Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ПЛУЗ [арм. (?)(?) ] (между 1220 и 1240, сел. Арка (по др. сведениям, г. Ерзнка - ныне Эрзинджан в Турции), пров. Екехеац - 1293, мон-рь Акнер, Киликийская Армения), арм. ученый-энциклопедист, богослов, церковно-общественный деятель. Прозвище Плуз, по одной версии, в переводе с армянского означает «маленький» и было дано О. Е. П. из-за небольшого роста, по другой - происходит от франц. слова «bleu» (голубой): из-за цвета глаз О. Е. П. мог получить это прозвище в Киликийской Армении , где был распространен франц. язык. Младшим современником О. Е. П. был Ованнес Ерзнкаци Цорцореци , придерживавшийся противоположных прокатолич. взглядов, что не помешало многим последующим авторам и исследователям ошибочно их отождествлять. Жизнь О. Е. П. происходил из княжеского рода. Начальное образование получил в мон-ре св. Минаса на горе Сепух, затем учился в мон-ре Кайенского ущелья близ Ахпата у Вардана Великого. В 1268 г. получил степень вардапета . После смерти Вардана Великого (1271) вернулся в Ерзнку. В следующем году здесь, близ дер. Тил, произошло обретение останков католикоса Нерсеса I Великого , к-рое О. Е. П. как очевидец описал в «Истории обретения останков Нерсеса Великого». Уже в 70-80-х гг. XIII в. О. Е. П. был известен как ученый-богослов, автор церковных канонов и светских установлений, борец против униатов. В эти годы он много путешествовал по арм. церковным и культурным центрам, давал наставления духовным и светским лидерам Армении и Киликии (тогда остро стоял вопрос сохранения царства Киликийской Армении); побывал в Ромкле, где находился католикосат Армянской Апостольской Церкви , в Сисе, Дразарке, Иерусалиме, Карине (Феодосиополе), Тпхисе (Тбилиси) и многих арм. мон-рях. В 1281 г., находясь как паломник в Иерусалиме, О. Е. П. составил увещевательную речь по просьбе вардапета Степаноса Курикосци. На обратном пути он остановился в Киликии и по предложению католикоса Акопа I Клаеци в 1281-1283 гг. преподавал здесь грамматику и богословие в семинарии католикосата. В 1284 г. во дворце кор. Левона II О. Е. П. произнес речь по случаю посвящения в рыцари принцев Хетума и Тороса. После этого он уехал в Тпхис, где по просьбе Вахтанга, сына кн. Умека, и еп. Иоанна прочел в соборной церкви пространную проповедь на астрологическую тему. Отсюда О. Е. П. вернулся в Ерзнку. Во время землетрясения 1287 г. он находился на горе Сепух.

http://pravenc.ru/text/2578139.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ [Арм. ] (1153, крепость Ламброн, Киликия - 14.07.1198, мон-рь Скевра, там же), свт. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), архиеп. Тарса ; писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении . Мирское имя Смбат. Сын кн. Ошина II Хетумяна и Шахандухт Пахлавуни, племянницы католикоса Нерсеса IV Шнорали . Отец владел крепостью Ламброн. Первыми учителями Смбата были монахи мон-ря Скевра, а также его мать, к-рая обучила его греч. языку. Когда юноше исполнилось 16 лет, она отправила его в Ромклу, крепость на Евфрате (Сев. Сирия), где в то время находилась резиденция католикосов ААЦ. Там он учился в Высшей школе Католикосата под покровительством родственников, католикосов Григора III Пахлавуни и Нерсеса IV Шнорали; в совершенстве овладел греческим, латинским, сирийским, коптским и еврейским языками. Нерсес IV Шнорали рукоположил его во священника в 16 лет и дал ему свое имя. В 1176 г. католикос Григор IV Тха возвел его в сан архиепископа Тарса. Последние годы жизни Н. Л. провел при дворе киликийского царя Левона I Великого, заведовал делами гос. управления, был советником и переводчиком. Несмотря на свое знатное происхождение, с юности Н. Л. избрал духовное поприще, посвятил себя церковной, научной и лит. деятельности. Свое наследство в 30 тыс. золотых он потратил на собирание арм. рукописей, создание школ, книгохранилищ, восстановление армянских храмов и мон-рей. Н. Л. сделал многое для упорядочения гос. жизни Киликийской Армении. Он переводил и составлял своды законов для всех сфер гражданской, военной, церковной и дипломатической жизни страны. Известность Н. Л. как влиятельного церковно-политического деятеля распространилась за пределами Киликии. Он стал признанным ученым на всем Ближ. Востоке. Благодаря своему риторическому таланту Н. Л. прославился и как проповедник. Армянские и иностранные авторы сравнивали его с Демосфеном, Цицероном, со свт. Иоанном Златоустом. За свою мудрость и благочестие он почитался греками, сирийцами, римлянами. В 1178/79 г. Н. Л. участвовал в Соборе ААЦ в Ромкле. По поручению кн. Левона II Рубенида в 1190 г. встречал войско крестоносцев во главе с кор. Фридрихом I Барбароссой. В 1196/97 г. в качестве посла отправился к К-поль, чтобы урегулировать отношения Киликийской Армении с Византией.

