По его глубокому убеждению, каждая церковь во главе с епископом является наследницей Петра - основанием единства Церкви в целом. Это отражение природы местной христианской общины, вне которой нет спасения: «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Конкретно, говоря о «кафедре Петра», св. Киприан имел в виду свои, карфагенский епископат, а вовсе не римский, как истолковали это понятие защитники папства и богословы Первого Ватиканского собора. Они защищают точку зрения, что Римская Церковь как бы охватывает собою весь мир, а папа - единственный «подлинный» епископ. Все епископы обязаны подчиняться ему, ибо власть Петра не связана с местным евхаристическим собранием, а принадлежит одному лицу, возглавляющему вселенскую Церковь. Такое толкование в корне противоречит учению св. Киприана: «Господь наш, коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: «Я говорю тебе: ты - Петр (по-гречески - «камень»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19). Отсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере...» («О падших»). Итак, Киприан говорит, что слова Господа, обращенные к Петру, устанавливают епископское служение, а не примат Рима. Известно, что в первые 10 лет существования церковной общины в Иерусалиме ее возглавлял апостол Петр. Если можно говорить об епископстве св. Петра, то только в этом контексте, поэтому можно предположить, что, когда Господь говорил Свои слова Петру, Он имел в виду именно это: Петр первым возглавит местную иерусалимскую Церковь. Петр действительно председательствовал на первой евхаристии в Иерусалиме.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

38. Сотрудник Братства св. Гурия. 25 июля 1910 года О церковной дисциплине IV. После того, как мы выяснили необходимость дисциплины для церковной жизни и её укрепления, постараемся указать её пределы. В этом отношении церковную дисциплину вполне можно сравнить со всем дисциплинарным ветхозаветным законом. Как в ветхом завете вся жизнь подзаконного человека проходила под руководством закона, так и вся жизнь каждого христианина должна подлежать воздействию св. Церкви, вся без исключения находиться под воспитательным её контролем. О ветхозаветном законе и его влиянии на жизнь св. Писание говорит так: «Люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими. И да будут слова сии (т. е. Закона Божия), которые Я заповедаю тебе сегодня в сердце твоём, и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая: и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор. 6:5–9 ). Таков идеал исполнения ветхозаветного закона. – В полную параллель к этому должна быть введена и церковная дисциплина: нужно, чтобы вся внешняя обстановка христианской жизни напоминала христианам о Боге; необходимо, по крайней мере, в идеале представлять церковную жизнь такой, чтобы ничто христиан не отвлекло от Христовой истины. Святой Киприан Карфагенский поэтому и доказывает справедливость того истинно церковного принципа на основании самого свящ. Писания, что нужно как можно более расширить сферу жизни, подлежащую дисциплинированию со стороны церкви и ни в каком случае её не сокращать. «Если в свящ. Писании, – рассуждает св. Киприан, – часто и повсюду приписывается дисциплина, и если соблюдение установленного есть как бы основание религии и веры, то чего наиболее прилично нам желать, и чего держаться, как не того, чтобы стоять твёрдо против искушений и смущений мира и достигнуть даров Божиих через соблюдение божественных заповедей». (Кипарисов; о церк. дисципл. с. 23). Св. Киприан даже одежду христиан желает подчинить церковной дисциплине и при том ссылается на апостола Павла, который установлял порядки даже и в этой незначительной области, вследствие своей незначительности, по-видимому, подлежащей полной свободе; даже и здесь, по мнению Киприана, христиане должны руководиться «церковной дисциплиной во всей её божественной благости». Поэтому же в частном христианском быту св. Киприан считал требованиями дисциплины такие предметы: не брить бороду, вставать на ноги, когда идёт пресвитер: та или другая одежда женщин считалась также подлежащей церковным взглядам, почиталась соответствующей или не соответствующей церковной дисциплине (Ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память священномученика Киприана Карфагенского Жены-мироносицы, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял ужас и трепет, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Ангел велел мироносицам передать ученикам, что Господь воскрес, а они этого сделать не смогли. Господь дал им повеление идти из Иерусалима в Галилею, а они Его не послушались. Очень часто бывает, что человек по слабости своей не слушается того, что Господь ему повелевает, и из-за этого бывает беда. Плохо, когда человек не слушается Бога, а слушается своих чувств, или мыслей своих, или кого-то из людей слушает, надеясь «на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», потому что это проще, легче. Все человеческое льстит человеку, а Бог говорит человеку прямо. И вера православная заключается в том, чтобы как ни трудно было, но со всем упованием на Бога сделать все-таки