912 Напеч. у Попова, 238–250, 251–286 (по трем редакц.). Ср. М.Сперанский, К ист. Прения Панаг. с Азимитом (Виз. Врем. 1895, IV, 521–530); Anecd graeco-byzant. Аф. Васильева, 1893 12); Прение Панаг. с Азим., по рук. XV-XVI в. (Вяземский, Сочин., 361–363) 913 Павлов, 195–200. Соч. Фотия летописцу не были известны (201–202) и вопроса о Св. Духе он не касается. А.С.Павлов , напротив, первым виновником этого спора называет не Мих. Керулария, а современника и злейшего врага патр Фотия – Никиту Пафлагонца (рец. на Попова, 222) 914 Павлов, 229, 236. Заметим, что в Византии в это время появлялись и соч. против церк. раскола греков, но у нас их не переводили (ib., 251–252); не было славян. перевода даже снисходительного трактата Феофилакта архиеп. болгарского. О Михаиле Керуларие см. Н.Суворов, Византийский папа, М., 1902 и замеч. А.В.Васильева (Ж. М. Н. Пр. 1902, 9), между прочим о том, что в деле разделения церквей шел вопрос не о догматах, а о власти 915 Григорий Палама в своем кратком трактате «против латинян» называет их явными еретиками, антихристами, азимитами, духоборцами, вместилищем всех известных ересей и др. заблуждений, которых нет возможности исчислить 916 Павлов, 231. Греч. и рус. тексты посл. Фотия (Попов, 9–12). Впоследствии дошло до перекрещивания католиков и протестантов (Порфирий, Книга бытия моего, 1854, 21 июля; в России установлен. при патр. Филарете, отмен. собором 1666 г.), как делали и католики относительно православных. Брошюра перемышльского каноника Стан. Оржеховского, изд. в 1543 г. «Крещение русских» вызвала неудовольствие (Вестн. Евр. 1885 , 9, стр. 39). Перекрещивание Марины Мнишек было дипломатически обойдено (Арсений, архиеп. сузд. в его записках и патр. Филарет в Потребнике иноческом, М., 1639, л. 214) 918 Синод. деяние 1389 г. (Арх. ист. юрид. свед. III, 11) Ср. также А.Синайский, Отнош. древн. рус. церкви и общества к латин. западу X-XV вв., Спб. 1899; замеч. о греч. полемике (Визант. Времен. 1898, III, 587) 920 Ист. России, Соловьева, VII, 236; Макарий, VIII, 378–382; Филарет, Жития, янв. 18–20; Будилович (Сборн. Учено-литер. общ. Юрьев. унив., IV)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

" Венчание 3 ноября ст.ст.(16 ноября н.ст.) 1875 года: Жених - приемщик Саткинского почтового отделения Василий Павлов Милицин, православный, первым браком. Невеста - Вятской Епархии Сарапульского уезда села Вятского священническая дочь Клавдия Витальева Феофилактова, православная. Поручители: по женихе - Саткинской заводской конторы коллежский регистратор Яков Фронтов, канцелярский служитель Николай Кабанов; по невесте - коллежский регистратор Иван Медведев и коллежский асессор Скоренков. Таинство совершил священник Владимир Авросимов " . Нашли в Уфимском архиве и метрическую запись о рождении моего деда. Он родился 5 сентября (ст.ст.) 1876 года в Уфе и был крещен в градо-Уфимской Спасской церкви 8 сентября 1876 года: " Николай родился 5 сентября, крещен 8 сентября 1876 года. Родители: помощник экспедитора Уфимской почтовой конторы Василий Павлов Милицин и законная жена его Клавдия Витальева, оба православные. Восприемники: старший сортировщик Уфимской почтовой конторы Петр Павлов Милицин и вдова чиновника Мария Федорова Кларк, священник Саткинского завода Владимир Михайлов Авросимов и жена псаломщика Катерина Витальева Полозова. Таинство совершил священник Николай Соколов с причтом " . Почему восприемников при крещении моего деда было четверо (двое духовных и двое гражданских), а не двое - я не знаю, но предполагаю причина в том, что отец Николая вышел из духовного звания, и у него был выбор - пойти по пути гражданского служения или по духовному поприщу, так как происходил Николай Милицин из священнического рода. Гражданские восприемники: Петр Павлов - брат Василия Павлова, а вот кто такая Мария Федорова Кларк - неизвестно. Духовные восприемники новорожденного - священник церкви Саткинского завода Владимир Авросимов, который венчал родителей Николая, и Катерина Витальева Полозова, сестра Клавдии Витальевой, вышедшая замуж за священника Уфимской епархии Иоанна Григорьевича Полозова. В 1903 году она будет восприемницей при крещении старшей дочери Милициных - Ангелины, а одна из сохранившихся у нас семейных фотографий подписана - " крестной и дорогому дядечке Иоанну Григорьевичу " (складываются пазлы в нашей семейной головоломке!).