http://pravenc.ru/text/2565086.html

Новости Католикос Арам I призвал президента Армении не позволять Турции ставить под вопрос факт геноцида армян 23.09.2009 10:12 Ереван, 23 сентября, Благовест-инфо . Католикос Великого Дома Киликийского Арам I (резиденция в Антилиасе, Ливан) направил открытое письмо политической элите Армении. В своем обращении армянский католикос выражает беспокойство в связи с начатыми, по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна, армяно-турецкими переговорами. «Волна беспокойства по армяно-турецким возможным дипломатическим отношениям охватила и разбросанную по всему миру диаспору. Больше всего мы волнуемся за вопрос признания геноцида армян, учиненного Османской Турцией и урегулирование карабахской проблемы», - отмечается в письме Арама I, посвятившего значительную часть своей деятельности вопросу всемирного признания геноцида армян 1915 года. Он обращается с просьбой к властям Армении во главе с президентом Саргсяном организовать широкие общественные слушания по армяно-турецким отношениям, на которых будут принимать участие и представители армянской диаспоры. Кроме того, армянский патриарх Киликийского Католикосата ААЦ представил на рассмотрение политической элите Армении предложения из семи пунктов, где особо подчеркивается необходимость осторожного подхода при попытке наладить дипломатические отношения с Анкарой. Армянский духовный лидер предупреждает, что в ряду возможных условий, которые может поставить перед Арменией Турция, Анкара непременно будет добиваться предать забвению память 1,5 млн. вырезанных турками армян. «Ярко осознавая щепетильность политических дебатов на уровне зачатка новых для армян и турков отношений, мы считаем, что армянская сторона должна быть твердой в своей позиции по признанию факта геноцида. Поймите мы – потомки тех, кто подвергся уничтожению (убиты, сожжены, заживо похоронены, погибли от голода, холода, истощения и издевательств во время депортации со своих же земель), и мы не имеем права позволить забвению победить в соревновании с политическими дебатами. По этой причине считаем нецелесообразным создание какой-либо комиссии, которая завуалировано, под видом исследований исторической документации, может набросить тень сомнения в вопросе геноцида. В то же время мы не хотим дать повод, чтобы турецкая сторона обвинила диаспору во вмешательстве в дела Республики Армения и в препятствовании процессу нормализации армяно-турецких отношений. Посему встала необходимость, чтобы глава Армении Серж Саргсян развеял бы все возникшие у многомиллионной армянской диаспоры сомнения. Не будь геноцида – не было бы и такого количества армян, не по своей воле разбросанных по всему миру», - в частности, говорится в сообщении Арама I, распространенного департаментом по коммуникации и информации Киликийского Католикосата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Она требует вернуть имущество, конфискованное турецкими властями в XX веке 6 декабря. ПРАВМИР. Католикосат Великого дома Киликийского Армянской апостольской церкви обратился в Европейский суд по правам человека с иском о возврате имущества Армянской церкви, находящегося на территории современной Турции. Видеообращение католикоса Арама I опубликовано на официальной странице Церкви в Facebook, передает Armenian Sputnik. Резиденция Киликийского католикосата находилась в городе Сис (современный Козан) на территории Турции. В 1921 году после геноцида армян правительство Османской империи дало католикосу Сааку II два дня на то, чтобы покинуть территорию. Католикосат был перенесен сначала в Иерусалим, затем в Алеппо, а после — в Дамаск и на Кипр. С 1930 года католикосат Великого дома Киликийского утвердился в Антилиасе (Ливан). В апреле 2015 года католикосат обратился в Конституционный суд Турции с иском о возврате имущества, однако иск был отклонен. Как пишет «Интерфакс», ранее католикос всех армян Гарегин II заявил, что первопрестольный святой Эчмиадзин обратится в судебные органы Турции с иском о возврате имущества конфискованного в годы геноцида армян. «Сейчас изучаются все архивные документы, территории, поместья, имущество, которое принадлежало армянам. Этот процесс требует достаточных усилий и кропотливой работы. Изучаются документы, будет составлен соответствующий документ с юридическим обоснованием, который в виде иска будет предъявлен властям Турции, турецким судебным инстанциям», — говорил он Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 января, 2015 24 апреля, 2015 30 апреля, 2015 29 марта, 2023 17 марта, 2023 22 февраля, 2023 13 февраля, 2023 12 февраля, 2023 8 февраля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/armyanskaya-tserkov-po...

