22 августа 1884 г. Александра Павловича избирают на должность доцента кафедры древней гражданской истории, 33 в которой оставался все дальнейшее время до своей кончины, причем в 1903–1904 учебном году, согласно резолюции митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) , в обязанность Александра Павловича входило и преподавание новой общей гражданской истории (из-за отставки профессора Н.А. Скабалановича и последовавшего затем слияния двух кафедр историй – древней и новой – в одну). 19 января 1890 г. указом Святейшего Синода Александр Павлович был утвержден в звании экстраординарного профессора. 34 На протяжении своей преподавательской и научной жизни А. П. Лопухин был удостоен ряда наград, включая орден св. Владимира IV степени и орден св. Станислава III степени. 35 Был он удостоен и премии высокопреосвященнейшего митрополита Макария. 36 Будучи профессором, А.П. Лопухин продолжал свою научную работу. Основными направлениями его научной деятельности были: 1 . Библейские исследования. 2 . Популяризация западноевропейской богословской науки – путь, указанный протопресвитером И. Л. Янышевым. 3 . Церковная журналистика. 4 . Трехлетняя жизнь в Америке в сочетании с редкой широтой богословского кругозора сделали его сторонником сближения различных конфессий. А. П. Лопухин деятельно участвовал в различных межконфессиональных диалогах и богословских собеседованиях: а) с Римо-католической Церковью ; б) с Англиканской Церковью ; в) с сиро-персидскими христианами. Своей литературной деятельностью, которой Лопухин отдавался с беззаветной любовью, А. П. Лопухин снискал себе широкую популярность в среде любителей русской духовной литературы и принес несомненную пользу русскому духовному просвещению. 37 Как практичный человек, Александр Павлович лучше других сознавал, что в целях улучшения его многочисленных изданий необходимо иметь свою собственную типографию. Он и приобрел ее, благодаря чему его издания получили превосходный вид и появлялись у читателя своевременно и аккуратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Государыня ездит в Царское Село и напивается, любит английское пиво и для того берет с собою непотребных людей... ей наследницею и быть было нельзя, потому что она незаконнорожденная. Рижский караул, который у императора Иоанна и у матери его, очень к императору склонен, а нынешней государыне с тремястами канальями ее лейб-компании что сделать? Прежний караул был и крепче, да и сделали, а теперь перемене легко сделаться; если б и тогда Петру Семеновичу Солтыкову можно было выйти, то он бы и сам ударил в барабан; за то его тогда и от двора отрешили. Будет чрез несколько месяцев перемена; отец мой писал к матери моей, чтоб я никакой милости у государыни не искал, поэтому и мать моя ко двору не ездит, да и я, после того как был в последнем маскараде, ко двору не хожу». Идучи с Бергером 21 числа мимо дома фельдмаршала князя Трубецкого, Лопухин бранил последнего, также принца Гессен-Гомбургского, и говорил: «Нынешняя государыня больше любит простой народ, потому что сама просто живет, а большие все ее не любят». По доносу Фалкенберга Лопухин говорил: «Нынешние управители государственные все негодные, не так как прежние были Остерман и Левольд, только Лесток – проворная каналья. Императору Иоанну будет король прусский помогать, а наши, надеюсь, за ружье не примутся». На вопрос Фалкенберга, скоро ли это будет, отвечал: «Скоро будет». Фалкенберг при этом сказал ему, что когда дело благополучно кончится, то он бы его вспомнил, и Лопухин обещал вспомнить. Фалкенберг спросил: «Нет ли кого побольше, к кому бы заранее забежать?» На это сначала Лопухин ничего не отвечал, только пожал плечами; но потом сказал, что австрийский посланник маркиз Ботта императору Иоанну верный слуга и доброжелатель. В тот же день Лопухин был допрошен в присутствии Ушакова, Трубецкого и Лестока и повинился: «Говорил в поношение ее величества, что изволит ездить в Царское Село для того, что любит английское пиво кушать; я же говорил, что ее величество до вступления родителей ее в брак за три года родилась; и те слова употреблял, что под бабьим правлением находимся, а больше того никаких поносительных слов не говорил, а учинил ту продерзость, думая быть перемене, чему и радовался, что будет нам благополучие, как и прежде».