Бл. Иероним: «Священная История повествует, что очень многие старейшие дети были отвержены Господом и избирались младшие во образ синагоги и Церкви. Старший Каин отвергается, а младший Авель избирается» (его тв. т. 10, стр. 380). Родословие Адама Гл. 5, 3 Поживé же Адáм лет двесте тридесять и роди сына по виду своемý и по образу своемý, и наречé имя емý Сиф Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф Св. Ефрем Сирин : «В Сифе, который по всему подобен был Адаму, представлено нам подобие Сына Божия ( Евр.1, 3 ), Который есть образ родившего Его Отца, как Сиф есть образ родившего его Адама» (Толкование на кн. Бытие, гл. 5, тв. т. 8, стр. 309; М. 1853 г.) 68 Гл. 5, 22 Угоди же Енóх Бóгу, и поживé Енóх, по éже родити емý Мафусáла, лет двесте, и роди сыны и дщéри И ходил Енох пред Богом, по рождению Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей Гл. 5, 23 И быша вси дние Енóховы лет триста шестьдесят пять Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет Гл. 5, 24 И угоди Енóх Бóгу, и не обретáшеся, занé преложи егó Бóг И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его Он же: «В Енохе увидел Адам образ Спасителя нашего, Который отверз рай и ввёл в оный изгнанного, увидел тайну Вертоградаря, Который блюдёт у Себя благодать – ключ от рая» (тв. т. 6, стр. 417). Гл. 5, 28 И поживé Ламéх лет стó óсмьдесят óсмь и роди сына Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына Гл. 5, 29 и наречé имя емý Нóе, глагóля: сéй упокóит нáс от дел нáших и от печáли рýк нáших, и от земли, юже прокля Госпóдь Бóг и нарёк ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог] Св. Епифаний Кипрский : «О Христе пророчествовал Ламех, действительно изъясняя пророчество, заключённое в имени Ноя, которое значит упокоение, т. е. Христос, в Котором почил Отец и Св. Дух Его; в Нём обрели покой и все святые человеки, упокоившись от грехов» (тв. ч. 1, стр. 270) 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

