Человек должен уметь прощать, если он хочет получить прощение от Бога; эта мысль была прочно усвоена ранней Церковью. В первой половине II века Поликарп Смирнский пишет христианской общине в Филиппах: «Если молим Господа, чтоб Он простил нас, то и мы должны прощать. Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога; каждый из нас должен предстать пред судилище Христово и каждый за себя дать отчет» 377 . В III веке Киприан Карфагенский говорит: Научивший нас молиться о грехах и долгах наших обещал нам милосердие Отца и следующее затем прощение. К этому ясно присовокупил и прибавил закон, ограничивающий нас известным условием и обетом, по которому мы должны просить, чтобы нам оставлены были долги так, как и мы оставляем должникам нашим, зная, что не может быть получено нами отпущение грехов, если мы не сделаем того же относительно должников наших... Итак, тебе не остается никакого извинения в день суда: ты будешь судим по собственному своему приговору, с тобою поступят так, как сам ты поступишь с другими 378 . Означают ли слова молитвы «Отче наш» о прощении, что последователь Иисуса должен закрывать глаза на грехи ближнего, отказываться от попыток вразумить его, остановить от впадения в еще большие грехи? Такой вывод не вытекает из общего контекста учения Иисуса о прощении. С одной стороны, на недоуменный вопрос Петра Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус отвечает: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз ( Мф. 18:21–22 ). Тем самым подчеркивается, что милосердие и терпение не должно иметь пределов: прощать надо столько раз, сколько человек согрешит. С другой стороны, мы находим в речи Иисуса следующие указания: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Таинство покаяния совершалось в Церкви с древнейших времен, о чем свидетельствуют Апостольские правила и церковные писатели первых веков христианской эры (сщмч. Ириней Лионский, Тертуллиан, Лактанций, Ориген, Фирмилиан Кесарийский, сщмч. Киприан Карфагенский и др.).    Чинопоследование таинства покаяния состоит из двух основных действий, составляющих его видимую сторону:    а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к таинству;    б) молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем по выслушивании исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (здесь называется имя кающегося), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».    От приступающих к таинству покаяния требуется:    а) вера во Христа и надежда на Его милосердие, ибо всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян.10:43; также см.: Деян.4:12; Евр.7:25).    б) Сокрушение о грехах, потому что печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению... (2 Кор.7:10).    Исповедание, т. е. произнесение вслух, грехов должно быть не только формальным признанием своей неправоты, но действительным раскаянием, т. е. искренним сожалением о содеянном, сопровождаемым чувством отвращения ко греху. Причем раскаяние это должно проистекать не только из страха перед гибельными последствиями греха, но прежде всего из любви к Богу, из осознания того, что всякий грех есть нарушение воли Божией, оскорбление нашего Творца, отделяющее грешника от Бога и лишающее его главного блага, которым обладает христианин, — возможности благодатного общения со своим Небесным Отцом.    в) Намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез.33:19).    Раскаяние в грехах является необходимым, но недостаточным условием действенности таинства покаяния. От кающегося требуется также изъявление воли к исправлению, твердого намерения бороться с грехом, желания сотворить достойные покаяния плоды (см.: Мф.3:7-8). Причем это намерение должно соединяться с осознанием собственной немощи и с испрашиванием у Бога благодатной помощи, без которой невозможно победить грех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Прихожанка. Но после нее я, кажется, поняла еще одну причину, по которой вы стараетесь соблюдать все «мелочи» уставных предписаний. Эта причина – послушание Церкви. Пресвитер. Вернее, любовь к Богу, выражающая себя через послушание Его Церкви. Ведь в Писании точно определено, как выражается любовь к Богу: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин. 14, 23 ). И соблюдение это должно быть не только в целом, но и в частностях, ибо неверный в малом может ли быть верным в великом ( Лк. 1, 10 )? Помните условие для получения более великого? «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» ( Мф. 25, 23 ), – так Господь сказал рабу, исполнившему сначала небольшое Его поручение. Святитель Афанасий, как вы помните, относит эти слова и к уставным «мелочам». Прихожанка. Да-да, я обратила на это внимание. А еще я поняла, что нельзя предпочитать вещи более важные менее важным. И если кажется что-то «несправедливым» в церковных установлениях, то нужно или смириться с тем, что ты что-то не понимаешь, или найти объяснение. Как в случае, когда я жажду помолиться о родных, а Церковь не разрешает по той или иной причине. Пресвитер. Совершенно верно. Если вы не желаете ограничиться дозволяемым