В XIV-XVI вв. в Москве была создана группа святительских житий. Самым ранним из них было Житие свт. Петра, митр. Московского, канонизированного в К-поле в 1339 г. Первая редакция традиционно приписывается свт. Прохору , еп. Ростовскому (с чем не согласен Кучкин), 2-я принадлежит свт. Киприану (1381). Он существенно распространил текст 1-й редакции, придал Житию своеобразную тенденцию и внес в него автобиографический момент. Этот текст предназначался митр. Киприаном для большой службы свт. Петру в качестве чтения после 6-й песни канона. Впосл., при включении Жития в ВМЧ, киприановский текст был значительно расширен в результате обработки в духе макариевской агиографической школы. Свт. Киприана († 1406) начали почитать святым уже в XV в., но его проложное Житие написано, вероятно, к канонизационным Соборам 40-х гг. XVI в. Ему было посвящено и Надгробное слово, созданное митр. Григорием Цамблаком. К XV в. относится и Житие свт. Алексия, митр. Московского, хотя летописный рассказ о нем существовал уже в XIV в. Именно этот летописный рассказ был вставлен в службу, написанную сщмч. Питиримом , еп. Великопермским. Когда же свт. Ионой , митр. Московским, было установлено церковное празднование памяти свт. Алексия , Пахомий Логофет написал Сказание об обретении его мощей, а затем и Житие свт. Алексия. В свою очередь свт. Иона был прославлен в XVI в., в связи с его канонизацией на Соборе 1547 г. было составлено Похвальное слово (вошедшее в ВМЧ под 31 марта), чуть позже было написано Житие свт. Ионы для «Книги степенной царского родословия» . В ней же было помещено и Житие свт. Фотия, митр. Московского. Кроме того, возникла традиция совместного почитания святителей. В XVII в. кн. С. И. Шаховским было написано Похвальное слово святителям Петру, Алексию и Ионе, а в печатном Прологе под 21 дек. помещено «Сказание от Жития Петра, Алексия и Ионы митрополитов, списано повелением патриарха Иова» (тройственное почитание Московских святителей, вероятно, возникло не без влияния почитания святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова). К Новому времени принадлежит список «Сказания о перенесении мощей митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа» (РГБ. Рум. 160).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Память о нем осталась священною для Церкви Русской. Не прошло и года после его кончины, ознаменованной таким отрадным удостоверением о его блаженной участи, как Архиепископ Новгородский Иона, друг его духовный и равно святой по жизни своей, поручил Сербскому иноку Пахомию, тогда жившему в России и написавшему жития многих Святых Российской Церкви, составить канон в честь святого Ионы Митрополита. Чрез одиннадцать лет, когда Бог восхотел прославить своего угодника, пришло на мысль благоверному Великому Князю Иоанну Васильевичу, по благому совету с Митрополитом всея Руси, соорудить вновь по образцу Владимирского собора, более обширный храм Богородицы, где почивают мощи Святителей: Петра, Ионы и прочих Митрополитов. Когда новое здание было поднято на одну сажень от основания, тогда разобрали внутри его ветхую церковь , основанную Митрополитом Петром, и откопали в ней священные гробы трех Митрополитов: Киприана, Фотия и Ионы. При пении надгробных песней Святитель Филипп, с Епископом Сарским Прохором, в присутствии Великого Князя и бояр его, снял верхнюю доску с гроба блаженного Ионы и сладкое благоухание распространилось по всей церкви. Целы и нерушимы обретены были святые мощи и не истлели самые его ризы; все со слезами прославили Бога, открывшего им новоявленного своего угодника; честную раку, со святыми мощами, поставили поверх земли в левом углу соборном, для поклонения усердствующих к его памяти, ибо многие потекли от него исцеления. Некто иерей, по имени Петр, служивший при церкви Св. Иоанна Лествичника , что под колоколами, имел сына, восьмилетнего отрока Симеона, расслабленного от самого рождения, у которого высохли обе ноги. Влекомый верою принес он болящего к мощам святительским, прося ему исцеления; священник же соборный Алексей, прозванием Стоян, поднял отрока и держал его при самой раке, внушая ему молиться, и в тот же час он исцелился. Случился во время обретения мощей человек из палаты царской, страдавший внутреннею болезнью, так что, от частых своих недугов, не почитал себя в числе живых; и он исцелился также от прикосновения к