Строителям было предписано строить его «в меру» Успенского собора во Владимире. Когда фундамент нового собора был заложен, приступили к разборке старого храма. 29 мая были обнаружены гробницы митрополитов Киприана, Фотия и Ионы. Святитель Филипп I повелел звонить в колокола, собрались все бывшие на Москве архимандриты, протопопы и игумены, а также все священники московских церквей. Прибыли также великий князь Иоанн Васильевич с матерью и братьями, собралось множество жителей Москвы. После молебна торжественно перенесли мощи святителей в новый собор. Сначала перенесли мощи святителей Киприана и Фотия и поставили их на правой стороне собора, а затем святителя Ионы – на левой стороне. Облачения всех святителей были неистлевшими, тогда же произошло и первое исцеление у гроба святого митрополита Ионы. Во время продолжения строительных работ в 1474 году стены собора внезапно обрушились, и строительство началось заново. Мощи святых были вынесены в церковь преподобного Иоанна Лествичника , а затем 27 августа 1479 года перенесены вновь с торжественным молебном в выстроенный Успенский собор митрополитом Геронтием с сонмом епископов, прибывших в Москву, и всем духовенством Москвы, Перенесение мощей было великим праздником для всей столицы. В тот день была совершена вечерня и панихида в Успенском соборе, а утром – Божественная литургия в Успенском соборе, во всех московских монастырях и церквах. Празднование перенесения мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы под 27 мая отмечено в рукописных святцах начала XVI века, а впоследствии в печатных изданиях Уставов 1610 и 1641 гг. Литература: 1 . Полное собрание русских летописей. Тт. 6; 25. 2 . Устав церковный. ГИМ, Собр. Вахромеева, XVI в., 325. Святитель Филипп I, Митрополит Московский Святитель Филипп I, Митрополит Московский, был избран на первосвятителскую кафедру в 1464 году. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. 602. С. 289-293). В 1795 г. Московская Синодальная контора расследовала слухи о чудесах от гробниц в Успенском соборе, в т. ч. о происшедших «в недавнее время» чудесах от гробниц К. и Фотия. По словам соборных ключарей, «моление бывает при раках святителей Петра, Ионы, Филиппа и пред образами Фотия и Киприана, имеющимися на гробах их, пред которыми и прежде было» ( Скворцов. 1914. С. 102). Вероятно, с этими событиями связано создание небольшой иконы «Святители Киприан и Фотий» из московской ц. свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Кузнецах, сохранившей серебряный оклад 1796 г. ( Фёдорова. 2004; Искусство Церкви: Фак-т церк. художеств ПСТГУ, 1992-2007. М., 2007. С. 218-219). Святители представлены на фоне пейзажа в молении образу Божией Матери «Знамение» (К. в полном архиерейском облачении, с панагией на груди и посохом в правой руке). В надписях святые названы «архиепископами», что, возможно, отражает древний обычай именовать Киевских митрополитов «архиепископами всея Руси». Финифтяными образами К. и Фотия, а также др. Московских и К-польских святых был украшен оклад храмовой иконы Успенского собора (доставлен 13 авг. 1796 московским купцом, серебряных дел мастером Трифоном Семеновым Добряковым от неизв. вкладчиков; см.: Скворцов. 1914. С. 104-105). Очевидно, при одном из поновлений росписей Успенского собора у входа в Похвальский придел появились изображения митрополитов К. и Фотия в молении Христу Еммануилу; святители облачены в фелони вместо саккосов (Большой Успенский собор в Москве: Собр. фототипических снимков/Изд.: кн. А. Ширинский-Шихматов. М., 1896. Ненум. табл.). В перечне сюжетов росписи, сделанном при ее поновлении в 1773 г., эта композиция отсутствует, но упоминаются парные образы свт. Фотия и патриарха Иова ( Левшин А. Г., прот. Ист. описание первопрестольного в России храма, Московского большого Успенского собора, и о возобновлении первых трех Московских соборов Успенского, Благовещенского и Архангельского.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