Уставом, по причине, например, сильной любви к родным, то не показываете ли этим своим своеволием, что не только не хотите слушаться как будто бы не в достаточной мере исполненных духом христианской любви установлений Святой Церкви, но и не обращаете внимание на слова Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). Нельзя же любить даже родных своих больше, чем Господа. Прихожанка. Да и будет ли Господь слушать того, кто не слушает Его Церкви? Есть выражение, что «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Не знаю, правда, чье это высказывание. Пресвитер (улыбаясь). Это сказал святой Киприан Карфагенский . А вот я смотрю сейчас на вас и удивляюсь, как это вы за столь короткое время научились так здраво рассуждать? Прихожанка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

«Как возможно, – говорил я, – чтобы человек так скоро и вполне оставил то, с чем он родился и что от долговременной привычки стало его второй природой». ...Так думал я про себя, потому что тогда сам был пленен заблуждениями прежней жизни, от которых не видел возможности освободиться, – был предан порокам и, отчаявшись, считал свою гибель естественной и необходимой. Но после того, как я омылся в бане возрождения от нечистого прошедшего и в очищенную душу излился новый чистый свет, – после того, как я воспринял свыше Духа и стал новым человеком, непостижимым образом сомнительное стало для меня верным, закрытое – открытым, темное – ясным, я получил силу к тому, что прежде считал трудным и неисполнимым. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 493 ). Когда я был молод, рассказывал авва Андрей, я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки – и вот я вместе с девятью другими бежал в Палестину. В пустыне один из наших спутников, еврей, ослабел до полного изнеможения и все мы пали духом, не зная, как с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил нес его на себе. Мы хотели донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти... У него не было сил даже на то, чтобы его несли другие... Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне... Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Увидев, что мы собираемся уйти, он начал заклинать нас: «Во имя Божие, не дайте мне умереть иудеем... Окрестите меня, чтобы мне христианином окончить жизнь и отойти к Господу»... «Брат, – сказали мы, – увы, нам этого сделать нельзя: мы – миряне, а это – дело епископов и священников. Да и воды здесь негде взять»... Но он неотступно со слезами заклинал нас крестить его перед смертью. Мы были в величайшем затруднении. Тогда один из нас, как бы вдохновленный свыше, сказал: «Поднимите его и разденьте!». С большим трудом поставив его на ноги, мы сняли с него одежду. Наполнив руки песком, наш друг три раза посыпал его еврею на голову со словами: «Крещается раб Божий Феодор во Имя Отца и Сына и Святого Духа», а мы на каждое призывание Святой Троицы возглашали: «Аминь». И клянусь, братие: Христос, Сын Бога Живого, исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости; воспрянув духом и исполненный сил, он бодро пошел впереди нас по пустыне. Придя в Аскалон, мы рассказали все, что произошло с братом на пути, епископу города, блаженному Дионисию. Святой муж, выслушав рассказ, был поражен необыкновенным знамением. Луг духовный ( 75, 206–208 ). Крещение – завет с Богом о жизни по воле Его Хотя крещение и... умертвило для греха крещаемого, но далее он должен постоянно и со всем прилежанием совершенствоваться, так чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказал нам, и оставаться неподвижным (на зло), подобно мертвецу ( 43, 599 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Евхаристия есть кафолическое таинство, таинство мира и любви, и потому единства. Mysterium pacis et unitatis nostrae, по выражению бл. Августина. Это – вечеря любви. Как воистину Вечерею любви была Тайная Вечеря, когда Господь открыл и показал ученикам «превосходнейший путь» любви совершенной, – по образу Его любви: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). И более того, – по образу Троической любви: «как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас: пребудьте в любви Моей» ( Ин.15:9 ). Заповедь любви Господь возводит к тайне Троического единства, – ибо эта тайна есть любовь; «и это имя угодно Богу паче всякого другого имени», – замечает св. Григорий Богослов . Заключая Свою прощальную беседу в Первосвященнической молитве, Спаситель молится о соединении и единстве верующих в Него: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, да будут и они в Нас едино... Я в них и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин.17:21–23 ). Для нас, разделенных и обособленных, это соединение по образу Троицы, Единосущной и Нераздельной, возможно только во Христе, в Его любви, в единстве Его Тела, в общении Его чаши. В единстве кафолической Церкви таинственно отображается Троическое единосущие; и по образу Троического единосущия и круговращения Божественной жизни у множества верующих оказывается одна душа и одно сердце (ср.: Деян.4:32 ). И это единство свое и соборность Церковь узнает и осуществляет прежде всего в евхаристическом тайнодействии. Можно сказать, Церковь есть в твари образ Пресвятой Троицы, – потому и связано откровение Троичности с основанием Церкви. И евхаристическое общение есть исполнение и вершина Церковного единства. Часть 2 Евхаристическое тайнодействие есть прежде всего общая и соборная молитва . Publica et communis oratia, говорил св. Киприан Карфагенский , – «и когда мы молимся, то молимся не за одного, но за весь народ, потому что мы, весь народ, есмы одно...» Молимся за весь народ, и молится весь народ... Это сказывается уже во внешней форме молитвословий: мы молимся...