http://pravoslavie.ru/106526.html

898 Слово Григория Цамвлака перечисляет 35 обвинений, главным образ. по статье «О фрязех» (Попов, 316–325); Павлов (373). М. Фотий в послании во Псков писал против употребления латинского мура (Акты истор., I, 35; Рус. Истор. библ., VI, 58); Григорий Цамвлак, Н. Д. (Рус. Беседа, 1895, 1, стр. 148–151), по румын. источн., касающ. отношений флорент. унии к Византии. О других соч. см. ниже 901 С XI в. дочь Ярослава I Анна, вышедшая за франц. короля Генриха I, исполняла католич. обряды или приняла католичество (Ист. Вестн. 1894, 1, с. 206). В XII в. не требовалось от католич. принцесс, вышедших замуж за визант. членов царств. дома, перемены религии (Визант. Времен. 1898, I, 86–87) 903 Очевидец брака Зои, Феодор Газа поспешил послать описание торжества своему другу Франч. Филельфо (Пирлинг, Россия и Восток, xi) 904 Пирлинг, Рос. и Вост., xi, 134, 144. И.Григорович (Переписка пап с рос. госуд. в XVI в., Спб. 1834, снош. 1513–1526 гг.), стр. 1–26, 95–105) 905 Слово, избр. от св. писаний еже на латыню, около 1461, припис. неправильно старцу Аркадию (Филарет, Обз. дух. литерат., стр. 130), а А. Н.Поповым одному епископу (Ист. литер. обз. полемич. соч., 359–360). А.С.Павлов приписывает его Пахомию Логофету (рец. на предыдущ. Отчет о XX присужд. Уваров, наград, 292–294); Ф.И.Делекторский – Симеону Суздальскому (Ж. М. Н. Пр. 1895, 7, с. 145–59) 907 А.Шахматов, Хроногр. Филофея, 110. Папа Сикст IV именно указывал ¦на то, что патриарх назначается турками (P.Pierling, La Russie et le S.Siege I, 145–146) 908 А.Н.Попов, Истор. литер. обз. древне-рус. полемич. соч. против латин XI-XV в., М., 1875, стр. 12, 52–69. Современник Михаила Керулария – Лев архиеп. Охридский (Болгарский), писавший по поручению Михаила Керулария называет еще 4; Никита Стифат – 6; но они, как и Никита Никеец, уже выдвигают на первый план учение об опресноках (Павлов, рец. на Попова, 224–225) 909 Одо Диогильский, в изд. Гизо, XXIV, кн. 3 и 4; Никита Хониат , VI, 3 и прилож. (о памятниках Византии). Издан. Котелерием перечень обвинений против латинян в 60 пунктах присоединяет еще 22 жалобы на разные неистовства и кощунства, совершенные крестоносцами при взятии Конст-ля в 1204 г. (Павлов, 230)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Павел Александрович (1860–1918) — великий князь; командир Гвардейского корпуса; сын императора Александра II — 154 Павел Парфенович — см. Заркевич П. П. Павел Прусский (Леднев Петр Иванович) (1821–1895) — архимандрит московского Никольского Преображенского единоверческого монастыря; первую половину жизни принадлежал к расколу, руководил старообрядцами федосеев–ского согласия в селе Каролишки Вилькомирского уезда Ковенской губернии; был отправлен в Пруссию, где основал близ Гумбиннена старообрядческий монастырь, которым управлял, с перерывом, с 1848 г. по 1867 г.; в 1868 г. отошел от старообрядчества, присоединился к единоверию и был рукоположен в сан священника единоверческой церкви (см.: Из моих воспоминаний//Павел Прусский. Полное собрание сочинений. М., 1899. Т. 4. С. 322–363; Беренский Н. Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольническая деятельность. Киев, 1899; Ивановский Н. И. Памяти отца архимандрита Павла, настоятеля Московского единоверческого монастыря. Казань, 1895) — 202, 271, 281, 290 Павлов Алексей Степанович (1832–1898) — выпускник (со степенью магистра) Казанской Духовной академии (1858), бакалавр (1859), доцент (с 1863 г.) и экстраординарный профессор (с 1867 г.) этой академии; стажировался в юриспруденции в Гейдельберге; ординарный профессор Новороссийского (с 1870 г.) и Московского (с 1875 г.) университетов; историк церковного и византийского права (см.: Красножен М. Е. Знаменитый русский канонист А. С. Павлов. Юрьев, 1898; он же. Профессор А. С. Павлов: Его биография и учено–литературная деятельность. Юрьев, 1909. Памяти профессора Алексея Степановича Павлова. СПб., 1898) — 242 Павлов Иван Иванович (1828–1893) — благотворитель — 273, 275, 280 Павловский Иван Михайлович — Павловский Иван Данилович (1852–?) — сотрудник «Церковного вестника» и друтих журналов — 236 Павловский Леонид Андреевич (1837–1895) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); профессор Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1861–1863); священник церкви Человеколюбивого общества (с 1866 г.), протоиерей (с 1877 г.) и настоятель Владимирской церкви (1877–1888), настоятель почтамтской церкви в Петербурге (18881895) — 172

