Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Кипрская икона Божией Матери. Фрагмент акварели С. М. Шухвостова " Интерьер Успенского собора " . 1851 г. (частное собрание) из Православной энциклопедии http://www.pravenc.ru/text/1684772.html В Успенском соборе Московского Кремля список К. и. был установлен в киоте у сев.-вост. столпа, по левую руку от моленного места цариц, с сев. стороны, лицом к Патриаршему двору, как точно указал в сб. «Солнце Пресветлое» Моховиков (МГУ НБ. 293. Л. 33). Судя по сохранившейся акварели С. М. Шухвостова «Инт[...] Файл 28750.jpg:   Размер: 286x400, 0.11 MPix, 61 Kb. Дата: 2017-02-01, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 3 (215) , (3) . Описание: Изображение Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Кипрской. “Virgin and Child with Scenes from The Life of Christ,” The Sinai Icon Collection, accessed October 4, 2016. Title Virgin and Child with Scenes from The Life of Christ. Source 960. Date Unknown. Is Referenced By Michigan Inventory Number 1619. Extent Unknown. Medium panel, tempera Файл 29451.jpg:   Размер: 778x1024, 0.8 MPix, 305 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (218) , (2) . Описание: Кипрская Пресвятая Богородица. Россия. XIX в. Дерево, левкас, темпера, сусальное золото. Оклад: Россия, Москва, Мастерская золотых и серебряных изделий И.Ф.Тараброва, 1896 г. Серебро, перегородчатая и выемчатая эмаль, стразы. Чеканка, гравировка машинная (гильоширование) и ручная, скань, выпиловка, монтировка, золочение, полировка. 22,5 х 17,8 см. Частное собрание. -- Примечание: по иконографии более схожа с Коневской иконой (http://pravicon.com/icon-169) Файл 30062.jpg:   Размер: 699x800, 0.56 MPix, 274 Kb. Дата: 2017-10-24, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (140) , (4) . Описание: Богоматерь Кипрская. XIX в. Дерево, левкас, темпера. 35,6 х 30,6 х 2,5 см. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Файл 33102.jpg:   Размер: 713x800, 0.57 MPix, 139 Kb. Дата: 2018-11-23, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (117) , (0) .

http://pravicon.com/icon-731-photo

В свою очередь не менее отрицательно относился к Западу и Восток, который также неоднократно заявлял, что западная церковь отпала от древней церковной истины и что верной православию и единой вселенской Церковью осталась лишь церковь восточная. Так, в том же самом донесении Лиутпранда, в котором он называет греков еретическим народом, сообщается, что греки вручили ему письмо для передачи папе со следующими словами: «так как мы вашего папу считаем недостойным письма императора, то посылаем ему письмо его брата; из этого письма папа может узнать, что он совершенно погиб, если не переменит своих мыслей» 632 . Патриарх Михаил Анхиал давал понять византийскому императору Михаилу, склонявшемуся по политическим видам к унии с папой, что римский епископ отпал от церкви и потерял в ней всякое значение 633 . Известный канонист Зонара, комментируя 3 канон II вселенского собора, замечает: «римская церковь вследствие многих еретических догматов отсечена от общества православных и исключена из общества верных» 634 . В 1168 году, при патриархе Михаиле Анхиале, был в Константинополе собор, который обсуждал вопрос об унии с западной церковью. О деяниях этого собора Макарий Анкирский свидетельствует, между прочим, следующее: «император, синод и весь сенат решили: с папой и его приверженцами порвать всякие отношения и представить дело суду Божиему; правда, собор не наложил на них анафемы, как на прочих еретиков, потому что они составляют великий и славный народ, но он вместе с тем не хочет вступать с ним в единение, следуя апостольскому наставлению: еретика человека по первом или втором увещании отрицайся и знай, что он не исправим и самоосужден» 635 . Константинопольский патриарх Герман в послании к кипрским христианам решительно утверждает, что между Востоком и Западом существует великая пропасть и убеждает названных христиан не иметь никакого общения с латинским и латинствующим греческим духовенством. «Гордость латинян, – говорит он, – не признаёт, что Христос – глава церкви, она отстраняет Его от трона и возводит на него епископа древнего Рима, она уничтожает пять патриархов ради одного, который со своего трона судит народы...

