Прп. Киприан Стороженский. Памятник в дер. Надкопанье Ленинградской обл. 2010 г. († после 25.06.1598, Никольский Стороженский мон-рь (ныне дер. Сторожно Ленинградской обл.)), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря на юго-вост. берегу Ладожского оз., на Стороженском мысе, недалеко от устья р. Свири, в новгородской Обонежской пятине. Наиболее раннее упоминание К. относится к 1570 г. В рукописном Прологе 1512 г. (утрачен) имелась запись, сделанная 20 янв. 1570 г. «монастырским дьячком» Александром Андреевым, о продаже Пролога строителем К. «Староженскаго монастыря всемирному Здвижению старосте Демиду Ивановичу Гриневу и всей волости» ( Юхименко. 2002. С. 392). 14 мая 1587 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал «строителя Киприана с братиею» грамотой об освобождении мон-ря от оброка и податей в царскую казну. В обители тогда жили 30 монахов; из грамоты следует, что ранее мон-рь получил льготы от царя Иоанна IV Васильевича . Грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем Годуновым 25 июня 1598 г., здесь К. также назван действующим строителем (ДАИ. Т. 1. С. 211-212). Вероятно, при К. в мон-ре была построена каменная 2-этажная Никольская ц. (XVI в.); верхний храм освящен во имя свт. Николая с приделом Богоявления, нижний - в честь Успения Божией Матери. Преподобный был погребен близ Никольской ц., с сев. стороны. В 1803 г. в деревянной часовне над местом погребения К. были установлены крест и каменная плита с надписью: «На сем месте погребен святыя обители сия началник строитель преподобный Киприан, преставился в лето в 7000 году, поставлен сий крест Господень в лето 1803 года октября… дня» ( Репников. 1914. С. 175). Та же дата преставления святого - 7000 (1492) г.- указана в списках Новгородских святых в рукописях XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. Q.862. Л. 106 об.; РНБ. Вяз. Q.80. Л. 99 и др.). Очевидно, что составители списков не знали точной даты преставления К. и дата (7000 г.) недописана.

http://pravenc.ru/text/1684698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря КИПРИАН († ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИПРИАН (Манько Косма; 1811- 1874), иером., подвижник Святогорский, Харьковский, прп. (пам. 11 авг.- в Соборе Святогорских святых) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИПРИАН (Янковский Лев Николаевич; 31.10.1897 - 26.05.1938), архим., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края) КИПРИАН прмч. Валаамский (пам. 20 февр.) - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские КИПРИАН (Нелидов Константин Алексеевич; 1901 - 1934), иером., прмч. (пам. 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН (Кирин, Киприн, Кирилл), мч. (пам. 10 мая) - см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14, мученики Бастийские КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Александрович Яценко (1878- после 1930), мч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_52.html

Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. Николо-Стороженский монастырь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Киприано-Стороженский Никольский мужской монастырь расположен на берегу Ладожского озера в деревне Сторожно. Временем основания монастыря считается первая половина XVI века. Его основателем и строителем был преподобный Киприан. Быв прежде разбойником, он имел притон на каменистом мысу Ладожского озера, который ныне называется Стороженским. Оставив, по убеждению преподобного Адриана Ондрусовского, свою разбойную жизнь, он создал на месте притона иноческую обитель и постригся в ней под именем Киприана (мирского имя его неизвестно). За свои труды и благодеяния Киприан Стороженский пользовался всеобщим ражением и был погребен в основанной им обители. Еще в начале XX века на территории монастыря сохранялась деревянная часовня, в которой почивали под спудом мощи преподобного Киприана. На протяжении нескольких веков противостояния со шведами на Приладожских землях этот монастырь действительно выполнял " сторожевые " функции, полностью оправдывая свое название. Его стратегическое значение было настолько велико, что обитель еще при жизни Киприана получила особые привилегии от русских царей: освобождение Киприано-Стороженского Никольского монастыря от податей подтверждают несудимые грамоты Федора Иоанновича (1587) и Бориса Годунова (1598). В те времена количество насельников в монастыре составляло не более 30 человек, которые " питались от трудов своих " , в основном, занимаясь рыбной ловлей. Единственной каменной постройкой монастыря являлся Никольский храм. В соответствии с существовавшей на севере и северо-западе Древней Руси традицией, церкви и монастыри, стоявшие вдоль важнейших водных путей, освящались в честь Николая Чудотворца - покровителя мореплавателей, одного из самых чтимых святых на Руси. Расстояние между Никольскими храмами равнялось одному дневному переходу по воде, таким образом, путешественники постоянно находились под покровительством Свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=12179

Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Сторожно, церковь Николая Чудотворца. С середины XVI в. до 1764 г. - единственный храм Николаевского Стороженского монастыря. Закрыта в 1930 г. Не действует. Временами предпринимаются попытки ремонта, почти незаметные и безуспешные. Монастырь, по преданию, был основан раскаявшимся разбойником, в монашестве Киприаном, после встречи с свт. Адрианом Ондрусовским. Исторические данные несколько расходятся с преданием, но, в любом случае, храм - один из старейших в области. К сожалению, удаленность и относительная труднодоступность не позволяют надеяться на благополучную судьбу здания. Основателем и строителем Стороженского монастыря был преподобный Киприан, ученик преподобного Адриана Ондрусовского. Говорят, что Киприан был прежде разбойником и имел свой притон на каменистом мысе Ладожского озера, который ныне называется Стороженским. Оставив свою разбойническую жизнь по убеждению Адриана, Киприан на месте прежнего притона основал иноческую обитель и постригся в ней под именем Киприана (мирское имя его неизвестно). Как современник Адриану, Киприан жил в XVI в. Тогда же, вероятно, основан и монастырь с каменною церковью; монастырь упразднен в 1778 г. Церковь двухэтажная, в верхнем этаже - придел Николая чудотворца и Богоявления, в нижнем - теплый придел во имя Успения Божией Матери. В ограде, над могилою преподобного Киприана, часовня. При церкви есть сторожка. Церковь поддерживается на проценты с капитала в 1 414 руб. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 9, стр. 296. Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. 36). Каменная церковь с приделами Богоявления и Успения Богородицы построена в середине XVI века. Первоначально она принадлежала Николаевскому Стороженскому монастырю. Как приписная к Преображенской церкви с. Загубье, после упразднения монастыря в 1764 году, церковь действовала до 1930 года. В 1939 году здание церкви было перестроено и в этом виде сохранилось. Ныне оно возвращено церкви в качестве приписного храма к Рождественской церкви пос. Надкопанье.

