Отрок, поддерживаемый тем иереем, молясь, крикнул громко: — Дождь идет! День был ведреный, на небе не было видно ни одного облака: тотчас тот отрок сделался здоровым и уже без посторонней помощи пошел сам домой. Все дивились сему чуду и прославляли Бога и его угодника святого Иону. Когда окончена была постройка соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1479 году, она была торжественно освящена и в нее перенесены были честные мощи святых митрополитов: во-первых, святого чудотворца Петра, потом Феогноста, Киприана, Фотия и сего угодника Христова, Ионы. А так как мощи его оказались целыми и нетленными, то их положили в раку и поставили открыто в соборной церкви, как они почивают и теперь и сподобляют многих верующих, приходящих к ним с молитвою, просимой благодати Один человек, по имени Иоанн, будучи немым и не могущим ничего говорить, пришел однажды к раке святого и приложился к честным его мощам, поцеловав его святую руку. Неизвестно, как ему, Божиим смотрением, показалось, что святитель протянул руку свою, схватил его за язык и крепко держал. Он начал громко кричать. Священники и народ, бывшие тогда в церкви, поспешили к нему на крик и недоумевали, почему кричит немой. Увидав, что святой выпустил из рук язык и перестал кричать, Иоанн начал тотчас ясно говорить и рассказывать всем о том, как чудесно разрешился от немоты язык его. Все, бывшие там, пришли в ужас от того дивного чуда и, прославляя дела Божии, величали и великого чудотворца святителя Иону. Много и других чудес происходило и ныне происходит от честных мощей святого митрополита Московского Ионы всем, приходящим к ним с верою, во славу Христа, Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Житие святого праведного Иосифа Прекрасного Прекрасный и душой и телом блаженный Иосиф был сыном ветхозаветного патриарха Иакова, внуком Исаака и правнуком Авраама Он родился от второй жены Иакова Рахили, которая была неплодной до тех пор, пока Бог не услышал ее и не открыл ее чрева для рождения детей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В Москве будет установлен памятник святителю Киприану, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси 9 июня 2010 г. 17:45 Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе на заседании 8 июня 2010 года одобрила предложение по установке в столице памятника святителю Киприану, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси, который будет передан в дар городу, сообщает портал «Интерфакс-религия» . Изначально памятник предлагалось поставить в основанном святителем Сретенском ставропигиальном мужском монастыре , но так как места для монумента в обители не нашлось, решено установить памятник у посольства Болгарии на Мосфильмовской улице, а в монастыре поставить памятный знак. Болгарское посольство находится в местности, где располагалась летняя резиденция митрополита Киприана, выходца из Болгарии. На месте деревянного храма, построенного святителем, был впоследствии возведен каменный храм Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве. Святитель Киприан (ок. 1340-1406), митрополит Киевский и всея Руси в 1381-82 и 1390-1406 гг. — выдающий церковно-общественный деятель, писатель, публицист, переводчик. Уроженец болгарского города Великое Тырново; принадлежал к аристократической семье Цамблаковых. Рано принял монашество и около 10 лет провел на Афоне, после чего служил в Константинополе. В 1375 г. Константинопольский Патриарх Филофей поставил Киприана митрополитом Литовским и Русским по требованию князя Литовского Ольгерда, но с условием, что после смерти митрополита Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель Алексий умер в 1378 г. В 1381 г. митрополит Киприан прибыл в Москву, но после нашествия Тохтамыша был выслан и жил в Киеве и Константинополе. Вернулся в Москву в 1390 г. 26 августа 1395 г., во время приближения к Москве полчищ Тимура, по инициативе святителя Киприана в Москву из Владимира была перенесена Владимирская икона Божией Матери. В память о чудесном избавлении от Тимура на месте встречи святыни был основан Сретенский монастырь. Главной заботой святителя Киприана было сохранение единой Русской митрополии. Человек высокой книжной культуры, знаток церковного Устава, святитель особенно заботился об исправлении церковных книг, упорядочении богослужения и иноческой жизни. При Киприане в русскую церковную практику вошел Иерусалимский богослужебный устав. Преставился 16 сентября 1406 г. и был погребен в Успенском соборе в Кремле. В 1472 г., при строительстве нового Успенского собора, были обретены нетленными мощи трех московских святителей: Киприана, Фотия и Ионы. Дни памяти свт. Киприана: 27 мая (9 июня) и 16 (29) сентября. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1178197.ht...