Ереван, 3 апреля, Благовест-инфо. Армянский Киликийский Католикос Арам I обратился к ООН с просьбой оказать содействие беженцам из Сирии, численность которых в Ливане приближается к миллиону, сообщает Департамент информации и коммуникации Киликийского Католикосата. Ситуацию с сирийскими беженцами Католикос представил заместителю генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос. Накануне делегация ООН во главе с Амос посетила Ливан, чтобы ознакомиться с проблемой сирийских беженцев. Представляя программы для оказания помощи беженцам из Сирии, которые предпринимает армянский Католикосат, располагающийся в пригороде Бейрута Антилиасе, Арам I призвал ООН, учитывая санкции против банков Сирии, найти пути для предоставления гуманитарной помощи, в частности, в труднодоступные районы Сирии. В этом контексте вопрос коснулся также вынужденных переселенцев из сирийского Кесаба. На приграничный город в полночь на 21 марта напали террористические группировки, вошедшие со стороны Турции. Почти все жители Кесаба и ближайших сел, преимущественно армяне и несколько десятков алавитов успели бежать в соседний портовый город Латакию, где нашли убежище в стенах армянской церкви и у родственников. Католикос проинформировал, что обратился к мировому сообществу с требованием дать четкую оценку событиям в Кесабе. Также он проинформировал об открытии специальных банковских счетов для беженцев из Кесаба на адрес Католикосата и Всеармянского фонда " Айастан " , поскольку переводы в банковскую систему Сирии заблокированы большинством стран - союзников НАТО. Напомним, что в результате атаки экстремистских группировок на армянонаселенный городок Кесаб вынужденными переселенцами стали порядка 2,5 тысяч человек. По сведениям жителей Кесаба, в городе могли оставаться два десятка жителей – пожилые люди, которые не смогли или не захотели покидать своих домов. Сирийские правительственные войска в тот же день предприняли операцию по освобождению Кесаба. Однако эти меры ведутся с осторожностью, чтобы причинять меньший ущерб домам кесабцев.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та звернення Кирила главам Церков для друку 17 2022 р. 17:00 Пасхальные поздравления направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл главам инославных Церквей. В частности, в числе адресатов посланий — Папа Римский Франциск, Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, Католикос Киликийский Арам I, Католикос Востока, Митрополит Маланкарский Василий Мар Фома Матфей III, Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока Map Ава III, Патриарх Маронитский Бешара Бутрос, кардинал ар-Раи. В поздравлении говорится: От всего сердца поздравляю Вас со светлым праздником Пасхи Господней и обращаю к Вам слова древнего приветствия: Христос воскресе! Воскресение Христово — величайшее событие человеческой истории. Победоносным восстанием из мертвых Господь Иисус навеки разрушил оковы греха и смерти, дабы и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4), имея веру и упование на Бога (1 Пет. 1:21). Возвеселимся же ныне и разделим эту неизреченную духовную радость с ближними и дальними, проповедуя всему миру о Воскресении Спасителя. Желаю Вам крепкого здравия, бодрости духа и обильной помощи Творца в дальнейших ответственных трудах. С любовью о Христе Воскресшем +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Кирила Прем " Угорщини Орбану святом Великодня : та звернення] Великодне Кирила главам Церков : та звернення] першого конкурсу серед засуджених, покарання у позбавлення Великая сила веры Христовой [Стаття] Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами Великдень –   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5917977...

