искусстве известен как «Преображение Господне со всходники», см., напр., храмовую икону Никольской ц. казанского Спасо-Преображенского монастыря в изд.: Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877. С. 26). Неклассические тенденции проявляются в композиции «Воскрешение прав. Лазаря»: острые концы драпировок, невесомые, летящие фигуры, оторванные от позема; симметрия и гармония нарушаются избыточным количеством фигур апостолов и жителей Иерусалима. К этим иконам стилистически близки иконы «Рождество Пресв. Богородицы», «Вход Господень в Иерусалим» и «Христос Пантократор» (кон. XV - нач. XVI в.). В 1538 г. по заказу прота Серафима в Сев. Греции или на Афоне были выполнены иконы «Христос Пантократор» и Божия Матерь (типа «Киккская») (Αγιον Ορος. 2006. Σ. 95, N 41); при этом иконографический извод и художественные особенности на иконе Спасителя восходят к образцам критских изографов XV в.- Ангелоса Акотантоса, Андреаса Рицоса, Андреаса Павии. Как и во многих мон-рях Св. Горы, критские иконописцы создавали для храма Протата в К. иконописные ансамбли. Напр., деисусный чин (1542), состоящий из 7 икон большого размера (Ibid. Σ. 124-125, N 2. 47 - 2. 53; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 90-91, N 32-36), который предназначался для иконостаса храма Протата, искусствоведы единодушно приписывают Феофану Критскому и его сыновьям. Поясные изображения производят монументальное впечатление, а сплавленное вохрение личного без резких белильных оживок напоминает образы классического визант. искусства до эпохи исихазма. Еще М. Хадзидакис отметил в исполнении икон деисусного чина из храма Протата приметы стиля мастера Зорзиса Критского, писавшего иконы для кафоликонов Большого Метеорского монастыря, афонских монастырей Дохиар и прп. Дионисия ок. сер. XVI в. Христос Царь царем (Великий Архиерей) со святыми. Икона. XVI, XVIII вв. Иконописец Феофан Критский (Протат) Христос Царь царем (Великий Архиерей) со святыми. Икона. XVI, XVIII вв. Иконописец Феофан Критский (Протат) В этот же период XVI в., когда интенсивно украшалось большинство монастырей Св.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

( Ελγιος (Κουρλας). 1949. Σ. 427). Царские врата. 2-я пол. Х в. (XII в.?) (Протат) Царские врата. 2-я пол. Х в. (XII в.?) (Протат) Расцвет искусства и технологий малых форм в Греции во 2-й четв. XIX в. отразился на составе ризницы Протата и прежде всего на украшениях чтимых икон. Серебряный оклад иконы Божией Матери «Достойно есть», выполненный в технике высокого рельефа, был изготовлен в 1836 г. на средства, собранные иноками мон-рей и келлий, мастером Иоанном, сыном Николая, из Эноса (Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 114, 116-117); он покрывал полностью изображение, за исключением ликов, на его полях были представлены пророки, прославляющие Богоматерь. Этим же мастером был отлит в 1874 г. медный колокол, украшенный рельефными изображениями икон Божией Матери «Достойно есть» и «Успение Пресв. Богородицы» (Αγιον Ορος. 2006. Σ. 128, N 79). Вкладом иером. Макария из Галатисты является серебряный дискос 1851 г. с резным изображением Божией Матери «Достойно есть» (Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 120-121; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 128, N 78), повторяющим образ чудотворной иконы храма Протата с эпитетом «Портаитисса». Ее извод и иконографические особенности (позы и жесты Матери и Младенца, детали уборов и одежд) восходят к Киккской иконе Божией Матери. Также был вложен серебряный с позолотой литой крест XIX в. с изображениями «Распятия» и «Воскресения Христова». В технике черни выполнены медальоны оклада Евангелия 2-й пол. XIX в. с изображениями «Распятия», «Воскресения Христова», образами евангелистов и пророков. К числу редчайших образцов древнего искусства относится мраморный темплон из храма Протата (2-я пол. X в.; Θησαυρο. 1997. Σ. 268-269, N 6. 1). Это самая старая из сохранившихся алтарных преград в храмах Св. Горы и один из лучших примеров, характеризующих внутреннее церковное убранство в эпоху восстановления иконопочитания (ср. с более скромным темлоном кафоликона Осиос Лукас в Беотии, 60-е гг. X в.). Он включает колонки царских врат и по 2 орнаментированные плиты с каждой стороны от них в основании, украшенные «плетенками» различного рода, вариации которых составляют крестообразное обрамление центрального элемента в виде розетки или подобного ей переплетения кругов.