Армянский духовный лидер предупреждает, что в ряду возможных условий, которые может поставить перед Арменией Турция, Анкара непременно будет добиваться предать забвению память 1,5 млн. вырезанных турками армян. «Ярко осознавая щепетильность политических дебатов на уровне зачатка новых для армян и турков отношений, мы считаем, что армянская сторона должна быть твердой в своей позиции по признанию факта геноцида. Поймите мы – потомки тех, кто подвергся уничтожению (убиты, сожжены, заживо похоронены, погибли от голода, холода, истощения и издевательств во время депортации со своих же земель), и мы не имеем права позволить забвению победить в соревновании с политическими дебатами. По этой причине считаем нецелесообразным создание какой-либо комиссии, которая завуалировано, под видом исследований исторической документации, может набросить тень сомнения в вопросе геноцида. В то же время мы не хотим дать повод, чтобы турецкая сторона обвинила диаспору во вмешательстве в дела Республики Армения и в препятствовании процессу нормализации армяно-турецких отношений. Посему встала необходимость, чтобы глава Армении Серж Саргсян развеял бы все возникшие у многомиллионной армянской диаспоры сомнения. Не будь геноцида – не было бы и такого количества армян, не по своей воле разбросанных по всему миру», - в частности, говорится в сообщении Арама I, распространенного департаментом по коммуникации и информации Киликийского Католикосата. Первый шаг к нормализации отсутствующих армяно-турецких отношений был сделан в сентябре прошлого года, когда по приглашению президента Сержа Саргсяна в Армению впервые в истории приехал глава турецкого государства Абдулла Гюль. Два лидера вместе смотрели отборочный матч чемпионата мира между футбольными командами двух стран. Несмотря на протесты оппозиции и обеспокоенность армянской диаспоры, официальный Ереван объявил, что не собирается выставлять предварительные условия на переговорах с Анкарой. Однако сама Анкара предъявила свои условия, среди которых требовала вывода армянских войск с территории Карабаха и создания комиссии историков, которая бы изучала документы по вопросу геноцида армян в Османской Турции. Согласно последней договоренности, до 14 октября, то есть когда на территории Турции пройдет ответный футбольный матч, обе стороны должны будут подписать протоколы о налаживании дипломатических отношений и открытии армяно-турецкой границы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Латинофильство родилось в армянской среде в результате сложных политических условий, в которых оказалась Киликийская Армения. С середины XIII в. она лицом к лицу столкнулась с агрессивными соседями – Египетским султанатом и государством Хулагуидов. В Египте на смену династии Эйюбидов (1171–1250) пришли мамелюки-бахриты (1250–1381), которые стремились овладеть Сирией и Палестиной. В это же самое время образовался пятый улус (1256 г.) монголов во главе с Хулагу-ханом. Вскоре Хулагу овладел Багдадом и положил конец Аббасидской династии. Несколько посольств – Хетума I (1243 г.) к Батыю, Смбата (1247 г.) и Хетума I (1253 г.) в Каракорум – обеспечили внутреннюю самостоятельность Киликии, однако во внешней политике она должна была подчиняться монголам и участвовать в их войнах, в частности против Египта. Здесь скрещивались также интересы западно-европейских держав и римского папы, которые стремились использовать Киликию как плацдарм для завоевания Сирии и Палестины. Пользуясь тяжелым ее положением, они предлагали Киликии помощь при условии принятия католичества. Особенно неблагоприятная обстановка сложилась при Хетуме II, когда Хулагуиды вынуждены были вести войны с Золотой Ордой и Киликия осталась одна в борьбе с Египтом, в то время как у египетских мамелюков появились могущественные союзники – туркманы и сельджуки Малой Азии, а также монголы Золотой Орды. В этих условиях латинофильские настроения стали расти. Иллюзорные надежды на политическую и военную помощь со стороны Запада в борьбе против агрессивных мусульманских государств, плотным кольцом окружавших Киликию, породили прозападную ориентацию. Латинофильство было церковно-религиозной оболочкой политического движения и умонастроения феодальной верхушки киликийского общества, в частности царского двора и католикосата, которые в кризисной ситуации искали союзников в борьбе со своими врагами. Между тем народные массы, в особенности городские слои и связанное с ними низшее духовенство, стояли на позициях защиты самостоятельности армянской церкви. Антиуниатское движение возглавляли прогрессивные люди того времени, среди которых особенно выделялся Георг Скевраци.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