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВ Алексей Степанович (12.05.1832, Томская губ.- 16.08. 1898, Москва), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873). Сын причетника из Томской губ., по окончании семинарии, в 1854 г., поступил в КазДА. Окончив ее 1-м магистром богословия, в 1859 г. П. был назначен преподавателем Казанской ДС по общей и церковной истории, затем перешел на кафедру литургики и канонического права КазДА (с 10 янв. 1859). В 1864 г. преподавал в Казанском ун-те на кафедре церковного права. В 1865 г. командирован за границу на год; работал гл. обр. в Гейдельбергском ун-те, где познакомился с канонистом Цахарие фон Лингенталем . В 1867 г. П. стал экстраординарным профессором КазДА; в 1869-1875 гг. являлся ординарным профессором канонического права в Новороссийском ун-те (Одесса); с 1875 г. до своей кончины П. был профессором канонического права в Московском ун-те и преподавателем рим. права в лицее им. цесаревича Николая. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. В начале служебной деятельности П. написал неск. статей по литургике. Среди них - «Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет» (ПС. 1860. Ч. 3. С. 331-356), «Древние христианские праздники в честь мучеников» (Странник. 1860. 7. Отд. 2. С. 1-23), «Страстная неделя» (ДБ. 1860. 14. С. 409-428), «О празднике Пятидесятницы» (Там же. 1861. 23. С. 121-131). Дальнейшие его исследования посвящены проблемам церковного права. Основной темой его научных трудов стало развитие традиций канонического права в средневековой Руси и их истоки в Византии и в славянских балканских странах. Цель своих трудов П. видел в написании истории визант. права у южных славян и на Руси. В Казани П. издал неск. работ по каноническому праву: «О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева» (ПС. 1862. Ч. 3. С. 93-112), «Личные отношения супругов по греко-римскому праву» (УЗ Каз. ун-та. 1865. Ч. 1. С. 89-104), «Об участии мирян в делах Церкви с точки зрения православного» (речь, произнесенная на университетском акте; Там же.

http://pravenc.ru/text/2578606.html

Остроумов=Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Павлов. Право=Павлов A.C. Курс церковного права. СПб., 2002. Павлов. Номоканон=Павлов A.C. Номоканон при Большом требнике. М., 1897. Патриарх Сергий=Патриарх Сергий и его духовное наследие. М. 1947. Писания мужей апостольских=Писания мужей апостольских. М., 1862. Плиний=Плиний Младший. Письма. М., 1983. Положение – 1945=Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945. Понкин=Понкин И.В. Религия, образование и право. М., 2002. Постановления 1917–1918=Собрание постановлений и определений Священного Собора Православной Российской Церкви. 1917–1918. М., 1994. Репр. с изд. М., 1918. Вып. 2. Правила Апостол=Правила святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец с толкованиями. Вып. 2, М., 1912. Правила ПС=Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. М., 1912. Православная мысль=Православная мысль. Париж, 1942. ПЭ=Православная энциклопедия. Раннехристианские отцы=Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978. Регламент=Духовный регламент. Изд. 4-е. М., 1897. Рейснер=Рейснер М. А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПБ, 1905. РПЦ в советское время=Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1. М., 1995. РПЦ и право=Русская Православная Церковь и право. М., 1999. Свод=Свод законов Российской империи. Т. 9. Законы о состояниях. СПБ., 1857. СГГД=СГГД. Ч. 2. М., 1819. Т. 201. Сергий (Страгородский) . Агафангелу=Сергий, митрополит. Послание митрополиту Агафангелу (рукопись). Сергий (Страгородский) . О полномочиях= Сергий (Страгородский ), митрополит. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя. ЖМП. 1931. 1 и 3. Сергий (Страгородский) . Отношение= Сергий (Страгородский) . Отношение Церкви к отделившимся от нее обществам – Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1954. 