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Вопросы о церковном искусстве : «Живоподобное письмо»: что это такое Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Киккская икона Божией Матери, 1668//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.94. — (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). «... Живоподобие — уникальный стиль русского искусства. Его создал царский изограф Симон Ушаков. Многие годы он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты». Почему на иконе изображают 12 апостолов? Ведь Иуда же предал Христа! Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Вознесение Господне. Андрей Рублев, Даниил Черный, 1408//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.94. — (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). В этом году праздник Вознесения Господня приходится на 10 июня. Реклама: С.95-97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает директор фонда «Доктор Лиза» Наталья Авилова . Фото из архива автора//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? У меня есть любимая рубрика — «Люди». Благодаря ей я узнала десятки совершенно потрясающих людей и историй их жизни. В этом номере отец Павел Когельман (с.38) рассказывает, что, по его мнению, самое сложное в священстве, а протоиерей Владимир Бойков (с.56) — о потрясающих людях и встречах, которые возможны только у нас, в России. 2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Еще одна моя любимая рубрика — « Читаем Евангелие вместе с радио „ Вера “ » (с.24). Действительно, вера Иосифа Обручника, его жизнь, его сила и решимость — прекрасный пример доверия Богу и урок жизни по вере, жизни для Бога. 3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Мне бы очень помогла даже не конкретная статья, а рубрика или разворот для детей. Не «детская», а именно в стиле и формате «Фомы» — мудрая, познавательная... На задней обложке: Реклама журнала: ПОМОГИТЕ НАМ БЕСПЛАТНО ПОДПИСАТЬ НА «ФОМУ» НЕИМУЩИХ. Аппликация Марии Сосниной.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

Но, что особенно любопытно – мы находим полное повторение этой греческой иконы (итальянского происхождения) в русской иконе, изображенной на той же таблице на 198 рисунке, с тою лишь разницею, что прильнувший к Матери Младенец кладет свою ручку на ее подбородок. Рис. 127. Икона Б. М. «Умиления» в Русском Музее, припис. Андрею Рублеву. Рис. 128. «Умиление Б. М.», припис. Андрею Рублеву, прорись. В том же собрании имеется большая Новгородская икона «Умиления», передающая все особенности итало-критского письма и, в данном случае, все детали красок, обычно отличающих образ Б. М. венецианского пошиба. Рис. 129. Икона Б. М. Умбрийской школы, конца XIV в., в галл. г. Перуджии, фот. Андерсона. 18 .         Далее, мы уже указывали, что тип Б. М. «Взыграние Младенца», с изображением Младенца, извернувшегося на руках Матери, близкий к типу «Умиления», должен был выработаться сначала в итальянской живописи (рис. 129), а затем и в итало-критской иконописи, где имеется (рис. 130 и 131) ряд икон Богоматери с Младенцем, не сидящим на руках у нее, но поддерживаемом в стоячем положении. То положение, которое в иконописном переводе кажется тяжелым и даже может показаться некрасивым, в произведениях живописи является только чертою натуральной детской живости и игры. Рис. 130. Икона Б. М. «Взыграния Младенца» греко-итальянской школы (Материалы, XXXVI, 67). В собрании Η. П. Лихачева (и также в лавке у римского антиквара подобную икону большого размера) мы видели затем не изданною пока итальянскую икону конца XIV или начала XV столетия, очень грубого Рис. 131. Икона Б. М. «Умиления», греко-итальянской школы (Материалы, XXXV, 66). исполнения, которая представляет точный прототип русского перевода Б. М. «Взыграния». Русские прориси встречаются часто (рис. 132 и 133). Поздне-греческая икона, некогда находившаяся в греческой церкви Мессины (называвшейся католическою, в смысле «православной греческой» 107 )  носила то же название «Мадонны письма» 108 , но представляла тип «Умиления» (рис. 85) или даже вариант так называемого «Взыграния», который ранее пришлось передать нам по его явной близости к образцам итальянской живописи. Рис. 132. Перевод образа «Взыграния Младенца» из Киевских листов Подл. К тому же типу «Взыграния» относится прославленная Киккская (что то же – Кипрская) икона Б. М., распространенная во множестве списков XV-XVII века как на всем греческом Востоке, (рис. 134), так и у нас в России, и подобная ей, но являющаяся особым вариантом афонская икона «Достойно есть» (рис. 135). Обе эти иконы потребовали бы, для своего исторического определения, особого рассуждения, которое, при данных условиях, было бы излишним, почему мы и ограничиваемся пока ссылкою на существующую литературу предмета и воспроизведением примерных рисунков обеих икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