После захвата Тарса и Маместии в 1183 г. Рубен осадил крепость Ламброн. Лишь пленение Рубена князем Боэмундом в 1187 г. избавило Ламброн от осады (подроб. см.: М. Орманян. Азгапатум, с. 1482). 445 Левон – речь идет о Левоне II. При нем в 1198 г. Киликийская Армения была официально провозглашена царством. 448 Как известно из других источников, Левон II с этим посольством Нерсеса Ламбронаци связывал большие надежды, в частности, надеялся получить от Фридриха Барбароссы царскую корону. Из памятной записи Нерсеса Ламбронаци известно, что Фридрих Барбаросса, видимо для того, чтобы заручиться поддержкой Левона, «обещал указом, скрепленным золотой печатью, поставить армянского царя» (см.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 535–538). 450 О дальнейшей судьбе этой рукописи сообщает интересные сведения сам Нерсес Ламбронаци в Памятной записи к Толкованию св. литургии. Он рассказывает о начале третьего крестового похода и назначении его Левоном II послом к Фридриху Барбароссе. Прежде чем отправиться в путь на встречу с Фридрихом, пока те «несметными косяками плыли на судах по морю к Птолеманде, великий владыка Левон послал нас к католикосу святому владыке Григорию в патриарший престол, именуемый Ромкла, что на [берегу] Евфрата. И на нас, пустившихся в путь в [праздник] пентекосты, по ту сторону Мараша напали туркманы и предали мечу бывших с нами монахов и священников, числом двадцать человек, и захватили вместе с другими вещами сочинения и эти святые заповеди, о чем я горько скорбел, не имея других списков [рукописи]. Но затем по провидению благодати Божьей в 641 г. разузнав, где они их продали, мы выручили их из плена, ибо [рукописи] были увезены в область Джахна. И при содействии епископа области Нерсеса и монаха Вардана они были вновь возвращены мне. Утешив, они возрадовали мою опечаленную душу. И мы вознесли Богу благодарственную молитву...» (См.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 465–468). 451 Речь идет о третьем крестовом походе. Непосредственным поводом похода послужило взятие Иерусалимского королевства египетским султаном Салах-ад-дином в 1187 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

двор киликийских царей сделался почти слепком с феодальных дворов Западной Европы. Нечто подобное случилось и с церковью Малой Армении. Очутившись лицом к лицу с западными церковными порядками, она невольно вынуждалась сравнивать их, с одной стороны, со своими собственными порядками, с другой – с греческими. Это сравнение привело ее к убеждению: а) в крайнем расстройстве и безобразии своих собственных порядков и б) в безмерном превосходстве перед ними как латинских, так и греческих церковных порядков. Это убеждение, в свою очередь, побудило лучших ее представителей позаботиться: а) о восстановлении расстроенных порядков и б) о преобразовании их на манер латинских и греческих. И действительно, начиная с тридцатых годов XII в. тянется длинный ряд попыток со стороны католикосов Армянской церкви поднять ее порядки и дисциплину и отчасти преобразовать их по западным образцам. Для этого предпочтения латинских образцов греческим было много причин. Одной из главных служила крайняя натянутость отношений, давно уже установившаяся между греками и армянами, благодаря, главным образом, политике византийских императоров. Папы и их агенты тоже не дремали... Да и сами латинские порядки почему-то больше нравились предстоятелям Армянской церкви, чем греческие... Как бы, впрочем, там ни было, но в течение этого века и особенно к концу его в Армянской церкви идет усиленная реставрация падших порядков и переделка их отчасти по образцу греческих, а преимущественно по образцу латинских. Да и давно пора было приступить к этой реставрации. Жить дальше с теми порядками, какие установились в Армянской церкви в период ее отчуждения от Восточной и Западной церквей, было уже невозможно. Не говоря уже о том, что у нее не было достаточного количества храмов для богослужения, так что большинство ее членов вынуждалось или посещать храмы других христианских исповеданий, или собираться для общественной молитвы под открытым небом, и существовавшими храмами в сущности пользовались одни священнослу­жители, и то лишь для совершения литургии, а простой народ стоял и молился перед закрытыми дверями и таким образом совсем лишен был утешения видеть совершение важнейшего церковного священнодействия; остальные же церковные службы вовсе вышли из употребления или совершались самими священнослужителями перед закрытыми дверями храма 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К