http://sobory.ru/article/?object=01392

Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. Церковь Киприана Стороженского (новая). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свято-Никольский Киприано-Стороженский скит находится в деревне Сторожно Волховского района и образован на месте древнего монастыря XVI века, являясь первым этапом возрождения этой древней обители. Монастырь основан преподобным Киприаном Стороженским и был утверждён в царствование государя Иоанна IV Грозного. По преданию, основатель Николо-Стороженского монастыря преподобный Киприан до монашества был атаманом местных разбойников, которые промышляли разбоем на Стороженском мысу, из-за них, собственно, так и названном. Разбойники там подстерегали - «сторожили» суда и грабили. Атаман этот, а звали его, по слухам, Косма, оказавшись далеко от берега во время жестокой бури, какие не редки на Ладоге, в минуту смертельной опасности дал обет Богу, что если будет спасён, то оставит преступную жизнь, примет монашество и посвятит оставшуюся жизнь, а был он человеком далеко не старым, покаянию и молитве. Церковь в 1930 году закрыли, а священника отца Павла отправили для начала в ссылку. Последний священник Стороженского прихода протоиерей отец Павел Ирадионов был в дальнейшем арестован и, как большинство русских священников, в 1937 году расстрелян, сама же обитель до конца разрушена и предана поруганию. Так на 78 лет была прервана линия Стороженского священства, тянувшаяся с XVI века и следующий, после отца Павла, священник приписанный к Стороженскому престолу, был рукоположен только в 2016 году. К началу XXI века «на волне» всеобщего возрождения древних храмов обратили внимание и на Никольский храм, совершенно к тому времени доведённый до крайности, без крыши окон и дверей, с деревьями на стенах, да едва различимые остатки часовни над могилой преподобного Киприана Стороженского - всё, что осталось от древнего монастыря, да и это было частью территории заброшенной рыболовецкой артели. Обитель в это время представляла собой оштукатуренный, выбеленный, закрытый крышей, но полностью разрушенный внутри Никольский храм, рядом деревянная без отопления с голыми стенами и черновыми полами небольшая церковка. Заросшее буреломом и засыпанное мусором кладбище с переломанным забором, слева от которого пустырь. Справа от храма у озера остатки заброшенного рыбоприёмного помещения, разгороженные черновой доской на несколько частей, примыкающие к полностью разрушенному леднику, внутри которого мусорная свалка. У дороги старое сетехранилище, разгороженное на две комнаты: в одном русская печь с лопнувшим сводом, второе без отопления. Ремонта это помещение не видело никогда.

http://sobory.ru/article/?object=52942

«Жили двенадцать разбойников» 26.02.2015 08:28:24 Наталья Иртенина Русский характер в течение веков складывался из диаметрально противоположных по содержанию компонентов.  Если образно разложить его на составляющие, то на одном конце линейки координат окажется монах-аскет, на другом — разбойник. А в «неевклидовой геометрии» национального фольклора переход между этими предельными точками оказывается краток. Два образа соединяются в фигуре-архетипе раскаявшегося разбойника. В русском фольклоре образ покаявшегося разбойника настолько укоренен, что легенды на эту тему рождаются будто сами собой, переосмысливая конкретные исторические факты и предания. В основе этих легенд, конечно, евангельский рассказ. Но если у евангельского разбойника покаяние происходит на кресте, после чего он умирает, обретая вечную жизнь, то обычного разбойника глубина покаяния приводит к тому, что он умирает для мира — становится монахом. Причем фольклорные повествования обычно трансформируются во времени до тех пор, пока легенда не нарисует цельный образ бывшего разбойника, непременно ставшего основателем монастыря. За примерами и ходить далеко не надо. Оптину пустынь, по легенде, основал разбойник Опта. Бобренев Рождественский монастырь в Коломне, опять же по легенде, — разбойник Бобреня. Николо-Берлюковскую пустынь в ближнем Подмосковье — разбойник Берлюк. Троицкий монастырь в Лебедяни (Липецкая область) — разбойник Тяпка. Николо-Стороженскую обитель у Ладожского озера — разбойник Козьма (в иночестве Киприан). В четырех примерах из пяти можно с разной степенью достоверности говорить о том, что легенды родились из народных воспоминаний о том, как в соответствующих местах промышляли со своими шайками все эти Берлюки, Тяпки и прочие. Даже там, где имеются точные исторические сведения (Бобренев монастырь основан воеводой Д. М. Боброком-Волынским по обету после Куликовской битвы), фольклор все равно со временем рисует излюбленную фигуру раскаявшегося разбойника, ставшего зачинателем монашеской обители.

http://radonezh.ru/analytics/zhili-dvena...