201 Милостивая Киккская св. икона, по преданию, написана св. ап. и ев. Лукою и была послана им из Египта. Оттуда, во время владычества сарацин, она была перенесена в Царьград, а затем на о. Кипр, где и находится в обители, на горе Киккос (см. также 1427 стр.). Богоматерь изображена на ней с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, прильнувшим Своим ликом к Ее правой ланите. За свою чудодейственную силу эта св. икона пользуется славой не только среди христиан, но и иноверцев. Замечательна особенность этой св. иконы: ликов Богоматери и Богомладенца на ней видеть нельзя – половина иконы с верхнего угла до нижнего закрыта пеленой; когда и кем это сделано неизвестно; многие попытки приподнять пелену весьма тяжко наказывались. Вторично ей праздуется 26 дек. 202 По преданию, Минская св. икона, написанная св. ап. и ев. Лукою, была принесена из греческого г. Корсуня, или Херсонеса, св. равноап. еп. Владимиром в Киев, где и была поставлена в Десятинной церкви. Здесь она пребывала до 1500 г. и прославилась многими чудесами. В 1500 г., во время разорения Киева татарским ханом Махмет Гиреем, эта св. икона была брошена татарами в р. Днепр. Вскоре после этого, 13 авг. того же года, она чудесно явилась в Минске на р. Свислочи и помещена была в замковой церкви минских князей. Впоследствии она была перенесена в Минский Кафедральный собор, где хранится и поныне, прославившись многими чудесами. Она написана на деревянной доске (вышиною в 32 верш. и шириною в 21½ верш.) и представляет собою изображение Богоматери ст. сидящим на Ее левой руке Богомладенцем. 203 Михайловская св. икона, ныне находящаяся в Успенской церкви с. Большой Писаревки, Богодуховского y., Харьковской губ., прославилась чудесным исцелением одного неизлечимо-больного; свое наименование она получила оттого, что находилась в Михайловской церкви, замененной вновь отстроенной Успенскою. 204 Св. икона Млекопитательница , празднуемая 12 янв., находится в Афонском Хиландарском мон., куда передана была в XIII в. св. Саввою, архиеп. Сербским, который привез ее из обители св. Саввы Освященного в Палестине. Богоматерь на этой св. иконе изображена с Богомладенцем на Ее правой руке, питающимся Ее млеком; глава Богоматери увенчана короною, поддерживаемою ангелами. У наст. среди местно чтимых св. икон Богоматери тоже имеется св. икона с наименованием «Млекопитательница». Она была обретена в 1650 г., в 20 в. от Минска, на высоком дереве, в урочище Крестогорске, и помещается над царскими вратами в устроенном на месте ее явления храме Успения Божией Матери. Празднование в честь этой св. иконы, по устному преданию, прославившейся избавлением местных жителей от бедствий во время нашествия шведов и многими другими чудесами, совершается 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Священномученик Евфимий был епископом Сардийским. Жил в конце VIII и в начале IX века. Присутствовал на 7-м Вселенском Соборе, против иконоборцев. От императоров-иконоборцев Льва армянина и Михаила Косноязычного терпел и мучение и ссылку. При Феофиле скончался мученической смертью. Мощи его почивают в Анхиале (древней Фракии), на Черном море. Преподобный Еварест происходил из Галатии. Он любил читать творения св. Ефрема Сирина , и это чтение расположило его к поступлению в монастырь. Поступив в Студийскую обитель, Еварест вел очень строгую подвижническую жизнь. Скончался, будучи 75-ти лет. Жил в IX веке. Основал Коккоровийский монастырь, где и покоятся его мощи. Преподобный Константин жил в VIII веке. Происходил из евреев. Когда целовал он крест, во время крещеная, и положил его себе на голову, то от этого отпечатлелся на голове знак креста, который так и оставался во всю его жизнь. Подвизался св. Константин на Олимпе, а последние годы жил в Константинополе. За несколько лет он предсказал время своей смерти. Икона Богородицы «Трех Радостей» находится в Москве, в Троицкой, на Грязях, церкви. На ней вместе с Младенцем Иисусом изображен младенец Иоанн Креститель. Называется иконой «Трех Радостей» потому, что изображает радость трех лиц: Пресвятой Богородицы, Богомладенца Иисуса и младенца Предтечи Его. Икона Божией Матери Виленская, Остробрамская находится в Вильне, на городских воротах, называемых Остро-Брамой. Ее чтут не только православные, но и католики. Икона Пресвятой Богородицы Барловская, или «Блаженное чрево» явилась в 1392 году. Находится в Москве, в Благовещенском соборе. Милостивая Киккская икона Пресвятой Богородицы так названа от горы Киккос, находящейся на острове Кипре. К ней прибегают не только христиане, но и магометане. Читать под 12 нояб. О Максимовской иконе Богородицы читать под 18 апр. 27-е число О св. апостоле, первомученике и архидиаконе Стефане читать под 2 авг. О препод. исповеднике Феодоре начертанном читать 22 сент. Св. Феодор был архиепископом в