19. Сергий (Страгородский) . О составе= Сергий (Страгородский ), архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПБ., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Морозов Б. Н. Естественнонаучные статьи в энциклопедическом сборнике Ионы Соловецкого: (сокровенные знания и практические наставления)/Б. Н. Морозов.//Естественнонаучная книжность в культуре Руси. М., 2005. С. 61–65. Морозов Б. Н. Календарные мотивы «Учения» Кирика (1136 г.) у Ионы Соловецкого (последняя четверть XVI в.)/Б. Н. Морозов, Р. А. Симонов/Россия в IX–XX вв. Проблемы истории, историографии и источниковедения. М., 1999. С. 186–190. Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России: очерки/М. Ф. Мурьянов. СПб., 2007. Ч. 1. С. 153–156. Мурьянов М. Ф. О космологии Кирика Новгородца/М. Ф. Мурьянов//Вопросы истории астрономии. М., 1974. Сб. 3. С. 12–17. Мурьянов М. Ф. О новгородской культуре XII в./М. Ф. Мурьянов//Sacris Erudiri. Steenbrugge, 1969 –1970. V. 19. С. 421, 429. Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625)/Н. К. Никольский . СПб., 2006. Т. 2. С. 283–284. Никольский Н. К. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право/Н. К. Никольский //Библиографическая летопись Общества любителей древней письменности и искусства. Пг., 1917. Т. 3. С. 123–124. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980. С. 87–88. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878–1879. С. 332–339. Павлов А. С. Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и русского церковного права/ А. С. Павлов . М., 1892. С. 64–66. Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон/С. Павлов. Казань, 1869. С. 15–16. Парфененков В. О Древнерусское сочинение XII в. «Вопрошание Кирика: история текста: автореф. дис. ... канд. ист. наук/О. Парфененков. СПб., 1999. Парфененков В. О. Древнерусское сочинение XII века «Вопрошание Кирика»: история текста : дис. ... канд. ист. наук/В. О. Парфененков. СПб., 1999. 193 с. Парфененков В. О. К вопросу об изучении трудов Кирика Новгородца/В. О. Парфененков//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: тез. докл. и сообщ. науч. конф. 15 нояб. 1994 г. Новгород, 1994. С. 46–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Ср. литературу, приведенную в прим. 112. Лавров был против передачи брачных дел светскому суду, которую собирался осуществить комитет (т. 1), и за сохранение епископами всей административной и судебной власти (т. 2) Никанор. Записки, в: Русс. арх. 1906. 3. С. 23; Заозерский. Ук. соч., в: У Троицы в Академии. С. 641; П. С. Казанский к А. Н. Бахметьевой — там же. С. 198. См.: Павлов. Курс церковного права (1902). § 53; Суворов. Учебник (1912), § 69; Бердников. Краткий курс (1888). С. 5–30, 157–165. См. также: Milasch; Herman. De fontibus (1936). О развитии российского государственного права см. работы Градовского, Владимирского-Буданова, Романовича-Славатинского, Ивановского, Г. Вернадского (библиогр., общ. лит. б и во Введении Б). О Кормчей книге см.: Milasch. 1905. Р. 192; Розенкампф (1829); Herman. Р. 23–33; Бердников (1888). С. 22–28; Павлов (1902). С. 115–125; он же. Первоначальный славянорусский Номоканон. Казань, 1869. Об истории Кормчей книги в Московской Руси см.: Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1899 (Сборник Отд. русск. языка и словесности. 65); Нечаев (1890). С. 35; Бенешевич В. Древне-славянская Кормчая XIV титулов без толкований. 1906; не потеряла своего значения и старая работа: Калачов Д. О значении Кормчей в системе древнего русского права, в: Чтения. 1847. 3–4. Milasch. Р. 75–77; Бердников. 1888. С. 13–17. Milasch. Р. 42–44, 78; Бердников. 1888. С. 15–17; ПБЭ. 8. Стб. 326–330, 330–377, 381–383. Русские издания: Книга правил. 1839; Правила... св. отец с толкованиями. 1878; Деяния Вселенских Соборов в переводе на русский язык. Казань, 1859–1873, 1889–1911. Т. 1–7; Деяния девяти Поместных Соборов в переводе на русский язык. Казань. 1901. 2-е изд. Milasch. Р. 50–54, 123–131, 690–716, а кроме того: Скворцов И. Записки по церковному законоведению. Киев, 1848, 1878 (3-е изд.); Иоанн Соколов. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851–1853. Т. 1–2; Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. Павлов. Ук. соч.; Milasch. Р. 178; Бердников. Ук. соч. С. 26–28.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