– Благословен Бог мой и благословенно славное имя Его ныне и вовеки, аминь! С того времени сошла на Нифонта благодать Божия, ибо прошли уже четыре года испытания его; после сего у него всегда было веселое и светлое лицо, так что некоторые недоумевали и говорили: – Что это значит, столько лет он ходил угрюмый, а теперь радуется и весел? У святого же явилось мужество против бесов, насмехаясь над ними, он говорил: – Где те, кто утверждали, что нет Бога? И побеждал их постоянною молитвою. Размышляя о своих прежних грехах, он сказал себе: – Пойдем, грешный Нифонт, в церковь , исповедуем грехи наши Господу, там ожидает нас Отец щедрый. И пошел он в церковь . Подойдя к церковным дверям, Нифонт поднял руки кверху и с горьким стенанием воскликнул: – Приими, Господи Иисусе Христе, Боже Мой, меня, умершего душою и умом. Приими сквернослова и грешника, оскверненного душою и телом, и не отврати Лица Твоего, не говори, Владыко: не знаю, кто ты, но вонми гласу моления моего и спаси меня, ибо Ты не хочешь смерти грешников, и я не отступлю от Тебя, пока Ты не услышишь меня и не дашь прощения моим согрешениям. Во время этой молитвы, вдруг послышался сильный шум с неба, и святой в восторге увидел лицо светлого мужа, явившееся в облаке, и были видны протянутые руки, которыми он обнял блаженного, как некогда отец блудного сына ( Лк. 15:20 ), и целовал его в шею, говоря: – Хорошо ты сделал, что пришел сюда, скорбящее чадо Мое! Много Я печалился и тужил о тебе, как горело Мое сердце ожиданием, когда ты обратишься ко Мне, вечером ли, утром ли; теперь Я радуюсь, теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем. Это рассказал впоследствии Нифонт своему ученику, и при этом сильно плакал. После сего, когда он молился опять, явился ангел Божий с чашею, полною мира, которое он возлил на главу его, и наполнилось благоуханием то место, также, когда он бил себя по телу, причиняя себе раны, ангел сошел и кадил вокруг него, распространяя в том месте благоухание. Настолько просветились духовные очи у блаженного Нифонта, что он знал тайну сердец человеческих, он беседовал с ангелами явно, как с друзьями, и явно видел бесов. Однажды на пути из церкви святой Анастасии в свою хижину, он увидел у ворот дома одной блудницы ангела в виде юноши, горько плачущего, и спросил его о причине слез. Тот отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Бог ненавидит неправду, или обман: мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду ( Втор. 25, 17 ). – Неверные весы – мерзость пред Господом ( Притч. 11, 1 ). Неправда, или обман а) удаляет от познания Бога: каждый обманывает своего друга и правды не говорят. По коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. Неужели Я не накажу их за это? ( Иер. 9, 5, 9 ). б) служит препятствием к обращению: для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Я наблюдал и слушал: не говорят они правды ( Иер. 8, 5 ). в) составляет характер антихриста и всех богоотступников: откроется беззаконник, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всяким неправедным обольщением погибающих, да будут осуждены возлюбившие неправду (2 Еф. 2, 8–10, 12). Верующие а) чужды неправды, или обмана: Иов сказал: не скажут уста мои неправды, и язык мой не произвесет лжи ( – 27, 4). – Услышь, Господи, правду (кою), прими мольбу из уст нелживых ( Пс. 16, 1 ). б) Молятся об избавлении их от любящих неправду, или обман: от человека несправедливого избавь меня, Боже ( Пс. 42, 1 ). Неправда удалена с неба: вне небесного наследия святых всякий любящий и делающий неправду ( Апок. 22, 15 ). Благословение обещано чуждому неправды, или обмана: кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему ( Пс. 23, 4 ). б) Примеры грозного небесного вразумления обманщиков. I. Однажды два скомороха вздумали обманом взять одежду у святителя Елифания, епископа кипрского. Увидя его издали, один из них притворился мертвым, а другой сказал приблизившемуся святителю: «отче, покрой одеждою тело умершего». Святитель помолился Богу и покрыл лежащего одеждою. Когда св. Епифаний отошел, живой сказал мертвому: «встань, брат, инок ушел». Но мертвый не отвечал. Товарищ толкнул его, но тот оказался действительно умершим. В ужасе побежал скоморох к святителю и просил у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бог сотворил человека для нетления и сделал его образом собственной вечности: яко Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых: завистию же диаволею смерть вниде в мир, как свидетельствует и премудрость Соломона ( Прем.1:13–2:24 ). Но, опять необходимо сказать: откуда же смерть, если Бог смерти не сотворил? Если от зависти: то каким образом зависть могла быть сильнее изволения Божия? Это мы назовем оскорбительным для Бога. Противник спрашивает: откуда зависть? Если от диавола, то для чего получил бытие диавол? А если получил бытие, значит сотворивший его есть виновник существования зла? Но Бог совершенно не есть виновник зла ни в каком отношении; следовательно диавол не получил бытия, а если не получил, то и не подлежит страданиям и погибели и не имеет ни в чем нужды: это по необходимости должно быть с не получившим бытия, а между тем он подвергается уничижению и мучениям. Но то, что подвергается мучениям, – изменяется и страждет, – а Нерожденное бесстрастно, следовательно диавол не есть не получивший бытия, а получивший. Если же он получил бытие и если что получило бытие произошло от какого-либо начала и существует творец сего, значит, есть какой либо творец и диавола. Итак получил ли он бытие, или не получил? Но должно представлять, что имеющее незаимствованное бытие есть только одно, именно Бог: ибо вообще, кроме Его, решительно не может быть другого творца. Аз, сказано, первый, и Аз по сих, и кроме Мене несть Бога ( Ис.44:6 ). Без Его воли ничто не может быть переделано или сотворено, ибо и Сын исповедует, что не может творити о Себе ничесоже, аще не еже видит отца творяща. Яже бо, говорит, Отец творит, сия и Сын такожде творит ( Ин.5:19 ). Нет ничего враждебного, или неприязненного, или супротивного Богу; потому что если бы что-нибудь воспротивилось Богу, то перестало бы существовать, так как бытие его было бы уничтожено могуществом и силой Божьей; только одному создавшему возможно уничтожить и бессмертное. Гл. 29(22). Таков-то диавол. Смерть же введена для наказания, подобно тому, как детям, начинающим учиться грамоте, дают удары для исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