святым мощам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Из поучений святителей не русского образования известны таковые св. митрополитов Киприана и Фотия, а также Григория Цамблака. Велико значение в истории нашего образования Святителя Киприана. От Святителя Фотия осталось 8 поучений и 29 грамат и посланий. Слова митр. Григория Цамблака (их 22) представляют собою оторванное от жизни, многоречивое и напыщенное подражание византийским образцам, мало понятное русским. После м. Фотия живая церковная проповедь замолкает, и остаются единственным родом словесности поучительные послания. Св. митрополит Иона оставил 35 таких посланий разнообразного практического содержания. (Знаменский). Литература назидательных повествований значительно увеличилась. В XIII веке написаны жития свв. кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора – неким Андреем, вероятно, современником событий, св. кн. Александра Невского и свят. Исаии, епископа ростовского – неизвестными авторами. В XIV веке явились жития святых еп. Кирилла туровского и митрополита Петра. Последнее, написанное еп. ростовским Прохором, отличается краткостью и простотой, чем разнится от жития того же святителя, составленного св. митр. Киприаном. В летописях помещались сказания о свв. Довмонте, Михаиле Тверском, о жизни и преставлении Димитрия Донского, о чуде Владимирской Божией Матери при нашествии Тамерлана, и др. В XV в. св. Питиримом Пермским было написано житие св. Алексия. Начинает проникать витийственный лад. Из витийственных писателей известны: троицкий монах Епифаний Премудрый , от которого остались жития пр. Сергия и Никона Радонежских, св. Стефана Пермского. Пахомий Логофет, родом серб, великий ритор, живший сначала в Москве, потом при новгородских владыках Евфимии и Ионе, наконец, опять переехавший в Москву, написал до 16 или 18 служб и канонов русским святым, несколько похвальных слов и жития святых Варлаама Хутынского, новгородских владык Иоанна, Евфимия, Моисея, Кирилла Белозерского, митрополитов Алексия и Ионы, в. кн. Ольги и Саввы Вишерского. Встречались также жития апокрифические, в которых отразились народные понятия и верования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

4 Октября Обретение мощей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, 23 Октября Перенесение мощей Иакова Боровицкого, 27 Ноября Иаков, епископ Ростовский, 28 Ноября Феодор, архиепископ Ростовский, 17 Января Антоний Римлянин (день ангела), 5 Марта Перенесение мощей князя Феодора Ярославского с чадами, 16 Марта Серапион, архиепископ Новгородский, 17 Марта Макарий Колязинский, 30 Апреля Обретение мощей Никиты, епископа Новгородского, 16 Мая Ефрем Перекомский, 26 Мая Обретение мощей Макария Колязинского, 27 Мая Перенесение мощей митрополитов Киприана, Фотия и Ионы, —22— 29 Мая Иоанн юродивый Устюжский, 11 Июля Вел. кн. Ольга, 14 Августа Максим юродивый Московский. В первопечатном Устава недостающие святые против устава Московского Успенского собора суть следующие: 19 Октября Царевич Димитрий, 4 Февраля Вел. кн. Георгий Владимирский, 21 Апреля Александр Ошевенский, 30 Июня Пётр царевич Ростовский. Евфросин Псковский вместо 17-го под 15-м Мая. В двух Уставах 1633-го года список Русских святых один и тот же. Святых, лишних в них против первопечатного Устава 1610-го года или вновь внесённых в список редакторами их (Уставов), всего один. Это – 27 Ноября князь Всеволод-Гавриял Псковский (обретение мощей). Святых, не достающих в Уставах 1633-го года против первопечатного Устава 1610-го года или опущенных редакторами их, довольно значительное количество. Они суть следующие: 5 Сентября Князь Глеб, 11 Ноября Максим юродивый Московский, 28 Ноября Феодор, архиепископ Ростовский, 5 Марта Перенесение мощей князя Феодора Ярославского с чадами, 16 Марта Серапион архиепископ Новгородский, 30 Апреля Обретение мощей Никиты, епископа Новгородского, 26 Мая Обретение мощей Макария Колязинского, 27 Мая Перенесение мощей митрополитов Киприана, Фотия и Ионы, 4 Августа Проявление мощей митр. Петра. В Уставе 1641-го года список Русских святых есть один и тот же со списком первопечатного Устава 1610-го года, т. е. его редакторы, не принимая перемен, произведённых в списке редакторами Уставов 1633-го года, снова взяли список, составленный редактором первопечатного Устава 1610-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(...) Тропарь