XVI в., ГМИР; см.: Преображенский. 2010. С. 312, 324), но аналогичного образа К. в соборе не было. В описи 1609-1611 гг. упомянута лишь икона митрополитов Петра, К. и Фотия в жертвеннике, т. е. близ раки свт. Петра (Описи. 1876. Стб. 328), но в более поздних описях она не упоминается. По замыслу этого утраченного произведения, К. и Фотий были восприняты как близкие по времени и равные по статусу архиереи, наследники 1-го Московского святителя и чудотворца - митр. Петра. Очевидно, написание таких икон зависело от распространения во 2-й пол. XVI в. изображений 3 Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы, в свою очередь уподоблявшихся 3 Вселенским святителям (подробнее: Кулакова И. П. Петр, Алексей, Иона - святители Московские: Из истории церк.-полит. мысли кон. XVI - нач. XVII в.//Европейский альманах, 1999. М., 2000. С. 19-33; Она же. К истории Московского Кремля как религ. центра кон. XVI - нач. XVII в. (о почитании святителей Петра, Алексия и Ионы)//Кремли России. М., 2003. С. 142-154. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 15)). Вероятно, икона святителей Петра, К. и Фотия появилась вскоре после учреждения Патриаршества и установления в 1596 г. праздника 3 святителей Московских. Она могла стоять у гробниц К. и Фотия, к-рые находились рядом друг с другом в юго-зап. углу Успенского собора, где в наст. время в киоте 1913 г. помещены парные иконы 2 святителей, обращенные друг к другу (XVII-XIX вв., возможно основательно поновленные иконы 2-й пол. XVI в., см.: Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова: Кат. М., 2001. Кат. 7; Толстая Т. В. Успенский собор: Путев. М., 2009. С. 194, 195). Надписи с эпитетом «о агиос» поздние; святые облачены в саккосы (саккос К. белый с черными крестами) и белые клобуки. В описях Успенского собора XVII - нач. XVIII в. такие иконы не упоминаются, но не исключено, что это были створки киота или фрагменты известной по описи 1609-1611 гг. иконы святителей Петра, К. и Фотия. Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

3) В северо-западном углу, в серебряной раке, почивают мощи святого Ионы митрополита Московского. Святой Иона родился в город Галиче Костромской губернии. С ранних лет он пострижен был в иноческий образ. Сначала он подвизался в одном из Галицких монастырей, потом перешёл в Симонов–Московский. Здесь он отличался от других иноков добродетельною жизнью, имел необыкновенную кротость и смирение, справедлив, так что за истину был не раз гоним и все скорби переносил с великим терпением. Когда Фотий митрополит Московский посетил Симоновскую обитель, и увидел в ней Иону, то предрёк, что он будет митрополитом. В 1437 году Иона был возведён в сан епископа Рязанского и Муромского, а по смерти митрополита Фотия, в 1449 году, был поставлен в Московского митрополита. С сего времени святитель Иона жил постоянно в Москве и управлял Московской паствой 12 лет, ревностно заботясь о православии Русской церкви. Святитель Иона скончался в 1461 году, 31 марта, и погребён в московском Успенском соборе. Святое тело его обретено нетленным при великом князе Иоанне III и митрополите Филиппе I. Память святого Ионы церковь празднует марта 31 дня, июня 15 и октября 5, а обретение мощей его мая 27 дня. Серебряная рака, в коей почивают мощи святителя Ионы, в 1812 году сохранилась от неприятелей, которые разграбивши драгоценности Успенского собора, не могли подступить к раке святителя Ионы. Говорят, что пламень, показавшийся от мощей сего святителя, не допустил французов и коснуться его гробницы. 4) B юго–западном углу подле шатра находятся гробницы святых митрополитов Фотия и Киприана. Святой Фотий родился в Греции, воспитывался в Аморейской области, в Палестине. Он с ранних лет поселился в одной пустынной обители, где и начал проводить духовную жизнь, а для преуспеяния в духовных подвигах он вручил себя под руководство строгого подвижника, епископа Акакия. Строгая жизнь наставника его служила для него примером и подкреплением в подвигах пустынного жития. Случилось, что по некоторым нуждам Фотий послан был Акакием в Константинополь. В то время кафедра Русской митрополии сделалась праздной. Великий князь Василий Дмитриевич просил Константинопольского патриарха Матвея прислать на Русскую кафедру достойного пастыря церкви. На сей раз Фотий первый представился достойным святительского сана, поэтому и был рукоположен самим патриархом в митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Исполненный благодати Святого Духа и добрых дел и «совершив святыню в страхе Божием» (2 Кор.7:1), он в преклонных летах сподобился блаженной кончины. Святитель заболел язвою на ноге и, ослабев телом, не ослабел духом, продолжая и в болезни посещать церковь Божию. Готовясь предать святую душу свою в руки Божии, он благословил великого князя, его потомство и весь народ и, с молитвою на устах, отошел ко Господу в 1461-м году, марта в 31-й день [ 13 ]; он пас церковь Божию двенадцать с половиною лет. Через несколько лет по смерти святого Ионы скончался и великий князь Василий Васильевич; ему наследовал сын его великий князь Иоанн Васильевич, самодержец земли Российской [ 14 ]. По изволению Божию и по благословению преосвященного митрополита