Когда представшие перед Алексеем Комниным архонт и монах узнали об этом, старец принялся горячо молиться Господу. Его молитва была услышана, и императорская дочь совершенно исцелилась. Гости поведали императору, что, согласно Божией воле, они должны перенести святую икону на горы Троодоса. Трудно было Алексею Комнину расстаться с драгоценной святыней. Лишь когда он сам был поражен все той же болезнью, он понял: Богу угодно, чтобы он отдал икону. Дал император и средства, необходимые на постройку обители для образа. Исаия с большой радостью перенес икону на Кипр. Здесь народ с особым волнением и благоговением встретил икону Богоматери, а затем торжественно проводил ее до гор Троодоса. Деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Еще сегодня в лесных районах Тиллирии можно встретить склоненные сосны и увидеть морские раковины – этих свидетелей удивительного участия природы во встрече, которую уготовил Кипр иконе Божией Матери. Тогда же вернулся на остров и Вутомитис, который вручил Исаие императорскую грамоту-хрисовул, объявлявшую монастырь ставропигиальным и определявшую для его содержания селения Перистерона, Милос и Миликури. Самое ранее упоминание о Киккском монастыре встречается в рукописи 1136 года: в ней говорится о покупке некоей книги тогдашним игуменом обители Даниилом. Другие сведения как о первых годах существования обители, так и обо всем византийском периоде ее истории восходят к текстам позднейшего времени. Несмотря на их косвенный характер, эти свидетельства убеждают нас в том, что монастырь оказывал значительное влияние на тогдашнюю духовую жизнь острова. Убедительным доказательством этого могут служить иконы, написанные по типу Киккского образа Божией Матери, которые сохранились до нашего времени на Синае и в Южной Италии. Латинское господство (1191–1571) При латинянах кипрский народ не оставил свой горячей любви к Киккскому образу Божией Матери. Он упоминается даже в венецианских документах с именованием «Святая Мария дождя» – факт, который указывает на широкую известность иконы у инославных завоевателей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Автор записок сознавал, что многие особенности в жизни кипрского духовенства были обусловлены тяжёлыми условиями, порождёнными турецким гнётом, о чём он пишет далее: «Архиерея, даже и самого патриарха нельзя различить от простого монаха, когда они не в облачении; знаки отличия запрещены, равно и ношение сверх камилавки клобука. А так все без изъятия имеют на себе обыкновенную только монашескую одежду» 109 . Тем не менее автор с удовлетворением отмечал жизнеспособность Кипрской Православной Церкви, лучшие представители которой сумели противостоять иноверному влиянию, опираясь на монастыри как оплот Православия: «На одном Кипре считается до трёхсот монастырей греческих, которые владеют пашенными землями, имеют шелковичные леса, виноградные сады, и пекутся о скотоводстве и пчеловодстве; в сем состоит главный промысл, доставляющий оным содержание и средство к платежу податей правительству и епархиальным архиереям» 110 . Но турецкое господство на Кипре было реальностью, с которой пришлось считаться русским паломникам, и они были вынуждены отказаться от поездки в Киккскую обитель: «Спутники наши христиане и мы желали поклониться чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Кикко, отстоящем от Ларнаки на 8 часов ходу; но в сем воспрепятствовало нам возмущение, производимое пашой Левкосийским» 111 , – с сожалением сообщал автор повествования, который вместе со своими спутниками вскоре после того