Никит, глас 4. П равославнымъ смысломъ юношеская вожделния возненавидвъ и доблественыя нравы восприемъ, врага побдилъ еси, и въ благоразумии Богу угодилъ еси, и свыше от Него приемъ даръ чюдесъ бсы прогоняти, недуги исцляти, Никито преславне, моли Христа Бога, да спасетъ душя нашя. Кондакъ, глас 8. Х риста ради от своихъ рабъ нужную смерть претерплъ еси и внец нетлния от Него восприялеси, приходящимъ же с врою от честнаго ти гроба подаеши цлбы, о Никито преподобне, молитвениче о душяхъ нашихъ (л. 251–251 об.) 26 мая (...) И обртение честныхъ мощей преподобнаго отца нашего Макария игумена Колязинскаго чюдотворца. // М акария преподобнаго мощи обртены Быша в лта 7029, в 82-е лто по преставлении его (л. 252−252 об.). (...) Тропарь Макарию, глас 8. С лезъ 975 твоихъ источники (28)пустыни бесплодное напоилъ еси, и еже из глубины воздыханьми во сто труды уплодносилъ еси, и бысть свтилникъ вселеннй, сияя чюдесы, Макарие отче нашъ, моли Христа Бога спастися душямъ нашимъ(28) 976 . Кондак, глас 2. Подобен В ышнихъ ища. В ышнихъ желая, воздержаниемъ, и труды, и поты напитався, желание плоти своея обуздавъ, чюдесъ даръ приемъ от Христа Бога, свтилникъ явися пресвтлый, тмъже Христова Церковь славитъ тя вся, преподобне Макарие, отче нашъ (л. 254). 27 мая И пренесение честныхъ мощей иже во святыхъ отецъ нашихъ триехъ святителей Киприана, Фотия и Ионы Киевскихъ и всея Русии 977 чюдотворцовъ // въ новую церковь каменную Успения Пресвятыя Богородици. И положиша тло святаго Ионы на лвой стран церкве в углу передния стны от патриархова двора. Киприана же и Фотия положиша на правой стран церкве в углу, идже риза Господня в лта 6987 (л. 254 об.−255). Триемъ святителем тропарь, глас 8. Я ко свтлаго солнца свтозарныя звзды троическимъ свтомъ озаряете сердца врныхъ пренесениемъ честныхъ мощей вашихъ, Троиц сосуди явистеся честнымъ вашимъ житиемъ, и научисте люди твердо вр Христов, и скверну отгнасте вашими святыми заповдьми, и упасосте добр Христово стадо, порученное вамъ, богомудре Киприане с славнымъ Фотиемъ, и со Ионою твердым,//молитеся Христу Богу, да спасетъ душя нашя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не имея достаточных для сего средств в своей казне, он обложил монастыри и церкви известною суммою на сооружение соборного храма и потом пригласил усердие князей, бояр и торговых людей к вспомоществование благому предприятию своими добровольными пожертвованиями. Все работы вверил он двум русским мастерам: Кривцову и Мышкину. Образцом для них должна была служить Успенская соборная церковь во Владимире, созданная Андреем Боголюбским и распространенная братом его Всеволодом Георгиевичем: но при этом митрополит Филипп хотел, чтобы новый храм, соответственно большему населению и достоинству Москвы, превышал церковь Владимирскую во всех размерах. Весною следующего года начали копать рвы, укреплять их сваями и наполнять камнями. 30 апреля, разобрав наперед притворы и алтарную стену храма, стоявшего 146 лет, митрополит, в присутствии великого князя, матери его и братий, при стечении всенародного множества, торжественно заложил новый храм, полутора саженями длиннее и шире Владимирского. По принятым размерам для нового храма, нужно было коснуться и рак, в которых покоились мощи первых иерархов московских: св. Петра, Феогноста, Киприана, Фотия и Ионы. Через месяц по заложения храма, когда уже здание было выведено на сажень вышиной и на этой высоте предполагалось устроить помост храма, митрополит приступил к перенесению св. мощей в устроенные для рак их новые места, или кивоты. 29 мая, вместе с епископом Сарским Прохором и собором духовенства, в присутствии великого князя и всего великокняжеского дома, совершив сперва надгробное пение о преставившихся, он повелел перенести раки с мощами святителей Киприана и Фотия, в новоустроенное для них покоище на правой стороне храма у стены. Потом приступили к гробнице, скрывавшей в себе останки св. Ионы, почившего назад тому 11-ть лет. Особенно возбуждено было чувство живых свидетелей его святых подвигов, когда, по снятии верхней деки его гроба, тело его обретено нетленным, и снова предстал очам их знакомый образ святителя, и благоухание наполнило весь храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Упоминание имени митрополита Ионы, последовательно поддерживавшего великого князя Василия II, могло вызывать