Он известен еще как составитель витийственного жития святого Петра митрополита. Догадываются, что ему же принадлежит первый почин в составлении Степенной книги. От митрополита Фотия сохранилось 8 поучений и 29 грамот и посланий. Поучения его мало имеют жизненного значения. Из посланий некоторые ближе к жизни, например послания к псковичам по поводу уклонения их к латинским обычаям и по поводу ереси стригольников, и в Литву — по поводу разделения церквей. Еще менее значения в церковнопоучительной письменности имеет третий иноземец, Григорий Цамблак. Его 22 слова представляют собою совершенно оторванное от жизни, многоречивое и напыщенное подражание византийским образцам, малопонятное для русского народа. После митрополита Фотия живая церковная проповедь замолкает на Руси и поучительные послания делаются единственным родом поучительной словесности. После митрополита Ионы осталось 35 таких посланий самого разнообразного практического содержания. Таковы: послания к Шемяке, послания к новгородцам и псковичам о прекращении смут и повиновении великому князю, к вятчанам тоже о повиновении великому князю, о прекращении разбоев, против жизни с женами без венчания, незаконных браков и остатков язычества, и послания к частным лицам — учительные, увещательные и утешительные. Литература назидательных повествований значительно увеличилась по своему объему. В XIII веке написаны жития святых Михаила Черниговского и боярина его Феодора — неким Андреем, по всей вероятности, современником событий, святого Александра Невского и святого Исайи ростовского — неизвестными авторами. В XIV веке явились жития святого Кирилла Туровского и митрополита Петра; последнее написано епископом Ростовским Прохором († 1327), и своей краткостью и простотою резко отличается от многословного жития того же святителя, написанного митрополитом Киприаном. В летописях находим еще сказания о святом Довмонте, о Михаиле Тверском, о житии и преставлении Дмитрия Донского, о чуде Владимирской Богородицы при нашествии Тамерлана и другие, наконец, житие святителя Алексия, составленное в XV веке Питиримом (пермским).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Он известен еще как составитель витийственного жития святого Петра митрополита. Догадываются, что ему же принадлежит первый почин в составлении Степенной книги. От митрополита Фотия сохранилось 8 поучений и 29 грамот и посланий. Поучения его мало имеют жизненного значения. Из посланий некоторые ближе к жизни, например послания к псковичам по поводу уклонения их к латинским обычаям и по поводу ереси стригольников, и в Литву – по поводу разделения церквей. Еще менее значения в церковнопоучительной письменности имеет третий иноземец, Григорий Цамблак. Его 22 слова представляют собою совершенно оторванное от жизни, многоречивое и напыщенное подражание византийским образцам, малопонятное для русского народа. После митрополита Фотия живая церковная проповедь замолкает на Руси и поучительные послания делаются единственным родом поучительной словесности. После митрополита Ионы осталось 35 таких посланий самого разнообразного практического содержания. Таковы: послания к Шемяке, послания к новгородцам и псковичам о прекращении смут и повиновении великому князю, к вятчанам тоже о повиновении великому князю, о прекращении разбоев, против жизни с женами без венчания, незаконных браков и остатков язычества, и послания к частным лицам – учительные, увещательные и утешительные. Литература назидательных повествований значительно увеличилась по своему объему. В XIII веке написаны жития святых Михаила Черниговского и боярина его Феодора – неким Андреем, по всей вероятности, современником событий, святого Александра Невского и святого Исайи ростовского – неизвестными авторами. В XIV веке явились жития святого Кирилла Туровского и митрополита Петра; последнее написано епископом Ростовским Прохором († 1327), и своей краткостью и простотою резко отличается от многословного жития того же святителя, написанного митрополитом Киприаном. В летописях находим еще сказания о святом Довмонте, о Михаиле Тверском, о житии и преставлении Дмитрия Донского, о чуде Владимирской Богородицы при нашествии Тамерлана и другие, наконец, житие святителя Алексия, составленное в XV веке Питиримом (пермским).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