выехал из Ларнаки в Палестину. Кипр и Россия в XIX веке В 1835 году предпринял своё первое путешествие на Восток Аврам Семенович Норов (1795–1869 гг.). Участник Отечественной войны, он в 1823 году оставил военную службу; в 1854 году был назначен министром народного просвещения. Он был действительным членом Академии наук по отделению русского языка и словесности. О книге Норова «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» Чернышевский говорил, что она «столько же отличается достоинствами изложения, сколько и учёными достоинствами» 112 . А. С. Норов высказывал предположение, что Атлантида не могла быть в Атлантическом океане, но находилась в восточной части Средиземного моря, занимая пространство между Кипром, Сицилией и Лесбосом, и что остатком погрузившейся Атлантиды является остров Кипр. «Этот остров некогда заполнял собой почти всё пространство, занимаемое теперь морем между Малой Азией, Сирией и Египтом, и простирался к западу до Тиррении» 113 , – писал А. С. Норов .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Во второй половине XVII века в России уже было широко известно о чудотворной иконе Кипрской Божией Матери. Так, например, в сборнике Иоанникия Галятовского «Небо новое» (Львов, 1665 г.) рассказывается: «В Кипрском острове была церковь Пресвятой Богородицы, ведле тоеи церкви на браме был образ Пресвятой Богородицы, которая сидела на троне и держала Христа яко дитятко на коленах своих, а два ангели по обу двух сторонах стояли. Единого дня минаючи тую церковь еден арапин устрелил Пресвятую Богородицу в колено и зараз от раны постреленой вышла кровь и капала на землю, арапин видячи тое чудо злякъся и утекал до дому своего, але до дому не доехавши умер на дорозе» 46 . В древнерусском изобразительном искусстве второй половины – конца XVII в. иногда представлялся сюжет чуда с нечестивым сарацином, стреляющим из лука в икону, например, среди 40 клейм, обрамляющих икону Кипрской Божией Матери, происходящую из ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове 47 . Впоследствии списки с Кипрской иконы Божией Матери появились в русских храмах, и в конце XIX – начале XX вв. в России было известно несколько икон, которые обозначались одинаковым названием Кипрской, среди них – икона Божией Матери Кипрской в селе Стромыни Московской губернии 48 , икона поясная Божией Матери Кипрской в Московском Успенском соборе, икона Кипрской Божией Матери в московской Николо-Голутвинской церкви 49 , Кипрская икона Божией Матери «Киккской» (пользовавшаяся в России большой славой, как о том свидетельствует её изображение работы ведущего московского иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова), хранившаяся во Флорищевой пустыни 50 . Современник Симона Ушакова Федор Евтихиев Зубов написал икону Кипрской Божией Матери «в поднос великому государю» в 1678 году. Нередко в древнерусской живописи XVI–XVII вв. изображались почитавшиеся на Кипре святые. Примечательна, например, фреска «Феодот Киринейский», представленная в росписи 1684 года Успенского собора Свято-Троице-Сергиева монастыря. Завершая обзор кипрского влияния на русскую церковную живопись, необходимо упомянуть также и об обратном процессе, имевшем место в рассматриваемый период времени. Так, например, известно десятилетнее пребывание в Москве в конце XVII века кипрского иеромонаха Леонтия из Левкосии (Никосии), который обучился здесь за это время церковной живописи, а вернувшись на Кипр, стал сам обучать этому искусству и писать иконы для многих храмов. Кипр и Россия в первой половине XVIII столетия