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Трудные слова богослужения: как появился словарь — рассказывает Ольга Седакова Я думала, что паронимов наберется сотня-другая, но в последнем издании словаря их около 3000! Начиная, я не знала, какой труд меня ждет. Я собиралась сделать небольшой учебный список слов, которые обыкновенно понимают «по-русски», когда они значат другое… 25 марта, 2013 Я думала, что паронимов наберется сотня-другая, но в последнем издании словаря их около 3000! Начиная, я не знала, какой труд меня ждет. Я собиралась сделать небольшой учебный список слов, которые обыкновенно понимают «по-русски», когда они значат другое… «Трудные слова богослужения. Церковнославяно-русские паронимы» — настольная книга  филологов, исследователей богослужебных текстов и всех тех, кто хочет правильно понимать богослужение. Безгодно и бездельно, напрасно — то есть невовремя,  благорастворение воздухов и откровение языков — многие слова церковнославянского похожи на русские, однако имеют совершенно другое значение. За разъяснениями — к словарю известного филолога, переводчика и богослова —  Ольги Александровны Седаковой. Скачать словарь «Трудные слова богослужения. Церковнославяно-русские паронимы» djvu О том, зачем и как создавался словарь, толкующий «понятные» слова, рассказывает автор. — Ольга Александровна, расскажите, пожалуйста, как появился «Словарь трудных слов из богослужения»? В 1992-ом году Никита Ильич Толстой — учитель и мой, и Александра Кравецкого, и Александры Плетневой — предложил нам вести в журнале «Советское славяноведение» новый раздел: «Уроки церковнославянского языка». До этого у нас уже был опыт преподавания: Кравецкий вел полуподпольные занятия по церковнославянскому языку, а я в советские годы — еще совсем подпольные. Тогда мы еще немного прятались, потому что такие занятия квалифицировались как «религиозная пропаганда». — А как вы решили, что надо организовать такой «кружок»? — Меня об этом попросили. Знакомые мне часто задавали вопросы о значении разных слов, разных стихов из богослужений. А потом несколько человек решили объединиться и начать регулярные занятия славянским. Я совсем не собиралась быть учителем и сама не решились бы, потому что мое понимание было по существу интуитивным — ведь я сама специально церковнославянскому не училась.

http://pravmir.ru/trudnye-slova-iz-bogos...

Возражения высокопреосвященного автора против атрибуции еп. Кириллу II Ростовскому сочинений, содержащих имя Кирилл в заглавии, совершенно обоснованы. Тексты, достоверно принадлежащие еп. Кириллу II, неизвестны в настоящее время (Словарь книжников. Вып. 1. С. 223–225; Никольский Н. К. К вопросу о проповедях Кирилла II, епископа Ростовского//Библиографическая летопись. СПб., 1914. Т. 1. С. 122–124). Об авторстве сочинений, содержащих имя Кирилл в заглавии, см.: Сухомлинов М. И. О псевдонимах в древнерусской словесности//Изв. АН по РЯС. СПб., 1855. Т. 4. Стб. 117–159. 3; Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах — авторах в древней русской литературе//Сб. ОРЯС. СПб., 1887. Т. 42. С. 3–18. 3. С тех пор количество поучений, достоверно атрибутируемых свт. Серапиону Владимирскому, осталось прежним. Позднейшие издания их текста и библиографию работ о нем см.: Словарь книжников. Вып. 1. С. 389–390. Позднее вопрос об авторстве сказания осложнился тем, что исследователям стали известны тексты, где в заглавии стоит имя еп. Иоанна; окончательно проблема авторства сказания не решена и по сей день (Словарь книжников. Вып. 1. С. 414–415), хотя более вероятно, что это сочинение принадлежит Андрею (Ключевский. Древнерусские жития. С. 146–147). Наиболее подробно вопрос о редакциях и списках памятника рассмотрен Н. И. Серебрянским (Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 108–141). Об изданиях памятника см.: Словарь книжников. Вып. 1. С. 416. Уже В. О. Ключевский установил, что в дату перенесения мощей при публикации жития вкралась ошибка: в рукописи означен не 1274 (Sjnb), а 1474 г. (Sцnb) На более позднее время, чем XIII в., указывает и именование Ростовского владыки архиепископом (титул «архиепископ» употребляется со времени свт. Феодора Ростовского — ок. 1390 г. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 23–24). Памятник известен в двух редакциях, которые датируются не ранее посл. четв. XV в. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 23–26; Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 276–280). Позднее стало известно также поучение митр. Феогноста, сохранившееся в списке 1414–1415 г., сделанном в Кашине, в составе сборника толкований, называемом «Книга Кааф» (ГИМ. Музейн. 4034) под заглавием «Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасенное, к духовным чадом, нашим правоверным крестьяном, от Божественных писаний о смиренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися крестьяном, и якоже недостойни приходят к Божественным Тайнам — в муку себе не в терпеливую въвергуть, и како подобает чтити Честнаго и Животворящаго Креста» (нач.: «Взлюблени, многождо помянух вашей любви...»).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