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В отношении к ближним мы должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезной. Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, согласно заповеди Господней: Возлюби.. ближнего твоего, как самого себя ( Лк. 10:27 ). Святитель Иоанн Кронштадтский Как истинный христианин, старающийся стяжать побольше добрых дел и сокровище любви, радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему. Не ищи, чтобы тебе оказывали ласку и любовь, а считай себя недостойным их. Больше всего радуйся, когда тебе предстоит случай помочь другому. Оказывай любовь просто, без всякой задней мысли, без всяких корыстных расчетов, помня, что Бог – это любовь, Существо простое. Помни, что Он видит все твои мысли и движения сердца.  Будь смел и решителен на всякое добро, на слова ласки и участия, особенно – на дела сострадания и помощи. Считай за мечту – уныние и расслабленность в каком бы то ни было добром деле. Говори: Хотя я и первый из грешников, однако все могу о укрепляющем меня Иисусе… Все возможно верующему ( Флп. 4: 13 , Мк. 9: 23 ). Преподобный авва Исаия Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится ( 1Кор. 13: 4 ), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум... Святитель Василий Великий Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя. Святые отцы о целомудрии и чистоте О целомудрии: Пастырь Ерма Где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысл в сердце человека праведного. Сщмч. Киприан Карфагенский Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния. Целомудренный из человекоугодия – не целомудрен. Он не за добродетелью гонится, но уловляет славу добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tsvetn...

Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся ( Дан.3:16–18 ). Хотя они верили, и знали, что ради веры своей могут избавиться от настоящей казни: при всем том, они не захотели сим тщеславиться, и приписывать это собственным силам; а потому и сказали: если же и не будет того, дабы, т. е., подвиг не потерял сколько-нибудь своей цены, не быв запечатлен страданием. Хотя они и говорили, что Бог все может сделать; однако, они не полагались на то, и не показывали желания освободиться от настоящего бедствия, а помышляли о славе вечной свободы и безопасности. Воодушевляясь такою верою, и размышляя о ней день и ночь, стремясь всем сердцем к Богу и презирая настоящее, будем и мы помышлять только о будущем, о радостях в царстве небесном, о сретении и объятиях Господа нашего, и о лицезрении Божием. Следуйте же во всем Рогациану – сему дивному старцу, указавшему вам собственной доблестью путь к славе нашего времени; ибо он вместе с Фелициссимом, мужественным и доблестным братом нашим, выдержав нападение неистовствующего народа, наперед приготовил для вас пристанище в темнице, и, как некий распорядитель, предварил вас своим в нее заключением. Мы не перестаем молить Бога, да совершит Он сие в вас, да приведет к концу это благое начало. Удостоив вас исповедничества, да дарует вам и венец победный. Братия возлюбленные и блаженнейшие! желаю вам всегда возмогать о Господе, и получить венец славы небесной. Священномученика Киприана, Епископа Карфагенского письмо к исповедникам Киприан Моисею, и Максиму, и прочим исповедникам и братиям желает здравия. Братия возлюбленные! И всех вас вместе, и каждого порознь приблизил к нашему сердцу пришедший к нам Целерин, сподвижник вашей веры и доблести, ратоборец Божий в знаменитых сражениях; с его пришествием я, как бы, всех вас увидел; и когда он мне так приятно и так часто рассказывал о вашей ко мне любви, то в его речах я слышал, как бы, вас самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