Геронтия [ 15 ], он пожелал построить новую соборную церковь (которая существует и теперь) вместо прежней ветхой. Взявши честные мощи святителя и чудотворца Петра митрополита [ 16 ], перенесли их на время в другую церковь. И вот, когда разобрана была старая церковь [ 17 ] и стали копать рвы для закладки фундамента новой великой церкви, найдены были мощи прочих митрополитов: Феогноста [ 18 ], Киприана [ 19 ], Фотия, а также и святого чудотворца Ионы. Когда во время обретения сих честных мощей стали совершать соборные панихиды, был принесен туда один семилетний отрок, по имени Симеон, расслабленный со дня рождения своего. Он был сын священника Петра, служившего при храме святого Иоанна Лествичника, что в колокольне. Соборный пресвитер Алексий, подняв на руки того расслабленного отрока, поставил в ногах у раки святителя Ионы и, держа его, велел ему молиться. Отрок, поддерживаемый тем иереем, молясь, крикнул громко: — Дождь идет! День был ведреный, на небе не было видно ни одного облака: тотчас тот отрок сделался здоровым и уже без посторонней помощи пошел сам домой. Все дивились сему чуду и прославляли Бога и его угодника святого Иону. Когда окончена была постройка соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1479 году, она была торжественно освящена и в нее перенесены были честные мощи святых митрополитов: во-первых, святого чудотворца Петра, потом Феогноста, Киприана, Фотия и сего угодника Христова, Ионы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

28 мая в начале второго часа дня гробы их окопали, и тогда пришел преосвященный митрополит всея России Филипп с архиепископами и с ним все московское духовенство, пришел также благоверный великий князь Иоанн Васильевич с сыном своим, мать великого князя, братья его, князья Георгий, Андрей, Борис и Андрей, все сановники великокняжеского двора, князья и бояре, и множество православных христиан, жителей славного города Москвы, мужей и жен. Воспев подобающие сему случаю псалмы, взяли сперва гроб митрополита всея России Киприана и поставили его на приготовленное место в новооснованном храме в особый ковчег на правой стороне, а потом взяли гроб митрополита Фотия и поставили на том же месте. Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, оказались нетленными, не смотря на много лет со дня их кончины, ибо после кончины митрополита Киприана прошло без восемнадцати дней 65 лет, а после кончины митрополита Фотия без тридцати четырех дней 41 год. По перенесении мощей святых Киприана и Фотия пришли ко гробу святителя митрополита Ионы, и когда немедленно после сего снята была с него крышка, то распространилось такое сильное благоухание, что все, стоявшие вокруг этого места, слышали его. При этом все увидели, что святые мощи святителя совершенно целы, только тело присохло к костям, и одежды, в которые он был облачен, также целы и нетронуты тлением, а между тем после кончины его исполнилось тогда 11 лет и 2 месяца. Взяв гроб святителя, поставили его на верху земли с левой стороны храма. Благоверный князь Иоанн и преосвященный митрополит со множеством православного народа возблагодарили после сего за это Бога и повелели праздновать память обретения честных мощей святителей в 27 день месяца мая. Память преподобного отца нашего Ферапонта, Белозерского чудотворца Сей преподобный отец наш Ферапонт происходил из пределов московской области, из города Волока Ламского Он был сыном благочестивых родителей по фамилии Поскочиных и в мире носил имя Феодора. Достигши совершеннолетнего возраста, он исполнился страха Божия и пожелал удалиться из мира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

31-е число. Преставление св. Ионы, митрополита Киевского и всей России. Родился святит. Иона в погосте Одноушеве, близ г. Солигалича, Костромской губернии. 12-ти лет постригся в одном из местных монастырей, но скоро перешел в Москву, в Симонов, где проходил разные послушания и прославился своею мудростью и духовными подвигами. Один раз посетил монастырь св. митрополит Фотий. Он зашел в пекарню. Здесь инок Иона, утомленный трудами, спал, и правая рука его лежала на голове, сложенная как бы для благословения. Митрополит запретил будить его и предсказал окружающим, что это будет великий Святитель на земле русской. И предсказание Фотия сбылось. Скоро Иона был поставлен в епископа рязанского и муромского; по смерти же Фотия был избран на кафедру митрополита и отправлен в Константинополь для посвящения. Случилось же так, что в Константинополе, до прибытия Ионы, был поставлен митрополитом в Москву Исидор, родом болгарин, а в душе