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Из книги: " Святыни земли Стромынской " . - Москва, " Новое Дело " , 2006 В Ногинском районе на границе с Владимирской областью стоит село Стромынь с большой Успенской церковью. В древности здесь проходила сухопутная дорога Стромынка, соединявшая Москву с Суздалем и Владимиром. В XIV веке преподобный Сергий Радонежский основал Стромынский Дубенский монастырь, однако при Екатерине II его упразднили и превратили в обычный приход. В Успенской церкви Стромыни есть две святыни: мощи игумена Саввы Стромынского и старинная икона Кипрской Божией Матери. Кипрская икона Божией Матери почитается в Стромыни с середины XIX века. Богородица изображена здесь сидящей на троне с младенцем Иисусом на коленях. По обе стороны трона стоят ангелы с ветвями в руках, а в нижних углах помещены маленькие фигуры мучеников Антипы и Фотинии. По-видимому, это небесные покровители семейной пары, пожертвовавшей деньги на написание иконы. В 1783 году икона помещалась в деревянной Никольской церкви села Стромынь за левым клиросом, а в 1823 году переместилась в алтарь придела Сергия Радонежского. В 1829 году деревянную Никольскую церковь сломали, а вместо нее возвели каменную Успенскую, которая сохранилась до сих пор. Икону перенесли в новый храм, но повесили не внутри, а над папертью перед входом. На лике Богородицы под глазом есть небольшое повреждение.  С Кипрской иконой связано древнее сказание. В IV веке над дверью церкви на острове Кипр располагалось изображение Божией Матери на троне, Иисуса и двух ангелов по сторонам. Один араб проезжал мимо христианской церкви и выстрелил в икону из лука. Его стрела попал в изображение Богоматери, и из «раны» потекла настоящая кровь. Испуганный араб побежал прочь от иконы, но не успел дойти до дома живым. Археолог Яков Иванович Смирнов полагал, что это сказание относится к существовавшей на Кипре древней настенной мозаике, а не деревянной иконе. Сложная композиция Стромынского образа подсказывала, что ее первоисточником была монументальная картина. Икона на дереве обычно изображала только портрет святого, а сложные композиции из нескольких фигур в полный рост создавались в настенных фресках и мозаиках. Изначальная кипрская мозаика пропала, но исследователь хотел восстановить ее облик по сохранившимся в России копиям. Для этого Смирнов ездил в конце XIX века в село Стромынь и обследовал подмосковный чудотворный список.

http://sobory.ru/article/?object=03920

К Рождеству 1281 г. строительство и сицилийского и арагонского флотов было завершено. Экспедиция Карла была официально провозглашена крестовым походом против неверных, и папа Мартин передал Карлу десятину, собранную на острове Сардиния. Это лишь укрепило решимость Педро: ведь он считал Сардинию своим владением. Но если Карл никогда не скрывал, что истинной целью его похода был захват Константинополя, Педро приходилось быть куда более осторожным. Он также объявил о крестовом походе, тем более, что у него был идеальный повод: его тунисский вассал, губернатор Ибн-Хасан, восстал против короля Туниса и попросил помощи Педро. Ибн Хасан обещал принять христианство сразу же по завоевании им трона. Оказать помощь в таком деле, способствуя обращению в христианство этой страны, было прямой обязанностью христианского властелина. Именно так ответил Педро посланцам племянника Карла, короля Франции Филиппа III, заинтересовавшегося подготовкой арагонцев к военному походу. 413 В конце 1281 г. в Барселону прибыл генуэзский дворянин Бенедетто Захария. Он был близким другом и верным вассалом Михаила VIII, получившим от него богатый феод в малоазийской Фокее. Захария и стал главным посланником византийского императора при дворе Педро и посредником между двумя властелинами. Похоже, что он играл в заговоре не менее важную роль, чем Джованни да Прочида, хотя ее впоследствии и не изукрасили легендарными наслоениями. Если Джованни поддерживал связь по оси Арагон – Сицилия – Византия, то Бенедетто был посредником в передаче информации из Константинополя в Барселону через Геную. Уже упомянутый выше Тирский тамплиер пишет в своих «Кипрских деяниях»: «Когда Михаил услышал о том, что король Педро готовит армаду, он направил к нему посланника... гражданина Генуи, по имени Бенедетто Захария, который провел переговоры и добился заключения соглашения между ними (Михаилом и Педро. – А. Д.) при помощи значительной суммы денег, переданной императором королю Арагона». 414 Как сообщает итальянский летописец Санудо, Захария передал Педро обещание Михаила ежегодно выплачивать ему 60 000 золотых на расходы, связанные с войной против Карла. 415