1841. Т. 3. С. 221 и др.). Местопребыванием наместников был Киев, куда направлялись касающиеся их грамоты. Первые сведения о киевских наместниках общерус. митрополитов относятся к кон. XIV в., первоначально это были исключительно духовные лица, с кон. XV в. среди них стали появляться светские «паны». Возможно, уезжая из Киева в Москву в 1390 г., митр. Киприан поставил своим наместником Фому (Изуфова), старца с Афона . В 1396 г. митрополит заменил Фому на этой должности архим. Тимофеем (киевляне обвинили Фому в том, что он отравил литов. правителя Киева кн. Скиргайло на пиру на митрополичьем дворе). В 1404 г. митр. Киприан лишил архим. Тимофея наместничества и отослал его вместе со всеми прислужниками в Москву, на его место был назначен архим. Феодосий, настоятель московского в честь Преображения Господня мон-ря . Т. о., наместниками митрополита в Киеве были высокопоставленные духовные лица. Нового наместника назначил свт. Фотий, находившийся в Киеве в 1409-1410 гг. В 1414 г. Литовский вел. кн. Витовт, решивший поставить на митрополичью кафедру Григория Цамблака, приказал переписать все имения кафедры и раздал их «паном своим», наместников митр. Фотия ограбил и выслал в Москву. По-видимому, новый наместник был назначен митр. Фотием в 1420 г., после примирения с Витовтом. В 1451 г. митр. св. Иона назначил киевским наместником протодиак. Михаила, в 1455 г. фиксируется наместник архим. Давид, после него архим. Акакий - лицо особо близкое к митрополиту (старец из его кельи). Отношения главы Церкви с наместниками не всегда складывались благополучно. Так, требуя от архим. Давида явиться в Москву, митр. Иона угрожал ему отлучением от Церкви. До сер. XV в. власть митрополичьего наместника распространялась не только на киевскую, но и на белорусско-литов. часть К. е. О «наместничестве» общерус. митрополита подробно говорится в грамоте митр. св. Ионы Михаилу 1451 г.: «Приказал есмь ему держати наместничьство свое на Киеве, и в Вилне, и в Новегородке, и в Городне, и по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви, которыи из старины потяглы при моем брате при Фотеи митрополите к тому нашему наместничьству» (АИ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

11. Род Болярина Князя Андрея Лыкова. 12. Род Болярина Лукьяна Стрешнева. 13. Сии имена разных родословий: 14. Род Смоленского Архимандрита Филарета. 15. Род Троекурова. 59. Синодик Св. Патриарха Никона , в большую четверть, оболочен бархатом голубым с застежками. На внутренней стороне переплета надпись: «Синодик Патриарший, печатно писанный.» подписано по листам снизу: «Лета 7166, Октября в 19 день, В. Государь, Святейший Патриарх Никон …… положил.» (следовательно, в 1657 году, на другой день по освящении деревянного храма Воскресения Христова). На первой странице: «Помяни Господи Св. Вселенских патриарх, Благоверных Царей, Цариц и чад их, Преосвящ. Митрополит, Благов. В. К. и Княгинь, Боголюбивых Архиепископ. Священных Епископов, Благоверных Князей и Княгинь, Преподоб. Архимандритов и Игуменов и всего священного и иноческого чина, праотец, отец и братий наших, иже зде лежащих и повсюду Православных Христиан.» На 4-й странице (заставка такая же, как и на 1-й): Помянник Патриархов Московских и всея России. На 8-й: Царей и В. Князей. На 11-й: Царевичей. На 14-й Цариц (начальные буквы каждого имени расцвечены золотом) и Царевен. На 20 Митрополитов Всероссийских: Михаила. Илариона. Иоанна. Николы. Никиты. Константина. Феопента. Георгия. Иоанна. Никифора. Михаила. Иоанна. Никифора. Матфея. Максима. Алексия. Дионисия. Киприана. Дионисия. Кирилла. Петра. Феогноста. Фотия. Герасима. Ионы. Геронтия. Варлаама. Иоасафа. Афанасия. Кирилла. Дионисия. Филиппа. Симона. Даниила. Макария. Филиппа. Антония. На 23 стр. Митрополитов (Новгородских): Александра, Варлаама, Исидора, Макария, Киприана, Аффония, Селивестра, Архиепископа Софрония, Митрополита афанасия. На 26-й стр.: Помяни Господи род сей (а чей, не означено). На 27-й стр. (позднейшей записи): Род Архим. Вол. Германа. На 30-й (род се, а какой, не означено): записи первоначальной. На 33-й: Род В. Князей Российских. На 35-й Вел. Княгинь. На 37-й: Князей Удельных. На 40-й: Преподобных (Русских): Феодосия, Антония, Сергия, Никона, Димитрия, Никиты, Пафнотия, Евфимия, Макария, Антония, Авраамия (приписан позднее).