112 Достоинство бана, от которого, очевидно, произошло малороссийское «пан», имело политическое значение у венгров и сербов и должно было соответствовать скифскому филарху или топарху. Этим достоинством украшен был Бела, или, как у Киннама, Белосис, внук короля Гейзы, брат сербского князя Ура, на дочери которого Елене женат был король Бела, по прозванию Слепой. Ioannes Thworoczius. с. 65. 113 Некогда знаменитый город Браничев, называвшийся во время римского владычества Viminatium, лежал по обеим сторонам реки Млавы, при самом впадении ее в Дунай, где и теперь еще видны развалины, Браничевац и Костолац (Шафарик. Т. II. Кн. I. стр. 347). 114 Этот Борис был сыном венгерского короля Каламана и жены его, дочери российского князя, которую он обвинял в неверности себе и потому, самого Бориса не признавая законным своим сыном, лишил его наследия. Не могши доказать своих прав на престол, Борис пришел в Византию и женился на родственнице царя Иоанна. Западные историки рассказывают, что, командуя римскими войсками, он неоднократно нападал на Венгрию, но всякий раз был разбиваем, и наконец один слуга Куман заколол его стрелой в 1156 году. Otho Frising. I. 7 Chron. с. 21, 34. 116 Сицилийский король Рожер умер, по хронике Ромуальда, в 1152 году; но Роберт де Монте относит его смерть к 29 апреля 1153 года, а другие – даже к 1154 году. 117 Otho Frising (I. 2 de Gest. Frid. c. 11) говорит, что тотчас по смерти Рожера Мануил сильно подстрекаем был против Вильгельма союзом с Фридериком. Но это мнение подозрительно: для чего присланы были к Мануилу в качестве послов одни епископы? и чего требовал от него Вильгельм взамен того, что он возвращал ему? Смысл посольства у Киннама, по-видимому, высказан не вполне. 118 Мыс Монемвасия получил это название по лежавшему на нем городу Монемвасии, иначе Мальвасии. Этот город находился в Пелопоннесе и был резиденцией архиепископа. Hoffm. Lex. 119 Это морское сражение римлян с сицилийцами, в котором взят был в плен Константин Ангел, описывается также Никитой (L. 2, n. 7). Сицилийским флотом управлял Maio Barensis, который в выданном ему дипломе короля Вильгельма (Baronius А. 1156) называется magnus amiratus amiratorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1249 Так, Ф. Тиннефельд показал (с опорой на Фому Магистра), что подобные волнения имели место в Фессалонике в 1322 и 1332 гг. (Тиннефельд Ф. Фома Магистр как источник по социально-политическим волнениям в Фессалонике//АДСВ. 1992. Вып. 26. Византия и средневековый Крым. С. 145–147). 1250 Ср. также 16А: «единодушие (=единомыслие) друг с другом ( πρς λλλους μνοια)». Ср. параллельные места к приведенному выше: 392D («...да стяжаем же ... сердце... мирное, миротворящее ( ερηνικν, ερηνοποιν)...» – здесь разыгрывается аллюзия на Мф.5:9 ); 296D («да упокоимся же в мире, сохраняя мир ( ερνεοντες) в самих себе и друг с другом...»). Здесь призыв хранить мир обосновывается тем, что «Иерусалим» в переводе означает «мир» (Ibid.). Ср. также 421А: «...давайте прощать друг другу...»; 460А. 1252 Полагаем, что перевод архим. Амвросия в данном месте ошибочен: «...и общественные форумы» (Беседы... Ч. 2. С. 129). Φρος значит не «форум», а именно «подать» или «налог»: Liddell R. A., Scott G., Jones A. Greek-English Dictionary. Oxford, 1996. P. 1951. 1255 Ср., например, эпизод со сребролюбивым монахом из «Жития Андрея Юродивого» (Житие Андрея Юродивого. С. 184–189 (греч. текст), 62–66 (рус. пер.)). 1256 Ср. прежде всего: Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных/Пер. М. А. Поляковской//Поляковская М. А. Портреты... С. 248–269. Этот источник неоднократно интерпретировался М. Я. Сюзюмовым (см.: Сюзюмов М. Я. Византийские этюды. Екатеринбург, 2002. С. 260, 267–268, 324; Поляковская М. А. Портреты... С. 214–227). 