127. Истинное поклонение кресту Христову//Душеполезное чтение. – 1900. – I. – С. 491 – 501. 128. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1: Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1725). – СПб.: Тип. А.П. Лопухина , 1900. – II, 429, II с. 129. Святейший Кир Адриан, Патриарх царствующего великого града Москвы и всея России и всех северных стран. К двухсотлетию со дня кончины (16 октября 1700 года)//Прибавления к Ц Вед. – 1900. – – С. 1691 – 1698. 130. Русская Церковь в XIX веке//История Христианской Церкви в XIX веке/Под ред. А.П. Лопухина . – СПб., 1901. – Т. 2. – 232 с., 12 л. ил. 131. Русская Церковь в XIX веке. (Оттиск из изд. «История Христианской Церкви в XIX веке»). – СПб.: Тип. А.П. Лопухина . – СПб., 1901. – 232 с., 12 л. ил. 132. Фотий (Спасский) , архимандрит//Русский Биографический Словарь. Т. «Фебар – Цявловский». – СПб.: Тип. B. Безобразова и К, 1901. – С. 206 – 209. 133. Академическая паломническая поездка ко святым местам Востока//Прибавления к Ц Вед. – 1902. – – C. 699 – 708. 134. К вопросу об учреждении Святейшего Синода//Странник. – 1903 (апрель). – С. 619 – 632. 135. Новые материалы для истории Русской Церкви начала XVIII века/Рецензия на кн. «Описание архива Александро-Невской Лавры за Время царствования императора Петра Великого». Т. I. 1713 – 1716 гг. – СПб., 1903//Странник. – 1903. – – С. 957 – 965. 136. Константин (Бродский), архимандрит//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 241. 137. Константин (или Константий), епископ Бузевский//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 242. 138. Корнилий (Чернявский), игумен//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 258. 139. Коссаковский Ян Непомук, римско-католический епископ//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 299 – 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Уверен, что данное издание, продолжающее лучшие традиции отечественной лексикографии, станет важным образовательным ресурсом для семинарий, духовных училищ, светских высших учебных заведений и общеобразовательных школ — там, где уделяется внимание, в том числе, славянскому языку. Когда Русская Церковь возрождала разгромленное атеистической властью духовное образование и церковную науку, речь шла именно о возрождении, о попытках воссоздать то, что существовало до революции, а потом было уничтожено. Сейчас наша приоритетная задача — поднять уровень церковной науки и образования до стандартов нынешнего века. И подготовка Большого словаря церковнославянского языка Нового времени является шагом в этом направлении. Словарь призван описать всю лексику основного круга книг, используемых в современной богослужебной практике Русской Церкви. Большой академический словарь этого языка создается впервые. Все имеющиеся словари толковали только непонятные слова, данный же словарь описывает всю лексику, отмечая оттенки значения, особенности сочетаемости, глагольного управления и т.д. В словарь включены имена собственные и географические названия, благодаря чему читатель имеет возможность найти в одном справочнике информацию обо всех словах, которые встречаются в богослужебных книгах. Поскольку значительная часть церковнославянских источников представляет собой произведения литургической поэзии, словарь фиксирует устойчивые выражения и метафоры, а также библейские аллюзии. Составление подобного словаря — это очень большая работа. Пока перед нами первый том. Важно, чтобы этот проект, имеющий большое церковно-общественное значение, был завершен в обозримые сроки. Хотел бы обратиться со словами глубокой благодарности к коллективу авторов под руководством Александра Геннадьевича Кравецкого и выразить признательность Александре Андреевне Плетнёвой, творческому коллективу Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук в лице его руководства: Александра Михайловича Молдована и Марии Леонидовны Каленчек. Искреннюю признательность выражаю Константину Сергеевичу Деревянко, принявшего на себя заботы по подготовке издания этого словаря. Сердечно поздравляю всех вас с выходом первого тома и желаю помощи Божией в дальнейших трудах всем тем, кто принял на себя этот огромный труд. Помогай вам Бог. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4890834.ht...

