Николаев.-Пищугова или Пещеговская, Влад. г., II, 961. Николаев.-Плескова или Плесская, Псков. г., II, 962. Николаев.-Подлеск., Смол. г., II, 1100. Николаев. в Подлесье, Костром. г., II, 963. Николаев. – Подольный, Вологод. г., II, 1058. Николаев. – Покровский – Макошинский, Черниг. г., II, 1073. Николаев.-Полистский, Новг. г., II, 998. Николаев.-Понедельский, Новгор. г., II, 999. Николаев.-Прилуц., Волог. г., II, 1001. Николаев.-Промзинская, Симбир. г., II, 949. Николаев.-Прусинский, Олон. г., II, 974. Николаев.-Пустын.-Киевский, I, 399. Николаев.-Пустын.-Новоторж., I, 401. Николаев.-Пустын.-Подлесская, Смол. г., II, 1110. Николаев. – Розважский – Новгородский, I, 328. Николаев.-Рыльский, II, 978. Николаев. – Рыхловский, Черниг. г., II, 1136. Николаев.-Самарский, Екатериносл. г., I, 400. Николаев. – Сендегская, Костром. г., II, 963. Николаев.-Сокольницкий-Новгородский, I, 436. Николаев.-Солбинск., Влад. г., II, 964. Николаев. в Становищах, Новгор. г., II, 1004. Николаев.-Староладожский, I, 332. Николаев. – Староторжский – Галичский, II, 1005. Николаев.-Столбов., Орл. г., II, 1209. Николаев.-Столпен., Твер. г., II, 1210. Николаев. – Стороженский, С. – Петер. г., II, 1009. Николаев.-Теребин. Твер. г., II, 1216. Николаев.-Тобольский, I, 585. Николаев.-Туринский, I, 314. Николаев.-Угрешск., Моск.г., II, 1007. Николаев.-Улейминский, Ярослав. г., II, 1008. Николаев.-Хвоинский или Хвощинский, Пск. г., II, 1010. Николаев.-Холков, Кур. г., II, 1341. Николаев.-Царев, Кур. г., II, 1341. Николаев.-Цивецкая, Волог. г., II, 965. Николаев.-Чебоксарский, II, 969. Николаев.-Черноезерский, С.-Петер. г., II, 1355. Николаев. – Черноостров. – Малоярославецкий, I, 568. Николаев.-Чернораменская, Нижег. г., II, 966. Николаев.-Чернеев, Тамб. г., I, 569. Николаев.-Чуркинская, Астрахан. г., II, 967. Николаев,-Шаргородский, Подоль. г., I, 330. Николаев.-Шартоминский, Шартовский или на Шатме, Влад. г., II, 1011. Николаев. – Щирский, С.-Петер. г., II, 1355. Николаев.-Юрьевский, I, 107. Николаев.-Яренгский, Арх. г., II, 1012.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сретен.-Сольвычегодский, II, 1203. Сретен.-Сырков, Новг. г., II, 1213. Сретен.-Чебоксарский, II, 1204. Ставрос – Кийостровский, Арх. г., II, 891. на Стадище Воскрес.-Псковск., II, 747. в Становищах Андогская или Андозерская, Новг. г., I, 13. в Становищах Николаев., Новгор. г., II, 1004. Старая пустынь – Никол. – Беседный, Новг. г., II, 971. Старицкий-Вознес., II, 728. Старицкий-Успен.-Богор., II, 1306. Старо-Вознес.-Псковский, II, 1207. Стародубский-Печеницкий или Почепицкий, II, 1326. Старокодомская-Троиц., Тамб. г., II, 1237. Староладож.-Васильев., II, 687. Староладож. – Георгиев.-Застенный или Егорьев. из-за стены, II, 762. Староладож.-Николаев. I, 332. Староладож.-Успен.-Пречист.-Богород.– Горицкий или Городецкий, II, 1328. Старо-Николаев.-Промзинский, Симб. г., II, 949. Старорусский-Козмодем., II, 879. Старорусский-Спасо-Преображ., I, 472. Старорусский-Успен., II, 1305. Старорязанский-Благовещ., II, 634. Староторжский – Николаев. – Галичский, II, 1005. Старохарьковский-Куряжск. -Преображ., I, 270. у Старцева Угла-Преображ., Симб. г., II, 1083. Старчицкий-Петропавл., Мин. г., I, 359. Стефановский-Ульяновский-Троиц., Волог. г., I, 524. Стефанов-Махрищский, Влад. г., II, 919. Стефанов-Озерский-Комельский, Волог. г., II, 1208. Столбенская-Нилова, Твер. г., 1014. Столбовский-Никол., Орл. г., II, 1209. Столпенская-Никол., Твер. г., II, 1210. Сторожевский-Саввин, Моск. г., II, 1140. Стороженский-Николаев.-Успен., С.