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Путь иеромонаха Мелетия и его спутников был долог: «К вечеру приехали мы к другому киккскому метоху свв. мучеников Сергия и Вакха, – продолжал иеромонах Мелетий. – Подворье сие находится близ моря Церковь здесь также деревянная, но гораздо меньше Архангельской» 95 . Труден был путь от кипрского побережья до Кикко, основанного в глубине горного массива, и это паломничество занимало не один день, что видно из сообщения иеромонаха Мелетия: «25-го дня по службе Божией, вседши на скотов своих, обратились от метоха к полудню, и, проехав некое расстояние, взошли в горы, покрытые лесом и испещрённою зелёностью. На пути сем миновали одну христианскую деревню, стоящую между горами в густом лесу при текущих водах Около вечера пришли мы в монастырь, и были приняты в оном ласково, дали нам для пребывания большую гостинную келью» 96 . Иеромонах Мелетий уделил внимание описанию чудотворной иконы Божией Матери, хранившейся в этой древней обители: «Икона Пресвятая Богородицы стоит в церкви (в Кикко) возле царских врат с северной стороны. Мерою она подобна Владимирской, обретающейся в Московском Успенском кафедральном соборе. Изображение её: Иисус Христос яко младенец сидит у Богоматери на левой руке, восклонясь за правую руку Её, которою Она объемши Его созади повыше длани у состава придерживает десницу Его, держащую написанный греческими словами свиток ( Ис 61:1 ): Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовести и прочая " 97 . Иеромонаху Мелетию уже было известно изображение этой чудотворной иконы, которая обычно бывает скрыта от глаз паломников. «Сие описание взял я с копии, – отметил в своих записях иеромонах Мелетий, – самый же подлинник обложен серебряной ризой и от верха до персей покрыт пеленой, которыя, при целовании Образа един, точию угол с низу открывается. Сея святой иконы точное изображение обретается во Флорищевой пустыни в соборной церкви» 98 . В записках иеромонаха Мелетия излагается предание об иконе Киккской Божией Матери, которое ранее не встречалось у других авторов. Отметив, что этот чудотворный образ – один из трёх икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой, иеромонах Мелетий пишет далее о том, что эта икона «принесена на место Кикко из палат царских, в лета греческого самодержца Алексея Комнина. Дщери сего государя деве именем Анне в тяжкой болезни молившейся ко Пресвятей Богородице о исцелении своём, было извещение, что получит здравие, ежели икона её, пребывающая в их царских палатах, отнесена будет в Кипр на место Кикко в монастырь. О сем услышав царь, отец болящей девицы, немедленно через епарха кипрского с великой честью посылает икону ту на показанное место…» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Спас Вседержитель (Господь Вседержитель, Пантократор) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " Господь Вседержитель " в окладе. Дерево, масло. Оклад - серебро 84 пр., чеканка, гравировка, золочение. Россия, Москва, начало ХХ в. Файл 12932.jpg:   Размер: 800x947, 0.76 MPix, 279 Kb. Дата: 2011-07-20, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (511) , (17) . Описание: Иисус Христос Спаситель мира. 1641 г. Соломос Жертвоприноситель. Дерево, левкас, темпера. Размер - 122 х 80 см. Кипр. Свято-Киккский монастырь. Файл 13952.jpg:   Размер: 600x909, 0.55 MPix, 200 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (274) , (3) . Описание: Икона " Господь Вседержитель " в окладе и киоте. Дерево, масло. Оклад - серебро 84 пр., гравировка, золочение, перегородчатая и выемчатая полихромная эмаль, скань. 24х22 Россия, начало ХХ в. Файл 14217.jpg:   Размер: 777x900, 0.7 MPix, 788 Kb. Дата: 2011-10-30, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (397) , (13) . Описание: Спас Вседержитель со святителем Филиппом Московским и великомученицей Екатериной. Начало XVII века. Собрание А.В.Новикова (Mockba)..jpg Файл 21641.jpg:   Размер: 601x800, 0.48 MPix, 218 Kb. Дата: 2013-07-01, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (148) , (5) . Описание: Господь Вседержитель (Пантократор); Византия. Константинополь; XIV в.; местонахождение: Греция. Афины. Музей византийского и христианского искусств (Byzantine and Christian Museum, Athens); материал: золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, рельеф лепной(пастилья), темпера яичная Файл 26375.jpg:   Размер: 3000x4027, 12.08 MPix, 4055 Kb. Дата: 2016-03-19, участник [ Milla ]. Рейтинг изображения: 3 (91) , (1) . Описание: Икона Господь Вседержитель .Размер 31см Х 27см Х 3см.Конец 18 века..Такие иконы писались архаично, с сильным налётом народного барокко, но уже на голом дереве и маслом.Такие иконы назывались ещё -народными,крестьянскими,туземными.В частном пользовании.