Константинополе в VII столетии. Здесь он и родился. До принятая святительского сана был пресвитером и сосудохранителем Великой (т. е. кафедральной) церкви. Скончался около 690 года. 28-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Оклад 1576 г. был изготовлен в Никосии мастером Г. Тумазосом. Лики были оставлены открытыми, в том месте, где рука Младенца лежит на груди Богоматери, устроена дверца. Насельники Киккского мон-ря рассказали В. Г. Григоровичу-Барскому, что икона написана в технике энкаустики «на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиимь воскомь и мастихою изображенна, о чесом испитания известнаго несть, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единаго на персех малаго оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною» ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267). По словам Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II , патриарх Иерусалимский), иноки, менявшие покров раз в год (иногда раз в 3 года), делали это стоя позади иконы, чтобы не видеть лика ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 94-95). Лики открывали лишь во время засухи, вознося К. и. на близлежащую к мон-рю гору ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 268). Оклад 1576 г. был заменен в 1795 г. новым, серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и др. драгоценными камнями, который покрывает икону в наст. время. На окладе 1576 г. воспроизведены жесты и одеяния, известные по большинству кипрских списков К. и. XIV-XVI вв.; на окладе 1795 г., насколько он доступен для обозрения, Младенец изображен в длинном хитоне, обнажающем лишь ступни Его скрещенных ножек. «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре» В основе лежит рассказ 1422 г. 125-летнего иером. Киккского мон-ря Григория. «Сказание...» известно в 5 списках: Александрийском (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), из Музея Киккского мон-ря (Р 12, XVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии, издан К. Спиридакисом), Ватиканском (Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимском (Hieros. Patr. 328, 1695 г., ныне в б-ке Исследовательского центра Киккского мон-ря на подворье Архангелу мон-ря , который описан А. И. Пападопуло-Керамевсом), Китийской митрополии (1740, не сохр., издан А. Папагеоргиу). Еще один утраченный список лег в основу сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает текст оригинала Александрийский список. История этой иконы также кратко изложена в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). Из поствизантийских источников наиболее ценные сведения о К. и. содержатся в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751) Ефрема Афинянина и в «Странствиях по святым местам Востока» Григоровича-Барского, посещавшего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Крестообразный 4-лепестковый узор на красном плате напоминает орнамент плата синайского диптиха посл. четв. XIII в. Одежды Иисуса Христа и свиток красного цвета, на груди Младенца - синяя перевязь с красной обвивающей лентой, на ногах - красные сандалии. Одежды покрыты золотым ассистом, под коротким хитоном, как и на предыдущей иконе,- прозрачная рубашка. Утраты живописи, появившиеся, очевидно, в результате особого почитания (целования, омовения) образа, не позволяют уточнить положение левой руки Богоматери. Папагеоргиу считал, что икона из ц. вмц. Марины в Калопанайотисе (119×84 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) выполнена в XIV в. ( Παπαγεωργου. 1991. Σ. 72-73), Вейл Карр уточняет эту датировку - кон. XIV в. (Ibid. Σ. 110). Образ является 2-сторонним (на обороте «Снятие с креста»), т. е. использовался в крестных ходах. Красочный слой имеет серьезные утраты. Изображение Божией Матери сопровождается надписью: «Афанасиотисса». Образ сходен с иконой из ц. мучеников Сергия и Вакха (позы, детали рисунка, расцветка одежд, в т. ч. перевязи синего цвета на груди Младенца); среди некоторых отличий - перевязь без дополнительной обвивающей ленты. Медальоны с 2 ангелами, руки которых покрыты покровами-сударями, могут восходить к к-польским образцам или обозначать особое почитание данной иконы, уподобляющее ее чтимому образу «Одигитрии»; возможно, икона почиталась как покровительница города, селения или церкви. Незаурядное живописное качество указывает на ее создание в мастерской крупного художественного центра. Икона из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты между Като-Пиргосом и Пано-Пиргосом (105×82,5 см; Музей Киккского мон-ря), созданная в кон. XIV в. или несколько ранее (Ibidem), по композиции близка к спискам К. и. из храмов Панагии и мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе: сходны положение Младенца и наклон головы Богоматери, жесты, цвета одежд и свитка. Отсутствует дополнительная лента на перевязи хитона. С. К. Пердикис отмечает высокие художественные достоинства иконы, что, по его мнению, указывает на образец к-польского происхождения (Ιερ Μητρπολις Μρφου.