-Петер. г., II, 1009. Страстный-Московский, II, 1211. Строкина-Спасова, Олон. г., II, 1160. Стромынский, Моск. г., II, 1212. Суджанская-Иоанно-Предт., II, 839. Суздальский-Александровский – Большая Лавра-Вознес., II, 604. Суздальский-Васильев.-Кесарий, II, 688. Суздальский-Покров., II, 1066. Суздальский-Ризполож.-Ефросин. – Преподобин., II, 1114. Суздальский-Спасо-Евфимиев, II, 1158. Суздальский-Троиц., II, 1240. Суморин, Волог. г., II, 1177. Сумский-Предт.-Лукинский, I, 387. Сумский-Успен.-Чернетчинский, I, 552. Сунорожский, Яросл. г., II, 1157. Сунорецкая-Троиц., Олон. г., II, 1238.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Таинств мы оживем, восстанем, ободримся, укрепимся и будем снова работать и трудиться во славу Божию, на благо ближним и во спасение душ наших» 805 . Духовное попечение и поддержка, действительно, были крайне необходимы петроградцам, если учесть, что архипастырство митрополита Вениамина пришлось на период, когда город, кроме всех прочих бед, переживал социальную катастрофу, сравнимую только с потерями в блокадные дни. За три с половиной года после февральской революции его население упало в три с половиной раза – с 2 ,5 миллионов до 706.841 человека 806 . Массовое обезлюдение и обнищание Петрограда приобрело обвальный характер после прихода к власти большевиков. К лету 1918 года сам «питерский пролетариат» – квалифицированные рабочие городских предприятий – осознал необходимость борьбы с большевистской диктатурой 807 . И если всю «буржуазию» режим готов был расстрелять, то здесь он прибег к локаутам. Свидетельство об этом можно найти даже в материалах Епархиального Совета: «...положение Путиловского причта оскудело более других вследствие того, что главный контингент прихожан – рабочие Путиловского завода ввиду произведенных массовых сокращений значительно сократился» (журнал от 26/13 сентября 1918 года) 808 . По предложению митрополита Вениамина на собраниях разного уровня не раз обсуждались меры по оживлению пастырско-приходской деятельности в Петрограде, требующие более широкого сплочения духовенства. Одно из подобных собраний в конце 1918 года постановило: «1) Для поднятия религиозного настроения верующих и объединения их в молитве устраивать вечерние торжественные богослужения с произношением кратких поучений с присутствием всего духовенства благочиния. О.о. благочинные имеют выработать череду храмов и порядок самого богослужения; 2) за праздничным всенощным бдением прочитывать на русском языке положенные по уставу прологи и святоотеческие творения; 3) по возможности за всеми богослужениями поучать верующих изустным словом... » 809 . На рубеже 1918/1919 года святитель Вениамин вменил в обязанность духовенству торжественными богослужениями отмечать память преподобных, подвизавшихся на территории Петроградской епархии – Мартирия Зеленецкого, Илариона Гдовского, Феофила и Иакова Лужских, Киприана Стороженского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Успен.-Левкиев, Моск. г., II, 905. Успен.-Лихвинский, II, 1320. Успен.-Лихоткин в Арамазке, Вят. г., II, 1321. Успен.-Льгов или Леов, Ряз. г., II, 1023. Успен.-Лявлинский, Арх. г., II, 1322. Успен.-Мазаловский, Могил. г., 276. Успен.-Макариев.-Оредежская, Новг. г., II, 918. Успен.-Михаилова пустынь, Влад. г., II, 926. Успен.-Могилевская, Твер. г., II, 929. Успен.-Мороцкий, Мин. г., I, 548. Успен.-Мохнецкая, Твер. г., II, 647. Успен.-Муромский или Мурманский, Олон. г., I, 301. Успен.-Негренская, Волог. г., II, 942. Успен.-Нерчинский, I, 547. Успен.-Нефорощанский или Нехворощанский, Екатериносл. г., II, 1323. Успен.