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Я говорил уже о том, по какому поводу выключен был из Устава 1682-го года преп. Евфросин Псковский и что означало это выключение. Он выключен был по тому поводу, что его житие (без его вины) служило в пользу раскольников. Выключение означало то, что из общецерковных святых, каковым он был, он низведён был в число святых местных. Редактор первопечатного Устава 1610-го года поставил у себя под 27-м Мая «перенесение» мощей митрополитов Киприана, Фотия и Ионы, тогда как на самом деле было установлено празднование обретению мощей одного Ионы, как должно думать, быв введён в заблуждение Прологом, в котором несправедливо утверждается, —28— будто установлено было праздновать память обретения мощей всех трёх митрополитов. Если в Уставе помещены тропарь и кондак всем трём митрополитам, то нужно думать, что тропарь и кондак составлены были для домашнего употребления (или, может быть, их составил сам редактор Устава вместе с тем, как вносить в последний это пренесение мощей). Я сказал выше, что издание Устава 1682-го года представляет собой издание нарочитым и тщательным образом правленное. В отношении к Русским святым в нём сделано то нововведение против предшествующих Уставов, остающееся и в нынешнем Уставе, что под памятью каждого святого означено, где ему празднуется, а вместе с тем в нём упорядочены и знаки праздничные. Так как далеко не каждый из читателей имеет у себя под руками Устав, разумеем – нынешний, а между тем для полноты сведений относительно канонизации святых не мешает знать отметки о них, сделанные издателями Устава 1682-го года и сохранённые в нынешнем Уставе: то мы приведём здесь из последнего список святых. При этом, по неудобству в типографском отношении, не будем печатать знаков праздничных, т. е. самых их фигур или изображений, а будем указывать их словами. Сентябрь. 7 . Иже во святых отца, нашего, Иоанна архиепископа, Новгородского чудотворца 1802 . Совершается собор 1803 его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его 1804 . —29— Знак праздничный – три красные точки в боковом красном полукружии или в боковом красном подковообразном окружении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ионы (31 марта), прп. Евфимия Суздальского (1 апр.), прп. Никиты, столпника Переяславского (24 мая), Леонтия, еп. Ростовского (23 мая), Игнатия, еп. Ростовского (28 мая), Новгородского архиеп. Иоанна II (18 июня), святых Петра и Февронии Муромских (25 июня), Новгородских архиепископов Василия Калики (3 июля), Спиридона (19 июля), Иоанна I (7 сент.), митр. Петра (24 авг., на память перенесения мощей в 1479 в Успенский собор) и заметку о перенесении мощей митрополитов Киприана, Фотия и Ионы (27 мая). Большинство этих житий наполнено элементами лит. творчества, основанного отчасти на незначительной обработке проложных житий др. святых, и не содержит новых исторических данных ( Турилов А. А. 2003. С. 21-25; ПЭ. Т. 7. С. 202). Значительный научный интерес представляют принадлежавший Герасимову Болдинскому во имя Св. Троицы мон-рю Торжественник триодный нач. XVII в. (Slavo 26), содержащий поучения святителей Кирилла Туровского, Климента Охридского, Григория Философа и 2 псевдоэпиграфа с именем Иакова, брата Господня; лицевой Синодик 1682-1690 гг. (Slavo 25); Устав церковный Иерусалимский посл. трети XVI в. (Slavo 3), вложенный Строгановыми в сольвычегодский Благовещенский собор и содержащий летописные записи о строительстве и украшении этого храма в 1584-1600 гг. ( Турилов. 2001. С. 117-119). Евангелие-тетр московского происхождения 1-й пол. XVI в. с миниатюрами евангелистов (Slavo 2); украинско-белорус. нотолинейный (киевского распева) Ирмологий посл. четв. XVII в. (Slavo 53); Родословная книга особой редакции в списке 3-й четв. XVIII в. (Slavo 28); Псалтирь с толкованиями в переводе прп. Максима Грека (Slavo 43-46) - старообрядческая рукопись в 4 томах 1786-1790 гг., в XIX в. находившаяся, по всей видимости, в собрании А. И. Хлудова в Москве; старообрядческий лицевой полемический сборник 60-х гг. XIX в. Подробное описание собрания выполнено в 80-х гг. XX в. болг. исследователями А. Джуровой и К. Станчевым. Помимо рукописей в б-ке В. п. и. имеется значительное собрание кириллических старопечатных книг.