латинянин. Исидор вскоре после прибытия в Москву отправился на собор (во Флоренцию, в Италии) по поводу соединения церквей. Великий князь Василий Васильевич пред отъездом Исидора сказал ему: «Приноси нам оттуда наше древнее православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира; а нового и чужого не приноси: мы его не примем». Но Исидор не послушал князя, и, возвратившись в Москву, при богослужении стал поминать папу вместо восточных патриархов. Тогда, по повелению князя, собран был собор, где низложили с митрополичьего престола Исидора, и он после того убежал в Рим. Затем в последствии снова собран был собор, на котором сами епископы русской церкви поставили Иону в митрополита. Св. Ионе пришлось обличать Шемяку, который отнял было великокняжеский престол у Василия Васильевича. Ионе татары осадили Москву и выжгли все ее предместья. Тогда святитель с усердною молитвою и иконами обошел стены Кремля, после чего татарам послышался великий шум, как будто огромное войско нападало на них, и в страхе все они бежали. Святитель скончался в 1461 г. Мощи его скоро обретены были нетленными и открыто почивают в московском Успенском соборе. 27-го мая празднуется перенесение этих мощей вместе с мощами святых Киприана и Фотия, бывшее в 1472 г. вследствие перестройки собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

а) Часть Ризы Господней, принесённая в Москву в дар от Персидского Шаха Аббаса в 1626 году. б) Гвоздь Господень, присланный в Москву из Грузии в 1686 году. в) Часть Ризы Божией Матери. г) Крест с частию Животворящего Древа Креста Господня. д) Части св. мощей: Андрея Первозванного, Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Василия Великого , Князя Владимира и других. О святых митрополитах и чудотворцах Московских, коих мощи почивают в Успенском соборе В Успенском соборе почивают мощи св. Митрополитов и Чудотворцев Московских: Петра, Ионы, Филиппа, Фотия, Киприана и Феогноста. В приделе Апостолов Петра и Павла подле раки мощей св. Петра Митрополита находится гробница преемника его, св. Феогноста Митрополита Московского. Святый Феогност Митрополит Московский родился в Греции, был рукоположен в Константинополе в 1328 году. Во время своего правления Церковию он отличался особенною любовию к духовенству и народу. Как истинный пастырь церкви, он старался соблюдать её в мире и спокойствии. Своею кротостию и смирением он смягчал тогдашнее владычество татар и снискал от хана Чанибека благоволение и милость для духовенства, уменьшил подати, которые оно платило татарам. Вследствие этого он пользовался от народа особенным уважением и любовию. Св. Феогност часто посещал города своей паствы и везде утверждал народ в вере и благочестии. Он управлял церковию 25 лет; скончался 1353 года марта 14 дня. В этот день церковь празднует его память. В северо-западном углу в серебряной раке почивают мощи св. Ионы Митрополита Московского. Св. Иона родился в городе Галич Костромской губернии. С ранних лет он пострижен был в иноческий образ. Сначала он подвизался в одном из Галицких монастырей, потом перешёл в Симонов Московский. Здесь он отличался от других иноков добродетельною жизнию, имел необыкновенную кротость и смирение, был справедлив, так что за истину был не раз гоним и все скорби переносил с великим терпением. Когда Фотий Митрополит Московский посетил Симоновскую обитель и увидел в ней Иону, то предрёк, что он будет Митрополитом. В 1437 году Иона был возведён в сан епископа Рязанского и Муромского, а по смерти Митрополита Фотия, в 1449 году, был поставлен в Московского Митрополита. С сего времени святитель Иона жил постоянно в Москве и управлял Московскою паствою 12 лет, ревностно заботясь о православии Русской церкви. Святитель Иона скончался в 1461 году 31 марта и погребён в Московском Успенском соборе. Святое тело его обретено нетленным при Великом Князе Иоанне III и Митрополите Филиппе I. Память св. Ионы церковь празднует марта 31 дня, июня 15 и октября 5, а обретение мощей его мая 27 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Ситуация практически не изменилась в позднейшее время. Имя К. не значится в числе святых, к-рым, по известию Пискарёвского летописца, в конце правления царя Феодора Иоанновича были скованы серебряные раки (ПСРЛ. Т. 34. С. 199). При составлении в 1621 г. по инициативе патриарха Филарета уставной записи о богослужении в московском Успенском соборе служба на перенесение мощей митрополитов К., Фотия и Ионы была признана не возбраняемой для совершения («аще изволит настоятель»), но к 1634 г. она была исключена. Память успения К. вошла (без