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1554 В.Г. Ченцова в частной беседе высказывала предположение, что и бывший константинопольский патриарх Афанасий Пателар, скончавшийся в расцвете сил в 1656 г., тоже пал жертвой интриг Паисия. Прежние союзники могли не сойтись во мнениях относительно быстро меняющейся политической обстановки в Восточной Европе. После свержения в 1653 г. Василия Лупу Паисий быстро нашел общий язык с новым молдавским господарем, который поддержал геополитические проекты иерусалимского патриарха (см. ниже). Афанасий же задействовал все свои возможности, чтобы склонить османские власти к возвращению молдавского трона Василию. Это уже не входило в планы Паисия, и Афанасий внезапно умер в Лубенском монастыре на Украине. Останки патриарха почитались как св. мощи, потом, в советское время, хранились в Музее атеизма в Ленинграде, а ныне возвращены церкви. Таким образом, провести их химический анализ, который мог бы подтвердить или опровергнуть версию об отравлении Афанасия, в настоящее время не представляется возможным. 1563 См.: Павел Алеппский. Т 2. С. 100–101, 129, 165–166, 174, 188, 199, Т 3. С. 3, 30, 168–169, T 4. С. 142, 185. 1564 Там же. T 4. С. 158–160; РГАДА. Ф. 52/1. 1654 г. 21. Ч. 3. Л. 7–14, 21–22, 37, 40, 75–76, 79–80, 86–87, 90, 93, 99, 116, 146–150, 161–166. 1578 Каптерев Н.Ф. Господство греков. С. 36–38; Неофит Кипрский. Рассказ. С. 18–19; Муравьев А.Н. История. T. 2. С. 311–313; Ченцова В.Г. Митра Паисия. С. 11–12, 33–35. Посланцы Паисия, прибывшие в Россию в 1657 г. с извещением об этих событиях и просьбами о милостыне, столкнулись с малопонятным бойкотом московских властей: патриарших клириков остановили в Путивле и отправили назад с небольшими дарами. По мнению В.Г. Ченцовой, тесные контакты с Паисием, мечтавшем об антикатолическом альянсе православных и протестантских народов, уже не вписывались в интересы московского правительства, воевавшего со Швецией (Ченцова В.Г. Митра Паисия. С. 30–31). 1584 Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 161; Ченцова В.Г. Дионисий Ивирит. С. 58–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Мелетий Метаксакис родился 21 сентября 1871 года в селе Парсас на Крите и получил при крещении имя Эммануил. В 1889 году он поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 году был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположен в иеродиакона. В 1900 году после окончания богословского образования патриарх Дамиан назначил его секретарем Священного Синода Иерусалимской Патриархии. Восемь лет спустя, в 1908 году, тот же самый патриарх выгнал Мелетия из Святой Земли за «деятельность против Святого По утверждению историка Александра Зервудакиса, офицера британского Министерства обороны (1944-1950), в 1909 году Мелетий посетил Кипр и здесь, вместе с двумя другими православными вступил в ряды английской масонской В следующем 1910 году Метаксакис становится митрополитом Китиона на Кипре, а уже в 1912 году пытается стать Константинопольским патриархом. Поскольку ему это не очень удается, то он посвещает себя попыткам занять пост Кипрского архиепископа. Между тем, его нескрываемые политические амбиции, авторитарный характер, и, более всего, проявляемый им модернизм, по-видимому, сыграли решающую роль в его Разочарованный он покидает свою паству и в 1916 году уезжает в Грецию. Здесь, при поддержке своего родственника Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, становится в 1918 году Архиепископом Афинским. Когда на следующий год Венизелос проиграл выборы в Греции, Метаксакис был свергнут со своего трона. Будучи еще Архиепископом Афинским, Мелетий с группой своих единомышленников посетил Великобританию, где вел переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами. Тогда же Мелетий основал и знаменитую «Греческую православную архиепископию в Северной Америке». До этого в Америке не было отдельных юрисдикций, а только приходы, состоявшие из различных этнических групп, включая и греков, и официально находившиеся под юрисдикцией русского епископа. С падением императорской России и захватом власти большевиками Русская Церковь осказалась изолированнной, и ее епархии вне Советской России потеряли свою опору. Основание архиепископом Мелетием чисто греческой этнической епархии в Америке стало первым в целом ряду последующих разделений. В последствии различные группы требовали и получали поддержку своих национальных