так, как Он говорит. Надо приучаться жить не чувствами, не мнениями, не советами, прочитанными из книг или полученными от людей. Потому что советы могут быть хорошими, а могут быть и плохими, а могут быть и очень льстивыми, то есть по виду быть хорошими, а на самом деле заключать зло. Всякое действие, всякое явление всегда можно оценить по плодам, хорошо оно или плохо. Для этого надо посмотреть, к чему это приводит. На вид может быть все красиво и привлекательно, но если плоды злые, значит, это плохо. И наоборот, на вид невзрачно и вроде бы неуспешно, а на самом деле плоды приносит добрые. Господь это Своей жизнью прекрасно продемонстрировал. А если следовать тому, что люди скажут, то можно ошибиться. Сегодняшнее воскресенье совпало с памятью священномученика Киприана Карфагенского , епископа, жившего в середине третьего века. В то время в Карфагене было страшное гонение, христиан хватали, многих казнили и ссылали. Киприан спрятался, и это вызвало большой соблазн. И если бы он пошел на поводу у этого людского мнения, то получилось бы плохо. А он, хотя и слух пополз, что, дескать, он боится, все равно не вышел, потому что у него были еще другие святительские обязанности, более важные, чем мученические. А когда уже время пришло, он сам сдался властям, даже денег палачу дал, и сам склонил голову на плаху. И христиане постелили белую простыню, чтобы собрать его кровь, потому что эта кровь была способна чудотворить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Василий Великий . Григорий Богослов , Киприан Карфагенский крестились не в детстве. Да, но почему не в 16–18 лет, а в 30 ( Василий Великий , блаженный Августин ) и 45 ( Киприан Карфагенский )? Во-первых: сами эти отцы говорили о необходимости детского крещения, во-вторых: их практика не была общецерковна. Тогда многие считали за лучшее быть крещенным ближе к смерти, чтобы умереть менее запятнанным. Зачем множить крещенных атеистов. Крещение не делает автоматически членом Церкви. Крещение нужно для того, чтобы стать членом Церкви. Крещённый лишь потенциально христианин. Во всяком случае отсутствие крещения не приближает к Богу. Причащение Таинство творит Бог, а не человек (см. Притч. 9:2 ). Человек лишь служит сему таинству. Истинность : В Писании нигде не сказано «символ», а наоборот: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор. 10:16 ). ср. пища не приближает нас к Богу… ( 1Кор. 8:8 ). Остальная пища для тела, а эта – приобщает к Богу. Есть идоложертвенное – общение с бесами ( 1Кор. 10:20 ), а причащаться Тела и Крови не есть ли общение с Богом? Причащаясь, мы участвуем в трапезе Господней (ст. 21) как апостолы, а они тогда не вспоминали Христа, а вкушали Его. Ядущий Меня жить будет Мною ( Ин. 6:57 ). Сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя… Перед смертью Христос уже не говорил притчами ( Ин. 16:29 ). Мы от одного хлеба причащаемся (Христа) ( 1Кор. 10:17 ) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (ст. 54). Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (ст. 51). Не хотите ли и вы отойти? (ст. 67). Обязательность: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (ст. 56). Апостолы постоянно пребывали в… общении и преломлении хлеба ( Деян. 2:42, 20:7, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Достигнут ли Царства Божьего ищущие его? (см.стих 32) Откровение Иоанна Богослова, глава 12 7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. 10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. 11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Ответьте на вопросы ко всем отрывкам: Что нового и важного для себя вы узнали/поняли о Царстве Божием из этих трех отрывков? Прочтите толкования Святитель Киприан Карфагенский Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Святитель Тихон Задонский Святитель Феофан Затворник Святитель Киприан Карфагенский Мы просим о пришествии к нам Царства Божия в таком же смысле, в каком молим Бога, чтобы святилось в нас Его имя. Ибо когда же Бог не царствует или когда положить начало Его Царства, которое всегда было при Нем и не перестает быть? Мы просим, да приидет наше Царство, обещанное нам Богом, приобретенное кровью и страданием Христовым; просим, чтобы нам, послужившим в сем веке, царствовать потом с Владыкой Христом, как и Сам Он обещает это, говоря: «приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25,34). …И мы правильно испрашиваем Царства Божия, т.е. Царства Небесного; ибо есть и царство земное. Но кто отрекся уже от мира, тот выше мирских почестей и царства. Таким образом, посвящающий себя Богу и Христу желает не земного, но Небесного Царства. А при этом необходима непрестанная молитва и моление, да не отпадем от Небесного Царства так, как отпали иудеи, которым оно было обещано прежде. Господь ясно говорит: «мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф.8,11-12). Он показывает, что иудеи были прежде сынами Царства, доколе не переставали быть сынами Божиими; потом же с упразднением у них имени Отеческого упразднилось и Царство. Потому-то мы, христиане, которые стали называть в молитве Бога Отцом, просим, да приидет к нам Царство Божие.