Преподобный Киприан Стороженский (Сторожевский) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Преподобный Киприан Стороженский (Сторожевский) Эта страничка относится к разделу   Киприан Стороженский (Сторожевский), прп. Преподобный Киприан жил в XVI столетии. Ему приписывают основание Николаевского Стороженского монастыря, который находился в Новгородской Обоненской пятине, при Ладожском озере, на месте, называвшемся Сторожки. 14 мая 1587 года царь Феодор Иоаннович пожертвовал Николаевской Стороженской пустыни несудимую грамоту, в которой, между прочим, писано: «Строитель Киприан нам бил челом и сказал: было де и в том монастыре двадцать братов, а ныне де и в том монастыре тридцать братов, а нашей де милостины оброчнаго хлеба и денег в тот монастырь ничего не идет, питаются от своих трудов: и отец наш блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал, дал в тот монастырь обжу земли, на воск и на ладан, и в руги и в милостивы место, и обелил им тое обжу ото всяких податей». Грамоту эту еще при жизни строителя Киприана, 25 июня 1598 г., подтвердил царь Борис Годунов. Неизвестно, когда и в каком году скончался прп. Киприан. В 1722 г. Стороженский Николаевский монастырь был приписан к новгородскому архиерейскому дому. Мощи преподобного Киприана почивали под спудом в Николаевской, бывшей монастырской, церкви. Источник: Примечание от PRAVICON.COM : Дни празднования: 15 ноября (2 ноября по старому стилю); 3 июня (21 мая по старому стилю) - Собор Карельских святых; В третью неделю (воскресенье) по Пятидесятнице - Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых Статья опубликована участником [ luida ] 2018-02-12, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2018-03-28. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Киприан Стороженский (Сторожевский), прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-4010

Иоанн менюжский, 24 июня. Иоанн московский юродивый, 3 июля. Иоанн псковский, 24 окт. Иоанн ростовский, 3 сент. Иоанн суздальский епископ, 15 окт. Иоанн яренский, 3 июля. Иов почаевский, 28 окт. Иоасаф , митр. моск., 27 июля. Иоасаф псковский прап., 4 мая. Иона климецкий, 6 июня. Иона пермский епископ, 29 янв. Иона псковский, 29 мар. Иона соловецкий, 12 июня. Иосиф алавердский, 15 сент. Иосиф заоникиевский, 23 июня. Иосиф печерский, 28 авг. Иосиф грузин муч., 16 сент. Иулианиа , княгиня вяземская, 21 дек. Иулиания лазаревская, 2 янв. Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт. Кассиан преподобный авнежский, 15 июня. Кассиан печерский, 28 авг. Кассиан угдицкий, 2 окт. Кассиан спасокаменский, † 1463. Кетевань , царица кахетинская, 13 сент. Киккской иконы Божией Матери, 26 дек. Киприан увотский юродивый, 2 окт. Киприан устюжский, 29 сент. Киприан стороженский на Ладожском озер. Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля. Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр. Кирилл Алйанов, 17 июня. Кирилл важский, 9 июня. Кирилл челнский, 8 дек. Кириак преподобный, 28 апр. Климент , еп. Белицы, 27 июля. Климент Алфанов и братья его, 17 июня. Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр. Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня. Константин косинский, 29 июля. Константин князь грузинский, 10 нояб. Константин князь аргветский, 2 окт. Коприй печенгский, 4 февр. Корнилий палеостровский, 21 авг. Корнилий переяславский, 22 июля. Корнилий псковский, 20 февр. Корнилий , ученик Александра свирского . Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт. Косма пр. яхронский, 18 февр. Косма ученик Варлаама хутынского. Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня. Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб. Лаврентий калужский юродивый, 10 авг. Лаврентий затворник, 28 авг. Лазарь авва мурманский, 8 мар. Лазарь князь сербский, 15 июня. Левкий , преподобный волоколамский, 7 апр. Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля. Леонид , ученик Александра свирского . Леонтий печерский, 28 авг. Лидской иконы Божией Матери, 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Т. 3. С. 230-231). Во Введенском мон-ре хранилась духовная грамота Д., в к-рой помимо вклада во Введенский мон-рь указаны денежные вклады на заупокойные богослужения в др. мон-ри: тихвинский Успенский, Соловецкий в честь Преображения Господня (туда Д. ранее уже давала вклады по 10 р.), Антониев Дымский , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Зеленецкий во имя Св. Троицы , Никольский в Сторожно (см. Киприан , прп., Стороженский), Медведский во имя свт. Николая Чудотворца , Горицкий Воскресенский, Оятский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Островский), а также в приходские храмы. Д. была похоронена во Введенском храме на левой стороне, при входе, во 2-й пол. XVII в. рядом с ней были погребены ее племянницы, подвизавшиеся во Введенском монастыре. Над могилой Д. была устроена позолоченная гробница под резной сенью, перед гробницей горела неугасимая лампада. В 1814 г. по благословению С.-Петербургского и Новгородского митр. Амвросия (Подобедова) взамен старого надгробия было установлено новое, устроенное «старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей», о чем сообщала помещенная рядом плита. Д. почиталась в Тихвине и окрестностях как устроительница и благотворительница Введенского мон-ря, к-рый называли Царицыным. В духовной грамоте записано: «Мне шло царского жалованья за годовые запасы денег, и что доходишки имела с вотчинишки, и мы тем питалися. И после разорения литовского и немецкого в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор, и коровей, поповские и служебниковы дворы, и всякое монастырское строение теми деньгами устроено» (цит. по: Описание Введенского девичьего 2-классного мон-ря. С. 23). В мон-ре память Д. праздновалась на ее именины - 19 марта и в день преставления - 5 апр. В обители хранились шитая золотом и жемчугом Тихвинская икона Божией Матери - благословение Д. одному из граждан Тихвина, после кончины к-рого образ поступил в мон-рь, 2 покрова на гробницу царицы-инокини (один - из красного бархата, опушенный горностаем).