сер. XI в. многочисленные удельные владения на территории Армении оказались включены в состав Византийской империи. В 1045 г. столица царства Багратидов Ани также была захвачена византийцами. Католикос Петрос I, к-рый с 20-х гг. XI в. вел провизант. политику и стремился найти в Византии надежного союзника для ослабевших Багратидов, не смог добиться для Армянской Церкви автономного положения и был отправлен в К-поль. В 1048 г. ему была назначена резиденцией удаленная от Армении Севастия (совр. Сивас, Вост. Турция), откуда он еще в течение 10 лет продолжал управлять Церковью. Его преемник Хачик II (1058-1065) также пребывал сначала в К-поле, а затем в Тавблуре (близ совр. Даренде, Вост. Турция). Принять халкидонское учение, несмотря на давление, он отказался. В 1066 г. визант. власти с одобрения имп. Константина X Дуки поставили новым католикосом Григора II; его резиденцией стало мест. Цамндав близ Амасии. За 40 лет правления он не предпринимал к.-л. энергичных действий, передав обязанности викариям, в т. ч. своему племяннику еп. Барсегу, к-рый стал его преемником. В 60-х гг. XI в. началось активное проникновение племен тюрок-сельджуков в Армению и Анатолию, что после разгрома визант. армии в битве при Маназкерте в 1071 г. привело к падению визант. владычества в Армении. ААЦ получила относительную самостоятельность, однако в борьбе с вторжением кочевников Армения не смогла восстановить свою независимость. Одним из результатов сельджукского завоевания стало массовое переселение армян на запад, в районы М. Азии и Киликию, где вскоре сложилось арм. княжество Рубенидов, в 1198 г. превратившееся в царство (см. Киликийская Армения ). При католикосе Барсеге I (1105-1113) в Киликию переместилась резиденция предстоятелей ААЦ: первоначально ею стал мон-рь Шугр, а затем - крепости Цовк и Ромкла (Румкале). В 1293 г. престол католикосов ААЦ утвердился в столице Киликийского царства г. Сис . «Странствия» первосвятителей ААЦ (с XII в. они титулуются как «Католикосы всех армян») не привели к значительному ослаблению их власти.

http://pravenc.ru/text/АРМЯНСКАЯ ...

новые торговые привилегии были дарованы венецианцам, к-рые создали крупную факторию в Аясе. Борьба Венеции и Генуи за особые торговые пошлины в К. А. закончилась победой последней. Огромное значение транзитных торговых путей К. А. и соперничество Аяса с Александрией обострили отношения К. А. с Египетским султанатом мамлюков, правители к-рого выражали недовольство тем, что К. А. являлась союзником монголов и европейцев, а те и другие (иногда договариваясь даже о совместном выступлении) стремились с ее участием завоевать Сирию и Палестину. К тому же вслед. торговой конкуренции между Аясом и Александрией Египет стремился нанести удар К. А. и помешать транзитной торговле, к-рая интенсивно велась между Европой и Востоком через порты Киликии. В 1275 г. мамлюки напали на К. А. В 1276 г. в К. А. пытались вторгнуться тюрки, но были остановлены Смбатом Спарапетом, который погиб в сражении. В 1281 г. войско монг. Ильханов двинулось против мамлюков и вторглось в Сирию; войска К. А. вновь воевали бок о бок с монгольскими, но потерпели поражение в битве при Хомсе из-за отказа крестоносцев их поддержать. Арм. посольство, отправленное Левоном в Египет в надежде заключить мир, было арестовано и освобождено из тюрьмы лишь после вмешательства магистра ордена тамплиеров. Новый договор на 10 лет подписали в 1285 г. К. А. обязывалась выплачивать Египту миллион дирхемов ежегодно и гарантировала расширение привилегий егип. купцов. Положение К. А. продолжало ухудшаться в период правления сына Левона II Хетума II (1289-1293, 1295-1296, 1299-1301), в связи с тем что он проводил политику еще более радикальной латинизации. Религ. взгляды Хетума сформировались под сильным влиянием францисканцев. На протяжении правления Хетум неоднократно отрекался от престола и уходил на покой в мон-рь, но в силу тех или иных обстоятельств возвращался. В 1289 г. при поддержке папских легатов он сместил католикоса Костандина II Катукеци (1286-1289), стремившегося противодействовать лат. влиянию, и поставил во главе Церкви Степаноса IV Ромклаеци (1290-1292).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