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Характерной особенностью иконографии обеих композиций является сравнительная сокращенность изводов. Редкий мотив в сцене «Рождества Христова» – замена традиционного ложа (одра) Богоматери широкой пеленой-убрусом с орнаментальными полосами и бахромой в нижней части. Для совмещения «Распятия» с символами евангелистов важную роль сыграли эмальерные оклады Евангелий, 347 представляющие как раз такую схему, или выходные миниатюры рукописей. Исключительный интерес представляет первый зафиксированный на Руси пример иконографии Богоматери Печерской (Кипрской). Первый образ такого типа, по мнению Н. П. Кондакова , был представлен в алтаре собора в Печерском монастыре в 1085 г. Миниатюру Кодекса Гертруды ученый считал древнейшей копией мозаики в Успенской церкви. Но существует и другая точка зрения: Богоматерь Печерская в миниатюре (затем на иконе) являлась списком с самого чтимого образа Владычицы на престоле – храмовой иконы в Успенском Печерском соборе. Тип Богоматери на престоле восходит к древнейшему времени, 348 однако в возникновении Печерской Богоматери естественнее видеть какие-то близкие по времени константинопольские прототипы, включая, например, знаменитую мозаику апсиды Св. Софии – Панахрантос и её повторение в мозаике южного входа Св. Софии или образ тронной Богоматери из Влахернского монастыря, 349 откуда пришли в Печеры и Киев зодчие и, возможно, живописцы. Специфика этого Богоматери – положение Её рук, 350 придерживающих сидящего (во фронтальной позе) Богомладенца, а также особый трон и высокое арочное подножие. Символика Печерской Богоматери – образ спасения космоса Девой. В контексте русского искусства Печерская Богоматерь (так же как и Оранта – Нерушимая стена в Св. Софии Киевской) «переносила» константинопольский культ 351 и святыню на русскую почву. Стиль всех трех миниатюр обнаруживает ближайшие аналогии как в византийских рукописях, 352 так и в монументальных росписях. Укрупнение голов и ликов, и противопоставление менее массивным фигурам, изящным конечностям, резкая, грузная светотеневая проработка личного, утрированная графика, обильные невесомые золотые асисты и контуры, буквально испещряющие поверхность изображения, – все это весьма похоже на приемы росписи в Велюсе (ок. 1080 г.), только в Велюсе золотые нити заменены такими же тонкими белильными контурами. Само по себе обильное применение золотых шрафировок не оставляющих свободной поверхности, делает изображение лучистым, напоминая приемы миниатюр последнего десятилетия XI в. Тонкие золотые нити выявляют изощренный узор движения складок, моделируют объемы фигур, создают узоры орнамента трона, подножия и инкрустированного «пола». Существенный признак стиля конца XI в. – сложная изменчивость цвета, его тональное перетекание, например из красного в синий на коленях Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По утверждению историка Александра Зервудакиса, офицера британского Министерства обороны (1944-1950), в 1909 году Мелетий посетил Кипр и здесь, вместе с двумя другими православными вступил в ряды английской масонской В следующем 1910 году Метаксакис становится митрополитом Китиона на Кипре, а уже в 1912 году пытается стать Константинопольским патриархом. Поскольку ему это не очень удается, то он посвещает себя попыткам занять пост Кипрского архиепископа. Между тем, его нескрываемые политические амбиции, авторитарный характер, и, более всего, проявляемый им модернизм, по-видимому, сыграли решающую роль в его Разочарованный он покидает свою паству и в 1916 году уезжает в Грецию. Здесь, при поддержке своего родственника Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, становится в 1918 году Архиепископом Афинским. Когда на следующий год Венизелос проиграл выборы в Греции, Метаксакис был свергнут со своего трона. Будучи еще Архиепископом Афинским, Мелетий с группой своих единомышленников посетил Великобританию, где вел переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами. Тогда же Мелетий основал и знаменитую «Греческую православную архиепископию в Северной Америке». До этого в Америке не было отдельных юрисдикций, а только приходы, состоявшие из различных этнических групп, включая и греков, и официально находившиеся под юрисдикцией русского епископа. С падением императорской России и захватом власти большевиками Русская Церковь осказалась изолированнной, и ее епархии вне Советской России потеряли свою опору. Основание архиепископом Мелетием чисто греческой этнической епархии в Америке стало первым в целом ряду последующих разделений. В последствии различные группы требовали и получали поддержку своих национальных После свержения в Афинах, Мелетий в феврале 1921 года отправляется в Америку, где в то время по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ находился и владыка Николай Велимирович, в задачи которого входило «исследовать состояние, нужды и пожелания Сербской православной церкви в Соединенных штатах». В своем отчете Священному Архиерейскому Собору от 13/26 июня 1921 года владыка Николай упоминает и встречу с Мелетием, сообщая при этом следующее:

http://pravoslavie.ru/41204.html

В 3 рукописях из коллекций мон-ря во имя Пресв. Богородицы на о-ве Патмос, мон-ря во имя вмц. Екатерины на Синае и Ватикана дошел канон, нач.: Τ ναδεξαντι ν τ κσμ τν ερρχην θλητν (Провозглашенному в мире священным борцом...) с ирмосом Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ) и со 2-й песнью. В рукописи из коллекции метеорского Преображенского мон-ря сохранился канон, нач.: Τν κλσιν κα ζλον πεπλουτηκς (Восхвалением и ревностью разбогатев...) с ирмосом Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ) и с акростихом [Ιω]σφ (Иосиф - имя автора канона) в 9-й песни. В парижской рукописи дошел канон, нач.: Τν ερν τς ληθεας κρυκα (Истины священного глашатая...) с ирмосом Αρματηλτην Θαρα βθισε. В рукописи из коллекции афонской Великой Лавры сохранился канон, нач.: Χαροις, ερομρτυς, π γς βισας ς σματος (Радуйся, священномучениче, на земле живущий как бестелесный...) с ирмосом Ασωμεν τ Κυρ и с акростихом Χαροις, Πτρε πνσοφε, ερομρτυς (Радуйся, Петре премудрый, священномучениче) (Ταμεον. Σ. 105-106. N 273-277). Н. Н. Крашенинникова Иконография Мученичество сщмч. Петра I Александрийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 205) Мученичество сщмч. Петра I Александрийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 205) Самый ранний сохранившийся образ П. представлен на фреске в левом нефе ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (705-706). П. включен в состав 22 святых, изображенных фронтально в рост по сторонам тронного образа Спасителя, и идентифицируется благодаря указанию справа от нимба имени ΠΕΤΡΟΣ (вертикально) и частично сохранившейся при нем надписи «...ΑΝΔ» (горизонтально), вероятно фрагмента сокращенного слова «ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΙΑΣ». П. находится в группе св. отцов вост. ветви христ. Церкви - справа от трона Спасителя (слева - особо чтимые в Риме и в Италии святые зап. ветви) - и занимает место вслед за святителями Иоанном Златоустом, Григорием Назианзиным, Василием Великим и перед святителями Кириллом Александрийским, Епифанием Кипрским, Афанасием Александрийским, Николаем Мирликийским.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

В радости весь народ Констанцианы лобызал десницу Нифона. Вместе с ним Патриарх послал в эту епархию своего архидиакона Афанасия и прочих клириков, чтобы они по положенному чину совершили интронизацию нового епископа. Все христиане радовались великой радостью и прославляли Бога, удостоившего их такого пастыря. Приняв на себя великий груз святительства, божественный Нифон предался еще большим подвигам. Он, как истинный пастырь, окормлял Христовых овец на спасительных пажитях заповедей Божиих, всегда напоял их водами Евангельского учения, став для христиан Констанцианы образцом и примером всего благого. Преподобный с дерзновением поучал не только весь народ, но и находил время наставлять каждого: грешников – исправлял, добродетельных – укреплял, скорбящих – утешал, тех, кому угрожала опасность, – избавлял, поступающих несправедливо – вразумлял, обижаемых – защищал, о сиротах – заботился, нищим – подавал щедрую милостыню, больных – исцелял. Всеми руководил Нифон и духовно, и телесно, всех любил, как духовных своих чад и ради их спасения, по заповеди Господа нашего, отдавал свою жизнь: «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10,11 ). Но и Нифон был человеком смертным. Когда святителю пришло время упокоиться от своих священных подвигов, чтобы пойти к желанному им Богу и насладиться наградой за свои труды, Господь открыл ему день кончины. У Нифона был обычай каждый день поучать народ слову Божию. Однажды, когда преподобный отпустил паству и прилег, он увидел сон. Перед ним появился величественный царский дворец, внутри которого находился выполненный с большим искусством огненный Трон. Это Царское Седалище парило в воздухе, на Нем сидел некий Прекрасный Правитель, окруженный сиянием и неизреченной славой. Вокруг Него стояли тысячи тысяч, блистающие, как молнии. – Михаил, покажи нашему другу место его упокоения, – послышался глас от Трона. И тогда Архистратиг Михаил привел Нифона в светлое место, где было бесчисленное множество достойных изумления дворцов, в одном из них, величественном и высоком, находилось множество облаченных в светлые одежды мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010