Канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, состоялась после Московского Собора 1547 года, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию (1543–1564) житие и свидетельство святости угодника Божия. В числе многочисленных учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского Русская Церковь чтит память преподобного Ферапонта, который, следуя завету великого учителя и наставника, соединил подвиг безмолвия и уединения с подвигом деятельного служения ближним. Память преподобного Ферапонта празднуется дважды: 27 мая (преставление, 1426) и 27 декабря (обретение мощей, 1514). Литература: Муравьев А. Н. Преподобный Ферапонт и Мартиниан, Белозерские чудотворцы, и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913. Пренесение мощей триех святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы и с ними святителя Филиппа Перваго, митрополитов всея Руси Тропарь, глас 8: Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,/Тройческим Светом озаряете сердца верных,/пренесением честных мощей ваших,/Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,/и научисте люди твердо вере Христове,/и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,/и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,/Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,/молитеся Христу Богу, да спасет души наша. Кондак, глас тойже: Яко трие велицыи светила, явистеся,/озаряюще всю подсолнечную/богоданнаго вам благодатию чудес,/и просветисте молитвами своими верных сердца,/вашу память чтущих честнаго пренесения./И Владыку Христа, всех Творца, молите/стране нашей на враги победу подати,/яко имуще дерзновение,/и нам просите велия милости, вопиющим к вам:/радуйтеся, поборницы по Христове Церкви/и многочестная светила, святителие славнии. Ин кондак, глас тойже: Яко крин, в пустыни давидски процветше, отцы святии,/ныне явистеся и к Вышнему течению радостно устремистеся,/идеже с лики святых Пресвятей Троице предстояще,/молите сохранитися стаду вашему от враг видимых и невидимых./Мы же, святое ваше обретение празднующе, вопием:/радуйтеся, теплии наши заступницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все главнейшие сочинения, вошедшие в состав Макарьевских Четий Миней, можно разделить на следующие группы: 1) Книги священного писания и толкования на них: 4 Евангелия, все апостольские Послания и Деяния, из ветхозаветных семь исторических, четыре учительных, Псалтирь в трояком виде – с толкованиями Афанасия, Брунова и Феодорита и шестнадцать пророческих книг. 2) Патерики: 1) Синайский или лимонарь – жития святых синайских, палестинских и египетских; 2) Иерусалимский – отцов иерусалимских; 3) азбучный, в котором жития помещены по алфавиту; 4) Египетский –египетских черноризцев; 5) Скитский – жития святых отец горы Синайской; 6) Печерский – жития киево-печерских святых; 7) патерики св. Ефрема Сирина , Григория Двоеслова , папы Римского и др. 3) Прологи или синаксари, пополненные словами на праздники, заимствованными из торжественников. 4) Разные сочинения отцов церкви и святых, русских и греческих, как, например, Златоструй – беседы Златоуста на книгу Бытия, Маргарит и Великий Златоуст – сборники с избранными его сочинениями и поучениями, Катехизические поучения (оглашения) Кирилла Иерусалимского , Лествица Иоанна, Книга о постничестве, Шестоднев и другие сочинения Василия Великого , книга о небесной иерархии Дионисия Ареопагита , Небеса Иоанна Дамаскина , книга его о восьми частях речи, книга Мефодия епископа Патарского, Слова и сочинения Григория Богослова , Ефрема Сирина , Григория Антиохийского , Нектария патриарха и многих других, сочинения Григория Цамблака, Послания Феодосия Печерского , Слово Кирилла Туровского , Послания митрополитов Киприана, Фотия, Ионы, Просветитель и Устав Иосифа Волоколамского и др. 5) Сочинения, не принадлежащие святым, но пользовавшиеся уважением и распространением на Руси: Пчела, Златая Цепь (нравственные наставления о молитве, милостыне, посте и разных добродетелях), книга Иосифа Флавия Евреина, Великая книга Никонская (сочинения Никона Черногорца), сочинения Иоанна экзарха Болгарского, Толкование о священных вещах, Главизны Василия царя греческого к сыну, слова Косьмы Пресвитера, книги Косьмы Индикоплова и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Над Царскими вратами: Тайная Вечеря. В верхней полукруглой части иконостаса, над этим изображением надпись: Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатися и веруяй в Мя не имать возжаждатися никогда же. Над южною дверью икона троих Святых: Киприана, Феогноста и Фотия, митрополитов Киевских. Над северною дверью также икона троих Святых: Никиты Новгородская, Исаии Ростовского и Арсения Тверского. В трапезе Александровского придела помещены праздничные образа: На северной стене ближе к алтарю – Св. Благоверный Князь Александр Невский. В верхней полукруглой части мраморного киота этого образа написано: «Величаем тя, Святый Благоверный Княже Александре, и чтем честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.» На той же стене, дальше от алтаря – образ Св. Равноапостольной Марии Магдалины. В верхней полукруглой части киота этого образа написано: «Величаем тя, Святая Равноапостольная Марие Магдалиио, и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.» На той же стене над окнами в полукруглой арке помещено изображение Крещения Господня. На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, изображены следующие события из жизни Св. Александра. Невского: а) Святой Александр Невский в Орде, б) Послы папы пред Александром (на восточной стене); в) Преставление Св. Александра в Городце, г) Погребение Св. Александра Невского во Владимире (на западной стене). Кроме того, в приделе Св. Александра Невского изображены следующие события: Крещение Святой Княгини Ольги. Крещение Св. Князя Владимира, Крещение киевлян и Основание Киево-Печерской лавры, Явление Богоматери Преподобному Сергию, Основание Преподобным Сергием Троицкой лавры, заложение Московского Успенского собора и Сретение в Москве Владимирской иконы Божией Матери (в 1395 году). Далее идут изображения 28-ми чудотворных икон Божией Матери, чрез который Богоматерь оказала свое заступничество от врагов в разные времена разным городам русским. Из отдельных личностей, в разных местах хор мы встречаем изображения следующих Русских Святых: Преподобных Антония и Феодосия Печерских , основателей русского монашества, Преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, Святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

717  Глава 41, вопросо-ответ 12, Казанское издание стр. 175; ср. стр. 97 (В статье „О царском пришествии в Кирилов монастырь, когда государь изволит”, напечатанной в I томе Известий Археологического Общества col. 75, говорится, что „перед обеднею (для государя) часы говорят по чину монастырскому”, – col. 78. Значит, по мирскому чину часов не говорили?). 720  В Памятниках Павлова, col. 412 (В мирских церквах не все указы Устава, как в монастырях, держали, – Синодальная рукопись лист 273 оборот, стр. 125; тут же стр. 126 см. особенности некоторых, бывших на Руси, уставов). 725  [Ibid. col. 237, 378. Ср. И. Д. Мансветова Церковный устав, М. 1885г., стр. 127–128 примечание]. 727  [Ibid. col. 408–409, 412–413, 416–418. О пении „Святый Боже” см. в поучении митрополита Киприана Новгородскому духовенству 1395г., – ibid. col. 237]. 729  [О пьянстве священников см. в определениях Владимирского собора 1274г., – Памятники Павлова col. 97–98; в посланиях митрополита Фотия, – ibid. col. 272, 279, 434, 496; митрополита Ионы, – ibid. col. 609, и в святительском поучении XV в., – ibid. col. 923. – О двоежёнстве их, – ibid. col. 231– 232, 430, 433]. 730  Синодальная рукопись лист 261 оборот. В другом месте: „зде (в Греции) отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтобы пели „Господи помилуй” на октеньях, но везде говором говорят лики и все предстоящие)”, – ibid. лист 315 оборот. 731  В 4 Новгородской летописи под 1476г. (Собрание летописей IV, 130) читается: „Той же зимы некоторые философове начаша пети: „о Господи помилуй”, а друзеи: „Осподи помилуй”. Из этого следует, что в 1476г. „Господи помилуй” уже пелось в Новгороде, но нисколько не следует, чтобы пелось уже и во всей Московской Руси. Совершенно вероятно, что именно философам Новгородским XV века и должно быть усвояемо нововведение. 732  Но совершенно непонятно для нас, что архиепископ Новгородский Геннадий задолго до Зиновия Отенского говорит в предисловии к своей Пасхалии, что исповедание веры или „верую”„ на божественной литургии всегда певаемо есть”- у Павлова в Памятниках col. 816, также в Описании рукописи Троицкой лаврской библиотеки лист 51. Может быть, под пением Геннадий разумеет речитативное истовое чтение. (Обычай петь, а не читать „Верую” есть обычай западной церкви, – идущий, по некоторым, от начала XI века, см. Никифора Влеммида в Патрологию Миня t. 142, col. 793–794, – и против него сильно восстают Греки, см. например, Илии Типальда Παπιστικν λγχων т. II, стр. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Московские святители. Фрагмент иконы «Образ всех святых Российских чудотворцев». XVIII в. (МИИРК) Московские святители. Фрагмент иконы «Образ всех святых Российских чудотворцев». XVIII в. (МИИРК) В церковном искусстве Нового времени К. известен по неск. ансамблям, вероятно возникшим в старообрядческой среде и восходящим к произведениям царских и «строгановских» иконописцев: по минеям со сценой преставления К. под 16 сент. и со сценой перенесения мощей К., Фотия и Ионы под 27 мая (1-я пол. XIX в., частное собрание, см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 135. 1, 135. 9), по минейной иконе на сент. из частного собрания ( Бенчев. 2007. С. 287), а также по мстёрской сентябрьской Минее рубежа XIX и XX вв., где святитель изображен без шапки и в несвойственной его иконографии фелони ( Юхименко, Горшкова. 2012. Кат. 121); в шапке и фелони - на иконе избранных святых XIX в. ( Бенчев. 2007. С. 301). Чаще К. изображался в составе композиции «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанной в Выговском поморском общежительстве не позднее 30-х гг. XVIII в. и распространенной среди старообрядцев-беспоповцев ( Платонов В. Г. Об одном сюжете старообрядческой поморской иконописи (образ Всех Святых Российских Чудотворцев)//Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 231-232; Юхименко. Агиологические разыскания. 2010; Она же. «Слово воспоминательное». 2010); память К. под 16 сент. была включена в богослужебный устав Выговской обители ( Она же. Агиологические разыскания. 2010. С. 153). На таких иконах (известны 6 - по 2 в ГРМ, в ГТГ, по одной - в МИИРК, в частном собрании) К. представлен среди Московских митрополитов, как правило между Филиппом (Колычевым) и Фотием. Его образ с длинной седой бородой и в архиерейской шапке ориентирован на произведения XVII в. и иконописные подлинники ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 228. С.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

С посл. четв. XV в. почитание К. связано в первую очередь с праздниками Сретения Владимирской иконы Божией Матери (26 авг.) и обретения и перенесения мощей митрополитов К., Фотия и Ионы в 1472 г., при разборке Успенского собора XIV в. для строительства нового (27 мая). Отдельное почитание К. прослеживается в значительно меньшей степени. Память успения К. впервые встречается под 16 сент. в месяцеслове сборника РГБ. Ф. 304. I. 761. (Л. 256), переписанного в 1487 г. в Ростове, но и в более поздней рукописной традиции она представляет редкость. Краткое Житие К., изредка встречающееся в рукописях не ранее сер. XVI в., встречается в неск. разновидностях. Древнейшую представляет статья в 2 списках Пролога т. н. Псковской редакции сер. XVI в. (РГБ. Егор. Ф. 98. 1299, 50-е гг. XVI в.; РНБ. Тит. 1220, 70-е гг. XVI в.); текст в значительной мере восходит к «прощальной» грамоте К. Жития К. проложного типа, снабженные миниатюрой с его ростовым изображением в святительском облачении, помещены в неск. минейных Торжественниках особого состава 2-й четв. XVII в. (РГАДА. Оболен. Ф. 201. 20; РГБ. Ф. 863. Собр. магазина «Антиквар». 3 и др.). В печатный Пролог Житие К. вошло при 2-м издании - 1642/43 г. ( Круминг А. А. Редакции слав. печатного Пролога: Предварительные заметки//Славяноведение. 1998. 2. С. 50; текст издан: Пономарев А. И., ред. Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1896. Вып. 2. С. 5-6). Древняя служба К. неизвестна, не засвидетельствованы тропарь и кондак ему. В месяцесловах Псалтирей с восследованием иногда помещается память К. (РГБ. Ф. 304. I. 321. Л. 1010 об., ок. 1528; РГАДА. Ф. 201. 78 («Псалтирь епископа Рязанского Кассиана»). Л. 311, 2-я четв. XVI в. (не ранее 1538); Ф. 181. 716. Л. 290, сер. XVI в.; Ф. 1192. Оп. 2. 555 («Обиход церковный»). Л. 42 г, 3-я четв. XVI в., и др.), но закономерность ее присутствия не выявлена. К. упоминается в написанных суздальским иноком Григорием ок. сер. XVI в. «Слове на память всех святых русских, новых чудотворцев» и в службе им. В совокупности это позволяет предполагать, что в сер. XVI в., вероятно в связи с Соборами 1547 и 1549 гг., вставал вопрос о канонизации К., однако он был решен отрицательно.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