-Новодворский, Мин. г., I, 549. Успен.-Ольгов, Ряз. г., II, 1023. Успен.-Омучская, С.-Петер. г., II, 1335. Успен.-Опочецкий, II, 1325. Успен.-Орловский, I, 542. Успен.-Острогожский, I, 405. Успен.-Отрочь-Тверской, II, 1032. Успен.-Оханская, II, 646. Успен.-Паисиев-Галичский, II, 1034. Успен.-Паройская-Липецкая, II, 1295. Успен.-Песоцкий, Волог. г., II, 1042. Успен.-Печеницкий-Стародуб., II, 1326. Успен.-Подольный, Вологодской г., II, 1058. Успен.-Порховский, II, 1301. Успен.-Посолотин Новые Печеры, С.– Петер. г., II, 1078. Успен.-Почепицкий-Стородуб., II, 1326. Успен.-Пристанск.-Валуйск., II, 1329. Успен.-Проломская, Тамб. г., II, 1297. Успен.-Псково-Печерский, I, 398. Успен.-Псковский, II, 1327. Успен.-Родоговицкий или Рагодовицкий и Роговицкий-Новгородский, II, 1309. Успен.-Салалейская, Пенз. г., II, 1296. Успен.-Салдовская или Солдовская, Костр. г., II, 799. Успен.-Салолчевская, Пенз. г., II, 1296. Успен.-Свияжский, II, 657. Успен.-Свенский или Свинский-Новопечерский, Орл. г., I, 420. Успен.-Святогорская, Харьк. г., I, 421. Успен.-Святогорский, Пск. г., II, 1142. Успен.-Семигородная или Семигорская, Волог. г., II, 1144. Успен.-Симонов-Московский, I, 430. Успен.-Солелейская, Пенз. г., II, 1296. Успен.-Старицкий, II, 1306. Успен.-Староладожский, II, 1328. Успен.-Старорусский, II, 1305. Успен.-Стороженский, С.-Петерб. г., II, 1009. Успен.-Стромынский, Моск. г., II, 1212.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1785 г. еп. Амвросий представил в Синод рапорт о его упразднении и о восстановлении вместо него Николо-Стороженского мон-ря на берегу Ладожского оз. Пока дело рассматривалось, Олонецкая епархия была соединена с Архангельской, церковь же бывш. Николо-Стороженского мон-ря отошла С.-Петербургской епархии. 1 марта 1788 г. Архангельский и Олонецкий еп. Вениамин издал указ об упразднении Муромского мон-ря. Каргопольский Преображенский мон-рь, отнесенный в 1764 г. к заштатным, с 1700 г. управлялся архимандритами. Последний из них, Феодосий (назначен в 1761), известен тем, что 10 февр. 1763 г. по особому поручению митр. Димитрия (Сеченова) возвел в сан архимандрита настоятеля Крестного мон-ря игум. Иоакима (ИРИ. Ч. 4. C. 863). После кончины архим. Феодосия (1775) настоятельская вакансия замещалась иеромонахами (строителями). В Успенский женский монастырь Каргополя перевели сестер 2 упраздненных обителей О. и К. в.- Вознесенской при истоке Свири во главе с игум. Мариной, в 1771 г. ставшей здесь настоятельницей, и Веретьевской Благовещенской пуст. Постриженица последней мон. Агафия в 1783 г. была назначена настоятельницей Успенского монастыря, при ней в обители возобновились монашеские постриги. Крестные ходы Известно расписание крестных ходов по Каргополю, сложившееся в средневековье, по к-рому они совершались до 1918 г. (Крестные ходы в городах и монастырях Олонецкой епархии//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1860 г. Петрозаводск, 1860. С. 20-24). Крестный ход из собора Рождества Христова на р. Онегу на Преполовение дополнялся обхождением «вокруг города», т. е. шествием по городским земляным валам («Валушки»). Из собора же крестные ходы прибывали к литургиям на храмовые праздники всех приходских церквей, а также дважды в год - в каждый из монастырей, где соборы были 2-этажными (в Преображенский мужской - 2 февр. и 6 авг., в Успенский женский - 15 авг. и 8 нояб.). В XVIII в. совершался крестный ход из Каргополя в Александров Ошевенский монастырь. Его установили в 1667 г. и первоначально проводили 10 мая, но впосл.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