- Здравствуйте, отец Олег! Пользуясь Вашим разрешением продолжить дискуссию, - постараюсь больше не касаться вопросов церковного устройства, - начну с исповеди. Очень важной темы, имеющей практическое значение. Уже Киприан Карфагенский вскользь упоминает об исповеди перед священником. Возможно, это таинство появилось в церкви ещё раньше. Примечательно, что исповедь является насущной потребностью человеческой души. В той или иной форме она присутствует даже у баптистов. Но у меня вопрос. Если свои грехи в течение многих лет я исповедовал не апостольскому преемнику, а самосвятцу, что, Бог не простил мне их? А то чувство успокоения, которое приходило после этого, было лишь психологическим феноменом или, того хуже, прелестью? И как обстоят дела с грехами, которые я исповедую ежедневно только Богу? Может Вы могли бы ещё и от себя что-то дополнить к этой теме? Меня она очень волнует.   - Что можно ответить? Андрей, то, что Вы переживаете, называется покаянием. Т.е. перемена образа мышления. И без сомнения, покаяние не может не приносить утешения духовного отдохновения. Любой человек, который пересматривает отношение к своим грехам, испытывает некую радость, потому что как бы выпрямляет стези своей жизни. Необходимо уничтожить грех как склонность или как закон греха, живущий в нашей плоти. Апостол Павел свидетельствовал: и тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Рим.7:25) Представляется невозможным бороться с дурными наклонностями повреждённой грехом наших прародителей плоти, не решив вопроса об уже содеянных нами грехах. Они, как адские вериги, висят на нашей совести и пытаются ввергнуть нашу душу в бездну отчаяния и уныния. Апостол Павел восклицал: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:22-24) По истине, как сказано в Писании, всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт. 6:12)

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

Заметим, что фигуры присутствующих возле Креста, сам Крест и Распятый на нем Искупитель пишутся в теплых тонах. Однако на ряде изображений теплота красок фигур противопоставляется холодному тону стены. В этом контрасте – глубокий символический подтекст. Холодность цвета стены указывает на ту холодность, с которой отнеслись ко Христу жители Иерусалима, и на ту стену ненависти, которую они воздвигли себе на беду : «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст!» ( Мф. 23:37–38 ). Если мы взглянем на этот иконографический фрагмент под другим углом, то получим иное толкование: так же как Спаситель, совершая Искупительный Подвиг на Кресте, находился вне града, так и христиане должны понимать, что их истинный град, истинное отечество – на Небесах : «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр. 13:10–14 ). «Итак, – пишет святой Киприан Карфагенский , – братия возлюбленные, должно всегда помнить и непрестанно размышлять, что мы отреклись от мира, и живем на земле, как странники и пришельцы... Какой странник не спешил бы возвратиться в отечество? Какой мореплаватель не желал бы благоприятного ветра, чтобы скорее достигнуть родного края, и обнять своих сродников? Мы должны отечеством своим почитать рай; родителями – Патриархов: почему же мы не спешим скорее увидеть свое отечество, приветствовать родителей?» т. 1, с. 129]. Стало быть, земной Иерусалим можно рассматривать как прообраз Небесного . Очень часто он и бывает окрашен в подобающие для такой идеи цвета, например, охристые, голубые или розовые. А иногда Иерусалимские постройки пишутся таким образом, что уровень их верхнего контура соответствует уровню подножия, на котором покоятся стопы Христа. Зрительно это воспринимается так, что Христос возвышается над Иерусалимом, и причем не просто возвышается, как бывает в подавляющем большинстве вариантов, но возвышается более величественно, как Его Глава – Глава Церкви .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

«Чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол.1:22 ). «Чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит.2:14 ; ср. Еф.4:11–13 ; 1Тим.1:15 ). Задача Церкви осуществляется ее членами постепенно, поэтому в ней верующие являются неодинаковыми по своему духовному совершенству: на ряду с людьми добродетельными (хотя и не безгрешными) в ней есть явные грешники, которых Церковь призывает к покаянию, исправлению и нравственному обновлению. «В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные» ( 2Тим.2. 20 ). В Церкви, как в теле, есть члены «благообразные» и «менее благородные», – «менее совершенные», «слабейшие» ( 1Кор.12:22–24 ). Свидетельства древних христиан Святой Киприан Карфагенский пишет : «если и оказываются в Церкви плевелы, то это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви; нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться быть пшеницею, чтобы, когда начнут складывать хлеб в Господни житницы, могли получить плод по делу и труду нашему. Апостол говорит это в послании ( 2Тим.2:20 ). Постараемся же, возлюбленнейшие братья, и, сколько можем, позаботимся о том, чтобы нам быть сосудами золотыми или серебряными. Право сокрушать глиняные сосуды предоставлено одному Господу, Которому дан жезл железный ( Откр.2:27 ). Раб не может быть больше господина своего, и то, что Отец предоставил одному Сыну, никто не может присваивать себе, почитая для себя возможным носить лопату для очищения гумна или отделять человеческим судом все плевелы от пшеницы. Это было бы гордым упорством и святотатственным посягательством, на которое способно злобное неистовство... Нагло себя воздымающие, будучи ослеплены самою своею надменностью, теряют свет истины». 47 «Не вся Церковь Божия», – говорит блаженный Феодорит, еп. Кипрский († 457–458), – «состоит из совершенных, но есть в ней живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010