В 1-й пол. XX в. арм. община Тегерана становится наиболее крупной в И. В 1944 г. приход Тегерана отделился от епархии И. и Индии и вместе с общинами Казвина, Решта, Энзели, Мазендерана, Хорасана, Хамадана, Арака и 5 сельских районов создали 3-ю арм. после Нов. Джульфы и Тебриза епархию Армянской Апостольской Церкви в И. В 1945 г. Католикос Эчмиадзина назначил архиепископов Коштаяна и Драмбяна на кафедры Нов. Джульфы и Тегерана соответственно. В 1949 г. они были изгнаны из И., а в 1950 г. правительство запретило иностранным гражданам возглавлять иран. общины. В 1958 г. 3 арм. епархии И. вошли в духовную юрисдикцию Киликийского Католикосата. Арм. общины Индии и о-ва Ява остались верны Эчмиадзинскому Католикосату. В 1979 г. И. принял новую Конституцию страны, которая определила права христ. и др. меньшинств. В гл. 2, ст. 15 говорится, что они имеют право содержать школы и средства массовой информации на языках, отличных от фарси, офиц. языка И., а также что «использование региональных и племенных языков в прессе и СМИ и обучение на них в школах допускается в дополнение к фарси». В первые годы после Исламской революции в арм. школах ничего не изменилось, но в нояб. 1981 г. правительство запретило изучение арм. языка в школах и заявило, что все религ. дисциплины должны преподавать на фарси. В нояб. 1983 г. Мин-во образования и обучения издало приказ о том, что религ. воспитание детей должно быть на фарси с использованием учебников, изданных мин-вом. Преподавание языков национальных и религ. меньшинств было ограничено до 2 часов в неделю. Хотя армяне И. энергично протестовали против этих изменений, в 1984 г. правительство закрыло более 10 арм. школ в Тегеране. Но арм. школы Нов. Джульфы, к-рая давно уже стала частью Исфахана, были сохранены благодаря поддержке аятоллы Джалал-эд-Дина Тахери. Школы выполняли требования мин-ва лишь частично, и в них продолжали изучать арм. язык и религию 8-10 ч. в неделю. В наст. время понятия «армянская школа» в И. не существует, т. к. все школы страны де-юре включены в общую систему народного образования. Однако существуют гос. школы, в к-рых общеобразовательные предметы детям из арм. семей (как принадлежащим к религ. меньшинствам) преподают на языке фарси, а в течение неск. часов в неделю они изучают лит-ру, историю арм. народа и религ. предметы на арм. языке. Обучение мальчиков и девочек, как принято в И., ведется раздельно, но по одной программе.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Художники 1-й пол.- сер. XIII в. школы Ромклы украшают киликийские Евангелия XII в. ( напр., Матен. 7690, 1249 г.; Матен. 3033, 1251 г.; Freer. 44.17, 1253 г.) разнообразными изобразительными и декоративными мотивами. Эти рукописи характеризуются тем, что хораны потеряли архитектоничность, их верхнее поле уподобилось орнаментальному ковру, а капители и базы превратились в звериные маски. Животный и растительный мир, богато представленный и ранее, получил здесь более реалистичную трактовку. Символические маргиналии полностью заполнили поля в хоранах и над заставкой титулов. Тексты титульных листов и начала чтений написаны золотом или сочетанием золота с красками, где каждая буква, подобно мозаике, делится на разноцветные кусочки, обрамляется красными точками и «усиками» в виде рокайльных завитков. Больше применяется золото: оно шлифуется и чеканится, используется как фон, заполняющий свободное пространство рисунка или подложенный под него, выступает в качестве краски. Рукописи исполнены изысканным киликийским болоргиром. Мн. памятники Ромклы созданы по заказу католикоса Костандина I крупнейшим представителем школы, писцом и миниатюристом Торосом Рослином , создавшим, в частности, новые иконографические изводы евангельских сцен. В искусстве этого мастера нашло отражение его знание культуры Запада и Востока. Художники Придворной школы в 70-х гг. XIII в. развивают «элегантный» стиль Рослина в сторону большей драматизации образов (напр., Евангелие царицы Керан (Ierus. Arm. 6325, 70-е гг. XIII в.), Евангелие принца Васака (Ierus. Arm. 2568, 70-е гг. XIII в.)). В рукописях 80-х гг. XIII в. проявились черты экспрессивного стиля, определяемого как «маньеристичный», или «барочный». Лекционарий царя Хетума II и Евангелия (Матен. 9422 и 2629) - лучшие образцы киликийского искусства, отличающиеся богатейшим декоративным убором. Они украшены всеми известными видами книжных миниатюр и рубрикации. Пространство миниатюр динамично и обладает глубиной, плотно заполнено фигурами, выражающими посредством сложных жестов и поз различные чувства. Нюансирована разработка цвета, сложна система наложения света и пробелов, подвижны ассисты. Разнообразны мотивы плетения заставок, антропоморфных и зооморфных инициалов и др.