В 14-м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12: 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона был послан (см.: Ион. 1: 2–5 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово. Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я ( Ос. 13: 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: воззвал я в скорби моей ко Господу Богу… из чрева адова вопль мой ( Ион. 2: 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде, потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова: морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел ( Ион. 2: 6–7 ). Если он был во чреве кита, то какие там горы? «Знаю это, – отвечает он, – но я служу образом Тому, кто будет положен в иссеченном каменном гробе». Находясь в море, Иона говорит: земля своими запорами навек заградила меня ( Ион. 2: 7 ), потому что он носил образ Христа, «нисшедшего в землю» (Поуч. 14, гл. 17, 20). Подобным образом святой Епифаний Кипрский указывает со всей ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в слове своем на Великую Субботу спасение человеков Богочеловеком. Мы помещаем здесь это слово с немногими исключениями. «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, – потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время и спящих издревле, от Адама, воскресил.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В XIV огласительном поучении св. Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус Христос во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася ( Uoh. I, 2; III, 2 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: От власти ада Я искуплю их от смерти избавлю их ( Ocuu XIII, 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: к Господу воззвал я в скорби моей, из чрева преисподней я возопил ( Uh. II, 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится в преисподней (во аде); потому что он был пред изображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно, пророчествуя, он сказал от лица Христова. Попре глава моя в расселине гор ( Uoh. II 6). Если он был во чреве китовом, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, Кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море Иона говорит: До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня ( Uoh. II, 7 ); потому что он носил образ Христа нисшедшего в землю». Подобным образом св. Епифаний Кипрский указывает со всею ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в Слове своем на Великую Субботу спасение людей Богочеловеком. Вот выдержки из этого Слова: «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время – и спящих издревле, от Адама, воскресил. Ныне спасение сущим на земле и от века сущим под землею; ныне спасение всему миру – и видимому, и невидимому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

В книге Исход читаем: «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом» (Исх. 28:29). Таблица 1. Названия камней по синодальному переводу и по церковнославянскому тексту Разумеется, драгоценных камней на сувенире не было. Они были заменены самоцветами, каждый из которых был подписан на еврейском языке. Естественно, ожидать каких-либо строгих библейских соответствий от сувенирной продукции не следовало. Вернувшись в Москву, я попыталась привести все в систему, познакомиться с источниками по этим вопросам. Из еврейской Библии я выписала названия камней (таблица 2): Табл. 2. Названия камней по еврейской Библии В письме к Диодору святителя Епифания Кипрского «О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона»  можно прочесть «о наименованиях, о цветах или видах, о местах этих камней, о тех умозрениях, которые от них ведут к благочестию, также о том, за какое колено каждый камень был там помещен, – о том, где можно находить их, и где их отечество» . Этот текст представляет собой интересный пример минералогических познаний на уровне IV века и заслуживает самостоятельного изучения. По сиянию камней хошена можно было судить о духовном состоянии того или иного колена. Параллельно с темой наперсника встал вопрос об «урим и туммим»: «на наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет всегда Аарон носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним» (Исх. 28:30). Интересно, что мы не найдем описания того, как сделать «урим и туммим», при том что технология изготовления всех элементов ветхозаветного культа тщательно описана. То же самое – в книге Лев. 8:8. В Исх. 29, где подробно описана последовательность облачения священника, «урим и туммим» не упомянуты. В Числ. 27:21 «урим» указано как особые полномочия Иисуса Навина, возможность для него испрашивания через первосвященника воли Божией о сынах Израилевых. можно перевести как «светы и совершенства».