— От сего дня не болей более! — сказал ему на прощание старец. Павлову не хотелось так скоро расстаться со скитами, и он нанял извозчика в общежительную пустынь св. Параклита. Погода стояла теплая, солнечная. Благодаря недавно выпавшему снегу дорога была немного трудная для лошадей, но мягкая и спокойная для седоков, которым не для чего торопиться. Со всех сторон подымались опушенные снегом сосны и ели. Все время дорога шла по прямой линии лесом, но, пересекши речку Торгошу, она круто повернула вправо на косогор. Вскоре показались строения обители. Еще немного, и извозчик остановился у ворот скита. Павлов пошел по вытоптанной дорожке по направлению к церкви. Нигде среди разных деревянных строений он не встретил ни одной души. Обошел церковь, но и тут никого не было. Наконец у одной маленькой избушки он заметил инока. — Отче, нельзя ли мне молебен отслужить в вашем храме! — крикнул ему Павлов. — Сейчас, сейчас, батюшка! Я скажу иеромонаху. Вскоре подошел к Павлову худощавый иеромонах в старенькой рясе и показал ему верхнюю церковь Святого Духа Утешителя, или Параклита, и нижнюю — во имя Иоанна Предтечи. При этом он сказал: — Заметьте, как это премудро придумано соединить в одном здании эти две церкви. Воистину это обитель духовного возрождения. Ведь сказано, что если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Вот здесь мы молимся Святому Духу, а в той нижней церкви возносим молитвы к свидетелю Его, который был послан крестить народ в воде. После молебна Божьей Матери и Иоанну Предтече, иеромонах пригласил Павлова в свою келью и угостил его хлебом и медом с горячей водой. — Как у вас тихо, батюшка, — заметил Павлов, — настоящая пустынь! — Да, хранит Господь нас от молвы житейской. Женщины в нашу обитель вовсе не допускаются, да и мужчины богомольцы редко сюда заглядывают. Ограждены мы от мира стеной леса. Понравились ли вам наши леса? — Жалею, батюшка, что не летом я приехал к вам. Но и зимой у вас хорошо. Тут Павлов рассказал о своем недолгом пребывании в Лавре и в Гефсиманском скиту, о посещении знаменитого старца и о его прозорливости.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

— К Сергию, к скромному, но вдохновенному Сергию скорей! — сладостно мечтал Павлов, сидя в вагоне. Поезд подошел к Сергиевскому Посаду поздно вечером, когда ворота Лавры были заперты, и ему пришлось проехать прямо в гостиницу. На другой день утром было еще темно, когда он направился к Святым воротам Лавры. Заметив, что большинство богомольцев направлялось к угловой церкви за колокольней, и сам он вошел в нее помолиться. Всюду толпы двигающегося народа. Покупают, продают. Тут служат молебен; в другом месте — панихиды. Все подвижно, шумно; не на чем остановить своего внимания, своего благоговения, с которым он пришел сюда. За движущейся толпой, лестницами и переходами он прошел в соседнюю церковь. Здесь шла служба. На полу мокро от следов молящихся. В воздухе испарина. Тесно. И тут шумное движение толпы. Оно еще более увеличилось, когда стали приобщать народ. С окончанием ранней обедни Павлов вышел из церкви на двор. Увидев скопление богомольцев около дверей, недалеко от угловой церкви, он вошел вместе с ними в небольшую лавку. Там продавали просфоры разных размеров, а в следующей проходной комнате сидели послушники и за небольшую плату писали гусиными перьями имена поминаемых на нижней стороне просфор. Павлов стал искать церковь, где лежат мощи преподобного Сергия, чтобы там отстоять позднюю обедню. Ему указали на небольшой храм с золотым верхом. Тут тоже было тесно, но народ молился более спокойно. Сознание, что здесь главная святыня Лавры, все время держало Павлова в благоговейном настроении. Он отстоял молебен, горячо приложился к раке преподобного и молился ему, да сподобит его достойно исповедоваться и причаститься. Выйдя из церкви, Павлов стал искать трапезную. Он обратился было к двум проходящим мимо его монахам, но те так увлеклись разговором, что не обратили на него никакого внимания. Собственно, искать было нечего, потому что трапезная была рядом с храмом Св. Троицы. Он и не воображал, что эта ярко расписанная палата и есть столовая монахов. Внутри она отделана еще более богато, чем снаружи. Потолки и стены покрыты прекрасной живописью и красивым орнаментом. Множество накрытых для обеда столов. Между ними озабоченно хлопочут послушники.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010