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Царь, выслушав эти слова, опечалился; обещая Мануилу исполнить волю Богоматери, он со слезами воскликнул: — Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Но молю Тебя: избави дщерь мою от неисцелимого и тяжкого недуга, и я со всей готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр. И царевна после такого обещания императора получила исцеление. Но царь медлил исполнить обет, потому что не хотел расставаться с великой святыней своего града. Тогда Божие наказание постигло нерадивого земного владыку: император впал в тяжкий недуг. В болезни от увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить свое обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, царь велел лучшему живописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров. Но Пресвятая Дева явилась царю в сновидении и грозно сказала: — Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров к монаху Исаии, ибо так Мне угодно. После этого царь не решился удерживать у себя святой образ. Он снарядил корабль и с великой честью препроводил икону на Кипр к Исаии, послав ему и значительную сумму денег на устройство храма. Мануилу же велел во всем оказывать содействие иноку. Когда икона прибыла на остров, здесь от нее совершилось много чудес. Исаия построил большой храм во имя Богоматери на Киккской горе и в нем поставил образ Богоматери. Около храма им же были устроены кельи для иноков, выбран игумен, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден царской грамотой. Обитель получила название Императорской как построенная на средства царя. С древних времен и доныне в обитель Богоматери во всех сторон стекаются страждущие всевозможными недугами и по вере своей получают исцеление. Не только православные, но и иноверцы преклоняются перед чудодейственной благодатью святой иконы. По молитвам перед ней многократно ниспадал на землю во время засухи обильный дождь, бесплодные жены получали чадородие, кровоточивые исцелялись. Немой отрок однажды заговорил у образа. Другой, лежавший на смертном одре, ожил. Воин Георгий, переломивший ногу в дороге, здесь был чудесно исцелен. Язычник, дерзновенно поднявший свою руку на святой образ, был тут же наказан: мгновенно рука его засохла, в память чего к иконе и привешена железная рука.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

В. Поста) или даже Арабской (приписываются древности, 322 г., 732 г. и пр.). Более определенное указание заключается в наименовании некоторых икон этого типа «Цареградскими» (одна по преданию от 1071 г.) и «Египетской» (1060 г.). Наиболее характерным представителем этого ряда является «Троеручица» Иоанна Дамаскина , с ясным указанием на сиро-египетское происхождение основного типа иконы. К тому же основному типу примыкает образ Киккской Божией Матери (=Кипрской), он же именуется образом «Милостивой» Богоматери («Елеусы», см. ниже). Оригинальный тип представлен «Корсунскою» Богоматерью (обнимающею голову Сына) и ее разнообразными вариантами. Многочисленные чтимые в России иконы, примыкающие к этому типу, начиная с Владимирской, представляют Младенца, в жарком умилении охватившего шею матери: Игоревская XII в., Костромская Феодоровская (яв. 1239 г.), Донская (1382 г.) 62 , Яхремская (1482 г.), Пахромская (1472 г.), Ярославская (1588 г.), Словенская (1635г.), Коневская (1393 г.), Елецкая (относимая к 1060 году), «Блаженное Чрево» (1392 г.) или Барловская (в Благовещенском соборе Москвы), «Взыграние» в Угрешском монастыре бл. Москвы (1795 г.) и др. тип господствовал в – XVI веках. Богоматерь с Младенцем, сидящим на правой руке Матери, но обернувшимся в сторону, является на иконе Молченской (яв. 1635 г.), Мателикийской (991 г.), Молдавской (в г. Николаеве), Долинской и др. Положение Младенца, стоящаго или рядом с Матерью сидящею, или у нее на коленах, или даже поддерживаемого в стоячем положении Матерью, может быть выделено в особый тип; тем более, что это положение мотивируется особыми причинами. Самое славное изображено в этом ряду, конечно, Казанская Божия Матерь и различные копии или подобия этой иконы, напр. Девпетерувская (1392 г.), Ржевская Оковицкая (1539 г. в Москве), Селигерская, Петровская и др. Затем следуют: Страстная Божия Матерь (рис. 56) (в Страстном м-ре в Москве, яв. 1641 г.)=Страшное видение (Ангела, несущего орудия Страстей Христовых), происходит, по-видимому, с Кипра, в XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010