Каталикос Арам I заявил о важности вопроса выбора единого дня празднования Воскресения Христова 7 декабря. ПРАВМИР. Армянская Церковь приветствовала предложение праздновать 2000-летие Христова Воскресения вместе со всем христианским миром. Эта тема поднималась на встрече армянского Киликийского Католикоса Арама I (д уховный пастырь армянских епархий Ливана, Сирии, Ирана, стран Персидского залива, Греции, США, Канады и Кипра) со швейцарскими богословами — докторами теологии Мартином Хойкром и Оливером Флури. Как пишет «Благовест-инфо» со ссылкой на Департамент информации и коммуникации Киликийского Католикосата, теологов интересовало мнение армянского Католикоса и позиция Армянской Церкви по поводу предложения отметить всем христианам мира вместе юбилей Святого Воскресения Господня в 2033 году. Ранее во время встречи с Папой Римским Франциском Каталикос Арам I говорил о важности вопроса выбора единого дня празднования Воскресения Христова. «Эта дата должна быть согласована и определена всеми христианскими церквами как знак единения церкви Христа», — отмечал тогда Apaм I. Во время встречи со швейцарскими теологами Арам I настоял на том, чтобы, во-первых, был сформирован комитет специалистов, которые займутся подготовкой празднования, во-вторых, были получены согласия от религиозных предстоятелей и глав государств и, и чтобы инициатива была реализована в императивных нормах Всемирного Совета Церквей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 апреля, 2015 18 июля, 2016 6 октября, 2016 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/armyanskaya-tserkov-pr...

Армянская Апостольская Церковь 16 березня 2010 р. 14:21 Армянская Апостольская Церковь (полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь) — одна из древнейших Церквей мира, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также большинство армян, проживающих в диаспоре во многих странах мира. Принадлежит к семье Древних Восточных дохалкидонских Церквей. Епархии и приходы Армянской Церкви рассеяны по пяти континентам мира и объединяют, по разным оценкам, от 7 до 9 млн. верующих. Высшим органом Армянской Церкви является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, которым является Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1999 года — Гарегин II Нерсесян ). Верховный Духовный Совет при Католикосе в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян. Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — Первопрестольный Святой Эчмиадзин . Армянская Апостольская Церковь объединяет два административно независимых Католикосата — Эчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, не имеющих подчиненных кафедр и пребывающих в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Католикосы Армянской Церкви имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в семь лет) и рукополагать епископов. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Епископ, возводимый в сан Католикоса, миропомазуется несколькими (от 3 до 12) епископами. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления. Эчмиадзинский Католикосат В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся епархии в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане (в настоящее время не замещена), России, Украине, Ираке, Иране, Египте, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Австралии и Новой Зеландии, а также армянские общины в странах Западной Европы, Африке и Индии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210604...

Армянская Апостольская Церковь Описание: Армянская Апостольская Церковь (полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь) — одна из древнейших Церквей мира, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также большинство армян, проживающих в диаспоре во многих странах мира. Принадлежит к семье Древних Восточных дохалкидонских Церквей. Епархии и приходы Армянской Церкви рассеяны по пяти континентам мира и объединяют, по разным оценкам, от 7 до 9 млн верующих. Высшим органом Армянской Церкви является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, которым является Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Верховный Духовный Совет при Католикосе в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян. Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — Первопрестольный Святой Эчмиадзин . Армянская Апостольская Церковь объединяет два административно независимых Католикосата — Эчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, не имеющих подчиненных кафедр и пребывающих в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Католикосы Армянской Церкви имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в семь лет) и рукополагать епископов. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Епископ, возводимый в сан Католикоса, миропомазуется несколькими (от 3 до 12) епископами. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления. Эчмиадзинский Католикосат В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся епархии в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане, России, Украине, Ираке, Иране, Египте, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Австралии и Новой Зеландии, а также армянские общины в странах Западной Европы, Африке и Индии.

http://patriarchia.ru/db/text/1114932.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010