15 . Преставление вел. кн. Владимира. Есть во всех. 24 . Память князей Бориса (день убиения) и Глеба. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Макария Унженского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе 1610 г. (ибо причтен к лику святых после 1610 г.); во всех остальных есть. 27 . Преставление Николая Кочанова, юродивого Новгородского. Нет в служебнике 1602 г.; во всех остальных есть. Август 2 . Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в уставе 1610 г., в уставах 1633 г. и в уставе 1641 г.; есть в служебнике 1602 г., в уставе Успенского собора и в святцах с летописью. 4 . Проявление мощей митрополита Петра. Есть в служебнике 1602 г., в уставе Успенского собора и в святцах с летописью, нет в уставах 1610, 1633 и 1641 гг. 487 8 . Перенесение мощей препп. Зосимы и Савватия Соловецких. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет 488 . 13 . Обретение мощей Максима, юродивого Московского. Нет в служебнике 1602 г.; в остальных во всех есть. 21 . Преставление преп. Аврамия Смоленского. Есть во всех. 24 . Перенесение мощей митрополита Петра и иных митрополитов: Киприана, Фотия и Ионы, Филиппа и Феогноста. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 30 . Преставление преп. Александра Свирского . Есть во всех. Сравнивая святцы одни с другими посредством арифметического счета или по количеству содержащихся в каждых между ними памятей святых находим следующее: В служебнике 1602-го года 45 памятей; В уставе 1610-го года 51 лишняя память и 3 памятей не достает против служебника 1602-го года, следовательно – 28 лишних памятей, а всего 73 памяти; В уставах 1633-го года 4 лишних памяти и 10 памятей не достает против устава 1610-го года, следовательно-6 памятей не достает, а всего 67 памятей, В уставе Успенского собора 11 лишних памятей и 12 памятей не достает против уставов 1633-го/года, следовательно – не достает одной памяти, а всего 66 памятей; В уставе 1641-го года те же памяти, что и в уставе 1610-т года, но с прибавлением 4 лишних против последнего памятей, Взятых из уставов 1633-го года, в которых они суть новые памяти против устава 1610-го года, следовательно – 11 лишних памятей против устава Успенского собора, а всего 77 памятей; В святцах с летописью 16 лишних памятей против устава 1641-го года, а всего 93 памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По поводу службы святителям Московским Ионе. Филиппу и Киприану я смотрел у о. Никольского. Никольский говорит, что исправители зачеркнули под 27 мая слова «Пренесение мощей трех святителей – Киприана, Фотия и Ионы и тропарь, и кондак» и написали «нет службы». Сам о. Никольский в своем труде «Материалы для истории исправления богослужебных книг» 784 службы этим святителям не приводит, а только тропарь и кондак, каковые я вам сообщаю. Тропарь, глас 6: «Яко светлаго солнца светозарныя звезды, троическим светом озаряете сердца верных, пренесением честных мощей ваших. Троице сосуды явистеся честным вашим житием и научисте люди твердо вере Христове, и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми и упасосте добре Христово стадо, порученное вам, богомудре Киприане с славным Фотием и со Ионою твердым, – молитеся Христу Богу, да спасет душа нашя». Кондак, гл. 6: «Яко трие велицыи светила явистеся, озаряюще всю подсолнечную богоданною вам благодатию чудес, и просветисте молитвами своими верных сердца, вашу память чтущих честнаго пренесения и Владыку Христа всех Творца молите, благоверному царю нашему здравие и спасение, и на враги победу подати, яко имуще дерзновение, и нам просите велия милости вопиющим к вам, радуйтеся поборницы по Христове церкви и многочестная светила святители славнии». Чин прощения в Неделю сыропустную я пока не могу Вам послать, так как еще не нашел «Хроники моей жизни» преосв[ященного] Саввы, еп[ископа] Тверского. Как только найду, сразу Вам его вышлю. Меня самого это очень интересует. Посылаю Вам мой перевод тропаря апостолу Луке: «Луку препетого святаго апостола, признанного самой Церковью Божией (или Христовой – по другим спискам) писателем Деяний апостольских и светлым экзегетом благовестий о Христе, восхвалим священными песньми яко врача, исцеляющего душевные болезни, телесные недуги и духовные язвы и непрестанно молящегося о душах наших». Что касается заметки по поводу этого тропаря, которую Вы предлагаете мне написать в Журнале Патриархии, то я сделал бы это с удовольствием, но боюсь, не покажется ли она малой по