1259 См. критику им ростовщиков и торговцев: PG. 58.557–558. «Итак, разве не являются неправедными крупные сделки ( μποραι πολλα)? – [по продаже] полей, стад, угодий, скота, свиней, предметов первой необходимости (τς πιμελεας τν ντων)?» (Col. 558). О ростовщичестве здесь сказано: «Не желает Бог такой жертвы» (Col. 557). 1260 Pertusi A. Storia del pensiero politico. P. 35. Ср. о концепции Иоанна Киннама (XII в.), также признающей «взаимопомощь членов общества» и поддержку богатыми бедных «одним из принципов социальной жизни Ромейской державы»: Малахов С. Н. Иоанн Киннам и социальные низы Византии XII в.//АДСВ. Вопросы социального и политического развития. Свердловск, 1988. С. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

163 Мануил только признал Вильгельма королем, потому что до этого мирного договора Вильгельм в Византии понимаем был как похититель престола. Carol. du Fresn. ad. h. I. 164 Этот брат был не Танкред, как некоторые ошибочно полагают, потому что отцом Танкреда почитается хотя также Рожер, однако же не король Сицилии, а князь Апулии (Ughell. Tom. 9. Italiae Sacrae. p. 66, 100, 103 etc). Под именем брата Вильгельмова надобно здесь разуметь побочного Рожерова сына Симона, который, изгнанный братом своим Вильгельмом из Тарентинского княжества, завещанного ему отцом, спасся вместе с Матфеем Бонеллой на триреме и, вероятно, удалился в Константинополь. Falcandus. 165 Ягупасан – зять иконийского султана Масута, правитель Амасии, Анкиры и Каппадокии. Nicet. L. 3, n. 5. 166 Об этом богословском споре подробнее говорит Nicet in Man. L. 7, n. 5. L. 4 et 22. Leo Allatius in excerptis Var. et L. 2 de Eccl. Occid. et Orient. с. 12, n. 5. 167 То есть Михаила фессалоникского μαστωρα τEQ o(ω;˜)ν EQ o(ρ;)ητρων, διδσκαλον τEQ o(ω;˜)ν EQ o(ε;)υαγγελων καEQ πρωτκδικον τEQ o(η;˜)ς μεγλης EQ o(ε;’)κκλησας Κωνσταντινοπλεως. Должность магистра риторов состояла в истолковании Св. Писания. Allatius in excerptis. Codin de offic. c. 1, n. 22. А Никифор Василакий, по Никите, был διδσκαλος τEQ o(ω;˜)ν EQ o(ε;’)πιστολEQ o(ω;˜)ν: EQ o(ο;) βασιλκιος Νικφορος τEQ το Παλου EQ o(α;’)ναπτσσων EQ o(ε;’)π’ εκκλησEQ o(α;) EQ o(ε;’)πιςτολς καEQ διαλευκανων τEQ o(ω;˜;) τEQ o(η;˜)ς καλλιρρημοσνης φωτEQ o(ι;’), EQ o(ο;; ´)σαι τEQ o(ω;˜)ν EQ o(α;’)ποστολικEQ o(ω;˜)ν EQ o(ρ;)σεων τEQ o(η;˜) EQ o(α;’)σαφεια EQ o(υ;)πομελανονται, καEQ τEQ o(ω;˜;) βθει το πνεματος EQ o(ε;’)πιφρσσουσι. 168 Преподавание риторики и объяснение Евангелия были две должности, но соединялись в одном лице Михаила. Codin. с. 1, n. 12. В византийской церкви πολλοEQ EQ o(η;’; )σαν οEQ o(ι;) διδσκαλοι, как-то: διδσκαλος το εEQ o(υ;’)αγγελου, διδσκαλος το EQ o(α;’)ποστλου, διδσκαλος το ψαλτηρου; но διδσκαλος κατ’ EQ o(ε;’)ξοχEQ почитался истолкователь Евангелия. Catalogus Goari et Medonii: EQ o(ο;) διδσκαλος EQ o(ε;)ρμηνυει τEQ EQ o(α;’;  ´)γιον EQ o(ε;’)υαγγλειον, εEQ o(ι;’) δυνατς EQ o(ε;’)στι, καEQ τEQ ψαλτριον, κρατEQ o(ω;˜)ν καEQ τEQ σχολεα τEQ o(η;˜)ς, EQ o(ε;’)πισκοπEQ o(η;˜)ς. Из этого видно, что истолкователь Евангелия не только имел право объяснять и другие книги Священного Писания , но и управлял патриаршими школами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1664 . Мавродинов Н. Византийская архитектура. – София, 1955. 1665 . Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в Историю Русской Церкви. – СПб., 1846. – 332 с. (М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – 408 с.) 1666 . Макарий (Булгаков) . История русской Церкви. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – Кн. 2. История русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константитнопольского патриархата (988–1240). – 703 с. 1667 . Максимович Л. Buзahmujcka npobuhцujcka управа у доба Палеолога. – Београд, 1973. 