471 Древняя российская вивлиофика..., издаваемая помесячно Н. Новиковым. СПб., 1773. Ч. 1. Месяц Март, с. 164. 473 Древняя российская вивлиофика... СПб., 1775. Ч. 8, с. 101. Когда в 1652 году в Москву из Старицы были принесены священные останки первого Патриарха Иова, то в Успенском соборе их, «пришедшее, поставили в ногах и Иасафа Патриарха на мосту наверху». – Московия и Европа. М., 2000, с. 497. 474 Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским/Перевод с арабского Г. Муркоса. М., 2005, с. 481. 477 Собинный ‘собственный’. – Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии наук. Изд. 2. СПб., 1867. Т. 3, с. 350. 478 Мнение Иоасафа Патриарха и всего Освященного собора//Записки отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. Т. 2. СПб., 1861, с. 372–374. 485 Наказывать ‘учить, поучать, наставлять’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 10. М., 1983, с. 112. 487 Повычно от глагола повыкнути, то есть ‘привыкнуть, иметь в обычае’. – Там же. Вып. 15. М., 1989, с. 177. 490 Шпынь ‘балагур, шут, насмешник’. – Словарь современного русского литературного языка. Т. 17. М.; Л., 1965, стб. 1541. 491 Клопот ‘шум от ударов, гул, грохот’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980, с. 178. 492 Пискание от глагола пискати, то есть ‘играть на свирели, дудке и т. п.’. – Там же. Вып. 15, с. 54. 494 В словаре нами обнаружено слово «котыга», которое, возможно, имеет близкое значение ‘вид мужской одежды’. – Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). Т. 4. М., 1991, с. 277. 496 Такая оценка описываемой ситуации восходит к предисловию к постановлениям Владимирского Собора 1274 года; см. материалы Собора 1274 года: РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: (Памятники XI–XV в.). Стб. 86. В свою очередь данный текст восходит к библейским пророчествам: Иер.21:7; 48:6 ; Пс.1, 13 ; Иез.34:5–6 ; см. Лаушкин А. Митрополит Кирилл II и осмысление ордынского ига во второй половине XIII века//Богословский сборник. Вып. 10. М., 2002, с. 216–217.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

73. Флорищева Успенская Пустынь, Владим. губ. а) Викторов А. Е. Описи... Северной России. СПб. 1890. б) Георгиевский В. Флорищева Пустынь. Историко-Археологическое описание с рисунками. Вязники, 1896; дополнение к Викторову (Опис. 223 ркп.). в) Строев П. М. Библиологический словарь. г) Артлебень Н. А. Каталог старинных рукописей, печатных книг, грамот и актов, хранящихся в б-ке Флорищевой пустыни. Влад. Губ. Вед., 1880, 47–49, 51, 52; 1881, 2, 4–7; 1882, 1. Б.ч. рукописей передана во Владимирское Древлехранилище. 74. Холмогорский Преображенский Собор. Викторов А. Е. Описи... Северной России. 75. Череповский Воскресенский Собор. Строев П. М. Библиологический словарь. 76. Чернигов. Духовная Семинария. Лилеев М. И. Описание рукописей, хранящихся в б-ке Черниговской Духовной Семинарии. СПб. 1880. Изд. Общ. Люб. Древн. Письмен.; Памятники, 1880, I, II. —35— 77. Ярославль. Духовная Семинария. Строев П. М. Библиологический словарь. Спасский монастырь. а) Иером. Владимир. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. М. 1881 г. Обзор книгохранилища и архива, с. 101–119. Яросл. 1912. б) Спасский м-рь в Ярославле. Летописи Занятий Археограф. Комиссии, вып. V, с. 21–29. в) Строев П. М. Библиологический словарь. 78. Юрьев – Польский. Архангельский монастырь. Строев П. М. Библиологический словарь. а) Отчет Д. И. Абрамовича о занятиях в библиотеках Волынской епархии в 1902 г. (См. Отчет о деятельности Отделения Рус. Яз. и Слов. И. Ак. Наук за 1902 г. составл. Орд. Акад. В. И. Ламанским. СПб. 1902, с. 24–30). б) Бередников Я. И. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырских и других б-ках. ЖМНПр. 1853, 6, LXXVII, С. 85–111. в) Белокуров С. А. О рукописном Сборнике XV–XVI в. Собрания И. П. Никифорова. Чтения ОИДР. 1898, кн. II, с. 43. г) Бугославский Г. К. Замечательный памятник древней Смоленской письменности XIV в. Древности М. Археол. Общ., т. XVIII. д) Булгаков Ф. И. Две рукописи из библиотеки М. Ф. Газетова. Памятн. Древн. Письмеп. 1880. Вып. I , c. 145–166.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