тропаря и кондака) в московские издания «Святцев с летописью» 1646 и 1648 гг. и Месяцесловов 1659 и 1662 гг., но в др. месяцесловах (как отдельно изданных, так и при богослужебных книгах) она не встречается. В сер. XVII в. имя К. вместе с именем митр. Фотия было включено соловецким книжником иером. Сергием (Шелониным) в 3-й тропарь 8-й песни написанного им «Канона всем святым, иже в Велицей России в посте просиявшим». В толковых иконописных подлинниках XVII-XVIII вв. с расположением сведений в порядке месяцеслова описание изображения К. встречается редко. Не ранее рубежа XVII и XVIII вв. сведения о К. были включены в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых»: «Святый Киприан митрополит преставися в лето 6914 месяца сентября в 16 день» (Описание о российских святых. С. 63). Офиц. причисление К. к лику святых состоялось не ранее 1805 г. В наст. время центром особого почитания К. является московский храм Св. Троицы в Голенищеве, на месте летней резиденции митрополита. Сведения о почитании К. в XV-XVII вв. в Западнорусской митрополии, не зависящем от великорусской традиции, отсутствуют. В южнослав. (сербских) месяцесловах кон. XVI-XVII в. (напр.: РНБ. Погод. 328. Л. 335, богослужебный сборник 3-й четв. XVII в.) встречается память перенесения мощей митрополитов К., Ионы и Фотия ( Иванова К. Български, сръбски и молдо-влахийски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 166), но это служит лишь указанием на копируемый оригинал и не отражает к.-л. традиции почитания этих святителей на слав. Балканах.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

1765 Срав. статью известного знатока дел востока М. Соловьева в Московских Ведомостях за 1894 г., 146 (фельетон). 1766 Срав. нашу статью «Из Церковной жизни православного востока» в Богословском Вестнике за 1894 г. 6 и 8. 1767 См. напр. стран. 10:160, 186:217, 221:231, 233:236, 241:248, 311:320, 349:360, 361:429. 432:136 и мн. др., ради чего издатели в некоторых местах нашли нужным поставить многоточие (напр. стр. 596:671 и др.). 1768 День кончины митр. Феогноста показывается летописями различно: по Степенной книге, которой последуют святцы, он скончался 14-го Марта; по Никоновской летописи – 11-го Марта, а по Воскресенской летописи – 1-го Марта. 1772 За первую половину XVII века известны два устава; один – в VI части Вивлиофики Новикова, другой – в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археограф. Комиссией. Устав за вторую половину XVII века – в X части Вивлиофики Новикова. 1773 Из описи Московского Успенского собора, составленной в 1701 году и напечатанной в сейчас вышеуказанном III томе Русск. Истор. Библиотеки, следует, что в сём 1701 году ещё не было празднований (говорится о пеленах на раки чудотворцев Петра, Ионы и Филиппа, но не говорится о пеленах на раки наших митрополитов – col. 762–763), а из Исторического описания собора, принадлежащего протоиерею Александру Левшину и напечатанного в 1783 году, следует, что и в сём последнем году ещё не было праздновании (в каталоге Московских митрополитов о. Левшин называет чудотворцами Петра, Иону и Филиппа, а Феогносту, Киприану и Фотию не усвояет титула ни чудотворца, ни святого, – стр. 233 sqq, и потом отдельно говорит о раках с мощами чудотворцев Петра, Ионы и Филиппа, – стр. 29, и о гробах с телами наших митрополитов Феогноста, Киприана и Фотия, – стр. 76). После митр. Платова, который в своей Краткой церковной Российской Истории, напечатанной в 1805 году, также ни одного из наших митрополитов не называет святым, – тома 1 стрр. 177:255–256:284, первый, называющий их всех троих святыми, сколько знаем, есть автор Истории иерархии, см. часть 1 Истории иерархии, напечатанную первым изданием в 1807 г., стр. 49–51 (второго издания 1822-го года те же страницы, ибо второе издание есть буквальная перепечатка первого). – Читаемое в Прологе, под 27-м Мая, сказание о перенесении мощей митрополитов Киприана, Фотия и Ионы оканчиваются словами: «Благоверный же князь Иоанн и преосвященный митрополит и все православных множество о сём прославиша Бога и повелеша праздновати память обретения честных мощей их месяца Маиа в двадесять седмый день». Но слова эти, верные в отношении к митр. Ионе, не верны в отношении к митрр. Киприану и Фотию, на которых несправедливо или ошибочно распространяется празднование, установленное одному первому. Должно думать, что на основании Пролога память обретения мощей троих митрополитов читается записанной и в некоторых Уставах, в главе о псалмопении по месяцеслову, о чём ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010