1668 . Максимович Л. Корни и пути возникновения городского патрициата в Византии//ВВ. – 1991. – Т 52. – С. 27–34. 1669 . Малахов С. Н. Иоанн Киннам и социальные низы Византии XII в.//АДСВ: Вопросы социального и политического развития. – Свердловск: УрГУ, 1988. – С. 88–100. 1670 . Маликов В. М. Новый вариант дверного замка XIII-XIV вв. [в Херсонесе]//Сообщения Херсонесского музея. – 1961. – Вып. 2. – С. 62–67. 1671 . Малингуди Я. Русско-византийские договора Х в. в свете дипломатики//ВВ. – 1997. – Т 57 (82). 1672 . Малингуди Я. Русско-византийские связи в Х в. с точки зрения дипломатики//ВВ. – 1995. – Т 56 (81). 1673 . Малингудис Ф. Славяно-греческий симбиоз в Византии в свете топонимии//ВВ. – 1987. – Т 48. – С. 44–52. 1674 . Манандян Я. А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древнейших времен (V в. до н. э. – XV в. н. э.). 2-е изд., перераб. и доп. – Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1954. – 347 с. (см. рец.: Саркисян Г. Х.//ВДИ. – 1957. – 4. – С. 142–146). 1675 . Мананадян Я. А. Римско-византийские хлебные меры и основанные на них индексы хлебных цен//ВВ. – 1949. – Т 2. – С. 60–73. 1676 . Мартынов В. Об истоках русского церковного пения//ЖМП. – 1986. – 10. – С. 70–74. 1677 . Марченко А. Н., Нюркаева А. З. Этика труда по Книге Эпарха//Античность и средневековье Европы. – Пермь, 1994. – С. 175–182.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

169 Разумеется, вероятно, храм, построенный при Гебдоме, странноприимном доме Иоанна Богослова, о котором см. Ann. L. 3 Constant, in Basil, с. 63. Scylimz. u Glycas in Bulgaroctono. Впрочем, Guillelmus Biblioth. in Adriano II находит еще храм Иоанна у так называемого Castrum Rotundum. 170 Сотирих Пантевгенос называется EQ o(υ;)ποψφιος το πατριρχου, то есть представитель патриарха Антиохийского; ибо, пока Антиохия находилась во власти латинян, греки имели антиохийских патриархов только по имени. Эти представители антиохийского престола, действительные патриархи, не могли иметь резиденции в Антиохии. Balsam. ad. can. 16 Synod. Antioch. См. Nicet in Isaac. L. 1, n. 4. Baron. A. 1178. 171 Безымянный автор у Алляция называет этого Сотириха EQ o(υ;)ποψφιον το πατριαρχεου ’Αντιοχεας. Впрочем, EQ o(υ;)ποψφιος назывался не титулярный только епископ известной Церкви, но и всякий, пока он был наречен, хотя быть нареченным значило собственно EQ o(υ;)πEQ τομEQ o(ω;) κοινEQ o(ω;˜;) EQ o(α;’)νακηρυχθεναι, как выражает это Пахимер (L. 4, с. 15), πEQ τμEQ o(ω;), т. е. по законному избранию клира и народа, каковое избрание совершалось публично, и акт избрания подписываем был всеми избирателями. Ер. Symmach. Р. 5 et 6. ad Caesarium Arelat. in Cone. Arvern. Can. 2. Aurelian. IV Can. 5. Aurelian. V Can. 11. 172 Вильгельм Тирский (L. 13): in partibus Ciliciae circa Tarsum erat qvidam nobilis et potentissimus Armenus, nomine Toros, qui do mini imperatoris gratiam, ejus efficiente inconstantia, frequentius demerebatur et incurrebat offensam, confisus enim de eo, quod ab imperio remotus erat plurimum, et quod in montibus arduis habebat domicilia, per plana Ciliciae praedam agebat et manubias, non veritus terram domini sui modis, quibus poterat, damnificare, etc. 173 Этот поход Мануила против правителей Армении и Антиохии подробно описывают Nicetas in Man. L. 3, n. 1, 3. Will. Tyrius L. 18, с. 23, 24. Упоминает о нем и Фока, лично в нем участвовавший и оказавший Мануилу важные услуги. Descript Т. 8. 1. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 . Такой конец имели для римлян эти итальянские войны. Но и прежде еще, когда они продолжались в Италии, царь сильно озабочивался возникавшими уже тогда беспокойствами в Азии, а теперь всецело предался этим заботам. Персидский султан овладел подвластными римлянам городами Пунурой и Сивилой; Тероз, о котором было уже упомянуто, отнял у римлян весьма много городов в Киликии; а персидский филарх Ягупасан 165 , правитель Каппадокии, делал набеги на два понтийских города – Инеон и Павраю. В таких обстоятельствах царь посылает к султану Алексея Гифарда и упомянутые города возвращает; Ягупасана заставляет прекратить набеги на римские границы и пристать к себе, а в Киликию решается сделать поход сам. В это время в Византии случилось следующее: был один из левитов 166 , которых мы называем диаконами, по имени Василий. Он, по возложенной на него обязанности объясняя народу слово Божие на различных службах, позволял себе в этих беседах намеками и прикровенно бесчестить и других, кто хотя немного был с ним не в ладу, и в том числе Михаила 167  и Никифора, по прозванию Василакий, из которых первый в то время был преподавателем риторики и в храме Софии объяснял священные евангельские изречения 168 , а последний славился ученостью, писал хорошие сочинения и весьма искусно также обработал многое по части риторики. Эти люди огорчались такими поступками и считали делом важным, что, достигнув столь великой мудрости, были осмеиваемы тем человеком и через то как для многих других, так и для самих себя сделались виновниками невыносимых бедствий. Однажды Василий совершал свое обычное служение в храме апостола Иоанна Богослова 169 в предместье города; пришли туда послушать и они, но послушать слухом лукавым и неприязненным. Объясняя, думаю, какое-нибудь отделение Евангелия, Василий сказал, что один и тот же Сын Божий и бывает жертвою, и вместе с Отцом приемлет жертву. Они тотчас схватили эти слова и, идя дорогой, осмеивали их со всех сторон, говоря, что если принести жертву – значит одно, а принять ее – другое, то Василий вводит две ипостаси. К этому мнению присоединились и другие, по учености люди известные, и даже Сотирих 170 , по прозванию Пантевгенос, муж в то время превосходивший других и мудростью, и силою слова и уже избранный на антиохийский престол, только еще не получивший рукоположения 171 . Этот Сотирих пристал к их мнению не только языком и устами, но и написал прекрасную речь, имевшую что-то чрезвычайно сходное с Платоновыми разговорами, только в речи этой наговорил много и нелепостей; так что, когда царь разобрал их спор, и сам писатель лишен был престола, и подверг тому же всех своих соучастников. Василий же, напротив, снова получил свое достоинство, которого было лишился, хотя впоследствии, обличенный, как говорили, в неправославии, опять потерял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 . Таковы были обстоятельства алеманов. Король же германцев 66 (о котором доносили, что он перешел уже Дунай и идет далее) не мечтал о себе более надлежащего, подобно Конраду, ибо отправленных от царя послов, то есть Михаила-севаста Палеолога и Михаила, по прозванию Врана, принял ласково, изъявил через них благодарность царю и объявлял, что он не причинит римлянам никакого зла. Вразумлен ли он был неудачами Конрадова войска или уже имел такой нрав от природы 67 ,– сказать не могу, только через это он получил от царя гораздо лучший прием. Находясь уже вблизи Византии, отправил он к царю послов 68 и, еще больше выражая ему свою дружбу, вызывался действовать с ним заодно в важных делах. Если же царю угодно сноситься с ним и беседовать во дворце – он не откажется и от этого. Царь выслушал эти слова не без удовольствия и пригласил его прибыть к себе благонадежно. Итак, король прибыл и при въезде встречен был такими особами, которые как по роду, так и по знатности стояли близ царя и занимали тогда высшие правительственные должности. Эти лица торжественно и с подобающею честью проводили его во дворец и, когда он был уже в приемной зале дворца, где сидел царь на возвышенном месте, принесли и для него низкое кресло 69 , которое по-римски люди называют sellium. Сидя на нем, он говорил и слушал что следовало, а потом отпущен был в предместье против городских стен, от многих называемое, как я уже сказал, Филопатионом, и там имел квартиру. Потом, немного спустя, ездил он с царем во дворец 70 , находящийся в северной части города, чтобы видеть там все, достойное удивления, и поклониться покоящейся в тамошнем храме святыне 71 – разумею те вещи, которые освящены прикосновением к спасительному телу Христову и служат охранением христиан. Совершив все сие в Византии и дав клятву, что во всю жизнь будет другом и союзником царя, и этот король переправился в Азию. 18 . Так вот что здесь происходило. Между тем на архиерейский престол царь возводит некоего Николая, по прозванию Музал, который прежде был в числе высших духовных лиц и занимал престол Кипрской Церкви, а потом добровольно удалился оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 Монтеферрас – крепость в княжестве Триполисском, где находится гора Феррас, от которой крепость получила свое имя (W. Tyrius L. 14, с. 25, 26). 19 Об этом договоре с правителем Антиохии рассказывает Wilh. Tyrius. Lib. 14. p. 30 u Ordericus Witalis. L. 13. p. 914, 915. Здесь достойно замечания особенно то, что по заключенным условиям царь поставлял в Антиохии своего наместника, или префекта, который должен был заведовать делами, подлежавшими высшему праву царя, и решать их от имени Иоанна. 20 Здесь разумеется монашеский орден странноприимных братьев иерусалимского храма, или братьев Святого гроба. Nic. in Andron. Lib. 1 n. 4; Pachimer. L. 5, с. 8, 11. L. 6, с. 14; Greg. Lib. 5; Cant. Lib. 2, с. 12. Но эти братства к цели религиозной шли в воинских доспехах (Statuta Hierosolimit. part. 2, с. 26). 21 По свидетельству Дюканжа, этот крест попал в руки крестоносцев и ныне хранится и чествуется в капелле французского города Бурбона. 22 По словам Никиты, этот крест найден был сарацинами между сокровищами взятого ими в плен римского царя Романа Диогена. 23 Озеро Пасгуса упоминается у Страбона (1. 12) и располагается близ Иконии. Страбон находит на нем два острова: Κωρλις и Τρογτης. На Коралисе ныне стоит город Акриотери. Carol. du Fresne not. ad. h. I. 24 По словам Вильгельма Тир. (L. 15, c. 22), врачи советовали отрезать руку, прежде чем яд заразит все тело, но царь отверг это, говоря: «Стыдно Римской империи быть управляемой одной рукой». 25 Смерть Иоанна последовала под Аназарбом, митрополиею второй Киликии, в том месте, которое называется «Pratum Palliorum». Tyrius. 26 То есть об Исааке, брате Мануила, который еще от Иоанна украшен был достоинством севастократора. 27 Патриарх Михаил, по прозванию Куркуас, возведен на престол по смерти Льва Стиппиота, в восьмой месяц второго года царствования Мануила Комнина. При нем в 1148 году был в Константинополе Собор против ереси богомилов (Catalog. Patriarchar. С. Р. in jure Graeco-Rom. Balsamon in Nomocan. Phot.). 28 Оксийский монастырь, впоследствии названный Авксентьевым, находился на горе того же имени, близ Халкидона (Menaea Basil. Porphyr. 15 kal. Mart.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

242 Древняя столица далматских правителей Салона, ныне Солина, по-турецки Тузла, лежит на реке Яле,– город весьма древний, упоминаемый уже Птоломеем (Sallis). Шафарик Др. Т. II. Кн. 1. стр. 430. 243 О возвращении Андроника и о родстве его с Мануилом см. Nicet. L. 4, n. 4, 5. Will. Tyr. L. 20, с. 2; также табл. Комниных. 244 Матфей, монах (Quaest matrimonial. L. 8 juris graeco-rom. p. 482), говорит, что у греков вступление в брак с родственницами возбранялось до пятого колена. См. Pachymer. L. 6, с. 6. 245 Об этом рассказывают также Nicetas. L. 7, с. 6. Leo Allatius de Eccl. Occident. et Orient. perp. Cons. L. 2, с. 12, n. 4. 