http://pravicon.com/icon-422-photo

Преосвященный Никифор попросил Блаженнейшего Папу и Патриарха Александрийского Феодора в своих патриарших молитвах «никогда не забывать бедствующий ныне народ острова Апостола Варнавы, Кипра, который уже 34 года со слезами надежды несет крест своих мучений, который бесчувственные и безжалостные в непреклонности своих интересов сильные мира сего взвалили на его плечи, и с зияющими ранами скорбей, окровавленный, восходит на свою Голгофу». По завершении приветствия митрополит Никифор наградил Блаженнейшего Папу и Патриарха Александрийского Феодора высшим знаком отличия Киккского монастыря — золотой медалью Киккской иконы Божией Матери «Милующей». В ответном слове Патриарх Феодор отметил, что «со священным волнением и неизреченной радостью в качестве благочестивых паломников они находятся в Честном, Священном, Царском и Ставропигиальном монастыре Божией Матери Киккской... чтобы поклониться Ее чудотворной иконе — творению Евангелиста Луки, а также мощам многих святых, которые за века были собраны как сокровище благочестия и почивают в многоценном сосудохранилище обители, чтобы принять просвещающую и освящающую благодать для укрепления и благопоспешения в их ответственном патриаршем служении». Кроме того, Александрийский Патриарх особо упомянул в своем слове об одном из самых известных пострижеников обители — приснопамятном этнархе Блаженнейшем архиепископе Кипрском Макариосе III, который «материально и морально поддержал Александрийскую Церковь в ее миссионерской деятельности, в частности, при основании Патриаршей школы». По окончании приветствия Его Блаженство возложил венок в «память, честь и благодарность» на могилу Архиепископа Макариоса III. В тот же день Блаженнейший Патриарх Феодор и другие члены делегации вернулись в Никосию, где посетили места заключения, казни и погребения наиболее значительных борцов за свободу Кипра от британской оккупации 1955-1959 гг. При посещении захоронений павших при турецком вторжении на остров в 1974 году Предстоятель Александрийской Церкви отслужил литию на могилах героев и возложил венок.

http://patriarchia.ru/db/text/382693.htm...

Работы мастеров О. п. поступали в мон-ри и храмы правосл. Востока, напр. на Синай, в качестве дипломатических и иных даров, украшая моленные кельи и монастырские кафоликоны (Рус. иконы Синая. 2015. С. 66, 68, 278-298, 319-332; Кат. II-30-34, 41, 42). Мастерам О. п. доверяли создание копий чудотворных и чтимых икон правосл. Востока (Ушакову - копию Киккской иконы Божией Матери, Рожкову - Иверской иконы Божией Матери). Были созданы оригинальные изводы, прославляющие Русское гос-во и правосл. Церковь (Древо государства Российского (Похвала Владимирской иконе Божией Матери), 1663, ГТГ), которые пользовались популярностью у др. иконописцев (сохр. прориси, см.: Комашко. 2017. Кат. 62) и оказали влияние на изводы Соборов местных святых, напр. Новгородских (иконы письма свящ. Г. Алексеева 1726 и 1728 гг., ГИМ и ГТГ). Одним из важных видов деятельности О. п. было поновление древних и ветхих икон, иногда с полной заменой красочного слоя и левкасной основы. В Успенском соборе Московского Кремля К. Улановым в 1699 г. была т. о. поновлена икона сер.- 2-й пол. XI в. «Спас царя Мануила/Златая Риза»; Г. Т. Зиновьевым в 1700 г.- икона кон. XIV - нач. XV в. из владимирского Успенского собора, известная как «Спас митрополита Киприана». Поновление не подразумевало замены изображения; исполненное грамотно, оно сохраняло древнюю живопись на века. Напр., Рожнов в 1701 г. поновил в Успенском соборе икону Похвалы Пресв. Богородицы с клеймами Акафиста (3-я четв. XIV в.). Мастера О. п. продолжали следовать изводам почитаемых икон, напр. «рублевскому» изводу Св. Троицы (Ушаков - «Св. Троица», 1671, ГРМ; Ушаков, Н. Павловец - «Св. Троица» из Троицкой ц. с. Ознобишина, 1677, ГМЗК; Уланов - «Св. Троица, с деяниями», 1689/90, Устюженский краеведческий музей). С переездом двора в новую столицу О. п. была реорганизована, что, по мнению совр. историков, нанесло урон сложившейся системе взаимоотношений между царским двором, иконописцами, живописцами, мастерами малых форм и качеству художественных кадров. Отдельные мастера были переведены в С.-Петербург, в Оружейную канцелярию, организацией к-рой с 1710 г. занимался М. Аврамов. Ему же было поручено создание и управление С.-Петербургской типографией (с 1711). Часть мастеров продолжала работать в Москве.