объему и узко специальной. Во всяком случае, закончив сейчас порученную мне работу об отпустах 785 , приступлю к этой новой статье. Посмотрю, что выйдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Златоуста в беседах на Евангелие от Матфея) заповедал оное таинство совершать во святой Его церкви до второго Его пришествия, как и Апостол Павел глаголет: елижды аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор. 11:26 ), а Денисов проповедует быти церкви без совершения оного таинства. Не есть ли это противление гласу истинного пастыря? Таковым не слушающим пастыря овцам не оный глас Христов приличествует: овцы моя гласа моего слушают ( Ин. 10:27 ), но оный: вы несте от овец моих ( Ин. 10:26 ). Итак, Денисов несправедливо себе и обществу своему усвоил наименование овец истинного пастыря. Скажут беспоповцы, что они последуют гласу истинного пастыря, ибо на крестное знамение употребляют двуперстное сложение, двоят аллилуйа, проповедуют ходить, а не ходят по солнцу и проч. Но истинный пастырь, как мы выше доказали, о сем не рек – ни двуперстия, ни сугубой аллилуйи и ничего такого не заповедал, а также св. Апостолы и св. соборы того не узаконили, и всё сие не только не служит беспоповцам в оправдание, но паче служит в обвинение, ибо они оболгуют истинного пастыря, утверждая, что аки бы в том последуют Его непреложному повелению, и поставляют случайные и местные обряды за неизменяемые догматы веры, а страшные, с угрозою лишения вечной жизни изреченные Господни повеления преступают. Далее Денисов, ублажая общество беспоповцев, глаголет, что они суть овцы московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Киприана, Фотия и прочих. Но и эту похвалу несправедливо усвояет он беспоповцам, ибо названные им российские святители все вышеуказанные Господни повеления исполняли и исполнением оных спаслися, имели все церковные таинства и сами были строителями оных, а двуперстие, двоение аллилуйи и прочее в догматы веры не полагали и за то от церкви не разделялись, но ещё и сами троение аллилуйи предписывали, как Фотий митрополит писал о нём в Псков. Посему и на них ссылка Денисова сделана вотще. Засим Денисов указывает на преподобных Антония Великого и Пахомия, что они были не священными лицами, однако именуются пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

23 . Прп. Михаила исповедника, еп. Синадского; обретение чест. мощей свт. Леонтия еп., Ростовского чудотв.; прмч. Михаила черноризца; прп. Евфросинии девицы, княжны Полоцкой. 24 . Прп. Симеона столпника, иже на Дивной горе; прп. Никиты столпника, Переяславского чудотв.; мчч.: Мелетия стратилата, Стесана, Иоанна и с ними 1218 воинов с женами и детьми, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста. 25 . 3-е обретение главы прор. Предтечи и Крестителя Иоанна; сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского. День рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 26 . Ап. Карпа (от 70-ти); вкмч. Георгия нового, пострад. от безбож. царя Селима Турского; ап. Алфея (от 70-ти); мчч.: Аверкия и Елены; прп. Иоанна психаита, исповедника; обретение мощей прп. Макария, игумена Калязинского. 27 . Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского; обретение мощей прп. Нила, Столобенского чудотв., мчч.: Феодоры девицы и Дидима воина; перенесение мощей трех свтт.: Киприана, Фотия и Ионы, митр. Киевских и всея России чудотв.; прп. Ферапонта, Белоезерского чудотворца. 28 . Прп. Никиты, еп. Халкидонского; свт. Игнатия еп., Ростовского чудотв.; сщмч. Елладия, свт. Евтихия еп. Мелитинского; мц. Еликониды. Свт. Игнатий († 1288 г.) един из всех русских святых угодников прославился целебной силой своих останков еще до погребения их и потому не был предан земле. 29 . Прмц. Феодосии девицы; преставление блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотв.; мц. Феодосии девы Тирской. 30 . Прп. Исаакия, игумена обители Далматской. 31 . Ап. Ерма (от 70-ти), мч. Ермия , мч. Философа. Св. мч. Ермий (ок. 166 г.), когда ему дали выпить яд, помолился Богу, осенил чашу крестом и – остался жив. Вот какую силу имеет крестное знамение. Июнь 1 . Мч. Иустина философа ; мч. Иустина другого и иже с ним: Харитона, Хариты жены, Евелписта, Иеракса, Неона и Валериана; прп. Дионисия, игумена Глушицкого; прп. Агапита Печерского. 2 . Свт. Никифора, патр. Константноп., исповедника; вкмч. Иоанна нового (Сочавского), мученого в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010