http://bogoslov.ru/article/6177221

В новозаветных священных текстах впервые слово венец применительно к последователям Спасителя употребляет св. апостол Иаков: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1:12 ). Св. апостол Павел использует этот символ для выражения той награды, которая ожидает тех, кто в великой битве добра со злом исполнит свой долг до конца: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его( 2Тим.4:7–8 ). О венце говорит и св. апостол Петр: и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы ( 1Пет. 5:4 ). Венцы обещает Господь мученикам: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2:10 ). Любой христианин, победивший врагов своего спасения (соблазны мира и дьявола), будет увенчан. Выражение мученический венец определенно указывает на характер христианского подвига. Что такое Антипасха? иеромонах Иов (Гумеров) Греческое слово анти значит вместо. Празднуется в ближайшую неделю после Светлой седмицы. Называется также неделя св. Фомы, Фомина неделя. В народе этот день называют еще красная горка. Существует ли икона Божией Матери «Египетская»? иеромонах Иов (Гумеров) Египетская икона Божией Матери празднуется 11/24 января. Ранняя ее история до нас не дошла. Впервые она появилась в 1060 году. Ее отличительная иконографическая особенность состоит в том, что Богомладенец держит в левой руке полуразвернутый свиток. Пресвятая Дева левой рукой поддерживает его, как бы не давая свитку полностью развернуться. Образ этот почитается как чудотворный. Академик Н.П. Кондаков (1844–1925), рассматривая особенности афонской традиции в иконографии Богоматери, делает предположение: «Возможно также, что именно здесь, на Афоне, стали давать иконам вкладным или привозным из разных местностей имена: Египетской, Аравийской, Антиохийской, Никейской, Болгарской, Лиддской, Киккской, или что то же – Кипрской, и пр. и пр.» (Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью Возрождения. СПб., 1910. С. 133). Перед тем как стать крестным отцом, надо ли мне исповедоваться и причаститься?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В православной Церкви книга Песнь Песней за богослужением не читается. Однако образы из нее используются в богородичных песнопениях («Запечатленный Источник», «вся добра Еси и порока несть в Тебе») применительно к Пресвятой Богородице. Образ из этой же книги используется и в акафисте Пресвятой Богородице: «радуйся, Невесто Неневестная». Из восточных экзегетов мариологического толкования придерживается император Матфей Кантакузен. Им составлено толкование на Песнь Песней, почти полностью основанное на понимании этой книги как откровения о любви Господа Иисуса Христа к Своей Пречистой Матери и Божией Матери – к Своему Божественному Сыну. След мариологического толкования Песни Песней присутствует у Михаила Пселла в конце его комментариев, когда он говорит, что под «Единой избранной и Голубицей» следует понимать Матерь Божию. Еще некоторые отцы, как, например, преп. Ефрем Сирин , свят. Епифаний Кипрский , Николай Кавасила , отдельные выражения из Песни Песней, которые относятся к Невесте, относят к Божией Матери. Примеры мариологического толкования Песни Песней. «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя» (3,1). «В ночных молениях, в пророческих Писаниях искала Пречистая Дева Того, которого любит душа ее. Она не могла предаться беспечному греховному сну этого мира. Она бдит в ночи» 91 . «Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза..? (6, 11). «Она сошла в ореховый сад, в сад древних пророчеств. Каждое из них – как орех, непросто расколоть его и дойти до плода, непросто раскрыть «скорлупу» приточного иносказания и уразуметь плод – пророчествованного Мессию. Она сошла в ореховый сад пророчеств, чтобы обрести истинную виноградную Лозу ( Ин.5:1 ) – Христа и поглядеть распустилась ли она? Приблизилось ли время осуществления возвещенного?» 92 «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатленный источник» (4,12). Слав.: «Вертоград заключен сестра моя, вертоград заключен, источник запечатлен».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

В Свщ. Писании говорится о невозможности уничтожения души, например: " не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... " (Мф. 10, 28); " Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы " (Лк. 20, 38). Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 9—31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день. Свщ. Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения. В 1 Тим. (6, 16) говорится, что Бог есть Единый имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души? В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, " Создавшему возможно уничтожить бессмертное " , т. е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться. 1.2. Частный суд Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: " Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его " . В Новом Завете сказано: " ...человекам положено однажды умереть, а потом суд " (Евр. 9, 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре. Что такое суд? Когда говорят о суде, то обычно имеют в виду некоторый процесс, который состоит из двух частей: 1) исследование правоты или виновности подсудимого; 2) произнесение над ним приговора. В Церковном Предании суд Божий над человеком обычно таким образом и описывается. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это есть не более чем несовершенный образ Суда Божия, потому что Бог не нуждается в том, чтобы исследовать правоту или виновность человека, поскольку Он как Всеведущий все о нем знает. Поэтому первую часть этого процесса следует понимать в смысле приведения души к осознанию своего нравственного состояния.

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010