http://pravenc.ru/text/155380.html

Вероятно, если не все, то некоторые из означенных разностей были в древних нам неизвестных экземплярах прологов. Сходство же его с древними славянскими прологами — редакциею Месяцеслова импер. Василия, простирается до того, что он имеет и ошибки и разности общие с ними, напр. 18 ноября Платона и Романа и с ним младенец вместо младенца (тоже в Кт.), апр. 3 Тота и Поликарпа вместо Тита, так и в прологе синод. библ. 246.     Месяцеслов при софийском обиходе XIII века в петербургской духовной академии имеет менее памятей и, судя по оригинальности, происхождения греческого; наприм. ему одному свойственны памяти: пр. Герасима 7 марта, 5 апр. пр. о. Германа (неизвестен, если не из Георгия), июня 3 св. Ипатия гангрского. Служебники и требники     В древних рукописных служебниках и требниках месяцесловы встречаются весьма редко. Укажем на месяцеслов софийского служебника XV 558), согласный во всем с месяцесловом иерусалимского устава, на месяцеслов софийского служебника XVI в. 568), отличающийся произволом в означении памятей русских святых, наприм. 30 марта преставление св. Ионы, митрополита московского, 10 мая опять преставление его, 15 мая литовских мучеников Антония и Иоанна, а 14 апр. Евстафия, июня 5 пренесение мощей св. Киприана, Фотия и Ионы (вместо 27 мая) и преставление Андрея Христа ради юродивого. Триодь постная     В постной триоди важна для агиологии служба в сырную субботу, особенно канон ее: в ней поминаются многие преподобные мужи и жены и святители и в числе их такие, которых не было и нет во всех, дошедших до нас, святцах восточной церкви, взятые из патериков; наприм. некий Василий, во гроб вселившийся из послушани, Каллист, Милл мертвовоскреситель, преподобная Феодула и другие. Сей канон приписывается пр. Феодору студиту ( 826): но в нем поминаются патриарх Никифор 828 года, Михаил синкелл 830, пр. Феодор начертанный 840 и брат его Феофан, Навкратий игумен студийский 846, пр. Афанасий афонский 980. Очевидно или позднейшие святые внесены после в канон, или канон принадлежит не Феодору студиту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Собора святых в условиях складывания централизованного гос-ва в посл. трети XV - нач. XVI в. осложнялось отсутствием необходимых для богослужения проложных житий святых из иных регионов. Порой книжники находили неожиданный выход из ситуации. Так, в псковском (или новгородском, по мнению А. Г. Боброва) Прологе на март-авг. 1-й четв. XVI в. (Рим. Восточный папский институт. Слав. 5) содержится 13 неизвестных по др. рукописям версий Житий Новгородских архиепископов Иоанна I, Спиридона, Василия Калики, Иоанна II, Евфимия I и Евфимия II, митр. Петра, митр. Ионы, епископов Ростовских Леонтия и Игнатия, прп. Евфимия Суздальского, прп. Никиты, столпника Переяславского, благоверных Петра и Февронии Муромских, а также Сказания о перенесении мощей митр. Петра и митрополитов Киприана, Фотия и Ионы, создание к-рых относится ко времени между 1479 г. и 10-ми гг. XVI в. Эти Жития по существу лишены исторического значения, т. к. в большинстве случаев имена рус. святых сопровождались проложными текстами греч. святых ( Турилов А. А. К ранней истории общерусского почитания Евфимия Суздальского//Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России. Владимир; Суздаль, 2003. С. 21-25; см. также: Евфимий II Вяжицкий, свт., архиеп. Новгородский), однако представляют несомненный интерес в культурно-историческом отношении. Для переводных житий были специально написаны стихи, в результате чего возникла новая, самостоятельная редакция стишного Пролога. Позднее прием приспособления уже существующих житийных текстов для агиобиографий новых святых получает широкое распространение в творчестве псковских книжников XVI в. Важность такого сборника, как Минеи-Четьи, в истории Ж. л. невозможно переоценить. В составе домакариевских Миней-Четьих рус. жития появились достаточно поздно, преимущественно в XV-XVI вв., и их число было сравнительно невелико, хотя Минеи-Четьи существовали в нашей письменности еще в домонг. период. Тем не менее в домакариевских Минеях-Четьих встречаются, в частности, Жития блгв.

http://pravenc.ru/text/182317.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010