у современников патриарха Никона воспоминания об участии митрополита всея Руси в церковно-политической борьбе во второй четверти XV в. и серьёзных проблемах, возникших при занятии им митрополичьего престола, который был предназначен ему великим князем Василием II. Как утверждают современные историки, Иона был наречён на русскую митрополию и получил соответствующее обещание от константинопольского патриарха и императора. Но несмотря на просьбы московского правительства поставить Иону митрополитом Руси и организацию нескольких посольств в Константинополь для «благословения» Ионы на русскую митрополию, он долгое время не получал официального поставления от константинопольского патриарха 643 . В условиях церковной смуты проходило поставление в митрополита Киевского и всея Руси Киприана. В великом московском князе он видел идеал князя всероссийского, поэтому под властью Киприана Церковь объединилась во всех русских землях, в том числе и входивших в состав Великого княжества Литовского 644 . Однако вёл себя митрополит достаточно независимо. Темы не только политического величия Москвы при поддержке ею православия, но и укрепления митрополичьих прав пронизывают многие его сочинения (особое место занимает Житие митрополита Петра); Уставная грамота (1392 г.) разграничивала княжеские и митрополичьи права и владения 645 . Утверждение Киприана на московской митрополии привело к усилению византийского влияния на Руси 646 , при Киприане расширились связи Русской Церкви с Афоном 647 . Главные церковно-политические установки митрополита Фотия были обращены на единство великорусско-малорусской церкви «всея Руси» и укрепление связей Руси с Византией. Отстаивая интересы Церкви, в своих посланиях и грамотах он обсуждал тему раскола митрополии, писал о церковной дисциплине, важности священства и обязанностях священнослужителей 648 . По-видимому, имя каждого иерарха, по замыслу автора, должно было вызывать ассоциации с важнейшими направлениями в его святительском служении и его конкретными поступками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Время проведения: 1 и 2 февраля, 11.00. Место проведения: Патриаршие палаты Московского Кремля (Мироваренная палата), (вход через Троицкие ворота). Проезд: м. «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Боровицкая». 1 февраля вход по приглашениям на открытие и пленарные заседания Рождественских чтений, 2 февраля – по специальным приглашениям, которые можно получить у руководителя секции или на открытии Чтений или на заседании секции 1 февраля 1 февраля 1. Левыкин Алексей Константинович, научный руководитель Музеев Московского Кремля, к. ист. н. Приветственное слово. 2. Джорджевич Зоран, д. ист. н.; Антанасиевич Ирина, д. филол. н. (Ниш, Югославия). «Раннехристианские и византийские памятники Ниша и его округи (древний Нисс) – города, в котором родился император Константин Великий». 3. Абеланцева Ольга Алексеевна, Институт истории РАН, к. ист. н. (Санкт-Петербург); Беляев Сергей Алексеевич, Институт всеобщей истории РАН, к. ист. н. «Автокефалия Русской Церкви по материалам посланий русских митрополитов Киприана, Фотия и Ионы по изображениям на саккосах Митрополита Фотия». 4. Беляев Сергей Алексеевич, Институт всеобщей истории РАН, к. ист. н. «Украшения Большого саккоса Митрополита Фотия и их истоки». Экскурсия по Государственной Оружейной палате. 5. Стрелигова Ирина Анатольевна, Музеи Московского Кремля. «Византийские иконы-камеи в коллекции Музеев Московского Кремля». 6. Михайлова Алла Юрьевна, Музеи Московского Кремля. «Напрестольный крест из Богоявленского собора города Богородска». 7. Исаева Елена Викторовна, Музеи Московского Кремля. «Годуновская Псалтирь 1591 года. К истории создания и бытования памятника». 2 февраля 1. Качалова Ирина Яковлевна, Музеи Московского Кремля. «История пребывания Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля в XVII-XX веке». 2. Саенкова Елена Михайловна. «Восточнохристианские святыни в чинопоследовании литургии Успенского собора: Малый вход». 3. Щенникова Людмила Александровна, ст. н. с. Музеев Московского Кремля, кандидат искусствоведения. «Почитание чудотворной иконы Богоматери “Успение” и “Умиление Владимирская” в Псково-Печерском монастыре и городе Пскове. К истории прославления святынь Московского Кремля в литературной и изобразительной традиции локальных духовных центров».