X т. ч. I Св. Зак., не разрешено монастырю 192 и ?? потому отдана Алексеевым обратно. За выделом из 1 дес. 1238 к?? этих 176 сажень, состоявших также во владении монастыря в 1865 году, в настоящее время под монастырскими огородами остается 1 дес. 1062 саж. земли. В составе этого последнего участка земли с 1860 года входят четыре пустопорожних места, пространством в 1173 сажени, пожертвованные в том году в пользу обители проживавшей в ней на богомолении дочерью с.-петербургского купца Парасковьей Никифоровой Никитиной. В 1859 году она приобрела эту землю покупкой у Новоладожских мещан Александра и Ивана Алексеевых, Василия Вейкуева, Авдотьи Шестаковой, Варвары Песецкой и Петра Калашникова. 193 Остальные 2289 кв. саж. этой огородной земли, вероятно, остаток земли, пожертвованной монастырю в 1726 году Императрицей Екатериной I, в количестве 1 дес. 1700 кв. саж. на поминовение души Императора Петра I и незанесенной в 1778 году на план монастыря. 194 4) Лесной участок во 100 десятин, в числе которых заключается 2 дес. 1900 кв. саж. сенного покоса. Этот участок, как видно из плана и копии с полевого журнала на участок, отведен монастырю в 1844 году из казенной Соловьевской дачи, находящейся в Песоцком Федоровском приходе новоладожского уезда. Участок находится в 10 верстах от монастыря. 5) Две пустоши Выдрино и Подол, из коих в первой находится 15 десятин 1652 кв. сажени, а в пустоши Подол – 32 десят. 205 кв. сажен, а всего в обеих пустошах – 47 десятин 1857 кв. сажен. В состав этих 47 дес. 1857 кв. саж. входит: а) пахатной земли 23 дес. 600 кв. саж.; б) сенного покосу 6 дес. 2200 саж.; в) под дорогой 1877 саж.; г) под плитной ломкой 270 саж.; д) под бечевником на реке Сяси 2 дес. 1990 саж.; е) под рекой Сясью 13 десят. 2120 саж. Дача эта находится в 23 верстах от монастыря в бывшем Рождественском Сясьском погосте Обонежской пятины; выделена Успенскому монастырю в 1801 году из земель, принадлежавших некогда священно и церковно служителям упраздненного Стороженского Николаевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В старинных документах он называется «Никольским монастырем из Ладоги», – по месту города, в котором он находился, в отличие от множества других Никольских монастырей, из коих некоторые, напр. Никольский Гостинопольский находились в недалеком от него расстоянии, а другие, как Никольский Стороженский, Никольский Медведский и несколько других Никольских монастырей новгородских, имели по соседству с ним угодья и потому, без придачи ему особого отличительного названия, могли быть смешиваемы с ним. В настоящее время он называется Староладожским Николаевским монастырем» по имени Старой Ладоги – селения в котором находится, в отличие от других Николаевских монастырей. Местоположение монастыря Монастырь Николаевский расположен на левом берегу реки Волхов в 160 верстах от С.-Петербурга, в 13 от уездного города Новой Ладоги около версты выше селения Старой Ладоги. С северной стороны его окружают огороды, луга и пашни, принадлежащие монастырю и новоладожскому помещику г. Балку; за ними примыкает к реке Волхову Олегова Георгиевская крепость. С восточной стороны изгибом течет широкий Волхов, по берегу которого пролегает дорога из Новой Ладоги к Гостинопольской пристани и далее к Новгороду. С юга и с запада возвышаются горы, занятые пашнями, принадлежащими монастырю и временно-обязанным крестьянам деревни Княшино. Красоту окрестного местоположения, весьма живописного, довершают насыпные курганы – могилы защитников родного края, павших на поле брани. С?? из