246 Из слов Киннама видно, что арианство, многовековой борьбой великих учителей Церкви подавленное на Востоке, не уничтожилось совершенно, но проникло на Запад и, распространяясь там в частных мнениях и путями частной жизни, впоследствии возродилось между протестантами. 247 Мануил, и по свидетельству Никиты, отличался богословскими познаниями и в суждении о предметах сего рода обнаруживал глубокомыслие и остроумие. Сравн. Carol. du Fresne ad h. I. 248 О том, что епископ Новых Патр Евфимий присутствовал на Соборе, созванном в 1166 году против Димитрия Лампского, можно читать у Алляция. 249 Это был сын Алексей. Рождение его Алберик относит к 1166 году; а по Кодину (de Orig. Ср.), он родился 10 сентября 1170 года. 250 По свидетельству Ксифилина, римский сенат, когда убит был Сеян, сделал постановление вперед клясться только именем императора – μτε τοEQ EQ o(ο;; ´)ρκους EQ o(ε;’)π’ EQ o(α;’;  ´)λλου τινς, πλEQ το EQ o(α;’)υτοκρτορος ποιEQ o(η;˜)σθαι. С того времени вошли в обычай формулы клятвы: per fortunam, per genium, per salutem principis. Впоследствии головой царя клялись и христиане. Synod Chalcedon. Can. 30. ΤEQ εEQ τEQ κεφαλEQ το βασιλως, EQ o(η;’; EQ o(ε;’)ις τEQ EQ o(ο;’)ικιαν σωτηραν EQ o(ο;)μσαι τιν. Palladius in Hist. Lausiaca, с. 2. de S. Potamiana: EQ o(η;) δEQ EQ o(α;’)φησι φωνEQ EQ o(ε;’)ιποσα, τEQ κεφαλEQ το βασιλως σο, EQ o(ο;; ´)ν σEQ φοβEQ o(η;˜;) etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

276 Не была ли это графиня, упоминаемая в цеккамской хронике под 1162 годом и воевавшая тогда с Вильгельмом? По ненависти к Вильгельму она, вероятно, и позднее старалась вредить сицилийскому тирану, только в пользу не Фридерика, а Мануила. По крайней мере, по цеккамской хронике, архиепископ Христиан приехал в Италию уже в 1165 году и командовал алеманскими войсками до 1183 года. 277 Имя калифа, верховного правителя сарацинов, по Вильг. Тирскому (L. 19, с. 19) и Иакову Витриакскому (I. 1, с. 7), означает наследника, или преемника. Первым назвавшим себя калифом был преемник Магомета Абубекер. Впоследствии военная и гражданская власть султанов в Персии так усилились, что слово «калиф» оставалось почти пустым титулом – одним призраком суеверного благоговения перед наместником пророка. Carol. du Fresne ad h. I. 278 Никита слово σιλντιος λγος объясняет выражением κατηχητριος λγος. Такое же понятие соединяют с ним Феофан (р. 342, 358), Лев Грамматик (р. 448), Скилица (р. 399), Зонара (р. 146) и проч. В папской церкви силенциями назывались также секретариаты, или такие отделения во дворце папы, в которых составлялись собрания кардиналов для рассуждения о делах Церкви. Carol. du Fresn. ad h. I. Явно, что в этом смысле оно противополагалось тем рассуждениям, которые имели форму общего собеседования. Так объясняет это Iulianus Antecessor const. 56 § 199: hace constitutio jubet provocationes in consultationibus non tantum in amplissimis magistratibus, sed etiam omnibus senatoribus indici, ut totus senatus causas appellationum audiat: quamvis silentium tantum sine conventu senatoribus denuntiatum fuerit: silentio enim conventum esse videri. 279 Асикрит – a secretis или secretarius. Так в актах Собора (2, 4 и 12): Παλος EQ o(ο;) μεγαλοπρεπστατος EQ o(α;’)σηκρτος σεκρετριος βασιλικς. Латинские писатели иногда вместо à secretis говорили просто asecreta. Carolus Magn. I. 4. de cultu imag. c. 9: mox ut Leontius Asecreta conspexit etc. Первый из придворных секретарей назывался πρωτασηκρτις. Nicet. Paphlagon. in vita S. Ignatii patriarchae. Ср. также πρτιστος τEQ o(ω;˜)ν βασιλικEQ o(ω;˜)ν γραμματων. Nicephor. Breviar. p. 172; πρEQ o(ω;˜)τος τEQ o(ω;˜)ν βασιλικEQ o(ω;˜)ν EQ o(υ;)πογραφων Ignat. Diacon. in vita S. Nicepcori patriarchae Cp. n. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010