http://blog.predanie.ru/article/da_priid...

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. (Ин. 5: 2–4) Драматичнее всего во всем этом евангельском чтении одиночество больного. Вы слышали? Господи, у меня нет никого, кто опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (ср.: Ин. 5: 7). Самое трагическое положение человека – это одиночество, его совершенная изоляция. Святой Киприан Карфагенский говорит: «Каждый падает в одиночку, а спасаемся мы в сообществе Церкви» Святой Киприан Карфагенский говорит, что «каждый падает в одиночку, а спасаемся мы в сообществе Церкви». Быть одиноким значит падать, погибать. Быть одиноким значит не думать ни о ком, кроме себя, потому что тебя захлестывает страдание, в котором ты задыхаешься. Тебя угнетает бесполезность жизни. Потому что жизнь, проживаемая в одиночестве, если с тобой нет Бога, – это жизнь бесполезная, загубленная. Жизнь, смысл которой исчез еще в то самое мгновение, когда ты стал одиноким. У этого больного не было даже какого-нибудь родственника, друга, который взял бы его, когда зарябилась вода, и бросил в воду, чтобы ему исцелиться. А сколько раз мы сами оказываемся в такой же ситуации! Сколько раз бываем одинокими и больными – и нет у нас никого, кто бы помог нам исцелиться, кто избавил бы нас от нашего страдания! Или же в одиночестве и страдании у нас не находится никого, с кем бы мы могли пообщаться, ведь, как гласит немецкая пословица, боль разделенная становится вдвое меньше, а неразделенная вдвое тяжелее. Так было и с этим человеком. Но Христос с великим милосердием спросил его: – Ты хочешь исцелиться? Вопрос подобного рода, обращенный больному, может показаться бессмысленным. Он, конечно же, хочет исцелиться. Однако Спаситель намекал здесь на что-то другое. Этот человек болел по причине своих грехов, и когда Спаситель спросил его: «Ты хочешь исцелиться?» – Он, по сути, спросил:

http://pravoslavie.ru/103173.html

Заповеди ...Исполняющий их прославится в Царствии Божием, а избирающий другое погибнет вместе со своими делами (ап. Варнава, 94, 52). ...Заповеди ты легко соблюдешь, и не будут они трудны, если будешь убежден, что их можно соблюсти, но если ты положил в сердце своем, что они не могут быть соблюдены человеком, то не соблюдешь их... если не соблюдешь этих заповедей и пренебрежешь их, то не спасешься... (св. Ерм , 94, 198). Источник. Соблюдешь ... если сердце твое будет чисто пред Господом, и все соблюдут, которые очистят сердца свои от суетных похотей этого века, и будут жить с Богом (св. Ерм , 94, 200). ...Если хочешь быть защищен от всякого бедствия и злополучия и иметь успех во всяком добром деле и слове и во всякой истинной добродетели, то поступай по... заповедям... и будешь господствовать над всякою неправдою. Ибо, если будешь соблюдать эти заповеди, покорятся тебе всякое пожелание и сладость этого века, и будет сопровождать тебя успех во всяком добром деле (св. Ерм , 94, 245). ...Если мы хотим ходить во свете Христовом, то да не отступаем от заповедей Его и наставлений... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 401). Источник. Евангельские заповеди – это не что иное... как Божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры... пособие к получению спасения (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 200). Источник. ...Вкусивший сладости заповедей и знающий, что они скоро приводят его к подражанию Христу, сильно желает приобрести и прочие, так что ради них часто презирает и смерть (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 41). Все блаженства делают богом по благодати человека, сделавшегося кротким, жаждущим всякой правды, милостивым, бесстрастным, миротворцем, терпящим всякую скорбь с радостью, ради любви к Богу и ближнему. Итак, это суть дары Божии, и мы должны много благодарить Бога за них и за предложенные нам воздаяния: Царствие Небесное в будущем и утешение здесь, полноту всякого блага и милости от Бога; явление Божие видением тайн, сокровенных в Божественных Писаниях и во всех тварях Его, и многую мзду на небесах, подражание Христу на земле и блаженство каждой заповеди, т. е. высочайшее из благ, крайний предел желаний (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 43–44).