http://pravenc.ru/text/2581581.html

Одним из важных заказчиков Ушакова был святитель Иларион Суздальский, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова, о чем сообщает его житие. И именно из жития мы узнаем о том, что митрополитом Ушакову были заказаны четыре иконы: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и большое храмовое «Успение», исполненное в 1663 году. С иконой Успения связано замечательное предание, также изложенное в житии Илариона Суздальского. Когда происходила смена деревянного храма на каменный, Иларион задумался, сохранять ли прежнее престолоосвящение, и тогда ему во сне явилась Богоматерь в том образе, как Она была написана на ушаковской иконе. Илларион понял, что престолоосвящение надо сохранить, новый каменный храм был также посвящен Успению Богородицы. О том, что митрополит Иларион играл важную роль в жизни Ушакова, свидетельствуют и другие факты жития. В частности, известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам Иларион, и монахи его обители. И житие рассказывает, что когда монахи, гостившие в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был настолько велик, что прибежали сторожа от Спасской башни, испугавшись, что в Китай-городе начался пожар. Эти эпизоды показывают, насколько тесно Ушаков был связан с духовной средой, и, возможно, именно эта связь с малолетства предопределила его судьбу. Ушаков происходил из дворянской семьи, а для московского дворянина в ту пору выбор художественного поприща был несколько неожиданным. Скорее всего, причиной такого выбора были не только таланты молодого человека, но и внутренние духовные мотивы. Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном. Успение Богоматери. 1663 Дерево, темпера. 146×120. Третьяковская галерея Светло и живоподобно В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Этот храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по инициативе его настоятеля протоиерея Андрея Савинова, который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. Судя по сохранившимся подписям, самому Ушакову принадлежат только две главные иконы из этой церкви: Господский образ Христа Вседержителя и образ Богоматери Киккской.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Милостивая (Киккская, Киккотисса) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Чудотворная икона Киккская ( " Сфалангиотисса " из кипрского одноименного м-ря). В нескольких километрах к северу от автодороги Никосия-Пафос, в окрестностях города Лимассол находится женский монастырь в честь иконы Божией Матери Сфалангиотиссы. Его основание в этих местах связывают со следующим преданием: во время одного из нашествий арабов на остров монах-отшельник, живший здесь в предгорье Троодоса в пещере, искал, где можно спрятать от врагов образ Пресвятой Богородицы. Увидев густой куста[...] Файл 21900.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 198 Kb. Дата: 2013-07-27, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (197) , (13) . Описание: Список с чудотворной иконы " Сфалангиотисса " (Киккская), подаренный Свято-Успенскому женскому м-рю с. Елыкаево Кемеровской обл. Файл 21901.jpg:   Размер: 750x1000, 0.75 MPix, 585 Kb. Дата: 2013-07-27, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (110) , (12) . Описание: Богоматерь Елеуса Киккская. Ушаков Симон. 1675 г., Москва, Оружейная палата. 146 х 121 х 3,5 см. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (1927 г. из Флорищевой пустыни). Файл 30918.jpg:   Размер: 1965x2489, 4.89 MPix, 1957 Kb. Дата: 2018-01-08, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (132) , (1) .

http://pravicon.com/icon-160-photo

Архиепископ Иларион посетил Киккский монастырь на острове Кипр 21 октября 2009 г. 16:54 20 октября 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , пребывающий на острове Кипр в связи с участием в заседании Смешанной комиссии по диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, посетил монастырь Пресвятой Богородицы Киккской. В монастыре архиепископа Илариона и его спутников принимал митрополит Тамасосский Исаия (Киккотис), ранее исполнявший обязанности наместника этого монастыря. Архиепископ Иларион поклонился главной святыне обители — чудотворной Киккской иконе Божией Матери, осмотрел монастырские храмы и церковно-археологический музей, после чего состоялась трапеза с участием представителей братии монастыря. Далее владыка Иларион направился на вершину горы Трони к гробнице Архиепископа Макариоса III, Предстоятеля Кипрской Православной Церкви в 1950-1977 годах, ставшего первым Президентом Республики Кипр после обретения ею независимости в 1959 году. Архиепископ Иларион и его спутники пропели «Вечную память» выдающемуся служителю Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/919571.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010