http://pravoslavie.ru/425.html

131 “Не зазрите смирению моему, яко не искусну ми сущу писанию вашему и языку”, — писал митрополит Фотий лет через 10 по прибытии в Россию (ДАИ. Т. 1. 180. С. 323). “Митрополиту Фотию русскому языку еще не навыкшу” (Степенная книга. Ч. 2. С. 29). На грамотах Фотий подписывался по-гречески (Древняя Российская Вивлиофика. Ч. 1. 20, 21, 22, 23, 24). Даже перед концом своей жизни, когда он долго был в России и мог изучить русский язык, Фотий, по предположению автора статьи о нём, едва ли не писал завещания на языке греческом, с которого делался перевод на русский (Прибавления к Творениям святых Отцов. 1852. 11. С. 269 прим.). Исидор митрополит знал ли русский язык? Когда на пути во Флоренцию его в западной России просили петь молебен, он пел по-гречески со всеми бывшими с ним греками, а владыка Авраамий по-своему, по-русски (Древняя Российская Вивлиофика. Ч. 6. С. 31). Великий князь Василий Иванович, объясняя неудобство быть греку митрополитом русским, говорил: “каждый православный может иметь нужду объясняться с верховным пастырем о делах духовных тайных, а государь не только о духовных, но и о государственных, между тем нельзя с ним беседовать иначе, как чрез переводчиков”. — История Русской Церкви преосвященного Филарета. Ч. III. С. 15, 16. 132 От смерти Киприана до прибытия Фотия (1410 г.) прошло 3 года; от смерти Фотия до Исидора прошло почти 7 лет (1431–1437); от него до Ионы 12 лет (1437–1449); в год смерти Ионы выбран Феодосий (в 1461), но он в 1464 году уступил место Филиппу, от которого в истории митрополита Платона сохранилось только одно имя; в 1470 году следовал Геронтий до 1489 г.; в 1491 г. избран Зосима, который был низложен в 1494, и избран Симон до 1510; за ним в том же году Варлаам, в 1522 — Даниил; по низвержении его с престола в 1539 г. избран Иоасаф, который в 1542 заточён в Кирилов монастырь, и возведён Макарий до 1563 г.; Афанасий управляет два года, а Герман в митрополичьих покоях жил только два дня; около 1567 года избран был Филипп, который умер мученическую смертью в 1570 г.; за ним следует Кирилл; в 1577 г. избран Антоний; в 1580 — Дионисий; в 1587 он низвергнут и его место занял Иов. Особенно часто сменялись архиереи второклассных епархий Русской Церкви; в первоклассных же они не бывали десятка лет; в Новгороде по низвержении Серапиона 17 лет не было архиерея (История Карамзина. Т. VII. С. 115); в епархии Ростовской и Ярославской (около 1543 года) долгое время не было архиепископа (Древняя Российская Вивлиофика. Т. XIV. С. 160).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

В то время как они с любовью препирались между собою, было приказано усечь мечем их обоих; святая мученица Феодора первая преклонила под меч голову свою, а затем преклонил под меч свою главу и святой мученик Дидим Тела же их были брошены в огонь. Таким образом они приняли победные венцы от Христа, Бога нашего, Которому воссылается слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом вечно. Аминь.  Память святого священномученика Ферапонта Сей святой Ферапонт был святителем сардийской церкви; здесь он обратил ко Христу своим учением многих еллинов-идолопоклонников и просветил их святым крещением. Святой Ферапонт был взят игемоном Юлианом и в узах заключен в темницу; был томим голодом и жаждою долгое время; будучи выведен из темницы, предан различным мукам; затем веден связанной в Синаон, город фригийский и в Анкир, город галатийский, причем всюду был многоразлично мучим. Когда же святой был приведен к реке, называвшейся Асталой, то был растянут на земле нагой и привязан к четырем кольям, вбитым в землю; затем мучители били святого столь сильно, что даже кожа спала с тела его и земля напиталась его кровью. Колья же те пустили ростки и произрастили ветви и листья; затем выросли в большие деревья и своими листьями исцеляли различные недуги и болезни людей. Наконец святой Ферапонт был приведен в область, находившуюся в Лидии, вблизи реки Гермуса (протекающей по Лидии) в епископии Саталийской (подчиненной митрополии сардийской), и здесь после многих мук был умерщвлен за исповедание имени Христова и таким образом принял от Господа венец нетленный Перенесение честных мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, Киевских и всея России чудотворцев В апреле месяце 1472 года во время княжения христолюбивого великого князя всея России Иоанна Васильевича при преосвященном митрополите Филиппе в славном городе Москве положено было начало основания святого и великого соборного храма Успения Пресвятой Богородицы. И когда начали разбирать первый храм, который был построен святым Петром чудотворцем и разобрали его до полов, то в то время обнаружились гробы прежде бывших святителей русских, преосвященных митрополитов Киприана, Фотия и Ионы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010