только в Раю. Здесь - радость о Господе. Алла 2 января 2024, 11:23 Галина, драконы - вымышленные существа, ничем не хуже других их волшебных собратьев. А сатана реален, и я бы не стала между ними ставить знак равенства. Ведь это и самого дьявола делает как бы всего лишь мифом, а это, к сожалению, совсем не так. Галина И. 31 декабря 2023, 06:29 Спасибо! Дай Бог, чтобы новый 2024 год стал для нас годом Бога, а не годом дракона (сатаны)!//«Внимательно выслушайте, о чада мои, слова Епифания – грешника. Не вожделевайте денег, и пошлются вам деньги в изобилии. Не имейте ненависти ни к кому из человеков, и Бог возлюбит вас. Не злословьте братии, и диавол не будет господствовать над вами возбуждением страстей ваших. Отвращайтесь от всех ересей, как от зверей, исполненных смертоносного яда... Отвращайтесь и хранитесь от похотений мира, наветующих и ум, и тело. Знайте, что при посредстве этих похотений приступает к вам сатана» (Св. Епифаний, арх. Кипрский).//Счастья всем во Христе Иисусе, Господе нашем! Да трепещет пред Ним вся земля! Евгений 29 декабря 2023, 16:44 Спаси,Господь,отче,за доброе назидание Антоний 29 декабря 2023, 14:54 " Что же такое счастье? " - для меня Счастье это быть Православным Патриотом. Счастье и высшая Честь - каждый день, каждый миг приносить пользу Отчизне.

http://pravoslavie.ru/158012.html

Гл. 11, 23 И взя Иисýс всю зéмлю, якоже заповеда Госпóдь Моисéю: и дадé ю Иисýс в наследие Изрáилю, разделéнием по племенóм их Таким образом, взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их «Иисус Навин некогда разделил Израильтянам страны язычников, – замечает св. Кирилл Александрийский , – явившийся же в мире Христос, образом Которого был древний Иисус, Своим священнослужителям отдал не одну только Иудею, но и всю землю» (тв. ч. 8, стр. 425). Гл. 19, 49 И совершиша разделяти зéмлю в пределех ея: и дáша сынове Изрáилевы жрéбий Иисýсу, сыну Навину, повелением Госпóдним среде себé Когда окончили разделение земли по пределам её, тогда сыны Израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину По этому поводу бл. Феодорит замечает: «Поскольку соимённый с Ним (Иисусом Христом) Иисус Навин был образом Его, то не уделил себе жребия, подражая смирению Владыки ( Мф.11, 29 ), пребывавшему в крайней нищете (8, 20)» (тв. т. 1, стр. 284). Книга Судей Гл. 2, 16 И возстáви [им] Госпóдь судии, и избáви их Госпóдь от руки пленяющих я И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их Св. Ефрем Сирин, вероятно, руководясь словами ап. Павла ( Евр.11:32, 33, 39 ), говорит, что «все бывшие спасителями Израиля (т. е. судии) служили только образами истинного Спасителя» (тв. ч. 6, стр. 445). Гл. 6, 14 И воззре на негó áнгел Госпóдень и речé емý: иди в крепости твоéй сéй, и спасéши Изрáиля от руки Мадиáмли: и сé, послáх тя Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя На другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды По объяснению св. Епифания Кипрского , в этом испрошенном Гедеоном от Бога чудесном знамении с руном (ср. Пс.71, 6 ) он пророчески видел образ чудесного зачатия Мессии по человечеству (тв. ч. 5, стр. 9–10), ибо и «утроба Девы подобно руну прияла в себя дождь с небесе – Христа» (С. К. Смирнов – цитов. соч. стр. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 13. Но держась последовательности, возвращаюсь к речи об Евионе. Ибо по причине Евангелия от Матфея начавшееся слово понудило приложить сказание о дошедшем до нас сведении. Итак, в имеющемся у них Евангелии, именуемом Евангелием от Матфея, которое не во всем полно, в ином подложно, а в ином обсечено (называют же оное еврейским), содержится: был некий человек именем Иисус, сам лет тридцати, Который избрал нас. И пришедши в Кафарнаум, вошел в дом Симона, называемого Петром, и, отверзши уста свои, сказал: проходя мимо Тивериадского озера, избрал я Иоанна и Иакова, сынов Зеведеевых, Симона, Андрея, Фаддея, Симона Зилота, и Иуду Искариота, и призвал тебя, Матфей, сидящего при сборе податей, и ты последовал за Мною. Посему хочу, чтобы вы были двенадцатью апостолами во свидетельство Израилю. И стал Иоанн крестить, и приходили к нему фарисеи и крестились, и весь Иерусалим. И имел Иоанн одежду из верблюжьих волос и кожаный пояс на чресле своем, и пища его, сказано, дикий мед, у которого вкус манны, как печенья в масле; чтобы именно слово истины обратить им в ложь и вместо пругов сделать печенье в меду. А начало Евангелия у них читается так: было во дни Ирода, царя иудейского, пришел Иоанн, крестя крещением покаяния в реке Иордане; о нем говорили, что он из рода священника Арона, сын Захарии и Елисаветы, и приходили к нему все. И сказав многое, Евангелие сие присовокупляет: когда народ крестился, пришел и Иисус и крестился у Иоанна; и как скоро вышел из воды, отверзлись небеса, и Иоанн видит, что Дух Божий в виде голубя снизшел на Иисуса и вошел в Него. И был с неба глас глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, к Тебе благоволил Я и еще: днесь родил Я Тебя. И тотчас великий свет осиял место; Иоанн, видя Иисуса, говорит Ему: кто Ты, Господи? И опять был к нему глас с неба: это Сын Мой возлюбленный, к Которому благоволил Я. И тогда, сказано, Иоанн, припав к Нему, сказал: прошу Тебя, Господи, Ты меня крести; но Он запрещал Иоанну, говоря: оставь, так подобает исполниться всему. Гл. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Гл. 17. И тому верует святая матерь наша Церковь , как и ее самой истинно проповедано и истинно повелено было, что мы умрем и воскреснем с этим телом, с этой душою и со всем нашим сосудом, да приимет кийждо, яже содела ( 2Кор.5:10 ). Ибо что воскресение мертвых, вечное осуждение, царствие небесное, упокоение для праведников, наследие верных, и лик общий с ангелами, соблюдшими веру, чистоту, надежду и заповеди Господни есть истинно, это и проповедано, и утверждено, и служит предметом веры, потому что сии воскреснуть в живот вечный, согласно написанному в Евангелиях (сн. Ин.5:29  и Мф.25:46 ). Что говорить и Апостол, и все Священные Писания, то является истинным, хотя бы неверующими и худо разумеющими и было принимаемо иначе. Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь , спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовью Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ), во имя Божественной Троицы, не имеющей в наименовании ничего различного; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан и возвещен, Отец и Сын и Святой Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная: совершенный Отец, совершенный Сын и совершенный Дух Святой, едино Божество, един Бог, Которому слава, честь и держава во веки веков, аминь. Гл. 18. Такова вера и действие нашей жизни; это утверждение истины; это дева Христова и голубица незлобивая; это жизнь, надежда и утверждение нетления. Но умоляю всех вас читателей этого сочинения быть снисходительными к моему смирению и немощи слабого ума моего, который уже оцепенел от великого яда ересей, почувствовал к нему отвращение и как бы выплевывает и извергает его. Умоляю простить меня за то, что я на словах относился к некоторым жестоко и называл некоторых бродягами, шарлатанами, заблудшими и обольстителями. Хотя мы и не имеем обычая легкомысленно осмеивать кого либо, но по причине великой тяжести этого яда мы признали необходимым обращаться к ним с такими словами, дабы устранить мысль некоторых, могущих подумать, будто тем самым, что мы не обнаруживаем их явно, хотя и раскрыли их учение и действия, отчасти имеем согласие в мысли с лжеучением, заключающимся в каждой из ересей. Я сделал и небольшое предисловие в начале сочинения, предупреждая об этом самом и прося снисхождения, чтобы кто либо не напал на нас за неприятность, думая, что мы прибегаем к осмеянию, потому что нас преодолевают. В предисловии же мы показали и то, о каких ересях мы намеревались говорить, на сколько книг разделили все сочинение, о скольких и о каких именно ересях намеревались сказать в каждой книге; и здесь я снова упоминаю о том же для того, чтобы читатели отовсюду получили пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Гл. 22. В первый день сотворил Он высшия небеса, землю, воды. Из этих стихий образуются: лед, град, иней и роса. За тем из служебных духов пред лицем Его, следуют: ангелы, предстоящие лицу Его, ангелы славы, ангелы ветров дующих, ангелы облаков и мрака, снега, града и мороза; ангелы шума, громов, молний, холода, жара, зимы, осени, весны и лета и все духи, присущие творениям Его, находящимся на небесах и на земле. Далее – бездны: бездна подземная и бездна хаоса, и мрак. Потом следуют: вечер и ночь, свет дня и утра. Эти семь величайших дел сотворил Бог в первый день. Во второй же день (Бог сотворил) твердь посреди вод и разделение между водами, которые над твердию, и водами, которыя под твердию на поверхности всей земли. Это лишь одно сотворил Бог во второй день. В третий день – моря, реки, источники и озера, семена посева, произрастения, деревья плодовитыя и безплодныя и леса. Эти четыре величайших дела сотворил Бог в третий день. В четвертый день – солнце, луну и звезды. Эти три великих дела сотворил Бог в четвертый день. В пятый день – китов великих, рыб и других пресмыкающихся в водах, птиц и крылатых. Эти три великих дела сотворил Бог в пятый день. В шестый день – зверей, скот, пресмыкающихся по земле и человека. Эти четыре великих дела сотворил Бог в шестый день. И было всех сотворенных от Бога в шесть дней дел 22 62 . И окончил Бог в шестый день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем. И почил Бог от всех дел своих в седмый день, и благословил его и освятил его и указал на это чрез ангела Моисею (срав. Быт. 1:1–2, 8 и Исх. 20:11 ). И от Адама до Иакова считается двадцать два родоначальника. И изберу себе, говорит Бог, от семени его люди избранны от всех языков (Второз. 14:2). Главы же поколений, о которых сказал Господь, суть следующия: Адам, Сиф, Энос, Энох, Арфаксад, Сала, Каинан, Фалек, Малелеил, Эвер, Рагав, Иаред, Серух, Нахор, Мафусал, Фара, Ламех, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Сим. Всех родов вместе двадцать два. Двадцать две буквы у евреев и соответственно этому Священных книг считается у них также 22, хотя их и двадцать семь; но поскольку у них пять букв удвояется, то выходит и их двадцать семь, хотя это число и сокращается в 22; посему и Священных книг, хотя их и 27, считается у евреев 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010