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Первый – земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, сопряженная со страданием и уничижением Сына Человеческого: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 53: 3). Второй – Его Второго Пришествия во славе, например, у святого пророка Исайи: Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века (Ис. 9: 7). По словам святого мученика Иустина Философа, «Пророки предсказали два пришествия Христова: одно, уже бывшее, в виде человека неславного и страждущего, другое, когда Он, как возвещено, со славою придет с небес, окруженный ангельским Своим воинством» . Об этом же говорил и священномученик Киприан Карфагенский: «У пророков означалось двоякое пришествие Его: одно, – в котором надлежало Ему по действиям и образу явиться человеком, а другое – в котором признали бы Его Богом» . Но различить это, находясь в рамках Ветхого Завета, было почти невозможно, и «иудеи, не уразумевши первого пришествия, тайно предшествовавшего в страдании, веруют только в одно то, которое откроется в могуществе» , говорил священномученик Киприан Карфагенский. Это различение фаз Нового Завета стало возможным только после Воплощения, Крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Еще одну дополнительную сложность в понимании добавляло то, что в пророчестве нередко в процессе речи как бы менялся автор. Речь идет о том, что святой мученик Иустин Философ описывал так: «Оно (Слово Божие, говорящее через пророка – прим. авт.) иногда предвещательно говорит о том, что будет, иногда говорит как от лица Владыки всего и Отца Бога, иногда как от лица Христова, иногда как от лица людей, ответствующих Господу или Отцу Его: это самое можно видеть и у ваших писателей, где, хотя один пишет все, но вводит говорящие лица» . Сложность представляет также различение того, что в пророческом слове относится к данной ситуации, а что касается будущего. Ведь, по словам святого пророка Исайи трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно (Ис. 40: 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сын Человеческий предается в руки грешников — для их же спасения. Предание — это дар, и это — жертва. Так мы прикасаемся к главной тайне христианства: Предание как тайна крестной любви… Если Христос Себя не выдаст на смерть — люди ничего не смогут принять. Христос разносит Себя и раздает. Но нельзя забывать, что всюду, где Христос «раздает Свое тело» — Он «преломляет» его. Вечеря любви не случайно соседствует с Голгофским крестом. Предание совершается ради любимых. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Сию заповедь принял Я от Отца Моего» (Ин. 10,17–18). Кому отдает Свою жизнь Христос и зачем? Только Отцу («В руки Твои предаю Дух Мой»)? Только палачам? Его Жертва есть просто отказ, есть только негатив, окрадывание, умаление жизни? Или это есть еще и дарение, и та жизнь, которую отдает Христос, кем-то приемлется? Для православного сознания очевидно, что прежде всего Христос дарит Себя нам: «Так как распятие совершено за любимых, то Христос называет его славою (Ин. 7, 39)» (свт. Иоанн Златоуст ). «Мы не должны ничего ставить выше Христа, так как и Он выше нас ничего не ставил» (свт. Киприан Карфагенский ). Любовь Христова жертвует себя любимым, то есть — людям. Символом жизни в Библии является кровь. Христос не просто изливает Свою кровь. Кровь Христа не просто впитывается камнями Голгофы. Кровь Христа не просто исторгается из Него насилием палочей. Он Сам открывает источники Своей крови. И собирает ее в Чашу (парадоксальным образом — еще до Распятия). И эту Чашу Крови Он предлагает — кому? Свою изливаемую кровь Христос предлагает испить не сатане, не палачам и не Богу Отцу. Он предлагает, чтобы апостолы приняли ее в себя. «Не могли бы мы пить и Крови Христовой, если бы Христос не был прежде истоптан и выжат», — пишет в III веке свт. Киприан Карфагенский (Письмо 63. К Цецилию о таинстве чаши Господней ), приводя пророческий текст: «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис. 63, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Теология ...Божество превыше всякого существа и жизни; никакой свет не может быть выражением Его; всякий ум и слово бесконечно далеки от того, чтобы быть Ему подобными (сщмч. Дионисий Ареопагит , 29, 9). ...На основании таинственного Священного предания истинно утверждаем, что Бог ни с чем из существующего не имеет сходства (сщмч. Дионисий Ареопагит , 29, 10). Источник. Где идет речь о Господе Боге, там чистое и искреннее слово ищет доказательств для веры не в силе красноречия, а в самой вещи (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 89). Источник. ...Один есть Господь всех – Бог: величие Его не может иметь совместника, потому что Он Сам всемогущ (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 5). Источник. Когда затворишь дверь жилища твоего и останешься один, ведай, что тебе соприсущ определенный от Бога каждому человеку Ангел, которого еллины называют домашним духом. Он не дремлющ и, всегда будучи при тебе, все видит, его обмануть нельзя, и тьма не скрывает от него. Вместе с ним сознавай и Бога во всяком месте присущим. Ибо нет места или вещества какого, где бы не было Бога, Который больше всех, и все содержит в руке Своей (прп. Антоний Великий , 90, 74). Бог благ, и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость, так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения (прп. Антоний Великий , 90, 89). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010