607 . Шмурло Б. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни (1767–1804)//“Журнал Министерства Народного Просвещения”, 1887–1888; отдельное издание. СПб., 1888. 608 . Щепин М. На каждый месяц. Объяснение праздников, совершаемых в Православной Церкви, и краткие сведения из жизни святых, месяц август. М., 1883. Отдел III. Энциклопедии, справочники, словари 1 . ЭНЦИКЛОПЕДИИ 609 . Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний, изд. “Просвещение”, т. XIX. СПб., 1901. 610 . Настольная иллюстрированная энциклопедия, изд. “Вестник знания”, т. III. СПб., 1906. 611 . Настольный энциклопедический словарь, изд. 5, т. IX. М., 1901. 612 . Энциклопедический словарь, изд. Павленкова. СПб., 1899. 613 . Энциклопедический словарь, изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. XXXII. СПб., 1901. 614 . Справочный энциклопедический словарь, изд. К. Крайя, т. X. СПб., 1848. 2 . СПРАВОЧНИКИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 615 . Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, изд. 3. СПб., 1900. 616 . Аскоченский В. Краткое начертание истории русской литературы, Киев, 1846. 617 . Евгений (Болховитинов) , митроп. Историко-географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранное из историй, архивных записок и сказаний//“Воронежская старина”, вып. XI, 1912; отдельное издание. Воронеж, 1912. 618 . Веселовский Г.М., и Воскресенский Н.В. Города Воронежской губернии. Их история и современное состояние//“Воронежский календарь на 1874”. Воронеж, 1874. 619 . Геннади Г.Н. Список анонимных русских книг. СПб., 1874. 620 . Город Задонск//“Русский художественный листок”, 1862. 621 . Города Воронежской губернии. Воронеж, 1876. 622 . Дебольский Г.С, прот. Дни богослужения православной кафолической восточной Церкви, т. I. СПб., 1866. 623 . Димитрий (Самбикин) , архимандрит. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии//“Приложение к Воронежским епархиальным ведомостям”, 1886; отдельное издание: вып. IV. Воронеж, 1886.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

281, оп. 34, д. 9583, л. 1–8). Жалованная грамота, данная царем Михаилом Федоровичем игумену Путивльского монастыря Герасиму в 1621 г., разъясняет, что село Есмань в 1618 г. по Деулинскому миру «отошло к Литве» (Труды Курского губернского статистического комитета. Курск, 1863. Вып. 1. С. 562–569; РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9614, л. 5). Но в 1633 г. «Новгородок у Литовских людей был взят» (РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9589), а село Есмань возвращено Путивльскому монастырю по грамоте царя Михаила Феодоровича «на бортные ухожья, пахотную землю, рыбные ловли и бобровые гоны в селе Ясмани и в Печерской волости», данной 22 октября 1633 г. игумену Варлааму с братией (РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9589, л. 3). Переписчики того времени иногда ошибались, называя одно и тоже село Есмань или Ясмань. Перечисленные сведения о селе Есмань приведены также в «Выписи из отказных книг игумену Молченского монастыря Селиверсту с братией на бортные ухожья, рыбные и звериные ловли в Путивльском уезде» от 28 июля 1677 года (РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9614, л. 1–13). 160 Борть – колода для пчел, улей (Даль В. Толковый словарь живого великоросского языка. М., 1955. Т. 5. С. 118). 161 Ухожье – угодье (Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам. Труд И. И. Срезневского . Т. 3. Вып. 1. СПб., 1903. С. 1330); место для бортей; пустошь (Даль В. Указ. соч. С. 526–527). Бортное ухожье – угодье, где ставили борти на растущих деревьях. 162 Уколити – огородить кольями, окружить тыном (Словарь церковно-славянского языка, составленный академиком А. Х. Востоковым. Т. I. СПб., 1858. С. 250. Полный церковно-славянский словарь/Составил священник магистр Григорий Дьяченко . М., 1900. С. 1115. Словарь академии российской по азбучному порядку расположенный. Ч. 6. СПб., 1822. С. 935. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Труд И. И. Срезневского , Т. 3, вып. 1. СПб., 1903. С. 1180). Укол – надел, мера земли; укольный – к уколу относящийся (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010