курганов, по величине и высоте своей, господствует над прочими носит название «Победище». Здесь любители красот природы не редко y?? даются прекрасным зрелищем, любуются открывающееся на далекое пространство, возвышенной, живописной местностью, с зеленеющими полями и лугами по местам усеянной курганами и кустарниками. Монастырь кругом обнесен каменной оградой, к которой с северной и восточной сторон прилегают каменные корпуса братских келий и скотский двор. Время и причины основания монастыря Местное предание годом основания Николаевского монастыря считает 1240 или 1241 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На месте сего монастыря, в 40 верстах от Гдова, находится приходская церковь ; 9) монастырь Силасари, находящийся в Егорьевском Теребужском округе в Ладожском присуде; 10) в 1500 году показан монастырь св. Троицы в Никольском Бутовском присуде, в Водской пятине, Новгородского уезда, над озером Верхутиным; 11) на Стороженском у Ладожского озера, в 15 верстах от села Загубья, существовал Стороженский Николаевский монастырь с XVI века; 12) в Шелонской пятине, Новгородского уезда, в Петровском погосте (Передольского округа) известен с XV века Богословский монастырь при озере Черменецком. В нем были: каменная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и деревянная Рождества Пресвятой Богородицы, с трапезой и келарской, шестнадцать келий, конюшенный  двор, четыре житницы, мельница   лошадиная.   Монастырь    был    обнесен    деревянной оградой в роде забора; 13) в той же пятине, в Бельском присуде был мужской монастырь, на островке Сяберского озера, называемый Спасским Сяберским, в 1684 г. приписанный митрополитом Никоном к Вяжикому монастырю (История российской империи,  ч. III, стр. 654–661); 14) в Хмернском погосте, той же пятины, Посолотин Новопечерский монастырь находился на Черной речке. В 1581–1582 г. в нем показаны две церкви: Успения Пресвятой Богородицы в горе и деревянная св. Николая Чудотворца. Посолотин монастырь был довольно благоустроенный: кроме церквей, в нем были игуменская келья, восемь келий братских, лошадиный двор, и вокруг монастыря ему принадлежал лес по двенадцати десятин на все четыре стороны и разные другие угодья; 15) около половины XVI века основан препод. Мартирием нынешний Троицкий Зеленецкий монастырь, возведенный впоследствии новгородским митрополитом Корнилием в цветущее состояние (История его, изд. 1866 г. стр. 3–4); 16) в Щирском погосте, на острове Черного озера, в Шелонской же пятине, был монастырь с двумя церквями:  пресвятой Троицы и св. Николая Чудотворца; 17) в Копорском уезде, Котельского погоста, в приходе св. Николая Чудотворца, в пяти верстах от церкви, в деревне (дворцового ведомства) Монастырке издревле существовал монастырь и церковь , разоренные шведами; 18) Спасская церковь в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Николаевская-Можайская-Борщовская Новгородская Николаевская-Новая-Боровинская-Мравина Архангельская Николаевская-Осиновская Олонецкая Николаевская-Пежемская Московская Николаевская-Пищугова Новгородская Николаевская-Плескова Новгородская Николаевская-Сендегская в Подлесье Новгородская Николаевская-Цивецкая Костромская Николаевская-Чернораменская Курская Николаевский-Казанский Псковская Николаевский-Чебоксарский Архангельская Николаевский-Касимовский Новгородская Николаевский-Богоявленская пуст. Московская Николаевский-Брусинский Николаевский-Белый Псковская Николаевский-Великодержковский Псковская Николаевский-Гостинопольский Псковская Николаевский-Каменные Ограды Новгородская Николаевский-Катромский Владимирская Николаевский-Князь-Андреевский Николаевский-Липенский Новгородская Николаевский-Маркушевский-Агапитов Николаевский-Мостищский Московская Николаевский-Муромский в Бутылицах Псковская Николаевский-Особный-Торопецкий Ярославская Николаевский-Островский-Вишерский Олонецкая Николаевский в Папортне Николаевский-Полистский Новгородская Николаевский-Понедельский Псковская Николаевский-Рожд.