http://pravenc.ru/text/171388.html

Прп. Киприан Стороженский в ряду избранных святых. Фрагменты иконы " Собор русских святых " . 1-я пол. XIX в. (ГМНР) Прп. Киприан Стороженский в ряду избранных святых. Фрагменты иконы " Собор русских святых " . 1-я пол. XIX в. (ГМНР) Изредка образ К. можно встретить на иконах «Собор русских святых», создававшихся в XIX в. преимущественно в старообрядческой среде. Так, он представлен в верхнем ряду правой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - оплечно, в куколе, в надписи именуется Новгородским. В составе Собора Новгородских чудотворцев К. присутствует на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (2-й справа в 3-м ряду). Прп. Киприан Стороженский. Фрагмент иконы " Собор Карельских чудотворцев " . Кон. ХХ-нач. XXI в. (собор кн. Александра Невского в Петрозаводске) Прп. Киприан Стороженский. Фрагмент иконы " Собор Карельских чудотворцев " . Кон. ХХ-нач. XXI в. (собор кн. Александра Невского в Петрозаводске) В кон. XX - нач. XXI в. в местах подвижничества К. разработаны новые изводы иконографии, появилось неск. икон, исполненных в древнерус. традициях. В храме-часовне над местом погребения святого на гранитную плиту положен небольшой поясной образ К. в мантии и схимническом куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке. На иконе свт. Николая Чудотворца и К. из Николо-Успенской ц. бывш. мон-ря (находится в нижнем приделе). Святые написаны в рост, внизу, на 1-м плане,- узнаваемый вид монастырского собора и погоста, частично разрушенных временем, с покосившимися крестами. К. предстает храмоздателем с большой одноглавой церковью в правой руке и со свитком в левой (пропорции храмов совпадают). Для ц. Рождества Христова в дер. Надкопанье создана житийная икона К.: средник с поясным образом святого, держащего свиток в руках, фланкирован слева и справа 6 клеймами, иллюстрирующими события его жизни и чудеса, на верхнем поле - оплечный образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя Стороженской обители. К. изображен с непокрытой головой, шапкой густых волос, разделенных на прямой пробор, и седой раздвоенной бородой.

http://pravenc.ru/text/1684698.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010