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Arhiva Preedintele Adunrii Interparlamentare a Ortodoxiei s-a întâlnit cu liderii religioi ai Iranului 27 septembrie 2018 11:19 Председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов обсудил особенности и перспективы развития межконфессиональных и межнациональных отношений с рядом религиозных деятелей в Тегеране. Парламентарий встретился с главой иранской епархии Армянской Апостольской Церкви (Киликийского Католикосата) архиепископом Себухом Саркисяном, христианами-депутатами Парламента Исламской Республики Иран и руководителем Центра диалога религий и культур Организации по культуре и исламским связям Ирана Мохаммадом Махди Тасхири. Комментируя положение религиозных общин в Иране, С.А. Гаврилов отметил: «В Иране традиционные религии равноправны, в Парламенте всегда есть места для представителей христианства, специальный " резерв " . Тем не менее, христиан волнует множество вопросов: прочность межконфессионального диалога, неприкосновенность христианских святынь и защита прав верующих, укрепление основ веры для достижения долгосрочного мира». Парламентарий выразил готовность поделиться российским опытом решения проблем в указанных сферах, так как, по его мнению, «Россия — флагман в области защиты прав верующих, сохранения традиционных ценностей ислама, Православия». По итогам встречи с ходжат-уль-исламом Мохаммадом Махди Тасхири С.А. Гаврилов упомянул, что аятолла Али Тасхири стоял у истоков создания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам», которая является «мостом» между верующими разных религий. Председатель МАП отметил, что одиннадцатое заседание Комиссии, состоявшееся в столице Ирана в мае 2018 года и посвященное теме «Религия и окружающая среда», было ожидаемо актуальным. Делегация Русской Православной Церкви под руководством митрополита Казанского и Татарстанского Феофана принимала участие в обсуждении проблем экологического кризиса. «За более чем 20 лет своего существования Комиссия успешно реализует задачи по укреплению диалога между Русской Православной Церковью и мусульманской общиной Исламской Республики Иран», — подытожил С.А. Гаврилов. В ходе встречи стороны обсудили проблемы экстремизма и терроризма, использующего религиозные лозунги в качестве оправдания своих действий по разрушению вековых отношений между христианами и мусульманами, осуществлению геноцида христиан на Ближнем Востоке, активизации исламофобии в западном мире. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5274500...

Новый понтифик имеет тесные связи с армянами Аргентины. Армянская община этой страны также с радостью восприняла известие об избрании нового Папы Римского, отметив, что архиепископ Бергольо всегда участвовал в мероприятиях, посвященных геноциду армян, а также присутствовал на литургии, отслуженной Католикосом всех Армян. В 2006 году архиепископ публично призвал Турцию признать геноцид армян. В своем обращении он подчеркнул: «Армянам необходимо, чтобы уважали права человека, поскольку они стали жертвой самого тяжкого преступления — геноцида». Папа Франциск был другом армянской общины в Аргентине. Община надеется, что понтифик перенесет эту дружбу в свой новый дом в Ватикане. В церемонии интронизации нового главы Ватикана принимают участие делегаты не только из Эчмиадзина, но и другого армянского Католикосата - Великого Дома Киликийского (Ливан). Делегация Киликийского Католикосата во главе с архиепископом Нареком Алемезяном отправилась в Ватикан еще 17 марта. Архиепископ разместился в гостинице Ватикана Св. Марты, где также поселился новый Папа. Как отмечает Департамент информации и коммуникации Киликийского Католикосата, к вечернему ужину в гостинице маленькой группы клириков с участием архиепископа Нарека, неожиданно присоединился и Франциск I. «Подойдя к столу, Папа попросил простой, ничем не отличающийся от остальных стул и скромно присел на него. Он повел беседу и с армянским архиепископом. Тема касалась братских отношений с Армянской Апостольской Церковью, и Киликийским Католикосатом в частности. Архиепископ Нарек передал приветствия Киликийского Католикоса Арама I новоизбранному Папе, и отметил, что скромность Франциска I -  пример для подражания истинам и учению Иисуса Христа», – передает подробности этой встречи департамент, добавляя, что новоизбранный Папа в ответ благословил трапезничающих, попросив помолиться  и о нем. Также в интронизации Папы принимает участие и президент Армении Серж Саргсян. Делегация, возглавляемая им, отправилась в Ватикан сегодня, сообщает пресс-служба главы Армении. Избранию новым Папой кардинала Бергольо светские власти Армении придали настолько высокое значение, что правительством Армении было решено открыть представительство страны в Ватикане. А несколько дней назад президент Армении назначил на пост первого посла своего зятя Микаела Минасяна.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010