-Богород.-Возмицкий Вологодская Николаевский-Спасова-Преображ.-Гдовский Николаевский в Становищах Новгородская Николаевский-Успенский-Венев Новгородская Николаевский-Успенский-Стороженский Псковская Николаевский-Хвоинский Симбирская Николаевский-Яренгский Вологодская Новинский-Введенский Архангельская Ново-Вознесенский с Полонища Тверская Ново-Рождественский-Михаиловский Вологодская Ножемского устья-Николаевская Новгородская Ондрусова или Андрусова-Николаевская Тверская Оскуйская-Спасская Тамбовская Пантелеймонов на Красном Дворе Московская Пахомиева-Спасо-Преобр.-Кенская Передольский-Покровский Новгородская Перекомский-Николаевский Перынь-Богородицы Новгородская Песоцкий-Успенский или Антониева пуст. Вологодская Петровский-Можайский Владимирская Петровский-Афанасиевский-Мещовский Псковская Петропавловский или Петровский на Носах Костромская Петропавловский-Сахтошский Петропавловский-Серектин

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

527 24 августа 1820 г. преосвященный писал Анастасевичу, что у него есть «только старая опись, глупая, (новгородской Софийской библиотеки), но годная к изданию в свет». Недаром Евгению хотелось иметь лучшую опись. «На вопрос наш о Софийской новгородской библиотеке, писал он тогда же и тому же Анастасевичу, отвечаю: бывший викарий, преосвящ. Амвросий по моему плану начал было описывать он: но только начал и оставил продолжать протопопу, мало к тому способному. А нынешний викарий вовсе к тому не способен». 528 Может быть, это список с «Резерва книгам русским рукописным, в Синодальной библиотеке хранящимся, вновь сочиненного» (Московская Синодальная библиотека, 968 или Рум. Музей, 220). 529 Переписка эта заключает в себе обильный и прекрасный материал для характеристики интереснейшей Румянцевской эпохи в нашей историографии. Весьма жаль, что еще до сих пор никто не воспользовался этим материалом, точно также, как и никто еще не сделал и самой характеристики, может быть, по причине усиленной охраны портфелей с Румянцевскими бумагами. 530 Извлечение из этого Описания напечатано Анастасевичем в «Отечественных Записках» (1823 г., кн. 33, 35 и 39). 531 Характерно, что вслед за настоящими «Описаниями» помещена, самим Евгением списанная, «Роспись рукописям, хранящимся в Звенигородском Саввы Стороженского монастыре, соч. П. Строевым в 1818 г». Ссылок на нас в «Словаре духовных писателей» нет; но, может быть, Евгений и ей пользовался. – Описание рукописей Воскресенского монастыря напечатано у Сахарова (стр. 1–13). 532 Между рукописями Евгения в сборнике Киево-Софийской соборной библиотеки 110, действительно, сохранился «Каталог книг, купленных в Москве канцлером графом Н. П. Румянцевым в 1820 г., в сочиненный Конст. Калайдовичем» (л. 1–12 in fol.). Заглавие это писано рукою самого преосвященного, сделавшего еще карандашом пометку: «все выписано». 533 Припомним, что с 19 декаб. 1824 г. до сент. 1820 г. м. Евгений жил в Петербурге для присутствования в св. Синоде. 534 Экземпляр, бывший у м. Евгения, хранится теперь в библиотеке Киево-Печ. лавры (, куда передан самим Евгением в июне 1827 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010